Серия «История человечества»

3

Далекое будущее человечества. Гибель Солнца и вероятная гибель Земли

По прогнозам астрономов, через 5 млрд. лет Солнце сильно увеличится в размерах и станет "красным гигантом" (большой звездой с сильным светом и мощным ультрафиолетовым излучением) и поглотит ближайшие к себе планеты Меркурий и Венеру. Еще через 5 млрд. лет Солнце, наоборот, сожмется и станет "белым карликом" (тусклой белой звездой, неспособной отдавать энергию). Соответственно Земля в первом случае, если доживет до этого времени, превратится в выжженную пустыню с пересохшими морями и океанами без животных и растений, которые погибнут от невыносимой жары, а во втором - превратится в полностью замерзшую планету. Если человечество доживет до этого времени, то ему придется, вероятно, перемещаться с одной планеты на другую, спасаясь от невыносимого жара стареющего Солнца. Выживет ли человечество в этой глобальной катастрофе, сказать сложно. Но одно очевидно, что Земля, еще задолго до гибели Солнца, может стать непригодной для жизни.

Вселенная 5 сезон 8 серия «Мрачное будущее Солнца» (документальный сериал, 2010) (@Образовач — документальные фильмы онлайн)

Канал Занимательная астрономия на Рутубе

https://rutube.ru/u/entertainigastronomy/

Канал Занимательная астрономия, геология и география в Телеграме (фильмы и видео о Вселенной, астрономии, Солнечной системе, пространстве и времени, выпуски астрономического канала на Рутубе)

https://t.me/astronomy78

Моя страница ВКонтакте

https://vk.com/idhistorian (ссылки на выпуски канала Занимательная астрономия)

Страница в Одноклассниках (ссылки на выпуски канала)

https://ok.ru/profile/244725744180?utm_campaign=mobile_share...

Показать полностью 1
17

Человечество в эпоху Нового времени

Выпуск канала Занимательная астрономия на Рутубе о Новом времени (от 14 октября)

Новое время - период мировой истории, охвативший, по наиболее распространенной в исторической литературе периодизации, эпоху с середины XVII в. до Первой мировой войны (1914-1918) (это касается преимущественно Европы и Америки). На Востоке (в Азии и Африке) период Нового времени наступил в XIX в., когда большинство стран Востока оказались в колониальной зависимости от европейских стран (Великобритании, Франции, Нидерландов, Германии, Италии, Бельгии и ряда других), а некоторые государства (Османская империя, Китай, Корея, Вьетнам, Таиланд) превратились в полуколонии европейских держав. После окончания Первой мировой войны во многих странах Востока началась борьба с колониальной зависимостью, которая завершилась после окончания Второй мировой войны крушением колониального режима в Азии и Африке и возникновением современных независимых государств постколониального Востока.

На протяжении веков, начиная с эпохи Возрождения и Реформации, споры в исторической литературе о хронологической грани между Средневековьем и началом Нового времени в Европе, и вообще о понятии "новой истории" для европейских стран и Нового Света не прекращались. Считать ли началом Нового времени в Европе и Новом Свете начало Великих географических открытий, Реформацию или какое-либо другое знаковое историческое событие?

Каравелла - символ Великих географических открытий

Каравелла - символ Великих географических открытий

В современной исторической литературе большинство исследователей склоняется к точке зрения, что началом Нового времени в Европе следует считать именно Английскую революцию 1642-1660 гг.

Далее в Европе последовали другие буржуазные революции (во Франции, Италии, Германии), капитализм окончательно стал господствующей общественно-политической системой, началась общая модернизация европейского общества. Однако Англия (впоследствии Великобритания) длительное время занимала лидирующую позицию в мировых делах (в Европе, Новом Свете, на Востоке) вплоть до окончания Второй мировой войны. Окончание эпохи Нового времени пришлось на кровопролитную Первую мировую войну и революционные потрясения, охватившие Европу и некоторые страны Востока и Латинской Америки в 1917-1918 гг.

К.А. Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге. Россия. 1874

К.А. Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге. Россия. 1874

Военный заём 1916 года в России. Журнал «Нива»

Военный заём 1916 года в России. Журнал «Нива»

Выпуск канала Занимательная астрономия на Рутубе о новейшем времени и современности (от 11 ноября)

https://rutube.ru/video/8cc1bfd6e915cfd07c140b2c9f5d0d94/

Канал Занимательная астрономия на Рутубе

https://rutube.ru/u/entertainigastronomy/

Канал Занимательная астрономия, геология и география в Телеграме (фильмы и видео о Вселенной, астрономии, Солнечной системе, пространстве и времени, выпуски астрономического канала на Рутубе)

https://t.me/astronomy78

Моя страница ВКонтакте

https://vk.com/idhistorian (ссылки на выпуски канала Занимательная астрономия)

Показать полностью 3
13

Человечество в эпоху Средневековья и Раннего Нового времени

UPD:

Здесь можно посмотреть выпуск канала занимательная астрономия на Рутубе от 14 октября о человечестве в эпоху Нового времени

https://rutube.ru/video/f5d5189ca928020e656697da1303f485/

Европейское Средневековье: периодизация и общая характеристика

Период Средневековья, согласно одной из распространенных периодизаций, продолжался 12 веков в мировой истории между древностью и Новым временем, с V по XVII вв., однако в разных регионах мира (в Европе, Азии, Африке, Америке) имел свои особенности, в некоторых регионах начался и закончился позже. Период европейского Средневековья обычно делится на три этапа:

1. Конец V - середина XI вв. - раннее Средневековье, когда феодализм как общественно-политическая система Средневековья еще только начал складываться в сложных социально-политических условиях перехода от поздней древности к раннему Средневековью. Происходило смешение социальных слоев античного рабовладельческого и "варварского" родоплеменного строя (земледельцев, рабов, городского населения, родоплеменной и рабовладельческой знати). В раннем Средневековье в Европе происходил упадок городов и господствовали аграрные, натурально-хозяйственные отношения. Города сохранились только в Средиземноморье и по-прежнему играли существенную роль в торговых связях Запада и Востока. В раннесредневековой Европе, после падения Западной Римской империи (как в исторической литературе называются западные провинции Римской империи после ее окончательного раздела в 395 г.), существовали варварские (раннефеодальные) государственные образования (королевства франков, бургундов, вестготов, остготов, вандалов, англосаксов, позднее образовались государства южных, западных и восточных славян), которые находились на пути перехода от древности к Средневековью.

В культурном плане в переходную эпоху от древности к Средневековью (с V по VIII вв.) происходил упадок духовной жизни, который постепенно сменился ее подъемом (после гибели античного Рима и натиска языческого бесписьменного мира). Христианская церковь (в своем западном или восточном варианте) сыграла решающую роль синтезе римской античной культуры с раннесредневековой, в частности, оказывая большое влияние на усвоение античного наследия. Византия (Восточная Римская империя), после падения античного Рима, пошла своим уникальным историческим путем как наследница Римской империи и сумела многое сохранить из античного культурного и духовного наследия.

2. Середина XI - конец XV вв. - развитое (классическое или высокое) Средневековье. В политической жизни Европы шло постепенное преодоление феодальной раздробленности и складывание централизованных государств (Англии, Франции, Испании, Польши, Чехии, Венгрии, скандинавских стран, Российского (Московского) государства и т.д.). Возникла феодальная монархия с сословным представительством, происходило усиление центральной власти и роли сословного представительства (особенно бюргерства - зажиточных горожан). Однако некоторые европейские страны (Италия и Германия) так и остались раздробленными на отдельные государственные образования до конца Средневековья и большей части Нового времени (до второй половины XIX в., когда произошло объединение Италии и Германии).

В культурной жизни постепенно происходила секуляризация общественного сознания, становления рационализма и опытного знания. В конце развитого Средневековья началось постепенное формирование гуманистической культуры эпохи Возрождения.

XVI - XVII вв. - позднее Средневековье (Раннее Новое время). В Европе в это время происходил процесс перехода от позднефеодальных к раннекапиталистическим отношениям. Крупные антифеодальные движения с широким участием широких народных масс обеспечили успех первых буржуазных революций (Нидерландской и Английской). В это время, с появлением протестантизма, особо остро ощущались религиозные противоречия, во многих европейских странах (Шотландии, Франции, Англии, скандинавских странах, немецких землях, Польско-Литовском государстве (Речи Посполитой) и ряде других), принявшие форму религиозных войн. Окончательно оформились три основных христианских конфессии в Европе: католицизм, православие и протестантизм (разных направлений), отношения между которыми были порой далеко небезоблачными. Оформился новый тип государственного устройства - абсолютная монархия, которой постепенно уступила место сословно-представительная монархия. В разных европейских странах (Англии, Франции, Испании, Австрийской монархии Габсбургов, Российском государстве и др.) абсолютистский строй приобрел свои специфические черты. В духовной жизни существенными особенностями Раннего Нового времени были поздний гуманизм, Реформация, Контрреформация. В XVII в. началось активное развитие естественных наук и рационализма.

Доменико ди Микелино. Божественная комедия освещает Флоренцию. 1465. Фреска. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Доменико ди Микелино. Божественная комедия освещает Флоренцию. 1465. Фреска. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Каждый из этапов европейского Средневековья открывался и сопровождался крупным передвижением народов и миграцией разных слоев населения по территории Европы и вне ее: IV - VII вв. - массовое переселение германцев, гуннов и славян и дальнейшая экспансия арабов, венгров, скандинавских племен (викингов) в конце раннего и начала развитого Средневековья; крестовые походы в XI - XIII вв. на Восток и в Восточную Европу (Прибалтику и Северо-Западную Русь), нашествия монголов в XIII в., и, наконец, морские путешествия и географические открытия европейских мореплавателей в Африке, Азии, Америке, Австралии и Океании с последующими колониальными захватами на этих континентах.

Население Европы в период Средневековья и Раннего Нового времени исповедовало христианство разных конфессий. Вплоть до конца Средневековья в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе господствовала католическая церковь во главе с апостольским (папским) престолом с центром в Риме. Византия и те страны (преимущественно славянские) Европы, которые приняли от нее крещение, исповедовали православие (восточное христианство). И хотя православная церковь (в отличие от католической и позднее протестантской) играла в основном подчиненную государству роль, все же обе христианские конфессии (в отличие, например, от буддизма) стимулировали более деятельное отношение к реальному земному миру как Божьему творению. Такой же позиции придерживались и возникшие в период Реформации протестантские конфессии.

Миниатюра на первой странице Остромирова евангелия (1057)

Миниатюра на первой странице Остромирова евангелия (1057)

В период европейского Средневековья возникло большинство народов, языков и государств, существующих в современной Европе, сформировались национальная культура и национальный характер европейских народов. Высокие образцы литературы, искусства, философской, исторической, политической мысли и в настоящее время оказывают существенное влияние на европейскую культуру и духовную жизнь. Романская, готическая, ренессансная, средневековая славянская, византийская архитектура во многом до настоящего времени материализуют образ эпохи европейского Средневековья. Живая связь времен привлекает к истории европейского Средневековья не только научный интерес, но и чисто обыденный, побуждая в особенностях прошлого искать ответы на вопросы современной жизни, что делает медиевистику интереснейшей и актуальной областью исторической науки.

Восточное Средневековье: периодизация и общая характеристика

Для истории Европы, где впервые стал применяться термин «Средневековье», смысл этого термина понятен и легко объясним: имеется в виду хронологический промежуток между античностью и Возрождением многих античных признаков и структурных черт в новое время. Европейское Средневековье – это по сути синоним феодализма. Семантический же подтекст слова в том, чтобы подчеркнуть, что динамика исторического развития Европы в средние века шла по линии преодоления феодальной раздробленности и элементов чуждой античности восточной структуры. Логика этой динамики привела после Возрождения к вызреванию капитализма как качественно новой, но сущностно близкой античности структуры, поднявшей на принципиально новый уровень священный принцип частной собственности.

Словом, Восток развивался, временами даже достигал уровня зажиточности, а то и процветания. Богатая международная торговля способствовала распространению этого уровня, а консервативная стабильность социальной структуры в известной мере (учитывая неизбежные колебания в рамках циклов) гарантировала его устойчивость. Конечно, не стоит преувеличивать: богаты были отнюдь не все. Но не было и чересчур кричащей имущественной разницы вне пределов престижного потребления причастных к власти. Главное же было в том, что каждый имел столько, сколько ему положено, соответствовало его положению в государстве и обществе. Зарвавшиеся же собственники, нарушавшие эту неписанную норму, обычно сравнительно легко ставились на место.

Если оперировать комплексом критериев, то следует принять во внимание степень централизации власти, скажем, переход ее на уровень «мировых» держав, великих империй, ее институционализации, т. е. отработки механизма администрации, гибкого аппарата власти. Важно учесть роль великих мировых религий, способствовавших наднациональному общению и создававших определенные условия для существования «мировых» держав. Необходимо принять во внимание темпы освоения первобытной периферии, т. е. экстенсивное развитие крупных держав. Наконец, многое значит и возникновение устойчивых зон господства той или иной цивилизации, базирующейся на веками складывавшемся культурном стандарте и освященной какой-либо из великих религий или выполняющих их функции идейных доктрин. Все эти и многие близкие к ним критерии в сумме действительно помогают сформировать определенный комплекс важных признаков, который может свидетельствовать о некоем рубеже между старым и новым в истории разных стран и регионов Востока. Но при этом возникает новая практически непреодолимая сложность: комплекс критериев помогает найти логическую

Если обратиться к истории Индии и связанного с ней региона, всей индо-буддийской цивилизационной зоны (это Индостан, включая Пакистан и Бангладеш – речь идет об их истории, а не о современном состоянии, – а также большая часть Юго-Восточной Азии и ряд мелких государств типа Непала и Шри-Ланки), то окажется, что рубеж между древностью и Средневековьем определить тут с помощью комплекса критериев будет еще сложнее. Как в глубокой древности, так и много позже, вплоть до проникновения ислама, здесь существовали крепкие восходящие к варново-кастовым и общинным связям социальные структуры, тогда как государства были политически неустойчивыми. Шел постепенный процесс индианизации юга полуострова, индуизм и в еще большей степени буддизм проникали на восток от Индии и завоевывали прочные позиции во многих районах, прежде всего в Юго-Восточной Азии. Но ничего более радикального не происходило вплоть до XII–XV вв., когда энергичное проникновение ислама во все или почти все страны региона изменило достаточно радикально образ жизни этих стран. Таким образом, если руководствоваться комплексным критерием, перед нами возникнет лишь одна логическая грань: XII–XV вв. Обратившись к Китаю и всему Дальнему Востоку, мы обнаружим совершенно иную логическую грань: на рубеже III–II вв. до н. э. древнекитайское общество, пережив структурную трансформацию и обретя единую официально санкционированную идеологическую доктрину, в духе которой были реформированы основные социальные институты и сориентированы образ жизни и ментальность населения, стало во многом иным, как иным стало и государство, приняв форму могущественной империи. Правда, эта империя в первые века своего существования испытала тяжелые удары кризиса, а затем на несколько веков даже распалась на части, причем как раз в это время формировались соседние с Китаем государства (Корея, Вьетнам, Япония), многое заимствовавшие у него и бывшие длительное время по сути частью китайской цивилизации. Приняв во внимание упомянутые события и процессы, можно опять-таки растянуть логическую грань между древностью и средневековьем в этом регионе Востока почти на тысячелетие (III в. до н. э. – VI в. н. э., когда была воссоздана империя). Приняв во внимание все изложенное, нельзя не заметить, что определяемая комплексом критериев логическая грань, вполне доказательная и приемлемая в каждом из конкретных случаев, годится как грань лишь для данного региона. Конечно, есть и определенные совпадения: исламизация была общей и для Ближнего Востока, и для Индии и Юго-Восточной Азии. Но эта общность разрушается хронологическим дисбалансом (VII в. в одном случае, XII – в другом, XV – в третьем) и даже сущностной неравнозначностью: исламизация в Индии оказалась несовместима с исламом; только в Юго-Восточной Азии, где сильной кастовой структуры не было, успех ислама был ощутим, да и то с оговорками. Хронологически близки между собой периоды трансформации от древности к средневековью на Ближнем и Дальнем Востоке, но в обоих случаях эти периоды протянулись на тысячелетие, которое явно не может претендовать на роль хронологической грани.

Сказанное означает, что первый вариант, т. е. попытка опереться на комплекс объективных критериев для выработки общей периодизации, не дает приемлемого результата. Общей для всего Востока грани на этой основе наметить практически невозможно. Остается второй вариант, т. е. принятие некоей условной хронологической грани.

Собственно, именно это и делается ныне практически всеми. На этой основе создаются учебники, общие труды, энциклопедии и т. п. Только в марксистской историографии эту условную и откровенно заимствованную из европейской истории хронологическую грань (примерно V в. н. э.) обычно, о чем уже говорилось, отождествляют с формационной (начало феодализму – опять-таки с незримой ссылкой на то, что именно так было в Европе). Учтя все это и твердо отдавая себе отчет в том, что фактически речь идет не о грани между формациями, а об условной хронологической грани, откровенно ориентированной на реалии европейской истории и взятой именно для удобства периодизации, мы вправе ориентировочно датировать начало восточного средневековья примерно началом, первыми веками нашей эры. Итак, начало, пусть условное, намечено. А как быть с концом? Проблема здесь не менее сложна, хотя в некотором смысле более очевидна. Снова о грани между формациями речи нет – можно говорить лишь о начале трансформации восточных обществ под воздействием европейского капитала, колониализма, международного рынка. Естественно, что это длительный процесс, далеко не завершившийся и даже не достигший заметных результатов в ряде случаев и в наши дни. Так что же в таком случае взять за грань, пусть даже и условную? Совершенно очевидно, что на сей раз приводимую обычно в наших учебниках, энциклопедиях и общих трудах периодизацию, не только откровенно ориентированную на реалии европейской истории, но прямо опирающуюся на эти реалии (Английская революция? Французская революция?), принимать нет оснований. Здесь все-таки нужна грань, пусть условная, пусть как-то соотнесенная с европейской историей, но все-таки имеющая смысл для самого Востока как субъекта исторического процесса. Другими словами, здесь необходимо принять во внимание не просто европейские процессы, но прежде всего то, как эти процессы затронули Восток. Речь идет, естественно, о колониализме, об экспансии колониального капитала, о связанной с этой экспансией трансформации Востока, наконец, о превращении ряда восточных стран в колонии.

Начало колониальной экспансии было положено на рубеже XV–XVI вв. Страны южных морей стали энергично осваиваться испанцами, португальцами и голландцами уже в XVI в., тем более в XVII в. Колонизаторы, включая и испанцев, англичан, представителей других европейских держав, активно осваивали территории Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, в форме отдельных небольших анклавов оседали в Индии, Китае, занимали все укреплявшиеся позиции в торговле и мореплавании Ближнего Востока. Все это безусловно воздействовало на традиционную структуру неевропейских стран, а в ряде случаев – работорговля в Африке, латинизация Америки, активность в Юго-Восточной Азии – даже очень заметно. Тем не менее для традиционного Востока с его древними центрами высокой культуры это было только началом некоторых изменений, в то время еще едва заметных, если заметных вообще. Даже в XVIII в., когда европейские державы начали активное колониальное проникновение на Восток и было начато завоевание англичанами Индии, внутренней структуры восточных стран, в том числе и той же Индии, это коснулось очень слабо. Стран Ближнего и Дальнего Востока почти не коснулось. Торговые связи между этими странами и Европой шли практически в одну сторону – в Европу, нуждавшуюся в пряностях и иных «колониальных» товарах, но практически не имевшую того, в чем нуждался в то время Восток (точнее, не имевшую товаров, которыми он заинтересовался бы). И только с XIX в. ситуация стала решительно меняться. Как известно, в Европе XIX век начался с Великой французской революции, давшей энергичный толчок капиталистической трансформации – как политической, так и экономической, основанной теперь же на машинной индустрии. Вот эта-то машинная индустрия и совершила подлинную революцию в мировом хозяйстве. Именно она способствовала энергичной трансформации внутренней структуры Востока, прежде всего Индии, наводненной английскими промышленными товарами. Только теперь, с XIX в., начался период ломки и трансформации традиционной внутренней структуры Востока, вынужденного приспосабливаться к новым реалиям колониального капиталистического мирового рынка. Приняв во внимание сказанное, мы вправе условно установить завершающую грань восточного Средневековья в XIX в., для большинства стран Востока – скорее всего в середине XIX в., когда только что упомянутые процессы уже повсеместно стали давать о себе знать, вызывая ответную реакцию традиционного восточного общества.

Пирамида Кукулькана в Чичен-Ице (цивилизация майя)

Пирамида Кукулькана в Чичен-Ице (цивилизация майя)

Самобытной частью мировой истории эпохи Средневековья и Раннего Нового времени стали доколониальные цивилизации аборигенов Южной Америки майя, ацтеков и инков, существовавшие на территории многих стран современной Латинской Америки (Мексики, Перу, Гватемалы, Гондураса, Боливии, Эквадора и т.д.), следы которых сохранились до настоящего времени и включены (особенно майя) в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Культурные, общественные, научные достижения этих цивилизаций, несмотря на их уничтожение европейскими колонизаторами (испанскими конкистадорами) в ходе колониальных захватов в Южной Америке в XVI в., и сейчас являются существенным достоянием исторического и культурного наследия человечества.

Канал Занимательная астрономия на Рутубе

https://rutube.ru/u/entertainigastronomy/

Канал Занимательная астрономия в Телеграме

https://t.me/astronomy78

Моя страница ВКонтакте

https://vk.com/idhistorian (ссылки на выпуски канала Занимательная астрономия)

Страница в Одноклассниках (ссылки на выпуски канала)

https://ok.ru/profile/244725744180?utm_campaign=mobile_share...

Литература к выпуску канала Занимательная астрономия и посту на Пикабу:

Васильев Л.С. История Востока. Т. 1. М.: Высшая школа, 1993.

История средних веков. (под ред. С.П. Карпова). Т. 1. М., 1998.

Рождение Европы = L`Europe est-elle née au Moyen Age? — СПб.: Alexandria, 2007. — 398 с. — (Становление Европы). — ISBN 978-5-903445-04-2.

Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого / Пер. с фр., общ. ред. С. К. Цатуровой. — М.: Прогресс, 2001. — 440 с. — ISBN 5-01-004673-3.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр., общ. ред. Ю. Л. Бессмертного; Послесл. А. Я. Гуревича. — М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. — С. 376. — ISBN 5-01-00-3617-7.

Егер О. Всемирная история. Средние века / 3-е изд. испр. и доп. — М.: АСТ, 200

Показать полностью 3
21

Упадок древних обществ и переход к Средневековью

*на обложке видео: сражение Александра Македонского с персидским царем Дарием III (битва при Иссе 333 г. до н.э.)

Последний период древней истории (V в. до н.э. - V в. н.э., по наиболее распространенной датировке, хотя конец древности произошел не в одно и то же время в разных странах и регионах) - это кризис и медленный упадок древних обществ (античных полисов Греции, Рима в период поздней Римской империи, эллинистических государств Востока, Египта, Вавилона, Индии, Китая, государств Закавказья, Причерноморья и Центральной Азии и т.д.). На Востоке друг друга сменили несколько "мировых" империй и крупных государств: Персидская держава Ахеменидов, империи Цинь и Хань в Китае, государства Маурьев и Гуптов в Индии, эллинистическая (греко-македонская) держава Александра Македонского и ее наследники (государства Птолемеев, Селевкидов, Пергамское царство Атталидов, Греко-Бактрийское царство, Парфия и др.) и, наконец, Римская империя объединившая под своей властью и Запад, и Восток тогдашней древней цивилизации (по крайней мере, большую их часть). В это время на Востоке происходил постепенный переход под централизованный государственный контроль частнорабовладельческих хозяйств (их владельцами чаще всего были крупные государственные чиновники и вельможи). Кроме того, сельскохозяйственные земли в городской округе (их собственниками были в основном земледельцы-общинники) все чаще становятся частью городов. В связи с этим в городах преобладало рабство преимущественно в ремесле, а в сельской местности использовался труд "царских людей", которые отличались от подневольной рабочей силы более ранних периодов древней истории тем, что они организовывались в зависимые сельские общины.

В V - IV вв. до н.э., в период "классической" античной Греции, полисы в Средиземноморье (в Италии) и на Ближнем Востоке (в Малой Азии), а также Балканской Греции (Афины, Спарта, Фивы, Аргос, Мегары, Милет и т.д.) испытывали все возрастающие трудности в социально-экономическом развитии, а в международных отношениях - в недостаточной защиты от нападений и завоевания со стороны крупных держав (сначала Персидской державы Ахеменидов, затем Македонии времен Филиппа II и Александра Македонского и в конечном итоге Рима, стремительно расширявшего сферу своего влияния в Италии, а затем и во всем Средиземноморье). "Мировые" державы Востока в это же время страдали от излишней государственной централизации, которая затрудняла развитие частнорабовладельческого сектора в городах. Результатом этих процессов стало образование "мировых" держав нового типа (эллинистического), в которых были самоуправляющиеся города (по типу полисов) и централизованное государственного управление во главе с царем. К ним относились держава Александра Македонского, эллинистические царства Птолемеев и Селевкидов (с центрами в Египте и Сирии), Армения, Греко-Бактрийское царство, ранняя Парфия и т.д. В их число входит и Римская держава, которая была создана не в результате походов правителей-завоевателей, а завоевателем-полисом (Римом) и постепенно превратилась в обширную Римскую империю, в состав которой вошли территории, расположенные на трех континентах (в Европе, Азии и Африке).

Для всех древних обществ (Древнего Востока, античной Греции и Древнего Рима) почти весь период древней истории (включая и эпоху упадка древнего мира) характерно довольно широкое распространение светской грамотности и образования, поскольку сохранялся слой свободных граждан, объединенных в полисные, городские, храмовые и другие тому подобные общины. Кроме того, высокий для того времени уровень развития научных знаний и искусств (истории, астрономии, математики, философии, скульптуры, архитектуры и т.д.) так и остался непревзойденным в мировой истории вплоть до эпохи Возрождения. Вплоть до конца древней истории сохранялись и религиозные культы, носившие общинный, близкий к первобытному, характер.

В области духовной жизни период упадка древних обществ отмечен глубоким кризисом существующего мировоззрения. Традиционные религиозные культы (полисные, общинные, государственные), которые обожествляли существовавший общественный порядок, перестали удовлетворять простых людей. Во всем древнем мире начались поиски такой идеологии (в том числе, и религиозной), которая отвечала бы на извечные вопросы человечества о достижении добра в мире зла или вообще за его пределами (в иной жизни или ином мире). В этом направлении шли духовно-философские поиски Заратуштры и его последователей (в ахеменидской Персии и других регионах ираноязычного мира), джайнистов, Будды и буддистов - в Индии, различных духовно-философских течений Китая (в том числе, конфуцианства), греческих античных философов и религиозных мыслителей - орфиков, поклонников Аттиса, митраистов, вплоть до ессеев Палестины, до Иисуса, апостола Павла и общин ранних христиан.

Заратуштра (основатель зороастризма). Фреска III в. из Дура-Эвропос (Сирия)

Заратуштра (основатель зороастризма). Фреска III в. из Дура-Эвропос (Сирия)

На рубеже и в первые века нашей эры в Римской империи, в Парфии, а затем в сасанидском Иране, ханьском Китае разными путями возникали колоссальные земельные владения придворной аристократии, крупных вельмож и военно-бюрократической верхушки. Представители знати и чиновничества начали тяготиться опекой централизованного государства. Наличные у них средства насилия позволяли теперь эксплуатировать разными способами не только лиц, лишенных собственности на средства производства (рабов), но и обладающих ими (зависимых общинников). Создается господствующий класс, характерный для эпохи Средневековья. Он перенимает в качестве общеобязательных те утешительные религиозно-этические учения, носителями которых были сами народные массы, но придает им жесткую догматическую форму, исключающую как наказуемую ересь любое сколько-нибудь оппозиционное религиозно-этическое направление мысли.

Скульптура Диониса (из античной коллекции Йелльского университета)

Скульптура Диониса (из античной коллекции Йелльского университета)

Параллельно с этими процессами изменяются взаимоотношения между великими классовыми государствами и окружающей их периферией. До этого времени она служила источником добычи рабов и рынком для неэквивалентного сбыта изделий промышленности, орудий труда и т. п.; периферия фактически эксплуатировалась древними классовыми государствами. Теперь племена периферии (скандинавы, гунны, германцы, славяне) начинают расширять посевные и пастбищные площади за счет вырубки лесов и сами осваивать производство орудий труда и оружия, качественно не уступавших ранее импортировавшимся. Рост населения на периферии древних цивилизаций и начавшиеся мощные племенные передвижения решительно изменили расстановку сил: начинаются вторжения «варваров» на территорию древних государств. Они разрушают сложившиеся здесь государственные структуры, создают новые сельские общины на землях старых государств и принимают участие в начавшемся процессе социально-экономической перестройки в них; изменяется состав господствующего класса за счет включения в него племенной верхушки «варварских» племен, а часто и физического истребления прежней элиты. Все это приводит к ускорению гибели древних цивилизаций.

Христос-Пантократор (одна из древнейших икон Иисуса Христа). VI в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай (Египет)

Христос-Пантократор (одна из древнейших икон Иисуса Христа). VI в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай (Египет)

Порой конец древности наступал в результате процессов чисто внутренних (Китай); он мог сопровождаться мощными народными восстаниями (Китай, отчасти Иран и Рим). Кое-где на территориях, которые не были охвачены древними цивилизациями, еще возникали общества древнего типа, но, захваченные общим процессом роста производительных сил на всем пространстве Старого Света, они быстро выравнивались под общий уровень средневековых обществ (Скандинавия, Русь). Процесс перехода от поздней древности к раннему Средневековью происходил в разных регионах тогдашнего мира неравномерно и растянулся приблизительно с V до VIII - IX вв.

По-прежнему на периферии общественного развития оставались племена и народности Северной и Южной Америки, Австралии и Океании, большей части Азии и Африки, но в эпоху Средневековья и Раннего Нового времени (до прихода европейских колонизаторов) возникли и достигли своего расцвета самобытные индейские цивилизации майя, ацтеков и инков в Южной Америке.

Показать полностью 3
29

Человечество в эпоху железного века. "Мировые" державы и античные полисы

"Железный век" - обозначение периода развития древнего мира (Древнего Востока, античной Греции и Рима, других древних обществ), начиная с I тыс. до н.э. Сам термин был введен в середине XIX в. датским археологом К.Ю. Томсеном. Позднее датировка железного века в истории человечества была уточнена археологами и историками в разных странах. Железо имеет более высокую температуру плавления, чем бронза и медь. В чистом виде в природе оно почти не встречается, а выплавляется из руд, что представляется довольно сложным процессом в связи с его тугоплавкостью. Однако в течение многих тысячелетий (начиная с IV тыс. до н.э.), в связи с развитием бронзолитейного дела, особого хозяйственного значения железо не имело, хотя уже было известно достаточно давно человечеству. С I тыс. до н.э. и до настоящего времени железо является основой материальной культуры во всем мире. Железо постепенно вытеснило бронзу как основной материал производства орудий труда, оружия и предметов быта.

Железо имеет не только высокую температуру плавления, чем бронза, но и обладает худшими литейными качествами. Кроме того, когда еще не были известны способы обуглероживания железа (т.е. получения стали) и термической обработки, оно уступало бронзе в твердости и антикоррозийных качествах. Однако железо несравненно более распространено в природе, а мелкие месторождения железной руды, известные еще с древности, оказывались достаточно выгодными для разработки. Изготовление из железа оружия и орудий труда, которые из бронзы или вовсе не изготовлялись или изготовлялись не повсеместно, их производство в гораздо более широких масштабах открывало человечеству новые возможности для развития хозяйства и достижения более высокого общественного развития, чем в период бронзового века (хотя это развитие происходило в разных регионах крайне неравномерно).

Период первоначального распространения железной металлургии в разных странах и регионах древнего мира происходил в разное время, но к археологическим культурам железного века исследователями обычно относятся только культуры племен, обитавших на окраинах развитых цивилизаций Древнего Востока (Месопотамии, Сирии, Финикии, Египта, Индии, Китая и т.д.), античной Греции и Рима. Железный век в археологическом плане, по сравнению с предыдущими эпохами каменного и бронзового века, хронологически очень короткий: от IX - VII вв. до н.э., когда у многих первобытных племен Европы и Азии, получила развитие собственная железная металлургия, заимствованная у более развитых стран и народов древнего мира, и до времени возникновения у этих племен классового общества и государства (с рубежа нашей эры до конца древней истории в V - VII вв. в разных регионах). Некоторые ученые зарубежных стран считают, что для Западной, Восточной и Центральной Европы археологический железный век закончился к I в. до н.э., когда появились первые римские письменные источники, повествующие о племенах, обитавших в этих регионах. Поскольку и в настоящее время железо является важнейшим материалом, из которого изготовляются орудия труда, техника, предметы быта и т.д., современная эпоха также входит в понятие "железный век", для археологической периодизации истории тех районов Европы, Азии и Африки, которые в древности находились еще на периферии древних цивилизаций, применяется термин "ранний железный век".

На территории Западной и Центральной Европы и Балканского полуострова к раннему железному веку относится гальштатская культура (существовала примерно с 900 по 400 гг. до н.э.), носителями которой являлись кельты, иллирийцы и фракийцы.

На территории России и ряда других постсоветских стран (Украины, Молдавии, Белоруссии, Центральной Азии) от Северного Причерноморья до Дуная, Буга, Днепра, Дона, Северного Кавказа и центральноазиатских степей железный век делится на два периода: ранний железный век (VIII - II вв. до н.э., киммерийско-скифский период) и поздний железный век (II в. до н.э - V в. до н.э., гунно-сарматский период). В это время на этих землях обитали племена киммерийцев, скифов, гуннов и сарматов, находившихся на разной стадии общественного развития (от кочевого образа жизни до перехода к оседлости и формирования раннеклассового общества и государственных образований).

Первоначально человечеству был известно лишь метеоритное железо. Способ добычи железа из руды был открыт только во II тыс. до н.э. Предположительно впервые сыродутный процесс был применен подчиненными Хеттской державе племенами, жившими в горах в Армении (в античные времена этот регион назывался Антитавром) в XV в. до н.э., но еще длительное время железо в древнем мире оставалось малораспространенным и очень ценным металлом.

Распространение железной металлургии происходило в различных странах и регионах древнего мира в разное время. В Передней Азии, Индии и Южной Европе железо было известно уже на рубеже II - I тыс. до н.э. (по другим данным, в начале I тыс. до н.э.), в Северной Европе железо стало применяться только с VII в. до н.э., в Египте - с VI в. до н.э., в странах Дальнего Востока - с VII - V вв. до н.э. Это зависело от известных в то время источников сырья, от характера торговых, хозяйственных и культурных связей между разными странами и регионами, а также от ряда исторических факторов.

Железный век - это период великих империй древности (Ассирии, Вавилона, Персии, державы Александра Македонского, Римской империи), расцвета и постепенного упадка античной Греции, эллинистических государств (Птолемеев, Селевкидов и др.), дальнейшего развития цивилизаций Индии и Китая, в которых возникли такие крупные государства как империи Цинь и Хань, государства Маурьев и Гуптов, постепенного упадка цивилизации Древнего Египта, подвергшегося различным иноземным завоеваниям и на короткое время вновь становившегося крупной державой древности (в Саисский период и при первых Птолемеях), возникновения и развития крупных государств в Закавказье и Центральной Азии (Парфии, Бактрии, Армении, Колхиды и т.д.).

В эпоху железного века продолжили свое развитие два типа древних государств: централизованные империи и античные полисы, достигли апогея своего развития древняя культура, научные знания, философия (в Греции и Риме), возникли новые мировые религии (буддизм, христианство), но постепенно античный мир и мир Древнего Востока стали приходить в упадок в силу ряда обстоятельств (социально-экономических, политических, культурных и т.д.) и в начале нашей эры постепенно начали уступать свое место средневековому обществу.

Кельтские мечи эпохи железного века. Около 350 г. до н.э.

Кельтские мечи эпохи железного века. Около 350 г. до н.э.

Парфенон. Афинский Акрополь (фото 2024 г.). Построен в 447-438 гг. до н.э. архитектором Калликратом и украшен скульптурами Фидия в 431-431 гг. до н.э. при правлении Перикла

Парфенон. Афинский Акрополь (фото 2024 г.). Построен в 447-438 гг. до н.э. архитектором Калликратом и украшен скульптурами Фидия в 431-431 гг. до н.э. при правлении Перикла

Колизей (амфитеатр Флавиев) (фото 2020 г.). Построен в правление первых римских императоров из династии Флавиев Веспасиана и Тита в 72-80 гг.

Колизей (амфитеатр Флавиев) (фото 2020 г.). Построен в правление первых римских императоров из династии Флавиев Веспасиана и Тита в 72-80 гг.

Канал Занимательная астрономия на Рутубе

https://rutube.ru/u/entertainigastronomy/

Канал Занимательная астрономия, геология и география в Телеграме

https://t.me/astronomy78

Показать полностью 3
29

Человечество в эпоху бронзового века. Расцвет древних обществ

Эпоха бронзового века (II - начало I тыс. до н.э.). Расцвет древних обществ: развитие государства и общества в Египте, Сирии, Палестине, Финикии, Вавилоне, Шумере, Ассирии. Хеттская держава в Малой Азии. Расселение древних евреев в Палестине и постепенное формирование Израильско-Иудейского царства (древнееврейского государства). "Мировые державы" бронзового века (Египет, Ассирия, Вавилон времен Хаммурапи). Первые государственные образования в Индии (долине Инда) и в Китае. Крито-Микенская цивилизация бронзового века. Греция в гомеровский (XI - IX вв. до н.э.) и в начале архаического (VIII в. до н.э.) периодов. Нашествия "народов моря", ахейцев и дорийцев на страны Средиземноморья, Малую Азию, Палестину, Грецию. Два типа организации государства и общества в эпоху бронзового века: "восточный" (крупное централизованное государство с сильной царской властью, преобладанием государственной (царской) и храмовой собственностью на землю и рабов) и "античный" (формирование городов-государств в античной Греции с их общинно-полисной собственностью на землю, рудники, пастбища и т.д.). Особые обязанности зажиточных свободных граждан греческих полисов (литургия) по участию в общественной жизни и органах власти в полисах. Разное положение бедных земледельцев-общинников в государствах Древнего Востока и в формировавшихся греческих полисах: после разорения свободные земледельцы на Востоке либо попадали в долговое рабство, либо шли наниматься в обширное царское хозяйство с его потребностями в большом количестве рабочей силы, либо становились разбойниками и изгоями, в греческих полисах "античный пролетариат" (люмпены или люмпен-пролетариат) мог жить, опираясь на поддержку всего полиса. В греческих полисах постепенно (по мере их развития) сумели полностью уничтожить долговое рабство и избавиться от влияния ростовщического капитала, опираясь на общую солидарность и взаимопомощь всех свободных полноправных граждан полисов.

Серебряный кубок конца III тысячелетия до н. э. из Марвдаште, Парс в Иране, с линейной эламской надписью (в то время в Парсе располагалось древнее Эламское государство)

Серебряный кубок конца III тысячелетия до н. э. из Марвдаште, Парс в Иране, с линейной эламской надписью (в то время в Парсе располагалось древнее Эламское государство)

Острой проблемой древних обществ эпохи бронзового века (особенно на Востоке) было наличие долгового рабства и ростовщического капитала. Из-за растущего социального расслоения внутри общины у бедных свободных земледельцев могло не хватить зерна для посева. Кроме того, развивалось разделение общественного труда между земледельцами и скотоводами, между земледельцами и ремесленниками, между земледельцами, которые возделывали разные сельскохозяйственные культуры, поэтому возникала потребность во внутриобщинном обмене. При натуральном характере обмена товарами и продуктами большая часть обменных сделок совершалось в кредит, а кредит давался под условием уплаты должником процента сверх выплаченной суммы (весьма знакомая картина отношений современных должников и кредиторов, прежде всего, должников и банков и других финансовых организаций). Возможность избежать занятия денег у ростовщиков появлялась только в тех регионах Востока, где при внутриобщинном обмене производство работало на рынок, т.е. где было развитое товарное производство, и производитель в любое время мог иметь наличные деньги, причем не обязательно в виде монет (золотых, серебряных или медных), в качестве денег мог использоваться весовой металл (золото, серебро и т.д.), хлеб, скот, продукты, ремесленные товары и т.д.

Треножник в Древнем Китае (эпоха поздней династии Шан, XII - XI вв. до н.э.)

Треножник в Древнем Китае (эпоха поздней династии Шан, XII - XI вв. до н.э.)

Золотая погребальная «маска Агамемнона» из Микен XVI в. до н. э. — один из известнейших артефактов микенской культуры (ныне хранится в Национальном археологическом музее в Афинах)

Золотая погребальная «маска Агамемнона» из Микен XVI в. до н. э. — один из известнейших артефактов микенской культуры (ныне хранится в Национальном археологическом музее в Афинах)

Канал Занимательная астрономия на Рутубе

https://rutube.ru/u/entertainigastronomy/

Канал Занимательная астрономия, геология и география в Телеграме

https://t.me/astronomy78

Показать полностью 3
31

Человечество в эпоху меднокаменного века (энеолита). Часть 7. Возникновение древних государств

*на обложке видео: атрибуты власти фараонов Древнего Египта (в центре: царский платок, справа и слева: скипетр и цеп)

В конце IV - начале III тыс. до н.э. на Древнем Востоке (прежде всего, в Египте и Месопотамии) сложились предпосылки для возникновения первых государств в истории человечества. Возникли органы государственной власти в центре и на местах, формировался централизованный государственный аппарат и появилась царская власть, освященная божественным авторитетом (особенно это было характерно для Древнего Египта). Государство, в отличие от родоплеменных общин, осуществляло свои функции на определенной территории, управление которой осуществлялось по региональному, а не родоплеменному признаку. Кроме того, централизованный государственный аппарат позволял рабовладельческой знати лучше осуществлять контроль над свободным земледельцами, уже попадавшими в зависимость от нее и все большим количеством рабов, использовавшихся в разных сферах общественного хозяйства (строительстве каналов, храмов, первых городов, земледелии и т.д.).

Ирригационное земледелие в условиях возникновения раннеклассового общества могло принести большую выгоду только тогда, когда использование воды и плодородных земель было координировано и представляло единую систему. Также было необходимо регулировать общественные отношения между большим количеством рабов, беднеющих свободных общинников и рабовладельческой знатью, для чего требовалась сильная государственная власть. Эти процессы, в конечном счете, и привели к возникновению первых государств на Древнем Востоке.

В Египте и Месопотамии первые государственные образования (номы Верхнего и Нижнего Египта, города-государства Шумера) не смогли долго просуществовать, как это обычно бывало в других регионах при возникновении классового общества и государства (например, в Индии, Китае, Сирии, Финикии, Палестине, античной Греции, Италии и т.д.). Здесь объединение мелких государственных образований в централизованное государство произошло путем их завоевания одним сильным правителем. В Египте это произошло около 3000 (или 3150) г. до н.э., по разным датировкам египтологов, когда первый египетский фараон Мени (Менес) объединил Верхний и Нижний Египет под своей властью и основал I династию древнеегипетских царей, в долине Тигра и Евфрата - несколько позднее, в конце III тыс. до н.э., когда Шумер и Аккад в единое государство объединил знаменитый аккадский царь Саргон (Шарумкен).

Нармер (предположительно один из первых египетских фараонов I династии). XXI в. до н.э.

Нармер (предположительно один из первых египетских фараонов I династии). XXI в. до н.э.

В государствах Древнего Востока (Египте, Шумере, Индии, Китае и т.д.) впервые в истории человечества вместо первоначальных примитивных способов передачи мысли с помощью рисунков появилась настоящая письменность (клинопись, иероглифы и т.д.). Созданные первыми древними государствами цивилизации оказали огромное влияние на все дальнейшее культурное и общественное развитие человечества.

Таким образом, к началу III тыс. до н.э. население тогдашнего древнего мира уже не являлось однородным по техническому и социальному развитию. С одной стороны, целый ряд племен и общин перешел к бронзовому веку, причем у части из них (особенно на Востоке) начали возникать классовое общество и государство. С другой стороны, в тундрах и лесостепях Севера, в саваннах Африки, в Америке, Австралии и Океании по-прежнему обитали племена, находившиеся еще на первобытной стадии социального развития (некоторые их них продолжают жить в этих общественных условиях и в настоящее время).

Литература к выпуску канала Занимательная астрономия и тексту поста:

Васильев Л.С. История Востока. Т. 1. М.: Высшая школа, 1993.

Всемирная история (А.Н. Бадак и др.). Т. 1. Каменный век. Минск, 1998.

История Древнего Востока (под ред. В.И. Кузищина). 2-е изд. М.: Высшая школа, 1988 (3-е изд. 1999).

История древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй (под ред. А.В. Седова). М., 2004.

Канал Занимательная астрономия на Рутубе

https://rutube.ru/u/entertainigastronomy/

Канал Занимательная астрономия в Телеграме

https://t.me/astronomy78

Показать полностью 1
26

Человечество в эпоху меднокаменного века (энеолита). Часть 6. Возникновение древних обществ

Возникновение первых древних обществ на Древнем Востоке в IV тыс. до н.э. (в долинах Нила, Тигра, Евфрата, Инда и Хуанхэ). Усовершенствование системы земледелия с появлением медных орудий труда (кирки, мотыги, лопаты). Вместе с тем в эпоху раннего энеолита (IV - III тыс. до н.э.) люди еще не могли создавать крупные оросительные каналы, чтобы оросить обширные бесплодные пространства (степи и полупустыни, расположенные дальше от низовьев рек). Низовья рек заболачивались, реки часто разливались и меняли свое русло. Однако племена, занимавшиеся земледелием в предгорных регионах, не испытывались таких трудностей с обработкой земли, поэтому быстро развивались и богатели, тогда как земледельческие племена, жившие в низовьях рек, отставали в своем общественном развитии.

Племена, обитавшие в регионах наносного земледелия, находились в иной ситуации. Они уже могли в эпоху энеолита предпринимать грандиозные работы с помощью медных орудий: прорывать каналы в мягком грунте и создавать речные плотины. Но в то же время не всегда можно было использовать речные долины для развития земледелия. Некоторые реки текли слишком быстро, размывали плотины, разрушали каналы, из-за чего приходилось рыть каналы издалека, т.е. прокапывать их по тяжелому грунту. В других случаях река текла по возвышенной местности или не создавала наносов (плодородного слоя ила, особенно это было характерно для долины Нила).

Из-за этих обстоятельств ирригационное (оросительное) земледелие возникало в разных регионах Древнего Востока не одновременно. Наиболее ранние очаги этого вида земледелия возникли в IV тыс. до н.э. в нижней части долины Нила и в низовьях Евфрата. Долина Тигра, соседней с Евфратом реки, стала использоваться для ирригационного земледелия несколько позднее, В середине III тыс. до н.э. ирригационное земледелие возникло и начало развиваться в долине Инда.

Печать с изображением слона (Долина Инда, III тыс. до н.э.)

Печать с изображением слона (Долина Инда, III тыс. до н.э.)

Развитие ирригационного земледелия в Египте и Междуречье (Месопотамии) постепенно привело к тому, что местные земледельческие племена и общины могли прокормить большое количество людей, в том, числе и рабов-пленных, которые захватывались в качестве добычи во время военных столкновений с соседними племенами и общинами. Однако при достаточного низком уровне развития производительных сил свободный воин, член племени или общины, вооруженный медным топориком или клевцом (поражающим древним оружием, которое представляло собой брусок металла, прикрепленный к деревянному основанию) или даже луком и стрелами, не имел преимущество в вооружении перед рабом, который сам недавно являлся воином противника, если только у того не оказывалось в распоряжении мотыги или каменных орудий. Поэтому первоначально использовался подневольный труд пленных женщин, хотя это и не давало необходимого производственного эффекта.

В это же время племенная знать (вожди, старейшины, жрецы) начала активно нанимать в качестве рабочей силы и своих соплеменников, тем более, что у нее для этого были большие возможности. Кроме того, и сами некоторые бедные общинники и члены племени искали покровительства у племенной знати, к которой они нанимались на работу, чтобы прокормить себя и свои семьи.

Кроме того, общины стали выделять часть своих членов для работ на земельных угодьях, предназначавшихся для вождей, старейшин и возникавших храмовых хозяйств, обслуживавших культы различных богов, возникавших в то время на Древнем Востоке. Древнейшие письменные памятники Египта и Месопотамии, относившиеся к IV тыс. до н.э. - это документы храмовых хозяйств, в которых, вероятно, работали рядовые общинники.

Однако количество рядовых членов племени или общины, зависевших от рабовладельческой знати, но еще не ставших рабами, все еще преобладало, что стало одной из отличительных черт формирования ранних древних обществ, в частности в Египте и Месопотамии в III тыс. до н.э. Со временем число рабов все больше возрастало, постепенно их труд стал применяться во многих отраслях хозяйства. Но в целом возникавшее рабство в ранних древних обществах еще носило патриархальный характер и было тесно связано с прежними традициями первобытного общества.

Канал Занимательная астрономия на Рутубе

https://rutube.ru/u/entertainigastronomy/

Канал Занимательная астрономия, геология и география в Телеграме

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!