48

Ответ на пост «Попытка спасти СССР: финансовые реформы конца 1980-х»

и ожидаемо поехал вентилятор-лопата на тему пустых лозунгов и тупых агитштампов.

Эпоха застоя характеризовалась не только снижением темпов роста, но и нарастанием структурных дисбалансов. Сырьевая модель экономики, основанная на экспорте нефти и газа, исчерпала свой потенциал, а командно-административная система управления демонстрировала растущую неэффективность.

пустое блабла, традиционно применяемое абсолютно любыми истериками победивших переворотов в адрес их презшественников. В том числе и истериками зели.

Денежные реформы в России исторически были инструментом укрепления государственной системы,

чушь и бред. Полная дичь.

Финансовая система СССР характеризовалась хроническим скрытым дефицитом, прогрессирующим дисбалансом между денежной массой и товарным покрытием, а также растущей зависимостью от внешних займов.

дикий бред.

Наоборот на руках у населения был избыток дензнаков (на сберкнижках), что было отчасти причиной покупки и запуска автомобильного производства в Тольятти. Именно как способ канализовать имеющиеся средства в товары - автомобили. Хотя изначально интерес был в первую очередь к тракторам.

О каких "внешних займах" речь, если катастройка еще не началась?

который власти пытались сдерживать административными методами, лишь усугубляя дисбалансы.

я выше указал пример "административного". Короче, опять соврали.

Особенностью финансовых реформ конца 1980-х стало то, что они разрабатывались в условиях нарастающего осознания необходимости системных, а не косметических изменений.

в конце 80-х так называемые "реформы" были не более чем способом более-менее незаметно уничтожить государство. Ничего больше.

то к 1987 году среди советского руководства сформировалось понимание, что требуются более радикальные меры.

навроде предлагавшихся гитлером 45 годами ранее.

которая разрабатывала концепцию реформы, предполагавшую полный отказ от административного, директивного управления экономикой и переход исключительно к экономическим методам.

А в США еще 122 года назад создано бюро торговли и труда. Которое регулирует не только картельные сговоры, но и практически все стороны коммерческой и трудовой деятельности. Поскольку в "цитадели демократии" еще на рубеже 19-20 века поняли, что без жесткого страпона со стороны государства "дрыночег" не работает и оргазма промеж его участниками достичь не получается.

А вы пересказываете лапшу 90-х годов, предназначеннную для тупых аборигенов будущей дикой североафриканской колонии на месте СССР.

Поскольку термин «капиталистическая» в сознании большинства советских людей имел неприятный оттенок, его предпочитали заменять и в публицистике, и даже в экономической литературе терминами «рыночная экономика», «допущение частной собственности», «цивилизованное общество», «смешанная экономика». Поток разоблачений преступлений сталинского и ленинского периода, ошибок брежневского периода и неудач перестройки вместе с демонстрацией благополучия западных обществ благодаря средствам массовой информации и участившимся поездкам граждан за рубеж порождал среди рядовых граждан (и особенно среди части интеллигенции) растущее убеждение в пользе отказа от социализма и перехода если не к капитализму, то к смешанному обществу со значительными капиталистическими элементами.

Далее. Ваше


Наиболее известной альтернативной программой стала «500 дней», разработанная группой экономистов во главе с Григорием Явлинским и Станиславом Шаталиным. Эта программа предполагала поэтапную децентрализацию финансовой системы, приватизацию государственной собственности, введение свободного ценообразования при сохранении социальных гарантий и создание принципиально новой бюджетной политики, основанной на разграничении полномочий между союзным центром и республиками. По оценкам авторов, реализация этой программы могла бы вывести Советский Союз к началу нулевых в районе Швейцарии по уровню экономического развития (можете всплакнуть).

Несмотря на теоретические дискуссии, на практике был реализован ряд конкретных финансово-экономических мер, которые, однако, носили половинчатый характер.

ну да, ну да. Если после зарытия буратиной своих денег на поле чудес в стране дураков денежное дерево не выросло - это значит мало зарыл. Надо было еще и почку продать, тогда точно б выросло. Кот Базилио же давал такую оценку плану!

Уже 24 августа 1988 года был зарегистрирован первый в СССР кооперативный банк «Союз-банк» в Чимкенте, за которым последовали «Инкомбанк» и «Автобанк». Эти институты стали прообразами будущей коммерческой банковской системы, хотя их деятельность в условиях советской экономики была противоречивой.

а если не врать, то их деятельность была преступной. И позже на основе именно тех махинаторов возникла группа, ставшая "семибанкирщиной".

Среди прочих афер достойна упоминания афера с фальшивыми авизо.

Для родившихся со смартфоном в руках поясняю: в 80-е годы система обмена электронными сообщениями "свифт" еще не существовала, банки для ускорения передачи денег пользовались бумажными платежными поручениями - авизо. Что мол такой-то банк направляет в такой-то филиал энную сумму денег и просит выдать предъявителю сего аналогичную сумму в счет будущего получения.

Вот в 89-92 гг эти "противоречивые" (тм) деятели решили, что необязательно посылать деньги, достаточно только послать бумажку.

По большей части как "отправитель" использовались отделения банка в чечне, а как "получатели" - окраинные в нацреспубликах. Там меньше задавали вопросы. Возможно, будучи в доле.

Подобным образом из экономики было тупо изъято просто фантастическое количество денег. Буквально мешками от картошки выносили. Тут вот пишут, что украли 2 триллиона рублей.

Про 92-94 явно привирают, или это позже продолжалось уже не здесь, поскольку получать советские рубли в отделениях госбанка СССР в Литве в 94 никак не могли, здесь ходили уже литы. Да и в 92 тоже - ходили вагнорки и Госбанка СССР здесь уже не было. Я знаком с одним из кассиров, которого начальство принуждало осуществлять выдачу даже несмотря на явную лапшу. Объёмы именно такие. Мешками от картошки. Просто пришедшим с улицы кавказоидам, то есть, ни о какой хотя бы видимости законности процесса речи не шло.

Что не могло не вызвать дефицита денежной массы, вынуждая запустить печатный станок, но несколько позже украденная масса также была вброшена в оборот, запуская инфляцию и раскачивая финсистему.

Как отмечают исследователи, уменьшение поступления налогов в бюджет привело к компенсационному печатанию денег, кроме того, госпредприятиям разрешили часть безналичной прибыли переводить в наличные рубли, что вызвало резкий рост инфляции.

и схемы по обналу, и схемы по закупкам ведомствами по безналу с оплатой налом (как на днях на пикабах выкладывали ролик, как в 88-90гг за месяц 500 баксов превращали в 5 млн баксов совершенно легально), и вышеописанная схема с фальшивыми авизо.

В 1990 году был принят знаковый Закон «О собственности в СССР», легализовавший частную собственность, что имело фундаментальное значение для трансформации финансовой системы.

Вот автор программы приватизации сам лично рассказывает о целях её. Уничтожить коммунистов, уничтожить СССР. А не экономика вообще. До 97 года - вообще не экономика, а только война против СССР, против коммунистов.

Отсутствие последовательности в проведении реформ привело к тому, что отдельные либеральные меры усугубляли макроэкономическую нестабильность.

пустое блабла, учитывая, что "реформы" сами имели курс на уничтожение страны.

Временной фактор также сыграл роковую роль. Как отмечал Егор Гайдар, к середине 1980-х советская экономика была сильно интегрирована в мировую и крайне от нее зависела, особенно в части экспорта нефти и импорта продовольствия. Резкое падение мировых цен на нефть лишило СССР ресурсов для маневра и проведения постепенных реформ.

не "временной фактор", а фактор Шпион-реформатор во главе СССР

сообщивший подробности планируемого масштабного перевооружения промышленности СССР - той самой запланированной Брежневым перестройки - кураторам в сша. После чего был визит главы цру Кейси в Саудовское королевство, после которого саудитам внезапно позволили купить новейшие американские F-15, которые не продавались вообще никому. Плюс крупнейшая авиабаза. А попутно саудитам был обещан ядерный зонтик. За одну маааленькую уступку: наращиванеим производства уронить цены на нефть до плинтуса (втрое) на пару лет.

Убытки СССР за один 1986 год составили $20 млрд, или свыше семи процентов плановых доходов бюджета.

Плановое хозяйство маневрирует тяжело, после запуска процесса перестройки источник денег подрубили - и процесс пошел вразнос. Что выразилось в подмене целей перестройки на болтологию, скрывая отсутствие прогресса по обновлению фондов.

Ну и на вырученные от родажи в сша деньги - тренировать моджахедов для Афгана. Богатейшую саудовскую семью Бен Ладен помним?

Кстати, там же и другие известные лица встречались. К примеру, вот этот бравый афганский моджахед - Родослав Сикорски

Наконец, неучёт социальных последствий реформ

а их как раз учли. Именно чтоб создать максимальный эффект. Были достаточно массовые систематические сознательные случаи саботажа типа загона эшелонов скоропортящихся продуктов в тупики или не туда, чтоб создать дефицит. Были и приказы сгрузить где-то в лесах. Были приказы, направленные на дезорганизацию жд сообщения (отказ давать вагоны или пересылка их незнамо куда), и прочие и прочие. То есть, раскачка была сознательным процессом, с целью получения максимального резонанса.

кому охота - по теме есть куча материалов. Поисковик - клик - саботаж ссср перестройка

Саботаж для развала страны
https://arctus.livejournal.com/430946.html
https://kprf.ru/history/soviet/147190.html
https://proza.ru/2022/02/03/764
https://1rodina.ru/article/kak-razrushali-sssr-ubiystvennaya...
https://nstarikov.ru/udar-perestrojki-39301

...

История финансовых реформ конца 1980-х представляет собой классический пример упущенных возможностей. Программа «500 дней» и разработки «волынской группы» предлагали комплексные подходы к трансформации

ложь.

В истории это останется как пример сознательного уничтожения страны.

Исторический опыт этих реформ демонстрирует, что финансовые преобразования в авторитарных системах сталкиваются с парадоксом:

пустое блабла, рассчитанное на лопоухих.

Авторитарность пришедшей взамен системы отлично характеризуется расстрелом парламента из танков всего 2 года спустя после захвата власти. С разрешения поощрения президента сша. По причине "в парламенте слишком много коммунистов" (мешавших разворовывать страну)

Короче, вся ваша статья - не более чем очередной пасквиль в стиле 90-х годов. Уже говорил вам - не пишите, если вам период знаком только по таким говноагиткам. Здесь люди, жившие в те годы.

\\события рубежа 80-90 - до 2000 года, формально ссылок не надо, хоть и присутствуют.

Показать полностью 3 1
34
Хроники распада

Попытка спасти СССР: финансовые реформы конца 1980-х

Пока Горбачев вел гласность и разрядку, в тиши кабинетов группа малоизвестных экономистов и политиков вела свою войну — они пытались остановить надвигающийся коллапс, разрабатывая радикальные финансовые реформы. Однако тут пойдёт рассказ не о горбачёвской перестройке, а о настоящей, финансовой битве за спасение страны, которая развернулась параллельно с политическими потрясениями. Почему акцент на финансах? Потому что именно здесь, в дефиците бюджета, раздутой денежной массе и неконтролируемых ценах, скрывалась бомба, взорвавшая СССР. Мы исследуем забытые имена и смелые проекты «волынской группы», программы «500 дней» и других архитекторов реформ, чьи идеи могли бы изменить ход истории, но так и не были реализованы до конца. Анализ малоизвестных экономических программ и их авторов позволяет по-новому взглянуть на альтернативные пути развития страны в переломную эпоху.

К середине 1980-х годов советская экономика оказалась в состоянии глубокого системного кризиса, несмотря на внешнюю стабильность. Эпоха застоя характеризовалась не только снижением темпов роста, но и нарастанием структурных дисбалансов. Сырьевая модель экономики, основанная на экспорте нефти и газа, исчерпала свой потенциал, а командно-административная система управления демонстрировала растущую неэффективность. Денежные реформы в России исторически были инструментом укрепления государственной системы, но в позднесоветский период они столкнулись с беспрецедентными вызовами (подробнее здесь).

Финансовая система СССР характеризовалась хроническим скрытым дефицитом, прогрессирующим дисбалансом между денежной массой и товарным покрытием, а также растущей зависимостью от внешних займов. К 1985 году дефицит государственного бюджета достиг критических значений, хотя официально это не признавалось. Накопленная денежная масса населения при отсутствии достаточного товарного покрытия создавала мощный инфляционный потенциал, который власти пытались сдерживать административными методами, лишь усугубляя дисбалансы.

Особенностью финансовых реформ конца 1980-х стало то, что они разрабатывались в условиях нарастающего осознания необходимости системных, а не косметических изменений. Если более ранние реформы, такие как инициатива 1979 года, предполагали лишь частичную модернизацию плановой системы без изменения ее основ, то к 1987 году среди советского руководства сформировалось понимание, что требуются более радикальные меры. За пределами общественного внимания оставались многие экономисты и политики, предлагавшие альтернативные пути реформирования советской финансовой системы. Одной из ключевых фигур был Вадим Медведев — член-корреспондент РАН, секретарь ЦК КПСС, возглавивший в 1987 году рабочую группу по подготовке радикальной экономической реформы. Современники характеризовали его как раскованного и очень интеллигентного человека, обладавшего широтой мышления в экономической сфере.

Вадим Андреевич Медведев

Вадим Андреевич Медведев

Именно Медведев возглавил так называемую «волынскую группу» (по месту работы на даче в Волынском), которая разрабатывала концепцию реформы, предполагавшую полный отказ от административного, директивного управления экономикой и переход исключительно к экономическим методам. Согласно воспоминаниям Олега Ожерельева, помощника по экономике президента СССР Михаила Горбачева, эта реформа была значительно мощнее, чем косыгинские преобразования 1965 года, и по своему размаху приближалась к НЭПу.

Другим важным участником процесса был Леонид Абалкин, возглавивший в 1989 году Государственную комиссию по экономической реформе при правительстве СССР. Его подход отличался большей осторожностью и постепенностью, что вызывало дискуссии со сторонниками более радикальных преобразований. Параллельно с официальными структурами над концепциями реформ работали экономисты Григорий Явлинский (да-да) и Станислав Шаталин, представившие в 1990 году знаменитую программу «500 дней», которая предполагала быстрый переход к рыночной экономике при сохранении единого экономического пространства СССР.

Графики роста секторов экономики СССР и России

Графики роста секторов экономики СССР и России

Период 1987-1990 годов характеризовался интенсивной дискуссией между сторонниками различных подходов к финансовой реформе. «Волынская группа» под руководством Медведева предлагала радикальную децентрализацию управления экономикой, при которой Госснаб должен был не распределять материальные ресурсы, а подсказывать предприятиям, куда они могут обратиться для заключения договорных отношений, Госплан определять лишь основные направления научно-технического прогресса, а Минфин выстраивать экономические нормативы через новую систему ценообразования.

Параллельно разработкой реформы занималась группа под руководством председателя Совета Министров Николая Рыжкова, располагавшаяся в Морозовке. Их подход предполагал более осторожные и растянутые на десятилетие преобразования, сохраняющие значительные элементы централизованного планирования. По свидетельству Ожерельева, Рыжков считал, что реформа должна быть растянута минимум на десять лет, поскольку резкий отказ от бюджетного финансирования предприятий в пользу кредитной системы казался ему слишком рискованным

Наиболее известной альтернативной программой стала «500 дней», разработанная группой экономистов во главе с Григорием Явлинским и Станиславом Шаталиным. Эта программа предполагала поэтапную децентрализацию финансовой системы, приватизацию государственной собственности, введение свободного ценообразования при сохранении социальных гарантий и создание принципиально новой бюджетной политики, основанной на разграничении полномочий между союзным центром и республиками. По оценкам авторов, реализация этой программы могла бы вывести Советский Союз к началу нулевых в районе Швейцарии по уровню экономического развития (можете всплакнуть).

Несмотря на теоретические дискуссии, на практике был реализован ряд конкретных финансово-экономических мер, которые, однако, носили половинчатый характер. В 1986 году был принят Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», разрешивший частную инициативу в сфере услуг. В 1987 году последовали Постановления о создании кооперативов и совместных предприятий, а также Закон «О государственном предприятии», расширявший финансовую самостоятельность предприятий. Особое значение имел Закон «О кооперации в СССР», принятый в мае 1988 года, который легализовал кооперативные банки. Уже 24 августа 1988 года был зарегистрирован первый в СССР кооперативный банк «Союз-банк» в Чимкенте, за которым последовали «Инкомбанк» и «Автобанк». Эти институты стали прообразами будущей коммерческой банковской системы, хотя их деятельность в условиях советской экономики была противоречивой.

Молодой зампред Совета Министров СССР Григорий Явлинский

Молодой зампред Совета Министров СССР Григорий Явлинский

В 1990 году был принят знаковый Закон «О собственности в СССР», легализовавший частную собственность, что имело фундаментальное значение для трансформации финансовой системы. Одновременно вводился коммерческий курс рубля к иностранным валютам (1,8 рубля за доллар), что означало фактическое признание несостоятельности официального курса. Однако эти меры проводились бессистемно и часто противоречили друг другу. Как отмечают исследователи, уменьшение поступления налогов в бюджет привело к компенсационному печатанию денег, кроме того, госпредприятиям разрешили часть безналичной прибыли переводить в наличные рубли, что вызвало резкий рост инфляции. Почему же, несмотря на обилие программ и проектов, финансовые реформы не смогли предотвратить коллапс советской экономической системы? Анализ позволяет выделить несколько ключевых причин.

Политическое противодействие стало одним из главных факторов. По словам Ожерельева, Рыжков похоронил радикальную реформу, хотя формально и согласился с ней. На практике это выразилось в саботаже реализации принятых решений на министерском уровне. Конфликт между союзным центром и руководством РСФСР во главе с Борисом Ельциным также блокировал возможность последовательного проведения преобразований.

Отсутствие последовательности в проведении реформ привело к тому, что отдельные либеральные меры усугубляли макроэкономическую нестабильность. Частичная либерализация при сохранении контроля над ценами, расширение прав предприятий без внедрения жестких бюджетных ограничений, создание кооперативов при сохранении госмонополии на ресурсы — все это порождало диспропорции, а не решало их.

Временной фактор также сыграл роковую роль. Как отмечал Егор Гайдар, к середине 1980-х советская экономика была сильно интегрирована в мировую и крайне от нее зависела, особенно в части экспорта нефти и импорта продовольствия. Резкое падение мировых цен на нефть лишило СССР ресурсов для маневра и проведения постепенных реформ.

Наконец, неучёт социальных последствий реформ стал еще одной причиной провала. Нарастание дефицита, введение талонной системы, обесценивание сбережений населения — все это подрывало доверие к реформаторам и усиливало социальную напряженность. К 1991 году продовольственный кризис достиг такой остроты, что власти были вынуждены обсуждать срочные меры по закупке импортного зерна в объёмах 4 млн тонн ежемесячно.

История финансовых реформ конца 1980-х представляет собой классический пример упущенных возможностей. Программа «500 дней» и разработки «волынской группы» предлагали комплексные подходы к трансформации финансовой системы, которые могли бы стать альтернативой как сохранению статус-кво, так и шоковой терапии 1990-х. Вадим Медведев и его единомышленники предлагали путь, который, по оценке Ожерельева, мог бы позволить следующую пятилетку сформировать по новому хозяйственному механизму. Однако политическая конъюнктура, противодействие консервативных сил в аппарате и отсутствие единства в руководстве страны не позволили реализовать эти планы.

Исторический опыт этих реформ демонстрирует, что финансовые преобразования в авторитарных системах сталкиваются с парадоксом: без политических изменений они не могут быть последовательными, но сами политические изменения подрывают стабильность, необходимую для экономических трансформаций. Персоналии малоизвестных политиков и экономистов, таких как Вадим Медведев, Леонид Абалкин, Станислав Шаталин, оказались в тени истории, но их идеи и разработки заслуживают внимательного изучения как альтернативные сценарии развития страны в переломный момент ее истории.

Если статья Вам понравилась - можете поблагодарить меня рублём здесь, или подписаться на телеграм и бусти. Там я выкладываю эксклюзивный контент (в т.ч. о политике), которого нет и не будет больше ни на одной площадке.

Показать полностью 9
Отличная работа, все прочитано!