Серия «"Энхиридион" Эпиктет»

0

XXXIV. О наслаждении и самообладании

Всякий раз, когда начнешь мечтать о каком-нибудь наслаждении, остерегайся, как и во всех прочих вещах, увлечься этими фантазиями. Пусть это наслаждение обождет, а ты возьми себе отсрочку. Затем вспомни о том времени, когда ты будешь вкушать удовольствие и о том времени, когда, вкусив его, ты после станешь раскаиваться и бранить самого себя. Противопоставь этому, как, воздержавшись, ты будешь радоваться и хвалить самого себя. А если ты сочтешь, что время приступить к делу, смотри, чтобы над тобой не взяла верх сладость, приятность и привлекательность, присущая наслаждениям. Сравни, насколько приятнее осознавать, что ты одержал над всем этим победу

Мы знаем, что телесные удовольствия по своей сути мимолетны и обманчивы. Наслаждение едой заканчивается сразу вместе с ней; удовольствие от занятия любовь сразу по завершении акта, а внешние атрибуты, вроде одежды, предметов роскоши, денег или власти, теряют свою привлекательность, стоит только к ним привыкнуть. Вспомните, как купив новый телефон, первые несколько дней он кладется аккуратно на чистую поверхность чуть ли не по линеечке, но уже спустя неделю относишься к нему менее щепетильно.

При этом, наслаждение внешними вещами имеет обратную сторону медали - огорчение и разочарование в случае, если эти вещи не достаются, либо если они были утрачены. Парадоксально, но даже надоевшую технику обидно поломать или потерять. Горечь утраты зачастую гораздо сильнее и длительнее, чем наслаждение от приобретения.

Соблазны причиняют вред не только душе, но и телу, если потворствовать им сверх меры. Хуже всего - это наступающая скука от пресыщения. В детстве, когда мама запрещает какое-нибудь сладкое, дети думаю: "Вот вырасту, куплю себе ящик мороженного и буду есть сколько захочу". В зрелом возрасте и вправду можно купить ящик мороженного, а потому оно неинтересно, надоедает. Точно также ощущают себя богатые люди, у которых вместо мороженного недвижимость, яхты и автомобили. Со временем от всего начинает воротить и уже не знаешь, чего бы еще пожелать. Скука - плата за страсть чрезмерности.

Эпиктет предлагает 2 техники - отсрочки и анализа ощущений. Во-первых, нужно отложить нахлынувшее желание, взяв паузу. Дав себе время подумать и взвесить, нужно ли оно вообще, первичный импульс соблазна ослабевает и от него легче отказаться. Пауза - это вообще прекрасное решение при любых спонтанностях: когда мошенники пытаются что-то навязать или вытянуть, когда хочется сделать импульсивную покупку, когда сомневаешься в решении и т.д.

Во-вторых, нужно заменить удовольствие от соблазна на удовольствие от отказа. Достаточно сравнить тот краткий миг, когда ты насладишься мимолетной связью, новой вещью или вредной едой, и долгое время, когда ты будешь раскаиваться и корить себя за слабость. Здесь есть альтернатива - удовлетворение от того, что ты победил соблазн и сохранил контроль над собой. Это долгое приятное ощущение победы над слабостями, которое не только укрепляет душу, но и дарит положительную гордость за проявленное самообладание.

Со временем, участь делать только осознанный выбор и отказываться от мимолетных желаний, человек обретает внутреннюю свободу, переставая быть рабом страстей. Регулярная практика воздержания ослабляет силу страстей и со временем они теряют свою власть над человеком.

End.

Больше интересного контента о философии и не только в ТГ-канале Гераклитовы слёзы

Эпиктет

Эпиктет

Показать полностью 1
2

XXXIII. О собственном характере и взаимодействии с другими (ч.1)

Усвой себе, наконец, какой-нибудь характер и тип, который ты сохранишь и наедине сам с собой и встречаясь с людьми.

По большей части храни молчание. В противном случае веди немногословную речь о необходимом. Изредка, когда требуют обстоятельства, говори, но не о случайных вещах — гладиаторах, конных ристаниях, атлетах, кушаньях и напитках, о чем обычно ведут речи. В особенности ничего не говори о людях с порицанием или похвалой и не сравнивай их.

Переведи, если сможешь, речи твоих собеседников на подобающий предмет, а если окажешься в кругу чужестранцев, то молчи.

Размышление 33 в Энхиридионе одно из самых практически-ориентированных. Эпиктет дает прямые рекомендации, как следует поступать в тех или иных условиях, или чему придерживаться в целом.

В первую очередь, нужно хорошо понимать особенности своего характера, знать, из каких элементов скроено собственное мировоззрение. В нем не должно быть противоречий и вместе с тем должны присутствовать твердые убеждения, чтобы человек не был похож на флюгер, колеблющийся под натиском внешних обстоятельств.

Комментируя Эпиктета, Симпликий сравнивает такого непостоянного человека с Эврипом - узким проливом между островом Эвбея и материком, в котором под влиянием ветров или приливов/отливов происходят резкие изменения направления течения вплоть до нескольких раз в сутки. Древние греки удивлялись такому феномену, видя в нем символ непредсказуемости.

В противовес приводится образ Сократа, который оставался верным себе и единому образу жизни в любых обстоятельствах, будь они счастливыми или печальными. Почему важно всегда оставаться самим собой? Здесь ярко отражается стоическая идея, что человек тяготеющий к мудрости должен быть последовательным. Стоик не подстраивается под внешние обстоятельства и ожидания других, а действует в соответствии со своими принципами, независимо от ситуации.

Это помогает искоренить в себе лицемерие и двойные стандарты, что отражает вторую стоическую идею в соответствии с принципом справедливости - добрососедские отношения с другими людьми, со всеми согражданами. Человек постоянства - надежен; от него всегда знаешь чего ожидать, не предполагая подвоха. На такого можно положиться. Надежность тождественна предсказуемости, когда пусть и недалекое будущее можно смело запланировать, точно зная, что по крайней мере в этом случае не будет каких-либо рисков.

Недаром Данте Алигъери в "Божественной комедии", подводя итог представлениям христианства той эпохи, помещает предателей доверившихся им лиц, в самый страшный 9-й круг ада - Ледяное озеро Коцит, где трехглавый Люцифер лично терзает трех самых известных предателей в истории - Иуду, Брута и Кассия. Предательство синоним непостоянства, когда ближний возложил надежды, запланировал будущее, не ожидая подвоха, а его ударили в спину разрушив все планы в самый неподходящий момент.

Итак, задумавшись о своих чертах характера, первое на что нужно обратить внимание - умение молчать. Душа должна говорить с собой, не распыляясь на отвлекающие внешние факторы и страсти, а проще всего это сделать посредством молчания и саморефлексии, ухода в себя. Симпликий напоминает о пифагорейцах, началом воспитания которых было пятилетнее молчание, чтобы развить самоконтроль и внутреннюю сосредоточенность.

Молчание дает время на размышление и контроль над импульсивными высказываниями, а частое словоизлияние только добавляет ошибок и уводит разговор от сути. Истина всегда немногословна. Сущность предмета выражается немногими словами, и в принципе говорить следует лишь о том, что важно и полезно, ведь сколько времени люди тратят на пустую бессмысленную болтовню. Если же сказать по существу нечего, лучше молчать. Античной мудрости приписывают замечательную фразу: "Молчи до тех пор, пока сказанное не будет полезнее твоего молчания".

Последнее, на что нужно обратить внимание - это на обсуждение других людей. Нужно отказаться как от порицания, так и от излишней похвалы. Во-первых, для стоика оценка действия других не имела смысла, потому что они лежат за пределами его личного контроля. Во-вторых, сравнение людей часто сопровождается тщеславием с ощущением внутреннего превосходства, порождая надменность. В-третьих, обсуждение других вызывает эмоциональные реакции, и если они сильные, это выводит душу из равновесия. Суждения о других, если без них невозможно обойтись, должны быть максимально нейтральными.

End.

Больше интересного контента о философии и не только в ТГ-канале Гераклитовы слёзы

Эпиктет

Эпиктет

Показать полностью 1
1

XXX. Об обязанностях в отношениях и справедливости

Обязанности определяются по большей части своими качествами. Он является отцом? Подразумевается, что надо о нем заботиться, уступать ему во всем, терпеть от него упреки и побои. Но он плохой отец. Ты привязан природой не к хорошему отцу, но просто к отцу. Твой брат обижает тебя. Храни свое положение брата по отношению к нему, не обращай внимания на его слова, смотри лишь на то, при каких действиях твое намерение будет соответствовать природе. Ведь другой человек не причинит тебе вреда, если ты сам того не захочешь. Лишь тогда ощутишь ты вред, когда начнешь думать о нем. Таким вот образом ты обретешь смысл обязанностей соседа, гражданина, полководца, если привыкнешь распознавать их свойства

В данном фрагменте Эпиктет рассуждает об обязанностях в отношениях с другими людьми. Эти обязанности по мнению Эпиктета определяются не качествами или поведением этих людей, а нашей собственной природной ролью в отношении к ним.

Например, ребенок обязан заботиться об отце, даже если отец плохой. Необходимо проявить к нему терпение, поскольку он "отец по природе", т.е. является причиной появления ребенка. Аналогично, если брат причиняет обиду, важно сохранить доброе отношение к нему, поскольку это соответствует природе кровных уз.

Иначе говоря, с позиции Эпиктета наше отношение к родным должно зависеть не от их поведения, а просто по факту родства, которое установила нам природа. То же самое и по отношению к другим людям. Так проявляются наши обязанности как соседа, гражданина, работника и т.д. Природный фактор здесь является основополагающим, поскольку он задает отношения как часть космического порядка. Например, родственные узы естественны, значит так распорядилась Судьба и нужно исполнять её волю.

Особое внимание стоит уделить комментарию неоплатоника Симпликия, подробно разобравшего данный вопрос. Симпликий поясняет, что обязанности неразрывно связаны с добродетелью справедливости - воздаянием каждому по заслугам. Следовательно, любые отношения - это реализация справедливости. Однако, мы не можем воздавать каждому одинаково, потому что отец - это одно, брат - другое, друг - третье. У нас так или иначе существуют роли, придерживаясь которым и нужно справедливо подходить к каждому.

Обязанности зависят от различных типов отношений, которые мы устанавливаем. Симпликий делит их на 4 группы:

  • К людям и существам, подобным нам.

  • К существам, которые превосходят нас.

  • К тем, кто слабее нас.

  • К самим себе.

В зависимости от того, с кем мы взаимодействуем, обязанности будут варьироваться. Например, отношения между братьями от природы равные и предполагают взаимную отдачу друг другу. В отношениях с неравными, например, между отцом и сыном, обязанности основываются на различии ролей, где отец должен восприниматься второй после Бога причиной твоего рождения. То же самое между обидчиком и благодетелем, работником и работодателем и т.д.

Помимо природных, бывают и добровольные связи, наивысшее выражение которых - дружба. Дружба возможна, когда происходит добровольное объединение людей с похожими характерами. Она основывается на добродетели, разумных устремлениях и стремлении к общему благу, а не на материальных или внешних выгодах. Симпликий считает, что дружба помогает людям укреплять друг друга в добродетели, создавая гармоничное единство, благодаря общности стремлений и убеждений.

Друзья соединяются на основе свободного выбора, поэтому обязанности между ними равные - поддерживать друг друга в любых ситуациях. Симпликий приводит древнее изречение, что друг — это "второе я". Друзья не только делят между собой материальные блага, но и обогащают друг друга на духовном уровне, усиливая друг друга в добродетели и мудрости. Совместные усилия друзей могут вести к "великому свету истины" и нравственному совершенству.

Дружба может сложиться не только между незнакомцами. Природные связи могут существовать и без дружбы, но Симпликий считает, что отношения между родственниками будут гораздо более радостными и полными, если они основаны на добровольной дружбе. Добровольная связь, построенная на доброй воле и взаимном уважении, прочнее природных уз, потому что она ближе к божественному единству.

Дружба — это не просто связь между людьми, но и средство, ведущее к единению с Богом. Симпликий утверждает, что дружба не только важна для человеческих взаимоотношений, но и имеет божественный аспект, поскольку помогает подготовить душу к высшему духовному состоянию. Он упоминает пифагорейцев, которые видели в дружбе некую синтезирующую силу, соединяющую все добродетели, ибо дружба предполагает и справедливость, и воздержание, и разумность. Однако Симпликий также отмечает, что для истинной дружбы человек должен очиститься от неразумных страстей, чтобы быть её достойным. Он подчеркивает высокие требования к духовной подготовке перед тем, как вступить в настоящую дружбу.

Говоря о врагах, Симпликий отмечает, что они также связаны добровольным выбором, однако связи лежащие в основе таких отношений - разъединяющие. Также есть добровольные связи между неравными, основанные на различии в статусе и ролях. Например, учитель выступает как причина обучения, а ученик - как следствие.

В качестве особого вида связи Симпликий выделяет отношения между мужчиной и женщиной. Этот союз является одновременно и добровольным, и природным. Это средний тип соединения, так как муж и жена не равны, но они влекутся друг к другу от природы.

Симпликий подчеркивает то, что говорит Эпиктет - обязанности зависят от природы связи. Природные обязанности, такие как отношения между родителями и детьми, нельзя отменить по желанию одной из сторон, тогда как добровольные отношения (например, дружба или вражда) могут быть изменены или расторгнуты по воле участников. Если друг становится врагом, обязанности друга прекращаются. Но если отец действует плохо, это не устраняет его природную роль отца, и обязанности перед ним остаются.

Он также указывает на то, что отношения с родителями важны не только из-за природной связи, но и потому, что наши действия по отношению к родителям будут иметь последствия в будущем — так, как мы относимся к своим родителям, будут относиться к нам наши дети. Так реализуется божественная справедливость, с которой необходимо быть аккуратнее, и не идти ей наперекор.

End.

Больше интересного контента о философии и не только в ТГ-канале Гераклитовы слёзы

Эпиктет

Эпиктет

Показать полностью 1
4

XXVIII. О самоконтроле

Если бы кто-то вручил твое тело первому встречному, ты бы вознегодовал, а то, что ты доверяешь свой разум случайному человеку, чтобы, если станут тебя бранить, разум твой пришел в смущение и смятение, тебе от этого не стыдно?

Античный философ-стоик Эпиктет очень метко замечает, что наибольший вред человеку наносит не кто-то другой, а он сам, если ведется на манипуляции и допускает, чтобы разум подвергался влиянию внешних факторов и обстоятельств. Важно понимать, что мы не властны над своим телом в полной мере. Случаются ситуации, когда людей берут в плен, сажают в тюрьму невиновных, похищают и даже убивают. Не все казусы удается избежать физически. Но когда речь идет о сознательном ответе на внешние раздражители, например, когда нас кто-то оскорбляет, пытается вывести из себя или обмануть - это полностью лежит в зоне нашего контроля.

Когда вредят нашему телу, например, при получении неквалифицированной медицинской услуги, подрывающей здоровье еще сильнее, это вызывает негодование. Мы привыкли доверять специалистам. То же самое касается, например, друзей, в случае их некрасивого поведения в отношении нас или предательства. С этим ничего не поделать, ведь других людей, их поведение, как и собственное тело мы контролируем не полностью, но собственные аффективные реакции - целиком под нашей ответственностью. Должно быть стыдно, когда мы собственноручно идем на поводу у гнева, обиды, зависти и др., порождающих ситуации, которые мы в состоянии избежать.

End.

Больше интересного контента о философии и не только в ТГ-канале Гераклитовы слёзы

Эпиктет

Эпиктет

Показать полностью 1
7

"Правила жизни" от стоика Эпиктета

Простые правила жизни от Эпиктета из 33-го размышления "Энхиридиона". Распечатываем себе и размещаем куда-нибудь перед глазами.

§ 1. Усвой себе, наконец, какой-нибудь характер и тип, который ты сохранишь и наедине сам с собой и встречаясь с людьми.

§ 2. По большей части храни молчание. В противном случае веди немногословную речь о необходимом. Изредка, когда требуют обстоятельства, говори, но не о случайных вещах — гладиаторах, конных ристаниях, атлетах, кушаньях и напитках, о чем обычно ведут речи. В особенности ничего не говори о людях с порицанием или похвалой и не сравнивай их.

§ 3. Переведи, если сможешь, речи твоих собеседников на подобающий предмет, а если окажешься в кругу чужестранцев, то молчи.

§ 4. Не следует много смеяться по поводу разных вещей и пусть смех твой не будет разнузданным.

§ 5. Вообще не клянись, если это возможно. В противном случае по возможности отказывайся.

§ 6. Пиры с людьми посторонними и непричастными к мудрости отвергай. Но если когда-нибудь доведется, внимательно следи за тем, чтобы не опуститься до поведения невежды. Знай, что если друг твой замаран, то общаясь с ним, даже если сам был чист, неизбежно замараешься.

§ 7. Заботы о теле принимай не далее необходимого, например пищу, питье, одежду, жилище, прислугу, а все, что касается славы и удовольствия, отсеки напрочь.

§ 8. Что касается любовных утех, то, насколько возможно, следует хранить чистоту до брака. Прикоснувшись к любовным утехам, следует брать себе из них то, что законно. Однако не будь в тягость тем, кто им предан, не изобличай их и не разноси повсюду, что сам ты к ним не причастен.

§ 9. Если сообщат, что кто-то плохо отзывается о тебе, не старайся оправдываться. Напротив, ответь: «Этот человек не знал о прочих моих пороках, иначе он не ограничился бы только этими».

§ 10. Нет надобности часто посещать зрелища. Если когда-нибудь выпадет случай, покажи, что не заботишься ни о чем, кроме самого себя. Это значит — желай, чтобы происходило то, что происходит, и чтобы побеждал тот, кто побеждает. Ведь таким образом ты не испытаешь затруднений. Однако полностью воздержись от крика, смеха и сильных телодвижений. Ведь из подобного рода вещей явствует, что ты в восторге от зрелища.

§ 11. Не присутствуй легкомысленно и бездумно на публичных чтениях, но, коли доведется, сохраняй серьезность и спокойствие и одновременно не будь никому в тягость.

§ 12. Всякий раз, когда ты собираешься с кем-то встретиться, особенно если он из числа влиятельных людей, представь себе, что сделал бы в этом случае Сократ или Зенон, и у тебя не будет сомнений в том, как следует достойно вести себя на предстоящей встрече.

§ 13. Всякий раз, когда ты пойдешь к кому-то из людей влиятельных, представь себе, что ты не застанешь его дома, что перед тобой не отворят дверь, или, наоборот, влепят тебе ею в лоб, наконец, что человек тот и думать о тебе забыл. И если приличествует идти при таких обстоятельствах, то, придя, терпи все происходящее и не говори самому себе, что дело того не стоило. Это означало бы вести себя как профан и обижаться на внешние вещи.

§ 14. В беседах не упоминай часто и неуместно о своих делах и невзгодах. Ведь насколько тебе приятно вспоминать о пережитом, настолько же другим будет малоприятно слушать о твоих злоключениях.

§ 15. Пусть не возникнет желания вызывать смех. Такое поведение есть скользкий путь к невежеству, оно ослабляет уважение к тебе окружающих.

§ 16. Опасно впадать в сквернословие. Всякий раз, когда произойдет нечто подобное, выскажи, если это будет уместно, свое порицание в адрес сквернослова, а если это будет не к месту, то, умолкнув, залившись краской и сделав скорбное лицо, дай понять, что ты в негодовании от сказанного.

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

Эпиктет

Эпиктет

Показать полностью 1
1

XXVI. О собственных понятиях и негативной визуализации

Замысел природы можно постичь из того, в чем мы с ней не противоречим друг другу, например, когда слуга соседа разобьет кубок, принято тотчас говорить, что в этом нет ничего необычного. Знай, что когда будет разбит и твой кубок, тебе следует поступить точно так же, как когда разбился кубок соседа. Перенеси это и на вещи более значительные. Умер чей-то ребенок или жена? Всякий скажет, что такое свойственно людям. Но когда у кого-нибудь самого кто-то умрет, он тотчас кричит: „Увы, я несчастный!“. Следовало ему, однако, помнить, что мы испытываем, услыхав о несчастьях других.

Говоря о замысле природы, Эпиктет проводит параллель между общими понятиями и собственными.

В общих понятиях, касающихся природы вещей, все люди согласны друг с другом. Это могут быть математические аксиомы, физические и химические законы, или какие-то иные аспекты здравого смысла, спорить на предмет которых даже некрасиво. К этим понятиям мы не имеем какой-то чувственной привязанности. Их достаточно знать, но сильных эмоций они не вызывают.

Иначе дело обстоит с собственными понятиями, которые отличаются от человека к человеку, потому что имеют субъективный окрас, и могут быть ошибочными. Это область мнений из-за обманчивости наших чувств, из-за ложных стремлений, домыслов, или желаний. В отношении к этим понятиям мы имеем личный интерес или эмоциональную привязанность.

Доказательство надежности первых и ненадежности вторых Эпиктет видит в том, как собственные понятия переживаются разными людьми. Допустим, мы пришли к соседу в гости, а его ребенок разбил дорогой бокал, смахнув его со стола. Для нас это совершенный пустяк, ведь ни ребенок, ни бокал не являются нашими и по большому счету нам безразличны. Мы можем посмеяться, чтобы разрядить обстановку, и сказать, дескать в этом возрасте детям свойственно шалить, ничего страшного. Однако, когда разбивается наш недешевый бокал, его становится жалко, потому что набор уже неполный, а ребенок получает разных назиданий за слишком бурную активность.

То же самое происходит, если перенести это на более значительные вещи. Когда у другого умирает родственник, мы выполняем положенный ритуал сочувствия, пытаемся выказать внимание и поддержать, при этом трезво размышляя и понимая, что человек смертен, а это всё естественно. То есть, мы руководствуемся первой категорией - общим понятием о том, что человек не вечен, и произошедшее вполне нормально.

Но когда умирает наш близкий, страдание затмевает здравый смысл и мы переходим ко второй категории - к собственным понятиям, всячески горюя и сокрушаясь, почему же с нами такое произошло. И уже другой будет смотреть на нас с сопереживанием, на самом деле оставаясь безразличным, поскольку размышляет трезво и понимает, что такое в жизни сплошь и рядом. Так уж устроено.

Именно поэтому одной из главных практик стоиков была негативная визуализация. Симпликий пишет:

Но особенно нас поражает и приводит в смятение неожиданная смерть, поскольку, если бы мы могли поразмыслить и привыкнуть к ней в нашей фантазии, то она не столь потрясла и опечалила нас. Явным доказательством этого, как я полагаю, является то, что люди, испытавшие от этого тяжелые переживания, через короткое время, благодаря привычке, перестают страдать душой, словно ничего и не произошло, и обретают тогда свойственные природе представления, а именно, что случившееся свойственно человеку, что смертное неизбежно умирает, и что эта участь в скором времени постигнет и нас. Но если, после того как это случилось, благодаря нашему привыканию к понесенной утрате, мы столь легко ее переносим, то и до того, как это случится, приученные к мысли об утрате, мы уже не так горестно воспримем смерть близкого нам человека.

Причина, по которой мы тяжело переживаем утрату - отсутствие мысленной привычки утраты. Она нарабатывается через фантазию, т.е. постоянное внутреннее представление (визуализацию) разных утрат и горя, а также обдумывание планов, что делать дальше. Когда мозг имеет четкую схему для дальнейших действий, когда у него есть время подумать и начать заранее свыкаться с потрясениями, тогда неожиданность несколько теряет свой внезапный характер.

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

Эпиктет

Эпиктет

Показать полностью 1
1

XXV. О жизненном пире

Кого-то предпочли тебе на пиру или кого-то поприветствовали раньше тебя, или выбрали в советчики вместо тебя? Если все эти вещи суть блага, то тебе следует радоваться, что их получил тот человек, а если они — зло, то не огорчайся, что тебе не досталось. Помни, ты не можешь удостоиться равной доли, если не будешь делать того, что и они, и притом ради достижения того, что вне нашей власти.

Ведь как может удостоиться равного с тем, кто это делает, человек, не обивающий ничьих порогов? Не провожающий равно с тем, кто провожает, не хвалящий — с тем, кто хвалит? Итак, ты окажешься несправедливым и жадным, если, не заплатив требуемой цены, захочешь получить все это даром.

Однако почем продается латук? Возможно, за обол. Стало быть, если кто-то, заплатив обол, возьмет свой латук, а ты, не заплатив, его не получишь, то не думай, что от этого ты имеешь меньше, чем получивший. Ведь как тот имеет свой латук, так и ты имеешь свой неистраченный обол.

Точно так обстоит дело и здесь. Тебя не позвали на пир? Ведь ты не дал столько, за сколько продается этот пир, а продается он за похвалы и угождения. Итак, заплати ту цену, за которую продается этот обед, коли тебе есть в этом выгода. А если ты стремишься и это получить и то не упустить — ты жаден и глуп.

Стало быть, ты не имеешь ничего взамен обеда? Тебе нет нужды восхвалять, кого не хочешь, и терпеть наглость его превратников.

Сопоставление жизни с пиром - распространенный сюжет в античной литературе. Разумный сотрапезник его вовремя покидает. Обычно это являлось метафорой смерти и принятия её как неизбежности:

Что тебя, смертный, гнетет и тревожит безмерно печалью Горькою? Что изнываешь и плачешь при мысле о смерти? Ведь коль минувшая жизнь пошла тебе впрок перед этим, И не напрасно прошли и исчезли все ее блага, Будто в пробитый сосуд налитые, утекши бесследно, Что ж не уходишь, как гость, пресыщенный пиршеством жизни, И не вкушаешь, глупец, равнодушно покой безмятежный?

— Лукреций._ III, 933—939 (пер. Ф. А. Петровского)

Вот оттого-то мы редко найдем, кто сказал бы, что прожил, Счастливо век свой, и, кончив свой путь выходил бы из жизни, Точно как гость благодарный, насытясь, выходит из пира.

— Гораций._ Сат. 1,1,117—119 (пер. М. Дмитриева)

В размышлении Эпиктета речь идет о римском безнравственном обычае, когда гости размещались за столом и угощались в соответствии с их социальным рангом. Так человека не привыкшего оббивать пороги, угождать богатым и влиятельным, считали никчемным, ведущим бесславную жизнь, и поэтому реже приглашали на пиры; не берали в советчики.

Ни тогда ни сегодня без связей ничего не добиться. "Самую большую цену мы платим за собственную скромность", - писал Фридрих Ницше. Человека робкого и привыкшего поступать только по совести, вряд ли ждет разумная оценка со стороны толпы. То, что люди привыкли считать "успехом", базируется на совершенно иных качествах. Если ты не угождаешь "устроителю пира", то как можно получить то же, что и угождающие? "Под лежачий камень вода не течет", - гласит народный фольклор, а знаменитое булгаковское: "Сильный сам придет и всё даст", - плохо работает в жизни.

Эпиктет рассуждает, что в принципе несправедливо было бы желать получить обед, не заплатив за него ту цену, за которую он продается другому. Если ты встал на путь философии и тебе чужды все эти "внешние" вещи, игры в успех и высокий статус, если тебе достаточно имеющегося, значит ты не делаешь того, что делают остальные. Почему тогда ты хочешь к себе того же самого отношения? Ты не платишь за обед столько же, сколько лизоблюды.

Более того, даже не участвуя в обеде, на самом деле ты получаешь не меньше, чем обедающий, потому что другой жертвует своими человеческими качествами, а ты остаешься свободным. Ты не хвалишь того, кого не хочешь, не терпишь унижений в его прихожей. Пусть ты не заплатил за латук, но ты всё еще имеешь нерастраченный обол.

А даже если бы перечисленные вещи, вроде внимания власть имущих, являлись благом, то почему бы не порадоваться за ближнего, которому они достались? Желание сделать мир лучше, распространить благо повсеместно - это желание достойное человека, находящееся в его власти. Если же оказанное внимание на пиру является злом, то зачем огорчаться, что оно не досталось тебе?

Симпликий говорит:

Таким образом, хороший человек не считает для себя позором не достичь этого. Если эти вещи представляют собой благо, то он будет рад, что их получил другой, а если зло, — что не получил их сам. Так <Эпиктет> устранил огорчение, возникающее из-за недостижения названных выше вещей, исходя при этом из принципа «полезности». Если эти вещи — благо, то <Эпиктет> доказал, что большим благом будет не желать завладеть ими. В этом состоит Богоподобие человека. Если же они — зло, то неполучение их есть благо.

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

Эпиктет

Эпиктет

Показать полностью 1
2

XXIV. О полезности друзьям, родине и истинных достоинствах

Пусть не гнетут тебя такие размышления: „Я буду жить лишенный почета в полном ничтожестве“. Ведь если бесчестье является несчастьем, то ты не можешь быть несчастен по вине другого, не можешь по вине другого подвергаться позору. Неужто вся твоя забота — добиваться власти или приглашения на пир? Нет. Так как же это может считаться бесчестьем? Как можешь быть ничтожеством ты, кому надлежит быть только в том, что в твоей власти, где позволено тебе цениться превыше всего.

„Но друзья твои останутся без помощи“. А что ты называешь „без помощи“? Ты не дашь им монетку, не сделаешь римскими гражданами? Итак, кто тебе сказал, что это в нашей власти? Кто может дать другому то, чего не имеет сам? Итак, добудь, говорят они, чтобы и нам досталось.

Если ты можешь добыть это, оставаясь скромным, верным и великодушным, укажи мне этот путь и я добуду. А если вы требуете, чтобы я погубил все блага мои, дабы вы приобрели то, что благом не является, то смотрите, сколь несправедливы вы и неразумны. Чего вам больше хочется — денег или верного и скромного друга? Так вот, помогайте мне лучше в этом деле и не требуйте, чтобы я делал то, из-за чего потеряю все.

„Но наша родина, — говорит он, — останется без помощи, которая в моих силах“. Опять-таки, без какой-такой помощи? По твоей вине она лишится портиков и бань? Ну и что с того? Кузнец не делает для нее обуви, а сапожник оружия. Достаточно, если каждый будет делать свое дело. „Но если ты воспитаешь другого гражданина, верного и одновременно скромного, не окажешь ли ты этим услугу отечеству?". Безусловно. Но если, желая оказать родине услугу, ты потеряешь свои качества, сможешь ли ты быть ей полезен, став бессовестным и вероломным?

„Итак, — говорит он, — какое место я займу в государстве?". То, какое сможешь, оставаясь при этом верным и скромным. А если, желая оказать услугу государству, ты утратишь свои качества, какая польза будет ему от тебя, бесчестного и вероломного?».

Эпиктет начинает размышление с того, что люди вместо самосовершенствования пытаются искать отмазки, прикрывая их благими мотивами. Например, если перестать карабкаться по карьерной лестнице, заботиться о накоплении имущества, подмазываться к людям со связями и т.п., то ты рискуешь выпасть из нормальной общественной жизни, лишаясь почета и уважения. На тебя будут смотреть презрительно, что в таком-то возрасте ты ничего не добился и не нажил. Более того, ты лишаешься возможности помочь своим друзьям, семье или отчизне, а это сродни "бесчестью".

"Но что ты называешь помощью?", - иронично спрашивает Эпиктет. Если ты знаешь, как можно заработать деньги, чтобы помочь ближним, оставаясь при этом скромным, верным и великодушным, подскажи этот путь. Если же вы хотите, чтобы деньги добывались грязными способами по принципу "после нас хоть потоп", лишь бы себе нахапать побольше, то это вы впадаете в бесчестье. Не больше ли пользы получит семья и друзья от хорошего верного человека рядом? От интересных разговоров с ним, от мотивации на преодоление любых трудностей и от безусловной поддержки? Нет настолько бездарного человека, который не может заработать самый минимум, чтобы не умереть с голоду, а остальное - дело упорства и желания. Главное, чтобы это было без потери лица.

Да и как другие могут решить, что мы впали в бесчестье? Если бесчестье - это зло, то оно зависит только от нас. Только нам решать, поступим ли мы согласно добродетели, или будем совершать низкие поступки, противоречащие ей. Если мы никому не мешаем, никому не вредим и живем по совести, то неважно, какого мнения придерживаются остальные, ведь это бесчестье существует только у них в голове. Мы не можем отвечать за чужую систему ценностей, особенно если она потребленческая и всё измеряется мнимым социальным успехом.

Симпликий, комментируя Эпиктета, поясняет:

[Эпиктет] опровергает это возражение, исходя из принципа «в нашей власти» и из представления о том, что друг, верный принципам дружбы, полезнее того, кто дает деньги и власть. Он исходит из принципа «в нашей власти», поскольку деньги, политическое влияние и почести не в нашей власти. Если ими случайно обладает кто-то из философствующих, то пусть он с готовностью делится ими, считая при этом, что из этого он больше благодетельствует себя, нежели друзей. А если он ничего этого не имеет, то тем самым не наносит никакой обиды дружбе. Ибо кто может дать другому то, чего не имеет сам?

<...> «Приобрети себе, чтобы и нам досталось», — друзья добиваются, чтобы ты потерял свое собственное благо — речь идет о благе разумной души — и все это лишь для того, чтобы они получили то, что для них и благом-то не является. Ибо то, чего они ищут, не есть благо разумной души, с помощью которой человек является человеком. Все это предметы домогательств неразумных стремлений. Неблагодарны эти друзья и несправедливы. Несправедливы, потому что недружественны, ибо дружба — это равенство, как утверждали пифагорейцы, и еще потому, что несправедливо желать ввергнуть своего друга в наихудшие из зол, лишь бы исполнить свои неразумные стремления. Неблагодарны они, оттого что требуют такое от друга, отдавшего себя общению с ними, и еще потому, что не способны видеть различие в том, что в своем угождении терпит их друг, и что при этом приобретут они.

<...> насколько более ценны для разумных людей будут такие друзья, чем те, кто дают им деньги? Ибо мы видим, что верные друзья полезнее и для приятного времяпрепровождения, и в совете, и в сохранении самого дорогого и ценного, и в опасностях, и в болезнях, и после смерти, поскольку у них нет разногласий со своими друзьями. Итак, если они действительно являются друзьями, то будут помогать, пусть даже ради собственной своей выгоды, своему другу оставаться верным и скромным. Они не станут требовать от него сделать то, из-за чего он утратит возможность оставаться верным и полезным своим друзьям.

То же самое относится и к отчизне. Неужели для нормального государства не будет лучше, если высокоморальный человек останется верен своим принципам и благодаря верным наставлениям и мудрости будет растить и направлять других граждан? Или будет лучше, если в поисках наживы и мнимых результатов человек станет коррупционером, и за счет своих успехов будет давить окружающих?

Стране достаточно, чтобы каждый совестливо занимался своим делом: сапожник производил обувь, кузнец - оружие, рыбак добывал рыбу и т.д. Занимай своё место в своей нише и выполняй возложенные на тебя обязанности добросовестно, а если ты еще и не чужд философии, если достаточно мудрости, чтобы научить другого хорошему - именно это есть наилучшая польза для любого государства.

<...> какое место ты сможешь занимать в своем городе, занимай его, сохраняя свою верность и скромность. А если ты хочешь приносить пользу деньгами, банями и портиками, то утратишь свою верность и скромность. Ты не принесешь этим пользы отчизне, поскольку сделаешься вероломным и бесстыдным. Так что же лучше для отечества — иметь верных и скромных граждан или портики и бани?

<...> Однако в испорченных государствах такой человек будет воздерживаться от общественных дел, поскольку он будет вызывать раздражение у плохих сограждан, и сам будет недоволен ими. Он не может служить тем, кто управляет дурными согражданами, и одновременно с этим сохранять свою верность и скромность. Поэтому, отстраняя от себя необходимость исправлять то, что не поддается лечению, он переселится, если представится возможность, в другое, лучшее государство.

Скромность, довольство малым и непринятие общих стереотипов могут вызывать непонимание и презрение со стороны окружающих. Что делать в такой ситуации, пытаясь остаться собой? Стараться не перечить, особенно власть имущим, в принципе воздерживаться от словесных перепалок и выражения своего мнения, поскольку в нездоровом обществе ты не будешь услышан, а гнева на себя навлечешь сполна. В наше время - уголовных статей.

Следует заниматься своим делом и жить в согласии с природой. Да, такой путь труден и "чужим среди своих" живется непросто, однако, стоит учиться черпать вдохновение в самом себе, когда это заслужено; в собственной несломленности и силах бороться за наилучшее.

Впрочем, нам следует знать, что скверно устроенные государства и в целом вредят душе, и в особенности, гасят в ней божественный свет. В этих государствах не ценятся прекрасные занятия и уничтожаются примеры хорошей и правильной жизни. По этой причине такие государства полностью препятствуют воспитанию души и мешают укоренению в ней правильных норм поведения. Но если в таком государстве обнаружится причастная божественному уделу душа, то она, пройдя в нем суровые упражнения, выказывает большую степень совершенства в добродетели.

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

Эпиктет

Эпиктет

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!