Серия «СССР»

1419
Серия СССР

Жизнь Советского Нижнего Новгорода в 60-е годы. 20 раскрашенных фотографий

Девушки с собаками на пляже, конец 1950-х, начало 1960-х.

Сегодня отправимся в виртуальную прогулку по Нижнему Новгороду — городу, который до 1990 года был известен под названием Горький. В подборке, как и всегда 20 интересных фотографий, которые передают атмосферу, жизнь и быт того десятилетия. Все фотографии были раскрашены. Приятного просмотра!

Студенты у Горьковского политехнического института, 1965 год.

В Советском Союзе в середине XX века началась настоящая мотоциклетная лихорадка. В деревнях едва ли не каждый второй мужчина имел собственный мотоцикл, он был незаменим в быту и на подсобном хозяйстве. В городах дело обстояло сложнее: мечтали в основном об автомобиле, да и хранить мотоцикл в коммуналке или в общем дворе было не так просто.

Самыми массовыми и доступными были отечественные модели: «Минск», «Восход», ИЖ и «Юпитер». Попадались и более редкие — венгерские «Паннонии», а также тяжёлые колёсные машины «Урал» и «Днепр», занимавшие свою нишу среди любителей мощной техники.

Несмотря на качество советских мотоциклов, настоящая революция произошла в начале 1950-х, когда в СССР начали поставлять чехословацкие мотоциклы Jawa. Они буквально перевернули представление о том, каким должен быть «хороший мотоцикл».

Jawa 350/360 мгновенно стал культовым: его элегантный дизайн, необычные для того времени формы и высокие технические характеристики превратили его в мечту каждого советского мотолюбителя.

Почаинская улица, 1965 год.

Автор: Виталий Гуменюк

Автор: Виталий Гуменюк

Почаинская улица — это живая страница истории Нижнего Новгорода, где каждый дом и каждый булыжник хранят память о прошлом. Одна из самых древних улиц города, она будто переносит гуляющего по ней в эпоху XVII–XIX веков — с её тихими двориками, выразительными фасадами и атмосферой подлинной старины.

Возникнув в XVII веке, в период активного роста Нижнего, Почаинская с самого начала обрела духовное значение: здесь уже в 1649 году была построена каменная церковь Жён-Мироносиц (ранее на этом месте стоял деревянный храм). С этого момента улица стала не только жилым кварталом, но и центром религиозной жизни.

Позже, в XIX веке, её застроили элегантными двухэтажными кирпичными домами, типичными для купеческой архитектуры того времени. Благодаря расположению в самом сердце исторического центра, Почаинская всегда была оживлённой — здесь торговали, молились, гуляли, встречались.

И сегодня она остаётся одним из самых уютных и атмосферных мест в Нижнем Новгороде — любимым как для горожан, так и для туристов, желающих прикоснуться к подлинному духу старого города. Возможно в 1960-е она выглядела не так парадно, но стоит учитывать какое было время.

Строительство Молитовского моста, 1962-1963 год.

Автор: В. Изволевский

Автор: В. Изволевский

В 1965 году строительство моста завершилось, и 5 ноября по нему официально открыли движение. Празднования сопровождались митингами, торжественными речами, вручением наград и грамот.

Длина моста составила 951,2 метра, ширина — 21 метр. С самого начала в его конструкцию заложили два трамвайных пути, которые и сегодня остаются в эксплуатации.

Вид на Канавинский мост, 1968-1969 год.

Автор: Борис Шемякин

Автор: Борис Шемякин

Торговая улица. Разгрузка арбузов. Конец 1950-х, начало 1960-х.

Источник: Из архива Ирины Гончаровой

Источник: Из архива Ирины Гончаровой

Арбузы централизованно завозили баржами по Волге в Горький и в другие города Советского Союза.

Судно на воздушной подушке "Сормович", 1966-1967 год.

В 1965 году на заводе «Красное Сормово» в Горьком построили опытное пассажирское судно на воздушной подушке (СВП) «Сормович» — проект редкой для СССР смелости и технической новизны. Разработка велась с 1964 года совместно с инженерами ЦАГИ под руководством конструктора А. А. Животовского. Вдохновением послужил более ранний катер «Радуга», а идею гибкой юбки подсмотрели в западных журналах.

«Сормович» (проект 1872) предназначался для скоростных перевозок по Волге — в том числе по мелководью и даже на берег. При длине 29 м и вместимости 50 пассажиров он развивал 120 км/ч — вдвое быстрее «Метеора». Салон оснастили авиационными креслами, а корпус изготовили из лёгкого алюминиево-магниевого сплава. Судно успешно прошло испытания, включая зимние — оно даже могло передвигаться по льду, развивая большую скорость.

В 1971 году «Сормович» передали в опытную эксплуатацию Волжскому речному пароходству. Он курсировал по маршруту Горький — Чебоксары (274 км), преодолевая его за 3 часа 45 минут — вдвое быстрее конкурентов. Жителей заранее оповещали о его прибытии по радио и в газетах.

Однако уже через два года, в 1973–1974 годах, судно сняли с линии. Официальной причиной стали технические недоработки — прежде всего проблемы с раздаточным редуктором. Ходили слухи и о том, что однажды «Сормович» «взлетел» на волне, что усилило опасения. Несмотря на перевозку более 6 000 пассажиров и очевидные перспективы, судно признали нерентабельным — и в 1974 году его разрезали на металл.

Двор на ул. Маяковского, 1962 год.

Автор: Николай Мошков

Автор: Николай Мошков

ГАЗ-16 в Нижегородском кремле, 1962 год.

В 1960 году в конструкторско-экспериментальном отделе Горьковского автомобильного завода рабочая группа разработала экспериментальный автомобиль повышенной проходимости с аэродинамической разгрузкой.

На прогулке, 1965 год.

Автор: Л.Е. Элиан

Автор: Л.Е. Элиан

Сергиевский овраг, 1968 год.

Автор: Л.Е. Элиан

Автор: Л.Е. Элиан

Парк культуры и отдыха им. Ленинского комсомола, 1966 год.

Горьковский автомобильный завод. Миллионный легковой автомобиль на конвейере ГАЗ, 1967 год.

23 июня 1967 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошёл миллионный легковой автомобиль ГАЗ — им стала «Волга» ГАЗ-21 третьей серии.

Эта модель выпускалась с 1956 по 1970 год, и за всё время было произведено 638 798 экземпляров.

Летняя эстрада в Горьком, 1968 год.

Автор: Брюханенко Эдгар Дмитриевич

Автор: Брюханенко Эдгар Дмитриевич

Субботник на территории 28 поликлиники, 1960 год.

Переулок Грибоедова, 1960-е.

Канавино, набережная р. Ока, 1963 год.

Автор: Владимир Петров

Автор: Владимир Петров

Канавинская улица, 1960 год.

Улица Горького (Полевая), дом 44, 1960-е.

Источник: Архив Максима Бараховича

Источник: Архив Максима Бараховича

На Чкаловской лестнице, 1960-1965 год.

Автор: Юрий Поликарпович Шакурин

Автор: Юрий Поликарпович Шакурин

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 19
1117
Серия СССР

Жизнь Советской Москвы в 60-е годы. 20 раскрашенных фотографий. Часть 6

Московские бульвары, 1960-е.

Фотограф: Виктор Васильевич Ахломов.

Фотограф: Виктор Васильевич Ахломов.

Продолжаем наше виртуальное путешествие по городам Советского Союза — сегодня в фокусе Москва 1960-х годов.

Для вас я отобрал 20 новых и увлекательных снимков, сделанных в разных уголках столицы, и бережно раскрасил их, чтобы эпоха ожила в ярких, живых тонах. Все фотографии соответствуют современным границам Москвы — так вы сможете увидеть знакомые места в их историческом облике.

Вид на высотное здание на Котельнической набережной. Москва. 1961 год.

Фотограф: Игорь Кошельков

Фотограф: Игорь Кошельков

Торжественная встреча в Москве первого космонавта Земли Юрия Гагарина, успешно завершившего космический полет на корабле "Восток-1". Москвичи на балконах и крышах домов приветствуют героя-космонавта, 1961 год.

Фотограф: Александр Моклецов

Фотограф: Александр Моклецов

Возвращение Юрия Гагарина в столицу после исторического полёта в космос стало событием всенародного масштаба — и готовились к нему с особым размахом. Всё было расписано по минутам.

В 12:00 на территории аэродрома «Внуково» приземлился Ил-18. По официальной версии, он доставил космонавта из Саратовской области, где приземлилась его капсула, хотя некоторые источники утверждают, что перед отправкой в Москву Гагарин отдыхал в Самарской области. В аэропорту его встречали не только высшие руководители страны, но и около 3 000 человек — от журналистов до простых горожан.

Оттуда кортеж двинулся в сторону Кремля. Въехав в город через Ленинский проспект, он оказался в море ликующих людей. Москвичи вспоминали: «Все пошли — без вопросов!» Многие бросили учёбу и работу, лишь бы увидеть героя. Ожидалось до 100 тысяч зрителей, но на деле их собралось в несколько раз больше. Люди заполонили улицы, лезли на деревья и даже на крыши домов.

Далее маршрут прошёл по Большой Якиманке (тогда — улице Димитрова), Большой Полянке, улице Серафимовича и через Большой Каменный мост. В Кремль Гагарин въехал через ворота Боровицкой башни.

Уже в 14:30 он поднялся на трибуну у Мавзолея, где выступил с речью перед ликующей толпой. За ним слово взяли первые лица государства.

Официальная часть завершилась в Георгиевском зале Кремля, где Юрию Алексеевичу вручили Звезду Героя Советского Союза и Орден Ленина. Затем состоялся праздничный концерт, а народ продолжал праздновать первый в истории полёт человека в космос — вплоть до глубокой ночи.

Этот день стал не просто триумфом науки и отваги, но и настоящим праздником единения всей страны.

В одном из денежных хранилищ Государственного банка СССР. Москва, 1964 год.

Фотограф: Я. Берлинер.

Фотограф: Я. Берлинер.

На МКАДе. Москва, 1967 год.

Фотограф: Кононыхин А. С

Фотограф: Кононыхин А. С

Когда-то МКАД представлял собой двухполосную в каждом направлении трассу: две проезжие части по 7 метров, разделённые четырёхметровым газоном с кустарником. Несмотря на предложения проектировщиков расширить дорогу до четырёх полос в каждую сторону, Никита Хрущёв, тогдашний первый секретарь ЦК КПСС, отверг эту идею как расточительную — автомобилей в стране было мало. Сегодня ширина кольцевой достигает 35 метров.

До начала 1990-х освещения на МКАДе не было вообще — дорога оставалась тёмной даже ночью. Покрытие выполнялось из бетонных плит, популярных в те годы, а обочины специально делали гофрированными: вибрация от них должна была будить заснувших за рулём водителей.

А ещё в те времена можно было просто остановиться на обочине, выйти из машины и вдохнуть свежий воздух, любуясь вековыми соснами — настоящим лесом «корабельной» древесины, окружавшим трассу.

Члены кружка юных биологов Московского зоопарка общаются с питомицей зоопарка - косулей. Москва, 1960 год.

Фотограф: B. Минкевич

Фотограф: B. Минкевич

«Звездочист» (название автора). Верхолаз Митрофан Матюшкин на Троицокй башне Московского Кремля. Москва, 1964 год.

Фотограф: В.В. Ахломов

Фотограф: В.В. Ахломов

Над пятью главными кремлёвскими башнями — Спасской, Троицкой, Никольской, Боровицкой и Водовзводной — круглосуточно сияют рубиновые пятиконечные звёзды. Их установили в 1937 году к 20-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Каждая звезда весит около тонны, а размах её лучей достигает 3 метров 75 сантиметров. Внутри горят мощные лампы по 5 000 ватт, придающие им яркое, насыщенное сияние.

Особенность конструкции — звёзды смонтированы на подшипниках и плавно вращаются под напором ветра, словно живые. Управление всеми звёздами сосредоточено в Троицкой башне, где расположен пульт центрального автоматического контроля.

Раз в пять лет к ним поднимаются мастера-высотники, чтобы осмотреть каркасы, проверить механизмы и тщательно промыть рубиновое стекло, чтобы символы советской эпохи продолжали сиять над Москвой безупречно.

Начало строительства проспекта Калинина (будущий Новый Арбат). Москва, 1961 год.

Площадка для игры в настольный теннис в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького. Москва, 1963 год.

Фотограф: Валерий Шустов

Фотограф: Валерий Шустов

Проспект Калинина в вечернем освещении. Москва, 1969 год.

Фотограф: А. Жиляков.

Фотограф: А. Жиляков.

Появившись вскоре после исторического полёта Юрия Гагарина, Новый Арбат стал не просто улицей, а символом эпохи — олицетворением веры в светлое будущее, где технологический прогресс станет залогом счастья для всего человечества.

Идея прокладки центральной магистрали, соединяющей центр Москвы с её западными районами, где размещались новые жилые массивы и государственные резиденции, была заложена ещё в генеральном плане реконструкции столицы 1935 года. Однако война и послевоенное восстановление отодвинули реализацию проекта на десятилетия. Строительство началось лишь в начале 1960-х под руководством архитектора Михаила Посохина.

Новая улица прошла параллельно историческому Арбату, и именно поэтому в народе её сразу прозвали Новым Арбатом — название, которое стало официальным только в 1994 году, спустя три года после распада СССР. В советское время магистраль носила имя Михаила Калинина, а в архитектурных кругах при проектировании её называли Новоарбатским проспектом.

Этот широкий проспект с его строгими зданиями-«свечами» и стремительным ритмом стал архитектурным манифестом эпохи шестидесятых — времен надежд, космоса и веры в завтрашний день.

Каток у дома на Котловской улице (ныне Симферопольский бульвар). Москва, 1965 год.

Фотограф: Наум Грановский

Фотограф: Наум Грановский

Это десятилетие стало эпохой масштабного жилищного строительства в столице. По всему городу, как грибы после дождя, вырастали хрущёвки — типовые пятиэтажки, в которые из тесных бараков и коммуналок переселялись целые поколения москвичей. Вокруг новых домов сразу закладывали инфраструктуру: школы, детские сады, поликлиники, дома культуры, кинотеатры, а также благоустраивали скверы и парки, прокладывали новые улицы и транспортные магистрали.

В 1966 году стартовала разработка Единой схемы планировки Москвы и Московской области, которая кардинально изменила облик столицы. Город официально расширил свои границы — вплоть до Московской кольцевой автодороги — и получил огромные территории под жилые микрорайоны, промышленные зоны и зоны отдыха. Их должны были связывать как уже существующие, так и проектируемые линии метро и автодороги, формируя единый, растущий организм современной Москвы.

На улице Алексея Толстого (Спиридоновка), Москва, 1967 год.

Купание в Москва-реке. Москва, 1960 год.

Фотограф: Юрий Кривоносов

Фотограф: Юрий Кривоносов

После войны москвичи купались повсюду — в реках, прудах, каналах и даже в неожиданных местах. Эта традиция сохранялась вплоть до 1990-х годов.

Киоск "Союзпечать". Большой Путинковский переулок. Москва, 1961 год.

Фотограф: Всеволод Тарасевич

Фотограф: Всеволод Тарасевич

Вид с Ленинских гор на Москву, 1966 год.

Фотограф: Ю. Мосенжник.

Фотограф: Ю. Мосенжник.

С холма открывается вид, знакомый каждому москвичу: река плавно извивается среди городских просторов, мост перекинут через водную гладь, а вдали, сквозь лёгкую дымку, проступают силуэты величественных сталинских высоток.

В те годы, когда Воробьёвы горы ещё носили название Ленинских, сюда приходили не ради селфи или прогулок, а чтобы просто побыть наедине с городом. Ни суеты, ни спешки — только ветер в кронах деревьев и тишина, нарушаемая лишь шелестом листвы.

Свидание. Кутузовский проспект. Москва, 1960 год.

Фотограф: Леонид Лазарев

Фотограф: Леонид Лазарев

В кадре заметна афиша документального фильма «Н.С. Хрущёв в Бирме», вышедшего в феврале 1960 года. Как и большинство документальных лент той эпохи, он недолго шёл в прокате — и афиши с его изображением так же быстро исчезали с рекламных щитов, едва успев привлечь внимание зрителей.

В одном из дворов Новопесчаной улицы. Москва, 1961 год.

Фотограф: В. Мастюкова, В. Ун Да-Сина

Фотограф: В. Мастюкова, В. Ун Да-Сина

Москва, 1960-е годы.

Парк Сокольники во время проведения Чехословацкой выставки, 1960 год.

Автор: Гришин Анатолий Прокопьевич

Автор: Гришин Анатолий Прокопьевич

В 1960 году в парке «Сокольники» состоялась выставка «Чехословакия 1960», на которой были представлены промышленные и социальные достижения чехословацких рабочих за пятнадцать лет — с 1945 по 1960 год.

Как и многие подобные события, эта выставка оставила заметный след в жизни парка: именно тогда в «Сокольниках» впервые появилась цепочная карусель — аттракцион, который вскоре стал хитом и распространился по паркам всей Москвы.

Ещё одно важное событие произошло здесь девять лет спустя: в 1969 году в «Сокольниках» прошла первая в СССР международная выставка полиграфической техники «Инполиграфмаш». В том же году парк принял и другую международную экспозицию — выставку обуви «Обувь 1969», ставшую настоящим праздником для модниц и ценителей качественной обуви.

Открытие летнего сезона на водной станции «Динамо». Москва, 1962 год.

Фотограф: Валентин Хухлаев

Фотограф: Валентин Хухлаев

Бывший спортивный комплекс водных видов спорта общества «Динамо» на Ленинградском шоссе был открыт в 1935 году под названием Водная станция «Динамо». Его автором стал архитектор Геннадий Яковлевич Мовчан (1901–1998), чьё решение органично вписалось в природный ландшафт берега Химкинского водохранилища.

В годы расцвета станция была настоящим центром спортивной и общественной жизни Москвы. Здесь располагались бассейны для плавания, прыжков в воду и водного поло, двухъярусные трибуны на 3 000 зрителей, эллинги для гребных лодок, гавани для парусных и моторных судов, а также площадки для лёгкой атлетики, гимнастики и командных игр. С трибун открывался живописный вид на водохранилище, что делало это место не только спортивным, но и рекреационным.

За годы Великой Отечественной войны комплекс практически не пострадал. Единственный косметический ремонт был проведён лишь к Олимпиаде-80.

Однако после распада СССР водный стадион постепенно пришёл в запустение: инфраструктура устарела, финансирование сошло на нет, и некогда оживлённый центр спорта и отдыха утратил своё былое значение.

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
959
Серия СССР

Жизнь Советской Самары в 60-е годы. 20 раскрашенных фотографий

Городской пляж Куйбышева, 1960 год.

Автор: Юрий Поликарпович Шакурин

Автор: Юрий Поликарпович Шакурин

Самара — один из крупнейших промышленных центров России с 1936 по 1991 год носила имя Куйбышев в честь советского партийного деятеля.

Во время Великой Отечественной войны город играл особую роль: он был официально объявлен «резервной столицей» СССР, что подчеркивало его стратегическое и политическое значение в случае захвата Москвы.

Сегодня мы прогуляемся по городу с помощью раскрашенных фотографий из 1960-х годов и посмотрим, каким был город и жизнь в нем.

Площадь Куйбышева, 1964 год.

Куйбышев, 1966 год.

Автор: Юрий Поликарпович Шакурин

Автор: Юрий Поликарпович Шакурин

В советское время речные пассажирские перевозки играли важную роль в транспортной системе страны, они были массовыми, доступными и повсеместно востребованными, наравне с железными дорогами и автобусами.

Особой гордостью отечественного судостроения и настоящим символом технологического прогресса СССР стали суда на подводных крыльях (СПК). Их золотой век пришёлся на 1960–1980-е годы. Страна не просто лидировала в этой области, она доминировала в мировом масштабе: за советский период было построено около 1300 СПК, а ежегодно на них перевозилось свыше 20 миллионов пассажиров по регулярным маршрутам.

В то время как в западных странах предпочитали суда на воздушной подушке и катамараны, СССР делал ставку на СПК — надёжные, скоростные и идеально подходящие для российских рек. Эти «летающие над водой» корабли надолго остались в памяти поколений как икона советской эпохи и образец инженерного мастерства.

Сквер Пушкина. Конец 1950-х, начало 60-х.

Автор: Николай Фиников

Автор: Николай Фиников

Платформа Зубчаниновка

Автор: Сергеев Владимир Сергеевич.

Автор: Сергеев Владимир Сергеевич.

Гостиница "Волга" в Куйбышеве, 1964-1970 год.

Автор: Наум Грановский

Автор: Наум Грановский

В 1963 году в Куйбышеве открылась гостиница «Волга», названная в честь великой реки, на берегу которой она расположена. На тот момент это был самый роскошный отель города, и за годы своего существования он принимал у себя многих известных деятелей культуры, искусства и политики СССР.

Строительство гостиницы «Волга» в Куйбышеве началось в 1957 году одновременно с благоустройством городской набережной. Это была первая советская гостиница первой категории в стиле «сталинского ампира», рассчитанная на 400 номеров.

За полвека «Волга» прошла непростой путь — пережила несколько реконструкций, смену эпох и статусов. Сегодня это современный бизнес-отель с 225 номерами категорий «стандарт» и «бизнес-класс», из окон которого открывается живописный вид на Волгу и Жигулёвские горы.

Гостиница расположена в сердце исторического центра Самары, на набережной Волги, в шаговой доступности от ключевых культурных объектов: Самарского театра оперы и балета, Театра драмы имени М. Горького, Дома актёра, филармонии, цирка, площади Славы, музеев, выставочных центров и легендарного Жигулёвского пивоваренного завода.

Филармония, 1960 год.

Здание театра-цирка «Олимп» было построено в 1907 году в популярном тогда стиле модерн. Уже в 1909 году здесь состоялся единственный концерт Фёдора Шаляпина в Самаре. А в ноябре 1917-го именно в «Олимпе» была провозглашена советская власть в городе.

С 1940 года в здании разместилась Куйбышевская областная филармония. Однако к 1973 году строение пришло в аварийное состояние: обследование выявило гнилые деревянные перекрытия и несущие конструкции, что сделало дальнейшую эксплуатацию невозможной.

В 1974 году старое здание было снесено, а на его месте — чуть глубже от улицы, чтобы снизить влияние вибрации и шума от трамваев и другого транспорта — возвели новое, максимально повторяющее облик оригинала, но уже из современных материалов.

Юрий Гагарин на даче Куйбышевского обкома КПСС, 1961 год.

Автор: Василий Песков

Автор: Василий Песков

После своего легендарного полёта Юрий Гагарин с 12 по 14 апреля 1961 года отдыхал в Куйбышеве. В целях безопасности советские СМИ тогда лишь скупо сообщили, что первый космонавт находится «в одном из городов на Волге».

Позднее Гагарин неоднократно возвращался в Куйбышев. Во время первого визита для него на даче устроили скромный обед, а не пафосный банкет — как вспоминают современники. В перерывах между отдыхом космонавт спускался в бильярдный зал, где с удовольствием играл.

Улица Гагарина, 1962 год.

На снимке трамвай серии Х, выпускавшийся ещё в довоенные годы. Он курсировал по 13-му маршруту.

Площадь Чапаева, 1967-1970 год.

Автор: Марк Редькин

Автор: Марк Редькин

На пляже. Куйбышев, 1960 год.

Более ста лет назад берега Волги в районе Самары выглядели крайне уныло: всю набережную захламили склады, сараи и мусор.

Однако уже тогда здесь начали появляться первые купальни, напоминавшие современные пристани. Они были платными и разделены по классам: заведения второго класса славились обилием «горчичников» — местной уличной шпаны, тогда как первый класс предназначался для более обеспеченной публики.

С приходом советской власти купальни исчезли, и горожане перешли на дикие пляжи в черте города.

Коренной поворот произошёл в 1956 году, когда открылась первая очередь набережной — от Некрасовского до Ульяновского спусков, где был обустроен первый в Куйбышеве официальный пляж. Частично нагрузку с него сняла вторая очередь, сданная в 1961 году.

Но даже двух пляжей оказалось недостаточно: жители промышленного гиганта стремились перенестись в атмосферу курорта, и делали это, не выезжая за пределы города.

Улица Фрунзе, 1966 год.

Автор: Юрий Поликарпович Шакурин

Автор: Юрий Поликарпович Шакурин

Концерт В. Высоцкого во дворце спорта, 1967 год.

29 ноября 1967 года в переполненном зале Дворца спорта в Куйбышеве прошли два концерта Владимира Высоцкого — на каждом, по самым скромным оценкам, собралось более 6 500 слушателей.

Этот визит стал вторым за год в закрытый город: впервые Высоцкий выступал в Куйбышеве ещё в мае 1967 года.

Полевая улица, 1965-1970 год.

Автор: Борис Антюфеев

Автор: Борис Антюфеев

Улица Чкаловский спуск, 1961 год.

Набережная реки Волги, 1968 год.

Автор: Я.Д. Федин

Автор: Я.Д. Федин

Клуб "Октябрь".

Кинотеатр «Октябрь» был построен в 1954 году силами рабочих Куйбышевского металлургического завода под руководством его первого директора Павла Петровича Мочалова.

Как и обещал министру промышленности СССР, Мочалов выполнил строительство в рекордные сроки — всего за шесть месяцев.

Подготовка льда на стадионе "Динамо"

Автор: Владислав Бебко

Автор: Владислав Бебко

Водный вокзал, 1960 год.

Автор: Николай Фиников

Автор: Николай Фиников

На набережной, 1968 год.

Архив М.Я. Федина

Архив М.Я. Федина

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенныхисторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 19
962
Серия СССР

Жизнь Советского Красноярска в 60-е годы. 20 раскрашенных фотографий

Студенческий городок, 1969 год.

Автор: Маняфов Равиль Тимершаевич

Автор: Маняфов Равиль Тимершаевич

Новый учебный корпус строительного факультета был возведён силами самих студентов.

Сегодня продолжаем наше виртуальное путешествие по городам Советского Союза 1960-х годов — и на очереди Красноярск.

В конце 1950-х в городе начался настоящий строительный бум, охвативший не только областной центр, но и весь Красноярский край. Именно в 1960-е годы здесь возводились Красноярская ГЭС, Центральный стадион, многоэтажные жилые дома и крупные промышленные предприятия. Уже в начале десятилетия был сдан в эксплуатацию Коммунальный мост, ставший важнейшей артерией города.

Жизнь красноярцев кардинально менялась: она становилась по-настоящему городской. Повсеместно появились центральное отопление и водопровод, возводились современные магазины, активно развивался общественный транспорт: заработали трамваи и троллейбусы, автобусы стали курсировать даже в самые отдалённые районы. Открылось и междугороднее сообщение, связав Красноярск с другими городами страны.

Все кадры в этой подборке раскрашены, приятного просмотра!

Детская железная дорога в ЦПКИО им. Горького, 1966 год.

Автор: Борис Петрович Бледнов

Автор: Борис Петрович Бледнов

Первая в Советском Союзе детская железная дорога появилась в Красноярске — она проходит по территории Центрального парка и до сих пор остаётся не просто достопримечательностью, но и настоящей школой будущих железнодорожников.

Её протяжённость 1,3 километра, на линии есть поворотный круг для разворота локомотива и две остановки: станция «Юбилейная» и платформа «Мечта».

Ежегодно на «игрушечном поезде» совершают поездки до 40 тысяч пассажиров, а управляют им юные красноярцы в возрасте 11–17 лет. За 5–7 лет обучения подростки осваивают десятки железнодорожных профессий: от кассира и диктора до помощника машиниста, дежурного по станции, монтёра пути и осмотрщика вагонов.

История дороги началась 1 мая 1936 года, когда во время первомайской демонстрации по Сенной площади (ныне сквер Сурикова) прошёл первый рейс — миниатюрный паровоз Су, уменьшенный в 25 раз и собранный учениками местного фабзавуча, повёз за собой вагончики. Горожанам идея пришлась по душе, и вскоре появилась постоянная линия.

Особенность красноярской детской дороги в том, что у неё самая узкая колея в России: всего 508 мм против стандартных для таких дорог 750 мм.

Город Красноярск. Здание Дома Советов на Площади Революции. Построено в 1956 г. по проекту профессора А. Д. Крячкова, 1966 год.

Автор: Р. Мазелев

Автор: Р. Мазелев

Новый облик двора, 1968 год.

Личный архив семьи Лупандиных

Личный архив семьи Лупандиных

Ещё год назад этот двор был совсем другим: на месте только что построенной, судя по всему, ещё не заселённой пятиэтажки стояли уютные частные домики с зелёными огородами. Сегодня от той зелени не осталось и следа.

В будущем в пристройке нового дома откроется книжный магазин «Факел», а с другой стороны — галантерейный «Жарки». Сейчас мало кто помнит, что они когда-то здесь были.

Вдали ещё виднеются несколько уцелевших домиков с огородами, но и им отведён недолгий срок, через год их тоже снесут под новые пятиэтажки. Палисадник у дома пока сохранил прежний облик, но и он исчезнет к концу 1970-х.

Сегодня двор — проходной, пустой и безжизненный, лишённый былого уюта и зелени.

Предмостная площадь, 1963-1968 год.

Источник: Фотография из собрания Красноярского культурно-исторического музейного комплекса

Недавно отстроенная предмостная площадь. На переднем плане видна конечная автобусная остановка. На месте пятиэтажек ранее находился посёлок им. 9 Мая. Между домами, там, где работает строительный кран, видны остатки этого посёлка.

Красноярский шинный завод, 1961 год.

Автор: Ю. Бармин

Автор: Ю. Бармин

Бракер ОТК Г. Ф. Тельникова проверяет качество покрышек для передних колес комбайна "СК-3"

Новый стадион, 1969 год.

Автор: Маняфов Равиль Тимершаевич

Автор: Маняфов Равиль Тимершаевич

19 августа 1969 года Центральному стадиону Красноярска было присвоено имя «Ленинского комсомола».

Строительство объекта длилось два с половиной года под руководством архитектора В. В. Орехова, а открытие состоялось 29 октября 1967 года — в день рождения ВЛКСМ — товарищеским футбольным матчем между красноярским «Локомотивом» и молодёжной сборной РСФСР.

С тех пор стадион стал главной ареной не только спортивных, но и масштабных культурных событий. Здесь в 1978 году отметили 350-летие Красноярска, в 1982-м прошло торжественное открытие V зимней Спартакиады народов СССР, а в последующие десятилетия на его трибунах разыгрывались чемпионаты СССР, РСФСР и России по футболу, хоккею с мячом, лёгкой атлетике, боксу, а также регулярно проводились международные регбийные турниры, соревнования по шахматам и шашкам.

Проспект Мира, 1967 год.

Автор: Ю. Шаров

Автор: Ю. Шаров

Колонна Красноярского института цветных металлов им. Калинина на первомайской демонстрации.

Рабочий поселок Мостоотряда №7 в районе предмостной площади, 1960 год.

Дома по улице Баумана, 1960 год.

Кинотеатр "Родина", 1965 год.

1965 год ознаменовался открытием кинотеатра «Родина» на проспекте имени газеты «Красноярский рабочий». Он сразу же стал не просто местом демонстрации фильмов, а архитектурной жемчужиной города.

Фасад кинотеатра украсило грандиозное мозаичное панно работы художника-фронтовика Евгения Кобытева. В центре композиции — трогательный образ матери с ребёнком, выложенный не из керамики или смальты, а из настоящей енисейской гальки, собранной на берегах великой реки. Этот вдохновенный жест сделал панно не просто украшением, а символом связи города с его природой и историей.

Именно благодаря этой уникальной мозаике здание удалось сохранить для потомков. Сегодня в нём располагается Дом дружбы народов, но в памяти красноярцев оно навсегда осталось как кинотеатр «Родина» — место, где рождались мечты под свет экрана и звуки любимых фильмов.

Железнодорожный вокзал, 1960-1965 год.

Вход в Центральный парк культуры имени Горького, 1960 год.

Вход в ЦПКО со стороны парка. Видны родные исторические ворота. Вход в то время был платным. В начале 1970-х парк был реконструирован и эта часть ограждения была полностью снесена. Вдали видно здание Дома Советов. По ту сторону дороги виден сквер. Позднее, к 1970 году там будет поставлен памятник Ленину, очень большой, на высоком постаменте.

Речной вокзал, 1965 год.

Автор: Richard Peter

Автор: Richard Peter

Движение транспорта на Коммунальном мосту в зимний период, 1961 год.

Лестница, ведущая к набережной Енисея от парка имени 1 Мая, 1960-е.

Проспект Мира, 1969 год.

Автор: А. В. Бруханский

Автор: А. В. Бруханский

Дети во дворе дома №31 по улице Вавилова, 1966 год.

Автор: Борис Петрович Бледнов

Автор: Борис Петрович Бледнов

Проспект Металлургов, конец 1960-х.

Автор: В. Можаровский

Автор: В. Можаровский

Красноярский аэропорт, 1969 год.

Автор: А.В. Бруханский

Автор: А.В. Бруханский

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 19
726
Серия СССР

Жизнь Советской Москвы в 30-е годы. 20 раскрашенных фотографий. Часть 5

Спортсмены общества «Динамо» на водной станции, Москва, 1932 год.

Архив Александра Родченко и Варвары Степановой.

Архив Александра Родченко и Варвары Степановой.

История «Динамо» началась в эпоху масштабных перемен: после революции столичные власти СССР решили ликвидировать «буржуазные» спортивные клубы, передав их имущество рабочим кружкам и комсомольским организациям. Именно на этой волне возникло московское «Динамо» — одно из первых новых спортивных объединений, которое быстро превратилось в настоящий феномен и собрало огромную армию преданных болельщиков.

Большую роль в росте популярности сыграли спортивные успехи. Уже в конце 1920-х — начале 1930-х годов футбольная команда неоднократно становилась чемпионом Москвы, а в 1936 году триумфально выиграла первый всесоюзный чемпионат, не проиграв ни одного матча.

За свою историю «Динамо» 11 раз становилось чемпионом СССР и 7 раз завоёвывало Кубок страны. При этом это единственная советская команда, которая ни разу не покидала высшую лигу — рекорд уникальной стабильности.

Особой славой овеяно британское турне 1945 года: в рамках дружественного визита москвичи провели серию матчей с сильнейшими клубами Англии, Уэльса и Шотландии, одержав победы с общим счётом 19:9. Этот триумф стал мощным сигналом миру: советский футбол — на уровне. Многие считают, что именно он подтолкнул руководство СССР к вступлению в ФИФА.

Символом клуба стал легендарный вратарь Лев Яшин — единственный голкипер в истории, удостоенный «Золотого мяча».

Но «Динамо» — это не только футбол. За почти век своего существования оно стало спортивной империей: под знаменем общества побеждали чемпионы мира и Олимпийских игр по борьбе, плаванию, стрельбе, лёгкой атлетике, автоспорту и многим другим дисциплинам. Слово «динамовец» стало нарицательным — знаком мастерства, дисциплины и чести.

Легендарный стадион «Динамо», открытый в 1928 году, десятилетиями собирал десятки тысяч зрителей. А с 1934 года по стране начали создаваться детские спортивные коллективы «Юный динамовец», воспитавшие поколения чемпионов и тренеров.

Давайте совершим прогулку по Москве тридцатых годов и посмотрим, как жили москвичи, как менялся облик города в эпоху индустриализации. Все снимки в подборке были раскрашены. Фотографии показаны в пределах современных границ города.

Метатель копья. Москва, 1930-е

Из коллекции пленочных негативов из архива О. В. Игнатович и Я. А. Бродского.

Из коллекции пленочных негативов из архива О. В. Игнатович и Я. А. Бродского.

Монумент Советской Конституции. Москва, 1930-е гг.

Эта архитектурно-скульптурная композиция называлась «Обелиск Конституции». Она представляла собой 26-метровую трёхгранную кирпичную стелу, возвышавшуюся на Триумфальной площади Москвы. Через год к обелиску добавили бетонную статую Свободы, созданную скульптором Николаем Андреевым.

Фигура Свободы символизировала революцию и рождение нового советского общества. Прообразом для образа стала племянница К. С. Станиславского — Вера Алексеева.

С 1924 по 1941 год монумент был официальным символом столицы, ежегодно украшаемым к празднованию Дня Октября. Однако из-за использования недолговечных материалов — кирпича и бетона — сооружение быстро пришло в упадок. Реставрацию проводить не стали.

В ночь с 20 на 21 апреля 1941 года обелиск был взорван. От статуи уцелела лишь голова, которая сегодня хранится в коллекции Государственной Третьяковской галереи как редкий памятник авангардной скульптуры и эпохи революционных символов.

Снос квартала на будущей Манежной площади и строительство гостиницы «Москва». Москва, Моховая улица, 1934 год.

Фотограф: М. Марков-Гринберг

Фотограф: М. Марков-Гринберг

Одной из старейших и самых знаменитых гостиниц российской столицы была «Москва». 20 декабря 2025 года ей исполнилось бы 90 лет. Расположенная у стен Кремля, она задумывалась как визитная карточка советской гостиничной индустрии — образцовое заведение, задававшее стандарты комфорта и сервиса для всей страны. Её монументальная архитектура в стиле сталинского ампира намеренно контрастировала с канонами царской архитектуры, символизируя новую эпоху.

«Москва» стала первой гостиницей, построенной в Москве в советское время — её открытие в 1935 году стало событием всесоюзного масштаба.

Однако в 2004 году судьба здания оказалась схожа с историей храма Христа Спасителя: из-за признанной ветхости оригинальное здание было практически полностью разобрано, а на его месте возведена современная "копия" с сохранением внешнего облика фасадов.

Сегодня на этом месте работает Five Seasons Hotel Moscow — пятизвёздочный отель мирового класса.

Москва, 1931 год.

Фотограф: Аркадий Шайхет

Фотограф: Аркадий Шайхет

Всесоюзный парад физкультурников на Красной площади, 1937 год.

Стремление создать «нового человека» в СССР включало не только идеологическую преданность, но и физическое совершенство: здоровье, силу и выносливость — для труда и обороны. Первым шагом стало создание Всевобуча в 1918 году — системы военизированного обучения для мужчин 18–40 лет. Женщины участвовали на добровольной основе.

Уже в 1919 году на Красной площади впервые прошёл парад с участием курсантов и физкультурников — начало традиции массовых спортивных шествий. С 1931 года физкультурные парады стали ежегодными, превратившись в зрелищную демонстрацию мощи и единства советского народа.

Физкультура стала обязательным предметом в вузах с 1930 года. Парады пропагандировали спорт, молодость и готовность к защите Родины. Физкультурников называли «боевым резервом Красной Армии».

Знаменитый лозунг «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство!» впервые прозвучал на параде 1936 года. В годы войны (1941–1943) парады прервались, но возобновились в 1944-м, а в августе 1945 года — были посвящены Победе в Великой Отечественной войне.

Портрет русского рабочего на заводе Красный Октябрь. Москва, 1931 год.

Фотограф: Маргарет Бурк-Уайт

Фотограф: Маргарет Бурк-Уайт

Первый конвейер легковых автомашин ЗИС-101 на заводе им. Сталина. Москва, 1938 год.

ЗИС-101 — один из первых советских серийных представительских автомобилей высшего класса, выпускавшийся на Заводе имени Сталина (ЗИС) в Москве с 1936 по 1941 год, а затем — в модернизированной версии ЗИС-101А — до 1948 года.

Движение на Ленинградском шоссе. Москва, 1936 год.

Вдали виднеется Триумфальная арка. Первая её версия деревянная — была возведена в 1814 году в честь торжественного возвращения русской армии из Западной Европы после победы над Наполеоном. Построили её на месте коронационных ворот императора Павла I.

Деревянное сооружение быстро пришло в упадок, и в 1826 году император Николай I распорядился построить новую, каменную Триумфальную арку — у Тверской заставы, на въезде в Москву.

Жители Москвы наблюдают «Большое солнечное затмение», 1936 год.

Березовая аллея в парке культуры и отдыха «Сокольники». Москва, 1930-е.

Фотограф: Б. В. Игнатович.

Фотограф: Б. В. Игнатович.

В 1931 году было принято постановление «Об организации на территории Сокольнической рощи базы культурного отдыха». С этого момента началась масштабная перестройка парка: территорию расчистили, обустроили пруды и газоны, разбили клумбы, проложили просеки. Появились деревянные павильоны, открытые эстрады, спортивные площадки, а позже — первые аттракционы.

Сведений о том периоде сохранилось немного, но, например, журнал «Огонёк» в 1932 году описывал:

«Между деревьев виднелись красивые строения: одно с надписью „Библиотека-читальня“ и шахматными столиками, рядом — буфет, а чуть дальше — маленькая эстрада».

Всего в тот год в Сокольниках действовало шесть подобных баз от разных профессиональных союзов. Сюда приходили организованные группы рабочих, чтобы проводить досуг среди природы — участвовать в беседах, массовых играх, физкультурных мероприятиях и культурных мероприятиях.

Кондуктор московского трамвая, 1935 год.

Фотограф: Eirik Sundvor

Фотограф: Eirik Sundvor

Богословская башня Китай-города после реставрации, 1930 год.

Автор: Лебедев Николай Николаевич

Автор: Лебедев Николай Николаевич

Китайгородская стена в Москве — историческое укрепление, построенное в 1530–1538 годах по приказу правительницы Елены Глинской для защиты торгового центра Москвы — Китай-города — от набегов и пожаров.

Несмотря на название, «Китай-город» не имеет отношения к Китаю. Слово происходит от старорусского «кита» — означающего ограду, забор, укрепление. Так называли замкнутую территорию с мощными стенами.

В 1934 году большая часть стены была демонтирована в ходе реконструкции Москвы.

Крестьянин с телегой перед хозяйственной постройкой в Останкино. Москва, 1930-е.

Асфальтировка Комсомольской площади. Москва, 1930-е

Из коллекции пленочных негативов из архива О. В. Игнатович и Я. А. Бродского.

Из коллекции пленочных негативов из архива О. В. Игнатович и Я. А. Бродского.

Лужники. Лужнецкий проезд, 1938 год.

В классе начальной школы. Москва, 1931 год.

Фотограф: Маргарет Бурк-Уайт

Фотограф: Маргарет Бурк-Уайт

Москва, 1931 год.

Фотограф: Маргарет Бурк-Уайт

Фотограф: Маргарет Бурк-Уайт

В Центральном парке Культуры и отдыха имени Горького. Москва, 1938 год.

Фотограф: Л.М. Доренский.

Фотограф: Л.М. Доренский.

Наводнение, 1931 год.

Автор: William Osgood

Автор: William Osgood

21 апреля 1931 года в Подмосковье начался ледоход: под действием тепла, ветра и течения лёд на реке начал трескаться и смещаться в сторону Москвы. Особенно опасной ситуация была в центре города — там, где стояли невысокие мосты дореволюционной постройки, могли образовываться ледяные заторы, провоцирующие подтопления.

Чтобы предотвратить катастрофу, лёд часто приходилось дробить вручную на более мелкие куски. Весна 1931 года не стала исключением из этого правила.

К вечеру 21 апреля уровень воды у Бабьегородской плотины — расположенной южнее современного Патриаршего моста — достиг 3,75 метра. Уже через сутки он вырос более чем на два метра, а вскоре превысил отметку в 6 метров. Как сообщали газеты, до затопления берегов оставалось всего 1 метр 26 сантиметров — город был на грани масштабного наводнения.

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 19
1529
Серия СССР

Жизнь Советского Ленинграда в 1950-е годы. 20 раскрашенных фотографий

На Неве, 1955 год.

Автор: Георг Одднер

Автор: Георг Одднер

Послевоенный Ленинград 1950-х годов — это город, медленно, но упрямо поднимающийся из руин. Война оставила за собой не только разрушенные здания и опустевшие квартиры, но и глубокую душевную рану. И всё же, уже к середине десятилетия в воздухе чувствуется перемена: Ленинград вновь начинает жить.

Улицы, ещё недавно пустынные и приглушённые скорбью, наполняются шагами прохожих, звоном трамваев и голосами детей. Восстанавливаются дворцы и фасады, закладываются новые жилые кварталы, где семьи, пережившие блокаду и эвакуацию, наконец обретают свой угол.

В Мариинском театре звучит музыка, в Эрмитаже вновь открываются залы, на Невском проходят литературные вечера, а в студенческих общежитиях обсуждают стихи Ахматовой.

Ленинград 1950-х — это город, который, несмотря на всё пережитое, не утратил лица. Он не просто выжил — он сохранил душу. Давайте посмотрим на жизнь того десятилетия. Все фотографии были раскрашены.

Слон на улицах Ленинграда, 1958-1959 год.

Фотограф: Семен Мишин-Моргенштерн

Фотограф: Семен Мишин-Моргенштерн

Два слона были подарены Ленинградскому зоопарку в 1954 году Вьетнамом.

Шкиперская аллея, Летний сад. Ленинград, 1955-1960 год.

В 1950-е годы и позже по улицам советских городов и курортов часто можно было увидеть простую, но узнаваемую тележку — символ летнего детства целого поколения. Это была передвижная точка по продаже газированной воды, главного безалкогольного напитка эпохи.

Обычно за тележкой стояла женщина в белом фартуке — «газировщица». За считанные копейки она наливалась прохладную воду, насыщенную пузырьками углекислого газа. По желанию покупателя вишневый и грушевый. Стаканчики были общие.

Художник на набережной у крейсера «Аврора». Ленинград, 1954 год.

Фотограф: Евгений Халдей

Фотограф: Евгений Халдей

5 июля 1956 года на легендарном крейсере «Аврора» был открыт филиал Центрального военно-морского музея.

Ленинград, 1955 год.

Фотограф: Edward Clark

Фотограф: Edward Clark

Зима 1955–1956 годов в Ленинграде выдалась по-настоящему снежной: город утонул в белоснежных сугробах, а морозные узоры на окнах превратили каждый дом в сказочный терем

Большой пруд, 1950 год.

Вид на площадь Декабристов и Исаакиевский собор, 1954 год.

Автор: Евгений Халдей

Автор: Евгений Халдей

Студенты Политеха им М.И. Калинина на демонстрации. Ленинград, 7 ноября 1950 года.

Лодочная станция. Елагин остров. Ленинград, 1950-1953 год.

Дети на прогулке на Исаакиевской площади, 1957-1959 год.

Автор: Евгений Халдей

Автор: Евгений Халдей

Атланты. Ленинград, 1957-1959 год.

Автор: Александр Стешанов

Автор: Александр Стешанов

Дети на лыжах у Адмиралтейской набережной, 1955 год.

В Елисеевском магазине. На снимке - Колетт Шварценбах, преподаватель русского языка при посольстве США в СССР, 1955 год.

Автор: Edward Clark

Автор: Edward Clark

Елисеевский магазин, сохранившийся до наших дней, в 1950-е годы считался главным гастрономом города. А Гостиный двор в тот же период превратился в единый универмаг, объединивший под одной крышей 178 мелких магазинов.

Заглянув внутрь, вы увидели бы типичную атмосферу эпохи: дубовые прилавки, кассы с изогнутыми стеклянными витринами и строгий, но уютный интерьер — всё это было визитной карточкой советской торговли середины XX века.

«Дети моей молодости...», 1952 год

Автор: Владимир Богданов

Автор: Владимир Богданов

После войны самокаты были делом рук — деревянные, без изысков, с колёсами из подшипников, собранные при помощи отцов и старших братьев. Конструкция — проще некуда. Но именно на таких самокатах ездили не просто мальчишки, а настоящие «хулиганы» — особая каста отчаянных дворовых героев.

Маленькие подшипники громыхали по асфальту так, что слышно было за квартал. Но именно этого и добивались.

Покупка шляпки в Доме ленинградской торговли, 1954 год.

Автор: Анри Картье-Брессон

Автор: Анри Картье-Брессон

Ленинградский металлический завод имени Сталина, 1957 год.

Автор: Евгений Халдей

Автор: Евгений Халдей

Семья Дмитриевых. Ленинград, 1956 год.

В 1956 году, в разгар «железного занавеса», когда Советский Союз казался Западу загадочной и закрытой страной, любопытство американцев достигло пика. Журналист Эдвард Кларк из журнала Life отправился в СССР, чтобы показать читателям, как живёт обычная советская семья.

Его гостеприимно встретили ленинградцы — семья Дмитриевых, открывшие двери своего дома для иностранного репортёра. Так появился знаменитый фоторепортаж под названием «Жизнь рабочего и его семьи», ставший одним из первых честных и человечных взглядов Запада на повседневность советского человека.

Большой пруд. Екатерининский парк, 1958 год.

Почтальон на набережной Фонтанки. Ленинград, 1950 год.

Фотограф: Луговой Г.

Фотограф: Луговой Г.

«Крокодил» — самый известный и долгоживущий сатирический журнал Советского Союза — выходил с 1922 по 1991 год при газете «Правда». За почти 70 лет он стал не просто изданием, а культурным феноменом эпохи: острым, ироничным, порой смелым, но всегда — в рамках идеологической дозволенности. У почтальона выпуск 1950-го года №8. Найти и почитать его можно в сети интернет.

Модель демонстрирует новую коллекцию. Ленинград, 1955-1965 год.

Фотограф: Всеволод Тарасевич

Фотограф: Всеволод Тарасевич

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
779
Серия СССР

Жизнь Советской Москвы в 50-е годы. 20 раскрашенных фотографий. Часть 4

Британские модели пробуют советское мороженое в Москве, 1956 год.

Фотограф: Лиза Ларсен

Идея организовать показ западной моды в СССР принадлежала группе британских производителей одежды, стремившихся продемонстрировать свои новинки на советском рынке. В июне 1956 года в парке Горького прошли ежедневные показы, дважды в день с участием шести профессиональных британских моделей.

Мероприятие вызвало ажиотаж: зрительные площадки были переполнены. Моделей встречали аплодисментами, дарили цветы, называли «душками» и передавали им пылкие записки из зала. Для многих москвичей это был первый живой контакт с европейской модой — элегантной, яркой, свободной от строгих канонов советского стиля.

Через месяц, 16 июля 1956 года, журнал Life опубликовал статью под названием «Британская мода ошеломила москвичей», где описал это событие как культурный прорыв.

Однако несмотря на успех у публики, британские компании так и не получили значимых заказов — экономические и политические барьеры между Западом и СССР остались непреодолимыми.

Тем не менее, этот показ стал важным символом: он показал, что интерес к миру за «железным занавесом» существует — и мода может быть мостом между культурами.

Продолжаю рубрику с раскрашенными фотографиями городов разных десятилетий. Сегодня у нас будет уже четвертая часть посвященная Москве 1950-х годов.

Метромост. Ленинские горы. Москва, 1959 год.

Фотограф: Шагин Иван Михайлович

Фотограф: Шагин Иван Михайлович

«Воробьёвы горы» (до 12 мая 1999 года — «Ленинские горы») — станция Сокольнической линии Московского метрополитена. Расположена на границе трёх районов Москвы: Гагаринского (ЮЗАО), Хамовников (ЦАО) и Раменок (ЗАО). Название она получила в честь исторического района, где находится.

Станция была открыта 12 января 1959 года в составе участка «Спортивная» — «Университет». Особенность её конструкции — размещение в нижнем ярусе Лужнецкого метромоста, перекинутого через Москву-реку, что делает её одной из самых необычных по инженерному решению станций метро.

Из-за строительных недочётов и деформации конструкций станцию пришлось закрыть на масштабную реконструкцию — фактически полную перестройку. Она не работала с 20 октября 1983 года по 13 декабря 2002 года — почти 20 лет.

После восстановления «Воробьёвы горы» стали самой длинной станцией московского метро — её платформа протянулась на 282 метра.

Интересный факт: это одна из двух станций столичного метро (вместе с «Студенческой»), к которой не подходит ни один маршрут наземного общественного транспорта — добраться до неё можно только пешком или на такси.

Кинотеатр «Художественный». Москва, 1959 год.

Этот фильм рассказывает о первом визите советского лидера Никиты Сергеевича Хрущёва в Соединённые Штаты Америки — историческом путешествии, состоявшемся в сентябре 1959 года. Его приезд вызвал беспрецедентный интерес: за событиями следили около пяти тысяч журналистов, что стало рекордом для того времени.

За 13 насыщенных дней Хрущёв не только провёл несколько встреч с президентом Дуайтом Эйзенхауэром, но и совершил обширный тур по США. Он побывал на киностудии «20th Century Fox» в Лос-Анджелесе, выступил в Национальном клубе печати в Вашингтоне и экономическом клубе Нью-Йорка, встретился с бизнесменами и общественными деятелями в Питтсбурге. Среди других точек маршрута — супермаркет в Сан-Франциско, мясокомбинат в Де-Мойне и ферма знаменитого агронома Роберта Гарста, специалиста по кукурузе — символа тогдашнего «кукурузного бума» в СССР.

Особый скандал вызвал отказ спецслужб допустить Хрущёва в Диснейленд из-за соображений безопасности. В ответ советский лидер резко заявил, что может прервать визит. Этот инцидент лишь добавил драматизма и внимания к его поездке.

Каждый день новостные выпуски в США начинались с репортажей о Хрущёве. По словам создателей фильма, за время этого непрерывного телеэфира он стал для американцев почти родным — «дальним родственником», добродушным, шумным, порой ворчащим, но живым и понятным человеком.

Хотя политические результаты визита оказались скромными — договорённостей по германскому вопросу, снятию санкций или разоружению достигнуто не было — сам факт личного контакта между лидерами двух сверхдержав имел огромное значение. Это был шаг к разрядке, попытка преодолеть недоверие «холодной войны».

И главное — Хрущёв запомнился американцам не как страшный коммунист, а как яркая, харизматичная и непредсказуемая личность, показавшая, что даже за «железным занавесом» живут люди, способные на диалог.

Москва, 1958-1959 год.

Фотограф: Борис Смирнов-Русецкий

Фотограф: Борис Смирнов-Русецкий

Вид на Раменки от платформы Матвеевская.

Занятия группы мужчин старшего возраста под руководством преподавателя И.И. Клыбиной на Центральном стадионе им. В.И. Ленина. Москва, 1958 год.

Фотограф: Л. Доренский

Фотограф: Л. Доренский

Воздушные ванны. Центральный институт курортологии. Москва, 1951 год.

В советское время такие методы закаливания, как воздушные и солнечные ванны, пользовались большой популярностью. Их регулярно рекомендовали во всех руководствах по уходу за детьми, воспитанию и здоровому образу жизни.

На главной аллее ЦПКиО им. Горького. Москва, 1953 год.

Фотограф: Я. Берлинер.

Фотограф: Я. Берлинер.

Открытый в 1928 году, этот парк стал воплощением концепции «нового досуга» для советского человека. Здесь действовали парашютная вышка, Городок однодневного отдыха, площадки для физкультуры и танцев — всё это создавало атмосферу активного и организованного отдыха. Архитектура павильонов отражала авангардный дух времени, подчёркивая стремление к прогрессу и модерну.

В середине 1950-х годов главный вход парка украсила знаменитая арка, спроектированная архитектором Юрием Щуко. На аллеях появились новые достопримечательности: колесо обозрения, обсерватория и светомузыкальный фонтан.

МГУ. Москва, 1959 год.

Фотограф: Carl Mydans

Фотограф: Carl Mydans

1 сентября 1953 года в Москве на Ленинских горах торжественно открылось высотное здание МГУ. Уже в полдень в аудиториях университета прошли первые занятия. Главное здание, с его монументальными колоннами, богатой лепниной и роскошной мозаикой, быстро стало одной из визитных карточек столицы и ярким архитектурным символом эпохи.

Главный вход ВДНХ. Москва, 1959 год.

Фотограф: Виталий Гуменюк

Фотограф: Виталий Гуменюк

Для любого человека самая яркая ассоциация с ВДНХ — это величественная арка парадного входа, ведущая на Центральную аллею.

На вершине арки фигуры «Тракторист и колхозница» поднимают к небу аллегорический сноп колосьев на высоту 32 метров — символ единства тяжёлой промышленности и сельского хозяйства, опор советской экономики.

Выполненная в духе имперской архитектуры Древнего Рима, арка стала знаком славы победившего в войне народа. Она подчеркивает статус СССР как триумфатора и отражает новый масштаб Выставки достижений народного хозяйства, преобразованной в 1954 году в грандиозный пантеон советского могущества.

Москвичи на фоне Большого театра, 1950-е.

Фотограф: Э. Евзерихин

Фотограф: Э. Евзерихин

Цитрусовые в одной из оранжерей главного Ботанического сада Академии наук СССР. Москва, февраль 1955 года.

Фотограф: А. Агапов.

Фотограф: А. Агапов.

Введение кислорода в мартеновскую печь для ускорения процесса плавки в первом мартеновском цехе Московского металлургического завода «Серп и молот». Москва, 1959 год.

Фотограф: В. Соболев.

Фотограф: В. Соболев.

Завод был основан в 1883 году французским предпринимателем Юлием Гужоном. В 1918 году он был национализирован, а в 1922 году получил новое название — «Московский металлургический завод „Серп и Молот“».

В советский период предприятие стало одним из ключевых центров производства высоколегированных сталей в Центральной России. На его мощностях выпускались сплавы для авиации, машиностроения и оборонной промышленности.

С распадом СССР начался упадок: постепенное сокращение производства, потеря заказов. Крупномасштабное закрытие завода стартовало в 1990-х годах, а окончательно производство остановилось в апреле 2011 года.

Сегодня на месте бывшего гиганта тяжёлой индустрии расположен современный жилой квартал.

Вид на площадь Дзержинского. На переднем плане – памятник Ф.Э. Дзержинскому. Москва, 1959 год.

Фотограф: М.С. Редькин.

Фотограф: М.С. Редькин.

Памятник Дзержинскому был установлен в 1958 году, а здание рядом «Детского мира» построено годом ранее, в 1957-м.

В октябре 1991 года по решению Президиума Моссовета памятник был демонтирован и, вместе с другими историческими монументами, перенесён в парк искусств «Музеон», став символом перемен эпохи распада СССР.

Кормление варана в Московском зоопарке. Москва, 1958 год.

Фотограф: А.П. Анжанов.

Фотограф: А.П. Анжанов.

Актриса Клара Лучко. Северный речной вокзал. Москва, 1950-е.

Фотограф: Евгений Умнов

Фотограф: Евгений Умнов

Москва, 1954 год.

Фотограф: Анри Картье-Брессон

Фотограф: Анри Картье-Брессон

Гостиница "Ленинградская". Москва, 1955 год.

Фотограф: Наум Грановский

Фотограф: Наум Грановский

Гостиницу «Ленинградскую» в Москве невозможно не заметить: для всех, кто приезжает в город на Ленинградский, Ярославский или Казанский вокзалы, она возвышается над площадью как яркая архитектурная доминанта.

Изначально рассчитанная на приём иностранных туристов и делегаций, «Ленинградская» славилась роскошью, современным комфортом.

В Нескучном саду. Москва, 1953 год.

Фотограф: Валентин Хухлаев

Фотограф: Валентин Хухлаев

Робот РУМ - радиоуправляемая модель у входа в павильон "Электрификация". Москва, 1959 год.

Фотограф: Рахманов Николай Николаевич

Фотограф: Рахманов Николай Николаевич

Одним из ключевых объектов выставки стал павильон «Радиоэлектроника и связь», открытый в 1958 году, где демонстрировались передовые достижения советских учёных и инженеров в области электроники.

У входа в павильон «Электрификация» гостей встречал робот по имени РУМ — самодельная разработка юных техников со станции юных изобретателей посёлка Чкаловский Московской области. Робот приветствовал посетителей, поднимая руку и произнося: «Добро пожаловать!»

Утренняя Москва, 1950-е.

Фотограф: Семён Фридлянд

Фотограф: Семён Фридлянд

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 19
938
Серия СССР

Жизнь Советского Новосибирска в 60-е годы. 20 раскрашенных фотографий. Часть 2

Двор института связи, 1963 год.

Автор: Анатолий Кононенко

Автор: Анатолий Кононенко

Новосибирск, один из крупнейших и самых стремительно растущих городов Сибири. Центр науки, промышленности и культуры. Сегодня у нас вторая часть посвященная жизни этого города в 1960-е годы.

Все фотографии в подборке были раскрашенные.

Вид с набережной на здание машинного зала, водосливную плотину и дамбу Новосибирской ГЭС, 1961 год.

Обработка вала ротора генератора. Новосибирский турбогенераторный завод, 1962 год.

Здание Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Построено в 1931-1944 годах по проекту В.С. Биркенберга и Л.М. Гохмана, 1966 год.

Параболическая антенна Новосибирской приемно-передающей наземной станции системы "Орбита", 1964 год.

Через 10 лет после запуска новосибирского телевещания, 2 ноября 1967 года, в Новосибирск впервые пришла прямая трансляция из Москвы. Для этого была построена телевизионная станция спутниковой связи «Орбита», ставшая важным шагом в объединении страны в единую телевизионную сеть.

Она предназначалась для слежения за движущимся по эллиптической орбите телевизионных спутников связи "Молния". Чаша постоянно медленно вращалась. Затем ТВ сигнал передавался при помощи двух вертикальных "тарелок" на телецентр (там такие же приемные стояли) и через телевышку уже транслировался на город. Таких станций было построено много по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии.

1-й Краснодонский переулок, 1964 год.

Улица Ломоносова, 1969 год.

У железнодорожного вокзала, 1964 год.

Октябрьский мост, 1963 год.

Октябрьский (Коммунальный) мост — первый автомобильный, трамвайный и пешеходный мост через реку Обь в Новосибирске, соединяющий Ленинский и Октябрьский районы.

Открыт 20 октября 1955 года, он стал важнейшим транспортным звеном города. Мост состоит из семи пролётов длиной по 128 метров каждый.

Угловые дома Энгельса, 15 и 13 (между ними проходит улица 40 лет Комсомола), 1960-1963 год.

Мост в село Новолуговое. Новосибирская область,1960-е.

Книжный магазин посёлка строителей ОбьГЭСа, 1958-1963 год.

Строительство ГЭС началось в 1950 году, а уже к 1957-му станция была запущена. Рядом с площадкой вырос небольшой городок: дома, столовые, клубы и детские сады — всё для тех, кто приехал покорять могучую Обь.

Ворота ипподрома, 1959-1963 год.

История Новосибирского ипподрома началась в 1903 году, когда в посёлке Ново-Николаевске (ныне Новосибирск) местные жители на собрании пожаловались на коневладельцев — как местных, так и заезжих, — которые устраивали резвые бега прямо по улицам, мешая мирному передвижению. Чтобы навести порядок, было решено организовать официальные скачки зимой — на льду реки Оби.

Официальное строительство ипподрома стартовало в 1912 году. Тогда это была просто огороженная территория с деревянными трибунками, временной конюшней и сараями для запряжных. По-настоящему обустроенным он стал лишь через десять лет. В 1922 году, после перехода под государственное управление, появились тёплые конюшни, жильё для персонала и удобные трибуны для зрителей.

В 1962 году приняли решение перенести ипподром в Ленинский район города, где он располагается и по сей день, продолжая быть центром конного спорта и традиций Сибири.

Коттедж в Академгородке (Воеводского, 14), 1967 год.

На фото директор Института физики твердого тела и полупроводниковой электроники АН СССР (ныне - Институт физики полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН) Анатолий Васильевич Ржанов" (членкор - 1962, академик - 1984).

У входа в школу №11, 1960-1963 год.

Мост через реку Каменку, 1968 год.

Строительство моста началось в мае 1925 года, а его торжественное открытие состоялось 7 ноября 1926 года.

Уже в январе 1927 года газета «Советская Сибирь» отметила, что появление нового моста повлияло на местную экономику: стоимость аренды жилья в Закаменском районе резко выросла. В очерке с иронией говорилось: «Надо отметить и такой момент. Новый мост возродил и аппетиты наших закаменских акул. Домовладельцы Закаменки учли „все обстоятельства“ и увеличили ставки квартирной платы».

До 1960-х годов Сибревкомовский мост оставался небезопасным местом. Вокруг него, особенно в районе Чертова городища и Садовой улицы, действовала так называемая «нахаловка» — зона, где часто происходили нападения и ограбления пешеходов.

В 1970-е годы было принято решение заключить реку Каменку в бетонный коллектор. Над её руслом проложили Ипподромскую улицу, из-за чего высота моста значительно снизилась. Основные транспортные потоки перенаправили на новую Октябрьскую магистраль, и мост утратил своё транспортное значение.

В конце 1980-х годов оригинальный парапет с изящными узорами в стиле модерн (ар-нуво) был демонтирован и заменён на простой сварной. Мост перекрыли бетонными плитами и превратили в пешеходную артерию, сохранив лишь фасад старой конструкции как дань истории.

На Детском пляже ОбьГЭСа, 1960-1965 год.

Автор: А. Ю. Маслов

Автор: А. Ю. Маслов

Осенний урожай совхоза "Кировец" Новосибирской области, 1968 год.

Автор: А. Жигайлов

Автор: А. Жигайлов

Морской проспект, 1964 год.

Автор: Р.И. Ахмеров

Автор: Р.И. Ахмеров

Отделение ГАИ Октябрьского района, 1969 год.

Автор: Александр Стафеев

Автор: Александр Стафеев

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
Отличная работа, все прочитано!