16

Ответ на пост «Виктимблейминг и отсутствие здравомыслия»

Имхо, вся суть проблемы заключается не в женщинах или феминистках, а в относительной сложности самой концепции виктимного поведения — то есть, вопроса о том, какую роль жертва могла сыграть в произошедшем с ней.

Проблему усугубляют две крайние и одинаково вредные позиции:

Первая крайность — тотальное обвинение жертвы. В своем предельном проявлении, особенно среди наиболее упрощенно мыслящих людей, установка «сама виновата» превращается в оправдание насилия. Поскольку такой подход наносит колоссальный вред, вызывая у жертвы вторичную травму, в ответ сформировалась радикальная идея о том, что обсуждать какое-либо участие жертвы в случившемся — абсолютно недопустимо. Этому также способствуют современные гуманистические концепции, ставящие во главу угла безусловную ценность и чувства индивида. Что вообщето попахивает сильно разным редукционизмом.

Вторая крайность — полное отрицание личной ответственности. Из ложной жалости или страха быть некорректным человеку не сообщают важную информацию о безопасности. Это порождает нереалистичную и опасную установку «можно вести себя как угодно, все вокруг должны быть адекватны», что в реальности лишь повышает риски.

По сути, те, кто подливают масла в огонь этих двух концепций, очень похожи. Это люди с догматичным, примитивным мышлением, которым всегда требуется простое и однозначное объяснение, даже если на их уровне развития его не существует.

Объяснить такому человеку, что в каждом конкретном случае необходим взвешенный выбор — что важнее: донести информацию о безопасности или минимизировать травмирующий эффект для жертвы, — практически невозможно. Поэтому в публичном пространстве и утвердилась упрощенная догма: «жертву ни в коем случае не обвинять и не обижать». Особенно она сильна на Западе, но есть и у нас. Эта догма — во многом реакция на "традиционную", которая в своем пределе является откровенно людоедской. Этика толпы легко сдвигается из области рассказа жеотве о возможностях влиять на свой риск в область оправдания насилия.

И что еще важнее, в нашей культуре сегодня отсутствует интеллектуальный дискурс на эту тему, хотя исторически она как раз основана на идее личного выбора и личной ответственности того кто общается с жертвой, в подобных сложных ситуациях. Просто предложить эту идею некому (некому высказать доходчиво и поддерживать, некому понимать как альтернативу западному интеллектуальному редукционизму).

Именно по этой причине западная идея оказывается сильнее: она подкреплена развитой теоретической базой, в то время как у нас аналогичного интеллектуального фундамента не возникло. Точнее он не стал распространенным. Он банально сложнее в пределе.

При этом изначальная концепция «сама виновата» в своей основе вреднее, поскольку она не только может вредить в конкретных случаях, но и размывает этические границы во всем обществе. В отличие от нее, ошибки в рамках западного подхода — такие как отрицание личной ответственности — влияют в первую очередь на индивидуальную безопасность и на этику не имеют большого влияния.

Показать полностью
31

Виктимблейминг и отсутствие здравомыслия

Сегодня для срача решил рассмотреть одну ветку комментов #comment_374068256 в которой я заметил довольно стандартную для феминисток риторику, но вот не могу понять они реально не понимают, что такое "вероятность" или прикидываются ветошью?

Есть такое понятие виктимблейминг это явление, при котором на жертву преступления, несчастного случая или насилия возлагают полную или частичную ответственность за произошедшее

Но также есть понятие виктимное поведение это склонность человека становиться жертвой преступлений или других негативных ситуаций из-за своего образа мышления и поведения

В частности у нас в примере ведётся речь про жертв насилия и известную выставку, где была представлена одежда жертв насилия. Одежда там была обычная, и феминистки апеллируют к тому, что раз в скольких то процентах случаев насилие было произведено над жертвой в пуховике и ватных штанах, то значит для абсолютно всех преступников неважна одежда жертвы и они все действуют одинаково.

Замечу, что ни моя ни риторика еще одного комментатора не оправдывала преступника и не накладывала вину на жертву, но женское коммьюнити придерживается принципа "вижу цель, не вижу препятствий". Им неважны логичные аргументы про то, что если человек находится в опасном месте в опасное время и ведёт себя вызывающе, а форма одежды тоже может быть вызывающей, то увеличивается ВЕРОЯТНОСТЬ того, что у тебя будут проблемы и они указывают на то, что женщины не хотят ходить в паранже, специально утрируя и гиперболизируя аргументы. А если подумать, то в гопорайоне парень в майке в сеточку, с крашеными волосами и в оранжевых шортах скорее всего тоже опиздюлится и такие парни вероятно это тоже понимают и пытаются придерживаться безопасных форм одежды если находятся в не особо безопасных местах.

И как следствие я имею 2 вопроса.

1 Как упомянутая выше выставка одежды опровергает тот факт, что чем более ярко, открыто и вызывающе ты выглядишь, тем больше вероятности получить проблемы на свою голову?

2 Вам действительно ваша личная безопасность менее важна, чем возможность всегда и везде ходить в трусах и лифчике или без них?

И тут даже от пола не зависит как мы выяснили.

Но у феминисток видимо все не так.

Хочу услышать аргументированную точку зрения феминисток и им сочувствующих на этот вопрос. Остальные комментаторы тоже приветствуются.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!