Серия «Археология любовных традиций»

1

Традиции любовных союзов: многоженство - многомужество, полигамия - моногамия

Друзья, а знаете ли вы что в традициях человечества была также так называемая полиандрия (многомужество). Вероятно, формы любовных отношений были производными от более важных факторов (природа, экономика, политика).

Далее приводится текст из книги Вячеслава Дубынина. Мозг и его потребности. Стр 293.

Человек: полигамная или моногамная стратегия?

Моногамия Homo sapiens ведет к появлению полового отбора, реализуемого не только женщинами в отношении мужчин, но и мужчинами в отношении женщин. И «прихорашивание» прекрасной половины человечества — ответ на такой отбор. Ну и конечно, ревность в отношениях пары — практически фатальная составляющая, способная испортить даже самый замечательный брак.

В целом же половое поведение человека — это конкуренция моногамной и полигамной стратегий.

Полигамная более древняя. Действительно, и у мужчин, и у женщин есть поводы для поиска новых половых партнеров. Мужчин, как уже говорилось, привлекает молодость женщины, возможность завести большее количество потомства; женщин привлекает статус мужчины, что подразумевает возможность вырастить потомков «лучшего качества».

С развитием цивилизации, различных сфер хозяйства более статусные мужчины получают возможность содержать нескольких жен, что во многих социумах приводит к появлению полигинии (узаконен-ного многоженства). Гораздо реже встречается полиандрия («многомужество»), например она существовала в Непале.

За полигамную стратегию - половые гормоны (андрогены, эстрогены), люлиберин, ряд гормонов гипофиза. За эволюционно более новую моногамную стратегию — окситоцин и вазопрессин, устойчивая привязанность, импринтинг, важность совместного длительного выращивания потомства, нормы морали (в христианстве, кстати, весьма жесткие).

В жизни каждого человека присутствует борьба этих стратегий. По анонимным опросам получается, что около 50% мужчин изменяют хотя бы иногда своим супругам; в подобном же «нехорошем поведении» призналось 25% женщин. Социологи, впрочем, обычно пишут, что цифры, скорее всего, несколько завышены в первом случае (мужское хвастовство) и занижены - во втором («один раз не считается»).

С другой стороны, оказывается, что в мужских гомосексуальных парах измен заметно больше, чем в женских. Поэтому будем считать, что определенная достоверность в приводимой статистике имеется.

Вывод: несмотря на все сложности, отношения полов и любовь — важнейшие источники положительных эмоций, радости и духовного роста человека на всех стадиях — от момента влюбленности до момента: «Жили долго, счастливо и умерли в один день».

***

Ps: кому нравится подобный love-pro-svet, у меня есть канал, где я фанатично собираю подобный материал

https://t.me/ProBab777

Показать полностью
8

Многоженство и кража невест у славян

Обычно эти явления ассоциируются с кавказской традицией, и мы смотрим на это свысока своей культурности. Но наш историк Василий Ключевский пишет, что те же самые явления были и в традиции славян. Возможно, кому-то будет интересно.

В.Ключеский. Курс русской истории. Лекция VIII

ПОЧИТАНИЕ ПРЕДКОВ.
По-видимому, большее развитие получил и крепче держался Другой ряд верований, культ предков. В старинных русских памятниках средоточием этого культа является со значением охранителя родичей род со своими рожаницами, т. е. Дед с бабушками, - намёк на господствовавшее некогда между славянами многоженство. Тот же обоготворённый предок чествовался под именем чура, в церковнославянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур. Значение этого деда-родоначальника как охранителя родичей доселе сохранилось в заклинании от нечистой силы или нежданной опасности: чур меня! т. е. храни меня, дед. Охраняя родичей от всякого лиха, чур оберегал и их родовое достояние. Предание, оставившее следы в языке, придаёт чуру значение, одинаковое с римским Термом, значение сберегателя родовых полей и границ. Нарушение межи, надлежащей границы, законной меры мы и теперь выражаем словом чересчур; значит, чур - мера, граница. Этим значением чура можно, кажется, объяснить одну черту погребального обряда у русских славян, как его описывает Начальная летопись. Покойника, совершив над ним тризну, сжигали, кости его собирали в малую посудину и ставили на столбу на распутиях, где скрещиваются пути, т. е. сходятся межи разных владений. Придорожные столбы, на которых стояли сосуды с прахом предков, - это межевые знаки, охранявшие границы родового поля или дедовской усадьбы. Отсюда суеверный страх, овладевавший русским человеком на перекрёстках: здесь, на нейтральной почве родич чувствовал себя на чужбине, не дома, за пределами родного поля, вне сферы мощи своих охранительных чуров. Всё это, по-видимому, говорит о первобытной широте, цельности родового союза. И однако в народных преданиях и поверьях этот чур-дед, хранитель рода, является ещё с именем дедушки домового, т. е. хранителя не целого рода, а отдельного двора. Таким образом, не колебля народных верований и преданий, связанных с первобытным родовым союзом, расселение должно было разрушать юридическую связь рода, заменяя родство соседством. И эта замена оставила некоторый след в языке: сябр, шабер, по первоначальному, коренному значению родственник (ср. лат. consobrinus), потом получил значение соседа, товарища.

ФОРМЫ ЯЗЫЧЕСКОГО БРАКА.
Это юридическое разложение родового союза делало возможным взаимное сближение родов, одним из средств которого служил брак. Начальная летопись отметила, хотя и не совсем полно и отчётливо, моменты этого сближения, отразившиеся на формах брака и имевшие некоторую связь с ходом того же расселения. Первоначальные однодворки, сложные семьи ближайших родственников, которыми размещались восточные славяне, с течением времени разрастались в родственные селения, помнившие о своём общем происхождении, память о котором сохранялась в отческих названиях таких сёл: Жидчичи, Мирятичи, Дедичи, Дедогостичи. Для таких сёл, состоявших из одних родственников, важным делом было добывание невест. При господстве многоженства своих недоставало, а чужих не уступала их родня добровольно и даром. Отсюда необходимость похищений. Они совершались, по летописи, «на игрищах межю селы», на религиозных праздниках в честь общих неродовых богов «у воды», у священных источников или на берегах рек и озёр, куда собирались обыватели и обывательницы разных сёл. Начальная летопись изображает различные формы брака как разные степени людскости, культурности русско-славянских племён. В этом отношении она ставит все племена на низшую ступень сравнительно с полянами. Описывая языческие обычаи радимичей, вятичей, северян, кривичей, она замечает, что на тех «бесовских игрищах умыкаху жены себе, с нею же кто свещашеся». Умычка и была в глазах древнего бытописателя низшей формой брака, даже его отрицанием: «браци не бываху в них», а только умычки. Известная игра сельской молодёжи обоего пола в горелки - поздний остаток этих дохристианских брачных умычек. Вражда между родами, вызывавшаяся умычкою чужеродных невест, устранялась веном, отступным, выкупом похищенной невесты у её родственников. С течением времени вено превратилось в прямую продажу невесты жениху её родственниками по взаимному соглашению родни обеих сторон: акт насилия заменялся сделкой с обрядом мирного хождения зятя (жениха) по невесту, которое тоже, как видно, сопровождалось уплатой вена. Дальнейший момент сближения родов летопись отметила у полян, уже вышедших, по её изображению, из дикого состояния, в каком оставались другие племена. Она замечает, что у полян «не хожаше зять по невесту, но привожаху вечер (приводили её к жениху вечером), а заутра приношаху по ней, что вдадуче», т. е. на другой день приносили вслед за ней. что давали: в этих словах видят указание на приданое. Так читается это место в Лаврентьевском списке летописи. В Ипатьевском другое чтение: «завтра приношаху, что на ней (за неё) вдадуче». Это выражение скорее говорит о вене. Значит, оба чтения отметили две новые фазы в эволюции брака. Итак, хождение жениха за невестой, заменившее умычку, в свою очередь сменилось приводом невесты к жениху с получением вена или с выдачей приданого, почему законная жена в языческой Руси называлась водимою. От этих двух форм брака, хождения жениха и привода невесты, идут, повидимому, выражения брать замуж и выдавать замуж: язык запомнил много старины, свеянной временем с людской памяти. Умычка, вено, в смысле откупа за умычку, вено как продажа невесты, хождение за невестой. привод невесты с уплатой вена и потом с выдачей приданого - все эти сменявшие одна другую формы брака были последовательными моментами разрушения родовых связей, подготовлявшими взаимное сближение родов. Брак размыкал род, так сказать, с обоих концов, облегчая не только выход из рода, но и приобщение к нему. Родственники жениха и невесты становились своими людьми друг для друга, свояками; свойство сделалось видом родства. Значит, брак уже в языческую пору роднил чуждые друг другу роды. В первичном, нетронутом своём составе род представляет замкнутый союз, недоступный для чужаков: невеста из чужого рода порывала родственную связь со своими кровными родичами, но, став женой, не роднила их с роднёй своего мужа. Родственные сёла, о которых говорит летопись, не были такими первичными союзами: они образовались из обломков рода, разрослись из отдельных дворов, на которые распадался род в эпоху расселения.

***

PS: я пишу заметки на тему гендерной психологии и делаю обзоры редких тематических книг. Ссылка на канал в профиле

Показать полностью
1

Приводы, умычки, многоженство, наложничество и сдача жен в монастыри - славянские традиции

Любопытная история традиций, которая была в семеных отношениях наших предков в дохристианский период. И в этом любопытстве есть и практический интерес. Ведь славянская традиция в большей степени складывалась "от сердца", а "не от принуждения". То есть свободы выбора у разрозненных многочисленных племен было больше, чем в период централизованных властных структур. А следовательно в традициях славян складывался более естественный порядок. И сейчас, когда мы переживаем кризис брака (за первое полугодие в России было заключено 360 тыс браков и оформлено 318 тыс разводов) и когда страны "первого мира" ищут альтернативы традиционному брачному союзу (например книга Светланы Кольчик "Новая семья. Гостевой брак, лоскутная семья и др форматы отношений в современном мире") имеет смысл (хотя бы ради кругозора) посмотреть, а что было у нас с вами когда-то...

Далее из книги: Василий Ключевский. Курс русской истории. Лекция XV:

Влияние христианизации на семью.
Не менее глубоко было действие церкви на формы и дух частного гражданского общежития, именно на основной его союз - семейный. Здесь она доканчивала разрушение языческого родового союза, до неё начавшееся. Христианство застало на Руси только остатки этого союза, например кровомщение: цельного рода уже не существовало. Один из признакового цельности - отсутствие наследования по завещанию, а из договора Олега с греками мы видели, что уже за три четверти века до крещения Владимира письменное обряжение, завещание, было господствующей формой наследования, по крайней мере, в тех классах русского общества, которые имели прямые сношения с Византией. Построенный на языческих основаниях, родовой союз был противен церкви, и она с первой минуты своего водворения на Руси стала разбивать его, строя из его обломков союз семейный, ею освящаемый. Главным средством для этого служило церковное законодательство о браке и наследовании. Мы уже знаем, что летопись отметила у полян ещё в языческую пору привод невесты к жениху вечером, форму брачного союза, которую она даже решилась признать браком. Но из поучения духовенству, приписываемого архиепископу новгородскому Иоанну, видим, что даже в его время, почти два века спустя по принятии христианства, в разных классах общества действовали различные формы языческого брака - и привод, и умычка, заменявшие брак христианский. Поэтому «невенчальные» жёны в простонародье были столь обычны, что церковь принуждена была до известной степени мириться с ними, признавать их если не вполне законными, то терпимыми, и устав Ярослава даже налагает на мужа пеню за самовольный развод с такой женой, а сейчас упомянутый архиепископ настойчиво требует от священников, чтобы они венчали такие четы даже и с детьми. Гораздо строже, чем за уклонение от церковного венчания, карает тот же устав за браки в близких степенях родства. Митрополит Иоанн II во второй половине XI в. налагает епитимью на браки даже между четвероюродными; но потом допускали брачный союз и между троюродными. Христианский брак не допускается между близкими родственниками, между своими; следовательно, стесняя постепенно круг родства, в пределах которого запрещался брак, церковь приучала более отдалённых родственников смотреть друг на друга как на чужих. Так церковь укорачивала языческое родство, обрубая слишком широко раскидывавшиеся его ветви.

РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНОГО НАЧАЛА (на стыке языческих и славянских традиций).
Трудным делом церкви в устройстве семьи было установить в ней новые юридические и нравственные начала. Здесь предстояло внести право и дисциплину в наименее поддающиеся нормировке отношения, направляемые дотоле инстинктом и произволом, бороться с многоженством, наложничеством, со своеволием разводов, посредством которых мужья освобождались от наскучивших им жён, заставляя их уходить в монастырь. Христианская семья, завязываясь как союз гражданский обоюдным согласием жениха и невесты, держится на юридическом равенстве и нравственном взаимодействии мужа и жены. Необходимое следствие гражданской равноправности жены - усвоение ей права собственности. Ещё в Х в. дружинная и торговая Русь знакома была с раздельностью имущества супругов: по договору Олега с греками на имущество жены не падала ответственность за преступление мужа. Церкви предстояло поддерживать и укреплять это установление: церковный устав Владимира Святого ей предоставил разбирать споры между мужем и женой «о животе», об имуществе. Впрочем, влияние церкви на семейный быт не ограничивалось сферой действия формального церковного суда, регламентируемого уставами: оставались отношения, которые она предоставляла чисто нравственному суду духовника. Устав Ярослава наказывает жену, которая бьёт своего мужа, но обратный случай обходит молчанием. Духовника не следует забывать и при разборе статей церковных уставов об отношениях между родителями и детьми. Здесь закон ограничивается, как бы сказать, простейшими, наименее терпимыми неправильностями семейной жизни, сдерживая произвол родителей в деле женитьбы или замужества детей, возлагая на родителей ответственность за целомудрие дочерей, карая детей, которые бьют своих родителей, не только церковной, но и гражданской, «властельской казнью», как тяжких уголовных преступников. Зато предоставлен был полный простор мужу и отцу как завещателю: древнейшие памятники русского права не налагают никаких ограничений на его предсмертную волю, не следуя в этом за своими византийскими образцами. «Как кто, умирая, разделит свой дом детям, на том и стоять»; какова основа наследственного права по Русской Правде. Закон не предполагает, чтобы при детях возможны были вне семьи какие-либо другие наследники по завещанию. Близкие родственники выступают только в случае опеки, когда мать-вдова при малолетних детях вторично выходила замуж, а в договоре Олега являются законными наследниками, когда после умершего ее оставалось ни детей, ни завещания. Припомним, что в этой победе семейного начала над родовым церковное законодательство только доканчивало дело, начатое ещё в языческие времена другими влияниями, на которые я указывал прежде (в лекциях VIII и X).

***

PS: это статья "в серии". Кликните по названию серии "Археология любовных традиций", чтобы увидеть другие.

PPS: пишу на тему гендерной психологии. Ссылка на канал.

https://t.me/ProBab777

Показать полностью
10

ПОЧЕМУ РОССИЯНЕ РАЗУЧИЛИСЬ ЖИТЬ В БРАКЕ?

За первое полугодие в России было заключено 360 000 браков, а расторгнуто – 318 000. Такие цифры очень удивляют, что подтолкнуло меня проанализировать причины с точки зрения гендерной психологии.

Возьмем за аксиомы, что мужчина и женщина притягиваются друг другу и запрограммированы на любовный контакт, а также что мужчина и женщина вступают в брак ради удовлетворения неких своих потребностей. Следовательно, если идея брака предопределена нашей природой, то почему большинство отказываются от брака?

Существует порядка 30 теорий о причинах вступления в брак, которые перебирают все мыслимые и немыслимые причины. Возможно, для анализа расторжения конкретного брака было бы полезным пройтись по этим теориям и посмотреть «где ошибся наш клиент». Но для мета-анализа хотелось бы найти общие для всех расторгаемых браков причины.

1) Во-первых, классический брак явно не единственно возможная форма взаимоотношений полов. Он возник в определенном экономическо-политическом контексте, когда «индивидуальные хозяйства» являлись основой производительности и когда борьба с эпидемиями и заболеваниями была возможна только через моногамию. И то, что с изменением экономики и появлением контрацепции люди начинают искать новые формы союза мужчины и женщины, видно на примере исследования Светланы Кольчик «Новая семья. Гостевой брак, лоскутная семья и другие форматы отношений в современном мире».

2) Во-вторых, Запад сильно «подгадил» даже в вопросах развода. Идея заключать браки вследствие сильных романтических чувств и расторгать их при исчезновении «романтики» пришла к нам именно из традиции Западной Европы (см юнгианского психоаналитика Роберта Джонсона "Мы. Глубинные аспекты романтической любви»). На Востоке, как утверждает автор, браки заключаются на основе взаимного уважения и доверия, а не одержимости.

3) В-третьих, мир становится инфантильным. Как ни странно, но с повышением материального уровня жизни, повышается возраст взросления человека. А инфантильные люди ищут в браке возможность «отыграть и дожить» роль ребенка, а не выстраивать партнерские отношения с ориентацией на преодоление трудностей.

4) В-четвертых, люди не задумываются о том, зачем нужен брак. Не задумаются о его роли, функциях, стадиях и пр. Отсутствует какая-либо система обучения семейным отношениям. Добрачное консультирование по вопросам психологической совместимости, гендерная и семейная психология являются такой экзотикой, что, наверное, не всякий психолог сталкивался. А что тут говорить о массовом обывателе.

В тему осознания функций семьи примечательно замечание того же Роберта Джонсона из книги «Она. Глубинные аспекты женской психологии»: «Символически можно представить брак в виде двух человек, стоящих спиной к спине и таким образом защищающих друг друга. Задача женщины состоит в том, чтобы защитить не только себя, но и мужчину и семью от опасности, исходящей изнутри: настроения, опустошенности, всплесков и срывов, уязвимости и так называемой одержимости. Со всем этим женская гениальность справляется значительно лучше мужского гения, который, как правило, необходим, чтобы жить во внешнем мире, сохраняя безопасность семьи. В жизненной установке современного человека таится особая опасность, которая заключается в том, что и мужчина, и женщина обращены к внешнему миру и заняты решением внешних проблем. Тогда остается без защиты мир внутренний, поэтому в семейной жизни многие неприятности возникают именно в этой незащищенной области. В таком случае особенно беззащитными и ранимыми оказываются дети».

Таким образом, наше общество переживает кризис семейных отношений и института брака, о чем говорят цифры разводов. И государство, провозглашая стратегию («Год семьи»), должно задумываться и над тактикой, а именно как обыватель придет к созданию семьи. А если создаст, то как долго и качественно будет существовать его семья. Ответом и предложением на обозначенную проблему служило бы введение в школьную программу курса «Психология любви», где на старте «любовной карьеры» объясняли бы разницу в психологии мальчика и девочки, основы создания и поддержания отношений, задачи семейного союза.

PS: Кому интересны вопросы "психологии любви", в своем канале пытаюсь развивать научно-популярный подход к данной проблематике. Заинтересован в обсуждениях, аналитике и других формах повышения осознанности в вопросах любви.

https://t.me/ProBab777

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!