Серия «Религия и атеизм»

7

Об антисемитизме Мартина Лютера, основоположника протестантизма

Как политический мыслитель, Лютер был предшественником идеи "полицейского государства" в широком смысле, то есть автономного государства, поддерживающего у себя порядок во всём, от работы водопровода до предотвращения драк. Потом эту идею полицейского государства развивали Кант, Фихте и некоторые другие протестантские деятели немецкого романтического национализма.

В понимании Лютера, полицейское государство должно в том числе обратить всех в христианство, чтобы все люди в нем одинаково понимали свои обязанности и тем самым способствовали процветанию государства. Евреи представлялись ему наиболее упорной группой, сопротивляющейся своему обращению в христианство.

Антисемитизм его не был чем-то выдающимся на фоне позиций и многих католических деятелей. Дальним предшественником Лютера был, например, выдающийся богослов Кирилл Александрийский, в 411 г. изгнавший из Александрии Египетской всех евреев, обвинив их в подготовке резни христиан с целью монополизации торговли – это изгнание не одобрили наместник Орест и женщина-философ Гипатия, выступавшие за мирное сосуществование религий, из-за чего христианская чернь расправилась с последней на волне уже неконтролируемого насилия.

Антисемитизм Лютера включал в себя неприятие ростовщичества, крайне отрицательное отношение к учебным заведениям иудеев (он считал, что евреи, будучи бедны, могут быть легко мобилизованы раввинами на восстание), наконец, страх перед мобильностью евреев. Во всём этом он видел угрозу для правильного полицейского государства. Он прямо предлагал запретить евреям покидать место жительства и ввести принудительный труд для всех евреев-мужчин. При этом никакой речи о казни евреев Лютер не допускал, считая, что полицейски-принудительные меры действуют лучше, чем любые кары.

Нам нужно понимать, что идея всеобщих гражданских обязанностей или повинностей тогда только намечалась, и Лютер развивал ее как мог, часто из-за вспыльчивости впадая в недопустимые излишества. Позднейшее лютеранство в целом не восприняло антисемитизм Лютера, поскольку не восприняло его исторический скептицизм и полицейскую утопию, стремясь регламентировать общинную и гражданскую жизнь ситуативно. Даже на фоне ближайших сподвижников антисемитизм Лютера выглядит его специфической политической позицией, не имеющей прямого отношения к программе Реформации.

Показать полностью
8

Об основных различиях между православной, католической и протестантской церквями

Основное богословское различие между православием и католицизмом – это так называемый догмат о филио́кве (с латинского - "и от Сына"). Суть его в том, что Римско-Католическая церковь считает, что Святой Дух исходит как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына, что закреплено в католическом Символе веры. В свою очередь, православные этот догмат не приняли (см. православный Символ веры). Согласно догматике Православной церкви, Святой Дух исходит только от Бога-отца.

Подобные богословские тонкости среднестатистического мирянина, для которого принадлежность к той или иной конфессии – это скорее средство национально-культурной самоидентификации, интересовали и интересуют мало, и в их смысл простой обыватель вникать не будет.

Но и в богослужебной практике, т.е. там, где различия сразу бросаются в глаза, различий масса:

– Католики причащают священников "под двумя видами", т.е. хлебом и вином, а мирян только хлебом, православные же "под двумя видами" причащают и священников, и мирян (правда, священники причащаются в алтаре и отпивают вино из чаши, а мирян причащают с амвона специальной ложечкой).
– В католическом храме алтарь, в отличие от православного, не отделён от зала для молящихся иконостасом.
– Верующие католики слушают проповедь в храме сидя, православные – стоя.
– Все католические священники (а не только монахи различных орденов) дают обязательный обет безбрачия (целибат), у православных "белое духовенство" (т.е. не монашествующее) имеет право (и даже обязано перед вступлением в должность) вступать в брак. Обряд безбрачия принимают только монахи, представители чёрного духовенства, из которых и формируется высшая иерархия Православной церкви.
– В католицизме существуют монашеские ордена. В православии монашеских орденов  нет.

– Вместе с тем как католики, так и православные считают, что во время евхаристии, т.е. таинства причащения, происходит т.н. "преложе́ние" хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.
– И те, и другие считают богодухновенным источником вероучения не только Священное Писание, т.е. Библию, но и Священное Предание (сочинения Отцов Церкви).
– Как в католицизме, так и в православии чрезвычайно развит культ многочисленных святых с обязательным поклонением их мощам. В католицизме также чрезвычайно высоко развито поклонение Деве Марии, матери Иисуса Христа.

Протестантизм в основных вероучительных аспектах равноудалён и от католицизма, и от православия:
– Во-первых, протестанты признают единственным источником вероучения только Библию (принцип "Sola Scriptura" – "Только Писание"), признавая за Преданием разве что определённый, причём не бесспорный, моральный авторитет.
– Во-вторых, в протестантизме существует принцип "всеобщего священства", т.е. проводить общественное богослужение и публично толковать Писание имеет право любой взрослый член общины, а священники не наделяются особым сакральным статусом – протестантский пастор всего лишь профессионал, имеющий специальную богословскую подготовку и утверждённый в своей должности собранием общины.
– В-третьих, у протестантов отсутствуют монашество (рассматривается как нарушение библейской заповеди "плодиться и размножаться"), культ икон, мощей ("не сотвори себе кумира"), догмат о преложении хлеба и вина на евхаристии (все обряды имеют морально-назидательное и историко-символическое значение).

Показать полностью
1

О сносе и восстановлении Храма Христа Спасителя в Москве

Архитектор Б. Иофан, автор проекта грандиозного Дворца Советов, писал: «Шел 1928 год. Храм Христа Спасителя еще стоял посередине огромной площади у Москвы-реки. Большой и грузный, сверкающий своей позолоченной главой, похожий одновременно на кулич и на самовар, он давил на окружающие его дома и на сознание людей своей казенной, сухой, бездушной архитектурой, отражая собой бездарный строй российского самодержавия «высокопоставленных» строителей, создавших это помещичье-купеческое капище-Пролетарская революция смело заносит руку над этим грузным архитектурным сооружением, как бы символизирующим силу и вкусы господ старой Москвы»...

13 июля 1931 года состоялось заседание Всероссийского Центрального исполнительного комитета СССР (ВЦИК), на котором было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

За шесть месяцев до взрыва Храма Христа Спасителя. Сводка ОГПУ:
- Усилились антисоветские разговоры и агитация в связи с решением о сносе Храма. Отмечены такие разговоры: "Власть растратилась и теперь, Правительство хочет изломать Храм и продать его по частям Америке за большие деньги."

Секретариат Председателя ВЦИК:
"По договору между Народным Комиссариатом Финансов и Хозяйственным отделом ОГПУ последнему передаются для обработки все золочёные предметы из закрываемых молитвенных зданий. Самыми богатыми в отношении наличия золота являются купола церквей, в частности купола Храма Христа Спасителя. Считаем, что в настоящее время оставлять на куполах 20 пудов золота, (около полумиллиона валюты), является излишней для СССР роскошью. Просим в срочном порядке решить вопрос о Храме и куполах с тем, чтобы ОГПУ смогло бы уже в начале весны заняться снятием куполов."

Взрыв Храма Христа Спасителя был назначен на первую декаду декабря 1931 года.
Из квартала, расположенного рядом с храмом, временно выселили жителей. Неподалеку от храма во дворе одного из домов в глубокой траншее был установлен сейсмограф для определения силы взрыва и возможных колебаний почвы…

Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

18 июля 1931 года в газете "Известия" публикуется "Постановление о конкурсе на составление проектов Дворца Советов" на месте Храма Христа Спасителя.
В 1933 году, 10 мая, постановлением Совета Строительства Дворца Советов был принят за основу проект архитектора Б. Иофана, по которому храм должна была заменить гигантская башня, увенчанная колоссальной статуей Ленина. Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров - он должен был стать самым высоким зданием не только Москвы, но и всего мира.

Но грандиозный дворец так и не был построен. Для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось около полутора лет, поэтому строительство дворца было начато в 1937 г. К 1939 г. была закончена кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к улице Волхонке.
На том все и остановилось – началась Великая Отечественная война.
В 1960 г. дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить.
Многие годы после взрыва на месте величественного храма зияла чудовищная яма. В 1960 г. здесь был построен открытый бассейн "Москва".

Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: "Сперва был Храм, потом – хлам, а теперь – срам".

В конце 1980‑х гг. возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание храма Христа Спасителя.
В 1989 г. было принято решение о восстановлении храма Христа Спасителя в точном соответствии с тем, каким он был построен в XIX веке. В 1990 г. с востока от бассейна был установлен закладной камень. В 1994 г. началась разборка бассейна "Москва", и уже через три месяца, 7 января 1995 г., был заложен первый камень в фундамент возрождаемого храма.

В декабре 2000 г. все работы по внешней и внутренней отделке были полностью завершены. Новый храм отличался от прежнего расширенным цокольным этажом, в котором разместились музей храма, зал Церковных Соборов, церковь Преображения, зал совещаний Священного Синода, Трапезные палаты и различные технические службы. В возрожденном храме Христа Спасителя присутствовали и некоторые старые части – мраморные памятные доски из обходных коридоров и фрагменты главного иконостаса.

Воссозданный заново храм Христа Спасителя может вместить 10 тысяч молящихся. Общая площадь строения составила 34 135 квадратных метров. Высота сводов храма превысила 103 метра, высота иконостаса ‑ 27 м. Храм был расписан известными живописцами. Орнаментальная и сюжетная иконопись заняла свыше 22 тысяч квадратных метров.

31 декабря 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение храма.

19 августа 2000 г., в День Преображения Господня, состоялось Великое освящение возрожденного храма Христа Спасителя.

История Храма Христа-Спасителя – один из редких случаев собственноручного уничтожения и последующего восстановления властями страны одного из выдающихся памятников архитектуры.

Показать полностью
6

Что в современной культуре и в современных привычках русских людей осталось с древних языческих времён

Мы думаем, что уже расстались с нашим языческим прошлым. И нам может показаться удивительной сама мысль о том, что язычество никуда не ушло из нашей жизни – оно присутствует в повседневности в виде традиций, которые стали неотъемлемой частью нашей культуры и быта.

Все мы привыкли к тому, что известным людям прошлого ставят памятники за их заслуги. Но что такое памятник, откуда взялся этот обычай? Древние греки изображали царей и героев, которые после смерти становились духами-покровителями своей местности или общины. Статуя героя – по сути, кумир (в прямом смысле этого слова).

У славян был обычай почитания предков – де́дов, как собирательно их называли. Одним из важнейших божеств семейного культа был Род со своими спутницами рожа́ницами – они укрепляли единство племени и родового клана. Люди древности мастерили их деревянные фигурки, имевшие культовое значение.

Сейчас, возлагая цветы к памятнику людям, мы даже не задумываемся, что совершаем древнейший обряд подношения даров кумиру. Только наши кумиры не требуют крови, как боги иных времен и народов. Смысл этого акта забылся – остался лишь красивый обычай, который мы воспринимаем как привычное явление.

В наших парках горят вечные огни перед могилами героев войны. Богом войны у славян был громовержец Перун, который скакал по облакам в грохочущей колеснице и сыпал на своих врагов стрелы-молнии. В соответствии с мировоззрением древних, воины, совершавшие подвиги и проявлявшие храбрость, были обязаны этим особому воинскому пылу, который внушал им небесный воитель. В Киеве, в Великом Новгороде, по некоторым данным, и в других городах перед изваяниями Перуна горели вечные костры – так совершалось почитание грозного божества. Сжигаемые поленья служили ему и подпиткой, и даром. Служку, по небрежности допустившего угасание костра, ждало жестокое наказание.

Этот древнейший обычай настолько глубоко укоренился в нашем сознании, что возродился спустя столетия. Газовые костры горят перед памятниками героям, которых мы почитаем. Мы больше не поклоняемся языческим божествам, но мы преклоняемся перед стойкостью и мужеством тех людей, которые отдали свои жизни ради победы. Нам до сих пор кажется, что у них был какой-то особый, героический характер.

До сих пор живы многие традиции, корнями уходящие в незапамятную языческую старину. Во многих, если не во всех крупных городах, сохранился обычай: молодожены приезжают к особому месту: мосту, беседке, дереву и оставляют небольшие подношения, призванные укрепить любовь и сделать счастливым их брак. Таким подношением может быть замок на ограде, ключ от которого выбрасывается в реку или ленточки на дереве, завязанные молодыми в надежде на счастливое супружество. В наших глазах это красивый старинный обычай, не более того. Но многие исследователи совершенно справедливо возводят его еще к тем временам, когда славяне поклонялись источникам воды (символ жизни), дереву (символ времени) что хорошо известно по многим летописям.

Обычаи языческой старины окружают нас повсюду. Они настолько привычны, что мы не замечаем их. Сама мысль о том, что язычество не ушло, что оно продолжается в виде элементов современной культуры, может показаться нам странной и даже шокирующей. Но, тем не менее, это так.

Культура многогранна, она состоит из разных слоев. Но даже самые древние из них умудряются приспосабливаться к современному урбанистическому образу жизни и находят в нем свое место. Даже не задумываясь об этом, мы, люди третьего тысячелетия, продолжаем традиции, заложенные нашими предками тысячелетия назад.

Показать полностью
1

Какой религии придерживался Адольф Гитлер

Де-факто Адольф Гитлер был неоязычником. Идеология нацизма вообще из всех религий ближе всего именно к скандинавскому неоязычеству и поклонению богу Тору.
Обычно нацизм и неоязычество ходят рука об руку.

В то же время важно помнить, что Гитлер не был неоязычником в чистом виде. Он принимал и Христа. Сохранилось упоминание о одном эпизоде, как он зашёл в Церковь на Пасху и помолился. Журналисты спросили у него: «О чём Вы говорили с Богом?». Он ответил, что ни один человек не слышал о чём он говорил, и ни один человек никогда не узнает об этом.

И всё же его следует отнести к неоязычникам.
При этом вопрос веры в идеологи нацизма является вторичным. Гитлер сам об этом писал в "Майн Кампф". Для него превыше всего стояли кровь и раса, генетический детерминизм. Гитлер верил, что гены играют бо́льшую роль в судьбе человека, в формировании его характера, чем воспитание. Религия основную роль отводит воспитанию.
Для Гитлера более важную роль играла кровь.

3

Как появились римские Папы

Будучи старшим среди апостолов и получивший от Иисуса Христа наименование Петр (камень), на котором будет основана Церковь, принявший мученическую смерть в Риме, святой Пётр признан христианской церковью первым епископом Рима. В дальнейшем сан епископа Рима стал частью титулования Римских Пап. Ниже приведён полный титул Римского Папы в настоящее время:

Епископ Рима
Викарий (заместитель) Иисуса Христа
Преемник князя апостолов (то есть. апостола Петра)
Глава Вселенской церкви (титул не соответствует реальному положению вещей.
Великий понтифик (титул является отголоском титулований священнослужителей Древнего Рима)
Примас Италии (то есть, высшая духовная фигура в Италии)
Архиепископ и митрополит Лацио (Римской провинции)
Суверен города-государства Ватикан
Раб рабов божьих

В честь апостола Петра назван Перстень рыбака, непременный атрибут римского Понтифика с XIII века. Этот перстень новоизбранный Папа получает во время коронизации (до Иоанна-Павла I) или инаугурации (после Иоанна-Павла I).
На перстне изображён святой и указано имя владельца перстня. Прежде перстнем рыбака Папы пользовались как печатью, сейчас это по своему функционалу просто епископский перстень, означающий обручение с епархией (в данном случае – со всей Католической Церковью).В качестве печати используется второй специальный экземпляр.
Приветствуя Папу, католики преклоняют колено и целуют перстень рыбака. Непосредственно после смерти Папы кардинал-камерле́нго в присутствии своего заместителя и помощников разбивает перстень, чтобы никто не смог незаконно воспользоваться им в период до выборов нового Папы.

Некоторые Папы использовали другие перстни: например, Слуга Божий Пий XII носил перстень с драгоценным камнем из ожерелья своей мамы. Иоанн XXIII пользовался несколькими перстнями с драгоценными камнями, а блаженный Павел VI в последние годы сменил перстни с драгоценными камнями на простой, так называемый "соборный".

Поскольку святой Пётр был распят вниз головой, существует изображение "креста святого Петра" – это перевёрнутый крест. Он даже изображался на Папском троне во время визита св. Иоанна Павла II в Израиль.

Торжество святого Петра празднуется 29 июня, также есть праздники кафедры апостола Петра (22 февраля) и освящения Ватиканской базилики (18 ноября).

Святому Петру посвящён главный храм Католической Церкви – базилика святого Петра в Ватикане, построенная над могилой апостола.

Нынешний собор, третий по счёту, был выстроен в XVI веке целой гильдией великих зодчих. С XVII века он обрамлён грандиозной площадью с великолепной колоннадой по проекту Джованни Бернини. В 1930-е годы, в ходе перестройки Рима по плану Бенито Муссолини, к площади была проложена улица Примирения (via della Concilliazione), открывающая прекрасный вид на собор.

Показать полностью

На чём основана христианская вера

Основные положения христианской веры представлены в Никейском символе веры, принятом на соответствующем Вселенском соборе. Это собрание всего того, что христиане принимают на веру, а всё остальное уже выводится из этого логически.

Другая причина (просто парадоксальная, но вполне реально существующая) содержится в I-м послании к Коринфянам апостола Павла и звучит примерно так:
"А мы проповедуем Христа распятого: для эллинов - безумие, для иудеев - соблазн".
То есть, верили именно потому, что произошедшее с Христом невозможно было объяснить рационально.
Точнее это было сформулировано чуть позже:
«Сын Божий распят; не стыдимся этого, ибо это постыдно.
И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно.
И после погребения воскрес; это несомненно, ибо невозможно».
Тертуллиан "О плоти Христа" (это один из вариантов перевода).

Текст молитвы «Символ веры». В нём изложены основные моменты христианской веры.

На церковнославянском языке (под каждым пунктом – перевод на русский язык):

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

И воскресшего в третий день согласно Писаниям.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Признаю одно крещение для прощения грехов.

11. Чаю воскресения мертвых,

Ожидаю воскресения мертвых,

12. И жизни будущаго века. Аминь.

И жизни будущего века. Аминь (истинно так).

В моём собственном представлении христианская вера, как и абсолютное большинство других верований современного человека, основана, в первую очередь, на страхе смерти (своей и близких людей) и страхе забвения после смерти, когда абсолютное большинство из нас через 3 – 4 поколения не останется даже в памяти потомков.

Показать полностью

Авторский ответ на вопрос: "Что такое Святой Дух?"

Согласно Священному Писанию, Святой Дух – это действующая сила Бога.

Учение о том, что Святой Дух – Сущность и часть Божества, было официально признано церковью лишь в IV веке н. э.
Ранние Отцы Церкви этому не учили: Юстин Мученик, живший в I2-м веке н. э., учил, что Святой Дух – это влияние или способ воздействия Божества.
Это согласуется с Писанием, в котором последовательно показано, что Святой Дух Бога не личность, а действующая сила Бога, посредством которой Он осуществляет свой замысел и исполняет свою волю.

В моём представлении это очень необычная Сущность, которая буквально "разли́та" над Землёй, и которой мгновенно становится известным всё, что происходит в мире.
Для облегчения понимания можно представить Святой Дух как высокоинтеллектуальную полевую (от слова по́ле) структуру, неразрывно связанную с двумя другими представителями Святой Троицы. Соответственно, вся информация, которую получает Святой Дух, тут же становится известна и им. При этом существует и обратная связь, когда Святой Дух "передаёт" верующему божественную волю.
Думаю, такое объяснение Святого Духа хоть как-то объясняет целесообразность существования Святой Троицы.
Моё объяснение вряд ли придётся по вкусу церковникам (и не только представителям РПЦ), но оно хотя бы логично.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!