Серия «Сказки о Даниле-храбреце белокуром удальце.»

5

Сказки о Даниле-храбреце белокуром удальце

Приветствую, дорогой читатель!

Прежде всего должна пояснить, что я не писатель, не историк и не этнограф. Я просто человек, любящий Россию, ее историю и уникальность. А еще я мама, которая в ужасе от того, как нашим детям преподносят культуру и быт наших предков с экранов кинотеатров или из ширпотребных книг.

Когда грозные древнерусские боги превращаются в карикатурных глупых персонажей, когда могущественные существа славянской мифологии выглядят нелепо и бестолково, когда временные эпохи абсолютно перемешаны и представление о реальном быте наших предков сильно искажается. Мне хочется разобраться, как было на самом деле, и рассказать об этом своим сыновьям. Чтобы они точно понимали, как действительно жили люди того времени, как относились к домовым и лесным духам, как трепетали перед силами природы. И что у крестьян X века во времена правления князя Киевского не могло быть куска мыла, или резных ставен, или ветряной мельницы, а кот Баюн- вовсе не милый пушистик.

Вот так и появились эти сказки, написанные для моих детей, и для всех, кто захочет почитать.

П.с.: самое интересное в пояснениях)))

Спасибо.

Часть 1. Бамроз и огненный меч.

Давным-давно это было. Русью тогда еще Киевские князья* правили, а человек простой хоть наук и машин не знал, но был единым с природой, уважал ее порядки и получал великую силу от земли родной. Тогда-то между глубокой рекой и густым лесом стоял и процветал небольшой городок под названием Радосток*. Жили в нем люди добрые и трудолюбивые. У каждого свое дело было: кто скот держал, кто землю пахал, кто железо ковал иль ковры ткал, кто рыбу ловил да в лесу охотничал. Мир и порядок царили в Радостоке.

На краю того городка в небольшом домишке жила бабушка Ярина со своим внуком Данилой. Старушку знали и уважали в городке, как добрую знахарку. От любой хвори подбирала она травку и не раз помогала соседям. В лесу не было для нее тайн. Внуку своему, любознательному зеленоглазому мальчугану, все секреты рассказывала. Данила же рос, увлекаясь веданием, зельевареньем да науками разными, о которых волхвы и странники рассказывали. Ему интересны были тайные свойства и силы растений, земли, воды, всего вокруг. Часами он сидел в углу своем изучая все новое и неизведанное.

Данила-удалец мамы своей не помнил, а отец его- Добромак- был знатный богатырь. Славился он, и как главный защитник Радостока, и как ценный советник молодого князя Златослава, что править этим краем был поставлен. Любой лиходей* на много верст прятался, завидев широкую спину, сильные руки и рано поседевшую голову Добромака. А вот к занятиям бабушки Ярины и сына своего относился богатырь несерьезно, говорил бывало: «Глупостью, сынок, занимаешься, ни от одной большой беды твои науки не спасут!»

Зима в тот год вышла суровая и долгая. Потешился на славу грозный Карачун* со своими слугами снежными волками- метелями, медвеями-шатунами- буранами и совами –вьюжницами. Да и могущественная Морана* не хотела покидать свои владения, хоть молодое солнце уже набирало силу.

Юный Златослав, только начав княжить, жаждал великих свершений и подвигов, но суровая зима не давала его чаяниям воплотиться. Тогда вздумалось тогда молодому князю поторопить весну:

-Я тут князь и мне решать, когда весне начаться! Коляда уже родился*, а значит можно его и поторопить. А кто ослушается, того в порубы* свезти, чтоб поняли, кто теперь тут главный.

Издал Златослав указ, чтоб все люди на земле его раньше собирались весну кликать* и Ярилу* звать. Как ни отговаривал его Добромак, стоял на своем упрямый правитель.

-Где это видано?! Лютень* на дворе, а мы зиму выметать будем! - возмущалась бабушка. - Ох, и обидится на нас свирепый Карачун! Ох, как бы беды не случилось!

Но приказ князя выполнять велено. Собрались первый раз горожане: Тетёры* настряпали, веснянки попели, но только студенее на дворе стало. Вышли и второй раз весну зазывать. Жаворонков* испекли, по проталинам и крышам рассадили, детям раздали. Только собрались хороводы водить да березу украшать*, как ворвались на площадь всадники дружинные во главе с Добромаком.

-Бегите! Прячьтесь! Спасайтесь! – кричат городские защитники. - Дров не жалейте, печи топите, детей укрывайте! Беда страшная на нашу землю пришла: в наказание за людскую глупость и обиду свою великий Карачун посланника отправил, душегуба Бамроза, беды страшные чинить. Сила у злодея великая- ледяная! Все, к чему ни притронется, на что ни посмотрит, в лед превращается. Целые города морозит, люди и животные снежными скульптурами становятся под взглядом его. Много воинов загубил, а спасения нет. Скачет злодей на огромном синем волке, вместо палец у него сосульки острые, вместо глаз угли горящие, а на голове венец ледяной серебром сверкает.

Разбежался народ по домам, а Добромак собрал дружину и пошел навстречу злодею, победить его в чистом поле, пока до дома родного не добрался окаянный.

Стали радосчане ждать войско свое с победой, но вестей все нет и нет. И только на третий день вернулся богатырь мрачный и унылый. Пришел домой к Ярине и сыну своему, сел за стол и в отчаянии голову опустил.

- Не одолеть нам врага страшного! - сказывал Добромак.- Сила в нем могучая, несокрушимая, самим Карачуном подаренная! Мечи наши леденеют и на осколки разбиваются, стрелы в воздухе разлетаются, на огонь подует и ничем не разжечь его. Видимо, конец скоро наш придет…

- Да что ж ты?! Сдаваться собрался?!- рассердился Данила-храбрец. -Давай думать лучше, как Бамроза сокрушить!

- Да нет власти такой, чтоб победить ледяную силу его. Уж по всей Руси совет держали, у мудрецов спрашивали, вести по свету посылали. Не может нам помочь никто! - закручинился богатырь.

- А я чудо-меч тебе изготовлю! Свойств он будет невероятных: если поджечь его, то ни холод, ни лед, ни ветер, ни вода потушить не смогут, а в тряпку плотную завернешь, и огонь потухнет! - вскричал удалец. – Лишь бы масло льняного* достаточно сыскать, да кузнецов радостокских уговорить помочь мне! Темже* завтра с таким мечом не остановит тебя злодей.

Удивился отец, не поверил, что сын его такое чудо сотворить может, но делать нечего, завтра уже Бамроз к городу подойдет.

Всю ночь Данила глаз не сомкнул, масло искал, ветошь готовил да задачу мастерам составлял, а чуть свет на кузню побежал. Почесал голову Микула-молотобоец, но выполнил странный заказ мальчика. А Добромак, увидев новый страннолепный* и тяжелый меч, только ахнул от удивления, да тоже спорить не стал:

-Вот уж не думал, сынок, что когда-то и мне твои умения понадобятся. Ну что ж делать, на тебя и этот меч последняя надежда наша!

Собрался народ на окраине городка, чтобы проводить богатыря на великое сражение за Радосток. Вдруг издали показалась туча холодная темная, по земле ползет, небо закрывает и все за собой мерзлым оставляет. В центре тьмы Бамроз на синем волке скачет, глазами сверкает. Уверен злодей, что нет от него спасенья людям простым. Вышел ему навстречу богатырь радостокский, выхватил меч, да поджег его, как сын наказывал. Первым черный дым повалил, а затем как вспыхнул металл ярким пламенем, то все поле теплым светом озарил. Ухмыльнулся Бамроз, стал дуть ветром снежным- да не тухнет меч! Стал ледяные шары метать- да не тухнет меч! Вскочил на коня тогда Добромак и помчался на врага. Сошлись душегуб и богатырь в схватке великой, бьются не на жизнь, а на смерть.  Да не помогли злодею силы его ледяные, не смог он меч огненный затушить и был повержен. Рассыпался на множество льдинок и разлетелся по полю.

Тут и солнышко выглянуло, теплом весенним повеяло. Стали таять ледяные глыбы и все к жизни возвращаться. Радости народа не было конца! Благодарили и восхваляли люди богатыря могучего Добромака и сына его Данилу-храбреца белокурого удальца. Бросился и сам отец сына обнимать да хвалить за находчивость его и умения. И в благодарность тот самый меч ему подарил!

-Пусть у тебя храниться этот чудный огненный подарок. Ну а ежели вновь беда в наш край придет, то и за оружием, и за советом к тебе приду!

Весна пришла в радостокский край в свое время, и впредь даже князь не осмеливался спорить с силами природными. Когда Моране и Карачуну править, а когда Яриле- не людям решать.

* Князья правили Русским государством с IX по XVI века (862г –Рюрик, 1547г- Иван IV), а время Великих князей Киевских с IX по XII века.

* Радосток- вымышленный город.

*Лиходей (устаревш.) –злодей, преступник.

*У древних славян было несколько духов (богов) зимы, морозов и холода. Наиболее почитаемые – Морана (Мара) и Карачун (иногда также Мороз). День почитания Карачуна - 22 декабря (день зимнего солнцестояния), вслед за которым происходит рождение Коляды и нового молодого солнца.

*Порубы –  прообразы и первые тюрьмы на Руси примерно до XIV века.

*Кликание весны — славянский обряд, как приглашение прийти весне, сопровождался гуляньями и проводился несколько раз: в начале и конце марта, а также в мае.

* Ярило – славянский Бог весеннего Солнца, плодородия и любви.

*Лютень (устаревш.) –февраль.

*На первые Заклички весны выпекали плоское обрядовое печенье «Тетёры», напоминающее солнышко.

* Обрядовая выпечка вторых Закличек весны– жаворонки. Печенье в форме небольших птичек. Кроме того, в этот день обрядовое деревце украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками и носили по дворам.

*На Руси вплоть до XVIII наиболее распространено было льняное масло. Другие виды, в т.ч. подсолнечное, были завезены во времена Петра I.

*Темже (устаревш.)- поэтому, таким образом.

* Страннолепный (устаревш.) –необычный.

Показать полностью 4

Сказки о Даниле-храбреце белокуром удальце. ч.2 Анка-хулиганка и дивный цветник

Давным-давно на русской земле, что раскинулась от Ладоги до Роси*, в чудесном городке Радостоке на краю широкой реки и темного леса жил Данила-храбрец белокурый удалец со своей бабушкой Яриной. Днями и ночами собирала старушка в лесу полезные цветочки, листики и ягодки, сушила, мельчила, порошки да микстуры делала. А увлеченный зельевареньем и веданием мальчуган все свободное время проводил в поисках новых свойств и рецептов.

Был у Данилы чудесный огненный меч, подарок отца за находчивость его и умения. Однажды вернулся белокурый удалец из лесу и обнаружил, что дома побывал кто-то, все не на своих местах лежит и паюс на оконнице порван*. Стал он осматриваться и обнаружил, что чудо-меч его пропал! Кинулся искать его, во все углы заглянул, но так и не нашел. Расстроился Данила-храбрец и стал думать, как такого малечкого* да ловкого воришку обнаружить, что проникнуть в избу смог. Рассмотрел он под окном след от небольшого башмачка, а вокруг лепесточки розовые. А бабушка Ярина вспомнила, что в самой чаще леса живет в маленькой землянке сиротка Анка-хулиганка. Люди сказывали, что около дома большой цветник у нее, много разных диковиных цветов там растет, красоты небывалой. Но девчушка хитрая, ни с кем знаться не хочет, любоваться цветами никого не пускает. Видят ее иногда на краю городка, когда она узелки со всего свету получает с семенами, но разговоры не ведет, а соседям только рожицы корчит. Вот у нее на ногах и видела как-то бабушка башмачки с цветочками розовыми.

Делать нечего, собрался Данила в самую чащу леса наведаться в гости к Анке-хулиганке, дабы меч свои вернуть.

Шел долго белокурый удалец, сквозь чащу пробирался. Так далеко зашел, что и дороги обратной не сыскать. Вдруг встала у него на пути стена деревьев высоких, а меж стволами паутина плотным слоем. Попытался удалец порвать паучью сеть, да только шаг сделает, а за ним уже новое полотно сплетено. Стал тогда думать храбрец, как проход себе расчистить. Увидел он невдалеке огромный муравейник, сломил острую ветку и засунул прямо в кучу моровию*, а сам прилег под теплым солнышком и задремал. Как проснулся Данила, вытащил палку, всю муравьиным ядом* пропитанную, и давай паутину терзать. Обжег все нити паучьи этим прутом, и не смогли они боле соединиться. Так и прошел храбрец дальше.

Идет, а впереди колючего кустарника целое поле и тропинки разные выходят. Зашел Данила-храбрец в лабиринт лесной, а путь найти не может. Дорожки одинаковые, кусты похожие, нет знака никакого. Устал молодец сквозь колючек бродить, присел и тут разглядел меж кустов цветочки марены красильной*. Вспомнил Данила, как бабушка из ее корней краску делает краповую. Тогда вырвал он корни этой травы, кору счистил и начал ей помечать те кусты и повороты, которые прошел уже. И ежели возвращался к отметкам своим, в другую сторону шел. Так и выбрался из замысловатого лабиринта.

Тут видит на пригорке сад прекрасный, частоколом огороженный. Осталось только поле цветочное перейти. А над полем туман сизый* в два аршина высотой. Вспомнил Данила, что бабушка предупреждала его о хитрости Анки-хулиганки, присмотрелся и узнал цветочки эти лесные. Непростые они, сон-трава* называют их в народе, и если пыльцы вдохнуть чуть, то уснет человек на долгие часы. А облако над землей все этим цветнем* наполнено. Стал удалец думать, как ловушку эту обойти и не уснуть сном непробудным. Рассмотрел он, на краю прогалины дудник возвышается. Внутри то его толстый стебель пустой и из него отличная трубка получится может. Наломал Данила побегов, выше тумана сонного трубку поднял и стал дышать через нее, пока все поле не прошел.

Передохнул белокурый храбрец и к землянке направился. Вдруг из-за дерева как выскочит на него девчонка: носик вздернут, глаза озорным огоньком светятся, коса русая вокруг головы заплетена, и давай кричать: «Чего явился? Не звала тебя! Не пущу в дом, не покажу ничего! И меч не брала я твой, больно он нужен мне!»

Смекнул сразу Данила-храбрец, кто воришка, и говорит: «Так откуда знаешь тогда, что я за мечом пришел?»

Смутилась Анка-хулиганка, щеки алым вспыхнули, глаза отводит, а сама не признается: «Да я так… Просто… подумала…»

Понял удалец, что стыдно воришке стало и сердится на нее перестал.

-Верни, сделай милость! Это отца подарок, дорог он мне очень. Да и зачем он тебе, разве заходят разбойники в такую чащу?

Расплакалась девчонка, села на лавку, слезы глотает. Присел тогда рядом Данила, обнял ее за плечи, успокоил и все рассказать попросил.

Оказалось, что Анка- последняя в роду известных лекаршей лесных, которых очень почитали в древние времена. Выращивали они много трав разных и особый цветок Яртышну* великолепную. Свойств он был магических, любую хворь победить мог. Кто  цветочек при себе держит, тому удача во всем улыбается, болезнь отступает, красота и достаток прибывают. Да только не спас он лекаршей от злобных шишиг*, которые заманили женщин к реке, да утопили всех от зависти к их красоте и умениям. Осталась только Анка. Но не смогла малышка справится с нехорошими людьми, что стали являться и Яртышну рвать без меры. Последние пять цветочков спрятала девчонка и накрыла колпаком из самоцветов, да замок установила, чтоб никто добраться не мог. С тех пор много заграждений к дому своему настроила: и паучью стену, и колючий лабиринт, и поле сон-травой засеяла, и никого не пускала.

Проводила Анка Данилу-храбреца белокурого удальца к цветнику своему чудесному. Ходит мальчишка, диву дается, сколько красоты тут неведомой!

-А что ж прячешь ты ее от всех? Ведь в мире много добрых и хороших людей!- спросил Данила.

-Нет!- отвечала девчонка,- Только негодяев я и видела, ты первый, кто выслушал меня и не стал цветы мои воровать. Вот и сейчас повадился кто-то по цветнику моему гулять, грядки топтать да ветки ломать. Всеми силами пыталась разбойника изловить. Да как только загляну в цветник, там только дымка поверх клумб рассеивается, а никого нет. Вот и подумала я, что с мечом твоим изловлю проказника.

А если засаду устроить? - спросил Данила-храбрец белокурый удалец.

-Да пробовала я,- вздохнула Анка, -но только засыпаю каждый раз неведомо почему, словно песенку колыбельную лес поет, и глаза сами смыкаются…

-А пойдем в гости ко мне, я тебя с бабушкой познакомлю, с друзьями своими, и придумаем вместе что-нибудь. Так ты узнаешь, сколько вокруг людей хороших и добрых. – предложил удалец.

-Не могу я, - вздохнула Анка-хулиганка. –Кто же цветник мой охранять останется? Боюсь я отлучится от него. Вот когда разбойников изловим, тогда и подумаем.

На том и порешили. Отправился Данила домой, план придумывать, а Анка осталась охранять цветник свой чудесный.

* Территория Киевской Руси в Х-XI веке раскинулась от ладожского озера до устья Роси, на востоке она доходила до Днепра и Клязьмы.

* До IX века окон в русских избах вообще не было, затем стали вырубать световые и смотровые проемы, которые были очень невелики. В проем вставляли раму — “оконницу” — с каким-либо прозрачным материалом — чаще всего бычьим пузырем, рыбьим “паюсом” или тонкими липовыми дощечками. Привычные нам окна со ставнями появились только с XVI века.

* Малечкый (устаревш.)- маленький.

* Муравей – в древнерусском языке «мравий» или «моровий»

* Муравьиная (метановая) кислота – насыщенная одноосновная карбоновая кислота. Муравьи выделяют ее, как средство защиты при опасности.

* Марена красильная — многолетнее травянистое растение. Корни и корневища покрыты красновато-бурой отслаивающейся корой, которая издревле используется для получения природного ярко-красного красителя (крапп).

* У древних славян слово «синий» обозначал степень яркости темного цвета. А собственно синий цвет и его оттенки (кроме голубого) именовались сизыми.

* Сон-трава (прострел раскрытый) - цветет крупным и сине-фиолетовыми цветами. Растение обладает сильным снотворным эффектом.

*Цветень – в простонародье цветочная пыльца.

* Яртышна («Слезы чаровницы») – сказочный цветок с отсылкой на цветок Ятрышник («кукушкины слезки») или Orchis maculata –растение на грани исчезновения, занесенное в Красную книгу. На древней славянской земле произрастала повсеместно на влажных лугах и лесных полянах.

* Шишига - нечистая сила, живущая в болоте или реке. Маленькое, горбатое существо, которое набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду.

Показать полностью 3
3

Сказки о Даниле-храбреце белокуром удальце.Часть 3. Ауки и Яртышна

Давным-давно жил на свете Данила-храбрец белокурый удалец на краю славного города Родостока со своей бабушкой. В те времена человеку простому помощи лечцов* сыскать трудно было, а посему умелую знахарку Ярину и ее смышленого внука почитали и уважали. Но однажды Анка-хулиганка, что в чаще леса цветник дивный выращивала, украла у Данилы меч его огненный. А когда храбрец пришел за ним, рассказала о печали своей. Кто-то неведомый цветам вредит, а изловить его нет возможности. Он то дымку обращается, то сонную колыбельную поет. Обещал тогда белокурый удалец помочь сиротке. Рассказал все бабушке своей, и стали думать вместе, как обхитрить неведомое существо.

Вспомнила тут бабушка про отвар неусыпный, что из разных трав и корешков готовится. Его дружинники* полюбили брать с собой в караул. Очень любила это взвар и сама Ярина, но тайный состав никому не сказывала. Видел мальчуган, что множество травок и корешков добавляет знахарка к настою. Тут и дикий перец, и петров батог, и земляные орешки, и иван-чай*, и много еще. А как выпьет кто отвар этот, ни за что всю ночь глаз не сомкнет.

Взял Данила отвару неусыпного для себя и Анки-хулиганки и на следующий день выдвинулся в путь. Пока добрался до землянки сквозь чащу непролазную, смеркаться начало. Увидела храбреца девчонка и обрадовалась сильно. Привыкла Анка к людскому обману, потому боялась, что обманет и удалец ее, с бедой одну оставит.

Порешили в засаду между кустами пышными лечь. Выпили Данила с Анкой отвара неусыпного, ветками еловыми обложились и стали ждать, когда негодники появятся в цветнике. Час-другой без сна лежат, не двигаясь, устали, бока затекли. Ночь уже опустилась, как вдруг из лесу словно песенка-колыбельная полилась, нежная, певучая, спать захотелось героям нашим нестерпимо, но отвар не дает им глаз сомкнуть. Вдруг по цветнику тени мелькнули, по грядкам, по дорожкам и потянулись к цветнику человечки маленькие с тугими животиками и смешными челками. Росту с пол аршина, одежда вся в листочках и веточках, издали за кустик или кочку принять можно. Шагают по цветнику, по клумбам бегают, с листьями и стеблями играются и к центру собираются, где цветок волшебный –Яртышна великолепная- под замком и колпаком из самоцветов сокрыт. Давай они тут драгоценную защиту ломать, замок пытаться снять. Пыхтят, злятся и ругаются человечки. Не выдержала Анка-хулиганка, выпрыгнула из засады, да бросилась на маленьких разбойников, а они тут час в дымок превратились и исчезли, словно и не было никого. Девчонка глаза трет, да нет вокруг никого больше.

Встал тут и Данила-храбрец белокурый удалец и давай кричать в темноту: А-у, а-у, ауки*!

«Совсем без сна избезумитился*!»-подумала Анка. Но тут дымок собираться стал и превращаться в тех маленьких разбойников, что девчонка из засады видела. Встали человечки рядком, руки в боки, взгляд сердитый.

-Что зовешь, храбрец? Откуда про нас знаешь?- грозно спросил человечек.

-Да слышал я сказ от бабушки своей об озорных ауках, волшебных жителях леса, который побаловаться и пошалить любят. –отвечал Данила. –Не вы ли это?

- Мы! Вот только забыли люди о нас, давно не зовут поиграть. Да и мало нас совсем осталось. Сила наша чаровная* исчезает…- горестно вздохнул старший аука.

- А в тут вам что надобно? Зачем цветы топчите, да ветки ломаете?- не вытерпела Анка-хулиганка.

-Не нужны нам цветочки твои красивые, но пустые. Лишь один только, «Слезы чаровницы», что спрятала ты под замком окаянным. Из цветочка этого силы мы черпаем, да пропал он весь из-за людей жадных, во всем лесу неохватном только здесь и нашли. – рассказали волшебники лесные.

-Нет у меня никаких «слез»!- возмутилась Анка.- Все свои цветочки хорошо знаю.

-А под колпаком самоцветным? Не обманывай нас, жадная девчонка!- закричали ауки.

-Этот? Так это же Яртышна великолепная, а не «Слезные чары».

-Не «Слезные чары», а «Слезы чаровницы», дурья твоя голова!- рассердился человечек.- Цветок, природой нам дарованный. Нужен он нам обязательно. Исчезнем совсем без него! А мы его рассадим, простор ему дадим, от людских глаз спрячем. И силы к нам волшебные вернуться, и в лесу порядок наведем.

-Да что ж вы сразу не сказали то, что для добрых дел надобен он?- удивилась Анка.

-А разве скажешь тебе?!- возразил аука. –Ты вон и со своими то людишками не общаешься, на всех бросаешься, а нас маленьких послушала бы?

Нечего Анке возразить было, только грустно стало, что одиноко ей совсем с цветочками дивными. Вздохнула девчонка, открыла замок и говорит: Ну забирайте, коль надобна вам Яртышна великолепная, но обещайте ухаживать и не дать цветку исчезнуть!

Обрадовались жители лесные, в ладоши захлопали, в танцы пустились.

-Прости нас, Анка-хулиганка, что цветник твой портили, не специально мы! Хорошая ты девочка, добрая. Кто так цветы любит, дурным и быть не может. В благодарность охранять мы твой цветник станем. Мы ведь кудесники знатные! Гостей незваных больше к дому не подпустим, всех кругами водить будем, с пути сбивать. А добрым путникам проход открывать станем, чтоб любовались люди добрые красотой цветов диковинных. –проговорили маленькие человечки.

-Спасибо большое, добрые ауки! А как отыскать нам вас? – спросила Анка-хулиганка.

-Да мы ж все время рядом в лесу, только позвать надо: А-у, а-у, ауки!

Тут старший аука бережно два цветочка с землей в ладошки положил и торжественно понес в лес, а за ним и все другие человечки побежали. Моргнуть не успели наши герои, как исчезли с глаз волшебные существа, и не разглядеть, не признать их в лесу среди кустов и кочек.

-Ну что ж!- сказал Данила-храбрец белокурый удалец.- Нечего тебе теперь жить одной сироткой, присмотрят добрые ауки за цветником твоим, да сама захаживать будешь, проверять да ухаживать. Собирайся, пойдем ко мне жить. Бабушка рада только будет новой помощнице!

Потекли тут по щекам девчонки кареглазой слезы теплые, благодарные. Не встречала она до сего дня добрых людей и многому научиться ей предстояло.

* Лечец (устаревш.)- врач, который, согласно Церковному уставу 996 г., являлся человеком церковными, подведомственным епископу.  Монастырские больницы не были повсеместно распространены. А светская (мирская) медицина начала появляться только с XI века при княжеских дворах.

*Дружинник в Древней Руси — это член княжеского войска (дружины).

*Дикий перец (науч.-элеутерококк колючий); петров батог (науч.- цикорий обыкновенный); земляные орешки (науч. - таволга обыкновенная); иван-чай (науч.-кипрей узколистный) – эти травы относятся к растениям-адаптогенам, стимулирующего и бодрящего действия, произрастающим на территории Древней Руси.

*Аука – старинный добрый лесной дух, который никогда не спит и пребывает в веселом настроении. Он похож на маленького человечка с круглым животиком. Тело Ауки покрыто травой и листвой. Он умеет растворяться в воздухе, как дымок. Аукая, он любит разыгрывать людей.

* Избезумитися (устаревш.)- обезуметь, сойти с ума.

* Чаровный (устаревш.)- волшебный, заколдованный.

Показать полностью 4
3

Сказки о Даниле-храбреце белокуром удальце.Часть 4. Виспина и аспидова гора

Давным-давно, в ту пору, когда Нестор еще не написал Повесть свою великую*, в славном городе Радостоке на краю леса жили Данила-храбрец белокурый удалец и его бабушка Ярина-знахарка. Всем соседям помогали они то советом мудрым, то мазью целебной, то настойкой чудодейственной, то придумкой хитрой. Как-то раз привел Данила из леса сиротку Анку-хулиганку, и осталась она с ними жить. Бабушке по хозяйству помогать начала, а храбрецу верным другом стала. Девочкой она была доброй и озорной, только людей прочих сторонилась и стеснялась. Тогда решили Данила с бабушкой на Ивана Купала – любимый летний веселый праздник, когда весь город соберется на гулянья на площади, угостить жителей пирогами от Анки-хулиганки, чтобы горожане узнали получше новую соседку и полюбили ее.

-Я знаю, чем радостчан удивить! –обрадовалась девочка и убежала в чащу к своей землянке за вареньем из чудо-ягоды виспины*.

Ни Ярина, ни Данила о такой ягоде и не слыхали, но анкина семья почитала свойства этого плода. Стала хулиганка угощать своим вареньем. Цвета оно было дивного, червоного*, а вот на вкус – горче полыни.

-Да кто ж такую гадость есть то будет?! –не сдержался белокурый удалец.

-Ничего ты не понимаешь –обиделась Анка. – Я уверена, горожанам понравится!

Призадумалась бабушка и решила еще пироги испечь, не из виспины, а из обычной земляники для таких «непонятливых», как Данила-храбрец.

И вот на празднике стали друзья пироги раздавать, всех потчевать и с Анкой-хулиганкой знакомить. Благодарят родостчане новую соседку, до только пироги выплевывают, а узваром*, что из виспины сварен, давятся. Зато земляничные угощения с удовольствием уплетают. Лишь только пес Черныш оценил чудо-ягоду и за всеми подбирал остатки.

Смотрит Данила, а девчушка совсем расстроилась, губу надула, ни на кого не смотрит. Делать нечего, пришлось им с бабушкой проглотить по кусочку анкиного пирога.

-Это они просто не распробовали,- успокоил хулиганку мальчик. – А если быстро проглотить, то и ничего даже…

Весь вечер веселится народ на площади. Парни и девушки песни поют, хороводы водят, в игры веселые играют. А как ночь опустилась, решили по старой традиции лавки принести и на опушке рассвет встретить всем вместе.

-Да что ж на пригорке то? Вон за городом скала какая огромная черная. А как на нее забраться, то первые лучи солнца словно на ладони будут!- стала всех уверять Анка. – Али высоты боитесь, храбрые радостчане?!

Понравилась горожанам идея, стали собираться. Одна бабушка Ярина всех отговаривает:

-Ох, не ходите на ту гору! Да и не гора это вовсе! Девчонкой я еще несмышленой была, когда на том месте ничего, кроме нескольких валунов и не было. Налетел однажды дракон страшный, как ночь черный, да на то место опустился. Свернулся клубком и уснул сном непробудным. Старцы сказывали, что это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий клюв и два длинных носа, Аспидом* прозванный. После боя с людьми от "трубного гласа"* спрятаться решил. С тех пор и травинка на скале не проросла, и птица на вершину не присела, и даже мышка по скалам не пробежала. А вы шуметь да гулять там собрались!

-Ой, ба, ну мало ли что по детству выдумать можно,- перебила знахарку Анка-хулиганка, - Чего народ пугать то? Столько лет прошло, даже если и был дракон, давно камнем обратился! Да и богатырь Добромак с нами пойдет, а с ним ничего не страшно.

Так и не послушались соседи предостережений бабушки Ярины, собрались и всей гурьбой шумной на гору полезли. Приготовились рассвет встречать, а пока песни поют, забавляются, веселятся.

Вдруг зашевелилась гора, камни со скал полетели. Отделился от горы склон на клюв похожий, на людей повернулся, и черный дым выпустил. Вдохнули горожане тумана этого и в миг немые, глухие да слепые стали. Хочется им кричать, да звука нет. Хочется домой побежать, а пути не видят. Так и мечутся, и плачут испуганные и растерянные, того и гляди с высоты сорвутся. Только Анка-хулиганка и Данила-храбрец как ни в чем не бывало по сторонам озираются, на беду общую смотрят.

-Что же со всеми вокруг случилось? И почему только мы в целости остались? – смутились наши герои, как вдруг пес Черныш подбежал к ним и лаем залился.

-Знамо*!- воскликнула Анка,- Это все виспина! Недаром матушка моя собирала и хранила ее. Она нас спасла!

-Так что же делать то теперь? – спросила бабушка Ярина, которая у подножья детей поджидала.

-У нас остался еще узвар из твоей чудо-ягоды?- спросил девочку Данила.

-Да сколько угодно! Его ж пить отвратились все.

-Тогда давай попробуем отца моего, богатыря Добромака, напоить? -предложил Данила, - И посмотрим, что будет.

Отыскали дети среди камней широкоплечего Добромака. Прислонился богатырь к скале, руки выставил и стеклянным взглядом вокруг водит. Подошел к нему Данила с кандюшкой*, а отец схватил его сослепу и чуть не ударил, но по волосам родным провел и признал сына своего. Испил он виспиного напитка и вернулись к нему и слух, и зрение, и речь.

-Ох, спасибо, родные, что вернули взгляд мой и говор. Так боязно и тоскливо было в этой темной тишине. Уж думал, конец мой пришел!- расчувствовался богатырь, -Но некогда нам слезы лить, надо город спасать! Как у вас получилось хворь эту излечить?

Рассказали все ему дети. Порешали тогда, что сначала спустят аккуратно всех слепцов с горы, и бабушка Ярина останется их лечить, а отец с сыном попробуют обезвредить навек змея, чтобы ни с кем больше такой беды не приключилось.

-Надо попробовать и эту зверюгу виспиной угостить! – предложила Анка-хулиганка и побежала большой костер разводить да узвара много варить. Смелый Добромак стал на поле супротив горы пращу* метательную сооружать, дабы прямо в морду чудовищу горшком с напитком попасть. Данила-храбрец белокурый удалец же отправился дракона будить на вершину горы.

Когда все было готово, мальчуган на черной горе отчаянно стал в било* звонить, змея будить. Затряслась опять гора, камни полетели, еле Данила на высоте удержался. Вот уж и глаз огромный средь скалы показался и клюв чудовищный. Только Аспид пасть раскрыл, чтобы яд свой выпустить, как запустил богатырь Добромак огромную корчагу* с виспиной прямо в зубы чудища. Поперхнулся тот, задрожал и застыл навек, в камень обращенный.

Вернулись в город герои с победой, а там как раз бабушка Ярина исцелять всех закончила. Каждому по глоточку узвара чудесного досталось.

Счастье и радость охватили город! А тут и рассвет забрезжил на пригорке. Смотрят радостчане на первые лучи и обнимаются- знать, удачливым год для всех выйдет! А Анку-хулиганку за чудесную виспину стали целовать и на руках качать.

Аспидову же гору до сих пор стороной обходят и не шумят в округе, чтоб не пробудить случайно вновь мистического чудовища и о прошлых сказаниях не забывать.

* «Повесть временных лет»- наиболее ранний из сохранившихся в полном объёме древнерусских летописных сводов. Создана в Киеве в 1110-х гг. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

* Иван Купала (Иванов день, Купала) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы, совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи. Принято было гадать, веселиться и гулять до самого утра.

* Виспина – устаревшее название рябины или ее родственника. Славяне считали, что рябина обладает сильными магическими свойствами.

* Червоный (устаревш.)- красный.

* Узвар - так называли компот из ягод в древней Руси.

*  Аспид- в древнеславянской мифологии крылатый Змей. Куда прилетит Аспид, там все места опустошит.

* Согласно легендам об Аспиде, дракон боится громких звуков и огня. Именно так с помощью медных труб и железных клещей его смог изгнать мудрец.

*Знамо (устаревш.)- понятно, очевидно.

*Кандюшка - чаша небольшого размера из дерева или глины иногда с ручкой, использовалась для питья, аналог современной кружки. Слово «кружка» появилось на Руси приблизительно в XV веке.

* На Руси в качестве метательной машины использовали рычажно-пращевые камнеметы (в летописях их упрощенно называют пращи).

*Било —металлический брус или пластина, по которой ударяют молотком или колотушкой. Предшественник колокола, который несмотря на появление на Руси в IX веке долго не получал широкого распространения.

* Корчага – глиняный горшок больших размеров, имевший самое разное использование: и для нагревания воды, и варки пива, кваса, браги и др.

Показать полностью 4
4

Сказки о Даниле-храбреце белокуром удальце.Часть 5. Овинник и мельница

Давным-давно, когда азбука Кирилла еще не полностью заменила глаголицу*, а людей, владеющих грамотой, только у княжьего двора сыскать можно было, тогда-то меж широкой рекой и темным лесом процветал городок Радосток. Хоть и был он небольшой, но славный. И народ в нем жил добрый и трудолюбивый, все жители друг другу помогали. Так по весне новую постройку на реке поставили, что мельницей* называется, дабы помол зерна легче стал. И овин* с гумном* ладный рядом обустроили: больше и к мукомолу ближе. Все радостчане вместе работали, чтоб в городе всегда хлеб был свежий да вкусный.

Жил в этом городке Данила-храбрец белокурый удалец. Вместе с бабушкой Яриной он тайны знахарства постигал, да еще любил изучать свойства разных предметов вокруг. Ценили его люди за ум редкий и сообразительность. Давеча* стала жить с ними сиротка Анка-хулиганка. Девочкой она оказалась очень доброй и веселой. Бабушка приняла ее как родную, а Даниле нравилось ее бесстрашие. Так и жили они втроем, друг друга ценили и не обижали.

Анка каждый день поутру к пекарю Есене бегала за хлебом свежим. Но вот уж несколько дней перестал хлебопёк лавку открывать свою. «Может, захворал»- решила бабушка,- «А я сама вам лепешку сейчас испеку!» Пошла в амбар за мукой, да пришла ни с чем. Пропал мешок. К соседям побежали, а у них тоже пусто. Собрался тогда народ у дома пекаря, стал думать, куда мука исчезла. А Есеня только руками разводит. Привозит каждый день с мельницы мешок, а утром хвать- нет ничего. Уж пытались воришку изловить, да исчезает он без следа.

«Лучину* зажжешь, и только тени по углам побежали, а муки нет»-сокрушался хлебник.

Решили тогда дружинника ночью оставить в амбаре для охраны, но и тот не смог схоронить муки. Стыдно мужику, что не поймал вора, но ведь и глаз не смыкал, и слушал, и глядел, а мешка как не было.

Задумался Данила-храбрец белокурый удалец, у кого бы спросить про существо такое неуловимое. Тут Анка-хулиганка про друзей своих вспомнила- ауков, что в лесу живут и помогать обещали.

-А-у, а-у, ауки!- стал звать храбрец на опушке леса.

Вышел к нему аука и спрашивает: - Чего зовешь? Али беда случилась, али соскучился, храбрец?

-За советом и мудростью вашей пришли! - отвечала Анка, и рассказала, что в городе происходит.

Призадумался лесной человечек и говорит: «Знаем мы духа, зерно да хлеб оберегающего от всякой напасти, Овинником* зовут. В тень он прячется при свете. Да только помощник он людской, а не разбойник вовсе. Может, огорчили вы его?»

- А как бы нам с ним поговорить, узнать, в чем обида его? - хором закричали дети.

-Ну я не помогу с этим- развел руками аука, - Он домовой дух, а не лесной, с нами разговаривать не станет. А вы изловите его?

-Эх!- вздохнул Данила-храбрец.- Разве можно тень поймать?! Но и на том спасибо!

Раскланялись Анка и Данила, и домой пошли думать, как Овинника схватить.

На следующий день пошел белокурый удалец к кузнецам и попросил изготовить пластины железные гладкие да блестящие, такие, чтоб солнце в них отражалось. Ими они с Анкой угол при амбаре выложили. И стены, и потолок, и пол – все блестящим полотном укрыли. Осталось муки раздобыть. Но ни у мельника, ни и у пекаря не осталось ни горсти. Собрал тогда Данила совет городской, план свой соседям поведал и попросил, хоть по пригоршне муки сыскать. Поверили радостчане удальцу и каждый по щепотке принес. Насобирали вместе мешок и в клети* железной укрыли.

Вечером взяли Анка-хулиганка и Данила-храбрец меч огненный и спрятались в углах клети-ловушки, притаились и стали ждать. Ночь выдалась темной, безлунной, хоть глаз коли. Сидят герои наши, слушают темноту. Вдруг шорох раздался возле мешка с мукой. Вскочил тогда Данила-храбрец, огнивом* щелкнул и вспыхнул меч ярким пламенем, весь угол озарил. Смотрят, а у мешка кот огромный черный притаился. Глаза-угольки недобро сверкают, полумрак по сторонам ищут. Но нет тени в отражающих стенах, все светом озарено, негде спрятаться хлебному духу.  

-Ага! Попался! - вскричала Анка-хулиганка, - Вот мы тебя сейчас… – и бросилась на кота.

А тот как шерсть вздыбил, когти выпустил и огромный стал, больше Анки. Спрялась девчонка за спину Данилы-храбреца, а удалец вперед вышел и в пояс поклонился.

-Здравствуй, царь овинный!

Прищурился кот, понравилось ему обращение, шипеть перестал, слушает мальчика с удивлением.

-Прости нас, дух великий, – продолжил Данила, - Что потревожили покой твой. Хотим понять мы, чем не угодили тебе, почему ты стал забирать муку у нас, хлеба не даешь испечь, сиротским престолом* столы наши оставил?

Зарычал Овинник, шерсть опять распушил, и давай ругаться:

-Эх, вы, людишки бестолковые! Кто дом хлеба разрушил? Кто меня без крова оставил? Кто все зерно забрал? Кто гумно без крыши бросил?

-Ой! – воскликнула Анка, – Так мы ж мельницу построили, большую да светлую, а тебя пригласить забыли.

-Прости нас, глупых, позволь исправить ошибку свою!- продолжил Данила,- Пойдем за мной, царь овинный, все покажу тебе!

-Да как ты можешь верить этому воришке? Обманет и убежит! А нам опять без хлеба оставаться, да ловить его!- возмутилась хулиганка.

-Нет!- ответил Данила. –Верю я, что добра он людям желает, а преступничать начал из-за досады своей.

-Ну что ж,- усмехнулся Овинник,- Пойду за тобой, но если обман замечу, то не видать вам больше ни зерна, ни хлеба, и меня уже в ловушку не заманите. Огонь потуши свой, сам пойду за тобой.

Погасил Данила меч и пошел в сторону нового овина. Идет, а сам оглядывается, но не идет за ним никто, и не видит он среди темной ночи духа хитрого. Пришел храбрец к постройке, ворота отворил, только тень мимо проскользнула, а через время услышал он мурчание довольное среди гумна.

-Доволен ли ты, Овинник, новым домом своим? -крикнул Данила в темноту, но только «Мяу» услыхал в ответ.

Делать нечего: не станет впредь ни тень, ни дух, ни кот с людьми беседы вести. Только и остается верить, что не обидится и не огорчится впредь царь овинный.

Поутру пошли радостчане на место старого гумна и всю свою муку там нашли, в целости схороненную. Вернули пекарю и потекла жизнь в Радостоке, как прежде. Утром свежий хлеб каждый пробовал. А Даниле-храбрецу и Анке-хулиганке за помощь их большой каравай горожане подарили.

* Согласно последним исследованиям лингвистов глаголица — одна из первых славянских письменностей- возникла в V-VI веках у западных славян. Именно на ее основе с помощью греческого алфавита Кирилл и Мефодий в 863 г создали свою азбуку, а уже позднее ученики Кирилла, упростив написание букв, назвали ее кириллицей.

* На Руси водяные мельницы появились в X-XII веке, а ветряные в конце XV. До этого люди зерно мололи с помощью специального камня (жернова) вручную.

* Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой.

* Гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна.

*Давеча (устаревш.) – некоторое время тому назад, недавно.

* На Руси для освещения изб использовали лучину - тонкую длинную щепку сухого дерева, закрепленную в светец (металлическую подставку).

* Овинник (царь овинный) — у славян домашний дух, живущий в овине (на гумне), оберегающий его и хлеб от всякой напасти, беды или нечисти. По поверьям, имеет вид громадного чёрного кота.

*Клеть (устаревш.) – помещение или комната в строении, а также отдельная постройка хозяйственного назначения. Слово «комната» впервые появилась в русских летописях с XV века.

* Огонь со времён Древней Руси и до самого конца XIX столетия, когда были изобретены спички, чаще всего добывали с помощью огнива, на основе высечения искр.

* Издавна на Руси говорили - хлеб царь стола. Стол без хлеба называли сиротским престолом.

Показать полностью 4
4

Сказки о Даниле-храбреце белокуром удальце.Часть 6. Буий план

Сказки о Даниле-храбреце белокуром удальце.

Часть 6. Буий план.

Давным-давно на славянской земле на крутом берегу широкой реки сиял в золотом блеске стольный Красноград*. По воле Любечского собора* стал этой вотчиной* править молодой князь Златослав. А в сорока верстах от града расположился славный городок Радосток, где на границе с лесом в маленькой избушке жили Данила-храбрец белокурый удалец, его бабушка-травница Ярина и сиротка Анка-хулиганка. Жили они дружно, друг другу помогали. В свободное время бабушка лекарства от разной хвори из корешков и трав составляла, мальчуган в своем угле науки разные изучал, а девчушка по улицам и дворам с ребятами озорничала.

Отец Данилы - смелый богатырь Добромак служил при князе: во главе его дружины и как верный его помощник. По долгу службы не часто он к родным наведывался, но всегда старался помогать в трудный час да за советом обращался.

Не любили мать и сын беспокоить по-пустому заступника своего. Но изба их совсем обветшала, да и крыша протекать начала, а сильных рук не хватало в доме. И вот приехал гость долгожданный, только угрюмый да мрачный и в думах своих тяжелых.

-Что беспокоит тебя, богатырь? – спрашивала Ярина. – О чем кручинится светлая голова твоя?

-Хотел спросить тебя, мудрая матушка, -завел наконец разговор Добромак. – Слыхала ли ты о таинственных существах, что сиренами* кличут?

Призадумалась бабушка и отвечает:

-Да, припоминаю рассказы старейшин о птицах-девах, которые были настолько сладкоголосы, что целые корабли бравых моряков на верную погибель отправляли. Вот только заморские эти злые красавицы, в наших краях не слыхали о них даже. А в чем забота твоя?

И поведал богатырь о беде новой невиданной, что всю Русь погубить может.

Уж давно княжье верное войско отгоняет от земли славянской вражью силу. Ни одна орда, ни один иноземный враг к Краснограду подступит не может. Верны службе славные дружинники. Но не давеча пристал к берегу ромейский* корабль без войска, только гребцы с командой. А на корме большая клеть* с птицей-демоном стоит. И поет она так сладко, что разум туманит.

Отправил Добромак дозор на проверку. Да не вернулись русские воины, при судне остались, служить иноземцу присягнули. Отправил еще один дозор, и тот при быстроходном дромоне* остался. Собрали уже большой отряд, но и этот не вернулся.

-Что ж за ядовитая сила заставляет верных ратников клятве изменить и родную землю предать? И как победить злобную эллинскую* тварь? – кручинился богатырь. -Так и всё войско подчиниться её песне колдовской, и вся земля наша под правление чужеземного императора без боя перейдет.

-Да уж, непростая задача! – согласилась бабушка. - Видно в плен Сирену взяли, она ж от острова своего далеко не улетает, так и обходят ее умные воины. Но как же тебе теперь против своих братьев бой вести? Как себя и остальных воинов от музыки пленительной схоронить?

-Найти бы того, кто сталкивался с такой нечистью и рассказать секрет мог. Да где ж найти таких? Не в Элладу же путь держать?! – призадумался Данила-храбрец.

-Ну… Зачем так далеко?! И в наших лесах подобного рассказчика найти можно. Да только совета спросить все равно не у кого: все сгинули, кто случайно или по воле чьей его песни услышал. – воскликнула Анка-хулиганка.

-Это ты про кого?- удивился Добромак.

-Да про кота, про Баюна* нашего! – сказала девчушка. –Он тоже своими песнями да мурлыканьем разум путников туманит, а потом съедает безжалостно гостей случайных.

-И никак победить его нельзя? – поинтересовался белокурый удалец.

-Сказывают, что подчинить ненадолго хитрого кота можно, –ответила бабушка. -Однажды Илья–стрелец* с помощью железного прута на службу его государеву привел, но боле никто живым с его земель не возвращался.

-Придумал! – обрадовался Данила-храбрец. – Мы кота изловим, на службу себе возьмем. А он эту деву-птицу усмирит точно!

-Ну, молодец! – язвительно хмыкнула Анка, - Здорово сообразил. Вот только досада! Где кота сыскать? - мы не знаем. Как изловить его? - не ведаем. Как с его голосом и железными когтями справиться? – образа не имеем. Но ты «придумал», ты «молодец»!

-Ну и что? Какой-никакой, а все-таки план и все-таки надежда! А ты что предлагаешь? Руки опустить и сразу захватчику в ноги идти кланяться? – возмутился мальчик.

-А ну прекратите ругаться! – рассердился богатырь. – Если никаких идей больше нет, то давайте подумаем, как эту выполнить да живыми вернуться! Мне заутра* к князю возвращаться. Совсем растерялся наш молодой благодетель. Надо бы хоть какую веру в него вложить.

Всю ночь Данила с семьей буий* план обдумывали. Решили, что путь к коту у лесных жителей разведают. А как найдут логово зверя мохнатого, то в клетку специальную его заманят. Себе же в уши початки рогоза заткнут, и покуда Баюн не подчиниться, вынимать их не станут.

По утру ребята отца в столицу проводили, а сами котомки* уложили и в лес за советом поспешили.

- А-у, а-у, ауки! – позвал Данила-храбрец белокурый удалец друзей своих лесных.

Тут из кочки голова показалась, затем шар травяной развернулся и человечком предстал:

- Слушаю вас, други мои!

-Подскажи нам, дорогой аука, как нам кота Баюна сыскать? – спросила Анка-хулиганка.

-Ха-ха! – рассмеялся лесной житель. - И зачем смерти ищите? Мы, ауки, ведать не ведаем и ведать не желаем, где этот изверг прячется! Ему же без разницы, кого в лапы себе заманивать: птиц, зверей, людей или собратьев своих волшебных. Любая живая душа встречи с ним избежать стремиться, а вы сами в лапы его собрались?

-Ну нам зело-зело* надо найти его!- взмолилась девчонка. –Кто подсказать нам дорогу может?

-Ну если «зело», то…- задумался аука, - Спросить у Полевика* попытайтесь! Только он один из наших с котом Баюном связь поддерживает, потому как в любой момент в траву луговую обратиться может, а она хищнику усатому без надобности.

-Ну а Полевика как повстречать нам?- поинтересовался Данила.

-А вы на пашне спать прилягте, ох и не любит он бездельников! А как явится, любую просьбу его выполните, ничем не брезгуйте! Вот тогда вознаградит вас хозяин полей.

-Спасибо, дорогой аука!- поблагодарили дети. – Мы как дело наше кончим, так в гости к вам и в цветник дивный наведаемся с подарками!

Побежали Данила с Анкой на пашню теперь, Полевика искать. Как аука наказывал, завалились они прям посреди колосьев ячменя, котомки свои рядом поставили да задремали. Проснулись дети от того, что над ними дедушка седовласый стоит. Весь в белых одеждах, борода из колосьев собрана, а из носа сопли текут.

Пригляделся Данила-храбрец и говорит: «Позволь, дедушка, сопли нам твои утереть?»

Улыбнулся старичок, а удалец анкиной косынкой нос ему вытер. Поклонился дед и своей дорогой пошел. Схватила девочка свой платочек и чуть на удальца с кулаками не кинулась, а глядь – из косынки монеты серебряные покатились.

-Ух ты, сколько! – воскликнула Анка-хулиганка. –Нам и на крышу новую и на сарай хватит!

-Постой!- остановил ее мальчик.- Не этого дара мы от Полевика ждали! Выбрось их через левое плечо в поле.

-Да ты что?! Как можно сколько серебра! - возмутилась девчонка.

-Бросай, я сказал! Верь мне! – приказал Данила.

Вздохнула Анка, да все монеты через плечо перекинула. Остановился старичок, обратно к ним подошел и смотрит удивленно.

-Прости нас, хозяин полей, вот только не такой дар нам от тебя надобен! – вымолвил белокурый удалец. – Покажи нам лучше дорогу к коту Баюну.

Усмехнулся старичок, но ничего не сказал, лишь посохом своим по воздуху провел и о землю ударил. Тут вихрь из-под палки вырвался, круг старичка завертелся и в сторону леса направился. Указал на тот вихрь Полевик и прочь пошел. Схватили свои котомки Данила и Анка и помчались вслед за ветром в чащу, крикнув на ходу: «Спасибо тебе, дедушко-полёвушко, спасибо!»

* Красноград – вымышленный город.

*Любечский съезд (1097г.) - один из важнейших княжеских съездов, оформивший раздел территории Древнерусского государства между князьями Рюриковичами.

* Вотчиной на Руси в IX–XI веках называли полученное по наследству земельное владение.

*Сирены - демонические существа из древнегреческой мифологии, полу-девы, полу-птицы. Их красота и чарующий голос сводили людей с ума и затуманивали рассудок. Погибнуть сирены могут только в том случаи, если жертва устояла перед их чарами.

* В давние времена византийцы называли себя ромеями, а свою империю Ромейской.

*Клеть (устаревш.)- клетка.

*Дромон — основное судно византийского военно-морского флота с V по XII век.

*В древности греки назвали себя эллинами, а свою страну Элладой.

* Кот Баюн – персонаж славянской мифологии, способный усыпить или затуманить разум своими песнями и рассказами. Встреча с этим зверем грозит неминуемой смертью.

* Отсылка к русской сказке «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» в обработке А.Н. Афанасьева, где упоминается встреча с котом Баюном.

*Заутра (устаревш.) —завтра.

* Буий (устаревш.) —немыслимый, дерзкий, безумный.

*Котомка – заплечная сумка у древних славян из грубой ткани или сукна.

*Зело (устаревш.) —очень.

*Полевик (дедушко-полёвушко) –в славянской мифологии дух-хозяин поля. Согласно сказкам, иногда люди встречали в поле сопливого старичка. И если кто не брезговал утереть ему нос, вознаграждался серебром. Так выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.

Показать полностью 5
3

Сказки о Даниле-храбреце белокуром удальце.Часть 7. Сирена и Баюн

Давным-давно в крае Красноградском на берегу полноводной реки жили вместе в старенькой избе бабушка Ярина, белокурый Данила-храбрец и смешливая Анка-хулиганка. В ту пору знахарство к колдовству еще не приравнивали*, и все соседи уважали семью и за умение старушки лечить хвори разные, и за бесстрашие озорной девчушки, и за находчивость да прозорливость мальчугана.  Глава семьи, бесстрашный богатырь Добромак, при князе воеводой служил и во всем направлял молодого правителя.

Но вот несчастье пришло на землю словен*. Изловили царьградцы* сладкоголосую Сирену в заморском море, что песнями своими разум туманит храбрым воинам, да к берегам Краснограда в оковах подвезли. И вот уж полдружины княжеской под властью чар девы-птицы чужеземному императору на верность присягнули. Дабы беду отвести и защитить войска русские от пленяющей музыки птицы- демона, решили герои наши изловить кота Баюна, что прохожих случайных песнями своими на смерть отправлял. И силами померить Сирену эллийскую и Баюна славянского.

Вихрь, Полевиком подаренный, привел Данилу-храбреца и Анку-хулиганку в темный лес, где ни птиц, ни зверей не слышно, где старинные деревья под черной пылью гнутся, а земля мхом да колючками поросла. В самой чаще там столб высокий железный стоит, а на нем кот большой сидит, глазами жолчными* сверкает. Шерсть у него гладкая да бусая*, словно непроглядный болотный туман, а когти металлическим блеском играют.

-Вот и гости долгожданные!- довольно промурлыкал Баюн, завидев путников. – Ох, соскучился я по свежатине. Не бойтесь меня, любезные странники, подходите, послушайте сказки мои!

Как увидали дети кота, так сразу по уговору в уши початки рогоза засунули, клеть-ловушку, с собой принесенную, раскрыли и в ней притаились. Ходит кот кругом, мурлыкает да песни поет. Но не слышат Данила с Анкой речей кошачьих, только притворяются, что дремота на них напала. Поверил мохнатый хищник, что заснули гости, и подлез к ним. А удалец с девчонкой на ноги вскочили и прыг наружу. Задвижку тут же прикрыли и оставили зверя плененного.

От удивления на звере вся бусая шерсть вздыбилась, глаза яростью засверкали. Собрался кот клеть разодрать своими когтями острыми железными, да остановился, принюхался. Догадались хитрецы, что кот Баюн, хоть и людоед, а запахов резких, как и любой домашний, не любит, да лапы свои запачкать боится. Дома смазали они прутья толстым слоем жира, с чесноком и луком намешанным. Шипит кот, злится, но к стенкам плена своего не дотрагивается.

Смотрит Данила, присмирел кот, шерсть свою разгладил и давай опять ласково мурлыкать. Но не поверили дети лукавому зверю. Отошли подальше, сели под железным столбом и стали ждать, когда силы людоеда покинут. А кот все по ловушке ходит, песни поет, послушать приглашает. Так день прошел, второй… только под вечер третьего дня устал мохнатый зверь, свернулся клубком и глаза закрыл. Подошла Анка к клети осторожно и гостинец коту через прутья просунула: молочко, рыбку да сласти всякие. Поел, попил голодный кот и смиренно голову склонил.

Вытащил тогда Данила рогожку из ушей и обратился к коту вежливо:

-Милостивый Баюн, не откажи нам великую службу сослужить! Беду злостужную* от края нашего отвести!

Улыбнулся довольно зверь и проговорил ласково:

-Так и быть, белокурый удалец. Перехитрили вы меня, готов я ответ держать и службу сослужу вам! Рассказывай, что за напасть такая в мои лапы вас привела?

Поведали коту дети, что на берегу славного Краснограда происходит и в путь отправились. А Баюн идет следом да облизывается: «Слыхал я об этих голосистых девах, давно полакомиться птичкой хотел!»

С рассветом подошли к стольному граду, Добромак навстречу им вышел. Стал обнимать и целовать детей, ведь не верил и сам, что в живых их еще увидит. А люд простой, завидев Баюна, разбежался да попрятался. Но кот слово держит, жителям вреда не чинит. Вышли они на берег, устроился кот поудобнее и песню завел, сладкую, тягучую. Услыхала Сирена мурчание усатого хищника, встрепенулась и громче тоже напевать стала.

Силы равны у противников оказались: то слетает иноземный дурман с ратников русских, то еще больше головы туманит. Да только нет у девы сладкоголосой помощи в плену ее, а Баюну нашему и сливочки поднесут, и подушечки под бок положат, и ветерком обмашут. Так и день прошел, солнышко закатилось и мощь Сирены слабеть стала. Все больше дружинников, пробудившись словно ото сна, к княжеским хоромам прибежало. А скоро и сама дева-птица крылья покорно сложила, голову спрятала и уснула вечным сном.

Вернулись все воины на княжий двор, не могут вспомнить даже, что произошло с ними, как родную землю предать могли. Простил их Добромак, ведь не ведали отважные ратники, что творили. А кот Баюн оковы птичьи разодрал и с добычей своей в лес убежал, новых путников приманивать, да страх на жителей лесных нагонять.

Выбежал тогда на берег князь Златослав, стал душевно благодарить и нахваливать юных героев за смелость и находчивость:

-Чем угодить вам могу, защитники молодые! Просите, что хотите! Все исполню!

Хотел было Данила –храбрец отказаться от даров правителя Краснограда, но Анка-хулиганка и не подумала даже робеть:

-Избу бы нам новую поставить, наша обветшала совсем. Да такую, чтоб ты сам, Княже, в Радостоке на постой у нас остаться мог!

Рассмеялись Златослав и Добромак от прямоты такой, да только слово княжье дороже золота. К осени уже у Ярины новая просторная да светлая изба была, где каждому место свое нашлось, и даже Даниле отдельный большой угол* рядом с окном отвели для учений и наук его.

*В XII веке знахарство вместе с колдовством причислили к вредной черной магии, в рамках борьбы христианских священников с язычеством.

*По мнению ряда исследователей, первое упоминание «словен» имеется у Птолемея (100—178 годы до н. э.) в форме «soubenoi». Первое же общепризнанное упоминание славян в форме «склавины» относится к VI веку н. э.

*Царьград - славянское название Константинополя -столицы Византийской империи.

*Жолчный (устаревш.)- желтый.

*Бусым в Древней Руси называли оттенок серого цвета.

*Злостужный (устаревш.)- причиняющий большое беспокойство.

* В русской избе была всего одна комната, которую хозяева делили на несколько частей (углов), иногда отгораживая занавесками. Обязательной частью избы был печной угол, также отделялись зоны отдыха для мужчин и женщин.

Показать полностью 3
4

Сказки о Даниле-храбреце белокуром удальце.Часть 8. Яблоки правды

Давным-давно на Руси, в ту пору, когда мужи* уже сами важные вопросы решали, а князья уважали вечевую* волю народную, на берегу полноводной реки процветал славный городок Радосток. На краю селения в новой избе жили дружно бабушка Ярина, Данила-храбрец белокурый удалец и Анка-хулиганка. Матери своей Данила почти не помнил, а отец его - храбрый Добромак – в Краснограде при князе воеводой служил, и редко в гости наведывался. Соседи эту семью любили и почитали, поскольку ни раз уже они своей смекалкой и бесстрашием людям добрым помогали.

Данила, увлеченный знахарством и зельевареньем, часто любил в гости к лесным духам- аукам наведываться и по цветнику дивному гулять, в котором росли редкие растения необычных свойств. Вот однажды, пока озорная Анка-хулиганка ауков пирогами угощала, ходил он по ухоженным тропинкам и к красочным цветам присматривался. Как вдруг наткнулся на высокую изгородь, а за ней раскидистые кусты с белыми цветочками и жолчные колокольчики на крепких стеблях. Только захотел он их сорвать и понюхать, как руку его зеленый куст перехватил.

-Ты чего?! Куда руки тянешь? - рассерженно проговорил появившийся из куста аука, - Вот так всегда: только кваску соберешься хлебнуть, как какой-то дурень обязательно к ядовитым белене и дурману* потянется. Спасибо скажи, что спас тебя!

-С-с-спасибо, - вымолвил мальчик, - Так они ядовитые?

-Конечно! Даже изгородью огорожены! Но ведь лезут и лезут, глупцы…- вздохнул лесной человечек и протянул тряпицу, в которой цветочки эти замотаны, – На, возьми, если надобно, только сам не рви!

-А зачем в дивном цветнике тлетворные* растения держать? – удивился Данила.

-Так у хозяйки и спроси! – фыркнул аука и кустом опять обернулся.

Прибежал удалец к Анке и давай расспрашивать. А та сама толком ничего не знает. Единственно помнит, что ее за изгородь не пускали, а цветы через тряпочку собирали, потом из них отвар готовили, в котором яблочки мочили. А ими уже угощали путников случайных. Кого потом привечали, а кого вон выгоняли. Но девчонке пробовать запрещали и сами не ели.

-Эх, как интересно попробовать! Только опасно, вдруг что не так сделаю, да отраву получу – разволновался Данила.

-А ты зелейник* матушкин посмотри, там все записано, - вспомнила девочка.

От радости храбрец аж в ладоши захлопал:

-Где?! Где?! Почему ты раньше о старинных рецептах не рассказала?

-Так они мне без надобности, - оправдалась Анка, - Я и не подумала. В углу в землянке поищи, они в тряпицу льняную завернуты.

Схватил Данила берестяные листы*, к груди прижал и скорее домой засобирался. Так не терпелось ему все тайны древних травниц изучить.

Много дней не выходил мальчик из угла своего, только перекусит быстро, водицы попьет и опять за занавеску спрячется. Но тут отец- могучий богатырь Добромак- на побывку приехал. Сели вечеряти*, дети давай расспрашивать: как князь, как служба, что интересного в столице происходит, спокойно ли на родных просторах? А Добромак рассказывает да рассказывает, кусок ко рту поднести не успевает.

-Вот вам такая задача, неугомонные мои! Пока решать будете, я хоть каши испробую – рассмеялся богатырь и поведал:

-Знаем мы, что хан Тулмат* задумал Красноград захватить и народ пленить, войско собрал, лазутчиков посылает. Но никак мы угадать не можем, с востока напасти ждать или с запада обойдут? Изловили ратники кешиктена*, да тот молчит, как рыба. Уж и уговаривали его, и грозили – все молчит. Вот как князю правду узнать? В какую сторону дружину отправить? Вот вам и загадка!

Не успел Добромак ложку в рот отправить, как Данила-храбрец выскочил из-за стола и в угол свой убежал. Вернулся с яблочком моченым:

-Держи, отец, разгадку на твою задачу! Угости печенега этим яблочком правды и всё он тебе раскроет, как на духу.

Удивился богатырь, понюхал, потер сладкий плод и спрашивает:

-Яблоко – обычное с виду, но ежели отравить врага вздумал, то не по совести это. Даже недругам такая подлая смерть не полагается!

-Да что ты, отец! –обиделся мальчик, - Белена да дурман в этом яблоке вреда не принесут, но все свои тайны твой пленник поведает! Нашел я рецепт в записках мудрых травниц. Они такими яблочками незваных гостей угощали, чтоб те, как на духу, зачем пожаловали говорили.

Спрятал Добромак яблочко за пазуху и с ним обратно к князю в Красноград по утру ускакал.

Две семедицы* прошло, прежде чем опять приехал Добромак к матери и сыну. Стали обедать, пока бабушка пирог раскрадывала, отец рассказал, что приключилось. Как Данила советовал, угостил он пленника яблочком правды, и он тотчас словно хмельной сделался и всю правду воеводе поведал. Отправил тогда князь войска свои, куда указано было, и в чистом поле перебил врагов, врасплох пойманных. В благодарность Златослав Даниле-храбрецу полный ларь подарков разных передал, да просил прислать мешок таких яблок, чтоб дознания теперь средь всего двора княжеского провести.

Вдруг почувствовал белокурый удалец, как голова его потяжелела, а на глаза словно пелена упала. Смотрит вокруг, а за столом у всей семьи взгляд затуманился.

-Что за начинка такая в пироге, бабушка?- спросил мальчик.

-Так неожиданно Добромак приехал, –отвечала Ярина. - Хватилась я, а для пирога ничего не заготовлено, заглянула к тебе в угол, а там полно яблок сочных. Вот из них начинку и нарезала.

-Ах!- испугался Данила-храбрец, - Так то ж яблоки правды были, для князя заготовленные. Теперь не хозяева мы языку своему станем!

-Не вкусно что ли?- возмутилась бабушка.- Столько хлопот с этими пирогами, а они еще и ахают!

А Анка-хулиганка ей отвечает обиженно:

-Вкусно ты, бабуля, готовишь, но разве обязательно прям с зарей тесто месить? Петухи еще не пропели, а ты уж всех будишь. Полюбила я вас, как родных, но отдыху никакого! Мне в лесу одной плохо было, но сон мой никто не рушил. А с вами каждое утро: вставай-работай. Надоело! - взорвалась девчонка. А после так сказанного сама испугалась, что рот себе ладонью прикрыла и виновато глаза отвела.

-Ох, нашлись работники тоже! – осерчала знахарка Ярина, -Один день и ночь сидит в своем углу, другая чуть что сразу со двора убегает веселиться с друзьями, а я одна на весь этот огромный дом. Спасибо князю за хоромы такие, но пусто в них без хозяйки молодой. Хоть бы женился ты вновь, сынок! –сказала и на Добромака смущенно взглянула.

Тут и отец не выдержал:

-Давно рассказать вам хотел, но боялся, что не поймете и не простите. Не могу молодую жену взять, ведь по красавице Алене сердце тоскует и попрощаться не может. Тайну эту от вас хранил, чтобы не мучились вы, как я, незнанием томительным. Но сложно мне жить с невысказанным горем. Видно, пора пришла.

-Данила, ты должен знать, что матушка твоя прекрасная Алена, не умерла вовсе, а похитили ее силы темные. С тех пор нет мне покоя, по всему миру езжу, спрашиваю да выведываю, но никто на всей земле и следов жены моей не видал. Отчаялся я совсем. Видно, сгинула она безвестно на чужбине, и смириться надо мне, но душа все не верит мыслям тяжким, - вздохнул Добромак.

Выскочил тут Данила из-за стола. Губы закусил до крови, чтоб слова не вырвались и прочь побежал.

Долго гулял белокурый мальчуган по берегу реки, все думал, грустил и размышлял. Яблоки правды, из которых Ярина по ошибке пирог испекла, дело свое сделали, и открыл Добромак против воли тайну страшную свою. Обидно было Даниле, что не доверил ему ее отец раньше, но понять смог родительский поступок.

Уже за полночь вернулся храбрец домой. А Добромак по-прежнему за столом сидит, голову повесил. Подошел к нему белокурый удалец и обнял крепко. Тут слезы из глаз отца брызнули, простились они с сыном и помирились.

А князю Данила-храбрец лишь три яблочка передал, но случай, ежели вражескую тайну выведать пригодится. Потому как секреты близких людей против их воли узнавать не надобно.

* В старославянском языке словом «муж» называли любого взрослого мужчину.

*Вече народное собрание в городах средневековой Руси, на котором решали важные вопросы политической, экономической и культурной жизни. Впервые упоминается в летописях в 997г.

* Белена и дурман – ядовитые растения, цветы и семена которых содержат особый алкалоид – скополамин, применяемый и в настоящее время при наркоанализе для изготовления «сыворотки правды».

*Тлетворный (устаревш.) -смертоносный, вредоносный.

*Зелейник (устаревш.) - лечебник или сборник фармацевтического содержания в Древней Руси.

*Самым популярным писчим материалом на Руси была береста — кора березы. Ее специально обрабатывали, чтобы можно было оставлять заметки.

*Вечеряти (устаревш.) – ужинать.

*Тулмат – вымышленный хан печенегов, основных врагов Руси в IX–XII веках.

*Кешиктенами назывались воины личной гвардии хана.

*В Древней Руси семь календарных дней, идущих друг за другом, назывались вовсе не неделей, а седмицей.

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!