Серия «Путеводитель по Уралу»

6

Путешествие в Сатку – в страну горных хребтов

Город Сатка – юг Челябинской области. Уже сама дорога в Сатку из близлежащего Златоуста – отдельное приключение, ведь с обеих сторон дороги будут подниматься живописные горы, которыми вы не устанете любоваться.

Если ехать от Сатки в сторону Сима, горы становятся еще больше и красивее.

К некоторым из них, например, к хребту с названием Большой Сука (ударение на А) можно подобраться совсем близко, к самому подножию, сэкономив силы, и потратить часа три-четыре, чтобы залезть по моренам на самую верхушку.

Сам город замечательный.

Здесь можно посмотреть на старый завод, крепкие деревянные дома, сохранившие своеобразие уральской усадьбы, и в то же время, отмеченные местными архитектурными особенностями.

Заводской пруд огромен, и виды на него открываются совершенно замечательные с любой точки.

Отдельная достопримечательность Сатки – выстроенный развлекательный городок на берегу пруда в самом центре города. Построил его местный предприниматель Юрий Китов.

От пристани ходит лодочка на остров в центре пруда, на котором выстроен отдельный городок с массой интересных вещей, с уголком домашних животных. А рядом с островом на волнах качается красивый большой корабль.

У пристани - хороший ресторан и гостиница, ночью слышно пение соловьев и в окно заглядывает огромная луна. Рядом плещется пруд и дышат близкие горы.

Показать полностью 9
4

Про Андрея Липина, деревню Липино и Липинские скалы

«Да в Катайском же остроге жывет Ондрей Липин а сказываетца атаманом казачьим катайских беломестных казаков6 а приходит ко мне в острог с большим невежеством и з шумом и на казаков мечется с ослопы, а называет себе их полчанами, а имени его у мене нет в наказе и в кликовом списке; и вы о том что укажите; а пашни заводит в Катайском, а Панкратьевский двор и хлеб называет своим, а роспаши земли; да у него ж Ондрея на Колмацком броду деревня и роспаши большие; да у него и Ондрея объявился конь сер, а явил мне в судной избе: взял де я того коня на степе; и вам бы про то ведомо».

Это слова из отписки Ильи Бакшеева верхотурскому воеводе о некоем Андрее Липине, называющем себя атаманом казачьим.

Андрей Липин, основатель деревни Липино на Реже - фигура одиозная и противоречивая. На некогда широкой реке Липин нашел брод, умудрился как-то присвоить его и годами взимал плату за проход. Похоже, он был дерзким авантюристом без внятного положения в обществе. Тем не менее, оставил по себе память - более трехсот лет существует деревня с его именем, а красивейшая скальная гряда на изгибе Режа так же носит название Липинские скалы.

О Липине нам известно с 1635 года – когда он был назначен верхотурским таможенным головою. В 1638 году его должность называлась «таможенный и заставочный, и кабацкий голова». Служил он, по мнению историков, добросовестно. В 1639 году по его предложению были построены новые государевы житницы в Верхотурье, в них должны были складывать хлеб, который собирали здесь, а больше привозили из русских поморских городов, и которым выдавали жалованье разным служилым людям по всей Сибири.

Однако в 1640 году случился пожар, который уничтожил таможенную избу вместе с документами и деньгами. Андрея Липина и сторожа приказной избы допрашивали, «каким случаем сгорела таможня и для чего не вынесли таможенной казны и книг, и всяких указов», а потом с таможенного головы «доправили» убытки и деньги, израсходованные на постройку новой таможни. Очевидно, тогда с целью поправить материальное положение, Андрей исследует свободные места по Режу. Где-то в период между 1640 – 1646 годами он и находит свой брод, ставит недалеко от него избу, организует постройку других изб и отбывает исполнять должность атамана верхотурских беломестных казаков.

Калмацкий брод

Калмацкий брод

После основания в 1656 году Катайского острога, Андрей Липин оказывается там, несет службу и доблестно погибает – «убит воровскими татарами» в 1663 году во время жесточайшего восстания башкиров 1662 – 1664 годов.

На берегу Режа до сих пор стоит деревня Липино, а чуть дальше по течению реки встала нерушимой стеной длинная живописная скальная гряда – Липинские скалы.

Чудесный вид на реку и просторы со скал в новой части деревни. Дальняя гряда - Липинские скалы.

Чудесный вид на реку и просторы со скал в новой части деревни. Дальняя гряда - Липинские скалы.

Добраться до Липино совсем просто. По тракту до Режа, там направо – на Артемовский, не доезжая до города на перекрестке нужно свернуть налево – в сторону Мироново и Алапаевска, и немного не доезжая до спуска к Мироново, повернуть по указателю налево. Липино – деревня небольшая, есть старая часть, есть новая. От новой открываются прекрасные виды на Реж и Липинские скалы. К ним можно подъехать с той же развилки через старую часть деревни, или от Миронова перейти по подвесному мосту через реку и подняться в гору. Есть и еще вариант - двигаться за Мироново, к Мантурову камню, и за ним свернуть к реке. А там, проехав вдоль самих скал, через тот самый Калмацкий брод - на другую сторону.

Показать полностью 8
5

Невьянск и Невьянская башня

Городок Невьянск находится всего в 80 километрах от Екатеринбурга. Нет ни одной экскурсии, которая миновала бы его. И немудрено - маленький Невьянск - один из серьезных исторических островов, демидовская вотчина. Именно здесь находится великолепная наклонная Невьянская башня. Можно не просто полюбоваться ею, но и зайти внутрь - подняться на самый верх, на колокольню, познакомиться с устройством ее часового механизма, пошептаться в волшебной комнате. Здесь же, в Невьянском заводе сформировался и еще один уникальный уральский бренд - Невьянская Икона.

Вид на Невьянский пруд с Демидовской башни. Тишина и безмятежность.

Вид на Невьянский пруд с Демидовской башни. Тишина и безмятежность.

Невьянский завод был основан в 1701 году для выработки чугуна и железа. Датой его рождения считается первая плавка 15 декабря 1701 года.

А в 1890 году Невьянск сгорел практически дотла. Это был один из самых страшных и разрушительных пожаров, парализовавший практически на два года нормальную жизнь богатого процветающего города Невьянска.

Пожар в Невьянске

23 мая ровно в полдень, как только куранты на Невьянской башне сыграли свою мелодию, ударил набатный колокол: недалеко от торговой площади, на левой стороне Нейвы загорелась посудная мастерская.

С утра день был солнечным и тихим, но как раз к полудню подул сильный ветер, который в считанные минуты разметал появившееся пламя по всей усадьбе, а через четверть часа огонь охватил не только соседние дома, но и ближайшие улицы. Вслед за ними загорелись здания на площади Невьянска, где к тому же были сложены бревна, приготовленные для строительства школы.

Сначала невьянцы пытались бороться с огнем, но ветер усиливался, относил в сторону водяные струи, бившие из пожарных насосов, одновременно перенося пламя с дома на дом. Большинство жителей бросилось спасать свое имущество. Вспыхивали все новые строения Невьянска, из-за усиливающегося жара огонь охватывал их сразу, целиком.

Началась паника, люди бросались в горящие дома, в надежде спасти хоть что-нибудь - появились первые жертвы пожара.

Икона "Троица ветхозаветная" знаменитого невьянского письма. Вторая половина XVIII века.

Икона "Троица ветхозаветная" знаменитого невьянского письма. Вторая половина XVIII века.

Всего через два часа почти все левобережье Невьянского пруда было охвачено огнем: центр завода, торговые ряды, церкви, жилые дома утонули в пламени.

Теперь люди спасались бегством, но в раскаленной атмосфере вспыхивали одежда, волосы, вещи, которые люди пытались унести с собой. Не успевшие убежать от огня, прятались в подвалы и погреба, но все они сгорели или задохнулись.

Через плотину и пруд люди бросились к Нагорной части завода. Вода почти кипела, у тех, кто находился в воде, вспыхивали волосы, плоты тлели. На плотине рухнул тяжелый заплот, по которому бежали толпы обезумевших людей.

Сильный порыв ветра выхватил из пожара огромный огненный лоскут и швырнул его через пруд, вдогонку убегающим людям. Загорелась и Нагорная часть города Невьянска. Кто-то побежал на гору Лебяжку, а кто-то просто за город, в поля. На Лебяжке загорелись склады угля.

Вскоре пламя охватило и главную рыночную площадь, гостиничный двор, деревянные лавки, каменные и деревянные церкви и часовни, здание волостного правления, заводская контора и богатейший архив, больница, родильный приют, школы, аптеки, здание суда – огонь не пощадил ничего и никого.

К вечеру огонь начал ослабевать, стала прибывать помощь из окрестных мест, прибывшие пожарные помогли отстоять окраины города Невьянска. А к девяти часам вечера пожар практически прекратился.

Утром следующего дня трагическая картина обгорелого города открывалась с Невьянской башни.

Невьянская башня

Главное украшение Невьянска – наклонная белая башня была построена в период между 1722 и 1732 годами.

Точных сведений о том, когда именно началось ее возведение, кто его возглавил, были ли сделаны чертежи, или строительство велось, как обычно это происходило на Руси – по наитию – неизвестно.

Очевидно, история башни состоит из двух этапов: первый – когда после отмены в 1722 году запрета на каменное строительство, был построен «четверик» - четырехстенное строение, являющееся основой башни.

Второй – возведение «восьмерика» - изящной восьмистенной верхушки. В 1730 году были отлиты колокола, а в 1732 – установлены часы.

Через десять лет на вершине башни блестел игольчатый шар громоотвода и указывал направление ветра флюгер с гербом Демидовых.

Каменщики были редкими гостями, по переписям тех времен их в Невьянске было всего несколько человек, иные из них приходили, уходили и снова возвращались. В основном это были уроженцы Ярославля и Хлынова (Вятки). Тех, кто в силу опыта и долговременного пребывания в городе во время строительства башни мог бы претендовать на руководящие роли, было и того меньше.

Старый громоотвод с верхушки Невьянской башни сейчас заменен на новый.

Старый громоотвод с верхушки Невьянской башни сейчас заменен на новый.

Историки предлагают нам несколько имен: Алексей Родионов Забелин из соликамских посадских людей, Михаил Леонтьев Овчинников – каменщик из бобылей слободы Трупиной города Ярославля, Иван Савин, сын Нарсеков – родом из города Хлынова, государев камещик, крестьянин Ярославского уезда Иван Борисов Сорока, приказчик Сидор Феоктистов Горяев, ранее «жил на Москве, детей учил грамоте и писать» (сын его Яков позднее надзирал за литьем колоколов для башни), да Константин Алексеев сын Совин, отец которого «сошел» из Хлынова.

Кто из этих людей сыграл важную роль в появлении Невьянской башни, кто не имел к этому никакого отношения – остается только гадать. Возможно, имя настоящего зодчего мы никогда не узнаем.

Показать полностью 12
11

Самоцветы Мурзинки

Мурзинка, или село Мурзинское, знаменито тем, что находится в центре Адуйско-Мурзинской самоцветной полосы.

Всего в пятистах метрах от села – знаменитая копь Тальян, которая в свое время давала лучшие аметисты – яркие, с эффектом смены цвета, которые днем на солнце становились более холодными, а к вечеру, на закате или при искусственном освещении наливались красным.

Огромные морионы - сантиметров пятьдесят высотой!

Огромные морионы - сантиметров пятьдесят высотой!

Был в Мурзинке и завод, и плотина - остатки ее еще можно увидеть.

Кроме того, здесь совершенно замечательный минералогический музей – маленький, провинциальный, но очень теплый, с прекрасными экспонатами. Чего только стоят прекрасные огромные морионы!

Топаз тоже местный. Недалеко от Мурзинки находилась и знаменитая копь Мокруша.

Топаз тоже местный. Недалеко от Мурзинки находилась и знаменитая копь Мокруша.

Расположена Мурзинка практически посредине дороги между Тагилом и Алапаевском. Соответственно, ехать туда можно и через Тагил, и через Алапаевск, получится километров 160 – 170 и в том, и в другом случае.

Если же есть настроение, хорошая машина и позволяют погодные условия, из Екатеринбурга до поселка Мурзинка можно рвануть практически напрямик – по старому Тагильскому тракту до села Черемисского, а оттуда через поля – на Бызово, а потом через Южаково в Мурзинку - километров сорок можно выиграть, правда по времени получится так же.

Музей, причудливая друза горного хрусталя и старые отвалы знаменитого Тальяна.

Автор - Юлия Крутеева, редактор альбомов и автор статей

Показать полностью 5
10

Село Искор и Искоровское городище

Искоровское городище – одно из самых старых поселений на пермской земле. Сама частица «кор» - означает город.

Современный Искор, в котором сохранилась приличная каменная церковь, лежит в стороне, в 6 км.

Если расспросить местных, они покажут дорогу через лес, в гору – к часовне Параскевы Пятницы, поставленной там, где некогда было жестокое побоище – коренные жители этих мест ожесточенно защищали свое поселение от москвичей, в честь иконы, появившейся на месте сражения.

Часовня Параскевы Пятницы не месте древнего Искоровского городища

Часовня Параскевы Пятницы не месте древнего Искоровского городища

Сохранившаяся маленькая часовенка, поставленная в 1891 году взамен старой, деревянной, интересна она тем, что внутри сохранились фрески, изображающие исторический эпизод – сражение русских с ногайцами.

Бой русских с ногайцами - фрагмент росписи часовни

Бой русских с ногайцами - фрагмент росписи часовни

Недалеко от Искоровского городища есть скала, а в скале между камнями – проходы, один широкий, а второй – узкий, и лезть высоко надо.

Соответственно, называются они – Широкая улочка и Узкая улочка.

Тот, кто пройдет, а точнее пролезет по узкой улочке, вроде как заново родится и увидит новые горизонты своей жизни.

Скала с Узкой улочкой

Ехать в село Искор нужно из Екатеринбурга на Березники, оттуда на Соликамск, Чердынь, и дальше – дорога одна.

Христорождественская церковь, построенная в 1783 году видна на подъезде к Искору

Христорождественская церковь, построенная в 1783 году видна на подъезде к Искору

Ночевать можно в Чердыни, где две гостиницы, одна хорошая, другая позорная, но обе маленькие.

Можно ночевать в Соликамске откуда до Искора 260 км.

Автор - Юлия Крутеева, редактор альбомов и автор статей

Показать полностью 5
16

Пермь Великая Чердынь. Вне времени

В 700 км от Екатеринбурга, если двигаться точно на север, стоит небольшой городок, по нынешним меркам – село, некогда же княжеская резиденцией, столица сказочной Биармии – древняя Чердынь. Первая точка заселения русскими Урала. Первый в этих краях город, существовавший, когда и России самой не было – о чем молчаливо свидетельствуют карты Восточной Европы середины IX века. В царских грамотах XV столетия горделиво именующийся: Пермь Великая Чердынь.

Зимняя Чердынь кажется краем земли, местом, где кончаются все пути. На самом деле еще севернее лежат не менее древние Покча, Вильгорт, Камгорт, Искор и Ныроб, знаменитый тем, что там, в яме временщик Борис Годунов сгноил боярина Михаила Никитича Романова.

Дорога, ведущая на север до Ныроба.

Дорога, ведущая на север до Ныроба.

Говорят, и сама Чердынь располагалась несколько в стороне от своего сегодняшнего местонахождения – недалеко, в районе села Губдор, где найдены следы большого городища, существовавшего не один век.

Впрочем, старые карты начиная с середины IX века однозначно помещают ее на высоком берегу реки Колвы, правом притоке Камы.

Вид с одного из семи чердынских холмов, на въезде в город из Соликамска. Вдалеке - Церковь Ионна Богослова, Ближе - Воскресенский собор и Преображенская церковь

Вид с одного из семи чердынских холмов, на въезде в город из Соликамска. Вдалеке - Церковь Ионна Богослова, Ближе - Воскресенский собор и Преображенская церковь

Говорят, и сама Чердынь располагалась несколько в стороне от своего сегодняшнего местонахождения – недалеко, в районе села Губдор, где найдены следы большого городища, существовавшего не один век. Впрочем, старые карты начиная с середины IX века однозначно помещают ее на высоком берегу реки Колвы, правом притоке Камы.

Сегодняшнее население городка – около 5 000 человек. Двухэтажные каменные дома XIX – начала XX вв., богатые некогда деревянные постройки, украшенные причудливой резьбой, знаменитые ворота, вошедшие во все учебники и справочники. Больница, где некогда в ссылке находился поэт Осип Мандельштамм.

Ни одного современного здания. Тишина, чистое небо, ощущение вечности. Как и Рим, Чердынь расположена на семи холмах, разделенных оврагами, на центральных – самых высоких – остатки укрепленных городищ VIII – IX вв. То время было периодом оживленной торговли с азиатскими странами, о чем говорят многочисленные клады серебра и персидских монет.

Серебряное блюдо "Царь Шапур II, во время охоты на львов" - из коллекции Государственного Эрмитажа было найдено в окрестностях Чердыни

Серебряное блюдо "Царь Шапур II, во время охоты на львов" - из коллекции Государственного Эрмитажа было найдено в окрестностях Чердыни

История Чердыни: чудские городища VIII – X вв, проникновение новгородцев – XI – XII вв, столица Перми Великой – XV – XVI вв, а с начала XVII вплоть до начала XX в. – богатый уездный город с семью церквями, с 40 каменными, 26 полукаменными и 437 деревянными зданиями, арсеналом, Городской думой и торговыми рядами, где работали 50 (!) лавок, существовало Общество любителей истории, археологии и этнографии, а с 1899 г. действовал краеведческий музей имени Пушкина, открытый в честь столетия поэта. Ежедневно пароходы ходили в губернский город Пермь и обратно. Все смела революция.

А советская власть втоптала некогда Великую Чердынь в болото тусклого провинциального существования.

Иоанно-Богословский монастырь был основан в 1462 году, и тогда же построена первая деревянная церковь. В 1700 г. она сгорела, и на этом же месте в 1704 - 1718 гг. возведена новая, каменная, которая действует и по сегодняшний день

Иоанно-Богословский монастырь был основан в 1462 году, и тогда же построена первая деревянная церковь. В 1700 г. она сгорела, и на этом же месте в 1704 - 1718 гг. возведена новая, каменная, которая действует и по сегодняшний день

Самый древний храм – Иоанна Богослова был учрежден вместе с мужским монастырем еще в 1462-1463 гг. в честь крещения местного населения. В 1700 году храм сгорел во время пожара, уничтожившего более двух третей города, но к 1718 году был отстроен заново. В первые годы советской власти, закрылся, но, в отличие от всех других, избежал полного разграбления и осквернения, так как был передан в ведение музея.

Во время войны храм был возвращен церкви, в 1944 году там возобновились богослужения. Храм действует до сих пор, а с недавнего времени действует и мужской монастырь.

Сохранился резной иконостас, кое-где внизу видна еще старинная роспись, а среди икон хранятся две, о которых хочется упомянуть отдельно.

Икона "85 праведников"

Икона "85 праведников"

Икона «85 праведников» – несет в себе древний сюжет, память о событиях XVI века, когда в 1547 году на льду реки Вишеры (в 6 км от Чердыни) произошло большое сражение между чердынскими ратниками и ногайцами, совершавшими разорительные набеги на русские земли. Битва эта состоялась 6 января, а через полгода, в середине лета к чердынскому берегу приплыла льдина с телами 85 погибших воинов. Ратники были с почестями похоронены, над их могилой возведена часовня, разрушенная в 1933 году.

Икона особенно почитаема чердынцами, которые зовут погибших «убиенными родителями», она хранит их лики и имена. Известно всего несколько таких икон – одна – в Богословском храме, вторая – в чердынском музее, третья была увезена в США.

Икона "Явление Богоматери на войне"

Икона "Явление Богоматери на войне"

Икона «Явление Богоматери на войне» не связана с историей Чердыни. Событие, изображенное на иконе, произошло в 1915 году во время боев в Августовских лесах Восточной Пруссии.

Несколько русских дивизий одновременно увидели на небе образ Божьей Матери. До 1916 года длились проверки этого факта, но огромное количество свидетелей не позволяло усомниться в его подлинности. После чего образ был официально признан и канонизирован.

По некоторым данным, известно семь таких икон, официально опубликованы всего две – одна хранится в одном из центральных музеев страны, вторая – в музее Невьянская Икона в Екатеринбурге. Чердынская – третья.

Богатые каменные дома в Чердыни - не редкость. Они образуют целые улицы.

Богатые каменные дома в Чердыни - не редкость. Они образуют целые улицы.

Земли, которые сегодня представляются нам дикими и безлюдными, раньше были обжиты и обустроены – обитавшие здесь до XV века люди со своим укладом, культурой и миропониманием строили городища, были хорошими литейщиками и оставили нам огромное наследие – Пермскую бронзу.

Пришедшие русские смешались с ними, образовав новый этнос, предприимчивый и работящий. Соль, железо и медь, которые давала щедрая земля, заводы, судоверфи, мощная торговля, земледелие. Край процветал.

Ворота церковной ограды у Крестовоздвиженской церкви (1853 г.) в селе Бондюг, недалеко от Чердыни.

Ворота церковной ограды у Крестовоздвиженской церкви (1853 г.) в селе Бондюг, недалеко от Чердыни.

Сегодня: грунтовка вьется среди дремучих лесов, через каждые 5 – 6 км выскакивая на небольшие деревушки. Но в каждом крошечном селении стоят огромные церкви, напоминая о былом величии этих краев.

Когда-то христианство уничтожило здесь мощную цивилизацию людей, живших практически по всему северу и северо-востоку современной России. До сих пор живы легенды о чуди – таинственном народе, ушедшем в землю – якобы, с приходом христиан, те, не желавшие менять языческие убеждения на новую веру, выкапывали землянки, заходили в них целыми семьями и обрушивали своды, погребая себя под землей.

Всесвятская церковь на северной окраине Чердыни –построенная в 1815 – 1817 гг. «усердием купца Спиридона Углицкого», была разрушена во время второй разрушительной волны 1960-х годов, когда активно уничтожалось то, что сумело пережить революцию и войну.

Всесвятская церковь на северной окраине Чердыни –построенная в 1815 – 1817 гг. «усердием купца Спиридона Углицкого», была разрушена во время второй разрушительной волны 1960-х годов, когда активно уничтожалось то, что сумело пережить революцию и войну.

Какие события легли в основу этих преданий, сегодня остается только гадать. Но чудские клады - огромные количества иранского и византийского серебра до сих пор волнуют воображение людей. Сколько их было найдено, а сколько лежит в земле, пряча в глубине тайны своих владельцев.

А победившее некогда православие, прожив несколько веков, само было уничтожено – новым народом, который уже ничего не построил.

  1. Ранние сумерки над Воскресенским Собором (1756 г.) и Преображенской церковью (1853 г.)

  2. Изба-пятистенок и покосившиеся красивые ворота.

  3. Деревянные четырехстолбные ворота с башенками и узорами когда-то красовались у каждого дома.

  4. Заснеженная улица.

  5. Успенский собор, в котором сейчас располагается Музей истории веры.

  6. Иоанно-Богословская церковь кажется небольшой, на самом деле - это значительное здание на высоком берегу.

  7. Деревянная скульптура в Иоанно-Богословской церкви.

  8. Отец Владимир, гостеприимно водивший нас по храму, с большим древним ключом, которым храм и отпирается.

  9. Фрагмент иконы

  10. Дверца шкафчика, расписанная изнутри

  11. Уникальная книга из коллекции Краеведческого музея.

  12. Крестовоздвиженская церковь в селе Бондюг, недалеко от Чердыни.

  13. Крестовоздвиженская церковь в с. Бондюг.

  14. Остатки деревянной церкви в селе Ужгинское, недалеко от Чердыни.

Автор - Юлия Крутеева, редактор альбомов и автор статей

Показать полностью 24
Отличная работа, все прочитано!