В наши дни удивить автолюбителей довольно сложно, ведь они уже многое видели. Fiat Multipla, SsangYong Rodius, шокирующий оригинальный Mercedes A-класса. Но неожиданно появившаяся огромная решётка радиатора BMW сделала это. И не потому, что она была уродливой (она была скорее шокирующей), а потому, что она воспринималась как заявление - компания BMW сделает то, что хочет BMW, даже если это будет в ущерб автомобильной утончённости. Но есть один нюанс: чем больше люди вникали в инженерную сторону, стоящую за ней, тем больше эта решётка начинала обретать смысл. Не просто как дизайнерское решение, но как практичное и техническое решение.
Решетка радиатора на G22 4 серии, а позже на G80 M3 и G82 M4, — это не просто фантазия дизайнера, она служит определённой цели. Давайте разберемся.
Аэродинамика
Мы часто забываем, что отверстия в решётке создают турбулентность. Поэтому, закрывание их, когда они не нужны, улучшает ламинарный поток, уменьшает сопротивление воздуха и повышает эффективность. BMW утверждает, что это помогает снизить коэффициент лобового сопротивления, что важно как для ездовых характеристик, так и для соответствия всё более жёстким нормам выбросов. Ещё один момент — это современные стандарты безопасности, особенно требования к столкновению с пешеходами в Европе и Азии, заставили автопроизводителей поднять капоты и перепроектировать переднюю часть своих автомобилей. Вертикальная форма решётки позволяет инженерам BMW более эффективно устанавливать радиаторы и защитные элементы, сохраняя при этом профиль капота. Это ещё один пример того, как правила и скучные стандарты и сертификаты оказывают сильное влияние на конструкцию автомобиля.
Турбины и управление теплом
Если вы когда-либо видели, внутрянку M3 или M4, вы знаете, что это плотно упакованные джунгли радиаторов, масляных охладителей и интеркулеров. Эти двигатели, как и рядный шестицилиндровый S58, выделяют огромное количество тепла, поэтому потребность в достаточном воздушном потоке очень высока. Увеличенная решетка помогает распределять этот поток воздуха более равномерно, подавая свежий воздух к интеркулерам и масляному радиатору коробки передач. Есть еще вопрос тормозов. Современные спортивные автомобили полагаются на "умные" воздуховоды, способные направлять воздух туда, где он больше всего нужен. Большее фронтальное отверстие делает управление воздушным потоком более гибким. Это особенно важно на гоночной трассе, где неэффективное охлаждение может спалить комплект колодок за десять кругов.
Вкус рынка и глобальный дизайн
Но не стоит делать вид, что дело только в функциональности. Решётка радиатора — это стратегический ход, направленный на один из важнейших рынков BMW: Китай. Китайские покупатели автомобилей класса люкс, особенно в сегменте среднеразмерных автомобилей, любят большие решётки. Она символизирует мощь, успех и презентабельность. BMW не одинок в этом: Audi, Lexus, Genesis и другие склоняются к преувеличенным решениям в оформлении передней части кузова. Седьмая серия G12 с печально известными «бобровыми зубами», i7 со свиной мордой и седьмая серия G70 также являются прямым ответом на спрос на азиатских рынках. Продажи резко выросли после запуска этих автомобилей. Этот бизнес-ход, с точки зрения глобальной стратегии, работает успешно.
Когда речь заходит о решётке радиатора G80 M3, как только вы садитесь за руль, она становится совершенно неактуальной. Нынешние M3 и M4 хвалят за их превосходную отдачу. Рулевое управление отзывчивое, педаль газа реагирует четко, а балансировка напоминает E46, только с гораздо большей уравновешенностью. То, как эти автомобили поворачивают и то, как задняя ось подтормаживает в середине поворота, просто восхитительно. И из салона решётку радиатора не видно.
Дань уважения наследию
Некоторые поклонники BMW считают, что дизайн — предательство сдержанных корней бренда. Но если взглянуть на довоенный 328-й или даже на оригинальный 507-й, то можно заметить, что «ноздри» были расположены вертикально. Они были высокими и не очень широкими, так что новый дизайн, как ни странно, представляет собой возвращение к истокам, просто преувеличенное для современных инженерных и маркетинговых целей. BMW всегда развивала свой язык дизайна. Седьмая серия E65 была спорной, как и Z4 и третья серия E90, которая в базовой комплектации выглядит так, будто у неё обвисло брюхо. Но время, как ни странно, смягчает мнения. Мы видим, как многие энтузиасты проникаются симпатией к внешнему виду BMW начала 2000-х.
Необязательно любить решётку радиатора. Но как только понимаешь, почему она существует, каковы её особенности, компоновка, система охлаждения, логику рынка, становится сложнее списать её на просто стилистическую ошибку. Если она помогает M3 и M4 получать те ощущения от вождения, которые оправдывают название, то так тому и быть. Думаю, большинство из нас предпочло бы слегка странный передок, чем "разбавленный" автомобиль, который не служит своему назначению. К тому же, в мире, где так много автомобилей выглядят одинаково, разве не здорово, что один из них осмеливается выделиться? Даже если он выглядит так, будто вынюхивает трюфели.