Серия «Скотт Р. Бэккер "Князь Пустоты"»

13

Скотт Р. Бэккер «Воин-пророк»

«Воин-пророк» - вторая часть трилогии «Князь Пустоты» из цикла «Второй Апокалипсис».

События романа стартуют с момента отбытия Священного воинства из Момемна. С самого начала понятно, что среди айнрити нет единства – они даже не могут решить какой дорогой идти. Ещё больше продвижение войск замедляют колдуны Багряных Шпилей, привыкшие путешествовать с максимальным комфортом. Правители и военачальники Людей Бивня постоянно борются за власть и влияние. Разумные доводы просто теряются в бесконечных спорах. Священному воинству нужен истинный лидер, но никто не хочет уступать это место.

Основные сюжетные события относятся как раз к военной кампании. Сражения между фаним и айнрити описаны детально и динамично. Образ колдунов, парящих над войском, выглядит по-настоящему эпично. Бэккер довольно важное место отводит тактике и стратегии сражений, что явно идёт роману на пользу. А вот от названий различных частей и отрядов, придуманных автором, вскоре начинает рябить в глазах. Не совсем понятно, зачем это нужно, если описания этих подразделений нет, а встретим мы их лишь пару раз за весь роман?

Помимо сражений в романе ещё немало эпичных моментов. Одним из самых ярких, на мой взгляд, является переход Священного воинства через пустыню. Корабли, которые должны были доставлять воду и провизию, исчезли, и люди остались один на один с горячим песком и беспощадным солнцем. Каждый день гибли тысячи людей, а выжили лишь самые стойкие или везучие. По итогу в пустыне погибло более половины войска айнрити и все те, кто его сопровождал.

Пережитое испытание не могло не повлиять на самих воинов – они ожесточились. Мы видим резню, которую устраивают Люди Бивня среди мирных жителей-фаним, как бы в отместку за павших товарищей. Например, население многотысячного города было вырезано за одну ночь.

Главным героям сопереживать довольно сложно. Среди них нет ни одного, кого можно было бы назвать хорошим человеком. Некоторую симпатию вызывает разве что Ахкеймион, но и он не лишён существенных недостатков. Вместо того чтобы сообщить своей школе, Завету, о грядущем Втором Апокалипсисе, он постоянно рыдает и терзается сомнениями то из-за своей возлюбленной Эсменет, то из-за бывших учеников, то из-за судьбы Келлхуса, который ему по сути никто. Найюр – свирепый варвар-скюльвенд, преследуемый призраками прошлого. Судьба даёт ему в руки власть над Священным воинством, но вместо того, чтобы стать несокрушимым военачальником, он постепенно сходит с ума от ненависти к дунианину и неразделённой любви к Серве. Наиболее противоречивая фигура в романе, несомненно, Келлхус. Благодаря своим сверхчеловеческим способностям, он быстро завоёвывает расположение и уважение Людей Бивня и вскоре становится новым пророком. При всём при этом, Келлхус хладнокровен, циничен и использует Священное воинство в собственных, лишь ему понятных, целях. Люди для него не более чем орудие. Далеко не всем нравится возросшее влияние Келлхуса, и главный его противник Икурей Конфас. Прославленный полководец сам мнит себя богом и хочет использовать воинство для собственного возвеличивания. Эсменет после исчезновения Ахкеймиона быстро попадает под влияние Келлхуса и становится его женой. Она умна, смела и решительна, что немаловажно для спутницы пророка. Серве же этими качествами не обладает, и поэтому исполняет лишь роль наивной секс-игрушки и орудия манипуляции Найюром.

Хотелось бы отметить особую атмосферу, которая появляется от близости Второго Апокалипсиса. Будто что-то тёмное и могущественное проступает сквозь века и грозит поглотить весь мир. И действительно, шпионов-оборотней Консульта становится всё больше.

Итог: Достойное продолжение первой части. Динамики стало несколько больше, а вот локаций, а, следовательно, и знаний о мире Эарвы меньше. Действие, хотя и довольно неторопливо, движется к своему финалу, а священное воинство к городу Шайме.

Также подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного

Показать полностью 2
27

Скотт Р. Бэккер «Тьма прежних времён»

Жанры тёмного и эпического фэнтези мной глубоко любимы, и такие авторы, как Аберкромби, Вегнер и Сапковский, давно занимают почётные места в моём личном топе. Очень часто рядом с ними в различных тематических подборках я встречал нового для себя автора – Скотта Р. Бэккера. Отзывы на его книги были довольно противоречивыми, и я всё откладывал наше знакомство на потом, но, видимо, пришло время сделать собственные выводы о творчестве автора.

Первое впечатление – читать сложно, даже очень. Автор совершенно не щадит читателя и с самого начала бомбардирует огромным количеством труднопроизносимых, а ещё более трудно запоминающихся имен собственных. По сложности восприятия это сопоставимо с «Ложной слепотой» Питера Уоттса, о которой я писал ранее. И если имена главных героев, таких, как Друз Ахкеймион или Анасуримбор Келлхус, через некоторое время удалось запомнить, то второстепенные так и остались просто интуитивно узнаваемым набором букв. При этом на память я обычно не жалуюсь.

Карта мира Эарва

Карта мира Эарва

Аналогичная ситуация складывается с географией мира Бэккера и народами, населяющими его. Становится немного проще лишь тогда, когда понимаешь, что описанные события есть не что иное, как прямая отсылка к первым крестовым походам. Искать параллели между историческими событиями и их книжными аналогами было увлекательным занятием для меня. События происходят в регионе Трех Морей, в котором без труда угадывается Средиземноморье. В мире Эарвы господствуют две религиозные фракции: Айнрити и Фаним. Айнритизм сочетает в себе элементы монотеизма и политеизма, был основан на откровениях пророка Айнри Сейена. Основные положения данной конфессии описаны на священном Бивне. Фанимство – строго монотеистическая религия, основанная на учении пророка Фана, который вывел свой народ из бесплодной пустыни и развязал войну с идолопоклонниками – айнрити. В этих двух религиях довольно четко прослеживается сходство с христианством и исламом. Основным камнем преткновения между фракциями служит родина Айнри Сейена – город Шайме, находящийся в руках фаним. Здесь мы видим отсылку на Иерусалим. Если копнуть ещё глубже, можно увидеть в Нансурской империи Византию, а в шрайе Тысячи Храмов – Папу Римского и т.д. Несмотря на сложные названия, мир получился реалистичным и интересным.

Шрайя объявляет священную войну

Шрайя объявляет священную войну

Фэнтезийных допущений здесь не очень много: пара нечеловеческих рас, магия, которая довольно редка, и пришествие Не-бога Мог-Фарау две тысячи лет назад. Получается, что в мире Эарвы всё это есть, но обычные жители практически не встречают подобных вещей. Магия здесь описана довольно интересно и представляет собой колдовские Напевы. Колдуны разделены на несколько школ, довольно сильно отличающихся друг от друга. Магия чрезвычайно сильна, и умелый колдун может в одиночку уничтожить целую армию. Однако этого не происходит, т.к. для баланса Бэккер создает так называемые Слёзы Господни или хоры – амулеты, делающие своего владельца невосприимчивым к магии. Колдуну же достаточно лишь одного прикосновения к хоре, чтобы обратиться в прах.

С самим миром Эарвы всё не так уж и благополучно. Две тысячи лет назад Не-бог Мог-Фарау чуть не уничтожил весь мир, но ценой великих жертв его удалось остановить. Слуги Не-бога, Консульт, спаслись и поклялись возродить своего господина. По прошествии тысячелетий об угрозе Консульта помнят лишь адепты Завета – одной из магических школ. Каждую ночь во сне они видят воспоминания основателя Завета и раз за разом переживают апокалипсис. И вот после стольких лет слуги тёмного властелина напоминают о себе, предвещая Второй Апокалипсис.

Теперь хотелось бы сказать пару слов о героях, оставивших о себе неоднозначное впечатление. С одной стороны, они противоречивы и реалистичны, с другой – им сложно сопереживать. Анасуримбор Келлхус – монах школы дуниан, посвятивших свои жизни совершенствованию духа и тела. Обычные люди для него подобны младенцам, и он легко использует их для достижения собственных целей. Келлхус умен, холоден, расчётлив и вызывает у окружающих безмерную симпатию, чем активно пользуется. Друз Ахкеймион – адепт Завета, послан шпионить за Священным воинством и искать следы Консульта. Будучи могущественным колдуном, постоянно страдает от неуверенности в себе и сомнений, склонен к самокопаниям и рефлексии. Лично для меня довольно странное сочетание. Эсменет – блудница из города Сумна, возлюбленная Ахкеймиона. Даже находясь в отношениях с адептом Завета, не бросает своё ремесло. Жаждет приключений и терзается из-за смерти дочери. Найюр – варвар-скюльвенд, вождь племени и непобедимый воин. Несмотря на все воинские заслуги, остаётся презираем собственным народом из-за связи с пленным узником, отцом Келлхуса, и содействия в убийстве собственного отца. Всё это беспрестанно мучает скюльвенда, и он решает, что, убив дунианина (и неважно отца или сына), сможет обрести покой. Икурей Ксерий и Икурей Конфас – император Нансурии и его племянник. Между ними существует скрытое противостояние, постоянно подогреваемое престарелой императрицей. Ксерий – личность истеричная, параноидальная и страдающая манией величия. Император подозревает в измене всё своё окружение и племянника в первую очередь. Конфас – блестящий военачальник, презирающий дядю, но ещё не готовый выступить против него открыто. Оба они погрязли в политических интригах и готовы жертвовать сотнями тысяч жизней ради собственной выгоды.

Стоит отметить язык Бэккера: сложный для восприятия, тяжеловесный и метафоричный. Порой приходилось по несколько раз перечитывать отдельные эпизоды, чтобы лучше их понять. В романе огромное количество философии. Её настолько много, что порой кажется, что читаешь философский трактат. Это в свою очередь не добавляет чтению скорости и лёгкости.

Событий в романе происходит не особенно много – первый роман трилогии в большей степени знакомит нас с героями и миром. Это Бэккеру вполне удалось. Однако излишне подробное описание эмоций и переживаний героев подчас утомляет. Происходящие события, напротив, довольно увлекательны. Шрайя Тысячи Храмов объявляет Священную войну против фаним с целью вернуть город Шайме. Люди Бивня со всех Трёх морей собираются под стенами города Момемн, где император Ксерий плетёт интриги, ведя собственную игру. Именно под стенами Момемна и сойдутся пути главных героев.

Итог: Перед нами масштабное и хорошо проработанное фэнтези с неоднозначными героями. Атрибутов тёмного фэнтези, крови, грязи и жестокости, здесь немало, но автор придерживается определённых границ и не скатывается в смакование подобных вещей. Лёгким чтением роман не назовёшь, зато при вдумчивом изучении он может подарить много положительных эмоций фанатам жанра.

Также подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного.

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!