Свежие публикации

Здесь собраны все публикуемые пикабушниками посты без отбора. Самые интересные попадут в Горячее.

20 Декабря 2021
45

Реконструкторы против геймдева: игры о викингах

Вступление

Эпохой викингов принято называть период мировой истории с IX по XI век, когда норвежцы, датчане и шведы ввиду ряда геополитических предпосылок начали активную экспансию за пределы Скандинавского полуострова. Они торговали и грабили, открывали новые земли, способствовали культурному обмену между десятками народов. Викинги дошли до Северной Африки на юге и до берегов Северной Америки на западе. Правящие династии Европы веками носили в себе скандинавскую кровь.

Важность эпохи викингов для мировой истории трудно переоценить, слишком масштабен вклад скандинавов в развитие средневековой Европы. Поэтому неудивительно, что данный исторический период популярен не только в кинематографе (о чем мы говорили на предыдущем стриме), но и в индустрии видеоигр. Сегодня мы остановимся на играх для персональных компьютеров. Едва ли получится рассмотреть все, слишком уж их много. Но мы постараемся сфокусироваться на знаковых тайтлах, представляющих основные игровые жанры и наиболее популярных.

На стриме (ссылка выше) с нами Евгений Егоров, один из руководителей брянского клуба исторической реконструкции «Skogsmark». Клуб занимается восстановлением материальной культуры Руси и ее соседей (включая скандинавов) периода IX-XIвека, то есть как раз эпохи викингов. Кстати, Евгений вместе со своим клубом помогал в организации минувшего турнира по историческому и спортивному фехтованию, поэтому в финале нашей беседы мы его обязательно расспросим об этом мероприятии.

О чем пойдет речь

Сразу о главном – к настоящему моменту нет ни одной видеоигры, которая воссоздавала бы культуру викингов на таком уровне, чтобы не вызвать вопросов у историков и реконструкторов. При этом очевидно, что стопроцентного соответствия историческим реалиям мы не можем добиться в принципе. Причин много, но важна лишь одна.

Как наглядный пример – верхняя одежда викингов. У нас практически нет археологических находок такой одежды. Я имею ввиду целых находок. Есть фрагменты (например, из захоронений в Хедебю), которые классифицируются именно как верхняя одежда из плотной шерсти. Ряд находок определяют как верхние рубахи, другие называют кафтанами или куртками. Есть варианты с пуговицами встык, есть запашные без пуговиц, а есть такие, которые надевались, как нижние льняные рубахи, через голову. Но, повторюсь, эти находки крайне фрагментарны, они не позволяют с полной уверенностью воссоздать оригинальный внешний вид исходного предмета одежды.

Порой помогают альтернативные источники. Например, на руническом камне из Хуннестада присутствуют изображения воинов в некоей запашной верхней одежде, которая подходит по внешнему виду к тем шерстяным фрагментам, которые обнаружены в Хедебю. И захоронение и рунический камень датируются IX веком. На основании обоих источников реконструкторы, занимающиеся эпохой викингов, воссоздают разные варианты куртки.

Реконструкторы выходят из положения, используя помимо изобразительных источников находки на ближайшие эпохи, например – на вендельскую и на ранние крестовые походы. На их основе делаются выкройки одежды на эпоху викингов. Безусловно, тут доступны определенные вариации, но именно, что вариации, а не фантазии.

Этот пример хорошо показывает, что в плане точного воспроизведения исторического предмета одежды допустимы определенные и даже существенные вариации, исходя из элементарного недостатка сведений. Вот с оружием и доспехами проще – тысячи копий, топоров и мечей эпохи викингов неплохо сохранились и активно исследуются археологами. Есть фрагменты кольчужного доспеха из захоронении в Хаусбигде и Хьортспринге. Есть элементы пластинчатой корпусной брони (ламелляр из Бирки). С бытовыми предметами никаких проблем, находок масса – от бытовых котлов до латунных ухочисток.

Получается, с одной стороны, определенные вариации во внешнем виде допустимы и даже закономерны. С другой – мы точно знаем, какими мечами и копьями сражались викинги. Мы точно знаем, какие они носили доспехи и с какой частотой эти доспехи встречались. Благодаря хроникальным документам (вроде Англосаксонской хроники) мы даже знаем характерные тактические приемы скандинавов. Суммы этих знаний вполне достаточно, чтобы воссоздать аутентичный образ, максимально приближенный к историческим реалиям.

Немного систематизации

В предыдущем стриме мы определили причины неисторичности большинства фильмов о викингах. Дублировать те рассуждения нет смысла, поэтому лишь перечислю сами причины:


анахронизм (перенесение современных стереотипов на реалии эпохи);

авторский взгляд (когда фантазии автора подменяют исторические факты);

стилизация вместо реконструкции (попытка «улучшить» исходный исторический объект для придания ему больше зрелищности);

стремление к кинематографичности (попытка завлечь зрителя масштабом и пафосом, которых исторически не могло быть).


Я вспомнил эти тезисы потому, что в играх, где действие происходит в эпоху викингов, историчность, то есть соответствие реалиям выбранного времени, отсутствует по тем же причинам. Ведь игры, как и фильмы, это продукт массовый. Если он массовым не будет, то не будет и коммерчески успешным. Поэтому нужны костюмы и вооружение не реальные, а эффектные (на взгляд разработчика и геймера). Нужен масштаб и пафос, самая условная стилизация и, конечно, анахронизм.

Результат – культурные несоответствия разной степени забавности (или грустности), неаутентичные предметы и технологии, и зачастую – элементарное отсутствие здравого смысла. Как, например, в случае с рогатыми шлемами. И ведь, что удивительно, до сих пор есть немало людей, которые уверены, что такие шлемы у викингов были. На деле их, разумеется, не было.

Есть находка кельтского шлема II века до нашей эры (то есть за тысячу лет до эпохи викингов). Называется он шлем Ватерлоо, и у него действительно есть рога. Только это шлем церемониальный, а не боевой. Еще иногда вспоминают изображения рогатых шлемов на Котле из Гундеструпа. Это тоже кельты, Iвек до нашей эры, и там вообще фэнтези, потому что рога оленьи.

На стриме про фильмы мы приводили классификацию Ивана Семьяна, что позволило систематизировать наш разговор и получить более рельефные выводы. Сегодня никаких классификаций не будет.

Во-первых, чтобы не плодить сущностей. Во-вторых, когда я попытался хоть как-то классифицировать игры про викингов, получилось, что все их можно разделить на два весьма условных типа – фэнтези со скандинавскими мотивами и попытка реконструкции эпохи. При этом ко второму типу я смог отнести лишь три игры из двадцати шести. Так что типологизация здесь и правда будет лишней.

Rune

Год выхода: 2001

Жанр: эшен от третьего лица

Легендарная «руна» вся собрана на стереотипах, но с душой. На свое время аналогов в жанре по сеттингу не имела, сейчас интересна разве что ностальгирующим олдфагам. В наличии рогатые шлемы и огромные двулезвийные топоры. Казалось бы – достаточно, но матчасть по мифологии разработчики постарались проштудировать, поэтому атмосфера удалась.

Конкретно в плане реконструкции тут не о чем говорить. Все очень «условно викингское». Но базис есть – те же круглые щиты, рунные камни, лангшипы. Причем, я имею ввиду оригинальную Rune, а не ту, что сейчас можно купить в Steam под названием Rune Classic. Это упрощенный и ухудшенный непонятно зачем вообще выпущенный вариант.

Rune II

Год выхода: 2020

Жанр: эшен от третьего лица с крафтом и открытым миром

В плане общей фэнтезийности мира с первой части ничего не изменилось, ни о какой реконструкции речи не идет. Боги, рогатые шлемы, руническая магия. Добавился большой открытый мир, эпические боссы, море крафта. И вроде даже персонажи есть колоритные, и озвучка хороша. Но графика для 2020 года удручает, баги удручают, а главное – не свело олдскулы и ньюфагов удивить не удалось. Потому что без души. Вердикт по опусу – не рекомендован (в отличие от первой части).

Vikings – Wolves of Midgard

Год выхода: 2017

Жанр: РПГ, экшен от третьего лица, слэшер

Элементы реконструкции присутствуют и с матчастью разрабы поработали. Пара моментов откровенно согрела душу. Например, самая высокая сложность называется «Эйнхерий» (в скандинавской мифологии это элита Одина, набранная из павших воинов). Архетипы персонажей аутентично привязаны к богам. Например, архетип Тюра сражается мечом и щитом (Тюр был однорук, вторую ему откусил Фенрир), а архетип Скади – это классический лучник (у скандинавов Скади – богиня охоты, ее традиционный атрибут – лук).

Путешествуем мы по мирам Иггдрасиля, включая Мидгард, Нифльхейм, Хельхейму. Локации колоритные, со своими механиками, обоснованными мифологически. Например, в Нифльхейме на открытом пространстве немудрено замерзнуть, спасают костры. Поселение игрока неплохо стилизовано, смотреть приятно. Проблемы у Vikings – Wolves of Midgard ровно две – баги и сюжет. По итогу: не шедевр, но Вальхаллой повеяло.

For Honor

Год выхода: 2017

Жанр: файтинг, экшен, мультиплеер

В свое время я подарил игре 350 часов жизни. И не жалею. Действительно крутой файтинг с весомой претензией на реализм и эффектной хореографией (особенно на добиваниях). Механики простые, но сложные… Да, тут проще поиграть, чем объяснить.

В игре несколько фракций, конкретно по викингам ситуация двоякая. С одной стороны, есть, например, персонаж хольдар. Хольдарами (или хольдами) в раннесредневековой Скандинавии называли бондов (свободных фермеров) с наследным правом на землю. Зачастую в сагах слова «викинг» и «хольдар» используются как синонимы. В For Honor хольдар – здоровенный бычара с двуручным топором. Топор не двулезвийный, что уже радует. В оригинале он называется Dan Axe, Датская секира. Так же называется реально существующий тип скандинавского двуручного топора.

И в то же время у замечательного хольдара шлем с рогами, а на поясе висят бедренные кости поверженных врагов. Одежда и доспехи у фракции вообще максимально несуразные. Хотя попытки стилизации есть. Например, некоторые шлемы Вождя выглядят близко к Вендельским шлемам, а Горец (шотландский хайлендер) вооружен двуручным мечом со стоковой гардой, по форме дублирующей гарду традиционного шотландского клеймора. И орет он что-то на гэльском.

В общем, антураж присутствует в значительном объеме. Жаль, фэнтези многовато. И порог вхождения чудовищно высок. Поэтому пробовать только на свой страх и риск.

A Total War Saga: Thrones of Britannia

Год выхода: 2018

Жанр: пошаговая стратегия, тактика в реальном времени

По механикам разъяснять нет смысла, это типичный Total War. И это первая игра в нашем списке, которую я бы отнес к типу «попытка реконструкции эпохи». Потому что и викинги, и саксы, и гэлы здесь чудо как антуражны. У викингов шлемы – норманки и гьёрмы, то есть так, как должно быть. Мечи – качественная стилизация каролингов, у многих датские секиры. Даже шерстяные плащи и верхние рубахи отрисованы аутентично.

Не обошлось, конечно, и без моментов, для глаза реконструктора забавных. Например, вендельские шлемы и вендельские щиты. Причем это конкретные реконструкции, четко по археологическим находкам вплоть до формы и расположения накладок. Вот только это на эпоху раньше, такие шлемы и щиты исчезают к концу VIII века. Но, учитывая качество моделек, я лично с этим готов мириться. Потому что разработчики однозначно приглашали историков и честно старались. В принципе, историчность – фишка всей серии.

Ancestors Legacy

Год выхода: 2018

Жанр: стратегия в реальном времени

Тут все так же хорошо, как у «Тронов Британии». Викинги почти всегда в адекватных доспехах, в наличии круглые щиты с кулачным хватом, датские секиры, шлемы вроде норманок и гьёрмов. Реконструкторский взгляд режут разве что шкуры на плечах, а берсерки, забрасывающие противника топорами, заставляют вполне искренне улыбаться. Но это нюансы на фоне общего антуража, который на уровне.

А когда присматриваешься, как юниты сражаются, открывается новый мир. Потому что они не просто тычут друг в друга оружием. Например, парень с бродексом грамотно отводит вражеское копье в сторону и на подшаге раскраивает череп противнику, который естественно не успевает отступить. Вот это грамотная реконструкция. Вот поэтому я в Ancestors Legacy прошел все сюжетки. Которые, кстати, основаны на реальных исторических событиях.

Expeditions: Viking

Год выхода: 2017

Жанр: РПГ с пошаговыми боями

Это однозначно мой топ. Антураж не безупречен, но лучше я не видел. Викинги, англосаксы и пикты хороши – одежда, оружие и быт во многом аутентичны. Но что меня действительно поразило – это воссоздание культурных особенностей. Рабы зовутся трэллами, ритуалы – блотами, поединки чести – хльмгангами, а вожди общин – годи. То есть так, как они назывались в эпоху викингов.

Единственный вид местной магии, доступной мужским персонажам, это гальдр. У скандинавов так назывались песнопения или крики, которые должны были оказывать некий магический эффект. В отличие от спа и сейда, являвшихся прерогативой женщин, гальдр был единственной эзотерической практикой, доступной мужчинам. И такие вот моменты в игре встречаются на каждом шагу.

Пошаговая боевка с гексами тоже отлично смоделирована – копье бьет через ряд, топором можно отбросить в сторону щит противника, раскрыв его. Кстати, можно поставить стену щитов (скьялборг), которая всем даст бонус к защите.

Есть, правда, перегибы, вроде навыков владения кинжалами, которые отдают явной фэнтезийностью (хотя они реально бесполезны, так что все честно). Еще наводят грусть незавершенные квестовые цепочки. Но на общем фоне это сущие мелочи. По моему скромному мнению, Expeditions: Vikingближе всех подобралась к статусу игры-реконструкции по эпохе викингов.

Mount & Blade: Warband – Viking Conquest

Год выхода: 2014

Жанр: ролевая игра, стратегия

В дополнении представлены все базовые механики оригинальной игры, плюс парочка новых, например, управление лангшипом. На огромной карте Британии, Дании и Норвегии с тремя сотнями городов можно повстречать Харальда Прекрасноволосого, Ивара Бескостного, Альфреда из Уэссекса и других исторических персонажей эпохи викингов.

По антуражу спорно. В целом, это фэнтези. Но не в смысле «магия и драконы», а в смысле, что доспехи, оружие и быт здесь – довольно грубая стилизация. То есть, например, к кольчуге никаких претензий, она и в Муспельхейме кольчуга. Но шлемы, обувь, одежда – тут зачастую исторических аналогов либо вообще нет, либо они едва угадываются. Исключая шлемы типа Гьёрмундбю и рубахи по мотивам находок из Бирки/Хедебю – они тут повсеместны и сделаны неплохо. В остальном много вопросов.

Mount& Blade II: Bannerlord, которая сейчас в раннем доступе, тоже далека от идеала, но у нее все значительно лучше – многие элементы доспехов и оружие имеют исторические аналоги, причем порой это не стилизация, а качественная реконструкция. Особенно актуально для пользовательских модов, которых масса – от норманов до тамплиеров.

Assassin’s Creed Valhalla

Год выхода: 2020

Жанр: РПГ, экшен, стелс

Чуда не произошло. То есть как «очередная часть ассасина» игра ничего. Но реконструкции здесь нет, совсем. Есть попытка, и довольно слабая. Оружие и доспехи – грубая стилизация. Бродекс фэнтезийного размера, есть боевой молот а-ля Мьёльнир (вот теперь и правда достаточно). Добивания, конечно, красивые, но даже не уровня For Honor.

Местами что-то проскальзывает вроде подвески в форме Молота Тора и характерных черепаховидных фибул в женском костюме. Но, во-первых, эти элементы негодно стилизованы. Во-вторых, они единичны и попросту теряются на фоне откровенной фантастики, к реальности отношения не имеющей.

В общем, Ubisoft Montreal сваяли шаблонную видимость эпохи викингов, даже не попытавшись углубиться в тему. И это печально.

Серия The Banner Saga

Год выхода: 2014, 2016 и 2018

Жанр: РПГ с пошаговыми боями

Серия во многом не имеет аналогов. И как тактика хороша и с ролевым отыгрышем все в порядке. А рисовка, ммм… Но не реконструкция ни в одном из аспектов. Это чистое фэнтези со скандинавскими мотивами.

Хотя на самом деле таковых мотивов тут довольно мало. Они прослеживаются в именах (например, Эйвинд), титулах (тан Скогр), ландшафтах. Одежда и быт не столько скандинавские, сколько в целом «средневеково-европейские». Лор у мира строго самобытный. Получается, от эпохи викингов тут почти ничего нет. Но серия топ, без сомнений.

Titan Quest: Ragnarök

Год выхода: 2017

Жанр: РПГ, экшен, слэшер

Очередное дополнение к несравненной Titan Quest забрасывает игрока на Север Европы. И хотя название Ragnarök отсылает к скандинавам, от них здесь не так уж много. (Опять же) ландшафты, вёльва, магический котел и немного лора (например, в наличии Иггдрасиль).

Еще есть новое мастерство, которое называется «Мастер рун». При кастах заклинаний на земле появляются руны общегерманского футарка и реально существовавшие символы – гальдраставы. В частности я заприметил эгисхьяльм («шлем ужаса»). В этом варианте символ действительно встречаются в исландских средневековых гальдрабоках (гримуары такие).

От кельтов и германцев немного стилизованного антуража вроде клетчатых тканей и характерных щитов. На этом все. Но Titan Quest ни на что и не претендует, он без всякой реконструкции хорош.

Hellblade: Senua’s Sacrifice

Год выхода: 2017

Жанр: атмосферный эшен

Шедевром я этот тайтл назвать не могу, но история бедняжки Сенуа и правда цепляет. Атмосфера и психологизм – не просто плюсы игры, по этим показателям с ней даже близко нечего поставить. В плане реконструкции материальной культуры попаданий нет, все мимо. И пиктов мимо и викингов. А вот лор – он основан всецело на скандинавской мифологии.

Зачином сюжета служит нападение викингов на Оркнейские острова в конце VIII века (что реально имело место). Возлюбленного героини, сына пиктского вождя, казнят не иначе как кровавым орлом и вполне себе антуражно. Героиня (Сенуа) по этому случаю отправляется в Хельхейм (мир мертвых у скандинавов), где встречает Хелу, Суртра, Вальравна и Гарма – одноименных персонажей скандинавских мифов.

Причем путешествие Сенуа не просто основано на фольклорных мотивах средневековой Скандинавии. Оно дублирует оригинальные сюжеты! Например, в Хельхейм ведет мост Гьялларбру, охраняет его чудовищный пес Гарм, а меч Одина зовется Грам и он способен сразить любого. Все это на 100% соответствует текстам древнескандинавских саг. Ну и руны из общегерманского футарка. Так что с точки зрения мифологического пласта повествования это отличная реконструкция.

Dead in Vinland

Год выхода: 2018

Жанр: ролевая игра, стратегия, выживание

Название отсылает нас к «Саге об Эйрике Рыжем» и «Саге о Гренландцах», где упоминается, как викинг Лейф Счастливый ориентировочно в 1000 году открыл Северную Америку (предположительно Ньюфаундленд, который он и назвал Винлендом).

Герои игры – условные скандинавы, что отражено в именах (Эйрик, Сольвейг, Гудрун) и их внешнем виде. Внешний вид – ни в коей мере не реконструкция, но стилизован в достаточной степени, чтобы узнать, скажем, хангерок (тип верхней одежды у скандинавских женщин эпохи викингов) или ташку (вид поясной сумки). То есть помимо саг разработчики все же немножко посмотрели и научную литературу по археологии раннесредневековой Скандинавии.

Плюс традиционные круглые щиты викингов, и у Эйрика я заметил меч, явно стилизованный под каролингский клинок Типа S по типологии Яна Петерсона. Такие викинги тоже использовали. Антуража добавляют вездесущие руны и разнообразные мифологические персонажи (например, Фрея).

Резюмируя, попыткой реконструкции игру назвать не получится, но, повторюсь, с матчастью разработчики в значительной мере ознакомились. Получилось отличное фэнтези на тему.

Упомянуть нельзя пропустить


· Viking: Battle for Asgard – старенький слэшер, где от викингов только такие слова как «Асгард», «Фенир», «Один» и дальше по списку.

· Beowulf: The Game – на свое время очень даже задорный экшен по мотивам англосаксонского эпоса «Сага о Беовульфе». По антуражу – как фильм Земекиса, то есть – сугубое фэнтези.

· Vikings: The Strategy of Ultimate Conquest – вспомнил только потому, что играл в нее 20 лет назад. На свое время была неплохая стратегия, стилизация под викингов местами честная.

· Valheim – не мог не упомянуть, потому что тайтл нашумевший. Как реконструкция – никакая, как стилизация – местами вполне (Гьёрмы узнаваемы).

· Valnir Rok Survival RPG– в контексте нашей темы можно сравнить с Valheim. Круглые щиты, «типа рунные камни», условные лангшипы.Не более.

· Northgard – весьма и весьма качественная стратегия в реальном времени по мотивам скандинавских мифов. На самом деле, по очень отдаленным мотивам.

· Jotun: Valhalla Edition– шаблонный, но колоритный инди экшен, где от скандинавской мифологии больше, чем в половине упомянутых здесь игр.

· Valhalla Chronicles– старенький ролевой экшен с неплохим антуражем, в свое время был интересен.

· Loki: Heroes of Mythology – младший брат Titan Quest, о котором все справедливо забыли. Был сам Локи, был Йормунганд, и… пожалуй всё.

· War of the Vikings – ныне почивший сессионный экшен о противостоянии викингов и саксов. А потенциал был.

· Apsulov: End of Gods – техномифологический инди хоррор, где Иггдрасиль – это система подпространственных переходов, а Фенрир – неудавшийся эксперимент Локи. У игры отменный антураж и уникальный лор на стыке эддических мифов и смелой научной фантастики. Не шедевр, но к ознакомлению крайне рекомендовано.

· Bad North, Tribes of Midgard и Valhalla Hills – каждая по своему хороша, каждая так или иначе касается темы викингов, но в лучшем случае речь идет об отдаленной стилизации с массой шаблонов (вроде двулезвийных топоров и рогатых шлемов).

· VALHALL: Harbinger – позиционируется как Viking Battle Royaleс Мьёльниром в роли супер-оружия. Саундтрек атмосферный. Но пока это пре-бета, так что оценивать нечего.


Заключение

Как я и сказал в начале, попыткой реконструкции эпохи викингов можно честно назвать лишь три игры – A Total War Saga: Thrones of Britannia(что ожидаемо), Ancestors Legacy и Expeditions: Viking. Если вам этот исторический период импонирует и есть желание позалипать вечерами во что-то действительно интересное, сотворенное с душой и знанием дела, сии тайтлы – то, что нужно.

Остальные игры из нашего списка тоже хороши (кроме Assassin’s Creed Valhalla, мое самое большое разочарование). Rune – классика во всех смыслах, Hellblade: Senua’s Sacrifice подарит незабываемый опыт, а в For Honor я бы до сих пор зарубался, было б время… Но что это впереди? Новогодние выходные? О, ну теперь вы знаете, что делать!..


Ютуб-канал

Группа ВК

Телега с анонсами и чатом

Показать полностью 19
2

Когда сказали, что стратегиям не хватает динамичности

Если кому-то интересно поучаствовать в зарождении нового комьюнити для 4х-проекта, заходите в группу разработки. Обсудим идеи и активности к приближающейся демке.

Спасибо за внимание)

Почему бесплатные промокоды перестают быть выгодными, если вы покупаете онлайн регулярно

Большинство промокодов работают одинаково: один раз, для нового аккаунта или «поймай, если повезёт».
Если вы заказываете продукты, товары с маркетплейсов, лекарства или зоотовары несколько раз в месяц, такая модель быстро перестаёт экономить деньги. Скидки либо не работают, либо заканчиваются после первой покупки.
Поэтому мы сделали Пикабонус — подписку с промокодами для регулярных покупок, а не разовых акций.

В чём суть

Это не история про «удачно поймать скидку».
Это про то, чтобы платить меньше каждый месяц, покупая то же, что вы и так покупаете.

Чем предложения Пикабонуса отличаются от обычных промокодов

  • скидки по ним выше, чем по бесплатным купонам из открытого доступа;

  • они работают для постоянных, а также для новых покупателей;

  • в ряде категорий один и тот же промокод можно использовать несколько раз.

Проще говоря: это не разовые «плюшки», а инструмент для регулярной экономии.

Как это выглядит на практике

Пикабонус делает покупки не только выгоднее, но и проще: вместо того чтобы часами искать неработающие коды, которые не получится применить, вы получите подборку готовых эксклюзивных скидок выше рынка, которых нет больше нигде.

  • продукты, аптеки, маркетплейсы, зоотовары и другие повседневные категории;

  • подписочные скидки выше стандартных бесплатных;

  • разница между обычной скидкой и подписочной часто перекрывает 199 ₽ уже с первой покупки.

Если вы покупаете онлайн 2–3 раза в месяц, подписка, как правило, начинает окупаться сразу.

Сколько стоит

199 ₽ в месяц.
Не за доступ к списку предложений, а за более выгодные условия на регулярные покупки.
ПОДПИСКУ МОЖНО ОТМЕНИТЬ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ.

Важно понимать

Мы не обещаем, что подписка всегда и во всех ситуациях будет выгоднее любых акций в интернете. Иногда в открытом доступе действительно появляются удачные предложения.
Наша задача — поддерживать набор промокодов так, чтобы в среднем подписка давала больше выгоды, чем бесплатные купоны, если вы покупаете регулярно.

Кому это подойдёт

  • если вы часто ищете промокоды перед покупкой;

  • если заказываете в одних и тех же магазинах;

  • если хотите понятную и предсказуемую экономию, а не разовые удачи.

Если интересно посмотреть, в каких магазинах можно сэкономить и оценить, есть ли в этом смысл именно для вас — вот ссылка.

Пользоваться или нет — решать вам.

Показать полностью
61

Незаменимый помощник для автомобиля

В феврале этого года мы купили автомобиль любимой марки) через неделю нас ожидали суровые морозы (для средней полосы -40 это сильно) и сюрприз в виде отказывающейся заводиться машины. Нет, дело было не в акб-его поменяли сразу, а в датчике, который при температуре ниже -35 просто не даёт запустить мотор. С горем пополам отогрели машину и все морозы бегали по ночам прогревать ее, чтобы мотор не успевал полностью остывать.
К слову, вот она-наша малышка на V8, чья особенность это неприязнь к морозам.

Естественно начали задумываться, что сделать, чтобы ночные гуляния прекратились и мотору вред не сильно наносился. Хотели поставить сигнализацию с автозапуском-но иммобилайзер на этих моделях может в легкую стороннюю сигналку отрубить и в машину доступа не будет.
Ну и так как наша работа это установка доп.оборудования на автомобили-решили далеко не искать и поставить предпусковой подогреватель.
Штатно на эти BMW шли подогреватели webasto, но оригинальные уже устаревшие, купить можно только б/у и в случае неисправности-выкинешь котёл и деньги на ветер. Новые стоят накладно, да и сейчас на них есть дефицит. Решили ставить Бинар. И вот недавно мы загнали малышку в тёплый бокс, отогрели от Морозов и все таки поставили помощничка))

Не нужно пугаться данного расположения-у V8 мотор занимает достаточно много места под капотом и штатно подогреватели ставились именно за крылом)
Предотвращая вопросы скажу сразу-идёт погрев охлаждающей жидкости в автомобиле, подключается это все в патрубки, топливо берет из б/бака. АКБ не высадит - стоит защита)
Т.к идёт прогрев антифриза по всей системе-им же немного нагревает и масло в моторе, а ещё салон (если подключить).
В общем мотору работу мы облегчили (он теперь запускается не на -10, а на 20-25 градусах), бензин получается экономнее, выбросов выхлопа меньше)

П.с. Я думала людям интересен будет опыт установки такого плана оборудования на автомобили (на Пикабу такого нет), а оказывается вам более интересно обсирать выбор других и предлагать решения, не касающиеся вас. Если хотите хейта-идите в другие темы пожалуйста.

Показать полностью 2

Обучение на электромеханика: где пройти курсы по профессии с получением удостоверения (корочки)

Современная промышленность и инфраструктура городов невозможны без квалифицированных электромехаников. Эти специалисты обеспечивают бесперебойную работу электромеханического оборудования на производствах, в торговых центрах, жилых комплексах и транспортных системах. Профессия остается одной из самых востребованных на рынке труда, предлагая стабильную занятость и достойный уровень дохода.

Труд электромехаников необходим везде, где используется современное оборудование: от небольших торговых точек с холодильными установками до крупных промышленных предприятий с автоматизированными производственными линиями. Профессия является перспективным выбором для построения карьеры в технической сфере.

Кто такой электромеханик и что делает

Электромеханик — это квалифицированный специалист, который занимается монтажом, наладкой, техническим обслуживанием и ремонтом электромеханического оборудования различного назначения. Этот профессионал работает на стыке электротехники и механики, обеспечивая исправное функционирование сложных технических систем. В своей работе электромеханик выполняет диагностику неисправностей, проводит плановое обслуживание оборудования, осуществляет замену изношенных деталей и настройку систем автоматического управления. За смену специалист обрабатывает до 15 заявок на ремонт, выполняя измерения электрических параметров с точностью до 0,01% и механических характеристик с погрешностью не более 0,05 мм.

В обязанности электромеханика входит широкий спектр работ: от проверочных испытаний оборудования перед сдачей в эксплуатацию до организации труда персонала, работающего с подотчетной техникой. Специалист обеспечивает соблюдение технологий использования оборудования, проводит обучение персонала правильной эксплуатации техники и контролирует соблюдение требований безопасности при работе с электроустановками.

Что должен знать и уметь электромеханик

Профессиональная деятельность электромеханика требует обширных технических знаний и практических навыков. Специалист должен владеть основами электротехники и электроники, понимать принципы работы электрических машин и механических устройств, уметь читать электрические и кинематические схемы. Электромеханик должен знать правила эксплуатации электроустановок, нормы охраны труда, требования электробезопасности. Важным требованием является наличие группы допуска по электробезопасности не ниже III, а для работы на опасных производственных объектах необходима аттестация в области промышленной безопасности.

📋 Основные профессиональные навыки электромеханика:

  • ✅ Диагностика и устранение неисправностей электромеханического оборудования

  • ✅ Монтаж и демонтаж электрических и механических узлов

  • ✅ Настройка систем автоматического управления

  • ✅ Работа с контрольно-измерительными приборами

  • ✅ Проведение планово-предупредительного ремонта

  • ✅ Чтение и составление технической документации

  • ✅ Калибровка измерительных приборов и датчиков

  • ✅ Программирование контроллеров и настройка исполнительных механизмов

Современный электромеханик должен постоянно совершенствовать свои знания, осваивать новые технологии и методы работы. С развитием автоматизации производства специалистам необходимо изучать программное обеспечение для настройки и контроля работы оборудования, методы предиктивной диагностики и цифровые технологии обслуживания техники.

Популярные виды профессии

Профессия электромеханика включает множество специализаций, каждая из которых имеет свои особенности и требует специфических знаний. Выбор конкретного направления зависит от интересов специалиста и потребностей рынка труда в регионе.

Электромеханик по лифтам

⚙️ Занимается обслуживанием и ремонтом лифтового оборудования в жилых домах и административных зданиях. Работает с системами управления и безопасности лифтов, проводит диагностику электронных компонентов, настраивает механические узлы и выполняет планово-предупредительный ремонт.

Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию

🔧 Обслуживает установки мощностью от 1 до 100 кВт, поддерживая температуру с точностью до 0,5°C при объеме холодильных камер до 1000 кубических метров. Выполняет ремонт холодильных установок, обслуживание торговых автоматов, настройку систем охлаждения, диагностику электронных блоков управления.

Электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического оборудования

💡 В его обязанностях обслуживание систем автоматического управления, программирование контроллеров, настройка датчиков и исполнительных механизмов, диагностика промышленных сетей и калибровка измерительных каналов.

Электромеханик по испытанию и ремонту электрооборудования

🔌 Его зоны ответственности — калибровка измерительных приборов, настройка испытательных стендов, проведение тестовых измерений, оформление технической документации и контроль точности измерений. Работает с различными типами электрооборудования, проводит комплексные испытания и диагностику, выявляет скрытые дефекты и предотвращает аварийные ситуации на производстве.

Где востребованы электромеханики сегодня

Электромеханики востребованы практически во всех отраслях экономики, где используется электромеханическое оборудование. Широкий спектр применения их навыков обеспечивает стабильную занятость и возможность выбора места работы в соответствии с личными предпочтениями и карьерными амбициями.

📌 Основные сферы трудоустройства электромехаников:

  • ✅ Промышленные предприятия и заводы с автоматизированными производственными линиями

  • ✅ Управляющие компании и жилищно-коммунальные службы

  • ✅ Торговые сети и предприятия общественного питания

  • ✅ Медицинские учреждения с современным диагностическим оборудованием

  • ✅ Транспортные компании и метрополитен

  • ✅ Энергетические компании и электростанции

  • ✅ Сервисные центры по обслуживанию оборудования

  • ✅ Строительные организации и монтажные компании

Особенно высок спрос на электромехаников в крупных городах и промышленных центрах. В мегаполисах специалисты по лифтам и эскалаторам никогда не остаются без работы, учитывая количество многоэтажных зданий и торговых центров. На производственных предприятиях электромеханики обеспечивают непрерывность технологических процессов, что делает их незаменимыми сотрудниками для любого современного производства.

Как повысить разряд электромеханика

💬 Повышение квалификационного разряда — важный этап профессионального развития электромеханика, открывающий доступ к более сложным и высокооплачиваемым видам работ. Для повышения разряда специалист должен иметь опыт работы по текущему разряду (обычно от 6 месяцев до года) и пройти специализированное обучение.

💬 Оптимальным решением для повышения квалификации является обучение в специализированных учебных центрах ДПО, которые предлагают программы повышения разряда для электромехаников всех специализаций. Продолжительность таких курсов составляет от 80 до 160 часов в зависимости от текущего разряда и желаемого уровня квалификации. После успешной сдачи квалификационного экзамена, включающего теоретическую и практическую части, специалист получает удостоверение установленного образца о повышении разряда, что дает право на выполнение более сложных работ и получение заработной платы по более высокой тарифной сетке.

Сколько зарабатывает электромеханик и от чего зависит зарплата

По данным, средняя зарплата по должности электромеханик в России за 2025 год составляет 70 000 рублей. При этом уровень дохода специалистов значительно варьируется в зависимости от региона, опыта работы и специализации. Чаще всего зарплаты находятся в диапазоне от 50 000 до 90 000 рублей. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, электромеханики могут рассчитывать на более высокую оплату труда. Средняя зарплата электромеханика в Москве за 2025 год составляет 107 312 рублей.

Заработная плата электромеханика напрямую зависит от квалификационного разряда, который определяет сложность выполняемых работ и уровень ответственности специалиста. Начинающие электромеханики с базовым разрядом получают от 30 000 до 45 000 рублей в месяц. Специалисты среднего уровня с опытом работы от 1 до 3 лет зарабатывают 45 000-70 000 рублей. Высококвалифицированные электромеханики с опытом более 5 лет и высшими разрядами могут претендовать на зарплату от 80 000 рублей и выше, а в некоторых отраслях и регионах доход может достигать 150 000-200 000 рублей в месяц.

На уровень заработной платы также влияет специализация электромеханика и отрасль, в которой он работает. Наиболее высокие доходы у специалистов, работающих в нефтегазовой промышленности, на опасных производствах и в северных регионах страны.

Дополнительным источником дохода может стать частная практика по ремонту и обслуживанию оборудования, что особенно актуально для электромехаников с узкой специализацией и высокой квалификацией.

Как получить специальность электромеханика

Путей получения профессии электромеханика несколько, и выбор зависит от исходного уровня образования и карьерных планов соискателя. Традиционный путь предполагает поступление в колледж или техникум после 9 или 11 класса. В колледжах обучение по специальности "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования" длится в среднем 2 года 10 месяцев после 9 класса и 10 месяцев после 11 класса. Программа включает изучение электротехники, электроники, механики, систем автоматического управления, а также обязательную производственную практику на предприятиях-партнерах учебного заведения.

Альтернативный и более быстрый путь входа в профессию — обучение на электромеханика в учебных центрах дополнительного профессионального образования (УЦ ДПО). Такие центры предлагают программы профессиональной подготовки электромехаников различных специализаций продолжительностью от 1 до 3 месяцев (160-320 часов). Преимущество обучения в УЦ ДПО заключается в практикоориентированном подходе, гибком графике занятий и возможности быстро получить востребованную специальность. Учебные центры проводят подготовку по всем направлениям: электромеханик по лифтам, по торговому и холодильному оборудованию, по средствам автоматики и другим специализациям. После успешного окончания курса выпускники получают свидетельство установленного образца о присвоении профессии с указанием разряда.

Дистанционное обучение на электромеханика

💻 Современные технологии образования позволяют освоить профессию электромеханика дистанционно, что особенно актуально для работающих людей и жителей отдаленных регионов. Дистанционное обучение дает возможность получить теоретические знания без отрыва от производства, изучая материалы в удобное время и в комфортном темпе.

Важно понимать, что полностью дистанционное обучение электромеханика невозможно — профессия требует практических навыков работы с реальным оборудованием. Поэтому большинство учебных центров предлагают смешанный формат: теоретическая часть изучается дистанционно, а практические занятия проводятся на базе учебного центра или предприятий-партнеров. Такой подход позволяет оптимально сочетать удобство дистанционного обучения с необходимостью получения практического опыта работы с электромеханическим оборудованием.

Онлайн-платформа обучения НЦПО

Сколько стоит обучение на электромеханика

Стоимость обучения на электромеханика варьируется в зависимости от выбранной формы образования и региона. В государственных колледжах и техникумах обучение на бюджетной основе бесплатное, но количество мест ограничено и требуется прохождение конкурсного отбора. При обучении на платной основе в колледжах стоимость составляет от 40 000 до 120 000 рублей в год в зависимости от престижа учебного заведения и региона. Программы среднего профессионального образования дают фундаментальную подготовку, но требуют значительных временных затрат.

В учебных центрах дополнительного профессионального образования стоимость курсов профессиональной подготовки электромехаников начинается от 6 500 рублей за базовую программу. Средняя цена обучения составляет 10 000-30 000 рублей за полный курс продолжительностью 160-320 часов. Стоимость зависит от специализации, продолжительности программы, формата обучения (очный, дистанционный или смешанный) и включенных в программу практических занятий. Курсы повышения квалификации и повышения разряда обычно стоят от 6 500 до 20 000 рублей в зависимости от сложности программы и престижа учебного центра.

Многие учебные центры предлагают рассрочку платежа, корпоративные скидки при обучении групп от предприятий и специальные условия для безработных граждан, направленных службой занятости. Инвестиции в профессиональное образование электромеханика окупаются в течение первых месяцев работы по специальности благодаря стабильному спросу на квалифицированных специалистов и достойному уровню заработной платы.

Какие документы выдают после обучения на электромеханика

📜 После успешного завершения обучения на электромеханика выпускники получают документы установленного образца, подтверждающие их квалификацию. При окончании колледжа или техникума выдается диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации "техник-электромеханик". Этот документ дает право на трудоустройство по специальности и является основанием для дальнейшего профессионального развития, включая возможность продолжения образования в высшем учебном заведении по ускоренной программе.

📜 Учебные центры дополнительного профессионального образования выдают свидетельство о профессии рабочего с присвоением квалификационного разряда электромеханика.

Образец свидетельства о присвоении профессии. Учебный центр НЦПО 

Образец свидетельства о присвоении профессии. Учебный центр НЦПО 

Образец удостоверения о квалификационном разряде. Учебный центр НЦПО

Образец удостоверения о квалификационном разряде. Учебный центр НЦПО

Дополнительно выпускник получает удостоверение, которое является компактным документом для предъявления работодателю. Все выданные документы вносятся в федеральный реестр ФИС ФРДО, что позволяет работодателям проверить подлинность квалификации специалиста.

Как проверить документы в реестре ФИС ФРДО

📜 Помимо основных документов об образовании, электромеханик должен получить удостоверение о группе допуска по электробезопасности, без которого невозможна работа с электроустановками. Для работы на опасных производственных объектах требуется прохождение аттестации в области промышленной безопасности с получением соответствующего удостоверения. При работе с определенными видами оборудования могут потребоваться дополнительные допуски и сертификаты производителей. Важно отметить, что все документы имеют срок действия и требуют периодического подтверждения квалификации — обычно не реже одного раза в 5 лет специалист должен проходить курсы повышения квалификации для подтверждения своего профессионального уровня.

Реклама ООО «НЦПО», ИНН 9709092086, erid:2W5zFHheTA8

Показать полностью 2 2
Мои подписки
Подписывайтесь на интересные вам теги, сообщества, авторов, волны постов — и читайте свои любимые темы в этой ленте.
Чтобы добавить подписку, нужно авторизоваться.

Отличная работа, все прочитано! Выберите