Чудеса Света. Раскрывая тайны Великого Большого Сфинкса...
Здравствуйте читатели! Серия постов про Чудеса Света продолжается. В прошлой статье мы с Вами «посетили» Великую Александрийскую Библиотеку, построенную во времена эллинистического Египта. В сегодняшнем посте мы погрузимся еще глубже в историю Египта, примерно на 2250 лет от основания Александрийской библиотеки. Это были времена «Древнего Египетского Царства», которые характеризуются усилением централизации государства, экономическим, военно-политическим и культурным расцветом страны. Именно в этот исторический промежуток появилось легендарное Чудо Света - Великая пирамида Хеопса, которая являлась усыпальницей фараона Хуфу (Хеопса), фараона IV династии. И вот, вроде настало время наконец-то рассказать о Великой пирамиде и в ближайшее время я обязательно про нее расскажу (в этот раз точно), но сегодня мне хочется рассказать о наследии его сына. Мало кто знает, но у Хеопса был сын - Хефрен (Хафра), которого не отпускала слава отца и он вознамерился оставить после себя усыпальницу, которая превзошла бы по размаху пирамиду Хеопса. И должен сказать, что он преуспел в этом начинании. Одной пирамиды ему было однако мало и он отгрохал в честь себя огромный «заупокойный комплекс» в Гизе, центром которого стала известная нам пирамида Хефрена, которая так же дожила до наших дней, хотя по высоте все же немного уступала Великой пирамиде. Про пирамиду Хефрена я ранее уже написал в своем ТГ-канале, так что надеюсь с этим небольшим обзором Вы, уважаемые читатели, все же ознакомитесь. У восточного подножия пирамиды находился Верхний храм, где проходили ритуалы поминовения фараона ( в том числе знаменитый ритуал «открывания рта»). От Верхнего храма тянулась длинная мощенная дорога к Нилу. Она вела к Нижнему храму, одному из самых хорошо сохранившихся сооружений такого рода, в котором и проводилась мумификация фараона Хефрена. А вход в Нижний храм охранял и охраняет по сей день безмолвный страж - Великий Большой Сфинкс, который и является героем сегодняшней истории.
Про Великого Большого Сфинкса
Как я уже написал ранее, Хефрен (правивший с 2558 по 2532 годах до н.э.) не ограничился одной лишь пирамидой, в качестве своей усыпальницы, а создал целый некрополь, который на входе охранял Большой сфинкс, но что он из себя представляет?
Большой Сфинкс в Гизе предстает перед нами и по сей день исполинским существом, высеченным из единой глыбы природного известняка, чьи колоссальные размеры захватывают дух. Его фигура, телом могучего льва и головой человека, простирается на 73 метра в длину от лап до хвоста и возвышается на 20 метров в высоту от основания до макушки. Предположительно лицо Сфинкса является портретом самого фараона Хефрена. Это было установлено по дошедшей до наших дней диоритовой статуе самого фараона - поразительное сходство и позволило сделать это предположение. Ширина лица составляет впечатляющие 4,1 метра, что дает представление о грандиозном масштабе замысла древних зодчих.
Но изначально Сфинкс выглядел совершенно иначе, нежели сегодня. Его тело и, вероятно, часть головы были покрыты облицовочными плитами из известняка, тщательно подогнанными и отполированными, что придавало монументу законченный и величественный вид. Голова, увенчанная традиционным царским головным убором - немесом, некогда имела все знаки власти: на лбу красовался урей - священная кобра, а от подбородка отходила церемониальная царская борода, фрагменты которой были обнаружены при раскопках у основания статуи.
Но самым поразительным элементом был его цвет. Следы пигмента, найденные археологами, позволяют утверждать, что Сфинкс был ярко раскрашен: его тело сияло желтой охрой, символизирующей солнце и нетленную плоть божества, а головной убор немес был расписан синими и желтыми полосами. Лицо, обращенное строго на восток, к точке восхода солнца в дни равноденствия, имело естественные черты, с подведенными темной краской глазами и, возможно, улыбкой, застывшей на устах.
Античные источники
Так же сохранились описания, хотя их и не так много, в трудах античных авторов, которые мне хотелось бы рассмотреть.
Плиний Старший (I век н.э.) описывает Cфинкса следующим образом:
«Рядом с ними (с пирамидами) находится Сфинкс, о котором следует сказать ещё больше, но о нём сохраняется молчание. Жители этих мест считают его божеством. Они верят, что царь Гарма был погребён внутри и что его лицо воспроизведено в облике Сфинкса. Однако он был высечен из естественной скалы. Лицо его окрашено в красный цвет, и длина всей фигуры составляет пятьдесят шагов. Он скрыт песками, и царь потратил усилия, чтобы откопать его».
«Естественная история», Книга 36
Плиний в этом тексте упоминает, что Сфинкс был покрыт песками, пока его не откопали и возможно это действительно так и было. В настоящей момент Сфинкс предстаёт перед нами сильно повреждённым от многовековой эрозии, из-за ветра и песка (только лишь песка?), а это лишь подтверждает данное предположение.
Так же удивляет молчание выдающегося античного автора Геродота - «отца истории» (V век до н.э.). Подробно описывая пирамиды Гизы и приписывая их Хеопсу (Хуфу) и Хефрену (Хафре), он ни единым словом не упоминает о Великом Сфинксе. Это молчание породило множество гипотез. Наиболее вероятное объяснение заключается в том, что во времена Геродота Сфинкс был полностью погребен под песками пустыни и просто не был виден.
Тайна пропавшего носа
Одна из версий исчезновения носа, высказанная кинематографом в фильме - «Астерикс и Обелиск: Миссия Клеопатра»
Хоть и Сфинкс и дожил до наших дней, но время его знатно потрепало. И наверное первым вопросом от впервые увидевшего Сфинкса будет: «А где же его нос?».
По одной из самой распространённой версии в исчезновении носа повинен...как думаете кто? Конечно же Наполеон собственной персоной). По этой версии нос отстрелили солдаты Наполеона во время Египетской кампании 1798-1801 годов. Но все же это версия является исторически несостоятельной, так как это опровергают более ранние рисунки и свидетельства путешественников. Например, датский исследователь Фредерик Норден сделал зарисовки Сфинкса уже в 1737 году, на которых у статуи уже отчетливо отсутствует нос. Таким образом, повреждение произошло значительно раньше прибытия Наполеона в Египет.
Наиболее достоверная версия, подтверждаемая арабскими средневековыми источниками, в частности трудами историка Таки ад-Дин аль-Макризи, связывает уничтожение носа с актом религиозного вандализма. В 1378 году суфийский фанатик по имени Мухаммад Саим аль-Дахр был возмущен тем, что некоторые местные жители продолжали приносить дары Сфинксу в надежде на хороший урожай, что он считал идолопоклонством. Чтобы положить конец этому языческому, по его мнению, ритуалу, он намеренно отбил нос у колоссальной статуи. Согласно легенде, за этот акт вандализма он был позже схвачен и казнен, но повреждение уже стало необратимым.
Теория о том, что Сфинкс гораздо старше, чем считается
Помните я написал, что Сфинкс покрыт следами многовековой эрозии? Так вот этот факт породил еще одну теорию.
Сторонники этой гипотезы, наиболее ярким представителем которой является покойный Джон Энтони Уэст (американский писатель и публицист), а научную основу ей придал геолог доктор Роберт Шох из Бостонского университета, указывают на следующий ключевой аргумент. Износ известнякового тела Сфинкса, особенно стенок окружающей его траншеи, имеет не горизонтальный, а вертикальный волнистый профиль с глубокими округлыми нишами и карманами. Такой тип эрозии, с точки зрения геологии, является классическим следствием длительного и интенсивного воздействия потоков дождевой воды, стекающей по вертикальным поверхностям. Ветер и песок, которые являются основными эрозионными факторами в засушливом климате Египта последних тысяч лет, оставляют совсем другие следы - горизонтальные, сглаженные, абразивные, похожие на результат работы наждачной бумаги.
Это наблюдение приводит к фундаментальному хронологическому противоречию. Официальная египтология датирует Сфинкса временем правления фараона Хефрена. Однако, согласно палеоклиматическим данным, последний период, когда в районе плато Гиза выпадало достаточное количество осадков, способное вызвать такую мощную водную эрозию, закончился гораздо раньше - примерно в 5-м тысячелетии до н.э. Таким образом, если эрозия водная, то Сфинкс должен был стоять уже в то дождливое время, что отодвигает дату его создания на тысячи лет вглубь веков, возможно, к 7000-5000 годам до н.э., в эпоху, которую традиционная наука считает доисторической и не знавшей такой сложной монументальной архитектуры.
Естественно, эта теория встретила ожесточенную критику со стороны официальной египтологии. Оппоненты, такие как Марк Ленер (американский археолог), указывают на несколько контраргументов. Во-первых, они утверждают, что эрозия может быть объяснена комбинированным воздействием ветра, солевого выветривания (когда кристаллы соли разрушают камень) и периодических, но сильных ливней, которые в засушливые периоды все же случаются. Во-вторых, они ссылаются на археологический контекст: Сфинкс неразрывно связан с комплексом Хефрена, а его голова, по их мнению, имеет портретное сходство именно с этим фараоном. В-третьих, отсутствие каких-либо артефактов или следов высокоразвитой культуры, способной создать такой монумент в столь раннюю эпоху, делает эту теорию несостоятельной.
Что же находится под Сфинксом?
Корни самых смелых предположений уходят в средневековье, к трудам арабского историка Таки ад-Дин аль-Макризи, который записал местное предание о потайных ходах и просторных залах, скрытых под Сфинксом. Согласно этим легендам, в этих подземных покоях хранятся не столько материальные сокровища, сколько бесценные сакральные знания, оставленные мудрецами далекой эпохи. Эта идея была подхвачена в XIX веке спиритами и эзотериками, которые наполнили ее новым содержанием, связав с мифической Атлантидой. Они говорили о «Зале Летописей» или «Библиотеке Тота», где будто бы хранятся свитки с знаниями погибшей цивилизации. На Западе эту теорию с невероятной силой популяризировал американский «ясновидящий» Эдгар Кейси, который в 1930-х годах сделал конкретное предсказание: зал с архивами Атлантиды будет обнаружен под правой лапой Сфинкса между 1996 и 1998 годами, что подстегнуло огромный интерес и множество экспедиций.
С конца XX века на смену легендам пришли попытки научного исследования. Команды из Японии (Университет Васэда) и США в 1970-х и 1980-х годах провели первые сейсмические и акустические исследования, которые выявили ряд аномалий, указывающих на возможные пустоты в скальном основании. Данные говорили о полостях под лапами статуи и о наличии неких туннелей в районе платформы. Эти открытия вдохновили на более смелые шаги. В 1990-х годах, под контролем Египетской организации древностей и при участии известного египтолога Захи Хавасса, были предприняты прямые исследования с помощью бурения. В одном из туннелей, ведущих вниз от тела Сфинкса, было пробурено отверстие, куда опустили видеокамеру. Общедоступные кадры разочаровали многих искателей сенсаций: они показали лишь небольшую пещеру, частично заполненную песком, и никаких признаков сокровищ или архивов обнаружено не было.
Существует и более приземленная, но научно обоснованная гипотеза, объясняющая эти пустоты. Геологи, такие как Роберт Шох, указывают на то, что известняк, из которого вырублен Сфинкс, подвержен водной эрозии. Они предполагают, что за тысячи лет дождевая вода могла вымыть в основании монумента естественные карстовые полости и туннели. Таким образом, многие из обнаруженных аномалий могут иметь не искусственное, а сугубо природное происхождение, не тая в себе никаких рукотворных секретов.
На сегодняшний день официальная египтология, главным голосом которой остается Захи Хавасс, утверждает, что никаких масштабных скрытых залов под Сфинксом не существует. Согласно этой точке зрения, все обнаруженные небольшие полости и туннели являются либо естественными геологическими образованиями, либо были созданы самими древними египтянами в практических целях - для дренажа, в качестве опорных конструкций во время строительства, либо являются следами грабительских раскопок разных эпох.
На этом мой сегодняшний рассказ о Великом Большом Сфинксе заканчивается. В следующий раз я Вам расскажу о первом Чуде Света - о Великой пирамиде Хеопса (честно, честно).
P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка очень важна! С большим количеством обзоров и историй вы можете ознакомиться на дзене и в телеграм-канале. Спасибо!

















































