Город Сатка – юг Челябинской области. Уже сама дорога в Сатку из близлежащего Златоуста – отдельное приключение, ведь с обеих сторон дороги будут подниматься живописные горы, которыми вы не устанете любоваться.
Если ехать от Сатки в сторону Сима, горы становятся еще больше и красивее.
К некоторым из них, например, к хребту с названием Большой Сука (ударение на А) можно подобраться совсем близко, к самому подножию, сэкономив силы, и потратить часа три-четыре, чтобы залезть по моренам на самую верхушку.
Сам город замечательный.
Здесь можно посмотреть на старый завод, крепкие деревянные дома, сохранившие своеобразие уральской усадьбы, и в то же время, отмеченные местными архитектурными особенностями.
Заводской пруд огромен, и виды на него открываются совершенно замечательные с любой точки.
Отдельная достопримечательность Сатки – выстроенный развлекательный городок на берегу пруда в самом центре города. Построил его местный предприниматель Юрий Китов.
От пристани ходит лодочка на остров в центре пруда, на котором выстроен отдельный городок с массой интересных вещей, с уголком домашних животных. А рядом с островом на волнах качается красивый большой корабль.
У пристани - хороший ресторан и гостиница, ночью слышно пение соловьев и в окно заглядывает огромная луна. Рядом плещется пруд и дышат близкие горы.
«Да в Катайском же остроге жывет Ондрей Липин а сказываетца атаманом казачьим катайских беломестных казаков6 а приходит ко мне в острог с большим невежеством и з шумом и на казаков мечется с ослопы, а называет себе их полчанами, а имени его у мене нет в наказе и в кликовом списке; и вы о том что укажите; а пашни заводит в Катайском, а Панкратьевский двор и хлеб называет своим, а роспаши земли; да у него ж Ондрея на Колмацком броду деревня и роспаши большие; да у него и Ондрея объявился конь сер, а явил мне в судной избе: взял де я того коня на степе; и вам бы про то ведомо».
Это слова из отписки Ильи Бакшеева верхотурскому воеводе о некоем Андрее Липине, называющем себя атаманом казачьим.
Андрей Липин, основатель деревни Липино на Реже - фигура одиозная и противоречивая. На некогда широкой реке Липин нашел брод, умудрился как-то присвоить его и годами взимал плату за проход. Похоже, он был дерзким авантюристом без внятного положения в обществе. Тем не менее, оставил по себе память - более трехсот лет существует деревня с его именем, а красивейшая скальная гряда на изгибе Режа так же носит название Липинские скалы.
О Липине нам известно с 1635 года – когда он был назначен верхотурским таможенным головою. В 1638 году его должность называлась «таможенный и заставочный, и кабацкий голова». Служил он, по мнению историков, добросовестно. В 1639 году по его предложению были построены новые государевы житницы в Верхотурье, в них должны были складывать хлеб, который собирали здесь, а больше привозили из русских поморских городов, и которым выдавали жалованье разным служилым людям по всей Сибири.
Однако в 1640 году случился пожар, который уничтожил таможенную избу вместе с документами и деньгами. Андрея Липина и сторожа приказной избы допрашивали, «каким случаем сгорела таможня и для чего не вынесли таможенной казны и книг, и всяких указов», а потом с таможенного головы «доправили» убытки и деньги, израсходованные на постройку новой таможни. Очевидно, тогда с целью поправить материальное положение, Андрей исследует свободные места по Режу. Где-то в период между 1640 – 1646 годами он и находит свой брод, ставит недалеко от него избу, организует постройку других изб и отбывает исполнять должность атамана верхотурских беломестных казаков.
Калмацкий брод
После основания в 1656 году Катайского острога, Андрей Липин оказывается там, несет службу и доблестно погибает – «убит воровскими татарами» в 1663 году во время жесточайшего восстания башкиров 1662 – 1664 годов.
На берегу Режа до сих пор стоит деревня Липино, а чуть дальше по течению реки встала нерушимой стеной длинная живописная скальная гряда – Липинские скалы.
Чудесный вид на реку и просторы со скал в новой части деревни. Дальняя гряда - Липинские скалы.
Добраться до Липино совсем просто. По тракту до Режа, там направо – на Артемовский, не доезжая до города на перекрестке нужно свернуть налево – в сторону Мироново и Алапаевска, и немного не доезжая до спуска к Мироново, повернуть по указателю налево. Липино – деревня небольшая, есть старая часть, есть новая. От новой открываются прекрасные виды на Реж и Липинские скалы. К ним можно подъехать с той же развилки через старую часть деревни, или от Миронова перейти по подвесному мосту через реку и подняться в гору. Есть и еще вариант - двигаться за Мироново, к Мантурову камню, и за ним свернуть к реке. А там, проехав вдоль самих скал, через тот самый Калмацкий брод - на другую сторону.
Городок Невьянск находится всего в 80 километрах от Екатеринбурга. Нет ни одной экскурсии, которая миновала бы его. И немудрено - маленький Невьянск - один из серьезных исторических островов, демидовская вотчина. Именно здесь находится великолепная наклонная Невьянская башня. Можно не просто полюбоваться ею, но и зайти внутрь - подняться на самый верх, на колокольню, познакомиться с устройством ее часового механизма, пошептаться в волшебной комнате. Здесь же, в Невьянском заводе сформировался и еще один уникальный уральский бренд - Невьянская Икона.
Вид на Невьянский пруд с Демидовской башни. Тишина и безмятежность.
Невьянский завод был основан в 1701 году для выработки чугуна и железа. Датой его рождения считается первая плавка 15 декабря 1701 года.
А в 1890 году Невьянск сгорел практически дотла. Это был один из самых страшных и разрушительных пожаров, парализовавший практически на два года нормальную жизнь богатого процветающего города Невьянска.
Пожар в Невьянске
23 мая ровно в полдень, как только куранты на Невьянской башне сыграли свою мелодию, ударил набатный колокол: недалеко от торговой площади, на левой стороне Нейвы загорелась посудная мастерская.
С утра день был солнечным и тихим, но как раз к полудню подул сильный ветер, который в считанные минуты разметал появившееся пламя по всей усадьбе, а через четверть часа огонь охватил не только соседние дома, но и ближайшие улицы. Вслед за ними загорелись здания на площади Невьянска, где к тому же были сложены бревна, приготовленные для строительства школы.
Сначала невьянцы пытались бороться с огнем, но ветер усиливался, относил в сторону водяные струи, бившие из пожарных насосов, одновременно перенося пламя с дома на дом. Большинство жителей бросилось спасать свое имущество. Вспыхивали все новые строения Невьянска, из-за усиливающегося жара огонь охватывал их сразу, целиком.
Началась паника, люди бросались в горящие дома, в надежде спасти хоть что-нибудь - появились первые жертвы пожара.
Икона "Троица ветхозаветная" знаменитого невьянского письма. Вторая половина XVIII века.
Всего через два часа почти все левобережье Невьянского пруда было охвачено огнем: центр завода, торговые ряды, церкви, жилые дома утонули в пламени.
Теперь люди спасались бегством, но в раскаленной атмосфере вспыхивали одежда, волосы, вещи, которые люди пытались унести с собой. Не успевшие убежать от огня, прятались в подвалы и погреба, но все они сгорели или задохнулись.
Через плотину и пруд люди бросились к Нагорной части завода. Вода почти кипела, у тех, кто находился в воде, вспыхивали волосы, плоты тлели. На плотине рухнул тяжелый заплот, по которому бежали толпы обезумевших людей.
Сильный порыв ветра выхватил из пожара огромный огненный лоскут и швырнул его через пруд, вдогонку убегающим людям. Загорелась и Нагорная часть города Невьянска. Кто-то побежал на гору Лебяжку, а кто-то просто за город, в поля. На Лебяжке загорелись склады угля.
Вскоре пламя охватило и главную рыночную площадь, гостиничный двор, деревянные лавки, каменные и деревянные церкви и часовни, здание волостного правления, заводская контора и богатейший архив, больница, родильный приют, школы, аптеки, здание суда – огонь не пощадил ничего и никого.
К вечеру огонь начал ослабевать, стала прибывать помощь из окрестных мест, прибывшие пожарные помогли отстоять окраины города Невьянска. А к девяти часам вечера пожар практически прекратился.
Утром следующего дня трагическая картина обгорелого города открывалась с Невьянской башни.
Невьянская башня
Главное украшение Невьянска – наклонная белая башня была построена в период между 1722 и 1732 годами.
Точных сведений о том, когда именно началось ее возведение, кто его возглавил, были ли сделаны чертежи, или строительство велось, как обычно это происходило на Руси – по наитию – неизвестно.
Очевидно, история башни состоит из двух этапов: первый – когда после отмены в 1722 году запрета на каменное строительство, был построен «четверик» - четырехстенное строение, являющееся основой башни.
Второй – возведение «восьмерика» - изящной восьмистенной верхушки. В 1730 году были отлиты колокола, а в 1732 – установлены часы.
Через десять лет на вершине башни блестел игольчатый шар громоотвода и указывал направление ветра флюгер с гербом Демидовых.
Каменщики были редкими гостями, по переписям тех времен их в Невьянске было всего несколько человек, иные из них приходили, уходили и снова возвращались. В основном это были уроженцы Ярославля и Хлынова (Вятки). Тех, кто в силу опыта и долговременного пребывания в городе во время строительства башни мог бы претендовать на руководящие роли, было и того меньше.
Старый громоотвод с верхушки Невьянской башни сейчас заменен на новый.
Историки предлагают нам несколько имен: Алексей Родионов Забелин из соликамских посадских людей, Михаил Леонтьев Овчинников – каменщик из бобылей слободы Трупиной города Ярославля, Иван Савин, сын Нарсеков – родом из города Хлынова, государев камещик, крестьянин Ярославского уезда Иван Борисов Сорока, приказчик Сидор Феоктистов Горяев, ранее «жил на Москве, детей учил грамоте и писать» (сын его Яков позднее надзирал за литьем колоколов для башни), да Константин Алексеев сын Совин, отец которого «сошел» из Хлынова.
Кто из этих людей сыграл важную роль в появлении Невьянской башни, кто не имел к этому никакого отношения – остается только гадать. Возможно, имя настоящего зодчего мы никогда не узнаем.
Мурзинка, или село Мурзинское, знаменито тем, что находится в центре Адуйско-Мурзинской самоцветной полосы.
Всего в пятистах метрах от села – знаменитая копь Тальян, которая в свое время давала лучшие аметисты – яркие, с эффектом смены цвета, которые днем на солнце становились более холодными, а к вечеру, на закате или при искусственном освещении наливались красным.
Огромные морионы - сантиметров пятьдесят высотой!
Был в Мурзинке и завод, и плотина - остатки ее еще можно увидеть.
Кроме того, здесь совершенно замечательный минералогический музей – маленький, провинциальный, но очень теплый, с прекрасными экспонатами. Чего только стоят прекрасные огромные морионы!
Топаз тоже местный. Недалеко от Мурзинки находилась и знаменитая копь Мокруша.
Расположена Мурзинка практически посредине дороги между Тагилом и Алапаевском. Соответственно, ехать туда можно и через Тагил, и через Алапаевск, получится километров 160 – 170 и в том, и в другом случае.
Если же есть настроение, хорошая машина и позволяют погодные условия, из Екатеринбурга до поселка Мурзинка можно рвануть практически напрямик – по старому Тагильскому тракту до села Черемисского, а оттуда через поля – на Бызово, а потом через Южаково в Мурзинку - километров сорок можно выиграть, правда по времени получится так же.
1/3
Музей, причудливая друза горного хрусталя и старые отвалы знаменитого Тальяна.
Автор - Юлия Крутеева, редактор альбомов и автор статей
Искоровское городище – одно из самых старых поселений на пермской земле. Сама частица «кор» - означает город.
Современный Искор, в котором сохранилась приличная каменная церковь, лежит в стороне, в 6 км.
Если расспросить местных, они покажут дорогу через лес, в гору – к часовне Параскевы Пятницы, поставленной там, где некогда было жестокое побоище – коренные жители этих мест ожесточенно защищали свое поселение от москвичей, в честь иконы, появившейся на месте сражения.
Часовня Параскевы Пятницы не месте древнего Искоровского городища
Сохранившаяся маленькая часовенка, поставленная в 1891 году взамен старой, деревянной, интересна она тем, что внутри сохранились фрески, изображающие исторический эпизод – сражение русских с ногайцами.
Бой русских с ногайцами - фрагмент росписи часовни
Недалеко от Искоровского городища есть скала, а в скале между камнями – проходы, один широкий, а второй – узкий, и лезть высоко надо.
Соответственно, называются они – Широкая улочка и Узкая улочка.
Тот, кто пройдет, а точнее пролезет по узкой улочке, вроде как заново родится и увидит новые горизонты своей жизни.
1/2
Скала с Узкой улочкой
Ехать в село Искор нужно из Екатеринбурга на Березники, оттуда на Соликамск, Чердынь, и дальше – дорога одна.
Христорождественская церковь, построенная в 1783 году видна на подъезде к Искору
Ночевать можно в Чердыни, где две гостиницы, одна хорошая, другая позорная, но обе маленькие.
Можно ночевать в Соликамске откуда до Искора 260 км.
Автор - Юлия Крутеева, редактор альбомов и автор статей
В 700 км от Екатеринбурга, если двигаться точно на север, стоит небольшой городок, по нынешним меркам – село, некогда же княжеская резиденцией, столица сказочной Биармии – древняя Чердынь. Первая точка заселения русскими Урала. Первый в этих краях город, существовавший, когда и России самой не было – о чем молчаливо свидетельствуют карты Восточной Европы середины IX века. В царских грамотах XV столетия горделиво именующийся: Пермь Великая Чердынь.
Зимняя Чердынь кажется краем земли, местом, где кончаются все пути. На самом деле еще севернее лежат не менее древние Покча, Вильгорт, Камгорт, Искор и Ныроб, знаменитый тем, что там, в яме временщик Борис Годунов сгноил боярина Михаила Никитича Романова.
Дорога, ведущая на север до Ныроба.
Говорят, и сама Чердынь располагалась несколько в стороне от своего сегодняшнего местонахождения – недалеко, в районе села Губдор, где найдены следы большого городища, существовавшего не один век.
Впрочем, старые карты начиная с середины IX века однозначно помещают ее на высоком берегу реки Колвы, правом притоке Камы.
Вид с одного из семи чердынских холмов, на въезде в город из Соликамска. Вдалеке - Церковь Ионна Богослова, Ближе - Воскресенский собор и Преображенская церковь
Говорят, и сама Чердынь располагалась несколько в стороне от своего сегодняшнего местонахождения – недалеко, в районе села Губдор, где найдены следы большого городища, существовавшего не один век. Впрочем, старые карты начиная с середины IX века однозначно помещают ее на высоком берегу реки Колвы, правом притоке Камы.
Сегодняшнее население городка – около 5 000 человек. Двухэтажные каменные дома XIX – начала XX вв., богатые некогда деревянные постройки, украшенные причудливой резьбой, знаменитые ворота, вошедшие во все учебники и справочники. Больница, где некогда в ссылке находился поэт Осип Мандельштамм.
Ни одного современного здания. Тишина, чистое небо, ощущение вечности. Как и Рим, Чердынь расположена на семи холмах, разделенных оврагами, на центральных – самых высоких – остатки укрепленных городищ VIII – IX вв. То время было периодом оживленной торговли с азиатскими странами, о чем говорят многочисленные клады серебра и персидских монет.
Серебряное блюдо "Царь Шапур II, во время охоты на львов" - из коллекции Государственного Эрмитажа было найдено в окрестностях Чердыни
История Чердыни: чудские городища VIII – X вв, проникновение новгородцев – XI – XII вв, столица Перми Великой – XV – XVI вв, а с начала XVII вплоть до начала XX в. – богатый уездный город с семью церквями, с 40 каменными, 26 полукаменными и 437 деревянными зданиями, арсеналом, Городской думой и торговыми рядами, где работали 50 (!) лавок, существовало Общество любителей истории, археологии и этнографии, а с 1899 г. действовал краеведческий музей имени Пушкина, открытый в честь столетия поэта. Ежедневно пароходы ходили в губернский город Пермь и обратно. Все смела революция.
А советская власть втоптала некогда Великую Чердынь в болото тусклого провинциального существования.
Иоанно-Богословский монастырь был основан в 1462 году, и тогда же построена первая деревянная церковь. В 1700 г. она сгорела, и на этом же месте в 1704 - 1718 гг. возведена новая, каменная, которая действует и по сегодняшний день
Самый древний храм – Иоанна Богослова был учрежден вместе с мужским монастырем еще в 1462-1463 гг. в честь крещения местного населения. В 1700 году храм сгорел во время пожара, уничтожившего более двух третей города, но к 1718 году был отстроен заново. В первые годы советской власти, закрылся, но, в отличие от всех других, избежал полного разграбления и осквернения, так как был передан в ведение музея.
Во время войны храм был возвращен церкви, в 1944 году там возобновились богослужения. Храм действует до сих пор, а с недавнего времени действует и мужской монастырь.
Сохранился резной иконостас, кое-где внизу видна еще старинная роспись, а среди икон хранятся две, о которых хочется упомянуть отдельно.
Икона "85 праведников"
Икона «85 праведников» – несет в себе древний сюжет, память о событиях XVI века, когда в 1547 году на льду реки Вишеры (в 6 км от Чердыни) произошло большое сражение между чердынскими ратниками и ногайцами, совершавшими разорительные набеги на русские земли. Битва эта состоялась 6 января, а через полгода, в середине лета к чердынскому берегу приплыла льдина с телами 85 погибших воинов. Ратники были с почестями похоронены, над их могилой возведена часовня, разрушенная в 1933 году.
Икона особенно почитаема чердынцами, которые зовут погибших «убиенными родителями», она хранит их лики и имена. Известно всего несколько таких икон – одна – в Богословском храме, вторая – в чердынском музее, третья была увезена в США.
Икона "Явление Богоматери на войне"
Икона «Явление Богоматери на войне» не связана с историей Чердыни. Событие, изображенное на иконе, произошло в 1915 году во время боев в Августовских лесах Восточной Пруссии.
Несколько русских дивизий одновременно увидели на небе образ Божьей Матери. До 1916 года длились проверки этого факта, но огромное количество свидетелей не позволяло усомниться в его подлинности. После чего образ был официально признан и канонизирован.
По некоторым данным, известно семь таких икон, официально опубликованы всего две – одна хранится в одном из центральных музеев страны, вторая – в музее Невьянская Икона в Екатеринбурге. Чердынская – третья.
Богатые каменные дома в Чердыни - не редкость. Они образуют целые улицы.
Земли, которые сегодня представляются нам дикими и безлюдными, раньше были обжиты и обустроены – обитавшие здесь до XV века люди со своим укладом, культурой и миропониманием строили городища, были хорошими литейщиками и оставили нам огромное наследие – Пермскую бронзу.
Пришедшие русские смешались с ними, образовав новый этнос, предприимчивый и работящий. Соль, железо и медь, которые давала щедрая земля, заводы, судоверфи, мощная торговля, земледелие. Край процветал.
Ворота церковной ограды у Крестовоздвиженской церкви (1853 г.) в селе Бондюг, недалеко от Чердыни.
Сегодня: грунтовка вьется среди дремучих лесов, через каждые 5 – 6 км выскакивая на небольшие деревушки. Но в каждом крошечном селении стоят огромные церкви, напоминая о былом величии этих краев.
Когда-то христианство уничтожило здесь мощную цивилизацию людей, живших практически по всему северу и северо-востоку современной России. До сих пор живы легенды о чуди – таинственном народе, ушедшем в землю – якобы, с приходом христиан, те, не желавшие менять языческие убеждения на новую веру, выкапывали землянки, заходили в них целыми семьями и обрушивали своды, погребая себя под землей.
Всесвятская церковь на северной окраине Чердыни –построенная в 1815 – 1817 гг. «усердием купца Спиридона Углицкого», была разрушена во время второй разрушительной волны 1960-х годов, когда активно уничтожалось то, что сумело пережить революцию и войну.
Какие события легли в основу этих преданий, сегодня остается только гадать. Но чудские клады - огромные количества иранского и византийского серебра до сих пор волнуют воображение людей. Сколько их было найдено, а сколько лежит в земле, пряча в глубине тайны своих владельцев.
А победившее некогда православие, прожив несколько веков, само было уничтожено – новым народом, который уже ничего не построил.
1/14
Ранние сумерки над Воскресенским Собором (1756 г.) и Преображенской церковью (1853 г.)
Изба-пятистенок и покосившиеся красивые ворота.
Деревянные четырехстолбные ворота с башенками и узорами когда-то красовались у каждого дома.
Заснеженная улица.
Успенский собор, в котором сейчас располагается Музей истории веры.
Иоанно-Богословская церковь кажется небольшой, на самом деле - это значительное здание на высоком берегу.
Деревянная скульптура в Иоанно-Богословской церкви.
Отец Владимир, гостеприимно водивший нас по храму, с большим древним ключом, которым храм и отпирается.
Фрагмент иконы
Дверца шкафчика, расписанная изнутри
Уникальная книга из коллекции Краеведческого музея.
Крестовоздвиженская церковь в селе Бондюг, недалеко от Чердыни.
Крестовоздвиженская церковь в с. Бондюг.
Остатки деревянной церкви в селе Ужгинское, недалеко от Чердыни.
Автор - Юлия Крутеева, редактор альбомов и автор статей