Серия «О Героях былых времен.»

14

О Героях былых времен. Владимир Сергеевич Ивашов. «Не надо совершать в жизни подвигов, надо не совершать подлостей в жизни»

Владимир Сергеевич Ивашов родился 28 августа 1939 года в Москве, в обычной рабочей семье. Отец был простым рабочим на авиационном заводе, мать – швеёй на фабрике. С малых лет Владимир умел и шить, и столярничать, и готовить. Во дворе он был хоть и не самым сильным мальчишкой, но никого не боялся и всегда умел за себя постоять. Школьником он мечтал стать актёром. Увлекался кукольным театром и ходил на спектакли к Образцову. Дома мастерил кукол и устраивал представления для младшей сестры. Выступал в цирке в массовке. А когда получил аттестат зрелости, решил посмотреть, что такое ВГИК, хотя отец советовал идти на завод. Закончив школу в 1956 году, Владимир подал документы во ВГИК и был принят на курс Григория Михайловича Козинцева. Учился он легко, хотя нельзя было сказать, что Ивашов уж очень сильно выделялся среди своих однокурсников. И, тем более, никто не предполагал, что всего лишь через год имя этого юноши будет знать вся страна. Ещё в студенческие годы сыграл роль юного солдата в фильме Г.Н. Чухрая «Баллада о солдате».

Один из американских журналов писал: «Голливудским звёздам, готовившим юных актёров, следовало бы сесть со своими питомцами на первый самолёт в Москву и устроить их в институт, раз там делают таких актёров из девятнадцатилетних юнцов». Картина была отмечена призом «За лучший фильм для молодёжи» и призом «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества». А на исполнителя главной роли Владимира Ивашова свалилась неслыханная популярность. Памятник Русскому Солдату в Болгарии после фильма Г.Н. Чухрая жители страны про себя стали называть Алёшей. После «Баллады о солдате» Владимир Ивашов мастерски сыграл роль Печорина. «Герой нашего времени» Григорий Печорин в исполнении Ивашова получился очень органичным и убедительным, верным с психологической точки зрения и обладающим истинной лермонтовской глубиной и трагизмом. Печорин, сыгранный Ивашовым, получился ярким, глубоким, внутреннее надломленным человеком, мучительно и безуспешно ищущим своё истинное предназначение в жизни, именно таким, каким создал его в своём романе М.Ю. Лермонтов.

Всё ещё будучи студентом ВГИКа, Ивашов снялся сразу в нескольких фильмах: «Тучи над Борском» (1961), «Семь нянек» (1962) и других. В приключенческом фильме «Новые приключения неуловимых» (1968) Ивашову досталась роль адъютанта полковника Кудасова. В этом фильме обнаружилась ещё одна грань его таланта - Ивашов прекрасно пел под гитару. Песня «Русское поле» в его исполнении стала «визитной карточкой» актёра. Кроме того, Владимир Ивашов снялся в роли адъютанта Приходько в эпической драме «Железный поток». В 1970-е годы Владимир Ивашов продолжал много сниматься в кино. Так, всего через год после успеха «Семнадцати мгновений весны» (1974) с Вячеславом Тихоновым на «Таллинфильме» был снят фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата». В этой картине Ивашов сыграл разведчика Исаева - будущего Штирлица. В том же году он сыграл Володю в мелодраме «Когда наступает сентябрь». Режиссёры безжалостно эксплуатировали его внешность, не предлагая ничего серьёзного. Даже в Театре-студии киноактёра, где Ивашов проработал 30 лет, он сыграл лишь две стоящие роли: Ставрогина в «Бесах» Ф. Достоевского и Автора в пьесе А. Блока «Здесь на синей земле».

В начале 1990-х годов многие советские актёры не смогли приспособиться к условиям новой жизни. Не стал исключением и Владимир Ивашов. В Театре киноактёра не было работы, соответственно, не было и денег. Владимир Сергеевич очень страдал от своей невостребованности. В 1990-е годы предложений сниматься ему практически не поступало. Ивашов признавался: «Сейчас в фильмах много грязи. После них хочется либо запить, либо повеситься. Несмотря на трагический финал „Баллады о солдате“, после его просмотра в зрителях происходило ...очищение. После него хотелось жить. Сегодняшнее кино ради эффекта готово пустить под откос всё, что осталось в человеке доброго, радостного, святого».

Последней большой работой Ивашова в кино стал фильм Александра Муратова «Рукопись», который вышел на экраны в 1992 году. Это была совместная советско-французская постановка по повести Л. Чуковской «Спуск под воду». Ивашов играл в нём главную роль. В те же годы он снялся в небольших ролях в исторической драме «Слеза князя тьмы», детективах «Убийство на "Ждановской"» и «Сыскное бюро "Феликс"». Больше в кино он не снимался.

Актер великолепно пел и часто устраивал импровизированные концерты для своих родных и близких. Был женат на актрисе Светлане Светличной. В браке у них родилось двое сыновей - Алексей и Олег (умер в молодости, похоронен рядом с отцом). Светлана и Владимир прожили вместе 35 лет. Родили двоих детей. Дождались внучки, с которой Ивашов любил проводить время. Как когда-то — с сыновьями. Жизнь актерской четы была насыщенной, яркой. Но вовсе не радужной. Впрочем… Может ли хоть одна пара, тем более творческая, признаться не кривя душой, что не прошла огонь, воду, избежала испытаний? В браке Ивашова и Светличной на удивление радость всегда шла рука об руку с горечью, страсть и нежность перемежались ревностью и изменами, а за славой вприпрыжку бежали безработица и забвение.

Их карьера в кино началась в один год: в 1959-м. Оба только начали учебу во ВГИКе. Светлана снялась у Михаила Калика, Владимир — у Григория Чухрая. И если ей звездных ролей еще нужно было добиваться, то его слава не заставила себя ждать. Чухрай даже пошел на то, чтобы остановить съемки «Баллады о солдате» и заменить Олега Стриженова, сыгравшего уже несколько главных ролей, в том числе в «Сорок первом», на желторотого дебютанта Ивашова. 10 лет разницы (часто несущественной для экрана) между Стриженовым и Ивашовым имели для фронтовика Чухрая большое значение. Владимир со светлым, по-хорошему наивным взглядом юного студента подходил идеально.

Чтобы прокормить семью, Владимир устроился работать на одну из московских строек. И ему пришлось сняться в двух рекламных роликах на телевидении. Это было насилие над собой, но актёр пошёл на это. В 1993 году более удачливые коллеги вспомнили о Владимире Ивашове и пригласили на торжественное вручение высших кинематографических призов «Ника». Надев на себя обычный костюм, вопреки условиям Фестиваля, и самодельную бабочку, Владимир Сергеевич отправился в Дом кино, с достоинством вручил призы победителям, а наутро вновь вышел на стройку.

Светлана Светличная, вспоминая этот эпизод, рассказывала в своих интервью, что на церемонии вручения призов «Ника» Владимир Ивашов благодаря своему внутреннему аристократизму даже в пиджаке смотрелся так, как будто он единственный на всей церемонии был в смокинге. На церемонии Владимир Ивашов произнёс фразу, которая по сути являлась его жизненным кредо: «Не надо совершать в жизни подвигов, надо не совершать подлостей в жизни». И добавил «Честь имею!».

Владимир Ивашов умер в ночь на 23 марта 1995 года в 1-й Градской больнице на 56-м году жизни после обострения язвы желудка. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. 16 февраля 2005 года имя Владимира Ивашова было присвоено малой планете № 12978, открытой в Крымской астрофизической обсерватории.

Показать полностью 6 1
14

О Героях былых времен. Кантемировская дивизия. Кантемиров Алибек Тузарович. Часть 3

Алибек Тузарович Кантемиров прожил огромную творческую жизнь, его труд был отмечен орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», званием народного артиста России и заслуженного деятеля искусств Северной Осетии, его имя носит одна из улиц Владикавказа.Так оценена была вся его деятельность – нескончаемая учеба, изнурительная работа и вечный поиск. Но самой высокой наградой все же были его наследники, сыновья и внуки, продолжатели не только рода Кантемировых, но и династии цирковых наездников Кантемировых - Хасанбек, Ирбек, Мухтарбек. Его сыновья, его ученики, которыми он гордился. Как и именами десятков других учеников, ставшими гордостью советского, российского цирка.
В 1975 г. труппу «Али-Бек» возглавил старший сын основателя династии Ирбек Кантемиров. Его брат, Мухтарбек также прекрасно разбирался в лошадях, тонко их чувствовал и трепетно к ним относился. Прекрасная координация движений позволила ему в совершенстве освоить многие подвиды конного жанра. Атлетически сложенный, мужественно красивый, сумевший превратить исполнение любого трюка джигитовки в апофеоз актёрского мастерства, он стал настоящей звездой труппы «Али-Бек». Солистом, которому подвластны самые сложные и рискованные трюки: будь то вольтижировка, жокейская работа, гротеск и др. Его «курс», искромётные с места впрыжки в седло и филигранное владение оружием поражали мастеров и профессионалов.

Мухтарбек Кантемиров, в 1979 г. покидает коллектив, дабы создать первый профессиональный конный театр «Каскадер». Он стал участвовать в постановке кинотрюков, возглавив группу каскадёров Госкино. Внимание кинематографистов привлекли его незаурядные актёрские способности, яркая индивидуальность и успешные роли в цирковых спектаклях («Карнавал на Кубе», «Руслан и Людмила» и др.).Днем рождения театра "Каскадер" можно считать 28 августа 1987 года, когда в Гаграх состоялась премьера с программой "Легенда о Золотом Руне". А появился театр, естественно, несколько раньше - стараниями, прежде всего, самого Мухтарбека Кантемирова с группой единомышленников, при активном содействии председателя Федерации конного спорта СССР Михаила Семеновича Буденного и дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Виктора Васильевича Горбатко, также заядлого конника. Первые же выступления - в стране и за рубежом, принесли труппе широкое признание и любовь зрителей. В 1988 году - первые и успешные гастроли в Болгарии. В 1989 году - турне по Западной Германии, когда немцы восторженно рукоплескали "русским джигитам". И в том же году поездка во Францию, во время которой "Каскадер" стал обладателем Гран-при на фестивале нетрадиционных театров в Гренобле. Кантемиров воспитал в своём театре целую плеяду мастеров головокружительных конных трюков.

Для российского мира метания нет, пожалуй, более легендарной фигуры, чем Мухтарбек Кантемиров. Говорят, метанием ножей и топоров Мухтарбек увлекся после просмотра фильма "Ущелье Аламасов", где ножи метала девушка. Отец его поддержал, был уверен, что сыну это пригодится.Фильмы с его участием ценны уже тем, что открывают яркость и многогранность таланта актёра молодому поколению, лишённому возможности видеть его вживую на цирковой арене. А в 1981 году на экраны вышел звёздный фильм режиссёра Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой!», в которой Кантемиров исполнил одну из главных ролей в фильме, и, как оказалось, в своей жизни — Рустама.

Он считал метание добрым мужским занятием, дающим возможность отвлечься "от всяких глупостей". А формулой успеха видел "желание, терпение и настойчивость". "Метание ножа — это новый вид спорта и вечная философия. Мы определяем ее как «школу сосредоточенности, дисциплины и самообладания». Очень заразительное занятие. «Трудно оторваться» - так теперь цитируют его слова в метательном мире. Он основал и стал президентом Федерации боевого метания "Летящий нож", президент благотворительного фонда имени Ирбека Кантемирова, почетный член мексиканской ассоциации наездников "Чаррос". Заслуженный артист Северо-Осетинской АССР (1960), Народный артист Северо-Осетинской АССР (1975).

Затем в его кинокарьере были фильмы «Заложник», «В двух шагах от рая», «Русь изначальная», «Сказание о храбром Хочбаре», «Марш-бросок», «Парк советского периода».А последней стала роль в продолжении культового уже фильма — фильме «Не бойся, я с тобой! 1919», который был снят в 2011 году.


Но, как всегда бывает в России, любой успех имеет и обратную сторону, скрытую от зрителей. Проблемы "перестроечного" периода особенно больно сказались на культуре. Лишенные государственных субсидий и правовой поддержки, артисты вынуждены были собственными силами "держаться на плаву". "Каскадеру" было еще труднее, потому что прежде себя "Кантемировцам" приходилось заботиться о своих четвероногих партнерах. А ведь самого главного - собственной базы у коллектива не было, а значит не было нормальных условий содержания, нормальных тренировок, нормальной жизни. В далеком уже 1989 году "Каскадеру" выделили, было, по решению городских властей, павильон в Сокольниках, но чиновничья администрация парка попросту выжила нежелательных постояльцев самым варварским способом - отключив в зимнюю стужу все коммуникации. Пришлось мыкаться уникальному театру "по городам и весям", арендуя помещения для лошадей и реквизита. Сами артисты ютились по углам да вагончикам - в невозможных условиях.В 1993 году правительство Болгарии пригласило артистов на новые гастроли. Близ Варны, на известном курорте Золотые пески, специально для них была построена площадка под названием "Конный пикник". Выступления наших наездников, красочные костюмированные программы привлекли и местных жителей, и иностранных туристов, стали "гвоздем" курортной программы. И намеченное на ноябрь 1993 года возвращение в Москву отменилось.

Болгарский период истории театра растянулся на целых шесть лет. Родина встретила артистов полным беспределом! На брянской таможне, несмотря на все необходимые документы, предоставленные руководством труппы, фургоны с лошадьми продержали в отстойном тупике четверо суток! Это в июньскую жару, вымогая с артистов деньги за каждое ведро воды. Для сравнения скажем, что в Болгарии и лошадей и имущество театра погрузили бесплатно - в знак добрых чувств и благодарности. И все-таки дом есть дом - хотелось поскорее встретиться со зрителем, показать новые наработки, пообщаться с коллегами. И тут "Каскадеру" крупно повезло - под свое крыло труппу взяло МЧС России - спасатели Сергея Шойгу. По взаимной договоренности на базе Академии гражданской защиты МЧС в подмосковном Новогорске разместился учебный конноспортивный центр - конюшни, манежи, подсобные помещения. Здесь курсанты-спасатели овладевали навыками верховой езды и работы с конем в условиях бездорожья и труднодоступных районов - всюду, где требуется помощь попавшим в беду людям.

Но Конный театр Мухтарбека Кантемирова "Каскадер" выгнали оттуда на улицу. Сотрудников театра вывели за пределы академии гражданской защиты МЧС в Новогорске (Химки), на территории которой уже более 20 лет базировался театр (конюшни, манеж, подсобные помещения), без объяснения причин и в нарушение существующих договоренностей и подписанных документов. На 23 июня 2019 г. в конюшне осталось четыре лошади, Полина Сикоева, — ветврач, она живет при конюшне, потому что лошадей нельзя оставлять без заботы и присмотра и ее муж, Таймураз Сикоев — известный каскадер, заслуженный артист Осетии, постановщик конных трюков, а также личные вещи сотрудников театра и весь реквизит (костюмы, амуниция лошадей и пр.). В конюшне уже более 10 дней отключено электричество и нет питьевой воды (только техническая). У животных заканчивается еда (остался только один мешок овса). Статья в московском комсомольце, где все очень подробно написано.

https://www.mk.ru/social/2019/08/08/v-konflikte-konnogo-teatra-kaskader-i-akademii-mchs-zalozhnikami-sdelali-loshadey.html

Горько видеть, как развалилась великая мечта великого артиста, дело его рук и сердца.

Показать полностью 4 2
14

О Героях былых времен. Кантемировская дивизия. Кантемиров Алибек Тузарович. Часть 2

На войну ушли из труппы все джигиты Алибека – все, кому позволил возраст. Из двенадцати ребят вернулись двое, обученные лошади погибли все. Сыны Северной Осетии сражались с врагом в составе практически всех видов вооруженных сил и родов войск. Они участвовали в обороне Москвы и Ленинграда, Одессы, Севастополя, Киева, Минска, Керчи, Тулы, Бреста, Советского Заполярья, Новороссийска, Кавказа и Сталинграда, Они проявили мужество и героизм в наступательных боях на Курской дуге, при форсировании Днепра, в сражениях за освобождение Белоруссии, Украины, Молдавии, прибалтийских республик, а также Польши, Венгрии, Австрии, Румынии, Болгарии и в завершающей битве за Берлин, в партизанском движении и подпольной борьбе в тылу немецко-фашистских захватчиков и в европейском движении Сопротивления. На фронтах Великой Отечественной войны сражался каждый пятый житель республики. В 1941 г. в Северо-Осетинской АССР было отправлено 40186 человек, а в целом за 1941—1945 гг.— 89934 гражданина республики. Из них более 45500 человек не вернулись с полей сражений, каждый второй представитель Северной Осетии, участвовавший в войне, погиб на фронте.

Алибек снова начал с нуля – хорошо, сыновья в возраст вошли, опорой стали. Только отстроили аттракцион, вошли в ритм, как Кантемировых потребовали на самый верх.

Существует легенда, что после восстановления конной труппы Кантемиров был вызван «на самый верх». Дело в том, что товарищ Сталин в это время ревностно следил за развитием и успехами других стран не только в оборонной области, но и в других отраслях жизни. В том числе, он смотрел яркие голливудские вестерны, сюжет и динамика которых захватывала зрителей. Однако советский кинематограф не снимал фильмов с крутыми трюками наездников. И это было недопустимо!

Алибеку Тузаровичу позвонили из Министерства культуры СССР с предложением создать такие постановки для динамичных сцен в кино. На Терском конном заводе Алибек выбрал лучших лошадей: сам всевластный Буденный разрешил брать любую лошадь. Первым фильмом Алибека был "Смелые люди". Картина едва не на четверть состояла из конных трюков и Кантемиров-старший самолично разработал их все.

И, главное, знаменитую подсечку – переворот лошади через голову вместе с всадником, ту самую подсечку, без которой немыслимы советские «вестерны» вплоть до «Неуловимых мстителей».

Договор на съёмку разрешал загубить в трюковых экспериментах семь-восемь лошадей, Кантемировы сберегли всех – ни единой травмы лошади не получили! Вместе с Буденным восхищался весь советский народ. Аншлаги в кинотеатрах, Аншлаги в цирке – на афишах так прямо и писали, что Кантемировы снимались в «Смелых людях». Потом будет еще 50 с лишком фильмов, крепко стоящих на трюках Алибека и его сыновей, и снятых при их участии: от «Заставы в горах» до «Неуловимых мстителей».

Когда древние греки, не знавшие в ту пору верховой езды, впервые столкнулись со скифами, они приняли их за кентавров. Предки осетин – аланы – скифского происхождения, так изумляться ли, что у осетина особенные отношения с конем? Человек в седле и конь под ним – единое целое, общие плоть и дух, гармония движений и общение без слов. И никакого насилия – только ласка, все Кантемировы подчеркивают это особенно.
Они не покоряют и не укрощают коня – с ним договариваются, его обучают. «На то человеку даны мозги», – усмехается Маирбек. Конь – друг и брат, конь – член семьи, его берегут, а гибель переживают. Но этого греха на Кантемировых нет: их конные трюки придуманы так, чтобы лошади не страдали. Последний раз дедушка Алибек выехал на манеж в день своего 90-летия. Каждый в Осетии, да и профессионалы циркового дела, каскадеры знают фамилию Кантемировых, династия которых началась с мечты ребенка, преодолела годы нестабильности, войны, но выжила и стала фундаментом для развития конно-циркового искусства во всем мире. Кантемировы передавали от отца к сыну куда большее, чем профессиональные навыки, – истинно горскую чистоту помыслов, бережное отношение к людям и коням, кодекс чести, мужество и благородство.

продолжение следует.....

Показать полностью 2 2
334

О героях былых времен. Георгий Вицин

Я  была уверена в том, что актёра не стало в конце 80-х, но нет. Он дожил до 2001 года, только вот знал ли об этом кто-то? Талантливейший актёр был забыт и практически похоронен  ещё в 90-х годах. Надлом, прошедший тогда по всей стране, не мог не затронуть кинематограф и жизнь театральных актёров. Он в общем-то и затронул. И Георгий Вицин исключением не был.  Ведь последние годы жизни актер избегал общения не только с прессой, а вообще с людьми. Квартиру он покидал только для того что бы покормить голубей  и бездомных собак, тратя на них свою нищенскую пенсию.  И это жизнь легенды, которую знала вся страна. То есть представляете, как его затронули все эти перемены, происходившие в стране? А ведь он пережил войну в сознательном возрасте. Но она-то его как раз не надломила, как перестройка и последующие изменения в стране.


Родился Георгий Вицин в 1917 году. Пожив какое-то время в провинции, его семья перебралась в Москву. Где он и сформировался как человек. Выступать на сцене будущий актёр начал с детства. С детства же и проявлялось его амплуа. Он всё время играл отрицательных персонажей. Судя по всему, в юности Вицин был весьма хулиганистым человеком. Потому что из одного театрального училища его отчислили с формулировкой «За легкомысленное отношение к процессу». На дворе стояли 30-е годы и сейчас это время часто рисуют как нечто ужасное. Однако вот жили же люди, учились и их даже выгоняли за легкомыслие. Впрочем, Вицин тут же поступил в театральную студию при МХАТ. Тогда же в 30-х годах он начал работать и в театре. Надо заметить, что в театре он проработал до 2001 года. То есть больше шестидесяти лет. Учитывая же, что выступал вообще с детства, то зрителям он отдал всю свою жизнь. Переписывать полностью биографию актёра нет никакого смысла, она есть во всех подробностях в интернете. Я хочу рассказать немного о другом.

Каким был в жизни, а не экране один из самых лучших актеров нашего кино Георгий Михайлович Вицин? В небольшой заметке об этом не расскажешь. О нем надо писать книгу, так как это был очень мудрый, глубокий человек, который прожил не простую жизнь, познал и славу и бедность…
Он дарил радость людям и многие считали, что еще с детства он хотел стать актером. Вовсе нет — маленький Гоша мечтал быть садовником, а лицедейничать любил, чтобы справиться со своей природной стеснительностью. От которой он так и не смог избавиться до самых седин. В очередях Георгия Михайловича узнавали и всегда пропускали вперёд. «Извините, – отвечал Вицин, – я не артист, а его брат. Так что постою вместе с вами…». Он не любил давать интервью и автографы, его тяготила слава и внимание к себе. Он обожал собак и голубей. На последние деньги он мог купить самого лучшего пшена, чтобы покормить птиц.

Георгий Вицин на съёмках «Кавказской пленницы», 1967 год.


Георгий Михайлович терпеть не мог сплетни и интриги и не любил, когда влезали в его пространство. Он не любил шумных компаний, панибратства, никогда не стремился завязать новые знакомства, даже выгодные. Вицин никогда ничего для себя не просил у властей, был равнодушен к материальным благам. Он обожал природу, книги по философии. У него было редкое качество — никто из коллег никогда не услышал от него ни о ком плохого слова, даже сгоряча. Он не понимал своих коллег, которые из последних сил выбивались, чтобы построить дачу, купить машину… Он считал, что на всю эту чепуху не надо тратить свои силы и нервы. Он четко для себя определил, что главное, а что — ерунда.Он жил как истинный христианин, был благодарен за все испытания и радости, что выпали на его судьбу. Вицин никогда не выпрашивал для себя роли и не жаловался, что ему не дают играть Гамлета. Кстати, в 1963 Георгий Вицин пробовался на роль Гамлета в фильме Георгия Козинцева, но в итоге ее сыграл Иннокентий Смоктуновский.

Из воспоминаний Георгия Вицина:

«Мне лично проще жилось в сталинскую эпоху. Может, потому, что молодой был? Я учился бесплатно, отдыхал бесплатно. В школе МХАТа нам давали талоны на питание, платили стипендию, на которую очень даже неплохо можно было жить. К тому же в молодости легче радоваться жизни…»

С 1995 года актёр перестал сниматься в кино и объяснил это очень просто. По его мнению, в Советском Союзе кино снимали для народа, а в 90-х начали снимать для наживы. В том же интервью он заметил, что люди всё равно не забудут советские фильмы. Увы, я не могу согласиться с актёром. На мой взгляд моё поколение последнее, для которого советский кинематограф имеет значение.  И этим видимо объясняется закат творчества актера под конец жизни. Все идеалы юности, всё то, во что верил великий актёр вдруг стало незначительным. Более того тут же с упоением начали переписывать историю и актёру явно это не могло нравиться. Тем более он прекрасно помнил и 30-е годы и последующую историю. В одном из интервью он так и сказал, что в 30-е годы любой человек мог развиваться и жить на одну стипендию. Чем он собственно и занимался. Многие ли студенты сейчас смогут жить на одну стипендию? Что-то есть у меня большие сомнения. Во всяком случае ни в 90-е годы, ни в 00-е, когда я учился на стипендию прожить было бы невозможно и это факт. Меня тут занимает другое. Ведь нам всем он запомнился в образе Труса, хотя был куда более разноплановым актёром. Тем более навык перевоплощения у него был.

В последние годы жизни Народный артист СССР жил на очень скромную пенсию, никаких авторских отчислений от проката фильмов с его участием он не получал. Но он не переживал по этому поводу, даже и не пытался «выбить» авторские, хотя и он и его семья сильно нуждались.
Георгий Михайлович был вынужден выступать с концертами даже уже когда здоровье стало сильно сдавать, а таблетки он не пил — не верил в них. Публике он читал рассказы своего любимого писателя Михаила Зощенко. Он считал смех и хорошее настроение лучшим лекарством. А еще всем пенсионерам он советовал обязательно завести себе собаку. Так как, по его мнению, собаки отлично лечат нервную систему и дарят много радости.
Говорят, что в последние годы соседи часто видели его в магазинах, в которых он всегда спрашивал мясные обрезки для своей собаки. На ее питание он денег не жалел. А на себя — жалел. Будучи уже в преклонном возрасте, он даже не вставлял себе зубы. Недоуменным старым знакомым по этому поводу он отвечал, что сейчас ест только каши, а для каши зубы не нужны. Ему пытались помочь. С соцзащиты ему приносили какие — то продукты и небольшие деньги, но он всегда отказывался. Говорил, что есть люди и победнее его, им нужней. Георгий Вицин ушёл из жизни 22 октября 2001 года. Ему было 84 года. Похоронен Георгий Михайлович на Ваганьковском кладбище рядом с Михаилом Глузским и Владимиром Ворошиловым.

Нам на смену идёт поколение с совсем другими ценностями и взглядами на жизнь. И для них фамилия Вицина или Никулина не будет ничего означать. Грустно, но этот факт стоит признать. Так же как стоит признать, что Вицин оказался прав, относительно наживы. Ведь кино снятое ради неё не может остаться с народом на десятилетия как случилось с теми картинами где он играл.

12 стульев, Джентльмены удачи, Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика. Всё это великие фильмы и ничего подобного им так и не было снято. Так же как не смог появиться у нас новый Вицин. Мне хочется быть оптимистом, но глядя на современный кинематограф не получается. Остаётся лишь надеяться на то, что однажды все-таки мы вспомним о том, что у нас была великая эпоха и будем ориентироваться на неё, а не что-то другое. И может быть для широких народных масс Вицин и забыт, но я его помню.

Показать полностью 3
18

О героях былых времен. Сергей Капустин

Сергей Алексеевич Капустин родился 13 февраля 1953 года в городе Ухта. Уже в ранние годы биографии Сережа увлекался хоккеем. Каждый раз, когда в школе отменяли занятия из-за мороза, он бежал на каток, чтобы посоревноваться с местными мальчишками.

Вскоре начинающий хоккеист привлек внимание местного тренера Гурия Кузнецова, который отметил техничность катания будущего чемпиона, его меткость и точность. В старших классах юноша играл за команду «Нефтяник», затем отправился на просмотр в «Спартак», но волею судеб оказался в «Крыльях Советов». Выступал за «Крылья Советов» (1971-77), ЦСКА (1977-80), «Спартак» (1980-86), австрийские «Инсбрук» (1986-87) и «Зальцбург» (1987-88).
Четырехкратный чемпион СССР (1974, 1978-80). В чемпионатах СССР сыграл 517 матчей, набрал 451 (277+174) очко.
Семикратный чемпион мира (1974, 1975, 1978, 1979, 1981, 1982, 1983). Олимпийский чемпион (1976), обладатель Кубка Канады (1981).
Скончался 4 июня 1995 года.

Личная жизнь знаменитости сложилась удачно. Со своей будущей женой Татьяной он учился в одной школе, но девушка была старше, поэтому интересы не совпадали. Спустя годы молодые люди встретились в Москве и больше не смогли расстаться. В 1975 году они сыграли скромную свадьбу в гостинице «Спутник», на торжестве присутствовали игроки команды «Крылья Советов», друзья и родные. Вскоре у пары родился первенец, которого назвали в честь знаменитого отца. Но долго мальчик не прожил, умер в июле 1980 года от отека легких. Тогда Татьяна уже забеременела вторым ребенком. Спустя несколько месяцев родился сын, получивший имя Денис.

Сегодня спортсмены созревают долго и могут до 22-23 лет ходить в подающих надежды. Капустин уже в 16 лет удачно дебютировал во взрослом хоккее за родной «Нефтяник», выступавший в четвертом по силе дивизионе советского хоккея. С переходом в «Спартак», где он был на просмотре, что-то не сложилось и юный талант оказался на свое счастье в «Крыльях Советов». В команде из Сетуни под руководством главного тренера Бориса Кулагина северянин заиграл без особых трудностей, став важным элементом второго звена, и после нескольких хороших сезонов завоевал с ней золотые медали. По тем временам это была невероятная сенсация. «Крылья» опередили ставший вторым ЦСКА в таблице на 11 очков (тогда за победу присуждалось два балла). Капустин на волне успеха попал в сборную СССР и очень здорово проявил себя на дебютном чемпионате мира. Форвард набрал 11 (10+1) очков и стал лучшим снайпером турнира вместе с чехословаком Вацлавом Недомански. В тот же год спортсмен впервые стал обладателем Кубка СССР. К шайбам в ворота восточных немцев, поляков и посредственных в те годы финнов можно отнестись без особого восторга. Но Капустин позднее забивал и более серьезным соперникам — командам НХЛ в рамках клубных суперсерий, канадцам, чехам и шведам. Больше других запомнился его победный гол на ЧМ-1978. Капустин, вышедший на игру против Канады с температурой, в конце матча умчался «один в ноль», резко дал по тормозам, сбросив с себя защитника соперника, и бросил в девятку, прежде чем его успел толкнуть другой оппонент. После этого игрок провел суперсерию, где участвовали лучшие клубы НХЛ — «Нью-Йорк Айлендерс», «Питтсбург Пингвинз» и «Чикаго Блэк Хоукс». Ему вместе с товарищами по команде удалось завоевать победу.Тогда же парень привлекался к матчам за сборную СССР, в составе которой стал олимпийским чемпионом зимних игр в Инсбруке. Этим перспективный хоккеист привлек внимание тренеров ведущих российских команд. Вскоре к Сергею приехал Виктор Тихонов, который предложил перейти в ЦСКА. Он мечтал собрать легендарную тройку, в которой числились бы Капустин, Виктор Жлуктов и Хелмут Балдерис, но это оказалось не так просто.

Игрок не желал покидать «Крылья», считая такой поступок предательством. Он дорожил авторитетом в клубе, не мог подвести товарищей и подставить тренера. Но все уже решили за него, начались угрозы и попытки подкупа, которые не давали результатов. В итоге парня подловили на улице и отвезли в военкомат, где подписали указ о призыве в армию. Таким образом, спортсмена вынудили сражаться за ЦСКА.

Тихонов рассчитывал, что тройка Капустин-Жлуктов-Балдерис сможет составить конкуренцию сочетанию Харламов-Петров-Михайлов. Этого не произошло, хотя временами звено блистало. С горем пополам через три года армейской командировки Капустин вырвался в «Спартак», где тогда работал Кулагин. Попав к своему тренеру, нападающий заиграл еще ярче, несмотря на серьезную личную трагедию — летом 1980-го из-за неправильных действий врачей в Алуште скончался его маленький сын Сергей.

Взять титул с красно-белыми, как было с прошлыми командами, Капустину не удалось. Хотя уже в первом сезоне в спартаковской форме он установил личный рекорд результативности — 63 очка. Затем были очередное золото чемпионата мира и место в символической сборной турнира. Самая серьезная победа советского хоккея на Кубке Канады-1981 также состоялась при его непосредственном участии. В решающем матче сборная СССР разгромила канадцев 8:1.

«Спартаковская» тройка Капустин-Шепелев-Шалимов проявила себе классно: на счету центрфорварда оказался хет-трик. Что же касается нашего героя, то по-прежнему держался скромно, о чем вспоминали его товарищи. Удивительным для мира спорта событием, где эгоизм в порядке вещей был и остается всегда, стал отказ Капустина от поездки на Олимпиаду-1984 в Сараево. Нападающий посчитал, что хроническая травма паха помешает ему сыграть в полную силу, поэтому не захотел подводить команду, чем удивил Тихонова и его помощника Юрзинова. По тем временам, когда любая заграничная поездка с большими шансами на первое место сулила блага, такой поступок игрока за два дня до объявления состава на Игры воспринимался как что-то нереальное.

В тот период хоккеист был на пике своей формы — весил 87 кг при росте 181 см — и сумел показать высокие результаты на чемпионатах мира и Европы в Чехословакии, где завоевал для страны «золото». Год спустя мужчина пополнил копилку достижений победами на играх, проводившихся в СССР. Спортсмен пользовался любовью болельщиков, которым дарил на память свои фото с подписью.

Вновь стать олимпийским чемпионом Капустину было не суждено, в 1980-м он получил травму и временно выбыл из строя. В тот же год мужчина покинул ряды ЦСКА и перешел в «Спартак», который возглавил Борис Кулагин. Но семейная трагедия едва не поставила крест на карьере игрока.

Смерть сына подкосила здоровье Сергея, но лед был его отдушиной. В последующие годы он неоднократно завоевывал золотые медали на мировых чемпионатах, пока не завершил карьеру. Ему предлагали место в клубах Японии, но спортсмен решил заняться тренерством и поступил в Высшую школу. Использовать полученный диплом он так и не решился — понял, что не сможет учить других.

В последние годы жизни Капустин остался без работы и почти без сбережений. Чтобы обеспечить семью, мужчина пробовал себя в разных профессиях, подрабатывал частным извозом, был администратором в «Спартаке», затем играл за ветеранскую команду, но так и нигде и не задержался надолго.

Смерть

Чемпион умер скоропостижно. Весной 1995-го он купался в пруду и разбил локоть. Травма показалась мужчине пустяковой, он не спешил обращаться к врачу, но когда на руке начали появляться темные пятна, стало понятно, что медлить уже нельзя. Медицинская помощь оказалась запоздалой. Сергей умер 4 июня того же года, причиной смерти стало заражение крови. К тому же у спортсмена обнаружились проблемы с печенью и почками, вызванные недоеданием и сильным истощением организма.

Похороны состоялись на Востряковском кладбище, тело знаменитости было упокоено в одной могиле с его первенцем.

Достижения

1974 — победитель чемпионата мира в Финляндии

1974 — победитель чемпионата Европы в Финляндии

1975 — победитель чемпионата мира в ФРГ

1976 — чемпион Олимпийских игр в Инсбруке

1978 — победитель чемпионата мира в Чехословакии

1978 — победитель чемпионата Европы в Чехословакии

1979 — победитель чемпионата мира в СССР

1981 — победитель чемпионата мира в Швеции

1982 — победитель чемпионата мира в Финляндии

1982 — победитель чемпионата Европы в Финляндии

Сергей Капустин вошел в историю как игрок, который завоевал чемпионский титул, в разные годы представляя «Крылья», ЦСКА и «Спартак».

Показать полностью 4
172

О героях былых времен. Мелитон Кантария

Август 1992 года.  Грузинские войска в Абхазии. Бывшая «здравница» Советского Союза все больше напоминает пылающий дом. В городах грабежи и стрельба. Еще некогда братья грузины и абхазы неистово истребляют друг друга. Юного корреспондента Георгия Зотова пригласил домой крепкий старик. На столе душистые персики и сыр сулугуни. Хозяин дома достал чачу и наполнил два стакана до краев. Рука, как положено прожжённому и матерому солдату, не дрожала. Первый тост, который всегда произносил грузин, звучал так: «За великий советский народ». Осушив стакан одним залпом, старик зарыдал и сквозь слезы спросил: «Сынок, я завидую моему другу Мише Егорову, знаешь почему? Потому что он не стал свидетелем того, что вижу я, как разваливается наша великая Родина. Родина, за которую кровь проливали и переломили хребет проклятому Гитлеру. Почему все так случилось? Ответить на этот вопрос я не в силах. Я жалею, что дожил до этого момента. Лучше всего этого не видеть. Скажи мне, куда теперь знамя водружать, куда его отнести?».  Звали старика Мелитон Кантария. Через год с небольшим после этого разговора он умрет. Его имя знал каждый советский школьник, однако мало кто себе представляет, как сложилась жизнь великого грузина после фронта.

Мелитон Варламович со слезами на глазах читал газетные статьи позднего СССР, в которых опьяненные гласностью псевдоэксперты заявляли, что знаменитый снимок на крыше рейхстага – «дешевая инсценировка» ради пропаганды.

«Хороша ведь инсценировка, генацвале» – ругался старик, с присущей кавказцам эмоциональностью. «В рейхстаге полно эсэсовцев, а на улицах их еще больше. Стреляли в нас не переставая. Казалось, что стены вот-вот рухнут. Вы думаете, почему нас втроем туда направили – думали двоих положат, но хотя бы один доберется. С огромным красным полотном мы были для них мишенью в тире, видно нас было из каждого угла. Пули свистели только так. Даже после выполнения задачи, мне прилетело замечание: мол, где ремень? А им я и привязывал знамя, чтобы крепче держалось».

Мелитон Кантария про войну вспоминал очень редко. Рассказывал неохотно. Тяжело было «ковыряться» в фронтовых воспоминаниях и тревожить незатянувшиеся раны. Простой грузин из села Джвари прошел всю войну от звонка до звонка. Пережил тяжелое ранение и совершил с товарищами подвиг в Берлине.

После войны 26-летний Мелитон Варламович трудился простым работягой на шахте, потом стал плотником. «Звездной болезнью» никогда страдал. Всегда принимал товарищей и простых людей за большим столом. В 1962 г. у него дома целую неделю гостил сам Георгий Жуков.

«Отчего ты тут сидишь? Тебе в армию надо. Окончишь академию, глядишь и генеральские погоны получишь. Я подсоблю» – настаивал Жуков. «Фашистов бил 4 года. Хватит, навоевался. Пойду только если Родина позовет – рядовым» – спокойно отвечал Кантария.

Гордился своей новенькой «Волгой», но после смерти друга – Миши Егорова (погиб в автокатастрофе) – за руль больше не садился. Продал машину от греха подальше.

В 1970-х гг. жизнь Кантарии круто изменилась. Стал депутатом, возглавил мясной магазин. Развал Советского Союза потряс Мелитона Варламовича. Сидя за столом с Георгием Зотовым, Кантария сокрушался: «Как же так, немцы на колени нас не поставили. А мы уничтожили сами себя. Проклятый Гитлер улыбался бы сейчас, потирая руки. Разве я за Грузию сражался? Нет. Мы бились за нашу огромную Советскую страну.»

В 1993 г., опасаясь за жизнь своей семьи, Мелитон отбыл в Москву, как беженец (в Грузии Кантария оказался никому не нужен). Московская мэрия выделила ему небольшую квартирку на окраине города. Но пожить в столице уже новой России Герою войны было не суждено. Мелитон не смог пережить горя, постигшего его родную страну. Он скончался на пути в Москву прямо в купе поезда. На похороны официальные лица тогдашней России не пришли.
Похоронили великого человека в родном грузинском селе.
Напоследок своим он сказал: «Все, за что я воевал кануло в лету. Я грузин, но моя Родина – СССР. Они думают, что порознь будет лучше. Они ошибаются. Вот увидите, помяните мое слово».

Мелитон Кантария родился 5 октября 1920 года в грузинском селе Джвари (ныне это город на западе Грузии, край Самегрело-Верхняя Сванетия) в семье крестьян. По национальности - грузин. Отец - Варлам Кантария (1890-1963), воевал в Первой мировой войне в составе Русской Императорской армии, был ранен, награждён орденами. В период Великой Отечественной войны он участвовал в снабжении фронта продовольствием, был награждён медалями «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Мать - Лидия (1896-1985). Братья - Алексей, Амбако (оба умерли в конце 1990-х), Шалва (умер в декабре 2014). Все его братья проживали в Джвари, на родине отца. Сёстры - Аниа и Лайсо, живут в селе Мужава Цаленджихского района. Мелитон Кантария окончил четыре класса начальной школы. Работал в колхозе. В 1938 году был призван в ряды РККА. С декабря 1941 года - на фронтах Великой Отечественной войны. Был разведчиком 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта. Вместе с сержантом Михаилом Егоровым водрузил Знамя Победы на крыше Рейхстага во время битвы за Берлин. Группой руководил лейтенант Алексей Берест. В 1946 году демобилизовался. В 1947 году вступил в ВКП(б). В Грузии работал в колхозе, занимался мелкой торговлей. Позже поселился в Сухуми, где работал директором магазина. Был депутатом Верховного Совета Абхазской АССР. В 1965 году вместе с Михаилом Егоровым и Константином Самсоновым нёс знамя на Параде победы на Красной Площади в Москве. В том же составе они пронесли знамя победы на первомайской демонстрации трудящихся в Москве в 1970 году.

Кантария Мелитон Варламович
Документ в картотеке иностранных наград
Боевой орден «За заслуги перед народом и Отечеством» I степени - золото ГДР, Госсовет ГДР
Медаль «Борцу против фашизма 1933-1945» ГДР
Боевой орден «За заслуги перед народом и Отечеством» I степени - золото 06.05.1985 ГДР, Госсовет ГДР
Дата рождения: __.__.1920
Воинское звание: ст. сержант запаса|мл. сержант запаса
Информация об архиве -
Картотека: Картотека иностранных наград
Расположение документа: ящик 007

https://back-in-ussr.com/2022/10/meliton-kantariya-rydal-posle-raspada-sovetskogo-soyuza-i-umer-v-kupe-poezda.html


Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!