Серия «комиксуем»

16

Ленты Мёбиуса — О сборнике избранных комиксов Жана Жиро

На русском языке появилось «Избранное» знаменитого французского художника-комиксиста Жана «Мёбиуса» Жиро — сборник его работ, созданных с 1971 по 1980 год.

Три десятка коротких комиксов показывают, каким разным мог быть этот выдающийся мастер. А чтобы читатель, незнакомый или плохо знакомый с его творчеством, не запутался и не потерялся в этом разнообразии, переводчики снабдили русскоязычное издание подробными комментариями. Подробнее о книге — в материале Василия Владимирского.

Кто не знает старика Мёбиуса? С ним знаком каждый советский ребенок, видевший мультфильм «Властелины времени», и каждый постсоветский подросток, который смотрел «Бегущего по лезвию бритвы» Ридли Скотта или «Пятый элемент» Люка Бессона. Возможно, в силу нежного возраста не все зрители обратили на это внимание, но французский комиксист Жан Жиро, более известный под псевдонимом Мёбиус, выступал главным аниматором и автором сценария мультфильма, а у Скотта и Бессона входил в команду художников — один и тот же человек, ускользающий и многоликий.

Кроме того, он участвовал в разработке визуального стиля классического НФ-ужастика «Чужой», работал над мультфильмом «Малыш Немо», над «Бездной» Джеймса Кэмерона, «Троном» Стивена Лисбергера, приложил руку ко многим другим кинопроектам, а на закате жизни снял мультипликационный мини-сериал по собственному циклу «Арзак».

Это, впрочем, общеизвестно — так же, как и история долгого плодотворного сотрудничества Мёбиуса с чилийским художником и визионером Алехандро Ходоровски, режиссером лучшей (то есть неснятой) экранизации «Дюны» Фрэнка Герберта. Зримым итогом партнерства Мёбиуса и Ходоровски стал графический роман «Инкал» и несколько других работ — например, экспериментальный комикс без слов «Глаза кошки» (Les yeux du chat, 1978), изданный в России в начале 2025 года.

Все это — ключевые вехи, их перечисляют в каждой первой статье о Жане Жиро. Тонкость в том, что «Избранное» — книга для тех, кто знает про Мёбиуса чуть больше. Или пока не знает, но планирует расширить кругозор. Читателя «с мороза», не знакомого с предысторией и контекстом, этот сборник скорее удивит, шокирует и собьет с толку: что это, зачем, кто все эти люди?! И тут здорово выручают комментарии переводчика Максима Трудова, подробно разъясняющего почему и зачем, — правда, чтобы их найти, придется заглянуть в самый конец книги. Пожалуй, логичнее было бы снабдить небольшим послесловием каждую работу Мёбиуса, но без согласия правообладателей фрагменты так вольно не перетасуешь.

Собственно, одна из главных задач этого сборника, включающего три десятка коротких комиксов, изданных с 1971 по 1980 год, — показать разнообразие приемов Жана Жиро, широту его палитры, умение работать в разной манере. Чистота красок ар-нуво сменяется аскетичной графикой, подчеркнутый натурализм — подражанием бельгийско-французской школе «больших носов» (самым известным комиксом, где использован этот стиль, Трудов называет серию Рене Госини и Альбера Удерзо про древнего галла Астерикса), бушующий абсурд и гротеск — незамысловатой НФ с парадоксальными ударными концовками в духе раннего Роберта Шекли.

Искать последовательную, связную историю, какой-то сквозной нарратив в этом томе бессмысленно. «Избранное» — книга не столько о героях Мёбиуса, сколько о нем самом: развернутое портфолио художника и сценариста, виньетки на полях биографии одной из самых значительных фигур в европейской комикс-индустрии XX века.

Вот «Артефакт» (1971), первый научно-фантастический комикс Мёбиуса, — до этого Жан Жиро работал преимущественно в жанре вестерна под настоящим именем и под прозрачным псевдонимом Жир. Вот ядовитая социальная сатира — «Средств нема» (1972) и «Белый кошмар» (1974). Вот знаменитое «Отклонение» (1973), в котором герои, списанные с Жиро и его семьи, путешествуют по фантастически преображенной Франции — чистая импровизация, нарисованная без сценария и плана, в манере, которую сам автор называет «автоматическим рисунком» по аналогии с «автоматическим письмом».

Вот несколько эпизодов из цикла «Арзак» (1975-1976, 1987), впечатляющая визуальная деконструкция шаблонов героического фэнтези. Максим Трудов подчеркивает, что действие разных фрагментов разворачивается в разных вселенных, а имя героя в оригинале всегда пишется по-новому, хотя произносится одинаково. Не исключено, что своим появлением этот персонаж обязан влиянию Майкла Муркока: как раз в этот период Мёбиус иллюстрировал культовый британский журнал «Новые миры», ставший главной площадкой для англо-американской Новой волны НФ. Возглавлял же издание как раз Муркок — а по ночам, чтобы выплатить гонорары авторам, без устали писал бесконечную коммерческую сагу о Вечном Герое, непрерывно возрождающемся в разных мирах под новыми именами.

Вот небезызвестное «Долгое завтра» (1976), комикс, нарисованный Мёбиусом по сценарию Дэна О`Бэнона. Вроде бы бесхитростная история с закосом под «нуарный детектив» в мире будущего (совсем не Рэймонд Чандлер, что бы ни говорил художник) — но ее визуальная составляющая мощно повлияла на Ридли Скотта, Люка Бессона, Джорджа Лукаса, на отца-основателя киберпанка Уильяма Гибсона и других звезд современной поп-культуры.

Вот этапная работа «Каков человек?» (1974) — последний комикс Жиро в качестве штатного автора ежемесячника «Пилот» перед уходом в «Кричащий металл» («Metal Hurlant»), самый смелый и изобретательный европейский журнал комиксов второй половины двадцатого века. Сюжет «Человека» вполне типичен для Жиро 1970-х: толпа инопланетных каннибалов преследует «конквистадора в панцире железном» — землянина в космическом скафандре, бредущего по заболоченной саванне. Аборигены нагоняют жертву, срывают с нее одежды и готовится приступить к кровавой трапезе. Первым отведать деликатес берется вождь: пуская слюни, он отрывает землянину ухо, начинает жевать, закатывает глаза... И с отвращением выплевывает. После чего каннибалы разом теряют к землянину интерес, разворачиваются и галопом уносятся прочь, оставив человека в одиночестве — голого, окровавленного, без уха, но живого. С одной стороны, откровенная пародия на «космическую» научную фантастику 1930–1950-х, с другой — саркастический комментарий о человеческой природе: а не слишком ли много мы о себе мним, дорогие товарищи, не слишком ли высоко себя ставим?

Несмотря на острый интерес к НФ, Мёбиус 1970-х предстает на страницах «Избранного» искренним пессимистом, чтобы не сказать мизантропом: ничто не изменит человека к лучшему, ни прогресс технологий, ни пророческие сны, как в «Белом кошмаре», ни даже атомная война, в которой погибнет большая часть населения нашей планеты, как в «Вариации № 4070 на ту самую тему» (1978). Его любимый сюжетный ход — тщательно проработанная барочная завязка и жестокий, кровавый финал, не оставляющий никакой надежды на продолжение истории («Как же мала наша Вселенная», «Баллада», «Рождественская история» и т. д.).

Искусствоведы отмечают «мелкие штрихи, создающие объем», насыщенность заднего плана, яркую сюрреалистическую образность — по этой части Мёбиус действительно обогнал англо-американских коллег на пару десятилетий. В то же время роскошный «пир для глаз» в большинстве случаев удивительным образом сочетается с безыскусной фабулой, на что справедливо указывает, например, коллега и младший современник Жиро, британец Алан Мур. Вероятно, псевдоним выбран не случайно: лента Мёбиуса — топологический парадокс, плоская двухмерная фигура, существующая в трехмерном пространстве, зримое сочетание сложности и простоты.

Мёбиус-художник не равен Мёбиусу-сценаристу: автор отменно владеет языком образов и прекрасно ориентируется в океане визуальных ассоциаций, но построение сложной интриги дается ему нелегко. Единственная альтернатива — полный отказ от сюжетной связности, сознательное обращение к абсурду, тому самому «автоматическому рисованию» без сценария и плана, дрейф по воле волн, куда вынесет стихия.

В сборнике этот путь намечен вполне отчетливо, но наивысшего пика Мёбиус-абсурдист достиг в других работах — например, самом масштабном своем комиксе «Герметический гараж» (1976–1978). Увы: в это издание «Избранного» (в отличие от французского и американского) фрагменты «Гаража» не вошли. Остается надеяться, что полная версия «Le Garage Hermetique de Jerry Cornelius» все-таки появится на русском — где-нибудь, когда-нибудь, если всем нам повезет больше, чем героям Жана Жиро.

источник https://gorky.media/reviews/lenty-myobiusa

Показать полностью 24
15

12 девушек Человека-Паука — Любовные похождения Питера Паркера

1. Мэри Джейн Уотсон

(Mary Jane Watson)

Самая долгая любовь Питера Паркера и одновременно самая известная — на самом деле только четвёртая в его списке! И это при том, что впервые о существовании Паркера Мэри Джейн узнала в 13 лет: она просто увидела его собирающим опавшие листья на заднем дворе. Но при первой встрече, как это часто бывает, ничего не вышло. Началом же их отношений вполне можно считать только 42-й выпуск The Amazing Spider-Man за ноябрь 1966-го года. Именно в этом выпуске впервые прозвучала фраза «Face it Tiger… You just hit the Jackpot!». Дважды в её тело переселялась Рыжая Соня. В мультсериале Spider-Man And His Amazing Friends её пытались ввести в качестве нового персонажа, но в итоге её озвучила актриса исполнявшая роль Firestar, мультипликаторы выкрутились, оставив таким дизайн Firestar без костюма.

Факты: Фотомодель и актриса, бакалавр психологии(!). Знала о тайне Питера фактически с самого начала. Была замужем за Паркером на протяжении (xxx) лет. Выносила ребёнка Бена Рейли – клона Человека-Паука. Разведена. Паркер упорно считал, что Джекпот – это Мэри Джейн, но был неправ.

2. Гвен Стейси

(Gwen Stacy)

Гвендолина Стейси – дочь капитана полиции Джорджа Стейси. Известна в основном только своей трагической смертью, поскольку отношения с Питером у неё были весьма непродолжительными. По канону, именно она считается любовью номер один для Питера Паркера и намного лет вперёд определила направление развития его личности. Появилась впервые в 31-м выпуске The Amazing Spider-Man, погибла в 121-м. Упоминалась приблизительно в 710-и выпусках (для сравнения – Мэри Джейн в 2067 выпусках). Куда шире, впоследствии, её образ был раскрыт в Ultimate-серии.

Факты: Погибла скорее по вине Человека-Паука, а не Зелёного Гоблина, от которого, как оказалось, родила близнецов — Сару и Гэбриэла, однажды устроивших охоту на Паркера. В Ultimate вселенной она тоже умерла, и сейчас её клон живёт вместе с Тётушкой Мэй. Клонов Гвен больше, чем клонов Человека-Паука.

3. Бэтти Брант

(Betty Brant)

Бэтти Брант – первая девушка Питера Паркера в истории. Она могла даже стать его главной пассией, если бы не вмешался тогдашний редактор Marvel. Проблема была в том, что слишком уж она походила на Лоис Лэйн – девушку Супермена. Брюнетка, работающая вместе с героем в одном и том же издательстве газет. Согласитесь, ещё чуть-чуть и это было бы штампом. Поэтому, даже вопреки тому, что она появилась уже в 4-ом выпуске, упоминается она так же редко, как и Гвен Стейси, всего в 754-х комиксах.

Факты: Единственная из девушек Питера, встречавшаяся лицом к лицу с Человеком-Пауком от силы трижды за всю историю, поскольку он был косвенно виновен в смерти её брата и мужа. Была замужем за Нэдом Лэдсом, сошедшим впоследствии с ума из-за Хобгоблина. Казалось бы, единственная, кто расстроился после разрушения здания Daily Bugle.

4. Лиз Алан

(Elizabeth “Liz” Alan)

Лиз Алан замыкает четвёрку старейших влюблённостей Питера Паркера. Хотя после Бэтти Брант она и была второй. Т.е. таким образом, пока что верный хронологический порядок следующий: Бэтти Брант, Лиз Алан, Гвен Стейси, Мэри Джейн. С Паркером она познакомилась ещё в школе, где её парнем, тем не менее, был Флэш Томпсон. Немного проведя времени с Питером, они всё же разошлись на очень долгое время. Затем, снова появившись в жизни Паркера, она в итоге сошлась с Гарри Озборном, они поженились и завели ребёнка. Но потом Гарри умер, и они развелись. Да-да, именно в таком порядке. Кидаем камни в авторабрэндньюдэйсимякоторогоназыватьнельзя.

Факты: В Ultimate вселенной Лиз Алан стала Firestar и винила во всём друга Паркера – сбежавшего из фантастической четвёрки Джонни Шторма. Наибольшую популярность как девушка Питера, Лиз получила только благодаря мультсериалу The Spectacular Spider-Man, где в отличие от всех других своих версий она не была блондинкой.

5. Мишель Гонзалес

(Michele Gonzales)

После Мэри Джейн – Мишель Гонзалес была первой девушкой, оказавшейся в постели с Паркером. Как это вышло, не удавалось выяснить достаточно долго, поскольку было это по пьяни. Питер, как известно, пьёт исключительно по большим торжествам, и на этот раз это была свадьба тётушки Мэй и отца Джей Джона Джеймисона — Джей Джона Джеймисона Старшего. Мишель же – сестра бывшего соседа по комнате Паркера офицера Вина Гонзалеса, с которым Паркер достаточно долго снимал квартиру, была его «плюс один» на этой свадьбе. Что было дальше, вы уже знаете.

Факты: Были ли вообще между Мишель и Питером хоть какие-то чувства – вопрос очень спорный: всего вместе они «провели» только 38 выпусков. Даже не встречаясь, Питер и Мишель прожили достаточно много времени в одной квартире. Но в итоге, Паркер ни разу с ней не был так близок, как был близок Хамелеон.

6. Дебра Уитман

(Debra Whitman)

Эта недолгая подружка Питера Паркера из университета, как и Мишель известна в основном только читателям комиксов, поскольку даже в мультсериале Spider-Man The Animated Stories вместо Паркера, в итоге пошла на свидание к Морбиусу. Но, тем не менее, в комиксах они провели некоторое время вместе, расставшись из-за того, что она начала подозревать Паркера в двойной жизни. И, как вы знаете, она была права, чертовски права. Вспомнив же время, проведённое с Питером вместе, во время событий гражданской войны Дебра написала книгу «Девушка Человека-Паука» ставшую мега-хитом.

Факты: В Эмпайр Стэйт Университете, она была в списке лучших студентов наравне с Паркером и Морбиусом, что в комиксах, что в мультсериале. Даже вопреки скандальной книге, написанной в явном приступе гнева, Питеру в итоге удалось помириться с Деброй.

7. Китти Прайд

(Katherine “Kitty” Anne Pryde)

Китти Прайд – один из основных женских персонажей Людей Икс новой волны, была девушкой Человека-Паука в Ultimate вселенной. Она могла стать и девушкой Питера Паркера, если бы не безумное телешоу Ultimate Дэдпула, в самом конце которого камерам удалось снять их вместе. Фактически из-за этого они и расстались: встречаться только по «супергеройски» ей не хотелось. А ведь на момент их первой встречи им было всего по 14 лет. Она и в школу Паркера перевелась, и костюм сменила, и новые супер-силы получила. Но тщетно, Питер вернулся к Мэри Джейн, а Человек-Паук остался один.

Факты: Вопреки тому, что в Ultimate-вселенной Паркер и Прайд встречались, в основной вселенной Marvel вместе они были задействованы только в двух кроссоверах, так что Китти Прайд и Питер Паркер – это как раз то немногое новое, что привнёс в комиксы Бендис. Просто волшебным образом в Ultimate вселенной и Гвен, и Китти, и Мэри Джейн стали друзьями.

8. Чёрная Кошка

(Black Cat)

Чёрная Кошка (не путать с Женщиной Кошкой из вселенной DC!), она же Фелиция Харди, как и Китти Прайд была девушкой Человека-Паука, но только в основной вселенной. Но стоит сказать, что в отличие от Китти в Ultimate-вселенной, на Питера Паркера Фелиции было плевать. Воровка с суперспособностями просто не могла понять, как можно быть нищим студентом и одновременно одним из самых известных супергероев. Даже спустя долгое время Фелиция проявляла интерес только к Человеку-Пауку и упорно игнорировала Паркера.

Факты: В Spider-Man The Animated Stories Фелиция всё же проявляла интерес к Паркеру и, причём, весьма неслабый. Изначально Чёрная Кошка должна была стать противником Женщины-Паука, но редакторы не сочли её образ «опасным».

9. Карли Купер

(Carlie Cooper)

Карли Эллен Купер – одна из последних девушек Паркера. Отличный коп и детектив, «девушка в очках» и вообще идеальный для Паркера тип. Познакомились они незадолго до свадьбы тётушки Мэй, но из-за их небольшой ссоры (читать – вмешательства Доктора Осьминога), на свадьбу Карли пошла с Джонни Штормом, а Паркер, как вы уже знаете, с Мишель Гонзалес. После, слава богу, всё благополучно наладилось. Но как только во время событий «Паучьего Острова» Карли узнала, что Питер – это Человек-Паук, она с ним порвала.

Факты: Чуть было не сделал себе татуировку с Зелёным Гоблином, но в итоге остановилась на «мордашке» Человека-Паука. Многие читатели комиксов и критики считали её ещё одним клоном Гвен Стейси, но зря. Получив паучьи силы во время «Паучьего Острова» всё равно осталась в очках, вопреки тому, что исправление зрения – одна из ключевых «фишек» паучьих сил во всех вселенных.

10. Джекпот

(Jackpot)

Загадочная рыжая красотка, вскружившая Человеку-Пауку одной лишь фразой «Face it Tiger… You just hit the Jackpot!». И как было написано выше, это вовсе не Мэри Джейн. Это Джекпот. Одна супергероиня – две девушки. Виноватой во всём оказалась Алана Джобсон (Alana Jobson) – наркоманка, купившая лицензию на супергеройство во время проекта Инициатива. Именно она сражалась бок о бок с Человеком-Пауком против множества врагов, но умерла от передозировки. Спустя какое-то время она внезапно оказывается живой в каком-то баре и красиво уходит в даль… Ну что уж тут сказать? Со всеми девушками Паркеру везёт только по началу.

Факты: Изначально способности и костюм Джекпот принадлежали Саре Эрет. Сара совсем не хотела быть супергероем и вернулась «в дело» только после появления Человека-Паука в её квартире.

11. Вирджиния Дэйр

(Virginia Dare)

Вирджиния Дэйр – это такой своеобразный аналог Гвен Стейси во вселенной 1602. Она оборотень-альбинос и единственный в начале истории человек, который знает, что Питер Паркуа – Человек-Паук. Её белоснежные волосы и способность превращаться в любое животное от кошки до динозавра сразили Паркера наповал. Однако, как и у Гвен Стейси, судьба Вирджинии Дэйр не из приятных. Даже после её смерти Питер всё равно продолжал писать ей письма каждую неделю, доказывая свою верность до конца.

Факты: Сравнение с Гвен Стейси весьма условное, поскольку в мире 1602 Стейси – капитан корабля, на котором Паркуа возвращается обратно в Англию во второй книге. Во вселенной 1602 есть и аналог Мэри Джейн – Марион Джейн.

12. Мия Флорес

(Mia Flores)

Мия Флорес – весьма непродолжительная любовь Паркера. Типичная алчная женщина, которая решила воспользоваться ситуацией и заграбастать себе побольше денег и внимания. К Паркеру она прицепилась всего с одной целью – выйти на молодого миллионера Гарри Озборна. Однако к моменту их знакомства Гарри уже был мужем одной из предыдущих пассиий Питера – Лиз Алан. Об этом уже писалось выше. Никакой рокировки сделать не получилось и все участники очередного любовного треугольника разошлись.

Факты: Единственная из девушек Паркера, которая не понравилась тёте Мэй. Появилась в 546-ом Amasing Spider-Man’е и продержалась от силы 7 выпусков, хотя в истории вселенной Marvel это около года.

Источник: https://vk.com/@wrdcomics-13-devushek-cheloveka-pauka-ili-lu...

Показать полностью 12
7

Комикс-альманах «Когда я стану ничем»

Независимый режиссёр Рустам Гайнутдинов рассказывает о новом комиксе:

«Дорогие друзья, у нас прекрасная новость, мой друг и единомышленник Михаил Чепкасов - идейный вдохновитель киноальманаха “Когда я стану ничем” выпустил свой комикс.

Новый комикс также является альманахом, историями от разных художников с разными стилями и подходами. Мне повезло стать создателем одного художественного АРТа и отныне, технически меня можно считать художником.

Графическая нетленка выпущена к выходу киноальманаха под тем же названием ”Когда я стану ничем”, но является самобытным АРТ объектом с непересекающимися историями, отдельные высказывания конкретных художников».

Источник: https://vk.com/wall359157212_742

Показать полностью 4
6

Amazon экранизирует комикс "Восемь миллиардов джинов"

Компания Amazon профинансирует создание масштабного кинопроекта, основанного на популярной графической новелле "Восемь миллиардов джинов". Производством займется Point Grey Pictures, которой руководит Сет Роген.

Подготовкой сценария займется Родни Ротман, работавший ранее над анимационным фильмом "Человек-паук: Паутина вселенных". Сроки реализации этих замыслов пока не уточняются, лишь отмечается приоритетность этой экранизации для Amazon.

В первоисточнике, созданном Чарльзом Соулом и Райаном Брауном, каждый человек на планете раз в жизни получает шанс магическим образом исполнить одно желание. Есть некоторые оговорки относительно того, какие именно желания являются допустимыми, и очень быстро история принимает постапокалиптический оборот, поскольку образуются противоборствующие объединения, стремящиеся отменить желания всех остальных. По тональности комикс частично напоминает другую популярную классику жанра - "Ходячие мертвецы", хотя и включает в себя элементы фэнтези и научной фантастики.

Первоначально "Восемь миллиардов джиннов" вышли в виде восьми выпусков Image Comics, прежде чем Соул и Браун вернулись прошлой осенью со специальным выпуском, созданным эксклюзивно на New York Comic Con.

Источник: https://www.kinonews.ru/news_123111/

Показать полностью 3
8

5 графических романов — которые стоит прочесть

Антивоенный окопный роман, философский хоррор-трактат о времени, постпамятный поиск фатерланда, крепкое слово пастыря, сюрреалистический трип в постсоветском санатории.

1. Тарди «В окопах»

Издательство Питер
Перевод Евгения Кириенко

Впервые вышедший в 1993 году, получивший несколько премий и считающийся классическим роман французского комиксиста Жака Тарди (обычно подписывающего просто «Тарди») основан отчасти на рассказах его собственного деда, отчасти — на разговорах с историками и изрядном количестве литературы о Первой мировой войне. Однако ни на иллюстрированное эссе, ни на типичный исторический роман он не похож. Скорее наоборот: жанр романа, предполагающий историю частного человека на фоне событий большой истории, тут показательно распадается. Тарди наводит фокус на персонажа, но через несколько страниц тот гибнет от пули (врага или собственного командира), от газа или еще одного из многих способов умереть во время окопной войны. Повествование переходит к следующему, но и с ним происходит то же самое. Эта дурная бесконечность, как правило, крайне нелепых смертей, серия несмешных анекдотов, оказывается на редкость убедительным способом рассказа о войне как территории, где исчезает всякий смысл. Сам чуть инфантильный комиксовый рисунок Тарди вдруг начинает напоминать то карикатуры Георга Гросса, то, разумеется, «Капричос» Гойи. Вроде бы крайне простая по своему устройству книга оказывается действительно очень сильным антивоенным высказыванием.

2. Реза Негарестани, Кит Тилфорд, Робин Маккей «Хронозис»

Издательство Лед
Перевод Полина Ханова

Иранец Реза Негарестани — один из самых популярных авторов современной постгуманистической философии, мистификатор-парадоксалист, мешающий Гегеля с Лавкрафтом, кумир умных гиков. Его главная книга, вышедшая по-русски три года назад «Циклонопедия», написана в форме философского хоррор-романа. В «Хронозисе» он идет в разрушении жанровых границ еще дальше. Это комикс, созданный в соавторстве с американским художником Китом Тилфордом и редактором-переводчиком Робином Маккеем. Основная действующая сила здесь, как можно догадаться по названию, время. Это не просто абстракция, а самосознающая сущность с довольно жутким характером. Также имеются могущественные рептилоиды-ласкариане, бегущие от атак времени на доисторическую Землю и несущие туда жизнь, таинственные моназзеины, путешествующие во времени назад и отправляющие таким образом мистические ритуалы, и мошенник-проповедник с Земли, доживающий последние дни перед смертью от рака мозга. Возможно, все это его бред, а возможно — нет. «Хронозис» — отчасти мрачная философская шутка с отсылками к современной физике и немецкому идеализму, отчасти — красочный психоделический трип, отчасти — постмодернистский сай-фай с массой аллюзий на классические комиксы.

3. Нора Круг «Родина»

Издательство Бумкнига
Перевод Евгения Креславская

Книга немецкой художницы Норы Круг отчетливо вписывается в корпус литературы, который описывается словом «постпамять». Вопрос здесь: насколько мы определяемся тем, чего сами не помним, зияниями в семейной и национальной истории? Канон литературы постпамяти — от «Аустерлица» Зебальда до «Мауса» Шпигельмана — так или иначе связан с травмой Холокоста. Круг подходит к тому же сюжету с другой стороны. Ее мать и отец родились после конца Второй мировой, сама она выросла в 90-х, и тем не менее жизнь в Германии для нее оказалась пронизана чувством вины, системой умолчаний и смутных намеков на ужасное прошлое. Она ощутила это, эмигрировав в Америку, и там взялась за книгу, стремясь заполнить лакуны и так вернуть себе историю семьи, а вместе с ней — родину. Круг путешествует по архивам, кладбищам, барахолкам и интернет-форумам, разговаривает с родственниками и случайными встречными. Она пытается понять, что произошло с ее погибшим на войне дядей и дедом, состоявшим в НСДАП, были ли они настоящими нацистами или просто заложниками истории. Это откровенно терапевтическая книга могла бы выглядеть наивно, если бы не форма. Круг чередует нежные акварели и жесткий фотомонтаж, лубочные комиксы и игру со стилями послевоенного искусства, пытаясь нащупать язык для разговора о невыговариваемом.

4. Гарт Эннис, Стив Диллон «Проповедник»

Издательство Азбука
Перевод Александр Лисовский

Главное детище известного британского комиксиста Гарта Энниса «Проповедник» выходил с 1995 по 2000 год в издательстве «Вертиго» (известном тем, что превратило супергероику в серьезную литературу). В этой книге — только начало, первый том из шести. Сюжет: в американского священника Джесси Кастера прямо во время проповеди вселяется существо по имени Дженезис — плод преступной страсти ангела и дьяволицы, самое сильное создание во Вселенной, бежавшее из небесной тюрьмы с неясными, но явно чреватыми катастрофой для всего мироздания целями. Священник ненароком сжигает свою церковь вместе со всей паствой и отправляется в путешествие по Америке в компании своей бывшей девушки и прибившегося к ним вампира-алкоголика. Цель их — найти Бога и предъявить ему счет за весь этот мир. По дороге они встречаются с алчной мафией хранителей Грааля, ангелом смерти, имеющим облик мрачного ковбоя, и прочими неприятными персонажами. «Проповедник» — до предела злой, безжалостно-циничный комикс. Ненависть к религии достигает у Энниса, как это бывает, вполне религиозного пыла (сказывается детство в Северной Ирландии). Но, помимо того, это настоящий американский эпос, какой в конце ХХ века мог написать только иностранец. Тем кто заинтересовался - имеется ещё и отличный сериал по этой вселенной, тоже циничный, жестокий, чёрно-юморной.

5. Анна Домини «Sанаторий»

Издательство Zangavar

Небольшую книгу автора, пишущего под псевдонимом Анна Домини, сложно назвать романом или даже новеллой. Скорее это приятная, изящно нарисованная — несмотря на подчеркнуто цифровую графику — поделка. История о таинственном санатории, где не видимый никому главный врач проводит опыты над своими подопечными, а отважная девушка пробивается сквозь марево галлюциноза к подлинной страшной и странной реальности, кажется, написана только для того, чтобы отсвечивать аллюзиями: «Волшебная гора» и «Матрица», киберпанковое аниме и артуровские легенды. Очарование этому не самому новаторскому пучку культурных ассоциаций придает пласт советского детства. Архитектура домов отдыха и московского метро, киносказки Роу, песня «Прекрасное далеко», заставка передачи «В мире животных». У всего этого ностальгического изобилия — огромный сюрреалистический потенциал, отчасти разработанный в романах Павла Пепперштейна (они при чтении «Sанатория» волей-неволей вспоминаются), но до сих пор не исчерпанный.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/5653606

Показать полностью 5
11

Для любителей эстетики 1980-х и старых хорроров — комикс «Графиня Кроули. Охотница на монстров поневоле», часть 1

Симпатичный комикс, выполненный в стилистике 1980-х, когда и происходит действие, хотя само издание увидело свет в 2019-м в США и в 2022-м у нас. Одновременно напоминает все ужастики того времени - от "Волчонка" до "Эльвиры - повелительницы тьмы", но при этом история достаточно оригинальная и сделанная с большим уважением к классическим хоррор-монстрам. В общем, читайте и сами решайте - нравится вам или нет. Мне нравится!

Показать полностью 25
19

Кофе, картинка, комикс — девушка-бариста из Курска рисует на стаканчиках комиксы про кофеваров

Для своих рисунков Людмила Лобынцева выбрала необычное «полотно». Она рисует комиксы на стаканчиках для кофе, а сюжетами служат ситуации из её жизни, чаще всего связанные с работой в кофейне.

Свой творческий путь Людмила начала ещё в детстве, а после школы поступила на худграф. Там, правда, рисовать комиксы не учили, поэтому девушка начала осваивать этот формат самостоятельно.

– Любила рассматривать книги с иллюстрациями, рисунки художника журнала «Мир фантастики» Александра Ремизова. Долго шла к своим комиксам. Очень сильно повлияла новая профессия. Никогда не думала, что буду работать бариста. Но оказалось это очень интересная и творческая профессия, – говорит Людмила.

С гостями, приходившими за кофе, порой случались интересные ситуации, иногда комичные, а иногда не очень. Курянке хотелось поделиться эмоциями с другими. Это получилось, когда в кофейню, где работала девушка, завезли простые белые стаканчики.

– К тому времени я уже размышляла о том, как бы в рисунке выразить то, о чём хочу рассказать. В своей первой работе я запечатлела реакцию друзей на моё сообщение о том, что я – бариста. Мне ответили пренебрежительно: «Ааа, ты кофе продаёшь». И меня это возмутило, – рассказывает Людмила. – Продавать кофе – это настоящее искусство и отдельная субкультура. Это творческий процесс, который требует опыта, трудолюбия, знаний, перфекционизма и постоянного развития. Мне нравилось то, что я делала, я этим горела. Белые стаканчики, работа бариста и моё умение рисовать сошлись в нужное время в нужном месте.

Стаканы делают из плотного картона, на него хорошо ложатся карандаш, линер, фломастеры. Такое «полотно» отлично подходит для рисунков. Сюжеты для комиксов Людмила заимствует в основном из своей жизни, а главная героиня в них – она сама, девушка-бариста, которая постоянно меняет цвет волос и причёски и попадает в нестандартные ситуации. Темой сюжета может стать что угодно – в кафе зашёл очень высокий гость или бариста впала в депрессию после просмотра фильма «Дом, который построил Джек».

– Для меня комиксы – это точно больше, чем весёлая картинка. Я люблю смотреть на работы разных художников, где они просто рассказывают о своей жизни или отношениях. Это здорово. Это способ поделится тем, что кажется важным. Своим состоянием я поделилась в комиксах «Когда у бариста депрессия» и «2 января». Ещё я делала зарисовки на тему «Когда бариста посмотрел тот или иной фильм». Там довольно тонкий профессиональный юмор, гостям его приходится объяснять, – рассказывает Людмила.

А ещё курянка учит рисовать комиксы юных курян. Вот уже три года она проводит мастер-классы в библиотеке имени Асеева, сотрудничает с креативным пространством «Веранда» и библиотеками региона.

– Это довольно популярная тема. Многие дети и подростки читают мангу и подражают её стилю рисования. Дети охотно идут на занятие, интересуются, где в следующий раз будут проводить мастер-класс. Им нравится рисовать не на обычных листах, а на стаканчиках, – говорит девушка. – Кстати, анонсирую места мастер-классов в своей группе в ВК «Комикс и кофе», там же делюсь своими работами.

Сейчас в планах художника-кофевара – наладить выпуск открыток и другой продукции с авторскими комиксами.

– Есть фантастическая идея отпечатать стаканы со своими рисунками и предложить кофейням для реализации в качестве альтернативы. И хотелось бы поработать в российском издательском доме Bubble Comics, которые создали «Майора Грома». Но это тоже в списке фантастики, – говорит курянка.

Источник: https://kpravda.ru/2023/11/10/kofe-kartinka-komiks/

Показать полностью 3
7

Заговор против внешнего мира — О комиксе «Черные и белые. Победы и поражения Бобби Фишера»

В комиксе «Черные и белые» Хулиан Волох и Вагнер Виллиан рассказывают историю Бобби Фишера — эксцентричного гроссмейстера, доказавшего, что шахматист без проблем может быть такой же суперзвездой, как голливудские актеры. Вопрос в том, какую цену он готов за это заплатить?

В конце 2001 года одиннадцатый чемпион мира по шахматам Роберт Джеймс Фишер шокировал западную общественность, заявив, что стоя аплодирует организаторам террористических актов, произошедших 11 сентября. В интервью филиппинской радиостанции, в эфире которой прозвучало это откровение, он также выразил надежду на то, что Америка как можно скорее будет стерта с лица земли.

К тому времени Фишер уже почти десять лет не был на родине. В 1992 году он согласился сыграть товарищеский матч с Борисом Спасским за гонорар в несколько миллионов долларов. Поединок состоялся в Югославии, по американским законам гражданин США не мог получать деньги за деятельность в стране, из-за начавшейся войны находившейся под международными санкциями. Фишер проигнорировал предупреждения властей, без проблем обыграл давнего соперника, после чего отправился в Венгрию, а оттуда — в Японию. Умер гроссмейстер в Исландии, которая предоставила ему убежище: в родной Америке ему грозил длительный срок за многолетнюю неуплату налогов.

Последнее интервью добровольный затворник Фишер дал в 2005 году — российским журналистам, которых он принял за агентов КГБ. Он посетовал на то, что его многие годы ищут ЦРУ и Моссад, но он оказывается хитрее, а также поведал, как Борис Ельцин продал Россию династии Ротшильдов.

В помрачненном состоянии рассудка Бобби Фишер провел почти половину своей 64-летней жизни: странности в его поведении публика замечала всегда, но к концу 1970-х годов он попросту исчез, забаррикадировавшись в своей квартире. В прессе с тех пор он появлялся либо на страницах криминальной хроники, либо благодаря скучающим журналистам, которым интересно было посмеяться над рассказами Фишера о «Протоколах сионских мудрецов».

Какую злую шутку сыграл со своим обладателем гениальный ум одного из величайших шахматистов в истории? Ответ на этот вопрос доступными им художественными средствами ищут сценарист Хулиан Волох и художник Вагнер Виллиан на страницах комикса «Черные и белые. Победы и поражения Бобби Фишера».

В один роковой день послевоенного 1949 года юная жительница Нью-Йорка Джоан Фишер показывает своему младшему брату Бобби игру, которая целиком захватывает его воображение. Шахматы для него становятся не просто увлечением, а вообще единственной вещью в мире, которая его интересует. В четырнадцать лет он становится самым молодым в истории чемпионом США и вскоре бросает учебу, чтобы целиком посвятить себя игре.

Центральным событием повествования, разумеется, становится поединок за титул чемпиона мира против Бориса Спасского, который со скандалом прошел в 1972 году в Рейкьявике. Тот матч стал, наверное, самым известным в истории шахмат — не столько даже достоянием спорта, сколько массовой культуры. Симптоматично, что обе стороны воспринимали эту встречу прежде всего как политическую: накануне поединка Фишеру позвонил лично госсекретарь США Генри Киссинджер, а в советской печати, обеспокоенной возможным проигрышем Спасского, появился воспроизведенный Владимиром Высоцким штамп «уронили шахматный престиж».

На тот момент советские мастера уже тридцать четыре года удерживали главный шахматный титул, американцы до появления Фишера не могли даже надеяться на то, чтобы составить идеологическим врагам конкуренцию в этом виде спорта. Американец, как известно, победил, но запомнился не этим, а довольно шокирующим поведением — особенно для шахмат со свойственной им джентельменски-аристократической этикой.

Первым делом Фишер демонстративно не явился на жеребьевку, которая должна была определить, кому играть белыми в первой партии, — американская сторона объяснила это тем, что их гроссмейстер предпочитает спать допоздна и потому не смог прийти в полдень. В действительности, если верить авторам книги, Фишер отказывался играть со Спасским, пока ему не поднимут плату за участие. Ситуацию в итоге спас некий британский магнат, который согласился удвоить премиальный фонд из своего кармана.

На протяжении всего матча он скандалил с организаторами, то требуя выключить телекамеры, то убавить свет, то немедленно принести ему банку скира. Годы спустя не менее эксцентричный в своих общественно-политических взглядах Борис Спасский заявит: «Перед матчем с Фишером я получил письмо от одного американца русского происхождения. В письме говорилось, что на этого человека охотятся и используют против него ультракороткое излучение. Определенной частоты. Кажется, от 2 до 4 тысяч мегагерц. В этом письме он предупреждал меня, что существуют такие вещи. Такие приборчики действительно выпускаются. <...> Мне кажется, что там что-то было. Что-то таинственное».

Сейчас, конечно, понятно, что советский спортсмен скорее был деморализован не излучателями, а столкновением с качественно иной цивилизационной реальностью, где все святое легко конвертируется в шоу, которое в свою очередь конвертируется в деньги. Фишер продемонстрировал, что даже шахматист может быть поп-звездой, не совсем человеком, но тщательно сконструированным образом. Симптоматично, что тот же Спасский произвел не меньше яркого биографического материала, чем его оппонент, но комиксы рисуют не про него, фильмы снимают не про него, забыть никак не могут не его.

Шахматы в этой книге становятся ключом к пониманию того, что, вопреки распространенному мнению, мир действительно делится на черное и белое, на экстремально противоположные полюса без полутонов. В родных Штатах эта игра — привилегия, хобби для богатых врачей и адвокатов; в Советском Союзе ими на постоянной основе занимаются четыре миллиона человек — поистине народный спорт. В США еврейскому мальчику из бедной семьи изучить шахматную теорию позволил случай и состоятельный меценат, чудом разглядевший в ребенке талант; в СССР шахматам бесплатно учат в школах. В Нью-Йорке ему приходится выслушивать инструкции, как общаться с агентами ФСБ, подозревающими его мать в симпатиях к коммунистам; в Москве его встречают как звезду и выполняют любые его капризы (пока он, конечно, не начинает невольно демонстрировать капиталистические замашки).

«Быть шахматистом в Советском Союзе — это мечта», — такой вывод делает молодой Бобби Фишер, которого политика не интересует, хотя он живет в самый разгар холодной войны и охоты на ведьм, когда незаинтересованность эта легко могла стоить свободы: он, например, решительно не понимает, почему ему не стоит читать в общественных местах литературу на только что выученном русском. В другой сцене Волох и Виллиан изображают анекдотическую ситуацию: мать Фишера ведет сына к одному из меценатов, заинтересовавшихся вундеркиндом. Вскоре доброжелательный дантист из одноэтажной Америки оказывается не так прост: дом его увешан нацистскими флагами и портретами Гитлера. Роберт и здесь не видит ничего необычного и недоумевает, почему его мать-еврейка спешит унести ноги. Этот эпизод зарифмуется с судьбой Фишера через десятки лет, когда полиция в его доме найдет «Майн кампф», соседствующий на полке с мексиканскими комиксами про супергероических борцов луча либре.

Вообще, в «Черных и белых» самое интересное, пожалуй, то, как Хулиан Волох и Вагнер Виллиан иллюстрируют механизмы рождения и самовоспроизводства конспирологического мышления. В основе всякой жизнеспособной теории заговора лежит стремление объяснить непонятное через предельно понятное. Мало кто из нас понимает, как технически возможно отправить человека на Луну, но большинство хотя бы примерно представляет, как снимается кино. Так рождается теория заговора о том, что космонавты в действительности работают на голливудских студиях.

В этом смысле Бобби Фишер, которому в мире за пределами шахматной доски непонятно примерно все, оказывается идеальным конспирологом. Всю жизнь передвигая безвольные фигуры, он не может представить, будто люди наделены субъектностью и над ними нет манипуляторов. К сожалению, от Волоха и Виллиана ускользнул примечательный сюжет из жизни гроссмейстера: в какой-то момент он объяснил отказ от выступлений тем, что все его соперники жульничают. Но в современных шахматах на высоком уровне тщательно следят, чтобы у игроков не было никаких средств связи. В ответ на это резонное замечание Фишер выдвинул неожиданную версию: шахматистам никто не подсказывает, но это и не нужно, они просто учат наизусть ходы, которые предстоит разыграть. (Из этой параноидальной идеи в итоге родились «Шахматы-960» — тот случай, когда конспирология производит нечто полезное.)

Визуально «Черные и белые» исполнены, на первый взгляд, аскетично, если не сказать безыскусно. Это, впрочем, оптический обман. Если приглядеться, художник Вагнер Виллиан в подчеркнуто простом, без выдумки рисунке раскидал огромное количество мелких деталей, ловко дополняющих сценарий Хулиана Волоха: он обильно цитирует как хрестоматийные, так и не самые очевидные визуальные образы XX века, постоянно сдвигая границы между реальностью и воображением. Бурное столетие проходит мимо героя книги, но непрерывно напоминает о себе читателю неожиданным смещением акцентов: среди пассажиров рейса Нью-Йорк — Москва можно заметить Григория Распутина, а по охваченному беспорядками Лос-Анджелесу 1992 года разгуливает кот Феликс из ретромультфильмов.

Несложная, но добросовестно исполненная книга Волоха и Виллиана — замечательный пример того, как частная биографическая история разворачивается в масштабное повествование. Прием, конечно, набивший оскомину, но в умелых руках по-прежнему способный производить впечатление — как это и сделано в «Черных и белых».

Автор текста: Эдуард Лукоянов
Источник: fanfanews

Показать полностью 7
Отличная работа, все прочитано!