Серия «Реставрация фотографий Прокудин Горского»
Реставрация фотографии Прокудин-Горского: вход в Успенский собор, Рязань, 1912 год


Сегодня у нас в мастерской на моём «операционном столе» очередной кусочек истории, снимок С.М. Прокудин-Горского:
Вход в Успенский собор, Рязань, 1912 год. Да-да, тот самый, что стоит на территории Рязанского кремля.
Успенский собор это главный храм кремля, архитектурная доминанта ансамбля. Построен в XVII веке в стиле нарышкинского барокко по проекту Я. Бухвостова. Его фасады украшены тремя рядами арочных окон с белокаменными наличниками, храм увенчан пятью главами.
За 110 лет собор пережил закрытие, превращение в планетарий и возвращение церкви.
В ходе цифровой реставрации:
Убрали царапины, тяжелую пыль и пятна времени.
Восстановили детали: цветокоррекцию, тени, фактуру дерева и камня.
Подогнали цвета, чтобы передать атмосферу, но не превратить всё в Instagram-фильтр.
Сохранили оригинальный формат и пропорции не "растянули", как это любят делать в некоторых "реставрациях".
Фото стало чище, но не "слишком идеальным". Оно всё так же напоминает нам 1912 год.
Вопрос к рязанцам:
Ходили ли вы в планетарий в этом здании? Как сейчас выглядит вход , те же двери или уже новые?
Рыбачий посёлок, который стал воротами в пять морей


С. М. Прокудин-Горский, 1916 г.
Рыбачий посёлок. Село Сорока. Левый рукав реки Сорока у устья Нижнего Выга, вдали - железнодорожная станция Сорокская Бухта.
Всего 110 лет назад Сорока была эпицентром беломорской рыбалки. Тишина, избы, запах сельди и крики чаек. Но в 1916 году сюда пришла Мурманская железная дорога, и всё изменилось. Станция Сорокская стала первой на Белом море и первым «окном» в Арктику. Постепенно древнее поморское село стало уступать место городу. В 1938 году из четырёх поселений поморского, лесопильного, железнодорожного и водниковского родился Беломорск. Скоро сюда пришёл Беломорско-Балтийский канал и город получил новое имя «Порт пяти морей». Белое, Баренцево, Балтийское, Чёрное и Азовское.
Сегодня трудно увидеть в современном Беломорске те избы с сушёной рыбой и лодки у берега. Но если присмотреться к старым снимкам Прокудина-Горского можно услышать, как шуршит ветер над Белым морем, как стучат топоры первых плотников и как гудит паровоз у станции Сорокская...
P.S. Интерактив для тех, кто дочитал. Если когда-нибудь поедете по Кировской железной дороге, выйдите на станции «Беломорск» и пройдите 300 метров к воде. Стоять лучше всего у 19-го шлюза именно там старый берег совпадает с новым кадром.
Сегодня на реставрации - Покровский женский монастырь, Верхотурье, 1909 г
Съёмка Прокудина-Горского сделана с южного берега Туры, на рассвете, когда тень от крепостной стены ещё лежит на монашеских кельях.
Что на кадре
Церковь Покрова - белёный кирпич, синий купол «лукошко», позолоченный крест с лёгким медным отливом.
Исторический фон
Покровка старейший женский монастырь на Урале, основан в 1604-м.
К 1909-му здесь 96 инокинь, 14 послушниц и собственная паровая прачечная, редкость для провинции.
Прокудин-Горский приехал с двумя чемоданами стеклянных пластинок и просил «не звонить, пока будет снимать», купола бликуют, а он боится передержки.
Реставрация
Негатив 18×24 cm, трещина по правому краю убрали капиллярным методом, подсветили золотистый иконостас по сохранившейся фотографии 1911 г. (ГИМ, фонд 14).
Цвет купола глубокий - синий с белёсой патиной, подтверждение фрагмент меди с креста, подаренный в 1959-м в краеведческий музей Верхотурья.
Это последний кадр этого дня, через 20 минут Прокудин-Горский уронил кассету на кирпичный пол колокольни, и одна пластинка раскололась, поэтому больше ракурсов в эту сторону не будет.


Сегодняшний отреставрированный кадр - пристань в селе Кын, 1912 год


Перед вами не просто пейзаж. Это мощный промышленный узел. Именно отсюда, с Кыновской пристани, в центральную Россию отправлялось железо, выплавленное на знаменитом заводе графа Строганова. На ближнем плане неспешная речка Кын и доминирующая над поселением Троицкая церковь. А там, дальше, за поворотом уже настоящая уральская артерия, суровая красавица Чусовая.
Но пока вы всматриваетесь в природу и здешние избы, подумайте о том, что этот кадр, ждала небольшая, но характерная драма. В своих заметках Прокудин-Горский ворчал, что уральская вода «слишком жёсткая для проявки» кадра.
И в этой жёсткой воде вся суть Чусовой. Она не просто капризно вела себя в реактивах. Она несла на себе миллионы пудов строгановского железа. Она точила и крушила барки легендарных «железных караванов» об каменные скалы - «бойцы». Она была и союзником, и угрозой.
Прислушайтесь к тишине и всмотритесь в этот снимок. В воду, что помнит всё: и звон церковных колоколов, и грохот погрузки металла, и сдержанное руганство нашего фотографа.
С.М. Прокудин-Горский. Вид на Верхотурский Николаевский монастырь. 1909г


Сегодняшний кадр Верхотурский Николаевский монастырь, 1909 г.
Снимок делался с колокольни Троицкого собора, на старинном стеклянном негативе 18×24 cm. Пока «вычищали трещины и кристаллы серебра», наткнулись на газетную заметку тех же лет прямо как в детективе.
ДЕЛО СТАРЦА «ФЕДОТУШКИ»
ЕКАТЕРИНБУРГ, 7, II. Сегодня выездной сессией окружного суда в Верхотурье началось разбором дело о старце «Федотушке». Живя уединенно в лесу и выдавая себя за иеромонаха, Федотушка привлекал толпы паломников, преимущественно женщин. Некоторых богомолок Федотушка оставлял при себе для удовлетворения своих страстей, а потом убивал.
Дело раскрылось благодаря одному солдату, жена которого ушла с Федотушкой и не возвратилась. Около жилища Федотушки власти обнаружили целое женское кладбище.
📰 Русское Слово, 08.02.1908.
Как это связано с монастырём?
Съёмка Прокудина-Горского проходила буквально через год после окончательного приговора: Федотушку отправили на каторгу на 15 лет, а монастырские стены на фотографии ещё держат следы «паломнического бума». Смотришь на безмолвные стены, а в голове автоматом шепчет газетный верстак: «…оставлял при себе для удовлетворения страстей…», Федотушка, конечно, был лишь одним из многих прихожан. И к самому монастырю не имел отношения, но как покажет следствие: «По имеющимся сведениям, подозрительный человек был неоднократно видим в околотке монастырском, где, под личиной богомольца, проводил время в высматривании жертв среди бабьего народа.»
В следующий раз покажем старую пристань Кынского завода в селе Кын, где фотограф разливал химикаты и злился, что уральская вода «слишком жёсткая для проявки». А пока присядьте. Закиньте ноги на кота/к батарее, устройтесь поудобнее и просто всмотритесь в этот кадр. В монастырь, что помнит всё: и искренние молитвы, и пролитую кровь, и сухой, решительный щелчок затвора камеры, навсегда остановивший время.
Вязьма, 1912 год. Смотрим на город глазами Сергея Прокудина-Горского


Доброго времени суток, друзья!
Мы давно ничего не публиковали здесь, но сегодня решили возобновить наши посты и делаем это с особым материалом.
Помимо знаменитых «трёхпластовок», мастер оставил после себя десятки обычных негативов: репортажные, студийные, дорожные. Они не содержат цветоделённой информации, зато хранят невероятную детализацию и свет. И мы решили: если сам Сергей Михайлович не успел их «раскрасить», сделаем это мы но по-научному, а не «в Photoshop на коленке».
Сегодняшний кадр Вязьма. Общий вид города с севера с колокольни Троицкого собора. 1912 год.
Мы взяли оригинальный черно-белый негатив и провели кропотливую работу по реставрации и колоризации. Цвета восстановлены на основе исторических источников, описаний современников и аналогий с сохранившимися архитектурными элементами. Это не просто "раскрашенная" фотография это попытка максимально достоверно передать облик города той эпохи.
На снимке типичный провинциальный уездный город начала прошлого века. Каменные и деревянные дома, храмы, извилистые улочки, уходящие вдаль. Всё это с высоты птичьего полёта с колокольни Троицкого собора, одной из главных достопримечательностей Вязьмы.
Будем рады вашим комментариям и вопросам. А ещё прислушаемся к мнению, какие города или регионы вы бы хотели увидеть в следующих публикациях из архива Прокудина-Горского.
Приятного погружения в прошлое!
