Серия «Байкал 2021»

71

215 километров на коньках по Байкалу [часть 4]

День 10. До голоустного

Доброго утра.

Крайне скучный день на события. Мы посетили пару гротов и скалу «Слон» с аркой.

Торосы прижали нас к берегу, поэтому почти всю дорогу мы шли по накатанному зимнику. Выбираться на большой лёд не было ни возможности, ни желания. Высота ледяных торосов превосходила человеческий рост в несколько раз.

Завершили переход в дельте реки Голоустная.

Вновь поставили палатку на лёд. Ровных земляных площадок не наблюдалось. Вокруг лишь замёрзшие болота, да протоки. Опасаясь сильного ветра укрылись за насыпью.

Здесь даже ловит интернет! Выходим на связь и говорим, что у нас всё хорошо. Завтра будем завтракать человеческой едой!

День 11. Еда и все все все

Холодное утро. Настя начинает агитировать сойти прям в Большом Голоустном, что за полем. Настроение такое, что хотелось бы и сойти. Что там делать оставшиеся два дня? Лёд и скалы уже опостылели. Зачем идти дальше?

С такими мыслями я выходил из лагеря вслед за руководом.

«Пшеничные» поля сменились замёрзшим лесом. Вода подошла слишком близко к деревьям и сковала корни. Проходим мимо, огибая пленённые стволы.

На подходе к посёлку встречаем табун лошадей.

За «поворотом» выходим в бухту Большого Голоустного.

На берегу стоят несколько мажорных хивусов, гуляют толпы народу, играет музыка. Проходим мимо, прячем снарягу под пирсом и уходим в ближайшее кафе. Нас ждёт еда!

После яишенки и цезаря с «омулем» жизнь становится светлее, а настрой бодрее. Так что на берегу остаётся только Настя. А мы втроём встаём на коньки и устремляемся вдаль.

Ушли мы не далеко. Проклятие группы состояло в том, что кто-то обязательно должен идти пешком. После схода Насти этим пешим стал Кирилл. Один из его коньков потерял крепление, вырвав фиксирующий болт.

Теперь мы с Машей ждём телепающегося руковода. Появилось много времени на съёмки всякой фигни.

Добавлю красивую панораму, на которой Кирилл пытается идти лыжным ходом.

Нас тем временем вновь прижимает торосами к берегу.

Ещё на выходе из Голоустного к нам подошёл некий господин и спросил, куда мы идём. Наш план был идти пока идётся, на что этот уважаемый товарищ указывающим тоном сказал нам не вставать на какой-то определённой стоянке, потому что они её уже заняли. Нее, братан.

Подобная постановка вопроса крайне располагает к установке лагеря именно на том месте, где запрещают. Не надо так. Кто первый встал, того и тапки. Будут они ещё указывать. Коммерсы хивусные. ЪУЪ. Пишу отчёт в августе, но до сих пор бомбит.

Ладно… Передохнули, дождались Кирилла и продолжили движение. Шли по следам хивусов, которые нас периодически обгоняли.

В этой части Байкала очень оживлённое движение. По берегам раскиданы дома отдыха и турприюты всех мастей.

Группу запрещателей мы обошли ближе к обеду. Они выходили на маршрут когда мы ещё завтракали, а теперь двигались где-то за торосами в стороне от нас.

На горизонте замаячил кордон нацпарка — безлесый мыс с домиками и баней. Заруливаем туда. Никого не видно и мы решаем немного осмотреть прибрежные строения.

Баня, сарай, прорубь, лодка.

Выпьем чаю? Почему бы и нет.

Пока мы сидели на берегу и пили чай к нам абсолютно бесшумно подошёл инспектор. Мы поздоровались, перекинулись парой слов и поехали дальше.

Проходим маяк на мысу и выходим за торосы. Инспектор сказал, что это самый верный путь вновь не прижаться к берегу.

Лёд тут действительно чистый, но по рельефу напоминает стиральную доску. Длинные треккинговые коньки съедают бОльшую часть неровностей, но движение могло бы быть покомфортнее.

На горизонте можно различить бурятский хребет Хамар-Дабан. Там хорошо, но нам туда не надо. (и здесь в моём отчёте должна быть песня Юрия Визбора - Хамар-дабан, но нет)

Мы продолжаем ждать Кирилла, который сломал и второй конёк и теперь идёт на двух сломанных в режиме лыж, потому что по одному фиксатору на каждом ещё живы.

А вокруг красота! Здесь по берегу проходит Большая Байкальская Тропа и с воды эта часть кажется очень живописной.

На исходе дня подходим к пади Большая Сенная. Здесь по карте небольшая турбаза и места для стоянок. Осматриваем местность и решаем разбивать лагерь.

База пустая, место красивое, дров немного имеется.

За день пройдено 32.5 километра. На коньках однозначно быстрее, чем пешком.

Можно было бы пройти ещё, но за ближайшим мысом (м. Сибирякова) раскинулась деревушка Большие Коты, а люди нам ни к чему.

День 12. Последний переход

Сегодня последний переход — до Листвянки, где нас должна будет ждать Настя.

Собираем лагерь и без завтрака выдвигаемся в надежде отведать яишенку и какой-нибудь рыбный салатик в Больших Котах.

Почему мы думали, что тут есть еда? Потому что Кирилл скидывал нам отчёт (там 7 частей) двух путешественников, которые вышли из Листвянки и дошли до Котов без ледоступов и в какой-то неправильный сезон, когда льды начинали расходиться и вода мешала подойти к берегу.
Вот эти путешественники отведали волшебных Бууз в Котах и отправились назад. Примерно этого мы и хотели, но….

Так вот. В Больших Котах нас встретили собаки. Маленькие. Потому что это не КотЫ, а КОты.
Вместо вкуснейших бууз в единственном магазине-доме-кафе нас встретили приветственным «борщ греть?».

Завтракать борщом мы не привыкли. Зато у хозяйки нашлось немного растворимого кофе и по паре плюшек на человека. Плюшки чуть подгоревшие, позавчерашние, но съедобные. С голодухи-то))

Позавтракали под шум телевизора. Хозяйка сказала, чтобы мы шли только по дороге или даже тормознули кого-нибудь, потому что на озере трещины, что мы пропадём, утонем и вообще дорога страшная.

Десятый день пути, узнаём, что на льду трещины… Кажется, эта дама не выходила на лёд.

Прощаемся и, забрав с берега вещи, вновь отправляемся в путь.

Сначала по накатанной дороге, потом азимутом на другую дорогу — хивусную. Шли на ледоступах, поэтому ребята убежали вперёд, а я отставал, вспоминая Кирилла разным словом за выбранную дорогу по снегу и через торосы.

За торосами появился какой-никакой лёд. Снова на коньки. Снова можно ехать впереди :)

За несколько километров до Листвянки Кирилл добивает свои коньки и после нескольких попыток починить переобувается в ледоступы.

Встретили иркутянку с лёгким рюкзачком на таких же озёрных коньках. Она приехала покататься. Листвянка — Большие Коты. Туда-обратно можно за день по хорошему льду.

Расспросили про лёд. Дальше нас ждёт только хорошее :) Радостные погнали вперёд.

Наконец-то Листвянка!

Финишируем на пристани рядом большим количеством хивусов. Дикая часть маршрута осталась позади. В планах пробежаться по Листвянке, посетить пару местных музеев, поесть, купить вкусняшек и далее по списку…

Листвянка

Очень вкратце.

  1. Музей Байкала — да.

  2. Аквариум Байкальской нерпы — да.

  3. Съесть чего-нибудь с «омулем» — обязательно. Тут всё с «омулем». На момент пребывания промышленный вылов омуля запрещён

  4. Подняться на Камень Черского (горнолыжка) — Можно, если есть время. Там просто красивый вид.

Ну и напоследок немного тихой вечерней Ангары. За ней светится станция КБЖД, но это будет уже в совсем другой истории.

Что по деньгам? Групповые траты делить на четверых.

Самолёт VKO - UUD (6100 р/чел)
Поезд Улан-Удэ-Иркутск (1360 р/чел)
Заброска Иркутск - Ольхон (1000 р/чел)
Заброска Ольхон - Хобой (4000 р/машина)
Хостел в Сахюрте (6000 р/домик)
Заброска Сахюрта - Бугульдйка (7000 р/машина)
Самолёт IKT-VKO (5600 р.)
Еда (~3900 р/чел)
+ всякое (попутная еда, такси по городу, хостелы в Листвянке и Иркутске)
Итого вчетвером без учёта билетов на самолёт мы потратили ~93600 рублей за 14 дней.

Вот так прошёл наш байкальский поход. Мы вели видеодневник, который в посты не вошёл, зато он есть в моём исходном отчёте.

Хах.. не в телеграм канале)) ВКОНТАКТЕ

Показать полностью 22 1
41

215 километров на коньках по Байкалу [часть 3]

День 7.

Кажется, я даже дежурил в это утро. Холодно дежурить.

Солнце неизбежно поднялось над горизонтом и нам вновь пора в дорогу. Лёд на выходе из Бугульдейки был почти сразу чистым и пригодным для конькового движения.

Дорога сменялась отдыхом и потом обедом. В обед можно было даже немного вздремнуть.

В некоторых местах лёд можно спутать с водой, однако на протяжении всего маршрута мы шли по ледяной короне толщиной до полутора метров.

Двадцать с лишним километров пути пролетели достаточно быстро и ближе к шести часам вечера мы уже поднимались на берег к такому притягательному зимовью.

К сожалению, основная изба была закрыта и доступа к печке мы не получили. Хорошо, что бывшая баня оказалась не заперта и мы смогли ночевать под хорошей крышей и за прочными стенами. Печь из бани была кем-то вынесена и брошена рядом. Значит так было надо.

В доме был обнаружен запас хлеба… Дубовый снаружи, но мягкий внутри, хлебушек отлично подошёл под наш ужин и последующий завтрак.

После заката хивусы потянулись на юг, в Листвянку.

Ветер крепчает.

День 8. Пургование

Утро началось с попытки выйти из избы.

Я приоткрыл дверь и её начало вырывать из рук — на улице бушевал дикий ветер.

Закрыв дверь я сказал, как это было неожиданно и насколько я удивлён. Звучало это более лаконично, но непечатно.

Общим советом было решено остаться на днёвку. Перемещаться в такой ветер по льду даже на ледоступах показалось нам чрезмерно экстремально.

Для начала утеплили избу — заделали дырку в печной трубе, через которую беспощадно высасывалось тепло, чуть залатали армированным скотчем порезы в окнах и жить стало легче.

Через окна смотрели на большую, тёплую, но закрытую основную избу =(

День провели в лежачем положении: просмотрели фотографии, покушали, сделали пару выходов на улицу и вновь легли в спальниках в избе.

Я попытался найти спрятанные ключи от основного зимовья. Безуспешно.

Ветер бушевал весь день. Мимо не проехало ни одного хивуса, ни одна группа не прошла ни рядом с берегом, ни на горизонте.

Где-то в ста километрах к северу от нас было вот так:

После обеда Кирилл устал сидеть на месте и, нарядившись в пуховый костюм полярника ушёл на вершину скалы «Дыроватая».

Ветер помалу стихал и мы даже сумели приготовить ужин на костре.

День 9. День чистого льда

Мороз и солнце! День чудесный! ….
… вчера ты помнишь, вьюга злилась,
на мутном небе мгла носилась…
… а нынче погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит.

После завтрака и сбора вещей Кирилл потащил девчонок на скалу. Пообещав волшебные виды и протоптанную тропу руковод погнал группу по отвесной, засыпанной снегом, скале.

Сижу внизу. Починяю примус.

Сначала вернулся Кирилл, за ним спустилась Маша, а следом посыпались хвалебные оды от Насти, которая застряла где-то на полпути вниз.

Вот ради таких красот затевался скалодром:

Метель заметно расчистила лёд, что не могло не радовать. Значит мы снова на коньках!

При прохождении соседней бухты были остановлены МЧСовским хивусом. Оказывается, вчера в нашем направлении выдвинулась группа, а сегодня уже не выходит на связь. Нас опросили, записали координаты руковода и попрощались.

Когда появился интернет, мы узнали, что к северу от Ольхона вчера тургруппа запросила помощь, потому что встала лагерем не в то время и не в том месте.

В такой пурге немудрено потеряться. Надеюсь, с потеряшками всё хорошо.

Нет худа без добра. Ветер действительно чистит лёд байкала. Вы только посмотрите, какая красотища!

Хотели сделать совместное селфи на фоне льда, но даже широкоугольный объектив не вмещает всех. И штатива нет… В общем, страдаем.

Зато пейзажи….

И нет ничего прекраснее, чем лететь по льду на коньках… Ногами такой вжух-вжух-вжух…

Сегодня на маршруте очередная достопримечательность — бухта «Песчаная». Туристов возят сюда изо всех концов побережья.

За песчаный пляж в форме полукруга длиной 750 м, шириной от 15 до 20 м, и мягкий микроклимат ее называют «Сибирской Ривьерой».
Покой бухты охраняют две скалы, похожие на родных братьев: Большая Колокольня и Малая Колокольня. А знаменитые «ходульные» деревья, из-под которых вода и ветер постоянно вымывают и выдувают песчаную почву, являются еще одной достопримечательностью Песчанки.
Единственное место в Восточной Сибири, где среднегодовая температура воздуха положительна (+0,4°С).
Температура воды в бухте все лето остается низкой, и купаться здесь могут только закаленные люди.
Фотографии бухты очень часто украшают справочники о Байкале, а сама она объявлена памятником природы.

При подъезде к мысу лёд, понятное дело, разрезается торосами.

Паркуемся в бухте, обходя стоящие на приколе туристические хивусы.

Осматриваем местность: несколько домиков, метеостанция, чуть в стороне виднеется база отдыха. Берег, действительно, песчаный с редкими соснами. Красиво и немного людно.

Решаем подняться на скалу мыса «Большой колокольный». Настя остаётся внизу сторожить сани и тайно пытается улизнуть на хивусе. Спасибо, что ценник на такое удовольствие выше психологического порога. Настя остаётся с нами :)

С высоты «колокольни» бухта выглядит весьма и весьма симпатично. Через деревья так же можно рассмотреть бухту «Бабушка»

На вершине скалы когда-то был маяк, поставленный ещё в 1899 году гидрологической экспедицией

Раньше тут была лестница до самого верха, но суровая действительность и природа разрушила металлическую конструкцию и надежду Кирилла забраться на «большой колокол».

Но вернёмся к видам… Без комментариев. Они прекрасны!

Внизу нас ждали высохшие деревья, с которыми сюда ездят фотографироваться тысячи туристов, восхищаясь красотой смерти.

Продолжаем наш путь. В бухте становиться не хочется, отойдём подальше.

Сегодня очень ранний финиш, что необычно для наших походов, однако же даже в таких условиях хочется перехватить минутку сна на маршруте.

Я нашёл для нас отличную землянку для ночлега, но почему-то мы поставили лагерь на льду. Обидно.

Перед сном покатались по округе, чтобы нагулять усталость, а так же смогли развести костёр прямо на льду, чтобы перед сном посмотреть на что-то тёплое.

Теперь можно и баиньки.

Показать полностью 22 3
145

215 километров на коньках по Байкалу [часть 2]

День 4.

Утро. Холодно, блэт! Мороз и солнце. Собираемся и стартуем через торосные завалы. На горизонте скользит большая группа конькобежцев. Движутся почти без остановок, но сильно растянуто. Надел коньки и попытался ехать к ним на перерез, но слишком далеко, а наша группа ещё не закончила переобуваться. Ищу выход на ледяные поля.

К обеду солнце начало неплохо так жарить. Штиль и полная тишина. Только коньки стучат по неровностям льда.

День пролетел достаточно быстро, солнце уже подходит к горизонту, а до финиша ещё слишком далеко.

Каждый день – это переход от мыса к мысу. Долгий – долгий переход. И вот уже мыс рядом и до планируемой стоянки 500 метров, но на нашем пути сумерки и 100 метров торосов.

Кирилл предлагает два варианта – встать на льду прямо здесь или же попробовать форсировать преграду и встать на рыболовной стоянке.

Беру сани за верёвку и направляюсь в сторону берега. В выборе между костром и не костром я чаще всего выберу костёр. Шипы на ледоступах врываются в наклонные ледяные глыбы. Практически без проблем пересекаю первую гряду, обхожу в тонком перешейке вторую и огибаю огромные ледяные скалы на финише. Отцепляю сани на песке и сигнализирую о том, что добрался.

Возвращаюсь, чтобы помочь Маше. Неудачная укладка вещей в волокуши приводит к постоянным переворотам и выводит из себя хозяйку. Освобождаю от ноши и аккуратно виляю по льду к берегу по уже изученному маршруту. Без переворота саней не обошлось, но близость стоянки очень сильно поднимает боевой дух.

Над Байкалом уже висела тьма, когда последние сани перешли первый ряд льдин. Дальше торопиться уже некуда, поэтому неспеша доходим до стоянки.

Костёр, ужин, сон.

День 5. Рывок до Сахюрты

Ослепляющее зимнее солнце. За пределами палатки минус десять, в спальнике плюс тридцать шесть. Вылезать категорически не хочется, но руковод-садист вновь и вновь твердит о необходимости скорого выхода.

Выходить со стоянки при свете намного комфортнее. К тому же снег изрезан следами коньков прошедших ранее групп, что добавляет непонятной уверенности в маршруте.

Рядом с берегом снега и льда очень много. Идём в ледоступах и натыкаемся на знаменитейшие байкальские пузырики!

Нафотографировавшись вдоволь перепрыгиваем через ещё одну ледяную гряду и выходим на ровное ледяное поле. К сожалению, снежные перекаты всё ещё кажутся большой проблемой.

Чу! Я слышу звук мотора! Он всё ближе и ближе. Чуть в стороне от нас проносятся мотоциклисты. Вот кому нет разницы лёд или снег.

Следом за мотоциклистами с другой стороны замечаем туристов

Большая группа, разделённая по коньковому признаку двигалась нам навстречу. Многолюдно для отдалённых территорий.

Поравнялись, выяснили, что группа вышла из ближайшей пади и собираются ночевать чуть дальше нашей последней ночёвки. Количество людей не располагает к быстрому движению. Хвост каравана растянулся на долгие метры.

Обед в этот день был одним из самых напряжённых и, наверное, самый страшный за весь поход.

Остановившись на снежном островке, как будто это максимально безопасное место, буднично достали джетбойл и упаковку еды. Яркое солнце палило беспощадно. Полный штиль и практически оглушающая тишина.

Тишина прервалась звуком взрыва. Мы сидели на порядочном расстоянии от берега и гул трескающегося льда шёл от берега прямо на нас. Разлом, прошёл под нами или совсем рядом. Я почувствовал вибрацию под ногами и ни с чем не сравнимый страх. Хотелось взяться за что-то надёжное, но ближайшая «надёжная» точка опоры была в полутора километрах от нас — на берегу.

Взрывы повторялись с некоторой периодичностью. Были и очень громкие, но далеко впереди. Я не говорил, что мы ещё не встречали больших трещин? Мы их не встречали до сегодняшнего дня.

Вот. Здрасте, пожалуйста. Получите, распишитесь.

Немножко страшненько, но мы преодолели этот рубеж.

Дальше была длинная-длинная дорога. Периодически выходили на следы от хивусов и трэколов, чтобы не попасть в очередную ледяную западню.

Ближе к вечеру встали на коньки. Лёд определённо стал лучше и это немного ускорило продвижение.

По пути нам ещё встречались люди, которые говорили об отличных чёрных ледяных полях ближе к точке финиша. Финишировать мы сегодня собрались не где-то а прямо в проливе «Ольхонские ворота». На сегодня у нас там забронирован хостел, который нельзя отменить. Супер!

Да… Больше тридцати километров за день. Говорят, на коньках можно пройти около 70 километров за день. Это не про нас. Может лёд не тот, может ноги не те, но это был самый тяжёлый день похода.

А хотите послушать, как звучит Байкал?

На подходе к проливу мы встретили группу, которая, как и мы, вышли с мыса Хобой, но на пару дней раньше нас. У ребят стояла палатка «Зима» с печкой. Вокруг катались радостные туристы.

Солнце уже зашло за горы, поэтому, немного пообщавшись, пошли дальше. Хостел ведь… А нас ведь звали остаться.

Стемнело.

На подходе к проливу пошли на зелёный фонарик ближе к берегу.

Зелёным фонариком оказался маячок на хивусе МЧСников. Мне показалось, они ждали нас, потому что хивусы уже были заведены и туристы сидели внутри.

Нас обрадовали, что впереди ждут торосы, которые в нескольких местах раскатали катера на воздушной подушке, поэтому мы без проблем найдём вход в пролив.

Чуть подсобрались и продолжили катить вдоль торосов.

Лишь перейдя торосную гряду встретили достаточно мощный поток ветра в лицо. Пришлось снять коньки и сравнять скорость всех участников группы.

Дальше нас ждало очередное непродуманное приключение.

Выйдя на берег переправного причала Сахюрты мы обнаружили, что на дорогах нет снега. Кто украл снег с дорог?

Оказывается, сани с рюкзаком очень тяжёлые, если их тащить на руках.

Пройдя по посёлку остановились в бухте «Базарная» и я остался сторожить часть вещей, пока остальные выдвинулись на поиски хостела.

Наш связной дал какой-то левый адрес, поэтому мне пришлось мёрзнуть достаточно долго.

Я стоял на заснеженном льду рядом с берегом, а мимо проезжали машины в сторону пролива. Приходилось периодически включать фонарь, чтобы обозначить себя и лежащие на обочине вещи.

Несколько машин останавливались, чтобы спросить дорогу, одна — чтобы подвезти до нужного места. К сожалению, я не был уверен, что ребята пришли куда запланировано, поэтому вежливо отказался от такого заманчивого предложения. Ноги потихоньку начали замерзать. Не спасали даже бахилы Кирилла, позаимствованные из его саней.

В конце концов подъехала ещё одна буханка, водитель которой сказал грузиться. Я было хотел снова отказаться, но из салона вылез Кирилл. Это меняет дело.

Оказалось, что адрес был ложный, водитель увидел потерявшихся туристов, направил на путь истинный и даже помог добраться остальной части вещей и мне.

Радость.

Гостевой дом «Ласточка» встретил тёплым номером, горячим душем и холодной газировочкой, которую купили девчонки.

Лежим чистые, красные, довольные. Даже ужин приготовили царский: макароны с фаршем, чесночком и томатным порошком.

Первый этап маршрута пройден.

День 6. Чилл и дорога в Бугульдейку

Кайфанём немножко? Хотели завтрак в кафе, но в это время Сахюрта может побаловать только фабричной шаурмой из магазина, продавец которого отговорил нас от необдуманной покупки. «Они нам её раз в неделю привозят. Ей уже пятый день пошёл» — весьма аргументный аргумент даже для голодных путников.

Взяв немного перекусить, пошли изучать посёлок.

Дождались обеда на базе отдыха «Ветер странствий». Наверно единственное место в Сахюрте, где можно пообедать в начале марта.

Заплатить пять сотен за обед из двух котлет и макарон + кофе… КОНЕЧНО ДА!

Где как не в походе теряется ценность денег. Каждый раз одно и то же)) Что пиво за две сотки на приюте Фишт, что котлета за две сотни в Сахюрте… ДАЙТЕ ДВЕ!

Параллельно ищем трансфер, чтобы объехать потенциально занесённый участок маршрута.

Четыре туриста — это неудобное количество. В одно такси не сядешь (зимние рюкзаки невероятно объёмны), микроавтобус будет слишком дорогим.

В итоге выручила хозяйка «Ласточки», согласившаяся отвезти нас в Бугульдейку за приемлемый ценник.

Загрузились в Land Cruiser…

По пути слушали, как на Байкале тяжело с туризмом. Про короткий сезон и про то, что китайцам дают беспроцентную ссуду на своё дело за пределами Китая, а именно на Байкале.

В Еланцах хозяйку гостевого дома сменил её муж. Мы не запомнили, как его зовут, но между собой до конца похода звали его Шаманом за интересные мысли и отношение к окружающему миру.

… раньше как было: Человек — хозяин природы и в соответствии с этим брал у неё то, что нужно, но не более. Отобрали это право, но человек продолжает брать, значит он кто? Вор. А вор уже не беспокоится за состояние.
Вот есть стадо оленей. Хозяин выберет не мощного вожака, не молодую самку, а ослабевшего, оленя. Стадо будет продолжать жить и развиваться. Баланс не нарушен. А вор? Вору всё равно. У него цель собрать побольше и побыстрее, чтобы не рисковать. Убьёт всех.

По пути в Бугульдейку заехали на знаменитый мраморный карьер.

Уф….

Интересное место этот карьер. Говорят, он действует, но выработка идёт по мере необходимости, а не постоянно.

Где-то внизу нас ждёт Бугульдейка и место нашей сегодняшней ночёвки. Шаман рассказывает что-то об этой местности, но рассказы теряются в памяти, когда видишь такую красотищу.

Неспеша спускаемся вниз, обратно к машине. Встречаем медведя…

Уже у самой машины даём вкусняшке местной собаке, которая сопровождала нас с самого начала экскурсии по карьеру.

Спускаемся к берегу, расплачиваемся и потихоньку собираем вещи на волокуши.

Не то чтобы нам надо было далеко идти, но на санях тащить рюкзаки в любом случае приятнее, чем на себе.

Пройдя 400 метров встали на ночлег. На вечерег, если быть точнее. К сожалению, солнце ушло за гору и у меня не получилось реализовать красоту на закате. Сегодняшний вечер был наречён вечером «байкальского поцелуя» — коктейль, которым местные угощают туристов. Делают это где-нибудь вдалеке от берега, нагоняя побольше романтических историй.

Мы же сделали всё попроще. Сейчас расскажу.

Рецепт коктейля «Поцелуй Байкала»:
1. Алкоголь (любой, но чтоб не замёрз)
2. Байкал
3. Ледобур
4. Украшение (опционально)

Выпив по 50 грамм для аппетиту нашли синюю свинью.

Свинья намекнула о чём-то очевидном.

Очень атмосферное место. Нельзя просто так не взять и не сфотографировать ещё кого-нибудь.

Ещё один день подошёл к концу. После больших переходов мы наконец-то немного отдохнули.

Показать полностью 16 4
78

215 километров на коньках по Байкалу [часть 1]

Предисловие: В погоне за плюсцами чего только не сделаешь. Я, например, пишу отчёты о наших походах.
Начинаю серию длиннопостов о том, как мы в 2021 году прошли вдоль берега Байкала с палатками и на коньках. Надеюсь, вам понравится.
Все имена реальны, совпадения не случайны.

Для ЛЛ:

Поход: Зимний Байкал 2021
Тип: Коньковый, многодневный
Фактический километраж: ~215 кмТрек: Накарте.Ме
Даты: 9-20 марта 2021

Подготовка

А давайте прилетим в Улан-Удэ, отъедем к п. Турка, пересечём Байкал с востока на запад, сделаем радиалку на мыс Хобой и потом вломим 280 километров вдоль побережья до Листвянки… а ещё… а ещё… пересечём Ангару на пароме, сядем на электричку и проедемся по КБЖД до Слюдянки, и поднимемся на пик Черского, а потом спустимся вниз и улетим из Иркутска домой. Это сто пудов будет лайт.

Примерно такой был изначальный план. План красивый, план амбициозный, но в итоге сокращённый примерно на треть.

Начали подготовку с видеолекций. В них узнали о снаряге и специфике нашего похода.

Лекция от Альпиндустрии — тык
Лекция от СпортМарафона — тык

Билеты до Улан-Удэ и из Иркутска взяли 25 января.

Отдельными вопросами выступали коньки. Их группа взяла в аренду у товарищей по желаниям из Вестры, они отправились на Байкал за три недели до нас и должны были обеспечить нас необходимой информацией по маршруту. Я же приобрёл восхитительные коньки Lundhags Fleet сам в надежде потом продать -_-

А… Ещё купил тёплый спальнк BVN Меридиан-3. Его мне доставили в день вылета утром. Не пожалел. Отличный спальник :)

Я - главный по еде в нашей группе. Готовить раскладку я начал… Начал.

Опыта с зимней раскладкой у меня нет, поэтому сформировал обычную (400-450 г/чел), но немного увеличил количество мяса и округлял порции в бОльшую сторону, а не как обычно. Пока команда отмечала день рождения Насти, я в одиночку упаковывал раскладку. Четыре часа работы и… Осознание, что все обеды сформированы неверно. 10 пакетов нужно разобрать и сложить по новой. Да пошло оно к чёрту. Лёг спать.

Утро вечера мудренее, поэтому с утра на свежую голову быстренько раскидал еду по пакетикам и закончил с этим делом.

Снаряжение и часть еды с успехом поместилась в 120 литровый рюкзак Sinto B120 и маленький ходовой рюкзачок от Naturehike.

Всё готово. Жду Кирилла и выдвигаемся в аэропорт.

День 1. Заброска

В аэропорт нас вёз очень любопытный таксист, который расспрашивал о предстоящем путешествии, рассказывал, что его сын сейчас катает где-то в районе Архыза. Напоследок пожелал нам хорошей поездки и отдал два огромных пакета еды, которые Кирилл забыл в машине… Кто молодец? — Роберт молодец.

Перед вылетом нам предстояла очередная сверхзадача: Дополнительно к билетам было куплено два багажных места и мы, внезапно, не проходили по весу. Попытка докупить ещё одно, открыла интересную особенность: В Победе докупать багажные места можно не позже, чем за 4 часа до вылета. Огонь!

Прорвёмся? После почти часового перераспределения вещей мы имели четыре рюкзака по 20 килограмм ровно, лыжный чехол весом 10 кг, четыре «ручных клади» и одни «суперсани», в которые укомплектовали всё объёмное и тяжёлое по максимуму обмотав полиэтиленовой плёнкой.

Ручная кладь Кирилла представляла собой мусорный пакет аморфной формы, который прекрасно влезал в калибровочный ящик Победы.

Естественно, всё остальное, что не влезло в рюкзаки и ручную кладь ушло по карманам. Большие карманы для полёта лоукостерами обязательны.

Досмотр пройден, гейты открыты и мы на борту. Выдыхаем.

Всего 6 часов… Офигеть! ШЕСТЬ ЧАСОВ! … и нас встречает красивым рассветом аэропорт Улан-Удэ.

Первым делом доехали до ЖД Вокзала и сдали вещи в камеру хранения.

Почему ЖД Вокзал? Потому что предварительный звонок местным МЧСникам отменил все наши амбициозные планы по пересечению озера.
Восточный берег покрыт снегом глубиной до метра, сюда его, видимо, сдувает с запада. К тому же в центральной части озера не ведётся контроль толщины льда, а этот год «радует» повышенной сейсмической активностью и неожиданными тёплыми течениями. Лёд аномально тонкий, но это ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно тонкий, вот в чём фокус.

Западный берег является для туристов основной меккой, поэтому там постоянно ведётся контроль толщины льда.

Мы решили не геройствовать и поэтому взяли билеты до Иркутска. Пойдём как все.

Ну почти…

В Улан-Удэ мы посетили две из трёх известных нам достопримечательности: Буузную и самую большую голову Ленина в мире.

Купив газ и немножко необходимых в зимнем походе напитков вернулись к вокзалу. Там нас уже ждал поезд.

Выкупленное полностью купе сначала показалось чрезвычайно маленьким для всей нашей снаряги, однако стоило всего лишь аккуратно распихать рюкзаки по углам и жить стало веселей.

Иркутск Пассажирский — Трамвай №1 и мы стоим у величественного Бабра — символа Иркутска.

Где-то здесь находится наш хостел. Здесь же мы бродили в поисках еды после полуночи и здесь же мы нашли такос-пиццу. Такос-пицца — это когда тебе делают пиццу и потом складывают её вдвое. Есть её в таком виде достаточно удобно.

День 2. Переезд в Хужир

Рано утром просыпаемся, собираемся и, проехав целых две остановки, грузимся в микроавтобус до Хужира.

Здесь у центрального рынка свой мини-автовокзал до Ольхона.

На первой фотографии к нам подошёл парень с рюкзачком и спросил, до Хужира ли мы едем. После получения утвердительного ответа сказал, что сейчас ещё сумочку принесёт.
Вернулся он с упакованным в чехол велосипедом.
Водитель усмехнулся и отправил велосипедиста в кассу, а мы утрамбовали рюкзаки и поехали, заняв последние четыре места в салоне.

Поездка не очень долгая, но колбасило на дороге весьма недурно. Получилось сделать лишь несколько более-менее приличных фотографий.

На подъезде к Хужиру водитель спросил, куда кому нужно и развёз всех по адресам. Сервис на уровне.

Мы попросили забросить нас поближе к пляжу. Как оказалось, не каждая дорога здесь проходима для такого транспорта, однако мы достигли своей цели.

Нас забросили к первой достопримечательности Ольхона и Хужира в частности — 13 столбов сэргэ рядом с горой Шаманкой.

Сверху открывается отличный вид на Малое Море и на саму Шаманку.

Осматриваем окрестности, пока Кирилл общается с водителями по поводу нашей завтрашней заброски на мыс Хобой.

Мы находимся на шаманской земле. Здесь нельзя ругаться, шуметь, и даже думать о плохом. Байкал любит тишину.

Спускаемся с холма и отходим от туристических троп подальше вдоль берега.

Впервые используем сани по прямому назначению — катим по снегу. Едут они нелегко, поскольку до сих пор замотаны в плёнку.

Находим укромное место рядом со смотровой площадкой. Здесь давно не было людей, о чём свидетельствует отсутствие следов.

Ставим палатку, закидываем внутрь рюкзаки и идём обратно в Хужир ужинать.

Проходим по территории Сарайского пляжа. Его в 2020 году обустроили и теперь здесь есть туалет и огромные контейнеры под мусор. Деревянные настилы — тоже часть благоустройства в целях уменьшения нагрузки на природу.

Посёлок Хужир живёт туризмом. По улицам пролетают серые УАЗики типа «Буханка» — туристы возвращаются в гостиницы, а мы ищем где бы отведать буузы.

Небольшое заведение с ценами х2 от УУ, но хоть так. Встречаем закат, покупаем немножко вкусняшек и возвращаемся в палатку.

Время спать. Завра стартуем.

День 3. Хобой

Восемь утра… Кто договаривается на заброску с восьми утра?

Подъём в шесть, лёгкий завтрак и сборы. Сегодня нас ждёт первый ходовой день.

Дорога обратно до Шаманки кажется безумно долгой. Может ну его этот поход? Вернёмся в Иркутск, будем есть буузы?

А, не… Мы уже пришли. А на горизонте уже маячит наша буханочка, готовая забросить отважных путников в самю ж…ивописную часть зимнего Ольхона.

Буханка резво выезжает на ледовую дорогу и мы устремляемся вдаль. Немного трясёт, но терпимо. Из колонок звучит приятная музыка, а мимо проплывают снежные поля.

Мыс Хобой – жемчужина района. Сюда возят всех туристов, посещающих Ольхон. Днём ранее мы видели колонны буханок, уезжающих в эту сторону, но это будет чуть позже. Сейчас же вокруг почти никого. Несколько машин, немного людей.

На горизонте видно группу, вереницей шагающую в нашу сторону.

Пока ребята разбираются со снарягой, надеваю коньки и начинаю осваиваться. Делаю несколько движений и качусь. Под ногами зазвучал лёд. Будто бутылка из под шампанского катится по асфальту. Ехать легко и приятно. Сверху греет яркое солнце Байкала. Пожалуй, отличное утро.

Делаю небольшой круг и возвращаюсь к ребятам. Как раз подошла другая группа и можно пообщаться. Это был их последний переход в двухнедельном маршруте. К сожалению, они шли с другой стороны и не могли рассказать о состоянии льда в нужном нам направлении, зато нас научили бурханить – задабривать местных духов. Нужно обмакнуть в стакане с алкоголем безымянный палец, брызнуть во все стороны света, выпить и подумать о хорошем.

Утро первого дня. Бурханим на Хобое.

Когда все уже почти были готовы, к нам подъехала машина. На передних сидениях сидела пара, которая рассказала, что у нас на пути будет отличный чёрный лёд. Так им поведал знакомый велосипедист, проехавший по этому же маршруту чуть ранее. Мы поблагодарили, пожелали друг другу доброго пути и машина уехала. На номерах красовались две пятёрки в регионе. Омичи!

Легко и непринуждённо набираем скорость. Чистый лёд способствует разгону, поэтому не оборачивались до определённого момента. Когда ноги немного забились, делаю остановку и наблюдаю точку на горизонте – Насте коньки не зашли совсем.

Сидим, ждём. Настя догоняет, и мы вновь улетаем вдаль. После нескольких таких догонялок Настя сдаётся и надевает ледоступы. В таком снаряжении её скорость заметно возросла и мы уже не так долго ждали на привалах. К тому же лёд, как нам казалось, начал портиться – появились снежные перекаты, которые нужно было объезжать или переходить. Перекатный снег на Байкале – это плотная субстанция, в которой коньки вязнут, не давая ехать.

Снова встречаем пешую группу на ледоступах и с лыжными палками. Местные. Тоже делают свой последний переход на маршруте.

Обедаем и снимаем коньки. Ноги не устали, но двигаться по снежным лабиринтам показалось слишком медленно.

Вечереет, мы идём прямой наводкой на мыс. Где-то за ним должна быть точка ночёвки на берегу «за чёрным пнём» с дровами и столиком. Так нам сказала проходящая группа местных.

Обогнув мыс держимся ближе к берегу, лавируя между торосными грядами. На склоне в одном из долов (падь) замечаю движение. Кажется, на стоянке уже кто-то разбил лагерь. Подходим ближе, видим на склоне две больших палатки с торчащими трубами. Кирилл уводит нас дальше, несмотря на протесты и уговоры. «Слишком много людей».

Проходим ещё пару километров и «паркуемся» на маленьком клочке суши. Здесь есть костровище и немного дров для первого походного костра. Палатку придётся ставить на льду, но это не проблема.

Пока савим лагерь, закатное солнце вырисовывает тонкую линию на горизонте.

Пока Кирилл пытается залить водой отверстие от ледобура с колышком, пробуриваю проушину Абалакова и надёжно фиксирую оттяжку тамбура. Спасибо, Вестра, сборы 2020 прошли не зря. В дальнейшем ставили палатки только так.

Вторая ночёвка в палатке – тепло и комфортно, хотя от костра отходить очень не хотелось.

Показать полностью 20
Отличная работа, все прочитано!