GreyHorse

GreyHorse

Для личных сообщений: https://t.me/grey_horse_rus
Пикабушник
irca89 RoyalEnfield
RoyalEnfield и еще 3 донатера
623К рейтинг 2067 подписчиков 11 подписок 5608 постов 970 в горячем
Награды:
10 лет на Пикабу За участие в Пикабу-Оскаре выполнение всех достиженийС Днем рождения, Пикабу!более 1000 подписчиков
6

LLM и проблема Эрдеша1

Новое интересное утверждение о том, что LLM решили открытую проблему в математике, заслуживает внимания и подробного разбора. Я попытался разобраться и попытаюсь вкратце рассказать.

Для контекста надо объяснить вначале, что такое "список Эрдеша".

Пал Эрдёш был знаменитым венгерским математиком, невероятно продуктивным, автором более 1400 статей, почти все из них написаны в соавторстве (более 500 различных соавторов из десятков стран). Он коллекционировал и публиковал интересные нерешенные вопросы, чаще всего в теории чисел, комбинаторике, теории графов и теории вероятностей. Сайт "проблемы Эрдеша" собрал список из более 1100 таких нерешенных проблем и отслеживает публикации о них и их статус после его смерти в 1996 (около 40% решены до сих пор).

Не так давно промелькнула новость о том, что ChatGPT нашел решение одной из открытых проблем Эрдеша, и это восторженно обсуждали в соц. сетях полдня или день, пока не обнаружилось, что путем испорченного телефона пропал важный нюанс: он "нашел решение" в том смысле, что "нашел уже существующую старую статью, еще из 1960-х, в которой дается решение, и о которой не знал ни Эрдеш, ни автор сайта проблем". Это несомненно примечательно, и показывает мощь LLM в обработке огромного количества материала, на котором они были натренированы, но все-таки далеко не то же самое, что "сам нашел неизвестное ранее решение". Дошло до того, что один из вице-президентов OpenAI удалил твит, в котором хвастался этим достижением, а другие важные игроки в этой сфере постили саркастические замечания в этой связи.

Сегодняшняя новость не из таких. С помощью Aristotle, новой LLM, которая находит напрямую формальные доказательства математических утверждений (эти доказательства можно потом верифицировать, и если они проходят проверку, считать вопрос закрытым), решена другая открытая проблема с сайта Эрдеша, проблема номер 124. Там действительно не было известно решение. Но... есть нюанс.

В статье 1996 года Эрдеш с тремя соавторами (один из них - Рональд Грэм, другой знаменитый математик) рассмотрел следующую задачу. Возьмем какой-то набор натуральных чисел, например 3,4,5, и рассмотрим все их степени, расставленные по порядку. Эти степени: 3,9,27,81... 4,16,64... 5,25,125,... если их расставить по порядку, выйдет: 3,4,5,9,16,25,27,64,81,125...

Верно ли, что начиная с какого-то числа N, любое число больше N может быть представлено как сумма степеней из этого списка (каждую степень можно брать не больше 1 раза)?

Например, для этого набора 3,4,5 и этого списка степеней можно видеть, что 1,2,6,10 невозможно составить как сумму чисел из этого списка. Дальше есть еще несколько невозможностей, но самая большая из них - 79. В своей статье они доказали, что любое число больше 79 можно представить, как сумму: скажем, 80=64+16, 81=64+9+5+3 итд.

(в статье ошибочно указано 78 вместо 79, я исправил ошибку. 78=64+9+5, 79 нельзя представить)

Что если я возьму какой-то другой набор вместо 3,4,5, ну скажем 10,95,102? Будет ли и тогда, начиная с какого-то числа, возможно представить любое как сумму степеней? Для того, чтобы был шанс на это, нужно как минимум два требования к набору. Во-первых, чтобы наибольший общий делитель всех чисел был 1: скажем, если это не так, и все числа в наборе кратны 3, скажем 3,6,9, очевидно, что любая сумма степеней тоже кратна 3, и невозможно будет *любое* число начиная с какого-то представить как сумму. Это очевидно. Во-вторых, эти числа должны быть в некотором смысле "достаточно маленькими", иначе их степени имеют слишком много "дырок". А именно, должно выполняться неравенство: сумма 1/(x-1) по всем x из набора больше или равна 1. Скажем, набор 3,4,5 это условие выполняет: 1/2 + 1/3 + 1/4 больше 1. А набор 10,95,102 не выполняет, и поэтому с ним шанса нет. Это условие не так очевидно, но можно доказать, что оно необходимо, стандартными средствами теории чисел.

Так вот, если я возьму набор чисел, который выполняет эти два условия, будет ли ТОГДА гарантировано, что начиная с какого-то числа все можно записать как сумму степеней набора? Это и есть открытая проблема, которую сформулировали

Эрдеш с соавторами в этой статье. Они не смогли ее решить в общем случае - только для некоторых наборов, как например 3,4,5.

А новый LLM "Аристотель" от компании Harmonic смог ее решить, нашел доказательство там, где не справились Эрдеш, Грэм и еще двое математиков? Так? Не совсем так. Есть нюанс.

Когда я сказал "возьмем список всех степеней каждого числа из набора", я начал с ПЕРВОЙ степени: 3,9,27... 4,16,64... Можно понять это по-другому и начать с НУЛЕВОЙ степени, которая всегда равна 1: тогда список степеней будет такой: 1,1,1,3,4,5,9,16,25,27,64,81,125... Три единицы в начале, потому что отдельно можем брать нулевую степень от 3, 4 и 5. Зададим тот же вопрос: можно ли любое число, начиная с какого-то, записать как сумму степеней из этого списка, если набор выполняет два условия выше.

Именно в таком виде, "с единицами", статья сформулирована на сайте "проблемы Эрдеша". Как это вышло? Ну дело в том, что статья 1996 года не была единственным источником этой задачи; в следующем году Эрдеш опубликовал небольшую обзорную статью "Problems in Number Theory" в журнале новозеландской математики (публиковать во всяких рандомных журналах было для него нормальным делом), где свел вместе несколько нерешенных проблем, включая эту. В этой статье он не указал условие "наибольший общий делитель равен 1", а насчет того, какая степень первая, 0 или 1, написано немного неясно. Видимо, составитель сайта именно из этой статьи взял точную формулировку проблемы: у него тоже нет требования про наибольший общий делитель, а степень указана с нуля, т.е. список степеней "с единицами".

Так вот, оказывается, что у задачи "с единицами" есть очень простое элементарное доказательство, причем гораздо более сильного факта: что ЛЮБОЕ число (а не "начиная с какого-то") можно представить как сумму из списка степеней. И именно это доказательство нашел Аристотель. Единицы оказываются очень сильным подспорьем. И условие по наибольшему общему делителю тоже оказывается ненужным - нужно только по сумме 1/(1-x).

Что же в итоге доказано? Скажем так, есть исходная статья 1996 года, где соавторы сформулировали Г1 (Гипотезу-1). Есть статья Эрдеша 1997 года, где он дает немного другую формулировку, которую можно прочитать как Г2 (Гипотеза-2), хотя он говорит, что всего лишь повторяет задачу из статьи 1996 года. Именно в виде Г2 задача лежит много лет в списке нерешенных задач Эрдеша, со ссылкой на все три статьи, пока не приходит человек и с помощью LLM не находит очень простое решение.

Мне кажется, что в статье 1997 года Эрдеш просто небрежно сформулировал, но все-таки имел в виду Г1. А задача Г2, хоть и висела на сайте много лет, либо не получала почти внимания математиков, либо те шли читать исходную статью-1996 и пытались решать тяжелую задачу Г1. Если бы математик-специалист задумался именно над Г2, как над свежим отдельным утверждением, без контекста тяжелой задачи Г1 и сложных методов, которые к ней применялись, то скорее всего быстро бы решил ее.

В свете этого то, что найдено простое решение Г2, приятно и красиво, но гигантским шагом вперед я бы не назвал. Вот так примерно. Буду рад поправкам и предложениям от экспертов.

P.S. Вот суть простого доказательства Г2, которое нашел LLM. Сказать, что любое число можно представить в виде суммы из данного списка степеней, эквивалентно тому, что сумма первых N степеней из этого списка, для любого N, больше или равна следующей степени минус 1. Например, напомню список степеней "с единицами" для набора 3,4,5:
1,1,1,3,4,5,9,16,25,27...

Мы видим, чтo первое число не меньше второго минус 1. Сумма первого и второго не меньше третьего минус 1. И так далее, скажем 1+1+1+3+4+5+9 >= 16-1. Если мы это докажем для любого n, из этого легко следует, что любое число можно представить как сумму (подробности опускаю, но могу объяснить, если надо).

Но сумму скажем первых десяти членов можно разбить на геометрические прогрессии: 1+3+9+27, 1+4+16, 1+5+25. Сумма каждой прогрессии равна (d^n-1)/(d-1), это из школьной программы: в данном случае это (81-1)/(3-1), (64-1)/(4-3), (125-1)/(5-1). Если мы в этой сумме все числители заменим на наименьший из них, тут это 64-1, то получим что-то меньше. Вынеся это за скобки, получим сумму по всем числам набора 1/(x-1), которая по условию больше или равна 1, так что заменив всю сумму на 1, опять уменьшим.

Короче, число 64-1 меньше, чем вся эта сумма первых десяти членов. Но следующее число в списке как раз наименьшее из еще отсутствующих в нем степеней - как раз 64 в этом примере. Поэтому сумма первых десяти больше или равна одиннадцатому минус 1, 64-1. И так для любой суммы первых n членов.

Ссылки по теме: страница на сайте проблем Эрдеша, статья 1996 года, статья 1997 года.

Источник

Показать полностью
9

Ведьма посоветовала клиентке обратиться к психологу после просьбы навести порчу на бывшего

Пользовательница TikTok обратилась к ведьме с проблемой в личной жизни и получила неожиданный отказ. Об этом сообщает Daily Mirror.

Жительница США Таллула Роуз нашла женщину, которая предлагает услуги магического характера через маркетплейс Etsy. Девушка надеялась, что та поможет ей навести порчу на бывшего партнера, однако вместо этого получила рекомендацию заняться психическим здоровьем. «Она ответила мне почти сразу. Это было длинное сообщение, что она не будет проводить никаких ритуалов. Она отправила меня к психологу», — рассказала Роуз.

Ведьма не только отказалась выполнять просьбу клиентки, но и вернула ей деньги, предложив изучить тему «лимеренции и самооценки».

Источник

6

Советская ЛитРПГ со среднеазиатским колоритом

Фантастическая повесть или рассказ со следующим сюжетом. Будущее, герои проходят испытание на пригодность к чему-то. И это испытание состоит в том, что их полностью погружают в компьютерную симуляцию - правда, соло-режим, про MMORPG тогда никто не думал. Там надо отыграть роль героя восточной сказки... может, победить злого волшебника, освободить принцессу, таких деталей не помню. Помню, что:

  1. В какой-то момент персонаж видит змею, готовую проглотить птенца. Он замешкался и не успел ей помешать. Потом уже начал рубить мечом, но обрубки превращались в мелких змеек, так что он был закусан до смерти и проиграл бой. Выходит из вирт-капсулы, заявляет наставнику, что это нечестно. А наставник в ответ показывает запись прохождения другим игроком. Тот атаковал вовремя, после чего спасенный птенец пришел ему на помощь и расправился со змейками, быстро склевывая их.

  2. Еще кто-то летел верхом на волшебной птице (тот же быстро выросший птенец?), но не удержал правильный настрой, что ли, и птица, отзываясь на его мысли, превратилась в некое техническое устройство (орнитоптер?) И это тоже сочли срывом прохождения.

  3. Автор использует экзотическое для меня слово "устад" в смысле "мастер, учитель".

Кто-то узнает по этим деталям?

5

Язычнику на заметку

В наше время - и в рамках нашей привычной "авраамической" религиозности - мы знаем, грубо говоря, два уровня "религиозного посвящения": мирянин и священнослужитель. Они очень чётко разделены; чтоб стать священником, нужно проходить определённое обучение или даже быть потомком определённой линии крови (как в историческом иудаизме). Зачастую нужно дополнительно пройти специальный обряд (как таинство священства/рукоположения в христианстве). При этом если и существуют "промежуточные" степени (диаконы в православии, например) - то они являются лишь ступенями на пути к полноценному священству, мало кто задерживается на них пожизненно. Статус и сан священника определяется церковью (или иной общиной) - и его критерии и полномочия прописаны в специальных религиозных законах.

Политеизм был в этом смысле устроен иначе. Там тоже были жрецы и миряне; но между этими двумя точками был целый спектр особых статусов и состояний, при этом далеко не все из них определялись формально или имели какую-то фиксированную ритуальную оболочку.

Самым первым "уровнем" религиозности являлось положение того самого условного "простого верующего". Такой человек приблизительно поклонялся всем богам, какие входили в пантеон его родины. Он мог особо уважать кого-то из них по факту принадлежности к той или иной общине или профессии, но это означало просто, что в чьём-то святилище он чаще приносит обязательные жертвы. Собственно, кругом жертвоприношений, общих богослужений и - временами, ситуативно - личных молитв, когда в том была нужда, его религия и ограничивалась. Подобное отношение к вере никак не осуждалось - напротив, считалось неким "нормальным минимумом"; боги видели, что их уважают, принимали дары и включали человека, живущего таким вот образом, в круг своего общего покровительства, безличного и не предполагающего интимного контакта, но достаточного для ощущения связи с согражданами в общем пространстве культа. Пожалуй, для такого общинника религия выполняла в первую очередь "психотерапевтическую" функцию.

Но в какой-то момент у человека могло возникнуть желание приблизиться к божеству. Причина тому могла быть любая. Человек мог вдруг получить от бога некий знак; мог испытать глубокую благодарность к конкретному богу за спасение или помощь; мог просто эмоционально привязаться к одному из богов, даже не зная о нём ничего, кроме внешних признаков и общеизвестных священных мифов.

Так и появляется таумаст, сиречь почитатель. Он выбирал одного из богов и начинал в первую очередь приносить жертвы и оказывать внимание именно ему; и к избранному богу он обращал отныне большую часть молитв. Причём это означало, что он мог просить бога о помощи, делиться с ним тревогами или выказывать ему благодарность даже в тех сферах, которые формально не являлись "зоной ответственности" божества. Почитатель Посейдона мог благодарить "своего" бога за победу в совершенно сухопутном состязании по бегу, а почитатель Артемиды - воздать ей хвалу за успех в судебной тяжбе, хотя где, казалось бы, Госпожа Медведица, и где юриспруденция.

Инициатива в почитании исходит именно от самого человека. Это человек избирал себе "любимого бога" по собственному усмотрению и собственным эмоциональным склонностям, а затем - по сути, начинал своеобразное "ухаживание", пытаясь добиться от бога "взаимности". Причём как и в отношениях между людьми, здесь назойливость и навязчивость были неуместны; слишком докучая божеству, ты имел риск скорее нарваться на его гнев, а не получить благорасположение.

Иногда почитание было в своём роде "обязательным". Например, все граждане священного города какого-то божества автоматически должны были считаться именно его почитателями - это была часть "гражданского контракта". Если один из богов был напрямую и тесно связан с какой-то профессией - то люди, исполнявшие эту работу, тоже должны были почитать соответствующее божество. Кроме того, почитание могло быть объявлено по обету ("верни мой корабль безопасно из плавания, Владыка Посейдон, и я посвящу свою жизнь почитанию тебя!")

Что же, в таком почитании человек и мог провести всю жизнь. Это ещё один "обычный" и очень распространённый тип античной религиозности, просто выходящий за пределы "бытового культа" и являющийся свидетельством благочестивости. Таких людей могли уважать и ставить в пример... или нет, потому что завзятый вор тоже мог быть искренним почитателем Гермеса.

Но вот затем могло произойти - далеко не обязательно, и даже редко - но могло произойти НЕЧТО.

В игру с человеком мог напрямую вмешаться бог. Я оставляю за кадром рассуждения о реальности или мнимости подобных переживаний - достаточно того, что сами люди античности в это свирепо верили. Они полагали, что если почитатель оказался искренним, если он сумел заинтересовать бога или склад его личности был богу приятен - то бог мог зримо явить ему свою симпатию и принять его под свою руку.

Так возникает третий уровень древней религиозности: покровительство. Находиться под покровительством - значит, быть избранным богом. Бог начинает сопутствовать человеку и следить за его жизнью пристально и лично; скорее всего, он будет оказывать своему "любимцу" весомую помощь и поддержку. Такой человек гораздо чаще будет видеть вещие знаки, бог будет посылать ему сны и видения, намекать ему на удачные вероятности; в какой-то момент может даже вмешаться напрямую в его судьбу. Важно понимать, что такой человек в остальном продолжает жить своей жизнью - более того, в чём-то он и должен продолжать жить своей жизнью, ведь бог решил, что его жизнь хороша и заслуживает высшей поддержки. Но теперь в этой жизни постоянно присутствует внимание чего-то внешнего и могущественного.

Греческие мифы рассказывают нам о случаях покровительства снова и снова. Тезей был под покровительством Посейдона. Одиссей - под покровительством Афины. Персею покровительствовали та же Афина и Гермес, а Гераклу, очевидно - Зевс, его небесный отец. Аполлон был покровителем Орфея... И так далее. На самом деле, кажется, почти у каждого героя был бог-покровитель - и это во многом и помогло героям стать героями.

Казалось бы, покровительство - величайшая удача, которая только может случиться с человеком. Но в этой бочке мёда есть здоровенная ложка ужасного римского соуса гарум.

Во-первых, покровительство - это непременное вмешательство бога в человеческую жизнь. Если уж богу понравилось, как ты устроен - то теперь он будет очевидно хотеть и даже требовать, чтоб ты был и дальше устроен именно так. Изменить свою жизнь станет куда труднее, и каждый значимый выбор придётся согласовывать. А ещё - бог не очень зачастую внимателен к человеческим ограничениям, и может вмешаться там и тогда, где ты совершенно этого не ждал. В общем, можно провести здесь аналогию с тем, как если бы царь назначил тебя своим приближённым: чести и возможностей много, но ты теперь не вполне хозяин своей жизни.

Во-вторых, мы же говорим о политеизме, верно? А это значит, что богов много и они друг с другом находятся в самых разных отношениях. И это означает, что заполучив покровительство одного бога - ты с тем же успехом можешь оказаться врагом его врагов или как минимум мишенью для его недоброжелателей; а ведь его враги и недоброжелатели - тоже боги.

В-третьих, помимо покровительства есть и своеобразное "анти-покровительство". Ты можешь привлечь внимание бога не в положительном, а в отрицательном смысле! Оказаться чем-то ему интенсивно неприятен, "наступить ему на ногу". Всерьёз повредить богу невозможно, а вот обидеть его — ещё как; ведь античные божества были личностями весьма разного характера и склада.

Лучший текстуальный пример истории проблемы с покровительством — это "Одиссея". Там мы наглядно видим, как один и тот же человек находится под покровительством Афины — и под гневом Посейдона; и на протяжении всей истории боги противостоят друг другу вокруг его судьбы, по сути перетягивая вероятности в ту или иную сторону. Человеку от этого не то чтоб сладко! К слову сказать, это ещё и такой забавный способ для божеств разобраться друг с другом и реализовать собственный конфликт, своего рода "прокси-война" между богами. Боги, входящие в один пантеон и, как следствие, связанные общими клятвами и семейными узами, не любят напрямую сражаться — и стараются этого почти любой ценой избежать; а вот решить, кто из них круче, конкурируя за участь какого-то смертного? Oh yeah, они просто делают это. И хорошо, если полем соревнования богов станет чья-то личная судьба — так по крайней мере и пострадает кто-то один; куда "веселее", если результатом дележа влияния божеств станет какая-нибудь Троянская война, например.

Так что очень хороший вопрос — как лучше и безопаснее прожить свою жизнь: изыскивая покровительства бога через почитание, привлекая к себе внимание высших сил — или мирно посиживая себе под лежачим камнем, живя незаметно и оставаясь вне зоны действия могущественных и своевольных сущностей.

И наконец, четвёртый, высший уровень связи человека с богом — это жречество.

Жрец — это осознанный служитель божества. Он не просто дружит с богом или находится под его покровом. Он вручает собственную волю и собственную жизнь в руки бога, предполагая, что с этого момента бог может и будет использовать человека как одновременно союзника, инструмент, помощника, эффектор, направляющий провод, одушевлённое место присутствия.

Вот тут мяч на стороне бога полностью. Невозможно просто объявить себя жрецом и стать им. Ты должен либо с самого начала пройти долгий путь обучения — в ходе которого тебя не раз и не два будут проверять на действительность твоей связи с божеством. Либо — речь может идти о призвании, о резком и явном вмешательстве бога в человеческую жизнь, где он так или иначе, иногда раз за разом даёт человеку понять: ты мне нужен, я вижу в тебе не просто что-то интересное — я вижу в тебе своего, того, кто сможет стать исполнителем моего замысла. Но так или иначе начиная с момента, когда жречество так или иначе признано — можно сказать, что человек делит с богом буквально пространство собственной головы.

Это и есть главная привилегия и одновременно главная проблема жреческого статуса: человек уже никогда не остаётся один. У него уже нет собственной частной жизни; во всех своих действиях он выступает и от собственного лица, и от лица сотрудничающего с ним божества. Его личная история становится частью большой истории о выполнении божественного плана — или по крайней мере осуществлении локальных, временных связей с богом для других. К жрецу приходят как к живому представителю бога на земле; он преподаёт таинства, организует мистерии, он выступает свидетелем обрядов, которые без него по сути невозможны, потому что именно он может, пропустив божество сквозь себя, призвать его в некое место и время и поработать посредником и переводчиком между богом и людьми.

Самоочевидно, что это резко повышает статус такого человека в глазах общины, да и собственный смысл жизни становится для носителя жреческого призвания достаточно очевидным. Самоочевидно также, что чтоб решиться на такое — надо обладать очень специфическим взглядом на мир и огромной привязанностью к тому божеству, с которым ты с этого момента неразрывно связан.

Изменить свой выбор... иногда можно. Боги были очень разными, и в разной степени были готовы отпускать на волю своих служителей. Но здесь, опять же, очень многое зависит от характера божества.

Ответственность на жреце лежала огромная. Иногда она передавалась по наследству, иногда была следствием собственного выбора, иногда община верующих или коллегия других жрецов видели в ком-то явные знаки призвания и настаивали на его приобщении к сообществу священников. Многие верили, что этот выбор давал возможность после смерти не разделить общую судьбу, а приобщиться к свите своего бога и продолжать участвовать в его делах.

Но — легко понять, что это был путь не для всех и каждого. На самом деле, большая часть даже очень искренне верующих людей останавливались, почувствовав, что добились покровительства бога. Это позволяло находиться с божеством в особых, даже в чём-то интимных отношениях — но не предполагало того союза, напоминающего одновременно брак, ученичество, сыновство, принадлежание и обоюдопроникновение, который определял жизнь человека после посвящения в жрецы.

Источник

Показать полностью
2

Внести в ЕГРН давнее право собственности

Столкнулся со следующей ситуацией. Собственность на квартиру возникла в 1993 году, поэтому в ЕГРН ее нет. Как побыстрее внести? Подавать ли заявление через сайт РосРеестра, ГосУслуги, очно в МФЦ? Или без разницы?

UPD. Если кому интересно:

1.Заявку в МФЦ приняли, тот факт, что квартира находится в другом городе, не помешал.
2. Свидетельства о собственности оказалось недостаточно. Нужен еще договор передачи, полученный, когда приватизировали, и кадастровый номер (просто записать цифры на листке).
3. Документы временно забирают, взамен дают опись.
4. Пошлину не платил. Может, это потом, при получении выписки.

Отличная работа, все прочитано!