Серия «О Москве - нескучно, интересно и познавательно»

774

Компостеры в московском городском наземном транспорте и история талончиков на проезд

В 1958-м году в нашей стране началось внедрение бескондукторной оплаты за проезд в общественном транспорте, и в салонах автобусов стали появляться билетные кассы-копилки. Первые кассы были напольные в виде металлического ящика, похожего на сейф. Нашел несколько фоток в инете:

Для оплаты проезда пассажиру нужно было опустить монетки в прозрачную часть из оргстекла в верхней части кассы, и затем оторвать билет из билетницы, установленной сбоку кассы. Брошенные в кассу монеты падали на металлическую балансировочную пластину. Когда на пластине скапливалось некоторое количество монет, под их весом она поворачивалась, и монеты с характерным звоном ссыпались в кассету для сбора денег внутри кассы, а пластина возвращалась в исходное положение.

С 1 января 1961 г. до 27 мая 1985 г. стоимость одной поездки в Москве на автобусе составляла 5 копеек, в троллейбусе – 4 копейки, в трамвае – 3 копейки. А в 1985 г. билеты на весь наземный общественный транспорт стали стоить одинаково – 5 копеек.

С бескондукторной оплатой проезда сразу возникла одна проблемка – как оплачивать проезд пассажиру, у которого нет при себе мелких денег? Кассовый аппарат, в отличие от кондуктора, не мог дать сдачи. Для решения этой проблемы ввели абонементные билеты.

Размером такие абонементные билеты были больше, чем обычные билеты в кассе. Их также называли «абонементные талоны».

Продавались они водителями, в виде вот такой склейки из 10 штук, которая называлась «абонементная книжка», в народе просто «книжечка». Позже они стали продаваться еще и в киосках «Проездные билеты» и «Союзпечать».
На талонах даже писали краткую инструкцию, как ими пользоваться)

Войдя в салон, пассажир должен был оторвать один талон от «книжечки», на автобусах, в которых еще были кондукторы, надо было обменять талон у кондуктора на обычный билет, а на машинах, работающих уже без кондуктора, талон надо было опустить в кассу вместо монет, и оторвать обычный кассовый билет.

Конструкция касс-копилок была такой, что можно было оторвать любое количество билетов, независимо от суммы монет, брошенных в кассу. Начал появляться разрыв между количеством оторванных билетов и выручкой, и с введением бескондукторной оплаты за проезд стало возрастать число безбилетников.

В 1964 году закончился перевод наземного пассажирского транспорта Москвы на работу без кондукторов, и в этом же году советские инженеры придумали кассу-полуавтомат. Это была модель ППБ-3-64 (полуавтомат продажи билетов). Чтобы получить билет из такой кассы, в нее сначала надо было опустить монеты, затем дернуть за рычаг справа, и уже оторванный билет появлялся в специальном кармашке кассы. Если дернуть за рычаг, не опустив в кассу монеты, то билет касса не выдавала.

Касса-полуавтомат срабатывала от веса монет, и талон из «книжечки» она не принимала. И вот тогда, дополнительно к кассам, в салонах появляются компостеры.

Компостеров, за время их использования в общественном транспорте, было около 20 разных моделей. Работали они по принципу дырокола, своими штырьками пробивая в талонах отверстия (компостировали талон). Внутри компостеров эти штырьки можно было переставлять, и комбинации отверстий в разных автобусах отличались.

Когда в салон заходили контролеры, они пробивали в компостере обычную бумажку для образца комбинации отверстий в компостерах данного автобуса, и потом проверяли билеты у пассажиров, сравнивая соответствие отверстий.

С переводом всех автобусов на работу без кондукторов, постепенно на талонах «книжечек» изменился и текст инструкции по пользованию. Вместо обмена талона на билет у кондуктора стали писать про компостеры.

С 1985 года, когда стоимость одной поездки в автобусе, троллейбусе и трамвае стала одинаковой – 5 копеек, вместо трех разных талонов для проезда в автобусе, троллейбусе и трамвае, стали печатать один общий.

Типография Мт8, выпускавшая талоны с 1985 по 1987 год, уже печатала на них слово «талон», а не «билет».

Я застал в детстве билетные кассы, уже поздние модели, и копилок, и полуавтоматов. Кассы-копилки уже были меньше размером. Это была модель А602 У2.

Брошенные в них монеты падали на резиновую ленту. Чтобы оторвать билет, надо было покрутить ручку. Вращение этой ручки также приводило в движение и резиновую ленту, монеты с которой падали в кассету для денег.

Полуавтоматы были модели ППБ-7-75. Для получения билета нужно было нажать на клавишу. При этом касса выдвигала наружу билет с катушки, который надо было оторвать. Помню, что в таких кассах билет часто отрывался на середине. А иногда и вместо целого билета аппарат выдавал только его кусочек. Такое могло быть по причине неисправности механизма кассы, а возможно даже, что их как-то специально «настраивали» на такую работу, чтобы к концу смены можно было забрать себе разницу между проданными билетами и выручкой.

В 1987 году дальнейшее использование касс сочли нецелесообразным. Из салонов наземного общественного транспорта Москвы убрали все кассовые аппараты, и для оплаты проезда остались только компостеры.

Талончики в «книжечку» в типографии склеивали вручную. И для упрощения производства, в том же 1987-м году, абонементные талоны стали делать вот в таком виде, летной по 10 штук с перфорацией между талонами. Водители, вынужденные продавать талоны пассажирам на остановках, из-за разницы размера «книжечки» и ленты, называли ее «простыней».

И тоже в 1987 году, изменился дизайн и размер абонементных талонов. Возможно, по причине, что их стала печатать другая типография, судя по маркировке на талонах. Вместо московских типографий Мт19 и Мт8 с 1987 года талоны для наземного общественного транспорта Москвы стали печатать на ленинградской типографии ЛТ-12.

В 1988 году происходит еще небольшое изменение в дизайне – в верхней части талонов убирают слова «городской транспорт».

С распадом Советского Союза в 1991 году началась дикая инфляция, и по талонам можно отследить как выросла стоимость проезда за два года аж в 200 раз, с 5 копеек до 10 рублей)
Стоимость продолжала расти, и в 1993 году ее вообще перестали указывать на талонах.

С появлением доступных компьютеров и копировальной техники в 90-х годах стали появляться поддельные талоны. Видимо, по этой причине в 1996-м году талоны стали делать на бумаге с водяными знаками, в совершенно новом дизайне и цветными. И для дополнительной защиты от подделок талоны были в двух вариантах цветов.

С 1997 года производством талонов начала заниматься Московская печатная фабрика Гознака. Талоны стали печать на более качественной бумаге, похожей на бумагу, как у денежных купюр. Талоны тоже были двух цветов, но их дизайн изменили конкретно. Для дополнительной защиты от подделок на талонах появилась микропечать. Изображение стало более четким, и талоны получились очень красивыми.

А со II квартала 1998 года талоны стали делать в еще более новом дизайне. В качестве еще одной дополнительной защиты от подделок на талонах появилось рельефное слово «МОСКВА», и талоны стали иметь срок действия 1 квартал.

Цвета талонов были также разные, но теперь по два вида цветов было не на год, а на квартал. И с каждым новым кварталом вместе с цветом менялся и фоновый рисунок микропечати.

А в 2003 году, с началом установки в нашем городе турникетов в автобусах, закончилась история бумажных талончиков. И в сентябре 2004 года, когда на весь наземный общественный транспорт Москвы были установлены турникеты, закончилась и эпоха компостеров.

via

Показать полностью 25
16

Ресторан советской Москвы, который перестал работать лишь несколько лет назад

Когда появился этот ресторан? Почему изначально там было не очень безопасно? Когда заведение приобрело морскую тематику? Какие интересные блюда там предлагали попробовать? А также - правда ли, что работать ресторан перестал всего несколько лет назад? И что на его месте находится сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.

Историческое место

Ресторан "Якорь" был одним из любимых у москвичей. Находился он в доме №19 на нынешней 1-й Тверской-Ямской улице, на углу с Большой Грузинской. В советское время адрес был другой: улица Горького, 49. В советское время заведение прославилось своими рыбными блюдами. Однако история существования ресторана оказалась более "древней", если так можно сказать. Впервые информация о нём встречается ещё в начале 1930-х годов. Он работал при одноимённой гостинице. Отель же появился здесь ещё в дореволюционные времена: его открыл некий Д.Т. Митрофанов в 1889 году. Правда размещался он в нынешнем доме №15 (то есть рядом). Возможно, в советское время гостиница переместилась в соседнее здание.

Справа на фото дом, где располагался ресторан "Якорь", 1933. С сайта <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/restoran_sovetskoy_moskvyi_kotoryiy_perestal_rabotat_lish_neskolko_let_nazad_13167988?u=http%3A%2F%2Fwww.pastvu.com&t=www.pastvu.com&h=3a9dc09f3a362ad923b8078d477795b9581f7c33" title="http://www.pastvu.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">www.pastvu.com</a><!--/noindex-->.

Справа на фото дом, где располагался ресторан "Якорь", 1933. С сайта www.pastvu.com.

Было ли уже в те времена меню заведения преимущественно рыбным, сказать сложно. В рекламных объявлениях всё ограничивалось весьма лаконичной информацией. Газеты сообщали, что в "Якоре" можно позавтракать, пообедать и отужинать. Кроме того, для гостей там играл оркестр "Джаз". В 1946 году гостиница превратилась в "Дом для приезжающих учёных" Академии Наук СССР. В прессе писали, что вскоре фактически здание утратило статус отеля. Те, кто останавливались там на время, оставались по сути навсегда. Так что это уже больше походило на обыкновенный жилой дом. В общем, тогда ресторан "Якорь" получил свою независимость от гостиницы.

Реклама ресторана "Якорь" из газеты "Вечерняя Москва" за 13 сентября 1934 года (№211).

Реклама ресторана "Якорь" из газеты "Вечерняя Москва" за 13 сентября 1934 года (№211).

В 1950-х "Якорь" был очень популярным рестораном. Судя по отрывочным сведениям, по вечерам там практически никогда не имелось свободных мест. В то же время заведение обладало репутацией не самого безопасного. В газетах были статьи, где рассказывали об ограблениях. Преступники знакомились с будущей жертвой на входе, потом вместе выпивали за столиком. Затем, когда добивались нужной кондиции объекта, предлагали подвезти домой и забирали у него все деньги, а также ценные вещи.

Трапеза на дне морском

Ресторан "Якорь" в том виде, в котором его многие помнят до сих пор, открылся в 1966-м. Годом ранее заведению выделили 130 м² в соседнем доме №47 (ныне №17). В залах провели реконструкцию. Идея была такая: создать у гостей ощущение, будто бы они оказались на морском дне. Колонны отделали галькой. На стенах появились кораллы, ракушки, а также морские звёзды. Всё это было увито "водорослями". В качестве дополнительных украшений сделали витраж из обожжённого стекла с применением металлов. Благодаря этому, он будто бы светился изнутри.

Вывеска ресторана "Якорь" до реконструкции. Угол с Большой Грузинской улицей, 1963. Автор фото: В. Гуменюк. С сайта <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/restoran_sovetskoy_moskvyi_kotoryiy_perestal_rabotat_lish_neskolko_let_nazad_13167988?u=http%3A%2F%2Fwww.pastvu.com&t=www.pastvu.com&h=3a9dc09f3a362ad923b8078d477795b9581f7c33" title="http://www.pastvu.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">www.pastvu.com</a><!--/noindex-->.

Вывеска ресторана "Якорь" до реконструкции. Угол с Большой Грузинской улицей, 1963. Автор фото: В. Гуменюк. С сайта www.pastvu.com.

Всего внутри ресторана сделали три зала. Один был похож на каюту. Там даже были иллюминаторы. В банкетном зале добавили любопытное освещение. Оно напоминало светящиеся брызги воды. Оригинальным планировали сделать и фасад. Например, отделать эту часть здания плиткой цвета морской волны и украсить вход большим настоящим якорем. Правда, судя по фотографиям, воплотили в жизнь точно не все эти задумки. Посуду для ресторана заказали на знаменитом Дулёвском фарфоровом заводе. А форму для официантов создавали в Общесоюзном доме моделей на Кузнецком мосту.

В ресторане "Якорь", 1983. Автор фото: В. Акимов. Риа Новости.

В ресторане "Якорь", 1983. Автор фото: В. Акимов. Риа Новости.

Меню отныне отражало название ресторана и было преимущественно рыбным. В качестве закусок здесь предлагали фаршированные яйца (с икрой или печенью трески); селёдку; заливную рыбу; креветки и кальмары с майонезом; салаты, в том числе из морской капусты, и др. Горячие закуски были представлены запечённой селёдкой, треской или креветками. Их подавали в кокотницах и даже ракушках. Супы предлагали в основном рыбные: два вида ухи, в том числе с расстегаями (на дореволюционный манер, видимо) и рыбную солянку. Для желающих имелись бульоны с фрикадельками или кулебякой.

Меню ресторана "Якорь" в 1970-х годах. Отсюда: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/restoran_sovetskoy_moskvyi_kotoryiy_perestal_rabotat_lish_neskolko_let_nazad_13167988?u=https%3A%2F%2Fa-dedushkin.livejournal.com&t=https%3A%2F%2Fa-dedushkin.livejournal.com&h=4df8e44609ba48de2c2105a7a9c24efa12c9c2d8" title="https://a-dedushkin.livejournal.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">https://a-dedushkin.livejournal.com</a><!--/noindex-->

Меню ресторана "Якорь" в 1970-х годах. Отсюда: https://a-dedushkin.livejournal.com

Меню ресторана "Якорь" в 1970-х годах. Отсюда: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/restoran_sovetskoy_moskvyi_kotoryiy_perestal_rabotat_lish_neskolko_let_nazad_13167988?u=https%3A%2F%2Fa-dedushkin.livejournal.com&t=https%3A%2F%2Fa-dedushkin.livejournal.com&h=4df8e44609ba48de2c2105a7a9c24efa12c9c2d8" title="https://a-dedushkin.livejournal.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">https://a-dedushkin.livejournal.com</a><!--/noindex-->

Меню ресторана "Якорь" в 1970-х годах. Отсюда: https://a-dedushkin.livejournal.com

На горячее гостям предлагали отведать разную рыбу: как запечённую, так и жареную или тушёную. При желании можно было заказать живых морских и речных обитателей из аквариума. В первую очередь, это карп или сом. Их для гостей могли запечь или пожарить. Также в меню была выпечка: с рыбными начинками или сладкая. Холодные, горячие и, конечно же, горячительные напитки имелись в широком в ассортименте.

Долго держался

В советские времена "Якорь" был весьма популярным. Закрывался он лишь в начале 1990-х, когда шла реконструкция самого здания. Оно полностью утратило свой оригинальный облик, зато сохранило ресторан. Хотя его интерьеры уже, конечно, были новыми. Стали более тяжёлыми и менее морскими. Много "золотых" элементов и тёмно-синих тканей. Изменилось и меню. Оно превратилось в более изысканное. Появились лобстеры, креветочные супы и многое другое.

Новое здание, где располагался "Якорь". Тогда тут разместили "Палас-отель", 1995. С сайта <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/restoran_sovetskoy_moskvyi_kotoryiy_perestal_rabotat_lish_neskolko_let_nazad_13167988?u=http%3A%2F%2Fwww.pastvu.com&t=www.pastvu.com&h=3a9dc09f3a362ad923b8078d477795b9581f7c33" title="http://www.pastvu.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">www.pastvu.com</a><!--/noindex-->.

Новое здание, где располагался "Якорь". Тогда тут разместили "Палас-отель", 1995. С сайта www.pastvu.com.

"Якорь" - один из немного ресторанов советского времени, который продолжил существовать и после распада СССР. Более того, заведение работало до конца 2010-х годов. Лишь в 2020-м в его помещениях обосновался новый, на этот раз пивной, немецкий ресторан. Цены там сейчас чуть выше средних по Москве.

Ресторан "Якорь" в 2018 году ещё работал. Яндекс.Панорамы.

Ресторан "Якорь" в 2018 году ещё работал. Яндекс.Панорамы.

via

Показать полностью 14
55

Прогулка по Москве 1969 года. 16 снимков столицы 56 лет назад

Давайте отправимся на историческую прогулку по Москве прошлого. Сегодня мы перенесёмся в 1969 год. Но прежде чем начинать, давайте вспомним интересные события того времени:

Пограничный конфликт на острове Даманский (март 1969 года)

В марте 1969 года произошло одно из самых серьёзных вооружённых столкновений между СССР и Китаем на острове Даманский, расположенном на реке Уссури.

• Конфликт начался 2 марта, когда китайские военные напали на советский пограничный наряд. В боях участвовали бронетехника, артиллерия и даже реактивные системы залпового огня.

• Погибло более 50 советских военнослужащих и неизвестное количество китайских солдат. В итоге остров остался под контролем СССР, но позже (в 1991 году) был передан Китаю.

Этот инцидент сильно ухудшил советско-китайские отношения, а также показал, что конфликт между социалистическими странами вполне возможен.

Попытка покушения на Брежнева (22 января 1969 года)

22 января младший лейтенант Виктор Ильин попытался убить Леонида Брежнева.

• Ильин переоделся в форму милиционера и проник в Кремль.

• Он открыл огонь по автомобилю с космонавтами, приняв его за машину Брежнева. В результате был убит водитель и ранен один из сопровождавших, самого же Брежнева в этой машине не оказалось.

Покушение вызвало волну обсуждений, а Ильина признали невменяемым и отправили в психиатрическую больницу.

Начало эпохи «ВИА» – вокально-инструментальных ансамблей

В конце 60-х в СССР начали появляться первые ВИА – аналоги западных поп- и рок-групп, но с советской спецификой.

• В 1969 году известность получили ВИА «Поющие гитары» – один из первых профессиональных ансамблей. Чуть позже появятся «Песняры», «Самоцветы» и другие.

Ну а мы отправляемся на прогулку по Москве 1969 года!

На Площади Революции тогда была АЗС. А на АЗС этой среди "Волг" затесался американский Plymouth Savoy. Судя по всему - принадлежал кому-то из американского посольства. А попавшая справа в кадр 22-я "Волга" (это именно универсал) принадлежала Сергею Михалкову.

Так в те годы выглядел Черёмушкинский рынок.

автор фото - Николай Рахманов

автор фото - Николай Рахманов

Вот такая сцена из жизни Москвы на Тверском бульваре. Судя по всему, это мат.

автор фото - Борис Кавашкин

автор фото - Борис Кавашкин

Переносимся в Измайлово, чтобы посмотреть на Москву, которой нет. Старый дом на Советской улице. Сейчас его, само собой, уже не существует.

А вот и новые дома в Измайлово, которые постепенно превращают деревенский пейзаж в городской. На фото - Измайловский проезд.

Москва разнообразная. Это, кстати, Университетский проспект.

автор фото - Валерий Усманов

автор фото - Валерий Усманов

Давайте возвращаться в центр. На фото - улица 25 Октября (ныне - Никольская улица).

автор фото - Paolo Koch

автор фото - Paolo Koch

Завернём на Красную площадь, куда же без этого?

автор фото - Paolo Koch

автор фото - Paolo Koch

И отправимся на площадь Комсомольскую. Там, как всегда суета - около вокзалов это неизбежно, а тут их сразу три штуки.

Магазин "Свет" в микрорайоне Черкизово.

автор фото - Анатолий Гаранин

автор фото - Анатолий Гаранин

Пешеходный мост через реку Сетунь в Раменках.

Кадр из х/ф "Внимание,черепаха!" режиссёра Ролана Быкова

Кадр из х/ф "Внимание,черепаха!" режиссёра Ролана Быкова

Марчелло Мастроянни, Софи Лорен и Карло Понти в Москве. Приехали по каким-то важным кинематографическим делам.

А это - троллейбусное кольцо в Серебряном Бору. Какие же красивые в Москве были "рогатые"!

автор фото - Рой Маквелл

автор фото - Рой Маквелл

На перронах Ленинградского вокзала.

У Белорусского вокзала путешествует диван с сопровождающими.

автор фото - Юрий Абрамочкин

автор фото - Юрий Абрамочкин

Ну и напоследок - парад колясок с малышами на Цветном бульваре. В комментариях к фото пишут, что за небольшую денюжку мамы оставляли коляски с детьми на попечение бабушкам, а сами бегали по магазинам на Цветном. Неужели так и правда было?

автор фото - Юрий Абрамочкин

автор фото - Юрий Абрамочкин

via

Показать полностью 19
21

Москва - старинные храмы и каскад прудов: Старообрядческий Духовный центр

С давних пор на востоке Москвы существовала Рогожская Ямская Слобода. Сейчас её территория расположена на границе Центрального и Юго-Восточного округов.

Сегодня мы прогуляемся по Старообрядческому Духовному центру "Рогожское", расположенному в Рогожской слободе..

Там три входа: западный, северный и южный. На фото западный вход.

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Западный вход

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Западный вход

Правила посещения

Некоторые граждане почему-то робеют, когда слышат слово старообрядческий, однако в посещении подобного места нет каких-то необычных ограничений.

Прогулка по территории Рогожской общины практически не отличается от прогулки в любом московском парке.

Нельзя пить спиртные напитки, курить и быть в непотребном состоянии, нельзя сквернословить.

Не допускается выгуливать животных, кататься на колёсных средствах. А вот детские коляски и дошкольники на велосипедах допускаются.

В будний день посетителей практически нет!

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Южный вход

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Южный вход

Рогожское кладбище

Можно сказать, что Рогожская община началась с Рогожского кладбища. Организовано оно было во второй половине XVIII века, когда в Москве случилась эпидемия чумы.

Подобные кладбища были открыты и в других районах за пределами города. Часть из этих кладбищ была уничтожена в середине XX века, некоторые сохранились до наших дней.

Рогожское кладбище было выделено именно для старообрядцев. Если по окончания прогулки по Рогожской общине вы захотите посетить кладбище, то обратите внимание на Некрополь семьи Морозовых.

Проект Некрополя разработан архитектором Фёдором Шехтелем. В настоящее время объект признан памятником регионального значения.

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Некрополь Морозовых

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Некрополь Морозовых

Храмы

Всего на территории Рогожской общины находятся четыре храма. Три церкви действительно старообрядческие и одна православная.

Не удивляйтесь, что на территории Старообрядческого Духовного центра присутствует православная церковь.

Таковы гримасы истории.

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Храмовый ансамбль

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Храмовый ансамбль

Никольская церковь

Каменная Никольская церковь была построена на этом месте в 1776 году. Здание сооружено в стиле классицизма.

Спустя примерно 80 лет помещение церкви передали единоверцам.

Знаете кто такие единоверцы? Я тоже не знал.

Единоверцы признают иерархию РПЦ и считают себя её составной частью, но при этом они соблюдают дореформенные обряды.

После передачи церкви единоверцам здание было перестроено в русском стиле.

В конце XX века здание Никольской церкви передали в ведение РПЦ.

Рогожская слобода. Никольская церковь

Рогожская слобода. Никольская церковь

Покровский собор

Покровский собор был построен в конце XVIII века по проекту архитекторов М.Ф. Казакова и И.И. Марченкова.

По первоначальному плану здание должно было превышать размерами Успенский собор в Кремле, но вмешалась общественность и проект скорректировали.

В конце 30-х годов XX века церковь планировали закрыть, но так и не закрыли.

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Покровский собор

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Покровский собор

Собор Рождества Христова

Собор Рождества Христова был построен уже в начале XIX века по проекту архитектора И.Д. Жукова.

В 1812 году храм был разграблен французами.

В советское время здание использовалось сначала в качестве столовой, а впоследствии там хранились некоторые экспонаты Кремлёвских музеев.

В конце 90-х здание вернули церкви и в 2008 году собор был открыт.

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Собор Рождества Христова

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Собор Рождества Христова

Воскресенская храм-колокольня

Колокольня с храмом Воскресения Христова сооружена в 1913 году по проекту архитектора Ф.Ф. Горностаева.

В советское время здание колокольни использовалось в качестве склада.

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Колокольня с храмом Воскресения Христова

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Колокольня с храмом Воскресения Христова

Каскад прудов

Если вы уже устали от прогулки и хотите отдохнуть, то вполне можно сходить к прудам. Там есть скамеечки, на который можно отдохнуть и полюбоваться природой.

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Каскад прудов

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Каскад прудов

Когда я впервые увидел на фото Рогожские пруды, я был полностью уверен, что фото сделано в Венеции.

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Каскад прудов

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Каскад прудов

Кстати. Возможно, что это не пруды, а всего один пруд.

Со стороны прудов открываются прекрасные виды на архитектурный ансамбль храмов.

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Храмовый ансамбль

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Храмовый ансамбль

А ещё уток можно покормить. Когда я подошёл поближе к воде, утки стремглав устремились к берегу, но у меня с собой ничего не было.

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Каскад прудов

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Каскад прудов

Как добраться

Хотя комплекс этот расположен почти в центре города, пройти пешком до него от какой-то станции метро непросто. На обратном пути я шёл пешком до "Авиамоторной". Маршрут занимает примерно 30 минут.

Туда я добирался через "Нижегородскую". Нужно пересесть на наземный транспорт и ехать четыре остановки в сторону центра до МЦД "Калитники". Маршрутов там много и ходят они часто.

Также на городском транспорте можно доехать от "Римской", но там более сложная организация маршрутов и ходят они реже.

От "Марксистской" ещё можно ехать, но тогда придётся переходить Нижегородскую улицу по подземному переходу.

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Каскад прудов

Старообрядческий Духовный центр в Рогожской слободе. Каскад прудов

via

Показать полностью 23
152

Так с 1950-х изменились знакомые вам места в Москве. 20 фото времён тогда и сейчас

Давайте совершим очередное путешествие сквозь время, прогуляемся по улицам Москвы, посмотрим, какой была жизнь в пятидесятых и что изменилось за прошедшие десятилетия.

Поехали!

Это Ленинский проспект у перекрёстка с Ломоносовским. Здесь тогда располагался интересный магазин. Фото 1959 года, Сергеев-Васильев.

Магазин в этом месте давно закрылся, но общий вид сохранился, только деревья вырубили.

Это фото сделано на Ломоносовском проспекте. Фото 1959 года, Рэй Дегрут.

Здесь тоже застройка не изменилась

Это кинотеатр "Прогресс" на Ломоносовском проспекте. Фото 1958 года.

Кинотеатр закрылся, а в этом здании разместился театр.

Это фото сделано в межквартальном проезде у проспекта. Фото 1956 года.

Здесь сейчас очень много зелени

Это Пушкинская площадь и здание кинотеатра "Центральный". Фото 1954 года.

В семидесятые годы кинотеатр снесли.

Вид от улицы Горького / Тверской. Фото 1954 года.

На заднем плане справа появилось здание кинотеатра "Россия", которое теперь тоже используется под театр, только мюзиклов.

Это улица Горького / Тверская у Центрального телеграфа. Фото 1957 года.

Здание телеграфа внутри сейчас перестраивают, там разместятся институт, офисы, кафе и т.д.

Это фото сделано 1 мая на Советской площади, ныне Тверской. Фото 1954 года, Мартин Манхофф.

В центре кадра на заднем плане сейчас нет здания гостиницы, его разобрали.

Это тоже улица Горького / Тверская, недалеко от Пушкинской площади. Фото 1954 года, Мартин Манхофф.

Здесь тоже видно, что справа исчезла гостиница.

Это Садовое кольцо, вид на строящуюся сталинскую высотку у метро "Краснопресненская". Фото 1952-54 годов, Наум Грановский.

Перед высоткой потом снесли квартал и обустроили сквер.

via

Показать полностью 20
30

Зачем в 1960 году Москву расширили до МКАД

Какими были границы города до реформы? Зачем она понадобилась? Почему к Москве присоединили так много новых земель? Правда ли, что изначально в состав столицы вошла и часть нынешней области? А также - чем руководствовались при делении города на районы? Почему эта логика себя не оправдала? И как реформа 1960 года отразилась на современных границах Москвы? Об этом и не только расскажем сегодня.

Слишком тесно

Расширение Москвы 1960 года подарило нам те границы города, которые во многом сохраняются и сейчас. Если мы не берём в расчёт решение 15-летней давности включить в состав столицы огромную территорию юго-западной части области. В конце 1950-х стало понятно, что Москва в существовавших тогда границах стала слишком тесной. Последняя крупная административная реформа была в 1936 году. Небольшие изменения в неё (появление новых районов, их переименование или укрупнение) вносили в 1941, 1945 и 1957 годах.

Схема московский районов после реформы 1936 года. Отсюда: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/zachem_v_1960_godu_moskvu_rasshirili_do_mkad_13039908?u=http%3A%2F%2Fmoskva-oc.narod.ru&t=http%3A%2F%2Fmoskva-oc.narod.ru&h=c9f0061a138d3419aaf385a2aa9e42fd32e557f3" title="http://moskva-oc.narod.ru" target="_blank" rel="nofollow noopener">http://moskva-oc.narod.ru</a><!--/noindex-->

Схема московский районов после реформы 1936 года. Отсюда: http://moskva-oc.narod.ru

Формально граница города до сих пор проходила по линии Окружной железной дороги. Но, конечно, в некоторых частях Москвы она уже вышла за пределы этой черты. Столица активно развивалась. Особенно во второй половине 1950-х годов. Не последнюю роль сыграло массовое жилое строительство. Все эти микрорайоны нужно было где-то разместить. Свободных земель не хватало. Рассчитывать на крупные подмосковные города (Кунцево, Тушино, Люблино и др.) не приходилось. Там итак почти всё пространство уже застроили. Поэтому столицу пришлось расширять довольно сильно. Чтобы ввести в эксплуатацию примерно 75 млн м² жилой площади и разместить в ней около 6 млн человек.

Границы Москвы на карте 1952 года. С сайта <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/zachem_v_1960_godu_moskvu_rasshirili_do_mkad_13039908?u=http%3A%2F%2Fwww.retromap.ru&t=www.retromap.ru&h=74b5038ef5a29074ea5a4c4953f7367df8bdbcc0" title="http://www.retromap.ru" target="_blank" rel="nofollow noopener">www.retromap.ru</a><!--/noindex-->.

Границы Москвы на карте 1952 года. С сайта www.retromap.ru.

Однако просто присоединять новые территории не захотели. Решили снова сделать некую оградительную черту. В январе 1960 года чиновники во главе с министром транспорта СССР направили в ЦК КПСС записку. В ней они предлагали построить Московскую кольцевую автодорогу (МКАД). То есть обозначить ей новые границы города. В итоге идея получила одобрение. Прокладывали новую магистраль в два этапа. Сначала, в конце ноября 1960 года, открыли восточный участок от Ярославского до Симферопольского шоссе. По прошествии двух лет в строй ввели остальную часть МКАД.

Чем больше, тем лучше

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о расширении московских границ вышел несколько раньше: 18 августа 1960 года. Документ состоял из двух частей: основной и приложения. В последней описывалось по каким конкретно ориентирам прокладываются новые границы. На самом деле, частью столицы тогда стали не только все земли, которые оказались внутри МКАД, но и некоторые территории за пределами кольцевой автодороги. Однако про это я расскажу подробнее чуть позже.

Текст Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 августа 1960 года. Из газеты "Правда" за 19 августа 1960 года (№232).

Текст Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 августа 1960 года. Из газеты "Правда" за 19 августа 1960 года (№232).

Пока давайте ознакомимся с теми территориями, которые вошли в границы МКАД. В первую очередь, это были подмосковные города Бабушкин, Кунцево, Тушино, Люблино и Перово*. А также разные поселения и деревни. Всего в новой Москве теперь было 17 огромных районов. Их старались делать примерно одинаковыми как по площади, так и по количеству населения. Считалось, что такими административно-территориальными образованиями будет легче управлять. Интересно, что руководствовались также историей местности. В основном все районы начинались от Садового кольца и доходили до МКАД. Исключения составляли только четыре единицы. Они располагались внутри Садового. Это Свердловский, Кировский, Бауманский и Фрунзенский районы.

Карта районов внутри МКАД после реформы 1960 года. Отсюда: http://moskva-oc.narod.ru *с городом Перово есть небольшая путаница. Многие люди, которые там появились на свет во второй половине 1950-х говорят, что в их свидетельствах о рождении указано, что Перово уже являлось Москвой. Не знаю, как прокомментировать это обстоятельство. Согласно официальным документам, Перово стало частью столицы только в 1960 году.

Кроме территорий внутри МКАД, в состав столицы, согласно указу Президиума Верховного Совета РСФСР, входил лесопарковый защитный пояс. Он пролегал вокруг Кольцевой автодороги. Сейчас это Московская область. Его площадь составляла 180 гектаров. Ширина достигала 10 километров. Всю эту местность разделили пять районов: Балашихинский, Люберецкий, Мытищинский, Красногорский и Ульяновский. В них входили все города и поселения, которые попадали в новые границы.

Полная схема новых границ Москвы с лесопарковой зоной. Из газеты "Вечерняя Москва" за 18 августа 1960 года (№194).

Полная схема новых границ Москвы с лесопарковой зоной. Из газеты "Вечерняя Москва" за 18 августа 1960 года (№194).

Ошибка планирования

Лесопарковый защитный пояс подчинялся Москве не так долго. Уже в 1961 году эти земли решили вернуть обратно в состав области. Таким образом, эта территория перестала считаться частью столицы. А границы города проходили исключительно вдоль МКАД. В таком виде всё просуществовало примерно 8 лет. Через какое-то время стало понятно, что разделение земель на такие огромные районы являлось ошибочным. Управлять ими оказалось не проще, а сложнее. Да и не самое хорошее на тот момент развитие транспорта на окраинах превращало дорогу на работу для жителей в испытание. А если требовалось передвигаться на большие расстояния внутри районов, то ситуация становилась ещё сложнее.

Кратко о причинах, которые послужили основанием для нового изменения границ. Из газеты "Вечерняя Москва" за 3 декабря 1968 года (№283).

Кратко о причинах, которые послужили основанием для нового изменения границ. Из газеты "Вечерняя Москва" за 3 декабря 1968 года (№283).

Чуть раньше, в 1963 году, в состав Москвы вошёл Зеленоград. А уже спустя 5 лет полностью изменилось деление столицы на районы. Очень крупные территории разбили на более мелкие. В итоге 17 городских образований превратились в 30. Районов исключительно внутри Садового кольца уже не было. Вместо них появились новые единицы, которые начинались практически в одной точке.

Новое административное деление Москвы после Указа Президиума Верховного Совета РСФСР. Из газеты "Вечерняя Москва" за 26 ноября 1968 года (№278).

Новое административное деление Москвы после Указа Президиума Верховного Совета РСФСР. Из газеты "Вечерняя Москва" за 26 ноября 1968 года (№278).

В новую центральную часть Москвы вошло уже 13 районов. С годами административно-территориальное деление столицы ещё не раз менялось. Даже в советское время. Возвращаясь к реформе 1960 года стоит сказать, что её в принципе можно считать удачной. Город получил новые территории, которые так были нужны для промышленного и жилого строительства. Несмотря на то, что сейчас формально уже многие земли за пределами МКАД являются частью Москвы, в сознании большинства людей столица - это именно то, что находится внутри Кольцевой автодороги.

via

Показать полностью 9
65

Уникальный метромост в Москве, о котором никто не рассказывает

Почему здесь решили возводить именно метромост? С какими сложностями столкнулись строители во время работ? Что у конструкции общего с автомобильными эстакадами? Как готовое сооружение испытывали на прочность? А также - есть ли тут какая-то архитектура? И почему этот мост можно считать одним из самых надёжных в Москве? Об этом и не только расскажу сегодня.

Быстрее, проще, дешевле

Преображенский метромост стал третьим в Москве после Смоленского и Лужнецкого. Его торжественное открытие состоялось 31 декабря 1965 года. Конечно, назвать это сооружение чудом инженерной мысли нельзя. Особенно если сравнивать с предшественниками. Но и здесь есть довольно любопытная история и множество интересных фактов. Итак, Преображенский метромост потребовался, чтобы продлить на восток нынешнюю Сокольническую линию. На протяжении 30 лет конечной здесь являлась станция "Сокольники". В начале 1960-х решили открыть ещё одну - "Преображенскую площадь".

Преображенский метромост (снизу) с высоты в 2021 году. Яндекс.Панорамы.

Преображенский метромост (снизу) с высоты в 2021 году. Яндекс.Панорамы.

Изначально строить метромост над Яузой не хотели. Специалисты думали прокладывать тоннели под землёй. Однако после подсчётов стало понятно, что возвести эстакаду будет проще, быстрее и дешевле. Работу над сооружением поручили коллективу мостоотряда №4 Главмостостроя. Надо сказать, что в те времена этот участок Яузы после Матросского моста был последним, где набережные являлись благоустроенной. Река тут представала перед москвичами в своём первозданном весьма своеобразном виде.

Вид на то место, где потом начнут строить Преображенский метромост, с Матросского моста через Яузу, 1959. С сайта <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/unikalnyiy_metromost_v_moskve_o_kotorom_nikto_ne_rasskazyivaet_12762955?u=http%3A%2F%2Fwww.pastvu.com&t=www.pastvu.com&h=3a9dc09f3a362ad923b8078d477795b9581f7c33" title="http://www.pastvu.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">www.pastvu.com</a><!--/noindex-->.

Вид на то место, где потом начнут строить Преображенский метромост, с Матросского моста через Яузу, 1959. С сайта www.pastvu.com.

Левый берег Яузы здесь в общем-то был свободен от застройки. А вот на правом стояло много зданий и жилых кварталов. Поэтому часть метромоста пришлось сооружать прямо между домами. Участок от "Сокольников" до Яузы проходили закрытым способом. То есть тоннели прокладывали с помощью специального щита. Ближе к реке рельсы выходили на поверхность, пересекали водную преграду и через какое-то время снова оказывались под землёй.

Автомобильный метромост

Помимо ограниченного пространства строители столкнулись с ещё одной проблемой. Грунты здесь оказались не очень прочными. Поэтому пришлось использовать мощные Т-образные железобетонные опоры, которые обычно применяли при сооружении автомобильных мостов. Кроме того, эти самые опоры требовалось вбивать в землю на несколько десятков метров, чтобы эстакада была устойчивой.

Строительство метромоста, 1964. Вид из дома №5/7 на Преображенской улице. Автор фото: В.В. Тимошенков. С сайта <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/unikalnyiy_metromost_v_moskve_o_kotorom_nikto_ne_rasskazyivaet_12762955?u=http%3A%2F%2Fwww.pastvu.com&t=www.pastvu.com&h=3a9dc09f3a362ad923b8078d477795b9581f7c33" title="http://www.pastvu.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">www.pastvu.com</a><!--/noindex-->.

Строительство метромоста, 1964. Вид из дома №5/7 на Преображенской улице. Автор фото: В.В. Тимошенков. С сайта www.pastvu.com.

Общая длина всех конструкций составила 330 метров. Довольно скромно. Однако и Яуза не самая широкая река. Все работы заняли чуть больше года. Уже в ноябре 1965 на эстакаде начали укладывать рельсы метро. В 23 декабря мост проверяли на прочность. Для этого на каждый путь выпустили поезд из трёх вагонов. Их заполнили грузами, вес которых был равен массе 270 человек. Поезда постоянно меняли положение на метромосту. Специалисты замеряли разные показатели и пришли к выводу, что конструкция безопасна. Её можно открывать для пассажирского движения поездов.

Пробные трёхвагонные поезда во время испытаний нового метромоста. Вид в сторону станции "Сокольники", 1965. С сайта <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/unikalnyiy_metromost_v_moskve_o_kotorom_nikto_ne_rasskazyivaet_12762955?u=http%3A%2F%2Fwww.pastvu.com&t=www.pastvu.com&h=3a9dc09f3a362ad923b8078d477795b9581f7c33" title="http://www.pastvu.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">www.pastvu.com</a><!--/noindex-->.

Пробные трёхвагонные поезда во время испытаний нового метромоста. Вид в сторону станции "Сокольники", 1965. С сайта www.pastvu.com.

30 декабря 1965 года начали обкатку новой части линии. Пассажиры выходили на конечной на станции "Сокольники", а потом поезда отправлялись дальше пустыми. Проезжали на полной скорости метромост и следовали до "Преображенской площади". Там составы оборачивались и возвращались обратно на станцию "Сокольники", где уже забирали пассажиров, чтобы ехать до "Юго-Западной".

Не красивый, но надёжный

С точки зрения архитектуры здесь обсуждать нечего. Он не такой красивый, как Смоленский метромост. Не такой оригинальный, как Лужнецкий. Зато у Преображенского есть важное достоинство. Его, наверное, можно назвать самым надёжным. За всё время существования не было никаких сообщений об авариях или технических неполадках. Он стабильно функционирует уже почти 60 лет. Никаких масштабных реконструкций в ближайшее время здесь не планируется. Правда, специалисты отмечают, что внешне возраст эстакады, конечно, заметен. Однако с точки зрения безопасности, видимо, всё в порядке.

Преображенский метромост в 1970 году. Вид от Русаковской набережной. Автор фото: Ю. Артамонов. С сайта <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/unikalnyiy_metromost_v_moskve_o_kotorom_nikto_ne_rasskazyivaet_12762955?u=http%3A%2F%2Fwww.pastvu.com&t=www.pastvu.com&h=3a9dc09f3a362ad923b8078d477795b9581f7c33" title="http://www.pastvu.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">www.pastvu.com</a><!--/noindex-->.

Преображенский метромост в 1970 году. Вид от Русаковской набережной. Автор фото: Ю. Артамонов. С сайта www.pastvu.com.

Было время, когда я нередко пользовался этой частью Сокольнической линии. Да и сейчас иногда езжу. Заметил, что поезда в сторону "Преображенской площади" почти всегда следуют с небольшой скоростью. В обратном же направлении несутся на всех парах. Может, кто-нибудь знает, почему так? Подскажите в комментариях, если у вас есть какая-то информация.

Преображенский метромост в 2002 году. Вид от Русаковской набережной. Автор фото: Д. Касаткин. Отсюда: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/unikalnyiy_metromost_v_moskve_o_kotorom_nikto_ne_rasskazyivaet_12762955?u=https%3A%2F%2Ftransphoto.org&t=https%3A%2F%2Ftransphoto.org&h=ac7c150d13708c04b8c14c2eb8e6742bdfd80dcf" title="https://transphoto.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">https://transphoto.org</a><!--/noindex-->

Преображенский метромост в 2002 году. Вид от Русаковской набережной. Автор фото: Д. Касаткин. Отсюда: https://transphoto.org

В конце немного про название. Преображенским метромост стал благодаря новой на тот момент станции "Преображенская площадь". Поскольку сооружение являлось частью трассы следования к этой платформе, ему и присвоили такое название.

via

Показать полностью 10
117

Повседневная жизнь и быт в Москве в 1954 году

Повседневная жизнь и быт в Москве в 1954 году глазами француза: многие фото озадачили западных читателей

На днях мне попался в руки журнал LIFE, выпущенный в январе 1955 года. Центральной темой номера стала повседневная жизнь в СССР. Француз Анри Картье-Брессон стал первым зарубежным фотографом, попавшим с камерой в страну после того, как Иосиф Сталин обрел вечный покой. Листаешь страницы журнала и понимаешь, что американцы в 50-х вообще плохо представляли, как живут советские люди. Как будто Картье-Брессон в джунгли приехал, а не в Москву. Кадры классные, очень интересные и, к слову, некоторые из них действительно вызывают вопросы.

Эта фотография попала на обложку книги «Москвичи» Анри Картье-Брессона.

Эта фотография попала на обложку книги «Москвичи» Анри Картье-Брессона.

С работами Анри Картье-Брессона я познакомился поближе, когда писал заметку о рабочем и начальнице на заводе ЗИЛ (смотрите ниже). На западных форумах этот снимок часто обсуждают, люди чувствуют напряжение в кадре и подозревают тайную связь. Ну, это пусть будет на совести комментаторов. В номер LIFE снимок не вошел. Зато туда попали многие другие интересные фотографии.

Этот кадр Картье-Брессона и сегодня часто мелькает в соцсетях.

Этот кадр Картье-Брессона и сегодня часто мелькает в соцсетях.

Статья в LIFE называется «Люди России». Она начинается с популярной цитаты Черчилля, что «Россия – это загадка, завернутая в тайну и помещенная внутрь головоломки». Редактора журнала даже не до конца понимали, кто управляет страной – Хрущев или Маленков и действительно ли отношение партийных лидеров к Западу стало более терпимым? Впрочем, статья была не о политике, а о простых людях с их повседневными хлопотами и радостями. Работа, отдых, футбол, школа – Картье-Брессона интересовало всё.

Рабочие, ремонтирующие гостиницу «Метрополь», в минутку отдыха.

Рабочие, ремонтирующие гостиницу «Метрополь», в минутку отдыха.

Французский мастер по праву считается одним из самых выдающихся фотографов XX века. Он получил отличное художественное образование, но в 30-х годах увлекся фотографией и купил легкую Leica. Он снимал во многих странах мира, сделал себе имя и во второй половине 1954-го его охотно приняли в СССР.

Картье-Брессон плохо относился к постановочным кадрам и снимал жизнь такой, какая она есть, в репортажном стиле, стараясь привлекать как можно меньше внимания. Он даже все яркие детали фотоаппарата заклеивал черной изолентой, чтобы не бликовали и не отвлекали героев его сюжетов.

Комсомольская площадь. Люди спешат по своим делам

Комсомольская площадь. Люди спешат по своим делам

По результатам поездки Анри Картье-Брессон выпустил книгу под названием «Москвичи». Давайте посмотрим кадры из нее и те, что попали в LIFE. Возможно, вас тоже удивят некоторые нюансы. Например, почему молодые люди в форме на сельскохозяйственной выставке… держатся за руки.

Кадр сделан на сельскохозяйственной выставке.

Кадр сделан на сельскохозяйственной выставке.

На самом деле, лично у меня фотография выше не вызывает особых вопросов. Другое время, другие порядки – в том числе и в вопросах проявления товарищества. Люди были куда проще, чем сейчас и не искали повсюду нездоровый подтекст.

Фабричная работница.

Фабричная работница.

Само собой, журнал LIFE показал очереди в СССР и отметил, что в них можно стоять часами.

Специалистка Московского института красоты и гигиены делает пациенту массаж кожи головы. В заметке также сказано, что у советских женщин снова в моде прокалывание ушей.

Снимок ниже сделан в Московском цирке в перерыве представления. В LIFE на примере этого кадра обсуждали женскую моду. Например, что покупки советские женщины делают редко и каждая для них событие. Шелковые платья дороги и достаются избранным, а большинство дам в СССР довольствуются простыми, хлопковыми.

Московская школа. Нет, это не лес рук желающих пойти к доске отвечать. Учительница рассказывает о погоде и дети тянутся к облачкам.

Пляж на Москва-реке, где отдыхают и моют машины. Горделиво стоящего у берега мужчину автор LIFE назвал «Тарзаном».

Спортивный праздник на стадионе «Динамо».

via

Показать полностью 13
Отличная работа, все прочитано!