Сообщество - Славянская мифология и сказки

Славянская мифология и сказки

511 постов 3 617 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

5

Коляда. Святое празднество — "Праздник, в обличье божества"

Ой, коляда, едет к нам коляда, отворяй ворота! Сугробы не помеха нам. Пусть зима будет только в радость нам. Заготавливай на стол, песни вспоминай, наряды доставай!

Песню петь пора, слово молвить пора — об одной из самых ярких славянских традиций и её главном герое. Я приветствую тебя в цикле, воспевающем богов, придуманных из-за ошибок переписчиков, неверных переводов, песен, а теперь ещё и праздников.

Войди же со мной в храм — кой снежное поле, где жрецы — ряженые, а жертва — еда и питьё. Подними взор к зимним небесам и приветствуй Коляду — бога, рождённого песенным вихрем и щедрым столом.

Николай Пимоненко "Колядки". 1880-е.

Николай Пимоненко "Колядки". 1880-е.

Пой, народ! Веселись, народ!

Рядись, народ! Идём колядовать! Хозяина светло месяца привечать. Жёнушку, красное солнышко, похвалять. Чад, небесных звёзд, поучать.

Так издавно принято на Руси встречать главное зимнее торжество. Пришедшее к нам из старых времён, оно не растворилось во времени и не встретило противоборства святых куполов. Праздник коляды — лучшее опровержение расхожей нынче байке о попе, мечтающем всё архаичное под корень извести. Коль песня весела, а народ румян — чего такому препятствовать? Неуж-то душа православная радости чуралась когда-либо? Уж-то Христу зимнее солнце не мило? Не, братко, не верь этим сказкам и сам дитям не сказывай, к дурному умы не приучивай. Набери ты груди полного воздуху и пой вместе со мной. Пой же, народ христианский Богу на радость, душе на потеху!

Чего стоишь? Нарядился? Давай, скорее, по гостям торопись. Это ничего, если ты песен не знаешь. Бери пример с меня — на ходу придумывай. Ну или со мною что-нибудь по дороге сочини. Обычно все так и делают. Есть, право, и устоявшиеся припевы, но они от деревни к деревне все разные. Таков народный обычай — чужды ему светские скрепы.

Что празднуем? Ну, тут уж что тебе милее. Кто по-набожнее, те рождество Христово приветствуют, духом святым наполняются. Кто по-проще, так те просто зиме радуются. Издревле так делали. Как первая звезда в небе взойдёт — значит пришла пора холодное солнце встречать, да душою своею его согревать.

Нынче все умные стали, у ромеев календарей нахватались, и празднуют нынче все по энтим календарям с 7 по 19 января. А раньше проще было, всё на звёзды смотрели, по ним и время читали.

Ты, кстати, во что такое нарядился? Диковинный зверь ты, однако, так сразу и не поймёшь. Я вот чёртом быть решил. Пусть хоть раз в году чёрт приличным человеком будет. А вон там, смотри, цыганка с чучелом заместо ребёнка — присмотрись, на выданье девка. Вот ещё нищие да безумные — гляди как дёргаются, как корчатся, право будто взаправду безумцы. А там молодец на помеле скачет, щас через нас перескочет. Ты за ним смотри, он разбежится как — так до месяца допрыгнет, а назад весь год спускаться будет. Ну, это если батюшка простынет. А коли не простынет, так молитву по небу пустит — золотую, как луч-то — молодец по молитве вниз и спустится. Бывало так уже. И не раз.

А спросишь, с чего это мы, православные люди, в такое бесовское дело ударились? Всяких чертей с цыганами изображаем? А корень-то, поди, в седой старине зарыт. Зима тогда — время неведомое, страшное. Солнце умирало, тьма наступала. Думали предки, что вместе с холодами на землю и всякая нежить просыпается. Вот и придумали: нельзя ей, нечисти, настоящие лица людские показывать. Надо обмануть, перерядиться. Чтобы и духи предков мимо прошли, и леший в лесу не тронул, и кикимора в дом не пробралась. Не было у них крестов нательных, вот и смекальничали, как могли. Смекаешь? Мы нынче ржём да веселимся, старым страхам сказки сказываем. Ну и рядимся конечно. Глядишь вот чёрт увидит, как я святой водой умываюсь, так завидно станет — глядишь и покается.

Ещё, говорят, раньше вместо молитв и песен закляния пели. Я в этих кляниях не разборчив, что они есть такое не смыслю. Да и никто сейчас уж не упомнит их. А почему? Ну так, видать, дурные песни были, коль не запомнились. А вот то, что веселятся нынче, как и прежде, так в том сомнений у меня нет. Потому как не может душа добрая не веселиться — а люди у нас всегда добрые были. Ну, по большей части, как понимаешь.

Ты это, не стесняйся. Как нагуляешься да продрогнешь, в дом заходи, желудка мольбы утоли. Еда какая есть, вся на столе. Ничего не сокрыто, стол нараспашку, ибо он тоже в каком-то смысле, но душа.

За какие обычаи ты особо не переживай. Главное людям сильно не докучай, но и скучать всем кругом не давай — меру всему знай. А самое важное — звезду красную повыше подымай.

Звезда это господня, под ней сам Исус родился. Потому-то её так и ценят. А раньше, во времена довоцерковлёныя, заместо звезды солнце ясное подымали. А может и не было, может и сказки.

Чаго говоришь? Для кого же подымали, коль Исус ещё не родился? Ну так для солнца и подымали. Звали его тогда по-другому — Сварогом. Люди тёмные были, светилу молились, мня будто он божество. А всё же и Христу солнце мило. Знать, не такие уж и тёмные были, коль с Христом в любви сошлися. Потому-то пора эта так и ценна. В какое время ты не гляни, а люба она одинаково. Потому как время это волшебное, светлое.

Ещё говорят старики бывалые, что по сей день в метели души глядеть можно. Потому как граница миров как бы короче становится. Но уж в это я, извини, не верую. Я по натуре энтот, кептик — чаго сам не увижу, в жисть ни поверю. Вот месяц я видел. И даже ходил по нему. Признаться, даже на вкус пробовал — ничаго, съедобно. А вот духов я — ни видел, ни трогал, на вкус ни пробовал.

Кажись, поп нынче в здравии, вон, мёдом с зерном горло разогревает. Коли так, неча время упущать. Помела у меня нету, но я человек опытный — до ясна месяца и на полене доскачу. А ты давай со мной!

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

И так же не скоро мороки развеиваются, но скорее даже гуще становятся. Так случилось и с колядой. Тема обширная. И как принято у приличной нечисти, начнём мы её не с начала, а с середины кругом обойдём, к истоку идя, а там и на конец посмотрим.

Мы с тобой уже изучали песенную традицию обрядных рефренов. Мелодичных, приятных слуху повторяющихся вокализмов. "Ой ты, лю-ли, ай, лю-ли" — самый распространённый и известный такой рефрен. Но богата фантазия человеческая, и уж чего-чего, а приятных созвучий придумали не мало.

Вот и "коляда, коляда" — ещё один такой интересный и немного не очевидный рефрен. Приятность его кроется в сочетании букв "к", "л" и "д". Первые две, будучи согласными, слухом воспринимаются чётко, но в тоже время мягко, приглушённо. А сочетание с яркой ударной "д" создает уникальное эмоциональное наполнение. Прямой аналог ты можешь встретить в современном популярном жанре "АСМР", где частым рефреном служит сочетание "тк-тк". Но если "тк-тк" служит для снятия напряжения, то "клд-клд" напротив — призвано взбодрить и зарядить праздничным настроем. Это и есть та самая древняя магия звуков, породившая всю заклинательную традицию.

Но оставим магию звуков и посмотрим на версии учёные. Есть среди них думы мудрые, о рождении слова "коляда" толкующие. Так, например, живы варианты "ходить кругом", "круговые яства" и конечно "колесо". Все эти версии по-праву живые и звучащие достоверно. Более того, в них очевидна связь с кругом, кой есть вечная часть любого праздника, перемене лет посвящённого. Но есть и обратная трактовка, о которой мы поговорим после.

Можешь ты припомнить иное словечко, тоже круг означающее, но к делу отношения не имеющее. Словечко это — коловрат. Символ сей всякому знаком, тут спору нет. Он хоть и взаправду стар, и предкам известен — но вот самого словечка эдакого у них не было, придумка то. А придумали его люди книжные, предков почитающие, но разумением обделённые. Скрестили они в своём аж 20-м столетии слова "колесо" и "вращение" и вот стали сей знак называть коловратом. Дурного ничего они не мыслили, не подумай, но обидно им было, что символ есть, а названия пращуры ему не дали. А ежели и давали, то оно не запомнилось. Ибо знак сей весу особого меж них не имел никогда, а значит и название ему не так уж надобно. А уж если возникнет нужда, то и просто колесом обозвать можно. Так-то.

Ну не индусы мы, чтобы в свастики упарываться. Ну вот не все индоевропейцы пёрлись от заковыристых солярных символов. Солнце, если что, просто кружочком нарисовать можно. Этим обычно и ограничивались. Ну или уже в самом деле нарисуй ты колесо от телеги — тоже, кстати, древнейший и уважаемый символ. И куда более частый, если уж на то пошло. В том числе у славян.

Говоря же о "коляде", то у этого слова есть и иные значения: подарок, дарить, подаяние. Изначально такие подарки делались как подношение и форма пожертвования для священнослужителей по особым дням — да и просто сделать человеку приятное. Но традиция быстро полюбилась, закрепилась и переросла в общенародную увеселительную. Таким образом, "коляда" это не просто обрядный термин, а обозначение конкретного действия и пожелания. Широка душа, щедра душа — ничего не скажешь. Но...

Но здесь начинается самое интересное. Вообще-то языческое происхождение празднества, хоть и красочно, но весьма спорно и приписано постфактум. Строго говоря, оно вообще ничем не подтверждено. Каких-либо подтверждений существования традиции колядования до прихода христианства в природе не существует — вообще. Есть, правда, древнерусские христианские поучения, указывающие на языческое происхождение. Но вот опирались ли служители церкви на некие утраченные источники или на собственное наитие — то нам неведомо совершенно. Потому и утверждать чего-либо мы не можем. Однако, есть серьёзные подозрения, что всё-таки они-таки опирались на наитие. Почему? Ну...

Календарь

Именно вот это словечко, пришедшее к нам из Византии в форме "calendae" наводит на мысли о всё-таки самом прямом заимствовании, а затем и прямой интеграции в местные говоры с новыми значениями. Отсюда пошли и наши колёса, и наши круги, и прочие коловраты. В пользу сей версии говорит и некоторая обособленность "коляды" от прочих славянских слов с их корнями. Ну вот не находится в нём славяноязыческих мотивов с их своеобразной архаикой — совсем не находится.

Зато сама традиция находит прямой аналог в греческой христианской традиции "каланда". Суть её — пение песен и праздничные дарения в значимые дни. Сами же греки позаимствовали сей обычай у римлян, у которых он назывался "календа" и отмечался в начале каждого месяца ещё со времён глубокой Республики. Набожные эллины сочли, что кутить каждый месяц явный перебор, посему решили отмечать только главные дни, среди которых главнее прочих конечно Рождество. В таком виде праздник и пришёл на Русь, а с ним и первый подарочный календарик.

Календарики, к слову, достались не только там. Так, например, нельзя не упомянуть румынскую традицию рождественских песен "колинда" и польскую "коледа", что так же указывает на общий, а не узко-славянский источник. Ну да ладно, не о календарях речь молвить мы собрались, а о богах.

Коляда — бог, рождённый в кабинете

Не знаю как ты, а лично я давно ждал этого момента. Наконец-то, ну наконец-то мы с тобой вновь пришли к божеству, явившемуся на свет не по воле, но по незнанию. Отправляемся в 16-й век, дружище. Это было весёлое время.

Это поистине была Эпоха. Первый золотой век русской литературы, давший нам огромный список письменного творчества. Это был век "Степенной книги", "Повести о Петре и Февроньи" и "Домостроя" — грандиозные талмуды нравоучительных религиозных книг, кодифицировавших быт, веру и саму историю государства. И добрых две три богатырских былин. Это было время, когда прошлое впервые стали укладывать в стройные, осмысленные системы.

Тогда же родилась и эпическая поэма "Слово о полку Игореве", а так же ряд других, увы, не дошедших до нас поэм. Если ты искал в истории Руси золотое время, то 16-век — это то самое время.

Именно этот мощный фундамент в следующем, 17-м, столетии, породил новое поколение хронистов. Это были люди, впервые взявшиеся на Руси систематизировать не только святых, но и богов. Они смотрели на дохристианское прошлое сквозь призму строгого церковного порядка — и им везде мерещились такие же строгие пантеоны, такие же "божественные степени" и каноны. Они искали порядок там, где царил миф. И находили то, чего не было.

А где-то между ними, крестьяне, как и века назад, праздновали своё исконно православное колядование, напевая песни с рефреном "коляда, коляда" и никого не трогали, и не особо парились, что это "коляда" вообще значит. Звучит красиво, а для праздника этого достаточно.

И вот! Свершилось! Была написана "Густынская летопись". В одноименном монастыре, на территории современной Украины в Полтавской области. Первый зафиксированный "точный" список славянских "богов". О-о-о, и что же это за список, ты даже не представляешь. Список сей, прямо скажем, небольшой — на уровне современных постов в интернете. И читать его хоть с каким-то современным базисом знаний по мифологии... Скажем так — цирк это не так уж смешно. Этот список — настоящий набор кеков! Там и Купало упоминается (кек, спойлер одной из будущих частей цикла), и Ладо (Карл, Ладо, бугагашеньки!), и конечно же зловещий демон Коляда (трижды по тридцать раз кек)!

Если ты думал, что современные альтернативщики вообще ни на что не опираются, то ты ошибался. У них были мощные предшественники в 17-м веке. Чтение Густынской летописи — это погружение в альтернативную реальность, созданную фантазёрами, смешавшими своё наитие с интерпретацией чего-то, услышанного краем уха. И пытавшимися систематизировать то, о чем у них не было малейших представлений. Не подумай, я не осуждаю и не ругаю, у них и выбора-то иного не было. Но читать это сегодня — кек. Вот небольшой абзац, посвящённый Коляде (кек):

Шестый Коляда, ему же празникъ прескверный бяше декаврия 24. Сего ради нынѣ, аще и благодать рождеством Христовым осия нас и идолы погибоша, но единаче дияволъ еще и доселѣ во безумныхъ память свою удержа. Сему бѣсу въ память простая чадь сходятся въ навечерие Рождества Христова и поют пѣсни нѣкия. В нихъ же аще и о рождествѣ Христовомъ поминаютъ, но болие Коляду бѣса величают.

Ну как? Разобрал более-менее? Ладно, давай помолимся богине Алисе, чтобы она дала перевод.

Шестой Коляда, отмечался 24 декабря, и этот день считался особенно скверным. Хотя Рождество Христово принесло нам благодать, и идолы были уничтожены, дьявол всё ещё сохраняет память о себе в сердцах безумных. В канун Рождества Христова простые люди собираются и поют песни, в которых, хотя и упоминается Рождество Христово, но более почитается бес Коляда.

Спасибо, Алиса! А теперь давай так — что мы имеем? Во-первых, церковнослужители, пусть наверное и не все, но некоторая часть, как видим, точно, к 16-му веку умудрились совершенно забыть корни собственного же праздника. И что вообще-то именно они этот праздник на Русь святую и притащили.

А далее, руководствуясь строгим методом, породили чудовище — кабинетную мифологию. Именно из неё, из трудов её авторов берут начало современные трения на тему славянства. Ох, хорошо бы, если б беда была с одной только Густынской летописью. Но ведь это был не частный случай, а целая методологическая традиция, опиравшаяся на скудность имеющегося материала и выкручивавшаяся как могла. Суть общего метода проста и заключается в следующем:

  1. Берём непонятное слово из народной песни и тут же приходим к выводу, что это однозначно имя какого-то языческого бога. Параллельно кладём болт на то, что язычество уже полтыщи лет как кануло в лету.

  2. Находим ему место в библейской\античной картине мира. В частности очень желательно отождествить его с каким-нибудь римским богом, но это не обязательно и вкусовщина. В любом случае — потом обязательно находим аналог в Библии. И желательно чтоб он был связан с каким-нибудь демоном.

  3. Приписываем ему логичную роль. Если роль кажется логичной только нам — не страшно. Обоснование потом на глобус натянуть можно. Например, вот "коляда" вроде звучит как-то по праздничному, а значит по-любому это бог пиров! А ещё крестьяне водят хороводы — значит божество ещё и солнечное!

  4. Профит.

Так, по воле книжников, веселый рефрен колядок обрел плоть, культ и демоническую природу, о которых сам он был не в курсе.

Если ты подумал, что я стебусь над летописцами, то ни в коем случае. У них действительно было очень мало материала для работы. Собственно, они были именно теми, кто этот материал отчасти и собирал, только затем, чтобы потомки хоть как-то всё разобрали. В процессе у них не было иного выбора, за неимением источников, кроме как творчески интерпретировать вообще всё услышанное — опираясь на свои, крайне ограниченные контекстом времени, знания.

Результат действительно напоминает "творчество" современных любителей альтернативной истории и неоязычества, потому что механизм тот же: попытка собрать целостную систему из обрывков, домыслов и сильного желания "открыть истину".

Но не одним 17-м веком абсурд рождается. Ещё больше кеков нам преподнёс век 19-й (18-й тихонько отсидел в сторонке, зачитываясь Пушкиным). Если двумя столетиями ранее Коляда просто обозначался как один из языческих бесов, то новое поколение ранних исследователей взялись за него всерьёз.

К сожалению, серьёзность их всё так же ограничивалась размером кабинета. При этом фантазия (спасибо веку 18-му) была развита на порядок лучше. И они стали по-настоящему серьёзно нести ахинею придумывать новому богу атрибуты и место в языческой славянской космогонии (её они придумывали ходу дела).

Ну а век 20-й, со всеми его техническими достижениями, стал ещё и веком научной фантастики. Он любовно перенял от предков богатую фантазию и насадил её на чудовищные амбиции.

И вот. Бог Коляда. Бог праздников. Бог зимнего Солнца. И бог круговорота Времени! Ну ништяк! А ещё это символ возрождающегося солнца и конечно же коловрата! (два вагона кеков на Колыму!)

Стоит ли лишний раз подчёркивать, что всё это не имеет ни малейших под собой оснований, кроме как очень богатой фантазии, сильно упоровшейся в фантастику? Не думаю, что в этом есть нужда.

Коляда — это поистине бог одурачивания. Он — ярчайший пример того, как незнание способно породить нечто. Пусть не хорошее, но уж точно весёлое. Не знаю как тебе, а мне кеков на год вперёд хватило. Знаешь, а ведь в этом и есть суть любого праздника — он должен радовать. В колядки люди нарядились в чертей, так почему бы самому празднику не нарядиться в бога, чтобы всех одурачить?

Традиция колядования всегда была увеселительной, за ней никогда не было чего-то вот прям дико серьёзного. И относиться к ней надо просто и с любовью, а не громоздить лишние сущности. Праздник переоделся в бога. А человек оделся чёртом. В каком-то смысле Коляда и правда оказался божеством — но не солнца, а нашей потребности веселиться в самое тёмное время года; творить, вопреки незнанию; и находить смысл даже в бессмысленном "клд-клд". Не в этом ли суть пограничных дней, когда быль и небыль сплетаются воедино? Не это ли истончает границы подлинно? Морок, скажешь ты? Колядки, скажу я — просто колядки.

Напоминаю, что у меня так же есть Дзен.

Показать полностью 1
7

Чернобог

Чернобог — славянской мифологии, символизирующее тёмную сторону мироздания. Олицетворяет зло, разрушение, смерть и несчастья.
Внешне представлялся — как мужчина средних лет худощавого телосложения, одетый в чёрные одежды, но с серебряными усами.

Главным атрибутом Чернобога является большой длинный черный меч.
Ссылка телеграмм: https://t.me/miffantasy

Чернобог
Показать полностью 1
9

Кот Баюн

Кот баюн персонаж русских волшебных сказок, огромный кот, обладающий волшебным голосом, кот-людоед
Место обитания: в сказках говорится, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном лесу, где нет ни птиц, ни зверей.
Мудр, порядочен и рассудительный.
Ссылка телеграмм: https://t.me/miffantasy

Кот Баюн
Показать полностью 1 1
12

Мара

Мара - богиня в славянской мифологии, олицетворяющая зиму, смерть и переход в иной мир, девушка с длинными чёрными локонами, одетая в белое бархатное одеяние с множеством драгоценных камней.

Ссылка телеграмм: https://t.me/miffantasy

Показать полностью 6
7

Боги, которых не было. Глава 1 "Песня, ставшая богом". Лада и Лель

Мифология — штука сложная. Практически вся современная цивилизация — продукт монотеистических религий, которые на протяжении большей части своей истории не стремились сохранить память о диких языческих временах. Как итог, у нас накопился обширный список лжебожеств, обожествлённых постфактум. Давай же посмотрим, как человеческая фантазия и незнание превращали в богов неверные переводы, ошибки переписчиков и даже песни. Кстати, добро пожаловать, это первая часть будущего цикла.

Ой ты ладо, люли лей, ай-лю-ли, лю-ли, лю-лякебаб. Ладно, я не знаю, как правильно передать этот референс. Была такая традиция свадебных песен, состоящих из благозвучных, но бессмысленных вокализмов.

Хотя почему была? Она сохранилась и в нашей культуре. Вспомни старое, доброе, бессмысленное и задорное "хой!" Что значит это "хой"? Вообще ничего, сколько бы значений ему ни придумывали. Но звучит круто. Наше гордое и любимое "ура" точно такой же яркий, громкий, но в общем-то бессмысленный набор звуков. Смысл передаётся не через слово, но через эмоции и энергию. Хоп-хей, ла-ла-лей!

Так вот. "Лада, ладушка, леля" это набор приятных слуху повторений, разобрались. Но как в боги-то их записали? Начнём с Лады.

За неё нам надо поблагодарить Яна Длугоша и его труд "Анналы, или хроники великих королей Польши" (1450-1480г). Там он привёл список славянских божеств, где впервые появляется бог Лад как... Грозное и жестокое божество войны, отождествляемое с Марсом. Я даже не знаю, смеяться тут или смеяться в голос.

Марса называли Ладо. Воображение поэтов сделало его вождем и богом войны. Ему молились о победе над врагами и о том, чтобы он ниспослал храбрость, чтя его крайне дикими обрядами

То есть наши парни, не мудрствуя лукаво, шли на смертный бой, распевая свадебные напевы. Это бесспорно меняет представление о психологической подготовке к сече. И это то место, где самое время начинать гордиться.

Последователи Длугоша на этом не остановились и позднее, но всё в том же 15-м веке, поменяли новому богу пол (даже не спрашивай, я без понятия). Так родилась Лада. Лель же появляется ещё чуть позднее. Ну не может порядочная женщина, да ещё богиня, незамужней быть. Если есть богиня Лада, то и бог Лель пусть будет как олицетворение... Любовной страсти.

Нет, к чёрту, эти люди не писали историю — они писали фанфики. И ничто не убедит меня в обратном.

И нет предела моему возмущению, что авторы этого пантеона упустили возможность канонизировать "Ура" — куда более логичного кандидата в боги войны, чем загадочный Ладо. Так или иначе, разобранные "имена" — это плод фантазии хронистов 15-го века, спутавших нечто вроде "ты мой, сигма-бой" с религиозным призывом. Хотя вообще-то это была угроза! Идём дальше.

И тут я понял, что не потяну писать о всех божествах разом, а статья лопнет от неприличных размеров. Поэтому давай на сегодня закончим и продолжим завтра. Добрых дней тебе.

Показать полностью
110

О Бабе-Яге

О Бабе-Яге

Да, безднятки, извините, но в процессе производства второй части «Знатка» я потребляю столько информации о русском фольклоре, что из меня аж выплескивается. И сегодня я бы хотел поговорить с вами о самом знаменитом (даже в зарубежной культуре – спасибо Хэллбою и Джону Уику) персонаже русского фольклора – Бабе-Яге, Костяной Ноге.

Думаю, ни для кого не секрет, что по Проппу Баба-Яга – не просто старушка с каннибалистическими замашками, а самый настоящий пограничник, а избушка ее – этакий КПП между миром нашим и загробным. Отсюда и костяная нога ее – символ мертвечины, типа одна нога тут – другая там (в некоторых сказках ей также приписывали пустую спину, через которую видно внутренности и свисающую клоками кожу), отсюда же ее якобы слепота – героя она не видит, но «чует». «Русским духом пахнет» - это не проявление национализма (ровно то же самое говорят персонажи, например, в польским сказках, только там им пахнет духом «польским»), а именно что Яга учуяла живого, «мирского» человека, ведь, как вы знаете, славяне говорили не «выйти на улицу» - не было у них улиц, а «выйти на русь». «Нос в потолок врос» - можно, конечно, рассматривать как особенности анатомии, но гораздо вероятнее, дело в размерах избушки. А в какой избушке можно упираться носом в потолок? Правильно, в гробу. На это, кстати, лишний раз указывают «курьи ножки» - домовины на сваях, в которых на русском севере хоронили шаманов, дабы не «заземлять» дух проводника, который, кстати, не отказывался от своих обязанностей перед общиной даже после смерти. Впоследствии, христианство прибавило этому коннотацию того, что «колдуна, мол, земля не возьмет». Для захоронения, кстати, выбирали тоже не абы какое место, а обязательно некий «порог» - граница леса, край болота, берег реки. Помимо этого, мы также знаем, что у Яги «жопа жилена, манда мылена, титьки на полатях висят». Как это трактовать… Что ж, решайте сами, но, в целом, по меркам человека из далекого прошлого – баба хоть куда. Кто не верит – вспомните, как выглядит Венера Австрийская.

Итого, что мы имеем? Злобная полумертвая бабка с «мыленой мандой» сидит в лесу и охраняет вход в мир мертвых. Зачем же к ней такой ходить в гости? Очевидно, за визой на тот свет. Здесь в дело вступает обрядовая часть. Во всех сказках Яга подвергает героя своеобразному испытанию – он должен ПРАВИЛЬНО себя поставить, то есть, проявить ритуальную грамотность, а именно – заставить Ягу себя помыть, накормить, напоить и иногда спать уложить. Все эти действия требуются, чтобы пересечь границу того самого Леса, который воплощает собой загробное царство. И расшифровать их весьма просто: помыть – аналог омовения покойника, спать уложить – очевидное успение. А на стол подает Яга похоронные угощения, чтобы условный Иванушка мог войти в царство мертвых. Это можно найти, кстати, во множестве культур. Ярчайший пример – жена Аида Персефона, которая сдуру съела гранат из загробья, после чего так и не смогла покинуть Тартар. А если же не герой поставит себя неправильно, то ему грозит… съедение той же самой Ягой. Ибо, очевидно, не готов. Также Яга нередко бранит, обваривает кипятком и просто-напросто пи3дит героя, что тоже является частью испытания.

Однако, я предлагаю копнуть еще глубже. Думаю, те, кто читал Проппа или мою «Намощь» уже понимают, о чем пойдет речь. Ведь сказка, как известно – ложь, да в ней не просто намек, а зашифрованные традиции и обряды. И большая часть обрядов, зашифрованных в сказках – это обряды инициации. Процесса становления мальчика мужчиной, полноценным членом племени, принятым мистическим миром и познавшим тайны бытия. Девочки, кстати, в большинстве культур проходят инициацию иначе – через свадьбу, где тоже символически умирают «невестами» и рождаются «женами». Так вот. По Проппу получается, что Яга – это воплощение жреца, который должен подвергнуть инициируемого жестоким испытаниям, дабы проверить его готовность к переходу. И жрец явно должен быть женского пола. Возможно, сказки что-то умолчали, но вполне вероятно, что в обязанности жреца входили еще какие-то услуги – не просто так Яга должна быть именно женского пола. И напомню, что она все-таки БАБА, а не бабка, так что никакой геронтофилии, «жопа жилена, манда мылена» - все готово к приходу гостей. Но, полагаю, эта часть была переосмыслена в людоедские замашки Яги. Также можно связать женскую ипостась жрицы с тем, что она обязана воплощать одну из богинь Порога – Мокошь, Морену и прочих. И здесь я предлагаю вам чуть шире взглянуть на обряд инициации.

Каннибализм Яги и ее печь стоит рассматривать в первую очередь не как угрозу, а как путь к перерождению неофита. Помните про перепекание младенцев на Руси? Здесь смысл тот же. И ведь это встречается в общемировой практике: в мужских обрядах Юрупари (Амазония) дух-анаконда «проглатывает» мальчиков и выплёвывает уже мужчинами; в Новой Гвинее неофитам наносят ритуальные шрамы, напоминающие следы от зубов крокодила, что также символизирует, что они прошли «пасть» тотемной твари; аборигенов Австралии проглатывает «Радужный змей». И я уже не упоминаю о более поздних представлениях об инициации колдуна – считается, что его должна проглотить адская пасть. Так что и пожирание Ягой вполне себе можно добавить в эту степь.

Кстати, вы заметили, что во всех этих случаях пожиратель – нечто рептилоидное? Змея, крокодил, иногда гигантская жаба. Это связано с тем, что рептилия, а в частности, змея – древнейший оккультный символ. Не птица, но откладывает яйца. Не червь, а ползает. Живая, но холодная. Но что важнее – меняет кожу во время линьки, что в свою очередь для человека прошлого символизировало бессмертие. Очевидно, что именно змея в большинстве древних культур встала на границе мира мертвых. Радужный Змей охраняет границу миров в Африке; в Мексике сеноты, ведущие в майянскую Шибальбу тоже охранял гигантский старый змей, которому даже приносили жертвы – до сих пор из Юкатанских подводных пещер продолжают извлекать женские кости. Да и знаменитая гидра не просто так бултыхалась в Лерне – ведь и там имелись подводные карстовые пещеры, ведшие в Тартар. А кое-где змей и вовсе лежит в фундаменте мира – например Ёрмунганд, обвившийся кольцами вокруг нашей планеты. Или египетский Апоп – владыка мира мертвых. Или даже Уроборос, про которого вы и так слышали достаточно. Впрочем, зачем далеко ходить – ведь Змей Горыныч охраняет как раз Калинов Мост, ведущий через речку Смородину, которая, как известно, отделяет Навь от Яви. Но причем тут все эти змеи и Баба-Яга?

А притом, дорогие мои, что в отличие от родственных ей скандинавской Хель (у которой костяная не нога, а пол-корпуса) и греческой эмпусы (у которой нога… из навоза) она сохранила свою змеиную сущность. Обратите внимание, что Яга НИКОГДА не ходит – она либо сидит в избушке, либо летает в ступе, заметая след помелом. А знаете, как будет выглядеть след от помела на земле? Правильно, как след змеи… Так что, вероятнее всего, у нашей лесной старушки куда больше от рептилии, чем мы могли бы предположить. И, заметьте, образ женского хтонического божества, охраняющего границу миров и обладающего змеиными или мертвецкими чертами настолько распространен (как и образ пожирания, как инициации), что можно предположить, будто родился он ДО расселения людей по континентам. Впрочем, конечно же, связь женщины и змеи можно проследить и иначе: погуглите, как выглядит раскрытая пасть гадюки. У природы своеобразное чувство юмора. Где тут очередь на ритуальное поглощение? Я за вами!

Кстати, северные народы России называли старушку «Ига», что уже в свою очередь отсылает нас к змеиному богу по имени «Йиг», созданному батюшкой ужасов Говардом Филлипсом Лавкрафтом, но эта спекуляция слишком толстая даже для меня.

В общем, как видите, один из самых популярных образов в русском фольклоре – не просто очередное препятствие на пути героя, а одно из воплощений древнейшего лиминального персонажа, без которого невозможно взросление члена племени.

Как вам? Было интересно? Делитесь мнением о написанным и предлагайте, о ком еще из славянской мифологии вы бы хотели узнать больше – как я и говорил, из меня выплескивается.

***

Больше постов ЗДЕСЬ

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!