Сообщество - Скандинавская мифология

Скандинавская мифология

399 постов 2 669 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

41

Рагнарёк уже наступает? Безумная теория

Всем привет, мальчишечки и девчоночки! Надеюсь, мои подписчики простят мне это отступление от тематики публикаций, но мне в голову пришла в голову просто безумная теория. Забегая вперед, скажу сразу, что я естественно не серьёзно так думаю, но это бы многое объяснило.

Прежде чем перейти к сути теории, я бы хотел дать небольшую вводную, а то многие могут не понять о чем речь.

Рагнарёк уже наступает? Безумная теория

Вводная
У скандинавов есть миф о Рагнарёке. Рагнарёк (Ragnarök, Ragnarøkkr, дословно - «Судьба богов», «Сумерки богов») - гибель богов и всего мира, следующая за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами.
Приближение Рагнарёка ознаменовано чередой тревожных знаков:
• Наступает Фимбульвинтер - Великая Зима, три года подряд без лета. Мир погружается в хаос, моральный и природный порядок рушится.
• Освобождаются древние враги богов: волк Фенрир разорвёт узы, змей Ёрмунганд выползет из океана, Локи выйдет из заключения.
• Существа из мира мёртвых и великаны (йотуны) двинутся на Асгард.
• Сама природа сойдет с ума: солнце и луна исчезнут, горы разрушатся, небо расколется.
• Корабль Нагльфар выплывёт из царства мёртвых Хель, освобождённый из земного плена потопом. На нём армия йотунов под предводительством великана Хрюма или Локи поплывёт на поле Вигрид для последней битвы против асов.

Так вот, «Нагльфар» (норв. Naglfar) - корабль, чьё основание целиком сделано из ногтей мертвецов. В германо-скандинавской мифологии существует обычай остригать у покойников ногти и сжигать их, чтобы предотвратить создание корабля.

Теория
А теперь та дикая дичь, которая пришла мне в голову. Что если у нас на Земле в последние годы градус всевозможных конфликтов, катастроф и эпидемий неумолимо растёт из-за того, что в 21 веке идёт не стихая мода на длинные (в том числе и при помощи наращивания) ногти у женщин, да и у некоторых мужчин, которые отращивают сабли на мизинцах. И эти самые ногти тоннами идут на постройку вышеупомянутого Нагльфара, а значит, что Рагнарёк уже наступает и скоро весь мир накроет финальный апокалиптец. Ну и естественно, если это так, то будет ли Нагльфар в расцветке всех цветов радуги от крашенных ногтей?

Что думаете?

Пы.Сы. Эта теория пришла ко мне во сне, на трезвую голову, почти как таблица Менделееву, только он ученый, а я на Пикабу всякую дичь пишу)))

Показать полностью 1
10

Скаллагрим: воин, поэт и основатель рода. Краткая история исландского первопоселенца

Корни рода: Ульв Вечерний Волк и месть за брата

Скаллагрим, известный также как Грим Лысый (Skalla-Grímr), родился в Норвегии в семье известного скальда Ульва Вечернего Волка (Kveldúlfr). Ульв был сыном Бьяльви, прозванного Похотливым, и Халльберы, дочери Ульва Бесстрашного из Хравнисты. Его прозвище — «Вечерний Волк» — он получил за свою странную особенность: с наступлением темноты его охватывала ярость, и он становился подобен зверю. Некоторые исследователи считают, что Ульв мог быть берсерком, воином, впадавшим в боевой транс.

Иллюстрация Стефана Копински

Иллюстрация Стефана Копински

Ульв женился на Сальбьёрг, дочери Кари из Бердлы, и у них родились два сына: Торольв и Грим Лысый. Торольв, старший сын, служил конунгу Харальду Прекрасноволосому и были большими друзьями, но их отношения испортились из-за нарастающего недоверия со стороны конунга, который был подвержен влиянию сплетен своих придворных:

… Это хорошо, конунг, что ты помнишь, как велика была дань, обычно поступавшая из Финнмарка, потому что тогда вам будет ясно, как много вы потеряли из-за Торольва…

…Сдается мне, что ни на одном торговом корабле в наши дни не было такого богатства, и я считаю, говоря по правде, что каждая монетка на этом корабле принадлежит вам, конунг…

(Сага об Эгиле, глава XVII)

Конунг Харальд приказал убить Торольва, хотя и с горечью вспоминал о нем после убийства:

…Эту рану нанес не Торольв. Его оружие ранило совсем не так. Я думаю, что немногие перевязывают раны, которые нанес Торольв. Тяжелая потеря — смерть такого человека…

(Сага об Эгиле, глава XXII)

Ульв, узнав о смерти сына, был сильно опечален и написал:

Торольв пал, я знаю.
Как сурова Норна!
Он в дружину Одина
Слишком рано позван.
Старость-великанша
Сил меня лишила:
Трудно отомстить мне,
Хоть и жажду мести.

(пер. А.И. Корсун)

Вместе с Гримом они решили отомстить за смерть Торольва и совершили набег на земли Харальда, сжигая усадьбы и убивая придворных и родственников конунга, виновных в смерти Торольва. Этот эпизод стал поворотным: они поняли, что Норвегии для них больше нет.

Бегство в Исландию: путь через море

В 890-х годах Ульв и Грим подготовили два корабля для побега в Исландию. Они захватили корабль, который король Харальд отобрал у Торольва, и убили его команду, оставив в живых лишь двух человек, чтобы те передали королю весть о мести:

…После этого Скаллагрим отпустил тех, кого он пощадил, и велел им отправиться к конунгу Харальду и подробно рассказать ему обо всем случившемся.

— Передайте конунгу, — сказал он, — вот что:

Недруг сражен,
Торольв отомщен.
Стая волков
Топчет врагов.
Халльвард на дне,
В морской глубине.
Сигтрюгга раны
Рвет коршун рьяно.

(Сага об Эгиле, глава XXVII)

Ульв командовал захваченным кораблем, а Грим — своим, построенным из сосны, которую он вырастил сам, что было символичным жестом независимости. В море их сопровождал Грим из Халогаланда, сын Торира, который стал их верным союзником.

Однако в пути Ульв тяжело заболел. Перед смертью он попросил сделать для него гроб и наказал Гриму: «Поселись в Исландии неподалёку от того места, где мой гроб прибьёт к берегу».

После смерти Ульва его гроб выбросили за борт, и он стал своеобразным «компасом» для Грима.

Основание Борга: новая жизнь в Исландии

Грим и его спутники высадились на южном побережье Исландии, недалеко от места, где позже возникло поселение Борг. Они нашли гроб Ульва, выброшенный на берег в одном из заливов, и решили, что это знак свыше.

Грим занял землю от Тюленьего Ковша до лавового поля Боргархраун и основал хутор, который назвал Борг. Это место стало центром его владений.

Восковая фигура Скаллагрима в Saga Museum, Рейкьявик, Исландия

Восковая фигура Скаллагрима в Saga Museum, Рейкьявик, Исландия

Он щедро делил землю с товарищами:

  • Грим из Халогаланда получил участок к югу от фьорда;

  • Торбьёрн Чёрный купил землю у Орма из Гавани;

  • Бьёрн Золотоноша занял Южную Долину Дымов.

Грим также выдал свою дочь Торунн замуж за Гейра, сына Кетиля Сони, укрепив связи с другими поселенцами.

Сыновья: трагедия поэтов и воинов

У Скаллагрима было два сына: Торольв и Эгиль. Старший, Торольв, названный в честь погибшего дяди, был очень веселым человеком и превосходил по силе соплеменников, многие его полюбили. Он стал воином, но погиб молодым в битве против конунга скоттов Олава.

Младший, Эгиль Скаллагримссон, стал величайшим скальдом Исландии. Его поэзия, полная ярости и скорби, сохранилась в сагах. Эгиль, подобно деду Ульву, также был известен как берсерк. После смерти брата он написал вису:

В буре Одина смело
Шел убийца ярла.
Пал отважный Торольв.
На равнине Винхейд
Травы зеленеют
Над могилой брата.
Тяжко это горе,
Но его мы скроем.

(пер. А.И. Корсун)

Эгиль Скаллагримсон, изображения из Íslendingasögur; Ísland, 1670-1682 (AM 426 fol.)

Эгиль Скаллагримсон, изображения из Íslendingasögur; Ísland, 1670-1682 (AM 426 fol.)

Двое из трёх сыновей Эгиля (Бёдвар и Гуннар) тоже погибли молодыми, как и его брат. В их честь Эгиль написал одну из известнейших своих песен «Утрата сыновей», которая начинается так:

Тягостно мне
Неволить язык —
Песню слагать.
Одина мед
Мне не дается.
Трудно слова
Из горла исторгнуть.

(пер. А.И. Корсун)

Эти строки показывают, что даже суровый воин и берсерк, каким был Эгиль Скаллагримсон, мог выразить свою боль через поэзию.

Поэтический дар: стихи Скаллагрима

Хотя Скаллагрим больше был известен как искусный кузнец, в «Саге об Эгиле» сохранились некоторые его стихи:

Кузнецу подняться
Надо утром рано.
К пламени мехами
Ветер будет позван.
Звонко по железу
Молот мой грохочет,
А мехи, как волки,
Воя, кличут бурю.

(пер. А.И. Корсун)

Или, перед тем как вручить сыну Торольву секиру – подарок конунга – он сказал:

Как зазубрин много
На секире грозной!
Лжив подарок ржавый,
Что с ним делать в сече!
Возврати оружье
С черной рукоятью.
Этот дар владыки
Здесь совсем не нужен.

(пер. А.И. Корсун)

Наследие: от Борга до наших дней

Скаллагрим умер в 930-х годах, оставив после себя род Скаллагримсонов, который дал Исландии героев, скальдов и законоговорителей, а также легенду о человеке, который предпочел свободу власти королей.

Могила Грима Квельдульфсона в Боргарнесе, Исландия

Могила Грима Квельдульфсона в Боргарнесе, Исландия

История семьи Скаллагрима — это пример того, как сила характера, верность своему роду и стремление к независимости могли изменить судьбу целого поколения. Его потомки не только пережили изгнание, но и создали новый мир, ставший символом исландского духа.

Подписывайся на профиль

Показать полностью 4
3389
Скандинавская мифология

Кельтская колыбельная1

Хор ANÚNA (Ирландия)

https://www.anuna.ie/

Композитор и концертмейстер Майкл Макглинн (Ирландия)

http://www.michaelmcglynn.com/

Солистка Ash McGlynn

https://www.instagram.com/ash.e.mcglynn?igsh=Znh5MTZ1N2RtMmk1

Слова:

A ghrá na súl atá 'mo thrá

A ghrá mo chroí 'tá ghrámhar lán

Cé gur leanbh thú gan cháil

Is iomaí bua duit i ndán

Cuirfead mo rúin chun suain

Cuirfeadh mo rúin in a luí

Alleluia

A ghrian gheal thuas sa spéir ghlan thú

Is solas tú san oíche dhubh

Saorfaidh tú ó chách an brón

'Gus béarfaidh eolas naofacht dúinn.

Подстрочник:

О любовь моих глаз, мой берег

О любовь моего сердца,

моя любовь,

моя любовь,

моя любовь

Хотя ты дитя без славы

Много побед уготовано тебе

Мои тайны будут усыплены

Мои тайны будут усыплены (скорее всего, тут можно перевести, как "засыпай")

Аллилуйя

Ты — яркое солнце наверху в ясном небе Ты — свет в темной ночи

Ты освободишь нас от всякой печали

И знание принесет нам святость.

Показать полностью 1
18

Один (Вотан), человек и бог: кто он на самом деле

Один, также известный как Вотан (Wodan), является одной из самых сложных и многогранных фигур в германо-скандинавской мифологии. Его имя происходит от древнескандинавского слова óðr, что переводится как «ярость», «вдохновение» или «неистовство». Это слово имеет параллели в готском woþs и латинском vates, обозначающих «поэта» или «прорицателя». Таким образом, уже само имя бога указывает на его связь с шаманским экстазом, поэтическим вдохновением и воинственным азартом.

"Дикая Охота", Петер Арбо, 1872 год

"Дикая Охота", Петер Арбо, 1872 год

Происхождение и исторические корни

Археологические находки свидетельствуют о том, что культ Одина существовал уже в VI–VIII веках н. э. Первые упоминания имени бога встречаются в надписях на фибулах, таких как Нордендорфская фибула (VI–VII века). В римских источниках Тацит (I век н. э.) описывает его под римским именем Меркурия, а средневековые легенды связывают его с днем недели — средой (Wednesday на староанглийском, Odinnsdagr на древнескандинавском).

Изначально Один был хтоническим демоном, покровителем воинских союзов и шаманских практик. Однако к Средним векам он превратился в верховного небесного бога, главу асов — пантеона божеств, населявших Асгард. Этот процесс связан с укреплением военных дружин и развитием концепции загробного мира, где смелые воины, павшие в бою, отправлялись в Вальхаллу — небесное царство Одина.

Также интересна теория Тура Хейердала, согласно которой Один был реальным историческим персонажем, правившим в районе современного Приазовья (город Танаис). Позже он переселился на север, основав города и государства в Скандинавии. Также, Снорри Стурласон в своем произведении «Круг Земной» упоминает:

…Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином…

«Танаксвиль» – так называли реку Дон, поэтому, скорее всего, под Асгардом автор мог подразумевать земли бывшей Византии.

Первоначальный образ: хтонический демон и шаман

Один первоначально не входил в небесный пантеон богов, характерный для индоевропейской мифологии. Исследователь Ж. Дюмезиль предполагает, что его функции можно сравнить с индийским Рудрой или Варуной, финским Вяйнямёйненом и кельтским Лугом. Он был связан с подземным миром, магическими практиками и военными инициациями. Его культ особенно распространен среди военной аристократии раннесредневековой Скандинавии, в отличие от Тора, который считался богом простых людей и крестьян.

Превращение в небесного бога

Превращение Одина в верховного небесного бога произошло в результате нескольких факторов:

  1. Укрепление воинских союзов и повышение роли бога, покровительствующего военным дружинам.

  2. Расщепление представлений о загробном мире: создание особого царства мертвых для избранных — Вальхаллы.

  3. Расширение влияния скандинавской культуры, где Один стал символизировать духовную власть и мудрость.

Семейные связи и потомки

По преданиям, Один — сын Бора (первого аса) и Бёстлы (дочери великана Бёльторна). У него есть два брата — Вили и Ве, вместе с которыми он убил первого великана Имира и создал мир из его тела. Главной женой Одина считается Фригг, богиня домашнего очага, от которой у него трое сыновей: Бальдр (любимый сын), Хёд (слепой бог судьбы) и Хермод (посланец богов).

Однако у Одина было множество внебрачных детей от разных женщин, включая великанш. Например:

  1. От Йорд (земляной ётун) родился Тор, защитник Мидгарда и бог грома.

  2. От Ринд (восточная принцесса-великанша) — Вали, покровитель растений.

  3. От Грид (великанша) — Видар, безмолвный бог мщения.

  4. От неизвестной великанши — Тюр, однорукий бог войны.

Многие легендарные королевские роды Скандинавии ведут свое происхождение от Одина. Например, датский род Скьёльдунгов (происходит от Скьёльда, сына Одина) и англосаксонские короли считали себя потомками этого бога.

Атрибуты и символы Одина

Один обладает рядом характерных атрибутов, которые делают его узнаваемым в мифологических повествованиях:

Копье Гунгнир: не знающее промаха оружие, выкованное темными альвами. Оно символизирует военную власть и магическую силу.

Конь Слейпнир: восьминогий конь, способный передвигаться быстрее ветра. Он является сыном Локи и жеребца Свадильфари. Конь часто ассоциируется с путешествиями между мирами.

Вороны Хугин и Мунин: «мысль» и «память», служат ему разведчиками и собирают информацию о событиях в различных мирах.

Волки Гери и Фреки: «жадный» и «прожорливый», которых он кормит мясом в Вальхалле. Они символизируют его связь с войной и смертью.

Кольцо Драупнир: магическое украшение, которое каждые девять дней порождает себе подобные. Кольцо символизирует плодородие и вечное возрождение.

Его личное жилище — Вальхалла, расположенная в небесном Асгарде. Здесь собираются эйнхерии — доблестные воины, павшие в битвах, которые будут сражаться вместе с Одином в последней битве Рагнарёка.

Мифы об Одине

Получение рун

Один приносит себя в жертву, пронзив собственным копьем и повесившись на Мировом Древе Иггдрасиль на протяжении девяти ночей. Этот акт самопожертвования позволяет ему открыть мудрость рун — древних символов, обладающих магической силой. По другой версии, руны упали с Иггдрасиля в виде девяти веток, образовавших сложный узор, который Один смог расшифровать.

Этот миф отражает шаманские корни Одина, его связь с экстатическими практиками и стремление к мудрости любой ценой. После этого он становится проводником между мирами, объединяющим земное и небесное.

Мед поэзии

Чтобы завладеть источником творческой силы, Один проник в дом великана Суттунга, где хранился «мед поэзии». Приняв облик змеи, он просверлил стену скалы и пробрался внутрь. Затем, соблазнив дочь Суттунга, он вынес мед в обличье орла и доставил его в Асгард. Часть напитка он расплескал в пути, дав начало талантливым скальдам, а то, что из него вышло путем дефекации досталось графоманам.

Мед символизирует вдохновение, мудрость и творчество, которые Один распространяет среди богов и людей.

День Рагнарёка

В последней битве миров Один сразится с волком Фенриром и будет им проглочен. Однако его сын Видар отомстит за отца, убив адского волка. Этот мотив показывает круговорот жизни и смерти, где даже верховный бог не избегает своей судьбы.

Шаманские аспекты Одина

Один часто изображается как шаман, путешествующий между мирами. Например, в «Речах Гримнира» он принимает облик странника, чтобы испытать знания конунга Гейррёда. В «Прорицании вёльвы» он спускается в царство мертвых, чтобы пробудить пророчицу и узнать судьбу богов. Эти эпизоды подчеркивают его роль посредника между живыми и мертвыми, между человеческим и божественным.

Один — это многогранный образ, сочетающий в себе черты верховного бога, военного вождя, шамана и провидца. Его культ оказал огромное влияние на развитие скандинавской культуры и продолжает вдохновлять людей даже сегодня. Будучи символом мудрости, власти и воинской доблести, он остается одним из самых значимых персонажей германо-скандинавской мифологии.

Другие имена Одина:

Альфёдр (Alföðr, «всеотец»); Атрид (Atríðr); Бальейг (Báleygr); Бёльверк (Bölverkr, «злодей»); Бивлинди (Biflindi, «потрясающий щитом»); Бильейг (Bileygr); Вавуд (Váfuðr); Вак (Vakr); Вальфёдр (Valföðr, «отец павших»); Вегтам (Vegtamr, «привыкший к пути»); Видрир (Viðrir); Видур (Viðurr); Гагнрад (Gagnráðr, «правящий победой»); Ганглери (Gangleri); Гаут (Gautr); Гёндлир (Göndlir); Глапсвинн (Glapsviðr); Грим (Grímr); Гримнир (Grímnir, «скрывающийся под маской»); Игг (Yggr, «страшный, ужасный»); Кьялар (Kjalar); Один (Óðinn); Оми (Ómi); Оски (Óski); Офнир (Ófnir); Санн (Saðr); Саннгеталь (Sanngetall); Свафнир (Sváfnir); Свидрир (Sviðrir); Свидур (Sviðurr); Свипуль (Svipall); Сигфёдр (Sigföðr, «отец победы»); Сидграни (Síðgrani, «длинная борода»); Сидскегг (Síðskeggr, «длиннобородый»); Сидхётт (Síðhöttr); Скильвинг (Skilfingr); Текк (Þekkr); Триди (Þriði, «третий»); Трор (Þrór); Туд (Þuðr); Тунд (Þundr); Уд (Uðr); Фарматюр (Farmatýr, «Тюр ноши»); Фенг (Fengr); Фьёльнир (Fjölnir); Фьёльсвинн (Fjölsviðr); Хар (Hár, «высокий»); Харбард (Hárbarðr, «седая борода»); Хельблинди (Helblindi); Хенгикьёфт (Hengikjöptr, «с отвисшей челюстью»); Хертейт (Herteitr); Херьян (Herjann, «воитель», «вождь войска», глава эйнхериев); Хникар (Hnikarr, «сеятель раздоров»); Хникуд (Hnikuðr, «сеятель раздора»); Хрофт (Hroptr, «воитель»); Хрофтатюр (Hroptatýr); Хьяльмбери (Hjálmberi); Явнхар (Jafnhár, «равновысокий»); Яльк (Jálkr).

Подписывайся на профиль

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!