Серия «Психологические ловушки.»

5

Психологические ловушки. Синдром младшего

Эта статья – завершающая часть темы, начатой в статье Четыре всадника детского апокалипсиса и продолженной в Синдром старшего  — о тех  психоэмоциональных «эффектах», которые могут возникнуть в сознании ребёнка. Особенно, когда у него появляется «НЛО» – неопознанный лежащий объект, – братик или сестрёнка.
Настало время рассмотреть ситуацию младшего.

Психологические ловушки. Синдром младшего

Из консультаций.
— Мне было запрещено приближаться к игрушкам и вещам старшего брата (сестры).
Конечно, младший мог сломать, повредить игрушки старшего – ведь они и рассчитаны на более взрослый возраст. Родители и старший ребёнок (а может уже и подросток) ограждали младшего от проведения «краш-теста» таких манящих, привлекательных – и слишком хрупких для рук малыша — объектов. Сначала ограждали – мягко, а потом, после сокрушительных эпизодов – и жёстче, с наказаниями. В таких ситуациях в сознании младшего и начинает появляться горящее табло «Я не годен!». А по эмоциональной значимости одно такое драматическое переживание может перевешивать повседневную заботу и любовь родителей.

— Мама всё время была занята старшим, всегда, когда она была мне нужна – ей было не до меня.
Начинаем «распаковывать» воспоминания. Выясняется – старший ребёнок уже пошёл в школу, с ним нужно было делать уроки, больше заниматься. В моменты, когда мама погружалась в домашние задания, младший мог просто попроситься на руки, могла прозвучать фраза:
— Подожди, видишь – мы заняты.
Фраза могла быть сказана доброжелательно, а после нескольких повторений (в сознании детей время – любое время без мамы! – длится вечность) мамин голос мог стать строже. Значит и переживание младшего – драматичнее. «Мама выбрала другого. Я – не годен!».

— Старший брат/сестра не дружил со мной.
Старшему могло быть неинтересно с младшим, а мама говорит:
— Покорми сестрёнку/братика, убери за ним.
Или:
— Идёшь гулять – возьми младшего, присмотри за ним!
Родители, конечно же, такими просьбами приучали старшего к заботе, к помощи по дому.
А старший рвётся к своим дворовым друзьям, младший становится обузой. Те в это время играют в игры, в которых уже и старший, обременённый младшим, не может принять участие.
Особенно, если друзья начинают дразнить:
— О, нянька вышел с ребёночком!
И старший начинает срываться на младшем, мстить ему, стараться отделаться от него. И снова у младшего на весь его огромный космос детского сознания полыхает:
— Я не годен!

— Старший постоянно меня третировал! Я должен был его слушаться!
Да, это ещё один вариант  – старший, где-то подражая родителям, где-то конвертируя свою тревогу (он же пережил своё «я не годен!», когда появился младший!) в контроль, устраивает младшему тотальный прессинг:
— Сюда не ходи! Это не трогай! Всё маме скажу! Через пять минут вернусь — чтоб всё мне съел тут!

— У меня никогда не было новой одежды, меня всегда заставляли носить одежду старшего! Новое покупали только старшему!
Да, вполне возможный сценарий – с появлением младшего доходы семьи сократились, дети растут быстро, поэтому одежда старшего, не успев сноситься, доставалась младшему. А старшему – да, покупали новое.

Все приведённые фразы – самые повторяющиеся из первых бесед с разными клиентами, это – распространённые ситуации. Можно даже сказать – это внутренний фон, в котором вырастал младший ребёнок.

Да, есть счастливые семьи, которые избежали такого развития событий. Тут могли помочь и семейные традиции – например, кто-то из родителей (или оба) – из таких же счастливых многодетных семей. Или —  мудрость родителей, их понимание и чуткость к своим детям, их начитанность. Эта статья – о тех выросших детях, с которыми вышеописанные случаи – произошли.

Каждая такая ситуация (а их вариантов – много больше!)  снижала младшему свою ценность в его глазах, порождала и укрепляла тревожность. И вот младший с таким детским опытом становится взрослым. Тревожность, неуверенность в себе становятся постоянным фоном, лишая и карьерных перспектив, и личных успехов.
Можно ли это изменить?

Да — можно. Как? — разбираться, искать другие ракурсы и смыслы ситуаций. Это сложный индивидуальный процесс в беседах клиента и психолога.
Ведь автором вердикта «Я – не годен!» – является сама личность! Значит – когда в этих беседах младший-взрослый получит соответствующий инструментарий – он сможет стать автором другой точки зрения на себя:
— Годен! Уверен! Смогу!.

P.S.
Для психологического исследования приглашаю на анкетирование. По результатам которой мы проведём с вами бесплатную беседу-консультацию - вы узнаете много нового, интересного и неожиданного о себе. И, возможно, причины, мешающие вашему развитию — в бизнесе, карьере, личной жизни (подробнее -
Приглашение к Анкетированию 4.0!).

Ваш профит - бесценный вклад в науку и бесплатная консультация (30-45 мин) по итогам анкеты, новый взгляд на себя, на свои возможности и перспективы.

Заявку на участие можно прислать мне на тг HappyTalkie или на емейл HappyTalkie (собачка) мейл.ру.

Показать полностью 1
13

Необычный выход из тревоги

- Меня начинает накрывать осенняя хандра, хочется запереться дома и укрыться одеялом до весны. Чай и кофе не спасают, как быть? – самый частый сезонный вопрос на консультациях.

Поэтому немного поговорим о лёгком и доступном способе снижения тревоги и осенне-зимней хандры.

Необычный выход из тревоги

Чаще всего реагируют на осень люди с повышенным уровнем личностной тревожности (далее, для краткости – тревога, тревожность).

Тревога стремится к стабильности, неизменности. Когда всё происходящее знакомо – то и поводы для беспокойства отсутствуют. Любое изменение сложившегося порядка повышает уровень тревоги.

Ритуалы - это динамические формы стабильности. Работа-дом-работа. Один и тот же маршрут до магазина и обратно. Одна и та же одежда изо дня в день. Вечером обязательно замереть перед сериалом с вкусняшками.

Тревога стремится к контролю, Все предметы – строго на своих местах. Если кто-то из близких или коллег немного подвинул любимую чашку – скандал:
- Кто посмел!? Сколько раз говорено – это моя чашка и нельзя её трогать!
И т.д.

Контроль, ритуалы, стремление к неизменности, агрессивно выстроенные границы, за которые и сам не пойду, и других к себе не пущу! – это самые заметные проявления тревоги и, одновременно, её ахиллесовы «пятки».
К которым есть «отмычки».

1. Составьте список своих ритуалов и каждый день вносите в них небольшие изменения. Сделайте небольшой крюк в привычных, ежедневных маршрутах - пройдите, по очереди, все близкие улочки и переулки по дороге из дома на работу и или в магазины. Начните понемногу менять ваш повседневный гардероб. Например – вы можете прицепить небольшую брошку или значок к своей ежедневной рубашке или кофте. Или заменить пуговицы на более яркие, цветные. Надеть цветные носки с весёлым рисунком (кстати, носки могут быть разные – об этом ниже). Развивайте идею микроизменений как можно на бОльшие сферы вашей жизни.

2. Посмотрите на карту вашего города, составьте список тех мест, в которых вы не были или были давно и каждую неделю находите возможность посетить их. Любопытство – ваш встроенный активный антидепрессант и деятельный союзник, дайте ему больше свободы! И это будет тройной удар по тревоге – вы не только изменили маршрут и снабдили себя новыми впечатлениями – вы расширили границы своих представлений о своём городе, о мире, в котором живёте! Вы вытащили себя – хотя бы на несколько часов! – из того серого тёмного домика, в котором вас держит тревога – и это ещё одна маленькая победа над ней!

3.Поставьте себе задачу – каждый день делать необычное! Заварить утренний чай с другими травами. Или выпишите себе на карточки 5-10 рецептов быстрого приготовления с обычными продуктами и выбирайте из этой стопки наугад. Входя в офис – меняйте каждый раз приветствие. И так далее.

Личный опыт.
1. Однажды, переехав в Москву и вполне уже освоившись, я пошёл домой не обычным коротким путём, а через соседний переулок. И, неожиданно, столкнулся там буквально нос к носу с близким родственником своего школьного друга. С другом мы не виделись больше 15 лет – после школы мы разъехались по разным городам, времена были безинтернетные, мы потеряли связь. С родственником мы были хорошо знакомы, он дал мне телефон моего друга и я тут же ему набрал – и мы встретились на следующий же день! И на встрече он рассказал – тот родственник заносил, завершая аренду, ключи от офиса перед длительной командировкой за рубеж. Получается – внезапной прогулкой я словил последний шанс встречи с ним!

2. В Праге, после деловых встреч, перед сном вспомнил – здесь где-то  есть «танцующий» дом, я давно очень хотел его увидеть живьём. На следующий день, освободившись от дел, поехал было привычным маршрутом в свою гостиницу, но решил выйти и сесть на первый попавшийся трамвай – просто посмотреть город. В какой-то момент трамвай повернул и в просвете ближайшей улицы я увидел его – тот самый Танцующий дом! Он, действительно, был великолепный! А на обратном пути в трамвае увидел импозантно одетого высокого седобородого чеха – к которому я тут же подошёл и попросил разрешения его сфотографировать. Он сказал:
- Пожалуйста, только я сейчас выхожу.
- Отлично, я выйду с вами и сфотографирую вас на улице.
У меня с собой был профессиональный аппарат, я сделал несколько снимков и показал их. Чеху они понравились, оказалось – он сам фотограф и пригласил меня на выставку через месяц. Так я познакомился с известным чешским фотографом Владимиром Ханзлом! А за этим знакомством последовали и другие прекрасные приключения!
В метро я на каждой остановке перехожу в другой вагон – и это тоже приводило к интереснейшим встречам.

3. В 2017м году я вёл занятия с детьми, мы делали мультики. Мультики – это всегда сказка, это всегда – необычное и всегда - весёлое! Необычное и весёлое должно начинаться у двери, решил я – и ввёл правило – каждый раз мы будем здороваться по-разному! Детям очень понравилось. Однажды я опоздал на занятие – буквально на 5 минут. И, зайдя в класс, сразу же начал объяснять тему. Девочка Соня – большая умница о 9 годах – выдержала паузу и спросила:
- А как мы сегодня будем здороваться?
- А почему каждый раз я придумываю? – ответил я вопросом. – С сегодняшнего дня у нас будет дежурный по приветствию. Соня – ты первая, придумывай!
Так у нас появилось ещё одно необычное правило.
Мы устраивали занятия в разных носках (и это распространялось и на родителей), менялись персонажами в своих мультфильмах и т.д., у нас всегда обязательно было весело – и необычно!

Тревога стремится свести всё к типичным, шаблонным действиям и мыслям. Упражнения-«отмычки» – «расшаблонивают» сложившийся уклад, и этим снижают влияние тревоги на на личность, постепенно улучшая его эмоциональное состояние. «Расшаблонивание» – это тот же метод одного процента улучшений (подробнее – ранее на Пикабу: Один процент или почему новая жизнь начинается не с понедельника ).

Конечно же, «отмычки» сами по себе не решают ключевую причину тревожности, но все они, каждая из них, понемногу, по одному миллиметру, по одному проценту «расшатывает» эту крепость. Мышление становится гибче, пластичнее, а навык придумывания непривычного неизбежно начинает распространяться и на профессиональную деятельность – и так появляются новые решения на работе, да и в быту, дома.

В следующей статье – ещё несколько вариантов «антихандрина», которые могут значительно повысить вашу эмоциональную устойчивость и принести много положительных изменений в вашу жизнь.

Всем добрейшей осени и победы над хандрой!

Ваш HappyTalkie

P.S.
Для психологического исследования приглашаю на анкетирование. По результатам которой мы проведём бесплатную беседу-консультацию - вы узнаете много нового, интересного и неожиданного о себе. И, возможно, причины, мешающие вашему развитию — в бизнесе, карьере, личной жизни (подробнее - Приглашение к Анкетированию 4.0!).

Ваш профит - бесценный вклад в науку и бесплатная консультация (30-45 мин) по итогам анкеты, новый взгляд на себя, на свои возможности и перспективы.

Заявку на участие можно прислать мне на тг HappyTalkie или на емейл HappyTalkie (собачка) мейл.ру.

Показать полностью 1
13

Вынос невыносимости

— Моя мама постоянно выносит мне мозг! — кипит, утирая слёзы Ева, состоявшийся менеджер в IT-компании, уже сама — мама.

— У меня три дня назад отменилась рабочая встреча и я решила заехать к ней в гости, как раз — недалеко, на час-полтора. И она обиделась на ровном месте! Всё для неё делаю, она обязательно найдёт повод обидеться!

— Как это произошло, расскажите подробнее.

Ева показывает переписку в мессенджере:

Ева: — Собираюсь сегодня к тебе, что купить?
Мама: — Фруктов каких-нибудь, я к вечеру сделаю пирог, посидим со свечками!
Ева: — Я ненадолго в обед хочу приехать.
Мама: — Вечно у тебя на меня нет времени. Не надо мне ничего. Тоже мне бизнес-леди!

— И?..
— Естественно, у меня испортилось настроение и я не поехала к ней. И до сих пор не общаемся.

Казалось бы — да, чрезмерная реакция, мама неправа и обзываться не должна бы.

Однако, посмотрим на произошедшее  внимательнее.

— Есть ли у вашей мамы кто-то младше неё — брат или сестра?
— Да, моя тётя, их две сестры.
— И вы — тоже старшая сестра из двух, я правильно помню?
— Да.
— В прошлый раз мы обсуждали — старшие дети могут испытывать ощущение ненужности при появлении младшего ребёнка. У них может возникнуть сильная обида на маму — с точки зрения ранней детской психики мама отказалась от старшего в пользу младшего. И это ощущение, эту обиду они, старшие, не осознавая причин, могут пронести всю свою жизнь. — Теперь посмотрим, как это работает в обратную сторону.

Такие дети — старшие, ощущающие себя ненужными — склонны интерпретировать любой отказ, даже намёк на отказ! — как новое доказательство своей ненужности, своего отвержения. И, как правило, это происходит на фоне повышенной эмоции — грусти или даже радости. В момент, когда вы написали маме о своём визите — какая у неё могла быть эмоция?
— Наверное, она обрадовалась.
— Да, несомненно!
— ...И её воображение тут же нарисовало идиллию — она с вами за столом и вы тепло беседуете за чаем.
— Да, она любит свечи зажечь, посидеть — мы в детстве часто так вечера проводили...
— К чаю она может приготовить пирог, для этого требуется время. И вы говорите — вы часто так по вечерам посиделки устраивали. И вот, воображение успело её нарисовать эту идиллию и, скорее всего, у неё самой в детстве были такие вечера?..
— Да, мне и мама, и бабушка — мамина мама — рассказывали, про такие вечеринки.
— Вот воображение её и перенесло в детство. И в этот момент вы пишете — заеду на обед. А теперь представьте себя на месте вашей мамы. Как эта ситуация выглядит с её стороны?

Глаза Евы снова начинают мокнуть.
— Я отказалась с ней посидеть вечером?..
— Да, находясь в повышенном эмоциональном состоянии, она в вашей реплике про быстрый визит на обед, увидела именно отказ, вы, буквально, отняли у неё ту вечернюю сказку, которую она себе успела нарисовать. Посмотрим ещё внимательнее. Перенесённое ею в детстве ощущение ненужности, обида отверженности моментально вызвали у вашей мамы привычное ощущение ненужности. Мы помним — человек живёт в возрасте своей обиды. Обида — это эмоциональное состояние, говоря метафорически — она на той же полке, где злость и радость. Когда ваша мама получила ваше сообщение о желании приехать в гости — она почувствовала?..
— Радость...
— А когда увидела второе сообщение — про «ненадолго днём»?

Ева задумалась и... после долгой паузы, произнесла:
— Одиночество...
В голосе снова появились слёзы.

— Ещё поощущайте, попробуйте прочесть ваше сообщение её глазами.
— Ей стало обидно...
— Да, и дальше вы общались с её обидой. Это её обида написала вам и про «ничего не надо», и про «бизнес-леди». Обида всегда предлагает личности только один сценарий, знакомый с детства, один из трёх классических «бей-беги-замри». Ваша мама теперь не разговаривает с вами — это она замерла, вернее — обида сковала, сковала её волю. В своей обиде она превратилась в 2-3хлетнюю девочку, которую обидели в песочнице. А как повела бы себя спокойная мама?

— Скорее всего — обрадовалась бы даже такой возможности встретиться. Или спросила бы — когда я смогу приехать вечером.
— Да, именно так. Видите — уже не один возможный ответ, а целых два и оба — исключают конфликты.
— Идём дальше. А почему обиделись вы? Вы же — тоже старшая из двух дочерей вашей мамы. Вы тоже в детстве ощутили обиду отверженности, и в реплике мамы вы снова видите обиду детства — она вас отвергла. И вы тоже замерли в своей обиде. По сути — вы пообщались через свои обиды и сидите в одной песочнице, отвернувшись в разные стороны. И любите друг друга через призму обиды. А где здесь — вы? И, к слову, ваша мама тоже может повторить ваши же слова — о том, как она всё для вас делает и вы всё равно находите способ вынести ей мозг!

— Получается – да, так и есть.
— А как бы вы отреагировали на её колкости, если бы вы были спокойны?
— Наверное, просто спросила бы — когда у неё будет свободный вечер. Или — доехала бы до неё с фруктами и мы бы договорились, когда сможем устроить вечерние посиделки с пирогом и свечками.
— И снова — это варианты, которые за рамками тех, которые предлагает обида!

Конечно же, после этих открытий мы погрузились в изучение детских ситуаций — Евы и её мамы. И в разработку методов — как не попадать в устойчивые сценарии взаимных обид.
Ещё через несколько бесед Ева рассказала, как стала распознавать эти сценарии и не дала им перейти в фазу конфликта — причём, не только в разговорах с мамой, но и в других ситуациях — другими людьми. И как заметно потеплели отношения в семье, а сама Ева стала чувствовать себя значительно спокойнее.

В следующей статье — ещё одна важная тема: почему лучший способ испортить отношения — начать выяснять их в чате.

Дополнительно о специфике старших детей (все ссылки – на ранее выложенные посты на Пикабу):
Четыре всадника детского апокалипсиса;
Психологические ловушки. Синдром старшего;
Ловушки мышления. Зазеркалье сознания. Часть #01.
В комментариях можете рассказать о своих ситуациях с родителями или детьми.

Ваш HappyTalkie
Канал для тех, кто хочет подписаться: https://t.me/HappyTalkieChannel

P.S.
Для психологического исследования приглашаю на анкетирование.

По результатам которой мы проведём бесплатную беседу-консультацию — вы узнаете много нового, интересного и неожиданного о себе. И, возможно, о причинах, мешающих вашему развитию — в бизнесе, карьере, личной жизни (подробнее - Промежуточный отчёт и приглашение к Анкетированию 3.0!).

Ваш профит - бесценный вклад в науку и бесплатная консультация (30-45 мин) по итогам анкеты, новый взгляд на себя, на свои возможности и перспективы.

Заявку на участие можно прислать мне на тг HappyTalkie или на емейл HappyTalkie (собачка) мейл.ру.

Показать полностью
0

Как перестать накручивать себя и начать жить. Гид и лайфхаки

— Ещё не успел проснуться, а мозг уже кипит и устраивает цирк с конями и мартышками!
— ...Вдруг опоздаю?...
— ...Меня на работе все ненавидят! ..
— ...Уже дошла до остановки и тут же бегу обратно проверить утюг!...
— ...Запер ли дверь?...
И, наконец, классическое:
— Я никому не нужен, у меня никчёмная жизнь...
Знакомо?
С этих фраз начинаются первые занятия с новыми клиентами — и когда-то таким же цирком начиналось и моё утро.
В каждом случае мы имеем дело с проявлениями повышенной тревожности — и ведь список «крючков», которыми она прочно прихватывает себя к личности (или, скорее — личность к себе) — разнообразен и бесконечен.

В этом посте — список статей, которые я выкладывал ранее на Пикабу и которые помогут вам разобраться с причинами вашей тревожности, определить, как она на вас влияет, как скрывает пути и силы вашего развития. В них — и мой личный опыт (который, в итоге, привёл к меня к исследованию тревожности и её проявлений), и профессиональный:

Немного научпопа, что такое тревожность:
Четыре всадника детского апокалипсиса
Психологические ловушки. Десять к одному
Хорошие новости для тех, у кого всё плохо
Психологические ловушки. Как стать счастливым
Психологические ловушки. Лапы с когтями

Как себя проявляет тревога, как вы можете узнать её проявления в своём мышлении и своих поступках:
Психологические ловушки. Про тупых и умных
Ловушки мышления. Неожиданный ресурс бизнесмена
Психологические ловушки. Глючь по имени «Ключ»
Психологические ловушки. Маша и москвичи
Как появляется тревожность?

Упражнения для самостоятельной работы по снижению тревожности:
Психологические ловушки. Ключ к вашему волку
Эффективное упражнение от тревоги «Пять плюсов»

Ваш HappyTalkie


P.S.
Для психологического исследования приглашаю на анкетирование.

По результатам которой мы проведём бесплатную беседу-консультацию — вы узнаете много нового, интересного и неожиданного о себе. И, возможно, о причинах, мешающих вашему развитию — в бизнесе, карьере, личной жизни (подробнее - Промежуточный отчёт и приглашение к Анкетированию 3.0!).

Ваш профит - бесценный вклад в науку и бесплатная консультация (30-45 мин) по итогам анкеты, новый взгляд на себя, на свои возможности и перспективы.

Заявку на участие можно прислать мне на тг HappyTalkie или на емейл HappyTalkie (собачка) мейл.ру.

Показать полностью
8

Все мы родом из наших мультиков

— To be is to do! — Socrates.
— To do is to be! — Jean-Paul Sartre.
— To be or not to be! — Shakespeare.
— Do be do be do! — Frank Sinatra.

В начале 2000-х я занимался видеорекламой и в этот период случился мой дебют в жанре анимации — сделал несколько роликов именно анимируя объекты и простеньких персонажей в кадре. Это очень медитативный, завораживающий процесс, мне он невероятно понравился. Условия работы позволяли тщательно подойти и к движению, и характеру.

— Мама, я умею летать!

— Мама, я умею летать!

К мечте попасть в индустрию спецэффектов для кино добавилась ещё одна — мультики, делать мультики. Обе мечты реализовались самым прекрасным образом. Первая привела меня в «Дневной дозор» (об этом - двумя постами ранее: Ответ на пост «Как снимали фильм "Дневной дозор": кадры со съемок и 14 интересных фактов о фильме»), вторая дала мне полугодичное счастье работы над «Знаешь, мама, где я был?», о нём - как-нибудь позже.

Уже после переезда в Москву (2003г), меня позвали на коммерческий анимационный сериал — и это был предельный контраст к тому, как я работал над своими роликами и как себе представлял производство продукции для детей.

Сериал был адаптацией какого-то зарубежного исходника. Все персонажи уже были с заданными характерами — даже не характерами, а характеристиками. Шаги, прыжки, эмоции - всё должно происходить в считанные кадры, персонажи превращались в роботов, а заодно с ними в робота превращался и я. Работа была механическая, поэтому и уволился оттуда довольно быстро. И руку загнанного дедлайнами аниматора отчётливо вижу в современных — даже выглаженных дорогих зарубежных — мультфильмах (ну, может, это только моё ощущение!).

Тогда я впервые задумался о месте мультфильмов в нашем детстве и обнаружил один незаметный парадокс.

Термин «анимация» возник от «anima», душа, дыхание, по-латински. Анимация — буквально — одушевление. Для двигающихся в кадре рисунков и кукол анимация слово подходит лучше всего, очень удачно подходит.

Анимация как термин используется за рубежом, у нас исторически используется слово «мультипликация» — размножение кадров с фазами движения. По сути получается — механистический процесс, лишённый творчества, ремесленничество.

Но именно зарубежный гений Дисней сделал из искусства конвейер. Для увеличения скорости и упрощения производства новых фильмов в его студии разработаны стандарты движений и эмоций. Упрощение производства породило упрощённые характеры, убило оттенки, свело спектр радости и ярости к двум-трём ухмылкам, кочующим из одного фильма в другой, от одного персонажа - ко всем остальным его клонам. Сюжеты разных фильмов идентичны по структуре и ритмике. Можно с секундомером проверять синхронность развития действий в разных лентах.

Это и есть в буквальном смысле — мультипликация.
Из сказки исчезло волшебство жизни. Капиталистический Мидас превратил искусство в золото, искусство испустило душу.
— Do be do be do!

Советские мультики — тёплое ламповое детство. Штучная работа мастеров, за каждым из которых была своя школа. Стерильная от эмоций машина плановой экономики требовала от авторов не хронометраж, а искусство высокого качества. И выработала свои нормы производства, которые — неожиданно! — позволяли авторам оживлять своих персонажей, действительно — одушевлять их. Одушевляли их в любой технике — рисованной, кукольной, пластилиновой. И это — настоящая анимация, в её подлинном смысле. Мы, дети в зрительном зале — чувствовали это в каждом кадре. В каждом кадре ощущался и труд, и любовь к нам — маленьким носителям зарождающегося разума.

Выходит — это у нас была анимация, а мультипликация — у них!

В постперестройку Мидас ворвался и к нам — вооружившись поспевшими технологиями. Мультипликаторы стали аниматорами, у них появились компьютеры, софт, трекеры и обвесы. И — дедлайн!
А там, где DEAD, там, как известно, не до жизни.

К этому времени Мидас изобрёл ещё одно омертвляющее златогонное зло — СЕРИАЛ! Ещё один парадокс — в стосерийном сериале жизни той самой анимы содержится меньше 10-минутного волшебства из советского сборника мультфильмов. В каждом сериальном кадре — технология. Улыбка в три фрейма, удар — в два. Это не улыбка, это не эмоции — это их маркеры, эмблемы. Как бы улыбка, как бы боль. Гэг.

Основной сюжет — падения, погони, драки. Держать зрителя на адреналиновой игле от первого титра до последнего.

А у нас в детстве Чебурашка огорчается и со вздохом опускает уши — 3 секунды. Так мы, дети, на большом экране узнаём о печали, грусти, о желании помочь.

А взгляд Ёжика на дерево в тумане — с пролётом листа — целых 15! Вечность, по нынешним временам! Мы, дети, успеваем осознать то Вечное, о котором потрясённо только что узнал Ёжик. Мы даже запах того туманного дерева успеваем почувствовать, зябкость и зыбкость каждого шага Ёжика.

А теперь посмотрите любой видеоблог с молодым автором, послушайте диалоги в любом студенческом кафе — мимика состоит из тех самых тщательно скопированных сериальных эмблем эмоций, у всех — одинаковые мяукающие интонации. Диалоги состоят из обиходных штампов:
— Она оказалась токсичной чуть более, чем полностью и я от неё сепарировалась. От слова «совсем».
— По красоте!
Поколение «Гэг».

Технологии и дедлайны выхолостили основу там, где новое поколение — ещё в начале жизни! — должно было получить образцы важнейших эмоций, переживаний во всех их оттенках — и в мультфильмах, и, тем более, в сериалах.

Диалог Медвежонка и Ёжика от фразы:
— Ёжик, где ж ты был?
до:
— Ведь кто же кроме тебя звёзды считать будет? — длится минуту! С запыханными охами одного, задумчивыми вздохами второго. Мы — дети —успеваем погрузиться в беспокойство, радость , потрясение и созерцательность, ощутить их переживания героев, научиться этим состояниям.
В сериальном конвейере этому нет ни места, ни времени. Художники, живущие от одного дедлайна до другого, не успевают передать в кадр Теплоту, Чувства, Добро. Только изображения.
И это ещё один из концептуальных смыслов происходящего.
— To be or not to be!

— Мой ребёнок никогда не вешает одежду, он её сбрасывает под ноги и сразу бежит в детскую (на кухню, в зал)! — часто слышу на консультациях.

Порядок — это проявление спокойного мышления, способность осознавать внутреннюю гармонию и воспроизводить её во внешнем мире. В доброте нет хаоса, в доброте всегда присутствует порядок. Как этому можно научиться в конвейерных мультяшках, где всё несётся, шарахается и рушится с огромной скоростью?

Ребёнок же понимает по-своему: раз мне показывают вот это — значит надо быть этому похожим. Он постоянно ищёт образцы для подражания, и такими образцами ему всегда будут мама и папа. И то искусство — книги, картины, песни — которые они ему показывают. И мультики в том числе. Показываете современное бесчувственное бум-бам-бдыщь! — он и будет беспокойно выбегать из текущей, где, по его мнению, действие уже закончилось, в следующую, где, как ему кажется, будет самое интересное. Его внимание не научилось быть в "сейчас", оно только в поиске следующего развлечения.

Где ему будет снова не так страшно, как наедине с собой. Ведь родители — не с ним, а... каждый в своём. В работе, в смартфоне, в интернетике.

— И его невозможно уговорить складывать игрушки! — продолжают встревоженные мамы. — Как его приучить к чистоте?

— Для начала начните смотреть советские мультики. Непременно вместе.

По работе часто переезжаю в разные города, и везде, где мои окна выходили на детские площадки, наблюдаю устойчивый феномен:

— Пусть бегут неуклюже... — слышу голосок едва научившегося говорить симпатичного человечка разумного в сандаликах.

— Прекрасное далёко... Оранжевое небо... — поют дети. Ни разу не слышал от детей незнакомой (а значит — из современного мультика, фильма) песни, абсолютно все песни — советских мультиков! Даже через поколение дети ощущают тепло и добро, заложенное в эти мультики!
Это бабушки смотрят с внуками мультики, на которых выросли сами.

Моё детство снова врывается мне в открытое окно.

Продолжу в следующем посте.

Ваш HappyTalkie.

Показать полностью 1
9

Мы там, где наше внимание. Часть #02

Начало - ранее на Пикабу: Мы там, где наше внимание.Часть #01.

Знакомая большинству (или – всем?) ситуация: среди белого дня или на ночь глядя всплывает из горячих слоёв памяти обидная история из прошлого –  пятилетней давности, а может, даже из самого раннего детства, из песочницы.

И всё, день померк, а предвкушаемый сон тут же сошёл, вместо этого перед глазами – обидчик, а в голове – недосказанные тогда слова. У девушек могут сами собой политься слёзы, а у мужчин – сжаться кулаки.

Или кто-то предлагает посидеть компанией в кафе или съездить в лес. Воображение тут же рисует привязавшихся гопников с соседнего стола или с близлежащей деревни. И снова – меркнет день, а сон откладывается до предрассветных часов.

Снова убеждаемся – для мозга всё происходит сейчас. И прошлые ситуации, и предполагаемые будущие.

И снова же зададим себе вопрос – где наше внимание в этот момент, на чём? Из первой части статьи мы уже знаем ответ – на тревоге и порождённом ею страдании. Из всех смыслов всех ситуаций – и пережитых в прошлом, и воображаемых в будущем - восприятие выделило именно такой компонент, такой ракурс, в котором можно найти повод для тревоги, возможность обидеться, и уже после этого получить конечный продукт - страдание.

Вот такая особенность мозга. Для мозга нет разницы – реальны ли события или вымышленные, они их будет воспринимать как настоящие в настоящем времени. Он воспринимает в происходящем – в реальном или вымышленном – актуальный для внимания образ, игнорируя всё остальное.

Проиллюстрировать – несколько гиперболически! – этот феномен можно примером из жизни более примитивных организмов. Некоторые виды лягушек видят только движущиеся объекты. Летящий комар сразу привлечёт внимание лягушки, стоит же ему сесть на ветку прямо перед её носом – насекомыш моментально исчезает из её зрения.

Известный эксперимент: перед испытуемым стол с разноцветными предметами, Задача – в течении короткого времени посчитать предметы, скажем, красного цвета, запомнить их расположение. После этого экспериментаторы просят назвать количество предметов другого цвета, например - синего. И, как правило, испытуемый заметно ошибается. Хотя все предметы лежали у него на столе перед глазами.

Можете попробовать на себе и своих близких.

Если ваше внутреннее внимание будет приковано к обидам из прошлого, то и внешнее внимание будет постоянно искать повод для реализации обиды. Обиды, как правило, все из детства, а восприятие будет выделять поводы в настоящем – постоянно. Игнорируя людей и ситуации, которые могут доставить нам – радость, лучшие чувства и переживания. По опыту – такие люди и события были в прошлом – только тревожное внимание клиента полностью игнорировало их! Часто оказывается – и «обидчики» не хотели обижать юного клиента и действовали из лучших чувств – а его тревога интерпретировала их действия как угрожающие.

Поэтому и важно - «разрядить» детские обиды, увидеть в тех событиях другие смыслы. В этом и главная суть работы с психологом: специалист может увидеть в, казалось бы, очевидно драматических для клиента историях поводы для их ревизии, подсказать – как увидеть в этих событиях «изнанку», рекомендовать упражнения, которыми можно натренировать внимание видеть продуктивные поводы и смыслы – не только в прошлом, но и в настоящем.

Так – постепенно и неуклонно – внутреннее внимание личности смещается с тревожного – на продуктивное. С недостатков – на достоинства. И, синхронно, внешнее внимание начинает выделять в настоящем – лучшие смыслы, а вместе с ним – и возможности. И также синхронно меняется восприятие личностью себя – с ощущения никому ненужного неудачника – на понимание своей индивидуальности, своей силы и своих целей.

Продолжение следует.

Ваш HappyTalkie.

P.S.
Для психологического исследования приглашаю на анкетирование.

По результатам которой мы проведём бесплатную беседу-консультацию — вы узнаете много нового, интересного и неожиданного о себе. И, возможно, причины, мешающие вашему развитию — в бизнесе, карьере, личной жизни (подробнее - Промежуточный отчёт и приглашение к Анкетированию 3.0!).

Ваш профит - бесценный вклад в науку и бесплатная консультация (30-45 мин) по итогам анкеты, новый взгляд на себя, на свои возможности и перспективы.

Заявку на участие можно прислать мне на тг HappyTalkie или на емейл HappyTalkie (собачка) мейл.ру.

Показать полностью
5

Зазеркалье сознания. Мы там, где наше внимание. Часть #01

— Вы едете в метро, или сидите на важном совещании. Или вы засыпаете. Внезапно, какая-то ваша мысль, живя своей жизнью, натыкается на забытый и коварно хранящийся как раз для такого момента взрывоопасно смешной анекдот или такой же убойности историю. И всё — рамки сокрушены, вы неудержимо начинаете вздрагивать от попыток сдержать смех, сгорая под негодующими взглядами окружающих или уже не надеясь уснуть.

Это цитата из статьи о феномене мышления «Мы там, где наше внимание» (Подробнее - «Зазеркалье сознания. Часть #01». Здесь и далее все ссылки на Пикабу).

Зазеркалье сознания. Мы там, где наше внимание. Часть #01

Для мозга нет разницы, о каких событиях мы думаем — прошлых или представляем их в будущем. Он, наш великий и могучий визуализатор, будет переживать их в настоящем.

Попробуем получить практическую пользу от этого знания.

Например, вам нужно прибраться дома — и вам очень не хочется. Мыть полы, протирать пыль, разносить вещи по местам — решительно не хочется.

Где ваше внимание в этот момент? На грязном полу? На пыли? На вещах?
Нет!

Какие у вас ощущения при взгляде на предстоящий фронт работ?
Правильный ответ — на страдании! Вы смотрите на грязь и беспорядок вокруг —  и вы страдаете!

От одного вида, от предстоящих мокрых тряпок и пыльных хлопот —  вы страдаете.

Страдание увеличивает уровень тревоги. А мы помним —  тревога парализует, обездвиживает (10 к одному, домики), поэтому вы, скорее всего, махнёте рукой. Вы уже от одной мысли об уборке —  сразу устали. И падаете без сил на диван.

Знакомо?

Тоже самое - вы решили сходить в зал, сбросить калории, размяться, ощутить себя молодым и современным. И тут стартует тревожная мысль:
— Это же надо собирать сумку, складывать вещи, потом идти в зал, там неподъёмные тренажёры и бодрые красотки с бодибилдерами, куда мне до них...

И вы тут же устаёте и падаете на диван —  обессиленный и обездвиженный.

Где было ваше внимание в тот момент, когда вы подумали о сумке и тренажёрах?

Правильно —  снова на страдании. Это же надо тягать железо, видеть своё несовершенство и недостигаемый уровень крутоподтянутых спортсменов....

И в этот момент ваша тревога уютно укладывает вас на привычный диван и подкладывает под руку пивасик с вкусняшками и сериальчик на вечер. Мы же помним —  тревога любит ритуалы и неизменность (Подробнее - «Один процент или почему новая жизнь начинается не с понедельника»).
И так далее.

Как изменить неизменное?

В каждом деле непременно есть удовольствие. После уборки —  сияющая квартира, создающая прекрасное настроение, после спортивных занятий —  приятная ломота в мышцах и ощущение победы. После стоматолога —  свобода от боли, можно жевать любой стороной, не боясь внезапного прострела от мозга до пяток. После конфликта —  примирение. Или понимание, как действовать дальше.

Всегда, в любом деле можно найти точку удовольствия —  вот на него и переносите своё внимание. И желание достичь, обрести это удовольствие поднимет вас с дивана и вы, незаметно для себя, совершите все подвиги Геракла и, может быть, прибавите к его списку ещё несколько своих пунктов!

Главный вопрос —  что вы приобретаете?
Что вы приобретаете, если вернётесь на диван? Ощущение неудачника, собственной ненужности и никчёмности. И жалость к себе —  такому нищасному. Вы снова —  страдаете, это значит, ваше внимание как было, так и осталось на страдании. Вот вам главная Сансара - круговорот страдания внутри личности, идущей по пути страдания.

Что вы приобретёте, когда проведёте занятие —  с преподавателем, тренером? Новые знания, навыки. Ощущение новой силы —  интеллектуальной, физической. Ещё одной победы —  не над собой, а над своей тревогой. Вы стали свободнее.

В следующей статье —  более подробно о внимании и как оно работает.

Ваш HappyTalkie.

P.S.
Для психологического исследования приглашаю на анкетирование.

По результатам которой мы проведём бесплатную беседу-консультацию — вы узнаете много нового, интересного и неожиданного о себе. И, возможно, причины, мешающие вашему развитию — в бизнесе, карьере, личной жизни (подробнее - Промежуточный отчёт и приглашение к Анкетированию 3.0!).

Ваш профит - бесценный вклад в науку и бесплатная консультация (30-45 мин) по итогам анкеты, новый взгляд на себя, на свои возможности и перспективы.

Заявку на участие можно прислать мне на тг HappyTalkie или на емейл HappyTalkie (собачка) мейл.ру.

Показать полностью 1
15

Один процент или почему новая жизнь начинается не с понедельника

— Всё, с понедельника брошу курить, буду делать зарядку и соблюдать количество съеденных калорий! — постоянно слышим мы подобные громкие анонсы — и даже здесь, на Пикабу.)

И если через некоторое время задать вопрос:
— Какие результаты? — часто слышим тихое признание:
— Пару дней продержался, не получилось продолжить...

Один процент или почему новая жизнь начинается не с понедельника

— Я часто начинаю и не могу продолжить. Английским недавно решила заниматься — бросила. До этого годовой абонемент в зал купила — тоже бросила, месяца не проходила... — одна из самых свежих клиентских историй.

Почему так происходит, какая массовая «бацилла-нехочуха» поразила этих прекрасных людей, которые искренне хотят изменить свою жизнь к лучшему?

Бацилла-нехочуха называется тревога. Точнее — высокий уровень личностной тревожности, т.е., уровень тревожности, присутствующий в сознании личности постоянно. Подробнее — в статье «Десять к одному», здесь же для краткости будем использовать язык метафор, оживляя её в некую живущую «внутри сознания» сущность (и это недалеко от истины!).

Тревога любит неизменность, ритуалы, статичность, своё болотце — ведь так спокойнее: все «тараканы» и «чудища» знакомы. «Тут так заведено». Попытки изменить сложившийся порядок моментально повышают уровень тревожности — ведь нужно соприкасаться с новым, осваивать это новое — новые знания, навыки, новые люди. А это — страаашно!

От этого «страаашно» уровень тревожности пробивает потолок и уходит в космос. Страх, чаще всего, парализует, обездвиживает. Тревога заполняет собой весь охватываемый сознанием мир.

Поэтому — ну его, это ваше новое, с вашими спортзалами и инглишами — фтопку! Приляжем-ка с вкусняшками у сериальчика — надо эти переживания заесть, потом привычно перекурить у полной окурков пепельницы, и выдохнуть с удовлетворённым облегчения:

— Не создан я для этого вашего большого успеха, не дано мне! — привычно же лечь на диван.

Тот же эффект проявляется в консультациях:
— Начал(а) ходить к психологу — и не хватило сил продолжать...

Такое сопротивление — естественная часть процесса преодоления тревожных состояний, мы же помним — тревога всеми щупальцами за  статичность, неизменность и на малейшие изменения реагирует повышением своего уровня — и, соответственно, сопротивлением. Собственно, выходит — сопротивление есть признак начала изменений во внутреннем мире.

И вот бунтарь, возвращённый из залов, из кабинетов психологов и прочих инглишей на диван — к пепельнице и вкусняшкам, испытывает привычное чувство собственной никчёмности, тревога празднует восстановление прежнего порядка — получается, выхода из замкнутого круга — нет?

Тут уместно вспомнить интереснейший случай из истории... британского велоспорта.

В в конце 90-х Англия готовилась принять у себя Олимпиаду-2004. За весь 20-й век Британская федерация велосипедистов получила всего лишь одну олимпийскую золотую медаль, проиграла во всех чемпионатах мира, не смогла победить ни в одной гонке «Тур де Франс».

Разумеется, страна-хозяйка Олимпиады ставила себе задачу — гимн «Боже, храни Королеву» должен звучать как можно чаще!

Поэтому в команду был привлечён спортивный менеджер Дэйв Брейлсфорд — и последовали стремительные изменения! Команда в течении нескольких лет собрала букет самых престижных медалей: сразу две золотые олимпийские в том самом 2004-м и ещё целых 8 (восемь!) в 2008 и 2012! Вдобавок, британцы стали чемпионами мира и дважды получили Гран-При «Тур де Франс»!

Может быть новый менеджер заставил команду жить с ближайшего monday новой жизнью?

Всё было проще и... незаметнее.

Брейлсфорд исследовал внутренние процессы команды, побеседовал с каждым участником — не только со спортсменами, но и с техниками, врачами, специалистами по питанию и экипировке. И поставил задачу:
— Найти важнейшие характеристики и каждый из них улучшить на 1%!

Всего на один процент!

Это и есть суть его метода Концепции предельных выгод (или, в другом варианте — предельных достижений): проанализировать ситуацию, выявить ключевые параметры и улучшить каждый из них на 1%. На выходе — значительное увеличение главных результатов.

Поэтому, если вы хотите радикально улучшить свою жизнь — не надо радикально её менять, ни с понедельника, ни с новолуния! Нужно выбрать значимые для вас направления — и каждый день вносить в них небольшие изменения:
— прибрать не всю квартиру (на это надо несколько часов и вы будете откладывать, постепенно обрастая новыми слоями беспорядка), а выбрать 10-15 минут и прибрать какой-то угол, полку. И делать это каждый день — или несколько раз в день. К концу недели ваша квартира будет сиять;
— не покупать сразу годовой абонемент, а начать с 5-10минутной растяжки. Делая её каждый день (или несколько раз в день!), буквально через пару недель вы обнаружите — зарядка стала важным ритуалом, который хочется делать дольше и основательнее! И вот вы её уже делаете не 10 минут, а 15-20! И, внезапно, хотите пробежаться в парке!
— бросайте курить не сразу, а с уменьшения количества перекуров.

И так далее.

И начинать можно — прямо сейчас!

Такой же эффект вы получите в занятиях с психологом. Каждая беседа — ещё одно понимание своих ситуаций, ещё одна ясность, ещё одна «разминированная» обида. Дыхательная практика, упражнения (например — «Эффективное упражнение от тревоги Эффективное упражнение от тревоги «Пять плюсов»), регулярность консультаций — всё это те самые «однопроценты», которые действительно меняют вашу жизнь к лучшему. Постепенно и неотвратимо.

Через какое-то время вы заметите — вы перестали реагировать на реплики, которые вы раньше воспринимали обидными и выводили вас на конфликты, постепенно исчезли навязчивые мысли, утих внутренний скептик. Незаметно для себя вы стали чаще общаться с близкими, коллегами, и даже незнакомые люди перестали быть страшными. И оказалось — вы нужны, вами дорожат, вас любят!

И отражение в зеркале — стало вам нравиться, ведь в нём — ваше новое «Я»!

Ваш HappyTalkie!

P.S.
Для психологического исследования приглашаю на анкетирование. По результатам которой мы проведём бесплатную беседу-консультацию - вы узнаете много нового, интересного и неожиданного о себе. И, возможно, причины, мешающие вашему развитию — в бизнесе, карьере, личной жизни (подробнее - Промежуточный отчёт и приглашение к Анкетированию 3.0!).

Ваш профит - бесценный вклад в науку и бесплатная консультация (30-45 мин) по итогам анкеты, новый взгляд на себя, на свои возможности и перспективы.

Заявку на участие можно прислать мне на тг HappyTalkie или на емейл HappyTalkie (собачка) мейл.ру.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!