Серия «Русский Север»

127

Все бабы – ведьмы!

— Все бабы – ведьмы!

Это Коля, Катин муж так говорит. Катя вечерами любит деревней да берегом прогуляться, в себя немного прийти после целого дня с тремя детьми да с работой. С прогулок притаскивает фотографии: то улицы осенней с фонарями, то заснеженных крыш домишек, то лунного света сквозь рыбацкие сети просачивающегося… Снимки луны особенно часто она приносит, очень любит луну. Вот Коля и подтрунивает над ней, мол, только ведьмы на лунный свет приманиваются, жить без него не могут.

В конце осени мы с Колей, Катей и двумя гос. инспекторами на озеро Мураканское ездили. Там стоят маленькие домики для размещения заезжих рыбаков да охотников и кордон охраны – для порядка. Перед заморозками эти домики нужно прибрать, помыть, трубы печные почистить – в общем, чтобы никакой грязи с летнего сезона накопившейся не осталось в них. Вот мы и ездили всей командой, чтобы в десять рук поскорее всё намыть, да по домам разбежаться.

На обратном пути развеселились чего-то, глазели по обе стороны дороги, да грибы угадывали, кто какие заприметить сумел через окно «буханки». В основном звучали версии, наподобии «хрень какая-то раскисшая». И только Катя произнесла убедительное и твёрдое:

— Мухомор! Вон там мухомор, гляньте!

— Да какой мухомор, Кать, все они сошли уж!

— А я говорю – мухомор!

Спорить с Катей никто не стал, тем более, что машина уже далеко укатилась от места обнаружения предполагаемого гриба, не ворочаться же, в самом деле. Гос. инспектора Миша и Даня, сидящие по обе стороны от меня, молча уткнулись в стёкла: то ли в обиде, то ли в попытках высмотреть свои собственные грибы.

И только я, глядящая прямо, заприметила, как Коля вполголоса прошептал своё любимое:

— Ведьма… Говорю же, ведьма…

И положил свою правую руку на центральную консоль (ну, вот эту вот гробообразную хрень между водительским и пассажирским сиденьями), положил чуть ближе к Катиной руке. Она тоже свою руку придвинула чуть ближе к мужниной. И почему-то раскраснелась, ровно закат зимний по щекам мазнул…

Показать полностью 9
163
Серия Русский Север

Церковь и молитвы в северной деревне

На одних из недавних выходных пришёл Миша. Не пришёл даже точнее сказать, а ввалился: внезапно, громко топоча рыбацкими сапогами  по крыльцу и коридору, зашёл в комнату, уселся на кровать. Миша – он в Лопшеньге одним из трёх государственных участковых инспекторов работает. В их обязанности входит: наблюдение за рыбаками и предотвращение незаконного вылова рыбы в неположенных местах, отвод и заготовка древесины для нужд населения, контроль за территорий лесничества, выдача разрешений на пребывание в национальном парке залётных туристов и тому подобное. По совместительству, всё эти же гос. инспектора что-нибудь чинят в помещениях, принадлежащих парку – давеча вон, Миша на пару со вторым гос. инспектором Даней общественную баню для сотрудников парка закончили строить и впервые истопили её – праздновали окончание большого дела. Кухню новую привезли в мой «Дом на восьми ветрах», так Миша опять же ходил каждый будний день: собирал, сверлил, скручивал, устанавливал – неделю почти не вылезал отсюда. Теперь вот в воскресенье ни с того, ни с сего притопал:

— Миш, ты чего? Выходной же нынче?

— А я это, передать тебе… Татьяна Ивановна спрашивает, чего ты в церкву-то не ходишь на службу?

— Эммм… Так священника же нет у нас, я думала, что и не служит никто теперь… Он же помер, вроде как, да?

— Ну, он сначала сбёг отсюдова, а уж потом помер. Все они бегут… Сначала приедут, поживут-поживут, а потом зимовать-то тяжко здесь, вот они и сбегают. Татьяна Ивановна теперь ходит только, печь протапливает в храме, за территорией приглядывает и службу читает по воскресеньям в десять. Вот ждала тебя нынче, а ты не пришла, она меня и послала узнать – почему?

— Я не знала, что кто-то читает… Ладно, спасибо, что сказал, в следующее воскресенье прибегу. А как Татьяна Ивановна вообще узнала, что я в церковь хожу? Мы ж даже не знакомы особо с ней, всего раз на школьной ярмарке виделись!

— Так она это, увидала, что ты как-то мимо церквы шла и покрестилась, вот!

— Во дела, ну, всё-то тут все примечают… Я ж тихонько, вроде.

— А вот, все всё знают, деревня. В общем, ты приходи, она ждёт тебя.

Обещаюсь прийти. Миша уходит, а я перебираю фотографии со школьной ярмарки – хоть вспомнить, как выглядит Татьяна Ивановна. Нахожу её рядом с одним из учеников – точно, она же Сашина бабушка.

На следующее воскресенье ставлю будильник, к десяти утра по хрусткому снегу притопываю в церковь. Хоть и не шибко древняя она, но двух из трёх крестов на маковках уже нет: с одного перекладину шторма да вороньи лапы сломили, второй и вовсе вместе с крохотным куполом-«луковичкой» буря скинула. Третий покаместь держится, видно оттого, что он пониже других, над алтарной частью церквушки расположен – там ветер чуть меньше буянит, не так шибко сносит.

Внутри церкви места не шибко много, навскидку – шагов двенадцать в длину и шагов девять в ширину она, но и прихожан практически нет. Угадываю ту самую Татьяну Ивановну – она стоит у левой части небольшого амвона, подле иконы Богоматери и вполголоса поёт акафист. Ещё одна пожилая женщина стоит неподалёку от входной двери, шёпотом подпевает и часто крестится. И я вот пришла, третья. Татьяна Ивановна заканчивает пение акафиста, растопляет печку-буржуйку и начинает читать утреннюю службу – обедницу. Мне выдаёт толстую общую тетрадку с поминаньем:

— Марья Григорьевна нынче без очков пришла, так вы, Ефросинья Игоревна, почитайте, чтобы помянуты все были за здравие!

Читаю шёпотом, чтобы не перебивать чтение молитв. Первый лист тетради исписан аккуратным округлым почерком и каноническими общепринятыми поминальными формулировками, имена стоят по иерархии: иерея такого-то со чадами, игуменью такую-то, болящего такого-то, отрока такого-то, отроковицы такой-то… Со второго листа почерк сменяется на более угловатый, стержень тоже меняется – видно, уже другой ручкой и другой рукой писано. Формулировки тоже меняются, после привычного уже – «путешествующих, страждущих, воинство, плененных» следует внезапное – «работников медпункта, учителей школы, сотрудников Дома Культуры»… Практически с каждым листом меняется манера письма, меняется толщина букв, меняются шрифты: от идеального каллиграфического до неровными рвущимися линиями выведенных печатных букв. Приписки в скобочках напротив имён тоже меняются и поражают разнообразием: такого-то пьющего, такую-то с онкологией, такого-то пропавшего, такую-то сбегающую из дома, такого-то потому что сын пытался зарезать, такого-то ослепшего, такого-то ушедшего на Валаам… На какой-то по счёту странице появляются списки по принадлежности к определённой группе: «учителя школы», «детский сад», «начальство», «наши дети». В списке детей узнаю каждого из своих учеников, ну, за этих-то прямо непременно надо помолится, может хоть на уроках потишей себя держать станут…

Во время пения антифонов в церковь заходит Катя с младшей двухгодовалой дочуркой Настюшкой. Катя ставит свечку за здравие, крестится. Настюшка смущается, нюхает маму в лицо и пытается запрятать свою мордашку в её капюшон. Через несколько минут осваивается, забирает у Кати из рук вторую свечку, предназначенную для умерших. Свечка не зажжена, но Настюша надувает щёчки шариком и громко дует на белый фитилёк. Татьяна Ивановна распевно тянет:

— Исполняаа-ю-ща-го во бла-гих желаааа-ни-е твоеее…

Настюшка подхватывает и на всю церковь распевает:

— Ааа-ааааа-аа…

На третьем антифоне Настя начинает скатываться по Катиной ноге на пол – утомилась, малышка. Катя ставит вторую свечку к поминальному кресту за почивших родственников и утаскивает юную певицу гулять по свежему снегу.

Усопших Татьяна Ивановна поминает сама в конце службы, поминает даже почти ни разу не заглядывая в помянник – наизусть помнит.

Мария Григорьевна рассказывает, что церковь эта когда-то её братом отстроена была и потому она, как свой личный долг считает приходить вскую неделю сюда:

— Каждый-то день сил нет, ноги почти не держат уже… Вот Татьяна Ивановна у нас святая женщина, почитай всякий день тут молится за всех нас, а я уж не в силах.

Татьяна Ивановна смущается такого внезапного объявления её прижизненной святости и утверждать, что не ходит она сюда каждый день – в понедельник не ходит, только в остальные дни недели. В будни она открывает церковь также, как и в воскресенье – к десяти часам. Топит печку, читает акафист или канон. Татьяна Ивановна ведёт меня в притвор и показывает вышитую икону на стене – преподобной Евфросинии Полоцкой, моей небесной покровительницы:

— Вот, представляте, совсем недавно ведь икону эту нашему храму подарили, а тут и вы приехали! Не случайно это всё, значит.

Киваю. Похоже, что и взаправду, не случайно меня сюда занесло, ждали меня тут, выходит. Коли уж и святая моя тут оказалась – к месту я в Лопшеньге, стало быть, точно к месту.

Показать полностью 12
191
Серия Русский Север

В ожидании ледостава

На первой неделе ноября в Лопшеньгу заглянули первые зимние посланники: снег по щиколотку, замёрзшие колодезные шланги и кусочки льда в самих колодцах.

Если снег на дорогах и крышах – посланник радостный и желанный, то вот лёд, парализующий удобную подачу воды в дома и бани – он не радует нисколечко. Впрочем, вне зависимости от человеческих реакций, зима просто приходит, вот-вот, близёхонько уже она совсем. Подвывает в печных трубах моряна, колышматят в окна напужанные голые рябиновые ветки, словно перезимовать в тёплом нутре дома просятся. Люди как-то попритихли, расползлись по норам и тоже ждут – не столько даже красот зимних, сколько ледостава нормального, чтобы по зимнику можно стало продукты завозить в деревню. Вот этот вот самый период, между закрытием морской навигации в начале ноября и открытием зимника с первыми крепкими морозами – он самый непростой для Лопшеньги, самый выжидательный.

— Люба, мне молока сегодня, наверное, четыре коробочки дайте, пожалуйста…

— Запасы делаете? Правильно-правильно, надо запасаться, свежие-то продукты нам не скоро теперича привезут…

— А когда обычно лёд становится здесь?

— Ой, ну, как с погодами свезёт, на самом-то деле, год на год не угадаишь… Самый ранний зимник, я помню, числа пятого декабря как-то открылся, мы поставку принимали. А так может и в середине декабря, и в конце…

— А если в декабре не встанет лёд, что тогда?

— Ой, да что вы такое говорите-то?! Не должно так быть, не должно… Зима ж, небось, видит, что ждём мы её, что рады мы ей, так и поставит на море всё, не останемся до января без привозов-то, даст Бог…

Киваю согласно. На всякий случай, беру ещё килограммовый кулёк гречи и такой же пакет муки – пусть будет в про запас, а то кто её там знает, эту зиму…

Показать полностью 12
358
Серия Русский Север

Жизнь в музее

Поначалу, когда расспрашивали меня местные, в каком доме живу – я адрес называла, мол, улица Советская, дом 13. Мне казалось, что это понятней, ну, всего-то четыре улочки в деревне, небось всем известно, где это. Но нет. Всякий раз начинались гадания, переборки и путаницы. Всякий раз до тех самых пор, покуда я не поняла, что говорить надо вот это – «на восьми ветрах». Так все сразу понимают, без ошибки.

Строго говоря, мой нынешний «дом на восьми ветрах» – он уже давно вообще не дом, он музей. Когда-то он был жилым домом семейства Майзеровых, после 1947-го года дом стал школой-семилеткой, после 1960-го года перешёл в пользование сельского совета народных депутатов. После развала Советского Союза все сельские вопросы стали решать в другом здании, на центральной площади деревни, а бывший дом Майзеровых уже во втором десятилетии двадцать первого века передали в пользование национальному парку «Онежское Поморье» в качестве маневренного фонда для проживания. В двух из четырёх комнат парк оборудовал небольшой музей поморской культуры, на стенах которого разместилось всё, что осталось от древней Лопшеньги: женский венчальный венец, кацея (переносное кадильце), переписанные от руки тексты «Живый в помощи Вышняго» и «Да воскреснет Бог», старообрядческая божница, своеручно сделанная домашняя мебель, портреты местного знаменитого кузнеца Ивана Ивановича и плотника Луки Нестеровича, манок на нерпу, уда на треску, кожаные бахилы… Стены музея превращены в красочную карту, на которую нанесено побережье Белого моря с названиями всех известных тоне́й и поморских деревень.

А вот две другие комнаты, они жилыми оставлены. Ну, на постоянной основе в них никто не живёт ясное дело, но если туристов каких – случайных или организованных, с туром которые приезжают – заносит в Лопшеньгу, то размещают их именно здесь. По осени да по ранней зиме туристов нет и не предвидится, так что комнаты пустуют – вот в одну из них меня и поселили, живу теперь тут…

Со школы в мой дом-музей стараюсь по уго́рушку возвращаться, чтоб с его хребтины на море поглядеть, на дымок над крышами полюбоваться-порадоваться. Любуюсь да звуки и речи подслушиваю, запоминаю. Две старушки мимо идут-бредут, промеж собой разговаривают:

— Ты печь-то не топила что ль нынче? Я не углядела дыма-то у тебя!

— Неее, решила не топить, дрова попридержать… Два дни до этого топила, тепло скопилось, не окостенею, небось, печка ещё тёпла, не нарадуюсь.

— Дааа, я тоже уж до того радостна хожу, когда дрова попридержать случается, ой! Нам ить с тобой зимовать ещё, от веселье-то будет…

Я не старушка и всего-то чуть больше месяца ещё здесь, но уже сумела разобраться в необходимости бережного расходования ресурсов, в особенности дров – без них-то совсем грустно зимой будет. Топить стараюсь один раз в сутки, перед сном только. И как же радуюсь, когда не шибко ветра гуляют и удаётся комнату протопить до тепла с трёх поленцев, а не с четырёх, уж такой хозяюшкой запасливой себя в этот момент ощущаю – не передать.

На детской площадке девчонка маленькая копается в песочнице-ка́рбасе (нет, не в макете – настоящий старый ка́рбас сюда притащили мужики, песку внутрь него насыпали, вот и песочница детям). Рядом с девчушкой стоит бабулечка – доглядывает детку. Доглядывает и тихонько напевает, ветер доносит до моего уха строчку: «раа-дуйся благодатная Богородице Деее-воо»… Угадываю по распеву и тексту тропарь Сретению Господню, не стёрлось из памяти, надо же. Качелька, ветром раскачиваемая, поскрипывает – радуется, видать. Псина ничейная, общественная, бежит мне навстречу и пытается засунуть свой мокрый нос в рукав моей куртки – тоже радуется, непутёвая. И я радуюсь: то ли тому, что слышу и вижу всё это; то ли тому, что на своём месте и среди своих себя чувствую; то ли всему вместе…

Показать полностью 19
272
Серия Русский Север

Пожилые люди, любовь и «Поле чудес» в деревне

Напросилась давеча в библиотеке прийти к ним на день пожилого человека, познакомиться со старожилами деревни. Разрешили, даже обрадовались как будто. Библиотекарь Елена Николаевна рассказала про каждую полочку с книгами – она их наизусть уже знает, каждую. Ещё рассказала, что игру наподобие настоящего «Поле чудес» для гостей готовит – будут бабушки да дедушки старые поморские слова по буквам угадывать на скорость.

Гостей пришло немного, всего-то семеро и тем не шибко далеко от пятидесяти пяти годов ушли, даже не скажешь по внешности некоторых, что пожилые они. Посмеялись, мол, не осталось совсем стариков в Лопшеньге, одна молодёжь. На самом деле, конечно же, людей старше пятидесяти пяти лет сильно больше в деревне, просто не все дошли до праздника.

— Звонила я Валентине Николаевне, звала её! Так нет, болеет она, говорит, совсем пошевелиться не может. А всего-то на той неделе ещё встретила её, так она здоровее всех была, с лесу шла…

— Дааа, самые кто древние-то и не дошли… Хоть Тамару Палну привёл Александр Василич, молодец!

Тамара Павловна получилась самая старшая гостья на этом дне пожилого человека, ей сейчас семьдесят пять лет, зимой вот должно семьдесят шесть уже исполниться. Они с Александром Васильевичем не супруги официально, но всё ж таки они пара.

— Иди-иди, играй, Тамара! Ты все слова угадаш, автомобиль выиграш!

— Куды мне играть-то, не вижу ведь ничегошеньки я!

— А я тебе все буквы прочту и покажу, какую обводить надо, идём-идём!

Шаркают под ручку к игровому столу, на котором библиотекарь разложила карандаши и листочки с буквами для игры. Игроки по очереди называют буквы, которые, как они полагают, могут быть в составе отгадываемого слова. Александр Васильевич наклоняется к листочку Тамары Павловны и вычёркивает за неё буквы, шепчет ей на ухо, но так, что на всю залу слышно:

— Тамара, говори «Н», я тебе говорю, точно она там есть!

— Да ну тебя, Василич, ну не вижу ж я, говорила тебе…

— А я тебе говорю «Н», ты рот-то раскрой и скажи «Н»!

В итоге победителем в игре признают именно Тамару Павловну – это после ею названных букв команда отгадала заковыристые слова «лабордан» и «штофник». Победительнице дарят шоколадку (автомобиль в лопшеньгской версии игры не предусмотрен) и громко аплодируют. Александр Васильевич аплодирует громче всех и ведёт Тамару Павловну под локоток обратно к стульчику.

Они не женаты, если уж строго по документам говорить. Супруг Тамары Павловны погиб на море во время промысла, вот уже больше двадцати пяти лет назад – с сердцем приступ случился, не смогли мужики-рыбаки помочь ничем. Супруга Александра Васильевича тоже через несколько лет скончалась от болезни сердца. Вот они и сошлись – оба овдовевшие, оба состарившиеся. Сошлись, потому что вместе оно как-то ловчее живётся, с хозяйством легче управляться да и веселее. Судя по тому лишь, как часто они шутят и смеются на празднике – веселье не последним пунктом важно для них, не удивлюсь, ежели и ради его одного только сдружились они.

— Вам морковки может надобно? У меня наросло морковки-то, а нам с Василичем много так не сготовить…

— Да у меня есть морковь покаместь, что Вы, Тамар Пална, спасибо!

— Ну, есть у тебя… Сколько у тебя её есть-то?

— Килограмма три, наверное… Может меньше чутка.

— Ну, девка, это совершенно несерьёзно! Ты заходи на неделе, я тебе ведро отсыплю. Тебя где жить поселили-то, в какой дом?

— На восьми ветрах живу я, в нём.

— Вот, мой недалече от твоего, голубенький такой с бахромкой, заходи.

Александр Васильевич заходить к себе не зовёт, но я сама напрашиваюсь в наглую. Он здесь служит начальником аэропорта. По сути, он вообще единственный человек в деревне, кто занимается аэропортом, поэтому начальствует сам над собой и отвечает за всё тоже самостоятельно. На нём и диспетчерская, и продажа билетов, и уход за взлётно-посадочной полосой, и догляд за зданием аэровокзала (таким же деревянным домиком, как и прочие здесь, ну, разве только повыше чутка, в два этажа). В один из первых дней моих в Лопшеньге я заглянула в аэропорт. Побродила по нижнему этажу, почитала надписи на памятных табличках (история аэропорта началась с 1937-го года, когда беременную женщину пришлось срочным санитарным рейсом вывозить из деревни, тогда-то и утвердили, что нужно сюда летать, чтобы у людей возможность выбраться и вернуться была регулярно), потрогала старые кителя советских ещё пилотов полярной авиации (тут разная старая одежда в качестве экспонатов по стенам развешена). Углядела от полосы ещё, что горит свет в окошке второго этажа – на дежурстве начальник, стало быть. На второй этаж без приглашения подниматься всё ж таки не стала – неловко как-то было незнакомого тогда ещё Александра Васильевича беспокоить да от работы отвлекать. Теперь вот познакомились, теперь уже как-то можно:

— Александр Василич, я загляну к вам в аэропорт как-нибудь, вы не против?

— Чего ж против, заходи, я там и по расписанию, и без него, часто. Видишь – свет зажжён, значит на месте я, заходи.

— Да я проходила давеча, свет горел, но постеснялась отвлекать вас от дела…

— Отвлекать не надо – это верно! А вот чайку попить да посмеяться – это святое, это заходи, чего смесняться.

Тянет на прощанье руку, промахивается мимо моей ладони. Смеёмся вместе. Посмеяться – это святое, здесь это важно уметь, усвоила уже.

Показать полностью 12
108
Серия Русский Север

Как мы снимали кино о птицах Лопшеньги

В очередной вторник отпрашиваюсь у тёти Светы с упаковки хлебов. Сегодня у меня восьмой урок стоит, надо бежать в школу, готовить кабинет к занятию.

По составленному мной учебному плану, на нынешнем уроке мы должны снять небольшое кино о птицах, населяющих Лопшеньгу. Ну, если совсем уж точно, то о птичьих голосах – их мы на прошлом полевом занятии записали много. Даю ребятне вытянуть бумажки, на каждой из которых написано название одной из птиц:

— А можно птицу поменять? Я хочу другую птицу! Можно другую?

— Можно, Саша. Чем тебе ворон-то не угодил?

— Ничем… Просто он грубый какой-то…

— Сойка вот свободна. Сойка тебе подойдёт?

— Да! Мне любая подойдёт, только не ворон.

Третьеклассник Саша обычно самый тихий ученик на уроке: внимательно слушает, подолгу глядит в одну точку, очень старается самостоятельно выполнить каждое задание. Но вот если ему что-то приходит в головушку – держитесь! Если Сашеньке что-то занадобилось, то он превращается в горластого громкого детёныша, который привлекает к себе внимание абсолютно всех присутствующих. На одном из первых занятий он со своими предложениями по выращиванию фиников до каждого докапывался, теперь вот с птицей у него с первого раза не сложилось… Во имя мира и тишины, выдаю ему бумажную полоску с надписью «сойка обыкновенная». Замолкает, сидит довольный, превращает бумажку в гармошку, весь при деле.

Константин (он тоже из третьего класса) вырезает бумажного свиристеля для плаката и попутно дерётся с Тимофеем из седьмого. Дерутся они примерно всегда, я уже привыкла. Но сегодня что-то совсем освоились, похоже – начали обзываться, вплоть до нецензурной лексики:

— Да, Костя, твою мать!…

Костя замирает в ожидании продолжения фразы и заранее сжимает кулак – готовится реагировать на обидчика. Я замираю в лихорадочном поиске действенного варианта успокоения этих разбушевавшихся оболтусов. Не замирает только Тимоша. Он зажимает себе рот, словно пытается вернуть обратно выскочившее ругательство, срочно исправляется:

— Ой, не то… Твоя мама хорошая женщина, про неё нельзя такое…

Константин разжимает кулак, пихает Тимофея локтём в бок. Тимофей немедленно называет Костю «животное», после чего оба мирно продолжают вырезать своих щеглов и свиристелей. Уф, выдыхаю, кажется, эти ребятки сами умеют давать оценку своим поступкам и исправлять совершённые ошибки, моё участие не требуется. Ну, ладно, в этот раз не потребовалось.


Только успокоились эти двое, как черти дёргают за язык семиклассника Сашу. Он так старательно и громко размышлял, поместится ли на его участке плаката равнобедренный треугольник, что Тимоня не может смолчать и активно подключается к Сашиным рассуждениям с непрошенными советами. За свои рекомендации он получает прозвище «аутист» и ещё парочку других не самых приятных характеристик своих умственных способностей и внешних данных. После чего не выдерживаю уже я, и треть урока вместо орнитологии мы обсуждаем термин «нейроотличный человек», возможные различия в функционировании мозга и восприятии информации, а также этичную лексику в отношении других людей. В итоге оказывается, что никто из ребят уже не помнит, из-за чего началась их дурацкая ссора, зато они знают и помнят работы художника Стивена Уилтшира, феноменальная память которого сформировалась из-за наличия у него синдрома саванта. В итоге оказывается, что все они – чуткие и эмпатичные ребятки, просто не всегда умеют найти нужные слова. А ещё оказывается, что для них я тоже стала своей, потому что, ну, при чужом человеке не ссорятся и с чужим человеком на двенадцать минут после звонка не задерживаются на поболтать.

И всё же, кино про птичьи голоса у нас получилось снять. Не Мосфильм, да, и рядом не стояло наше качество, и с фокусом проблемы кое-где, но ребятки старались изо всех сил.

Показать полностью
1115
Серия Русский Север

Хлебопекарня и пекарь Лопшеньги (часть 2)

Делаю несколько снимков: тетя Света сажает хлебы в печь, тётя Света проверяет температурные датчики на хлебопечке, тётя Света оперлась о стол и задумалась… Она смеётся, смеётся так, что глаза совершенно не видны становятся в прищуре, а щёки напоминают румяные свежевыпеченные булочки – стесняется, похоже.

— Ой, юмористка тоже, ты не меня снимай, ты хлеб снимай! Меня-то уж снимали как-то, мы тогда с напарницей Ольгой тут работали, так к нам киношники приезжали, снимали нас, расспрашивали обо всём…

— А что за кино снимали? Кто приезжал к вам?

— Французы какие-то приезжали! Ну, как, этот, ну, главный у них – режиссёр, во, он француз был, а жена у него русская. Так вот она ему и нам переводила всё, а он мужику с камерой который. ему указания на своём уже раздавал. И всему-то они удивлялись: как мы дрова носим, как мы русскую печь растопляем… честно слово, вот каждому шагу! Говорят нам с Ольгой-то: «почему вы молчите за работой, поговорите о чём-нибудь друг с дружкой». А чего говорить-то, пять утра, темнотища, холод – мы не то чтобы говорить, шевелиться и то не хотим. Поутру-то всякий человек злющий – откуда доброте-то взяться, когда не разогрелся ещё. Ну, поговорили мы им на камеру, как две дурочки: «как у тебя дела? у меня всё хорошо,а у тебя как?», ой, смехота.

— Кино-то сняли они в итоге?

— Сняли, да! Диски потом присылали: и нам в пекарню один, и в администрацию один. И с женой этого француза мы потом долго переписывались, открытки слали: она мне в Лопшеньгу, я ей во Францию. На каждый праздник писали друг другу, а потом, как война началась – так возвращать почту из заграницы стали, не пропускать к адресату. Мне несколько открыток вернулись, ну, я и перестала писать. Принесу потом тебе, покажу – она такие красивые мне слала, до невозможности.

На следующее утро наш стол для перекуров-чаепитий оказывается наполовину завален разноцветным бумажно-тканевым ворохом. Алые и голубые конверты с протёртыми в долгой дороге уголками, французскими почтовыми марками и адресом, выеденным русскими крупными печатными буквами: «деревня Лопшеньга, область Арханжельская». Хоть область и с ошибкой небольшой указана, но дошли, ничего. Открытки по разным поводам: и новогодние, и пасхальные, и первомайские, одна даже с розовыми сердечками и купидончиками пухленькими. Некоторые покупные, из Лувра есть и просто магазинные. Некоторые вручную сделанные, их тётя Света рассматривает с особенным вниманием и моё обращает:

— Гляди-ко, это вот она сама крестиком вышивала. А эту вот, открой-ко, с деревянной игрушечкой внутри, тоже сама она вырезала. Такая рукодельная, прямо молодец женщина, своими руками такую красотищу создаёт.

— А диск не нашёлся? Я бы кино поглядела с него, интересно…

— Вот всё перебрала, не нашла, представляешь! Он же не лежала у меня: то одному дала, то другому, то третьему… Всем любопытно была поглядеть, все просили, видно и затерялся у кого-то, я уж и не вспомню теперь. Годов-то сколько прошло, я думала совсем недавно, а оказывается одиннадцать лет уже! Это получается, как в четырнадцатом году война в Украине началась, так и всё, так и прикрыли французские власти почту от нас, перестали доставлять. А кажется, как вчера было, ой…

Высаживаем испёкшийся хлеб из печи. Тётя Света надевает трёхслойные верхо́ньки, вынимает горячие формы из печи, вытряхивает буханки на стол. Ежели буханка их формы выпрыгивает легко и на стук гулкая, звонкая – значит готова. Если вываливается тяжело, плюхается на бок и при постукивании издаёт глуховатый короткий звук – эта ещё внутри сыровата, эту обратно в печь отправляем, доходить. Готовые лёгонькие звонки хлеба я утаскиваю на накрытую плотной тканью крышку де́жи, расставляю плотными рядками – остывать.

Когда весь хлеб допечён – можно сбегать по домам, дела поделать или подремать. Возвращаемся мы в пекарню часа через два с половиной – упаковывать остывшие хлеба по мешкам. К половине четвёртого дня придёт Саша с мотоциклом и тележкой, погрузит мешки с хлебом и повезёт в магазин, как раз к открытию. Правда, мотоцикл Сашин на днях сломался накрепко, так что получать мешки Саша пришёл с одной тележкой. Так и потащили хлеб: Саша тележку за рукоятку спереди тянет, я позади верёвку придерживаю, чтобы на песчаных кочках не свалился в лужи ценный груз. Ничего, не спеша да потихонечку доставили в полном порядке.

На вторую неделю совместной работы случилось внезапное – Светлана Валентиновна оставила меня один на один с тестом! Когда тестомес почти заканчивает свою работу, тесто регулярно норовит сбежать через край де́жи – так мощно его подбрасывает каждый удар «лапы». В этот момент обязательно находиться рядом: внимательно следить за краями, вовремя ловить и возвращать беглеца на дно, отскребать налипающие на лопасти «лапы» комки, регулярно промешивать специальной металлической лопаткой объём до самого дна. если этого не делать, всё тест либо на пол вывалится, либо промешается неравномерно.

Слышу от входной двери тёти Светино:

— Держи тесто, чтоб не убежало-то, я выйду!

Дверь хлопает и впервые мы с тестом остаёмся наедине. Нет, как его держать, как ловить, как промешивать – это всё я и раньше знала, мама-то в детстве пекла дома. Сейчас тем более всё освежилось в памяти, не выветрилось за годы, оказывается. Но вот этот факт, что опытная пекариха доверила мне и оставила одну… Будь я впечатлительней, то, пожалуй, расплакалась бы сейчас и подумала, что это любовь. Но я не из чувствительных барышень, я подмороженная в плане чувств. Поэтому я просто держу тесто, вовремя чищу «лапу» и почему-то улыбаюсь.

Тётя Света возвращается с улицы, заглядывает в де́жу, одобрительно кивает:

— Ну, выключай его давай, хорошего понемножку, дальше руками.

Хвалит, что выключить тестомес у меня правильно получается – ровно так, чтобы лопасти «лапы» оказались вверх поднятыми над краем де́жи – тогда вручную не придётся раскручивать механизм и можно сразу этот тяжеленный котёл выкатывать.

Сажать расстоявшиеся хлебы в печь мне сегодня тоже доверено было. Причём не под контролем даже, без наблюдения всякого:

— Давай, сажай с того края, а я с этого буду. Гляди, какие уже по-твоему разумению хорошие и сажай. Только не обожгись мне тут!

Я не обжигаюсь, когда сажаю хлеб в раскалённую печь. Не обжигаюсь и после, когда через пятьдесят минут вынимаем его из печи – проверять готовность. Я стучу по шероховатому горячему боку выпрыгнувшей из формы буханки:

— Ну, как – с пивом потянет?

— Да и без пива потянет. Мне думается, готов он, тёть Свет!

— Ну, готов, так и хорошо, уноси давай.

Даже не проверяет после меня, нисколечко, ни одну штуку. Кажется, улыбаться я сегодня буду бесконечно, до темноты и дольше. Вспоминаю, что сегодня – ровно месяц, как я приехала в Лопшеньгу, ровно месяц живу здесь. Кажется, вот только сегодня я стала здесь по-настоящему своей, освоилась, значит. И не просто я сама освоилась, а меня здешние признали свойской, хорошо-то как, непередаваемо.

— Тётя Света, может быть в следующий раз вы мне самой замесить тесто позволите? Я тогда смогла бы иной раз подменять вас, а вы б поспали подольше…

— Может и подменишь, к зиме поближе поглядим… Бежи уж домой, давай. Спасибо тебе за помощь!

— Вам спасибо большущее!

Показать полностью 12
1128

Хлебопекарня и пекарь Лопшеньги (часть 1)

В дни, когда у меня уроки не стоят, наладилась я ходить в хлебопекарню. Ну, как наладилась. Сперва заглянула познакомиться просто, поговорить со Светланой Валентиновной – она в Лопшеньге, вот уже тридцать первый год идёт, как пекарем работает. Она помнит, как пекла хлебы, сайки и блины в русской печи – одного только чёрного хлеба по двести буханок за раз бывало выпекалось. Помнит, как русская печь начала трескаться, как в дымоходе появилась дыра, как искали и не нашли печника для починки. Помнит, как привезли и установили электрический хлебопекарный шкаф «Восход», вот уже десять лет, как в нём печёт она. В этот самый шкаф двести буханок уже не поместить никаким образом, в него самое большее семьдесят две влазит, но двести уже и не надо печь, не для кого:

— Раньше-то бывало полну де́жу теста на чёрный затворяли, а сейчас что – кот наревел, только по стенкам размазывать, народу-то не осталось почти!

Дольше Светланы Валентиновны находится в этой пекарне только тестомес: потемневший, с ржавчиной по нижней части, с начисто стёршимся годом производства, с тяжеленной трёхлопастной «лапой» в руку мою толщиной почти…

— Ему уж годов-то… дай-ко посчитаю… когда Валя родился он уж был тут, а Вале пятьдесят пять будет… или раньше? Ну, так скажу – пятьдесят пять лет ему совершенно точно, а может и побольше даже. И не ломался ведь ни разу! И тесто в полных де́жах мы месили, и дети на нём катались, и чего с ним только не было – работает и не скрипит, во, как делали-то, на века!

Я зашла только познакомиться. Но неожиданно обнаружила, что Светлана Валентиновна стала тётей Светой, что будильники у меня заведены на 4:20 утра для каждого хлебопекарного дня (тут хлеб стряпается по понедельникам, четвергам и пятницам, да ещё сайки по вторникам), что на мне надет линялый голубенький фартук и бумажная шапочка, что я куском рыболовной сети оттираю прилипшее тесто с «лапы» древнего агрегата и спрашиваю:

— Тёть Свет, чего ещё помогать вам?

— Не дам я тебе больше ничего помогать! Я сама с утра не в своей памяти, ещё забуду чего, у меня ж склероз уже. Вон, «лапу» помой и хватит с тебя.

Тру «лапу», куском согнутого металла отскребаю особо прилипшие комочки теста. Дышу на руки, застывают – пока печь не раскочегарилась, в пекарне свежо очень даже, вода в тазу для уборки поверхностей стынет в несколько минут.

— А зимой поутру тут и вовсе минус восемь градусов бывает, холодина! Закваску иной раз приходится на ночь домой уносить и вёдрами сюда утром таскать, иначе хлеба не поднимаются, хоть ты убейся.

— Вы поэтому уходить собираетесь, я слышала?

— Ну! Суставы все болят, спину ломит, мне уж годков-то немало! А условия тут для пожилого человека, сама видишь, не подходящие. Ну, постряпаю ещё малость до зимы и пойду, пора мне на покой, давно уж пора…

Через неделю тётя Света позволяет мне уже не только «лапу» мыть. Теперь мне можно притаскивать ей на стол строенные формы для формовки, утаскивать их же с уже расформованным тестом на расстоечную де́жу, расставлять по полкам после смазывания маслом. Мыть мне можно уже не только «лапу» тестомеса, но и обе де́жи, и столы, и весы: в общем, всё, что мы тестом изгваздали за время выпечки. К тесту, правда, Светлана Валентиновна пока что моих рук не допускает, тревожно. Несмотря на многолетний опыт, ей и самой за себя тревожно бывает ранним утром при замесе, всякий раз сверяется с рукописной тетрадочкой и деревянными счётами, приговаривает:

— Каждый раз, как новый раз! То мука отсыреет бывает на холоду-то, то воды ливанёшь мало – густо, то больше ливанёшь – жидко, то дрожжи не желают работать совершенно… Тесту оно, конечно, простор нужен, простор и тепло – вот для него, что самое главное. А у нас в пекарне тепло пока направится, так хлеб к вечеру только спечётся. И простору никакого, ну, на тридцать буханок – это ж кот наревел, смешно!

Тетя Света ловко раскидывает нарёванное неизвестным истории котом тесто по формам, я утаскиваю их поближе к печке, к теплу поближе. А тетя Света между дело сказывает:

— Раньше-то и хлеба много заказывали, и вдвоём мы работали, всё ловчее как-то было. А теперича я одна мучаюсь: воды натаскай, закваску сохрани, муку от сырости зимой сбереги, намывай тут всё… Так ещё недовольны некоторые, говорят: «вот, у Марфы руки были хорошие, а у тебя-то хлеб на такой вкусный, не такие руки»! Нормальные у меня руки, откуда надо руки! Помещение в порядок приводить-то ни у кого руки не доходят, а как мои критиковать – так вот они, пожалуйста.

Загружает остатки теста в последнюю форму, опирается подрагивающими руками об опустевшую де́жу, выдыхает и, усмехнувшись, добавляет:

— Зато теперь-то, как сказала я, что скоро уходить с хлебопечения собираюсь, так, что ты думаешь – теперь хвалить меня стали, теперь и хлеб мой, и руки мои – всё правильное сразу сделалось, ой, юмористы такие, не могу!

Соскабливает остатки прилипшего к краям де́жи теста, закидывает их в эмалированную кастрюлю – это будет закваска для завтрашнего хлеба уже, заливает де́жу водой – отмокать перед мытьём:

— Ну, пойдём покурим полчасика, покуда расстаивается!

Никто из нас понятное дело не курит. В деревне и вообще крайне мало кто курит – и привычки особо нет, и сигареты тут достать нелегко, в магазин их не завозят, нужно как-то при оказии с материка везти или почтой… в общем, морока. Ну, а у нас с тётей Светой перекуром чаепитие коротенькое называется. Чай мы из домов притаскиваем в термосочках, а к нему сухарики здесь же в пекарне насушенные имеются и вареньице свежесваренное рябиновое.

Понятное дело, чай мы не в молчанку хлебаем, болтаем о всяком. Если по первости в основном Светлана Валентиновна меня о жизни расспрашивала, то теперь, неделю спустя, она уже своими историями делится со мной: то давними какими-то, а то и совсем свежёхонькими.

— Кот мой, засранец! В три утра нынче мыша в комнату притащил, засранец! Так не придушил до конца, живьём приволок – мыша пищит, кот бегает за ней, игрульки ему, паразиту. Так ведь не жрёт он их даже, так, поиграться только! Жрать ему сосиски подавай или мясо, от рыбы морду воротит – не рыбак он у меня.

— Наверное, похвастать добычей хотел…

— Ага, точно, похвастать! Пришлось вставать, выкидывать и мыша, и кота из комнаты. Сна и без того нет, кошмары в голове всякие варятся, а тут ещё этот засранец! Так ведь мыша своего утащил куда-то и припёрся ко мне в кровать, руку дерёт когтищами и урчит – гладить его надо, видишь ли, засранца.

Тетя Света идёт к печи – ставить первую партию расстоявшихся хлебов в горячее нутро. Я тоже иду – мне она сегодня разрешила подливать в печь воду, чтобы не подгорала сразу выпечка, а пеклась неспешно. Черпаю эмалированной кружечкой ледяную воду из ведра, заливаю в печь через воронку. Парит, значит верно всё залилось, в нужное место, не мимо куда-то. Продолжаем болтовню:

— Животные, они ж умнящи – страсть! Иной раз поглядишь на них, так умней человека они бывают. Вон, один год у нас в деревне волков напасть была, прибегали с лесу да почти всех собак пожрали. А одна-то забралась на крышу сарайки, сидит, лает с верхотуры – поди, добудь её оттудова! Так и не сожрали, цела осталась. Что я тебе скажу, псина-то суровая была, злющая. Но вот каши ей наварю, вынесу, она поест сама, да другую собаку подпустит, не гонит. Понимает, когда ей достаточно и другим уступит. Иной раз иду, лежит возле миски, а кашу вороны жрут – не лает даже, морду на лапы складёт и глядит на них, они и не боятся. До того умнящая, страсть. Неее, самое страшное животное из всех – это человек… Глупое и страшное.

Вздыхаем хором, потому как, ну, а что тут в довесок скажешь. Права Светлана Валентиновна, правее всех профессоров да академиков она. У животных эмоции чаще всего понятные, объяснимые, а человеческие понять, ой, как непросто. Особенно вот эту злость людоедскую к себе подобным, её вот никак не понять мне, совершенно.

Показать полностью 16
Отличная работа, все прочитано!