Серия «Репетиторские истории»

57

Репетиторские истории #31: гарантии1

Давненько ничего не писал из репетиторских историй. Но всё потому, что давно не происходило никакого трэша, соответственно, писать о том, какой мальчик молодец, как у него все хорошо и что он сдал на 5, то это вряд ли кому то будет такое интересно, поэтому очередная история содержит в себе определенное количество пиздеца. На общеизвестном ресурсе по поиску преподавателей и других мастеров мною была обнаружена заявка о том, что мальчик 6 класса должен сдавать экзамен всероссийской проверочной работы за 6 класс. Был указан бюджет, который клиент готов платить, больше никакой информации. Я откликнулся на заказ, указав, что провожу онлайн занятия с учениками с использованием различных интерактивных элементов, что мои онлайн занятия не менее эффективны, чем очные. Все это я отразил в своем отклике на заявку. Клиент, прочитав мой отклик, попросил созвониться. Мы созвонились. На том конце ответила девушка. Описала следующую ситуацию. Ребенок в шестом классе не сдал всероссийскую проверочную работу, проходившую в мае. В июне он писал пересдачу, но также не смог ее сдать. Теперь она хочет, чтобы я подготовил ее ребенка к пересдаче, которая намечена на конец августа. На тот день было 12 августа. Конец августа наступит буквально через две недели...

Родительница первым делом спросила меня, даю ли я 100% гарантию на то, что ее мальчик сдаст всероссийскую проверочную работу. Потому что если он ее не сдаст, ему придется оставаться на второй год. На что я, конечно, ответил, что 100% гарантии дать не могу, потому что результат зависит как от меня, так и от ученика в равной степени. В свою очередь, я приложу максимум всех своих усилий, чтобы обеспечить результат. Но за часть мальчика, который будет обучаться, к сожалению, отвечать не могу. Если ученик будет выполнять все мои выданные домашние задания, если он будет посещать все мои занятия, соответственно, шанс сдать экзамен у него высокий, очень значительно повысится по сравнению с текущим моментом.

100% гарантию на сдачу экзамен я дать не могу, но есть одна гарантия, в которой я уверен. Если ученик не захочет заниматься и выполнять домашнее задание, я даю 100% гарантию, что экзамен сдан не будет. Вот такую гарантию дать я могу. На что мама ответила, что, к сожалению, за своего ребенка она отвечать не может, потому что он уже взрослый человек. И поэтому мне стоит с ним лично поговорить и убедить его в необходимости делать эту домашнюю работу. И если я смогу это сделать, вот тогда он работу будет выполнять. Сказала, что наше личное общение с этим учеником должно принести результат. На что я ответил, что в своем отклике на ее заявку я указал, что занятие веду дистанционно, поэтому именно личное общение- это не то, что я предлагаю. Если ей такой формат подходит, то я готов позаниматься с ее ребенком. После чего она ответила, что дистанционный вариант занятий ей не подходит.

Это было немножко странно. Таким образом получается, что она не прочитала ничего в том тексте, что я указал в отклике, и при этом решила что-то дополнительно обсуждать. Такого поведения я не понял. Видимо, проблемы со школой у ученика имеют генетическую предрасположенность. Но у него это отразилось больше на математике, чем на чтении. Соответственно, от заказа пришлось отказываться. По ребенку: у меня нет к нему никаких вопросов, нет никаких претензий. Двоечником быть не зазорно, всякое может случиться. Но здесь больше вопросов именно к родителям. Ребенок в мае не сдал экзамен, в июне он его не пересдал. И в середине августа родитель хочет, чтобы за две недели мы с ребенком начали подготовку, да еще и с гарантией. В таком поведении видна полная безответственность именно родителя оставлять проблему на потом, на последние две недели. И желание переложить ее на преподавателя. Всё лето их эта проблема никак не волновала, и в середине августа они проснулись. Не исключаю, что ребенок действительно взрослый человек, чего нельзя сказать о его родителях.

Показать полностью
5595

Репетиторские истории #28: Мотивация

Взял заниматься нового ученика 6-го класса. Занятия проводим дистанционно,  так что своя специфика. Опыт дистанционки у меня уже значительный, поэтому даже без зрительного контакта, только на основе общения с учеником понимаю, насколько вовлечен ребенок в процесс,  насколько внимательно слушает и т.д.

После занятия мама ученика написала и спросила, как прошло занятие. Я ответил в числе прочего,  что ребенок немного отвлекался на занятии, но для дистанционки в принципе это в пределах нормы.

На что мама сообщила, что есть у них такая проблема, и она на следуюшем занятии будет присутствовать с ребенком в комнате, чтобы он поменьше отвлекался.

Так вот, идет следующее занятие и в самом его начале я задал какой-то пример, который он начал решать. И тут он допускает ошибку при переносе числа через знак "=", на что я обратил его внимание. И я слышу на заднем фоне голос мамы: "ТЫ ДЕБИЛ? ЧЕГО ТВОРИШЬ?"

Эмм... ну ладно, продолжаем урок. Мальчик, в принципе, сообразительный,  хорошо решает задачки,  но иногда допускает небольшие ошибки.

Через минут 15 снова он делает ошибку и после того, как я показываю ему место, где он ошибся, мама сзади:

"ТЫ БОЛЬНОЙ? С ГОЛОВОЙ ВСЁ В ПОРЯДКЕ?"

Это было очень странное занятие и я уже стал прислушиваться,  вдруг услышу,  как мальчику леща отвешивают или подсрачники", но вроде не было... Наверное, этот способ мотивации был запланирован на вечер после окончания урока.

После урока мама снова спросила меня, отвлекался ли он теперь. Я даже потерялся, как на этот вопрос ответить. Но сообщил ей, что и в первый раз было нормально, и в ее присутствии на уроке нет необходимости, и если что-то пойдет не так, я ей обязательно сообщу.

На следуюшем уроке когда мальчик ошибся, я сказал ему, что в ошибках нет ничего страшного, и чтобы он не боялся их допускать. Главное, пробовать, решать, рассматривать разные варианты решений и не пугаться, если что-то может не получиться. Ошибки - часть обучения,  и без них оно будет не так эффективно. Ошибки необходимы.

Не знаю,  как пойдет у нас дальше, но на данном этапе мы сосредоточены на том, чтобы убрать у ребенка страх осуждения за то, что он может сделать что-то не так. Из-за этого за некоторые задачи он боится даже браться. Я дал ему несколько сложных для его уровня задач, чтобы количество возможных ошибок зашкаливало и предложил решать и рассуждать вслух. Да, он совершал ошибки, но мы не останавливались на этих моментах долго,  пробовали другие подходы к решению, снова ошибались. Я, показывая ему решение, намеренно ошибся в мелком вычислении, но получив ответ, мы увидели, что он неверный, после чего вместе искали место, где была допущена ошибка.

Вот я представляю, насколько бы повысилась мамина производительность на работе, если бы у нее за спиной стоял начальник и орал: "ТЫ ЧТО ТВОРИШЬ, ОВЦА?", "ДОЛБАНУЛАСЬ?" и т.д.

Показать полностью
9

Репетиторские истории #30: А гномы оказались не так просты

Веду онлайн занятия по математике. Занимаемся с учеником 5го класса олимпиадными задачами. Среди них попадается такая:

"Белоснежка вошла в комнату,где вокруг круглого стола стояло 30 стульев. На некоторых из стульев сидели гномы. Оказалось,что Белоснежка не может сесть так, чтобы рядом с ней никто не сидел. Какое наименьшее число гномов могло быть за столом?"

Рассуждаем с учеником, думаем, рассматриваем варианты, рисуем картинки. Повторяю ему условие вслух:

"Белоснежка садится за стол и оказывается рядом с гномом. Пробует пересесть, но при этом всё равно кто-то из гномов рядом оказывается. Представь, какое должно быть расположение гномов, чтобы у Белоснежки всё время возникала только такая ситуация".

И он предлагает правильный ход решения, когда у каждого гнома по обе стороны два свободных места. То есть они сидят так: гном, пусто, пусто, гном, пусто, пусто и тд.

Но потом спохватывается и говорит:

"Неет! Так не сработает. Ведь если Белоснежка сядет на гнома, то никого рядом не окажется!"

Репетиторские истории #30: А гномы оказались не так просты

Мне пришлось резко выдернуть микрофон и отключить камеру, чтобы мальчик не увидел мою реакцию.

Мы через пару минут смогли продолжить и всё-таки решили эту задачу без порно подтекста. Пришлось очень аккуратно объяснить, почему мы на наших уроках не будем рассматривать такие ситуации. Возможно, в старших классах, но при согласовании с родителями.

Показать полностью 1
685

Репетиторские истории #27: Бесплатные уроки

Оборудовал я себе на лоджии офис для дистанционных занятий и теперь закрываюсь там, когда у меня урок.

И там же на лоджии с другой стороны рабочий стол супруги. И иногда она тоже сидит рядом, когда я веду занятие.

Я надеваю мониторные наушники с микрофоном и работаю.

А у меня странная привычка очень громко говорить (почти кричать), когда я в наушниках, и каждый раз жена мне об этом после урока говорит. А я каждый следующий раз снова срываюсь на крик.

И вот я решил взять это под контроль и мне удалось провести целый урок не повышая голос.

Я заканчиваю занятие, снимаю наушники, а жена мне говорит:

-Ты в курсе, что ты сегодня обломал всех соседских детей, которые уже по расписанию приготовили стулья вдоль нашей стены?

215

Репетиторские истории #26: Репетитор по переписке

Прощу прощения у тех подписчиков, кто подписался ради репетиторских историй за то, что не удается часто выкладывать посты на эту тему. В пору дистанционных занятий гораздо меньше поводов чему-то интересному случаться.

Но на днях я провел очень необычное занятие, такого опыта у меня еще не было.

Когда-то писал историю про ОЧЕНЬ тихую девочку:

Репетиторские истории #9: Молчунья

Так вот, около года назад они пропали, так как у девочки и так стало всё получаться и они не просили занятий, а точнее у нас образовался перерыв

Так вот, объявились они снова, но теперь я веду только дистанционку, о чем и сообщил маме ученицы. Она согласилась попробовать такой тип занятий.

И если раньше тяжело было вести занятие с девочкой потому, что она очень неохотно и тихо отвечала на вопросы, то теперь, оказавшись отделенной от моего присутствия стала ПОЛНОСТЬЮ игнорировать мои вопросы. Ну нет меня рядом, значит можно не отвечать. Спряталась, и ее же не видно.

Через 10 минут я понял, что так дальше дело не пойдет, мне нужна хоть какая-то обратная связь.  Потому, что я уже стал думать, что связь прервалась и я сам себе всё рассказываю, вместо ученика. Не было даже ответов на вопросы "меня слышно?".

Но я отчетливо слышал шум улицы в наушниках, в отличие от ответов девочки, так я и понял, что мы всё еще на связи.

А занимаемся мы с помощью электронной доски (это сайт, на котором в реальном времени мы пишем вместе и видим действия и надписи друг друга). Так вот, на мои вопросы я попросил ее давать ответы с помощью доски и писать их там.

Спрашиваю: "попробуем?"

На доске появляется надпись "Да".

"Так, как меня слышно?"

Пишет: "хорошо".

В таком режиме мы и прозанимались весь урок, и потом были еще занятия и все проходили с письменными ответами. Было очень необычно, но рад, что мы смогли найти решение, которое устроило ученицу и ей не приходится теперь пересиливать себя, когда она вынуждена говорить, а ей этого очень не хочется.  Как я её иногда понимаю:) Я сам по характеру яркий интроверт и лучше напишу письмо на электронную почту, чем позвоню и что-то уточню в каком-нибудь интернет-магазине, например.

Но ее уровень интровертности "писать в личном общении" это топ.

Показать полностью 1
306

Репетиторские истории #25: Отказ

Давно ничего не писал на тему преподавания. Отчасти оттого, что всех учеников перевел на дистанционные занятия и поводов к интересным темам как-то поубавилось. При личных встречах, конечно, больше поводов к раскрытию характеров и ситуациям, о которых будет интересно почитать.

Так или иначе, в настоящее время все старые ученики успешно были переведены на дистанционку и взяты новые уже изначально под такой вид занятий.

Об одном таком ученике и пойдет речь.

Начали мы занятия в июле с целью восполнить пробелы за прошлые классы (5 и 6). Уже на первых занятиях я понял, что с мальчиком что-то не то. Но списал это на летние каникулы, когда детям в принципе не до занятий и они в гробу видели занятия летом. Что меня насторожило? Так вот, проходим мы какую-то тему из прошлых классов и я вижу, что судя по тому, как он пробует произвести действия, он о ней даже и не слышал. Ну это ничего страшного, в этом и есть суть работы - найти места, в которых ученик "плавает" и заново их объяснить. Вроде бы тема была "действия с дробями ". Объясняю ему принцип, по которому нужно складывать дроби с разными знаменателями, как складывать и вычитать целые числа с дробными. С грехом пополам он выполняет задания с моими подсказками. Задаю эти же номера на домашнее задание и через пару дней он присылает в вотсап какую-то дичь, словно не было у нас темы дробей.

Ну опять же, ничего страшного, мы еще один урок уделим этой теме, с максимально простыми заданиями, не смешивая разные типы вычислений.  Провели занятие, в конце которого я понимаю, что у мальчика очень плохо то ли с памятью, то ли вниманием. Так как то, что я говорил минуту назад он уже не помнит и, соответственно,  не может применить это в решении.

Но от нас и не требуется делать из него отличника.  Вижу, что примерно на тройку эту тему он тянет.  А если мы будем дробям уделять пять занятий, то далеко мы так не продвинемся, и будет мало смысла в таких занятиях. Нам желательно к седьмому классу подойти не с идеальным знанием дробей и отсутствием понятия обо всем остальном, а с какими-то базовыми знаниями по всему классу.

Следующей темой было решение элементарных задач с помощью пропорций.

Об этом методе он тоже понятия не имел.

Казалось бы, алгоритм решения таких задач до безобразия прост:


Два килограмма яблок стоят 200 рублей, сколько стоят 7 килограммов яблок?

Составляем таблицу,  где в первой колонке будут килограммы, во второй - рубли.

Причем, в одной строчке должны быть числа, относящиеся друг к другу:


Кг.  Руб.

2  200

7  Х.


Абсолютно все задачи на пропорции так решаются. В принципе, даже думать не нужно и вникать в суть.  На этом и был наш упор. Научить делать это на автомате, всегда однотипно, чтобы не запутать ученика сложными рассуждениями, которые ему явно не даются. То есть всё,  что нужно запомнить, это написать величины, о которых в задаче идет речь и под ними указать числа, к ним относящиеся.

Когда табличка составлена, мы должны перенести ее в вид пропорции просто поставив черточки дробей между числами в каждой колонке и знак равно между получившимся дробями, вот так:

Репетиторские истории #25: Отказ

Потом или мысленно рисуем крестик, соединяя числа, стоящие по диагонали друг от друга (2 И Х, 7 и 200), либо прямо карандашом соединяет их прямо на листе.

Потом числа, соединенные линией перемножаем и снова приравниваем:

2×Х=7×200.

Отсюда уже находим

Х=7×200:2.


И так абсолютно любая задача из курса 6 класса.


Да, там еще есть задачи на обратную пропорциональность, но я сознательно не стал сразу давать разные варианты, чтобы мы отработали алгоритм на примере однотипных задач, где рассуждения не требуются вообще.

Так вот, уделив разбору конкретно таких задач два урока по 60 минут, объяснив всё то же самое по раз 10, в разных формулировках, с разными подходами, я надеялся, что расставить четыре числа в табличку и найти из нее неизвестное у него все-таки получится.

Но нет, даже на стадии таблички он упорно продолжал ставить числа абсолютно рандомно.

Этот пример я привел в качестве иллюстрации степени сложности разбираемых задач. Понимаю, многим математика дается тяжело, она для них непонятна, не интересна и прочее. Но любой человек в принципе способен составить таблицу из четырех чисел по конкретному алгоритму.

Но этого ученика это не касается.

Я уже подумал, что он просто издевается, и специально делает неправильно, потому как уж очень много, преступно много мы уделили внимания такой теме и всё безрезультатно.

Но потом мама ученика сообщила, что началась учеба в седьмом классе, а там алгебра и геометрия, и времени "повторять" прошлые темы уже нет и нужно идти по школьной программе.

А какая алгебра? Какая геометрия с ее стройными теоремами и доказательствами, когда мы не можем четыре числа заполнить в табличку?

Я поинтересовался у мамы, как ее сын относится к занятиям. Нравится ли ему, всё ли понятно я объясняю. Потому как бывает такое, что не налаживается связь и отношения с преподавателем и уже не до обучения.

Но мама сказала, что сын очень доволен,  ему нравится гораздо больше, чем школьные занятия, что ему гораздо понятнее. Он прямо-таки любит делать дз, которое я ему оставляю.

И выдохнув, я продолжил вести занятия, рассчитывая на то, что сейчас начнется школа, ребенок настроится на нужный лад, забудет о каникулах и будет полноценно слушать и заниматься.

По алгебре первой у нас была тема "приведение подобных слагаемых ". Ну, то есть примерно так:

5a-3+4b-2a+b+7.

Нужно числа в выражении сгруппировать и посчитать сгруппированные между собой.

Группировать по принципу одинаковых букв или их отсутствия.

То есть, числа с одинаковыми буквами после них ставим рядом, и числа без букв тоже рядом, получим:


5а-2a+4b+b-3+7.

И теперь одинаковые буквы можем складывать. 5а-2а=3а; 4b+b=5b; -3+7=4.

Конечно, мы подробно остановились на всех тонкостях, что 5а это 5×а, что b=1b=1×b и тд.

Но после двух уроков мальчик продолжал упорно складывать 5а и 4b между собой, получая то 5аb, то 4аb, то 9а, то 9b, то еще какую-то ахинею.


После было решение задач с помощью уравнений.

У тебя в правом кармане в три раза больше конфет, чем в левом. А всего конфет 12. Сколько конфет в каждом кармане?


Итак, что неизвестно в этой задаче? Количество в правом и количество в левом. Вот поэтому любую из этих величин обозначим "Х", а вторую уже будем выражать через нее.

Например, в левом количество конфет обозначим "Х" шт.

Тогда как понять, сколько же в правом? Читаем условие еще раз: "В правом в три раза больше, чем в левом". Что означает 'в 3 раза больше" с точки зрения математики? Конечно, умножение на 3.

Тогда правый карман получается путем умножения количества в левом кармане на 3.

Имеем: В правом кармане 3×Х.

А что значит фраза "всего 12" с точки зрения математики?

Это значит, что мы суммируем другие величины и приравниваем к 12.

А какие у нас величины получились? Х и 3Х.

Тогда имеем: Х+3Х=12.

Отсюда 4Х=12, Х=3. А что такое Х? Это же левый карман. А правый это 3Х, поэтому 3×Х=3×3=9.


Это объяснение- одно из десятков, и еще далеко не самое подробное.

Но подобным задачам мы уделили четыре урока. И он продолжал составлять уравнения на примере этой задачи по типу:

3Х=12; 3Х:Х=12; 3Х×Х=12 и иногда совершенно случайно попадал в верное уравнение, но дальше не мог его решить, хотя решение подобных простейших уравнений мы тоже рассматривали несколько уроков.

Я специально не давал усложненные задачи, чтобы он разобрался зотя бы с этими, но всё было тщетно.

Ни одной решенной задачи из дз.

После того, как мы на протяжении 45 минут строили треугольник по двум сторонам и углу между ними, я понял, что занятия мы продолжать не будем.

Не буду подробно описывать эту задачу, но я за 15 минут научил это делать свою шестилетнюю дочку. И она без подсказок с ходу отвечала, что у трегольника три стороны и никак не может быть иначе. А этот ученик сначала сказал, что четыре, потом - что две. И это уже после того, как я в начале четко произнес "три" и перед ним было начерчено около десятка треугольников.

Я ни в коем случае не хочу оскорбить людей, которым математика не дается, но здесь явно не тот случай.

У меня был ученик с диагнозом, близким к шизофрении (я не помню точно термин), он вообще не умел концентрипрвать свое внимание дольше нескольких минут, и мальчик на уроке в прямом смысле пускал сопли на тетрадь, залипал без движения с отсутствующим взглядом на минут 5, но я научил его умножать и делить в столбик и пользоваться счётами.

На полном серьезе отвечаю, что с ним было проще и он лучше запоминал информацию и давал более адекватные ответы. Но с ним меня его опекуны сразу поставили в известность о его ситуации.

А с этим дистанционным учеником родители не сообщили о каких-либо отклонениях. А самому сказать родителям, что я подозреваю у их ребенка СДВГ или умственное отставание - это не моя компетенция и будет очень некорректно и грубо.

Поэтому я отказался вести дальнейшие занятия, поскольку почувствовал,  что у нас не будет абсолютно никакого результата. А продолжать брать деньги с родителей, не чувствуя прогресса считаю неправильным.

Поэтому в мягкой форме посоветовал найти другого специалиста, подход которого и взгляд на обучение будет отличаться от моего, так как я вижу, что мои усилия не приносят результата.

Как сказать, что, возможно, ребенку требуется помощь другого плана, чтобы не оскорбить при этом родителей - я не знал. Возможно, с математикой у него не складывается, но он будет гениальным писателем или историком, певцом, спортсменом? Возможно. Поэтому я и не стал намекать родителям, что у их ребенка проблемы серьезнее, как мне кажется. Если действительно проблемы, то родители должны это заметить без вмешательства учителей и их мнения, о котором не спрашивали. Если нет проблем, а просто математика- это не его, то искренне желаю ему удачи в других сферах.

Но настроение от всего этого просто  ужасное.

Показать полностью 1
498

Репетиторские истории #24: Обидно

Готовлю одного ученика (Репетиторские истории #20: Шелдон) к поступлению в лицей с математическим уклоном.

Мальчику 8 лет. Хочет (хотя, это больше к родителям относится) поступать в пятый класс.

Конкурировать ему приходится с детьми десяти лет. В этом возрасте разница колоссальна.

Итак, участвовал он в первой в своей жизни математической олимпиаде,  проходящей в лицее 1568 (Пабло Неруды).

Олимпиада проходила в два тура.

Первый тур - отборочный. По его результатам ребята получают допуск до участия во втором туре.

Максимальный балл за первый тур - 30 баллов.

Количество участников - 389 человек.

По результатам первого тура мой ученик показал абсолютный результат - 30 баллов. Такой же показали всего 10 ребят из всех.

Во втором туре участвовали 150 человек, и паренек набрал 85 баллов из 100 при лучшем результате 92 балла.

Попасть в победители не удалось, но с этим результатом он мог рассчитывать на зачисление в школу, но нужно было удачно  пройти еще олимпиаду по русскому.

А вот с русским, к сожалению, не сложилось, всего 63 балла и пролетает мимо поступления.

Было невыносимо обидно, когда объявили результаты.

Вроде бы я должен был быть счастлив за результат по математике, и приложил все силы, чтобы он такой получился, однако, настроение очень смазано из-за результатов по русскому.

Но мальчика я старался поддержать всеми силами, и поздравлял за такой сумасшедше отличный результат для него по математике (свою первую грамоту за олимпиаду он всё-таки получил).

Это был отличный опыт, и останавливаться мы не будем. Однако, наверное, сосредоточимся на лицеях, где не будет такого внимания к олимпиадам по русскому:))

Показать полностью
63

Чему меня научило репетиторство

А тому, что когда при ученике достаешь телефон, чтобы найти задачку, нужно быть уверенным, что ученика ничего не смутит.

И да, я примерно так и выглядел в этот момент:

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!