Серия «Исторические обзоры»

106
Лига историков
Серия Исторические обзоры

Легендарный «Ямато» - самый ли бесполезный линкор Второй Мировой Войны?

Легендарный «Ямато» - самый ли бесполезный линкор Второй Мировой Войны?

Здравствуйте читатели! В прошлом посте я рассказал о легендарном линкоре «Бисмарк» и про его печальную судьбу. И с моей стороны было бы кощунством, если бы не упомянул другой «легендарный» линкор Второй Мировой Войны, с очень похожей судьбой. Сегодня я расскажу вам про линкор «Ямато».

Предыстория

Идея строительства «супер-линкора» возникла в ответ на жесткие ограничения Вашингтонского морского договора 1922 года, поставившего Японию в сложное положение. По данному договору общий тоннаж линкоров в японском флоте не должен был превышать 315 000 тонн (что составляло всего лишь 60% тоннажа флотов США и Великобритании). В таких условиях японским адмиралам пришлось сделать ставку на качество кораблей, а не на их количество. Так родилась концепция линкора-гиганта, способного в одиночку противостоять численному превосходству противника. Проектирование началось в 1934 году под грифом «сверхсекретно», и после двух лет напряженной работы над 24 вариантами, в марте 1937 года был утвержден окончательный проект A-140-F6.

Строительство корабля и уникальные инженерные решения

Строительство стартовало 4 ноября 1937 года в специально модернизированном доке №4 арсенала Куре. Чтобы вместить будущего колосса длиной 263 метра, док углубили на целый метр и оснастили новыми 350-тонными кранами. Масштаб секретности поражал: верфь скрыли за 30-метровыми циновками из сизаля и маскировочной тканью «судзи», фотографии всех рабочих сверяли с альбомами при входе и выходе, чертежи выдавали фрагментарно, а в документах намеренно занижали калибр орудий до 406 мм (реально 460 мм). Истинную стоимость проекта - астрономические 137.8 млн иен (около $100 млн по курсу 1936 г.), тщательно маскировали, распределяя расходы по статьям о строительстве эсминцев и подлодок. Для перевозки чудовищно тяжелых 460-мм орудийных башен даже построили специальное судно «Касино» водоизмещением 11 000 тонн.

Принятые инженерные решения при постройке корабля поражали смелостью и новаторством. Для линкора был предусмотрен бульбообразный нос, который снижал сопротивление воды на 8.2%, экономя драгоценные тонны водоизмещения. Для бронирования применили цементированную сталь с добавлением хрома и никеля. Лобовые плиты башен главного калибра невероятной толщины 650 мм отливались едиными блоками - это абсолютный рекорд в истории кораблестроения. Бортовые бронеплиты толщиной 410 мм крепились с помощью двойных шипов для максимальной прочности соединений. Даже дымовые трубы защитили оригинальными 380-мм стальными «сотами» - решетками, призванными улавливать осколки авиабомб.

Технические характеристики

По итогу строительства техническое воплощение «Ямато» оставалось непревзойденным. Габаритные размеры были внушающими: длина - 263 м, ширина - 38,9 м, осадка- 10,8 м.  Его полное водоизмещение в 72 810 тонн (стандартное - 63 200 т) на 17 000 тонн превосходило новейшие американские линкоры типа «Айова». Сердцем корабля стали 12 мощных котлов Kampon Ro, вырабатывавших пар давлением 25 кгс/см², которые вращали 4 турбины общей мощностью 150 000 - 153 550 л.с. Они разгоняли линкор до 27.5 узлов и обеспечивали дальность плавания в 7 200 миль экономичным 16-узловым ходом. Защита была всесобмлеющей: помимо легендарной 650-мм лобовой брони башен, 410-мм главный бронепояс (наклоненный на 20° для увеличения сопротивления), 200 - 230-мм бронепалуба, 300-мм траверзы и сложная подводная защита из переборок толщиной 64–194 мм.

И боевое оснащение было на высоком уровне. Главный калибр - девять 460-мм орудий в трех башнях, которые метали снаряды весом 1 460 кг на 42 км. Изначально его дополняли 12 х 155-мм орудий и 24 зенитки калибра 127 мм, но к 1944 году, под давлением воздушной угрозы, число малокалиберных 25-мм автоматов выросло до 113 стволов.

Однако этот инженерный триумф нес в себе фатальные противоречия. Адмирал Исороку Ямамото еще до ввода корабля в строй скептически заметил: «Эти корабли напоминают религиозные свитки в домах стариков. Они не доказали ценности - это вопрос веры, как самурайский меч». Ограниченное применение электроприводов (предпочтение паровым механизмам снижало живучесть), изначально слабая ПВО и чудовищные размеры, делавшие корабль легкой мишенью для авиации, предопределили его судьбу....

Спуск на воду

Спуск на воду 8 августа 1940 года прошел вопреки всем традициям - в гробовой тишине и строжайшей секретности. Скромная 40-минутная церемония собрала лишь около 1000 избранных. Император Хирохито отсутствовал, бутылку сакэ о форштевень разбила жена министра флота, а адмирал Симада лишь шепотом произнес имя корабля - «Ямато». Громкие речи были строжайше запрещены. После напряженной достройки, 16 декабря 1941 года, всего через 9 дней после атаки на Перл-Харбор, стальной гигант официально вступил в строй Императорского флота, став символом японской военно-морской мощи.

Бесславная служба линкора «Ямато»

Несмотря на статус флагмана Объединённого флота, «Ямато» большую часть войны простоял в Труке (Каролинские острова), заслужив у моряков ироничное прозвище «Отель Ямато». Его единственным «боевым» эпизодом до 1944 года стало попадание торпеды с подлодки USS Skate в декабре 1943-го, повредившей кормовые отсеки.

Перелом наступил в октябре 1944 года в битве за залив Лейте. «Ямато» и его «брат-близнец» «Мусаси» возглавили ударное соединение адмирала Куриты. 24 октября в море Сибуян «Мусаси» получил 19 торпед и 17 бомб, перевернувшись через 9 часов после начала атаки. «Ямато» же отделался двумя бомбовыми попаданиями в надстройки. Ирония судьбы: в этом бою он впервые открыл огонь главным калибром по врагу, но позже выяснилось, что часть залпов била по своим же самолётам. Именно тогда родилась поговорка: «На свете есть три самые бесполезные вещи: египетские пирамиды, Великая Китайская стена и линкор "Ямато"».

Начало самоубийственной миссии

К апрелю 1945 года Япония потеряла контроль над Тихим океаном. Американцы высадились на Окинаве, и командование решило пожертвовать последними кораблями. План «Тэн-Го» («Небеса-1») предполагал, что «Ямато» с эскортом из крейсера «Яхаги» и 8 эсминцев прорвётся к острову, выбросится на мель и станет «непотопляемой» артиллерийской батареей. Горючего выделили лишь на путь в один конец - 2 500 тонн.

Перед выходом экипаж получил сакэ и прощальные письма. Младший офицер Ёсида Мицуру вспоминал, как штурман разбил чашку с ритуальным напитком: «Все с печальным укором смотрели на него... Каждый понимал, что его ждёт неизбежная смерть». В 15:20 6 апреля эскадра вышла из Куре. Адмирал Сэйити Ито, командовавший операцией, открыто называл её самоубийством, но приказ императора был неоспорим.

Гибель «Ямато»

Американская разведка отследила движение эскадры. Утром 7 апреля с авианосцев поднялись 386 самолётов (торпедоносцы TBF Avenger, пикировщики SB2C Helldiver, истребители F6F Hellcat). Первая волна атаковала в 12:32. К 13:45 «Ямато» получил 5 торпед в левый борт и 3 бомбы. Затопление отсеков вызвало крен в 15°, который удалось выровнять контрзатоплением, но скорость упала до 18 узлов.

Вторая волна (110 самолётов) добила гиганта: к 14:20 число торпедных попаданий достигло 10, а бомбовых - 13. Крен на левый борт достиг 80°, и сместившиеся в погребах 460-мм снаряды детонировали. В 14:23 чудовищный взрыв разорвал корпус. Столб пламя взметнулся на 2 км, грибовидное облако дыма - на 6 км. Мощность взрыва оценили в 500 тонн тротила - сильнейший неядерный взрыв в истории. Из 3 332 человек экипажа спаслись лишь 269. Вместе с «Ямато» погибли «Яхаги» и 4 эсминца; американцы потеряли 10 самолётов и 12 лётчиков.

Наследие

Обломки «Ямато» покоятся на глубине 340 м в 290 км от Кюсю. Их обнаружила экспедиция 1999 года: корпус разорван на две части, башни главного калибра лежат дулами в ил. Для Японии линкор стал символом самурайской жертвенности - моряки пошли на верную смерть, зная о бессмысленности миссии.

История «Ямато» - трагедия технологического гения, побеждённого изменением войны. Созданный для артиллерийских дуэлей, он оказался беспомощен против авиации. Его гибель 7 апреля 1945 года похоронила эпоху линкоров, доказав: будущее - за авианосцами и дронами ракетами.

P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка очень важна!

Показать полностью 1
1321
Лига историков
Серия Исторические обзоры

Страшная месть княгини Ольги древлянам за своего мужа Игоря Рюриковича2

Предыстория мести началась с гибели князя Игоря в 945 году. Древляне, восточнославянское племя, платившее дань Киеву, восстали против Игоря, князя Киева, - не желая платить дальше дань. Древляне, под предводительством своего князя Мала, сумели захватить князя Игоря и жестоко его казнили, привязав его к согнутым вершинам двух молодых берез, что привело к его разрыву надвое. Это убийство было не просто актом неподчинения, но прямым вызовом власти Киева. Стремясь закрепить свою независимость и подчинить себе Киевское княжество, древляне решили женить своего князя Мала на вдове Игоря, Ольге. Они отправили посольство из лучших мужей племени в Киев с наглым предложением выйти замуж за Мала, ссылаясь на то, что убили ее мужа, но сами имеют добрых князей. Для Ольги, оставшейся с малолетним сыном Святославом, это стало страшной личной трагедией и прямым посягательством на власть ее династии и целостность Руси. Она осознала, что проявленная слабость означала бы конец правления Рюриковичей.

Месть - это блюдо, которое подают холодным

Княгиня Ольга была умной и хитрой женщиной с невероятной силой воли. После смерти своего мужа она стала регентшей при малолетнем сыне Святославе. И такая женщина как Ольга не могла не отомстить древлянам за убийство мужа и за высказанные оскорбления.

Ольга была гениальна в своей жестокости и психологической точности в разработке своего многоступенчатого плана мести. Она прекрасно понимала древлянскую психологию, их гордость и доверчивость. Приняв первое посольство с показным смирением и согласием, она начала воплощать хитроумный замысел в жизнь.

Первый этап мести. Погребение заживо

Ольга встретила древлянских послов с показной любезностью. Она предложила им неслыханную честь: быть принесенными к княжескому двору не пешком, а прямо в их же ладье. Польщенные такой почестью, послы позволили киевлянам подхватить их ладью и нести на руках. Однако путь вел не к княжеским палатам, а к глубокой яме, заранее вырытой по приказу Ольги во дворе ее терема. Когда ничего не подозревающих древлян внесли прямо над ямой, ладью сбросили вниз. И тогда Ольга приказала засыпать их заживо. Все послы погибли в страшных муках под тяжестью земли. Так завершился первый этап мести.

Второй этап мести. Сожжение заживо

Не дождавшись возвращения первого посольства, древляне отправили второе, состоявшее из самой знатной и уважаемой знати племени, чтобы уговорить Ольгу и ускорить свадьбу. Ольга снова встретила их ласково. Она предложила им совершить ритуальное омовение перед встречей с ней, как подобает знатным гостям. Довольные и уверенные в успехе, древляне отправились в крепко срубленную баню. Как только они вошли внутрь и начали мыться, слуги Ольги снаружи наглухо заперли двери и подперли их бревнами. Затем баню обложили хворостом и подожгли. Вся древлянская знать сгорела заживо в огненной ловушке. Так завершился второй этап мести.

Третий этап мести. Кровавый пир

После этого Ольга отправила гонца к древлянам с просьбой прислать самую почетную делегацию, чтобы она могла с почетом встретить их перед свадьбой в Киеве. Одновременно она объявила о своем желании справить поминальный пир (тризну) на могиле своего мужа Игоря, находившейся неподалеку от древлянской столицы Искоростеня. Древляне, все еще не понимающие судьбы первых двух посольств, прислали большую делегацию знати. Ольга с малой дружиной и юным Святославом прибыла на место. Во время поминального пира, когда древляне разгорячились и опьянели от обильного меда, они поинтересовались судьбой посланной ранее дружины. Ольга ответила двусмысленно, что те идут следом с дружиной ее мужа. Эти слова стали условным знаком. Дружинники Ольги, до этого притворявшиеся слугами, раздающими угощения, внезапно выхватили оружие и начали беспощадную резню. Летопись сообщает о пяти тысячах перебитых древлян. Выжить не удалось почти никому из знатных гостей. Так завершился третий этап ее мести и план подходил к своему логичному концу.

Четвертый этап мести. Сожжение столицы древлян

Уничтожив цвет древлянской знати, Ольга собрала большое войско и двинулась на столицу древлян - Искоростень. Однако город упорно сопротивлялся. Годовая осада не приносила успеха - защитники отбивали все приступы. Тогда Ольга прибегла к новой хитрости. Она послала в город весть, вопрошая, зачем те хотят умереть с голоду, когда все их города уже сдались, платят дань и возделывают земли. Древляне ответили, что готовы дать дань медом и мехами, но Ольга потребовала нечто необычное и на первый взгляд ничтожное: по три голубя и по три воробья от каждого двора. Обрадованные легкостью такой дани, древляне быстро собрали птиц и отправили Ольге. Та приказала своим воинам привязать к лапке каждой птицы кусочек трута (тлеющей от огня ткани или серы). Когда стемнело, всех птиц подожгли и отпустили. Птицы, стремясь к своим гнездам под крышами домов, сеновалов и голубятен, полетели обратно в Искоростень. Вскоре весь город был охвачен пожаром - загорались крыши, сеновалы, сараи. В панике жители пытались спасаться, выбегая из горящего города. Но киевская дружина стояла у ворот. Одних убивали на месте, других брали в плен. Город был полностью уничтожен, а его защитники и жители либо погибли в огне, либо пали от меча. Согласно легенде, лишь немногие, включая князя Мала, бежали, но его дальнейшая судьба неизвестна.

Последствия

Последствия мести княгини Ольги были огромны. Древлянская земля была окончательно и бесповоротно подчинена Киеву. Более того, ужас, наведенный жестокостью Ольги, на долгое время отбил охоту у других племен бунтовать против центральной власти. Ольга не остановилась на мести. Она провела первую в истории Руси административно-финансовую реформу: установила фиксированный размер дани («уроки»), создала систему специальных мест для сбора дани («погосты»), что упорядочило управление и укрепило единство молодого государства.

Так же княгина Ольга вошла в историю как первая правительница Руси, принявшей христианство (ок. 955 г.), заложив основу для будущего Крещения Руси ее внуком Владимиром.

P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка очень важна!

Показать полностью 6
196
Лига историков
Серия Исторические обзоры

ЭТО СПАРТА!!!! Фермопильское сражение. Про то, как царь Леонид и его 300 спартанцев сдерживали армию Ксеркса в Фермопильском ущелье

В начале V века до н.э. могущественная Персидская империя под властью царя Ксеркса I предприняла масштабное вторжение в Грецию, стремясь отомстить за поражение своего отца Дария I при Марафоне в 490 г. до н.э., Ксеркс собрал колоссальные силы - огромную армию и флот. Античные историки, особенно Геродот, описывали их численность до миллионов воинов, но современные исследователи считают эти цифры сильным преувеличением. По более реалистичным оценкам численность армии Ксеркса составляла до 200 тысяч человек, включая многочисленные контингенты из покоренных персами народов. Греческие города-государства, столкнувшись со страшной угрозой, сформировали оборонительный союз под руководством Спарты и Афин. Понимая невозможность победы в открытом поле против такой армии, греки решили задержать врага в Фермопильском ущелье - в стратегическом проходе между горами и морем, где персы не смогли бы развернуть свою численность и конницу. Спартанский царь Леонид I был поставлен во главе армии, задачей которой была оборона этого прохода. Одновременно греческий флот должен был сдерживать персов у мыса Артемисий.

Соотношение сторон

Персидская армия Ксеркса I представляла собой гигантскую, многонациональную силу. Современные историки, основываясь на логистических возможностях того времени, оценивают армию Ксеркса в пределах от 70-80 тысяч до 200 тысяч человек. В ее состав входили элитные части, такие как отряд «Бессмертных», и она обладала подавляющим преимуществом в коннице и легкой пехоте.

Греческие силы под командованием Леонида насчитывали около 7000 тяжеловооруженных пехотинцев-гоплитов. Ключевой момент заключается в том, что Леонид привел с собой только 300 спартанских гоплитов - это были отборные воины, полноправные граждане Спарты, имевшие детей (чтобы обеспечить продолжение рода). Остальные войска состояли из союзников: примерно 1000 феспийцев, 700 воинов из соседней Беотии (часто также называемых феспийцами), 400 коринфян, а также контингентов из Фив, Аркадии, Фокиды, Микен и других греческих полисов.

Ход битвы

Греческие войска заняли оборону в самом узком месте ущелья, известном как «Средние Ворота», где восстановили старую стену. Флот расположился у мыса Артемисий. В течение первых двух дней битвы (точная дата битвы не известна, но предполагается, что она произошла 7-8 сентября или 17-19 августа 480 г. до н.э.) персы, уверенные в легкой победе, предпринимали яростные фронтальные атаки. Узость прохода, местами не превышавшая 14 метров, полностью нивелировала их колоссальное численное преимущество. Греческие гоплиты, облаченные в тяжелые бронзовые доспехи, вооруженные большими щитами и длинными копьями, сражались в плотной, дисциплинированной фаланге. Эта тактика позволяла им методично отражать волны персидской пехоты, нанося атакующим огромные потери. Выдающаяся выучка и дисциплина спартанцев сыграли ключевую роль в успехе обороны. Ксеркс бросал в бой свои лучшие части, включая элитных «Бессмертных», но все атаки разбивались о греческий строй. Греки могли позволить себе смену уставших воинов, отводя их за стену для краткого отдыха. Ксерк уже было потерял надежду пройти через ущелье, но тут случилось роковое предательство. К Ксерксу явился местный житель по имени Эфиальт, который за вознаграждение указал на горную тропу обходящую Фермопилы с запада. Ночью сильный отряд персидских «Бессмертных» начал движение по этой тропе. На третий день Леонид получил известие о том, что обходной маневр удался и его войско скоро будет окружено. Созвав военный совет и осознав неизбежность гибели, Леонид принял решение отпустить основную часть союзного войска, чтобы сохранить их для будущих сражений за Грецию. С ним остались только его 300 спартанцев (связанные законом и долгом), 700 феспийцев и 400 фиванцев. Оставшиеся греки отошли от узкого прохода к небольшому холму, где дорога расширялась, чтобы встретить врага со всех сторон. В последнем бою, окруженные превосходящими силами персов и с фронта, и с тыла, греки сражались с невероятным мужеством и отчаянием. Они бились до последнего дыхания, используя мечи, когда сломались их копья. Царь Леонид пал смертью храбрых и вокруг его тела разгорелась особенно ожесточенная схватка. В конце концов, все оставшиеся греческие воины были уничтожены персидскими копейщиками и лучниками.

Потери

Потери греков в последний день битвы были катастрофическими: все оставшиеся сражаться погибли. Общие греческие потери за все три дня были выше, учитывая павших в первых столкновениях. Геродот упоминает о потере 4000 греков.

Потери персидской армии, согласно античным источникам, были огромны - до 20 000 человек, включая двух братьев Ксеркса. Особенно тяжелыми были потери в первые два дня, когда их пехота атаковала плотный строй гоплитов в узком ущелье. Потери в последний день боя, когда персы имели подавляющее преимущество и окружили греков, были для них значительно меньше.

Последствия

Фермопильское сражение завершилось поражением греков. Ущелье пало, персидская армия прорвалась в Центральную Грецию, захватила Аттику и сожгла Афины. Однако героическое сопротивление царя Леонида стало мощнейшей моральной победой для всей Греции, оно вдохновило греков на дальнейшее ожесточенное сопротивление. Легенда о 300 спартанцах родилась мгновенно. Не менее важно, что оборона Фермопил задержала продвижение персидской армии на критические несколько дней. Это дало греческому флоту, который одновременно вел тяжелые бои у Артемисия, возможность отойти к острову Саламин, сохранив боеспособность. Именно в Саламинском проливе несколькими неделями позже греческий флот под командованием афинского стратега Фемистокла одержал победу, лишив персидскую армию морского снабжения и вынудив Ксеркса отступить с большей частью войск. Окончательный разгром оставшейся в Греции персидской сухопутной армии произошел в 479 г. до н.э. в битве при Платеях.

Наследие

Памятник спартанскому царю Леониду в Фермопилах.

Памятник спартанскому царю Леониду в Фермопилах.

Фермопилы навсегда вошли в историю как символ высочайшего героизма, стойкости перед лицом невероятного превосходства врага, самопожертвования ради свободы родины и неукоснительного выполнения воинского долга. Подвиг 300 спартанцев в последствии идеализировал образ спартанского воина - непоколебимого, дисциплинированного, готового умереть, но не отступить. Этот образ активно использовался самой Спартой для внутренней пропаганды и укрепления своего авторитета и оказал огромное влияние на всю мировую культуру.

P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка очень важна!

Показать полностью 5
122
Лига историков
Серия Исторические обзоры

Мученическая кончина князя Романа Рязанского от рук басурман

Роман Ольгович Рязанский родился в 1237 году, в год монгольского нашествия на Русь, в роду рязанских князей (он все же «Рязанский» как никак). Оба его деда, Юрий и Олег Игоревичи, погибли в битве с войсками Батыя при обороне Рязани. Его отец, князь Олег Ингваревич, был захвачен в плен монголами и провел в неволе 14 лет, сумев вернуться на родину лишь в 1252 году. Самого Романа спас от резни, согласно преданиям, рязанский епископ Евфросин Святогорец, который и вывез тайно младенца из города в Муром. Детство и юность князя прошли под гнетом монгольского ига. Лишенный родителей и родного дома, он нашел утешение в религии и стал ревностным христианином. С самых ранних лет Роман прилежно изучал Священное Писание. Современники отмечали его чрезмерную набожность и полное равнодушие к мирским забавам. К моменту долгожданного возвращения отца из плена он был уже женат на княгине Анастасии, происходившей из знатного киевского рода.

Правление Романа Ольговича

В 1258 году, после кончины отца, 21-летний Роман вступил на рязанский престол. Его княжество медленно восстанавливалось после страшного разорения Батыя. За свои 12 лет правления молодой князь сосредоточился на решении двух главных, но противоречивых задач. С одной стороны, он демонстрировал внешнюю лояльность Орде, формально признавая верховную власть хана и исправно выплачивая тяжелую дань, чтобы любой ценой избегать прямых военных конфликтов. Когда в 1266 году к власти пришел новый хан Менгу-Тимур, князь подтвердил свою покорность новому повелителю. С другой стороны Роман Олегович всеми силами пытался защищать своих подданных от монгольского произвола, особенно от баскаков (сборщиков дани). Роман всегда лично вмешивался, когда эти чиновники допускали грабежи и зверства. Эта двойственная, но необходимая политика позволила Рязанской земле избежать новых погромов, однако неизбежно навлекла на князя лютую ненависть ордынских чиновников, искавших повод для расправы.

Роковой донос и вызов в Орду

В 1270 году один из озлобленных баскаков подал хану Менгу-Тимуру лживый донос, утверждая, будто Роман Олегович публично окорбляет хана, а так же поносит их языческую веру. Клевету поддержали подкупленные лжесвидетели. Получив вызов в Орду, князь будучи человеком неглупым прекрасно понимал, что едет на верную смерть. Перед отъездом он распределил уделы между своими тремя сыновьями (Федором, Ярославом и Константином) и простился со своим народом. В путешествие он отправился вместе со своей верной дружиной.

Прибыв в ставку хана Роману сначала удалось опровергнуть политические обвинения и оправдаться в клевете. Но тогда его враги изменили тактику: влиятельные монголы потребовали, чтобы он доказал свою лояльность самым страшным для христианина способом - отречением от веры и принятием их языческой религии. Хан Менгу-Тимур поставил ультиматум: либо мучительная смерть, либо принятие языческой монгольской веры.

Мученическая кончина

Роман Ольгович, потрясенный наглостью и подлостью ультиматума, не мог принять это «предложение» и в сердцах воскликнул: «Не достоит православным христианам, оставя веру свою православную, приимати веру басурманскую. Христианин есть, и воистину христианская вера свята, а ваша татарская вера погана есть!». Эти слова привели монголов в ярость. Они подвергли князя изощренным и жестоким пыткам, надеясь сломить его волю и заставить отречься. Сначала ему отрезали язык, стремясь лишить его возможности исповедовать веру. Затем монголы выкололи ему глаза и отсекли пальцы на руках и ногах. После этого отрубили конечности, а тело рубили «по частям», подвергая нечеловеческим страданиям. В конце палачи содрали кожу с головы, отрубили ее и насадили на копье для устрашения других. Князь Роман погиб 19 июля (1 августа) 1270 года в возрасте 33 лет, не издав, по свидетельству очевидцев, ни единого стона.

«Убиенъ бысть князь Романъ Олгович Рязанскіи отъ поганых Татар июля в 19, бысть сице убьение его: заткаша уста его убрусомъ, и начаша різати по составомъ и метати разно, ако розоимаша, оставиша трупъ единъ, они же одраша голову его и на копье взоткнуша; се новый мученик бысть, подобенъ страстью Іякову Перьскому».

- Новгородская летопись

«Татарове же, разъярившеся, яша его и начаша мучити: сперва языкъ ему урезаша, потомъ очи ему выняша, потомъ руце и нозе ему отсекоша, и по суставомъ его рубиша, и кожу съ главы его съняша, и тако убиша его. Князь же Романъ все мучение претерпевая, ничтоже жалобно изрече, но паче хуляше веру их поганую».

-Никоновская летопись

Последствия

Останки князя Романа Ольговича тайно перевезли в Рязань по всей видимости его верные дружинники (немногочисленные выжившие). Его церковное почитание началось практически сразу после мученической кончины. Летописцы сравнивали его подвиг с подвигом князя Михаила Черниговского, также убитого в Орде за верность Христу. Князь Роман стал для Руси символом духовного сопротивления иноземному гнету в то непростое время. 19 июля на Руси, а в последствии и в России, стал «днем памяти» по Роману Рязанскому. Примечательно, что в 1812 году, именно в день его памяти, русские войска одержали свою первую крупную победу над Наполеоном в сражении при Клястицах, которое остановило продвижение Наполеона на Санкт-Петербург. В честь этого совпадения образ князя был помещен на стене храма Христа Спасителя в Москве. Память о Романе Ольговиче сохраняется в Рязани, на иконах князь изображается держащим город в руках - это символ, по заверениям церкви, отражает его жертвенное служение и небесное заступничество за Рязанскую землю.

P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка очень важна!

Показать полностью 4
500
Лига историков
Серия Исторические обзоры

1 из 12. Про трагическое восхождение на пик Победы 1955 года и про то, как удалось выжить Уралу Усенову

Здравствуйте читатели!

Вы наверное могли заметить (а может и не могли) интенсивность выпуска мои «статей» резко снизилась..но на то есть определенные причины. На данный момент я прохожу не самый простой этап в жизни (а кому не пофиг? :D) , а в следствии этого мало свободного времени. Вы сами понимаете, что для написание требуется определенное вдохновение, которого на данный момент у меня маловато. Очень надеюсь, что этот жизненный этап поскорее пройдет и все вернется на круги своя...но пока имеем то, что имеем. Но хотелось выразить свою благодарность читателям и подписчикам, ваша активность под постами поднимает настроение (и не только его - 49.5 как никак :D). Спасибо Вам большое за поддержку!

В прошлом своем посте я рассказал про успешную экспедицию Виталия Абалакова, в ходе которой пик Победы официально был покорен. И Вы, уважаемые читатели, попросили написать про предшествующую экспедицию, которая завершилась трагедией и в ходе которой удалось выжить лишь одному ее участнику - Уралу Усенову. Про эти события я и расскажу в сегодняшнем посте.

Предыстория

Пик Победы, самый северный семитысячник мира, был открыт лишь в 1943 году, хотя первые попытки восхождения на него совершили еще в 1938 году альпинисты группы Августа Летавета, которые поднялись на вершину, но ошибочно определили ее высоту - 6930 м. Вершину команда Летавета назвала пиком ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи). Точная же высота (7439 м) была установлена позднее военными топографами под руководством П. Н. Рапасова и вершина получила свое современное название только в 1946 году. К 1955 году пик Победы считался непокоренным, что вызывало амбиции среди альпинистов СССР. Казахстанская команда уже пыталась штурмовать вершину в 1949 году, но тогда восхождение сорвалось из-за лавин. Подготовка к новой экспедиции заняла пять лет и альпинисты регулярно тренировались и совершали восхождения на другие вершины Тянь-Шаня.

Состав экспедиции

Руководителем экспедиции был назначен заслуженный мастер спорта Евгений Колокольников. Колокольников был легендарной фигурой в истории советского альпинизма, который стоял у истоков высотных восхождений в Казахстане. Родившийся в г. Алма-Ата, он с юности увлекался горами, а к 1930-м годам уже стал ключевым организатором альпинистского движения в республике. Именно он создал первые альпинистские лагеря в Заилийском Алатау (горный хребет) - «Металлург» и «Альпийская Роза» и основал Республиканский клуб альпинистов и туристов (1936г.). Его экспедиция 1936 года на пик Хан-Тенгри (6995 м) стала вторым в истории успешным восхождением на эту вершину, что заложило основы казахстанского высотного альпинизма. За эти достижения он и был выбран руководителем.

А штурмовую группу, группу которой предстояло покорить заветную вершину, возглавил опытный советский альпинист и мастер спорта - Владимир Шипилов. У Владимира был многолетний опыт высотных восхождений, а его организационные навыки и знание гор Тянь-Шаня делали его незаменимым участником группы.

В состав основной группы экспедиции вошли 28 человек. А в состав штурмовой вошли 16:

1.Шипилов Владимир Петрович;

2. Александров Кузьма Яковлевич;

3. Черепанов Павел Филлипович;

4. Солодовников Иван Герасимович;

5. Сигитов Борис Иванович;

6. Гончарук Андрей Федерович;

7. Анкудимов Виталий Геогевич;

8. Акишев Хусаин Акишевич;

9. Суслов Алексей Дмитриевич;

10. Селиджанов Ростислав Михайлович;

11. Рыспаев Эргалий Мукашевич;

12. Меняйлов Павел Пантелеевич;

13. Семченко Александр Архипович;

14. Тородин Ростислав Михайлович

15. Шевченко Николай Григорьевич;

16. Усенов Урал Усенович.

Начало экспедиции

Экспедиция стартовала из Алма-Аты в конце июня 1955 года. Первоначальной задачей экспедиции было достигнуть базового лагеря «Зеленый», который должен был быть развернут на отметке 3000 м. И уже на этом этапе экспедиции возникли серьезные трудности. С самого начала возникли проблемы с транспортом, из-за отсутствия достаточного количества автомобилей группе пришлось разделиться на три эшелона, которые выдвигались с интервалом в несколько дней. Это сразу создало сложности с координацией и перевозкой снаряжения.

Маршрут пролегал через сложные высокогорные перевалы Тянь-Шаня. Дороги находились в плохом состоянии, а некоторые участки вообще отсутствовали, поэтому альпинистам приходилось самостоятельно прокладывать путь. Грузовики с снаряжением регулярно застревали, и их приходилось вытаскивать с помощью лебедок и ручной разгрузки.

Когда техника дальше не могла проехать, альпинисты перешли на пеший переход. Им предстояло преодолеть около 50 километров по труднопроходимой местности с личными вещами и частью снаряжения. Остальное оборудование перевозилось на лошадях и яках, но их было катастрофически недостаточно.

По пути к базовому лагерю группа организовала несколько промежуточных лагерей для акклиматизации и отдыха. Однако из-за задержек с доставкой провизии и топлива эти лагеря были плохо оборудованы. Альпинисты ночевали в палатках, которые не всегда выдерживали ночные заморозки и пронизывающий ветер.

И только 29 июля, с опозданием от плана на 20 дней, все участники экспедиция достигли базового лагеря «Зеленый». Это опоздание критически сократило время для полноценной акклиматизации и подготовки к штурму вершины, что и послужило предвестником будущей трагедии.

Следующим шагом экспедиции было восхождение на ледник «Звёздочка» и создание лагеря на высоте 4200 метров. 1 Августа весь состав экспедиции выдвинулся на новую высоту и 4 августа высота уже была покорена. На этой высоте был разбит основной лагерь «Звёздочка» и именно оттуда началась подготовка к штурмовой операции. В последующие 10 дней экспедиция обустраивалась на новом месте и искала оптимальные маршруты для будущего подъема.

Так же в эти дни было совершено неприятное открытие - они не единственные кто хотел покорить пик Победы. Совсем рядом, в нескольких километрах, был обнаружен лагерь узбекской экспедиции на леднике Иныльчек. Данной экспедицией руководил Владимир Рацек - опытный альпинист и организатор, участвовавший в топографических экспедициях в Тянь-Шане ещё с 1943 года. Его группа насчитывала около 50 человек, включая военных альпинистов и спортсменов из Узбекистана. И они по всей видимости стремились опередить экспедицию Колокольникова в покорении вершины. Всесоюзная секция альпинизма еще перед экспедицией установила очередность - первыми должны были идти казахстанские альпинисты. Однако узбекская группа по всей видимости нарушила этот порядок, выйдя на маршрут раньше согласованного срока и это стало неприятным сюрпризом. В условиях спешки Евгением Колокольниковым и Владимиром Шипиловым было принято решение начать подъем, несмотря на недостаточную подготовленность.

Трагедия на высоте 6 700 метров

14 августа 1955 года штурмовая группа из 16 человек вышла из базового лагеря. Позывные были установлены как «Урал» (лагерь) и «Волга» (пик). Сеансы связи планировались трижды в сутки. Первые дни прошли в штатном режиме: к 16 августа группа достигла перевала Чон-Торен (5850 м). Однако 17 августа произошла первая критическая поломка - сгорела радиостанция, связь с лагерем прервалась. Несмотря на это, Шипилов принял решение продолжить восхождение, а не возвращаться. Это решение скорее всего было связано во многом с конкуренцией с узбекской экспедицией, которая как оказалось уже 15 августа выдвинулась из своего лагеря на покорение пика. Так же 17 августа у альпиниста Петра Меняйлова начались симптомы горной болезни. Александр Семченко, в составе группы сопровождения (вместе с Николаем Шевченко и Ростиславом Тародиным), был отправлен вниз для эвакуации пострадавшего.

19 августа четыре альпиниста, во главе с Александром Семченко, уже вернулась в лагерь «Звёздочка» и сообщила Колокольникову, что с штурмовой группой всё в порядке и произошла поломка в радиостанции, но они нарушили распоряжение Шипилова, спустившись ниже перевала Чон-Торен, вместо того чтобы остаться на случай необходимости в помощи. В это время штурмовая группа Шипилова, уже из 12 человек, достигла высоты 6700 м и разбила лагерь из трех палаток. Погода, до этого благоприятствовавшая восхождению, резко ухудшилась: начался сильный снегопад, штормовой ветер и пурга. Температура упала до -40°C. Альпинисты, не прошедшие достаточной акклиматизации, стали испытывать симптомы горной болезни: головные боли, тошноту, потерю сил.

В ночь с 19 на 20 августа группа оказалась в западне. Палатки были почти полностью завалены снегом, а условия внутри стали невыносимыми: нехватка кислорода, холод и нарастающая паника. Руководитель штурма Владимир Шипилов, осознавая критичность ситуации, предпринял отчаянные попытки спасти команду. Он организовал дежурства для расчистки снега у входов в палатки и приказал выкопать снежную пещеру, но тонкий слой снега над льдом сделал это укрытие практически бесполезным.

Понимая, что все могут погибнуть, Шипилов приказал самым сильным участникам - Борису Сигитову и Уралу Усенову спускаться вниз за помощью. К ним добровольно присоединился Алексей Суслов. Шипилов сказал: «Спускайтесь, кто может! Доберитесь до лагеря и пришлите помощь». Это были последние слова, которые услышал Урал Усенов от Владимира Шипилова.

Единственный выживший

Эвакуация Урала Усенова

Эвакуация Урала Усенова

Борис Сигитов, Урал Усенов и присоединившийся к ним Алексей Суслов начали спуск 20 августа в ужасающих условиях. Нулевая видимость и глубокий снег делали путь невероятно трудным. 21 августа Суслов почувствовал недомогание и вскоре скончался от легочного кровотечения. После его смерти было принято следующее решение: Сигитов продолжит спуск за помощью, а Усенов останется у тела Суслова. Усенов провел целый день у тела, а помощь так и не пришла. Понимая, что больше оставаться у тела не может, так как начинал уже чувствовать обморожение, 22 августа он решился на спуск. Спускаясь по гребню, он увидел следы выбитые обувью, предположительно Сигитова, которые заканчивались бороздой скольжения. Эти следы обрывались в восточную сторону от перевала Чон-Торен. Спустившись с перевала Усенов не обнаружил следов лагеря и решил идти в направлении базового лагеря «Звёздочка».

23 августа, пытаясь сократить путь на леднике Звездочка, он провалился в ледовую трещину. 26 часов Усенов провел в одиночестве в ледовой трещине, с обмороженными руками и ногами. Но 24 августа узбекские альпинисты из узбекской группы Владимира Рацека заметили одинокую фигуру на леднике и организовали поиски. И уже через несколько часов группа спасателей во главе с Александром Семченко услышала крики из трещины и извлекла Усенова, который уже не мог двигаться самостоятельно. Усенова эвакуировали в ближайшую больницу, а затем перевезли в Алма-Ату. Его рассказ стал основным источником информации о трагедии.

Последствия

Трагическая экспедиция на пик Победы в 1955 году, в которой погибли 11 альпинистов, имела глубокие последствия для советского и мирового альпинизма. Эта катастрофа стала поворотным моментом, заставившим пересмотреть подходы к организации высотных восхождений.

Прежде всего, были проведены тщательные расследования, которые выявили целый комплекс причин трагедии. Комиссия под руководством Виталия Абалакова подвергла критике организационные недостатки: слабую акклиматизацию, некачественное снаряжение, отсутствие надежной связи и врачебного контроля. Особое внимание уделили психологическому фактору - губительной конкуренции между экспедициями Казахстана и Узбекистана, которая подтолкнула альпинистов к неоправданному риску. Эти выводы привели к существенным изменениям в правилах альпинизма. Были ужесточены требования к экипировке, обязательной акклиматизации и метеорологическому обеспечению. Важным нововведением стало требование наличия врача в составе высотных экспедиций и улучшения средств связи.

Вопреки трагедии, уже в 1956 году пик Победы был успешно покорен командой Виталия Абалакова. Восхождение посвятили памяти погибших товарищей и оно заняло первое место в чемпионате СССР по альпинизму. Урал Усенов, единственный выживший в 1955 году, вошел в состав этой команды. Память погибших альпинистов была увековечена - на склонах Тянь-Шаня установили мемориальные доски, а в альпинистской среде их имена стали символом мужества и трагической цены покорения вершин.

P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка очень важна! И пишите в комментариях - по каким событиям вы бы хотели еще увидеть статьи)

Показать полностью 5
656
Лига историков
Серия Исторические обзоры

Пётр Кошка - герой Крымской войны. Путь от крепостного до легенды

Пётр Маркович Кошка родился 22 января 1828 года в селе Ометинцы Подольской губернии Российской империи, в семье крепостных крестьян. Он и его семья принадлежали помещице Анне Докедухиной, которая была крупным местным землевладельцем. Уже с малых лет он отличался особенной любовью к озорству и острословию. И из-за своих личностных качеств он многократно попадал в передряги, что конечно же не нравилось крестьянкой общине, которая не выносила его выходок. Но все изменилось в 1849 году - Петра Кошку отправили в рекруты. Согласно законам Российской империи того времени, армию формировали из рекрутов путём случайного жребия. Но помещики имели право сдать в солдаты того, кого считали нужным и по одной из версий Петра отдали в рекруты из-за личной неприязни помещицы Докедухиной, которая хотела избавиться от неугодного ей крепостного. Так же по одной из версий, Пётр был отдан в рекруты по решению крестьянской общины, которая тоже его особо не любила. Так или иначе, но с 1849 году начинается путь Петра к воинской славе.

Начало службы. Синопское сражение

Петра Кошку определили в рекрутскую команду, направлявшуюся в Севастополь, где он был зачислен матросом в 30-й флотский экипаж Черноморского флота. Его первые годы службы прошли на линейном корабле «Силистрия». Однако к тому времени «Силистрия» уже была ветхим парусником и с 1852 года использовалась как блокшив - плавучий склад или казарма. Служба здесь была рутинной и малопримечательной, а энергичный и острословный Кошка даже успел заработать у офицеров репутацию недисциплинированного матроса.

Переломным моментом в его службе стал перевод на более новый линейный корабль - «Ягудиил». Именно на этом корабле Пётр Кошка впервые по-настоящему проявил себя и в ноябре 1853 года принял участие в легендарном Синопском сражении, ставшей последней крупной битвой парусных флотов (если интересно, то и про это событие напишу).Под командованием легендарного адмирала Павла Степановича Нахимова русская эскадра разгромила турецкий флот. В этом бою матрос Кошка проявил себя, показав отличные навыки стрелка. Его храбрость и хладнокровие под огнем были замечены, и с этого момента командиры стали смотреть на его выходки сквозь пальцы. Синопское сражение стало для него боевым крещением и началом в военной карьере.

Оборона Севастополя

После сокрушительной победы над турками в Синопском сражении, Российская империя столкнусь с новой угрозой. Стремясь не допустить поражения Османской империи в этой войне - в войну вступила Англия и Франция. И первоочередной для них задачей был захват Крыма, что Российское командования не могло допустить. Так же печальным фактом оказалось то, что русский парусный флот оказался бессилен против новейших англо-французских паровых винтовых кораблей. Чтобы не допустить прорыва мощного вражеского флота в Севастопольскую бухту и захвата города с моря, русское командование во главе с адмиралами Корниловым и Нахимовым 11 сентября 1854 года приняло тяжелейшее решение - затопить у входа в бухту старые корабли, превратив их в непроходимый барьер.

Для моряков, для которых корабль был родным домом и символом чести, это был страшный удар. Пётр Кошка вместе со всеми участвовал в этой печальной процедуре - выгружал припасы, снимал паруса и орудия, а затем наблюдал, как некогда могучие парусные корабли ложатся на дно. Но именно этот отчаянный шаг предопределил его дальнейшую судьбу. Экипажи затопленных кораблей (и не только затопленных) сошли на берег и были сведены в батальоны морской пехоты. Так матрос 30-го флотского экипажа Пётр Кошка стал пехотинцем, защитником бастионов.

Его первоначальной позицией стал легендарный Четвертый бастион - одно из самых опасных и горячих мест обороны, который солдаты называли «адом» или «могилой». Именно здесь, в условиях непрерывных бомбардировок, окопной грязи и постоянной смертельной опасности, и начали проявляться его уникальные качества. Сначала он был одним из многих, но его невероятная смелость, острая наблюдательность и природная смекалка быстро выделили его из общей массы.

Служба Петра Кошки на бастионе не ограничивалась несением караула и отражением атак. Он стал непревзойденным мастером ночных вылазок в стан врага. Эти вылазки были важнейшим элементом обороны, и Кошка участвовал в них с особым рвением, часто по собственной инициативе. Он идеально подходил для такой работы: был невысокого роста, очень ловок, бесшумен, обладал феноменальной храбростью и кошачьей грацией. Он изучил привычки и распорядок вражеских часовых, знал каждую складку местности в нейтральной зоне.

Подвиги Петра Кошки

Во время обороны Севастополя Пётр Кошка совершил более 18 результативных вылазок, а его храбрость и героизм на поле боя навсегда вошли в историю.

Один из самых ярких случаев проявления его героизма был связан со спасением тела русского сапёра Степана Трофимова. Англичане, пытаясь деморализовать защитников, привязали тело убитого русского солдата к столбу на нейтральной территории и стали глумиться над ним, используя его как мишень. Вид поругаемого товарища угнетал севастопольцев. Ночью Пётр Кошка, не спросив разрешения у начальства, на свой страх и риск отправился в вылазку. Под непрерывным огнем он подполз к столбу, перерезал веревки, взвалил тело на плечи и благополучно вернулся к своим. За этот поступок, демонстрирующий высочайшее уважение к павшим и бесстрашие, он был представлен к награде и получил всеобщее восхищение, включая командование.

Другой случай, который как нельзя лучше характеризует его смекалку и заботу о товарищах, - это «операция» по добыче окорока. Как-то раз, наблюдая за вражескими позициями в подзорную трубу, он заметил, что убитый французский солдат, вмерзший в землю, лежит с торчащим из его ранца аппетитным окороком. В условиях жесточайшей нехватки провизии, особенно для раненых в госпиталях, это была ценная добыча. Ночью Кошка отправился на нейтральную полосу, откопал труп, забрал окорок и принес его своим. Окорок был немедленно отправлен в госпиталь и сварен для больных солдат.

Не менее дерзкими были его выходки по захвату пленных. Однажды он в одиночку взял в плен троих французов. Подкравшись к их посту, он внезапно прыгнул на них с грозным криком и командами, обращенными в сторону русских траншей, как будто ведет за собой целый отряд. Ошеломленные враги, решившие, что окружены, сдались без боя. Приведя их к своим, Кошка с характерной ухмылкой доложил: «Ваше благородие, троих пленных привел, только за ними ружья нет, да некогда было взять».

Его храбрость была не показной, а очень эффективной. Однажды во время обстрела вражеская бомба влетела в палатку, где хранилась полковая казна и важные документы. Все попадали на землю, ожидая взрыва. Но бомба не разорвалась. Пока все лежали, боясь пошевелиться, Петр Кошка спокойно подошел к ней, поднял, вынес из палатки и бросил в котел с кашей. Горящая фитиль бомбы погас, а ценности и документы были спасены. За этот подвиг он получил от самого адмирала Корнилова личную благодарность и денежную премию.

За свои подвиги Пётр Кошка удостоился множества наград, но самыми значимым для него было награждение Георгиевском крестом в ноябре 1854 года. В 1855 году за повторные подвиги дважды получал надбавки к окладу жалования.

После Крымской войны

После завершения военной службы Пётр Кошка вернулся в родную деревню, где начал вести размеренную жизнь. Прославленный защитник Севастополя женился на местной крестьянке и вскоре у них родился сын. Он занимался сельским хозяйством, а также подрабатывал проводником обозов, следующих в портовые города - Одессу, Николаев и Херсон.

Однако мирная жизнь оказалась недолгой. Летом 1863 года, в связи с обострением политической обстановки и началом Польского восстания, были мобилизованы резервисты, включая и Петра. Его вновь призвали на флотную службу, на этот раз в составе Балтийского флота в Петербурге. В этот период герой нередко посещал императорский дворец и участвовал в парадах в составе подразделения гвардейских кавалеров.

В 1869 году, несмотря на предложение уйти в отставку, Кошка принял решение продолжить службу, которой отдал ещё четыре года. После окончательного завершения военной карьеры он вернулся в родные места. Как кавалер боевых наград, он получал военную пенсию, вдвое превышавшую жалование флотского унтер-офицера.

Новым этапом в его жизни стала работа в лесной страже при местном лесничестве. На этой должности он не только получал постоянное жалование, но и стал владельцем земельного надела, где за государственный счет для него была построена собственная усадьба. На этой службе он совершил свой последний подвиг. Однажды зимой, совершая свой обычный лесной обход, он услышал крики, исходившие от местного пруда. Это были голоса двух девочек, которые провалились под лед. Петр Кошка, только услышав их, рванул к ним. Времени было мало, но он успел их спасти из ледяной воды, но при этом он и сам получил серьёзное обморожение, которое для него стало фатальным. 25 февраля 1882 года Пётр Маркович Кошка скончался от горячки в возрасте 54 лет.

Память и наследие

Пётр Кошка хоть и умер в достаточно молодом возрасте, но память о нем жива и в наши дни. Наследие Петра Марковича Кошки представляет собой яркий пример того, как образ простого солдата, проявившего невероятное мужество, стал неотъемлемой частью национальной исторической памяти.

Самый известный памятник матросу Кошке был установлен 26 мая 1956 года в Севастополе, рядом с Лазаревскими казармами (под Малаховым курганом), и приурочен к столетию обороны города. Памятник невелик и скромен. На пирамидальном гранитном основании трехметровой высоты установлен бюст Петра Кошки работы скульпторов братьев Василия и Иосифа Кейдук. У подножия постамента установлены макеты старинных адмиралтейских якорей и пирамида из ядер. На самом постаменте - чугунный барельеф с изображением медали «За защиту Севастополя 1854–1855 гг.».

Имя народного героя также увековечено в названиях улиц. Улицы в честь Петра Кошки есть в Севастополе, Виннице, Киеве и других городах России, что обеспечивает повседневное напоминание о его подвиге. В его родном селе Ометинцы на могиле установлен скромный, но уважительный памятник-бюст.

Но самое главное наследие Петра Кошки заключается в его образе как архетипа русского солдата - храброго, находчивого и преданного товарищам. Его история служит доказательством того, что настоящий героизм рождается из глубины народного характера, а не только из приказов командования. Таким образом, память о матросе Кошке эволюционировала от солдатских рассказов в окопах Севастополя до национального символа, олицетворяющего народную отвагу в одной из самых тяжелых осад XIX века.

P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка очень важна! И пишите в комментариях - по каким событиям вы бы хотели еще увидеть статьи)

Показать полностью 4
217
Лига историков
Серия Исторические обзоры

Тайна «Железной маски»

18 сентября 1698 года в королевскую крепость-тюрьму Бастилию (в Париже) был доставлен загадочный пленник, которого сопровождала многочисленная охрана. Отличительной особенностью арестанта была его маска, которая скрывала лицо от окружающих. Несмотря на все меры секретности принятые при содержании данного пленника - информация про него все же просочилась через толстые стены тюрьмы и породила множество слухов и легенд. Про данного узника мой сегодняшний пост.

Арест и первые годы заключения

Арест таинственного узника, вошедшего в историю под именем «Железной маски», был проведён с беспрецедентной секретностью и тщательностью, что сразу же указывало на высочайший уровень государственной важности этого дела. Согласно документам, первое официальное упоминание о нём относится к июлю 1669 года, когда военный министр Людовика XIV маркиз де Лувуа отправил строго секретное письмо коменданту тюрьмы Пиньероль Бениню Доверну де Сен-Мару. В письме сообщалось о скором прибытии особого арестанта под именем Эсташ Доже и содержались подробнейшие инструкции по его содержанию. Предполагается, что Эсташ Доже - это не настоящее имя будущего пленника, а псевдоним, так как это имя было вписано другим человеком (почерк отличался от маркиза де Лувуа) и вероятно позднее.

Арест и доставка в Пиньероль были поручены капитану Александру де Воруа, коменданту Дюнкерка, что подчёркивало доверие к нему государства. Операция была проведена настолько скрытно, что, по некоторым данным, даже местный губернатор г. Кале не был поставлен в известность о причинах пребывания капитана де Воруа с отрядом в городе. Узника, чьё лицо было скрыто под бархатной маской с железными застёжками (которая лишь позднее в легендах превратилась в цельнометаллическую), доставили в крепость в конце августа 1669 года.

Меры предосторожности, предписанные Лувуа, были исключительными. Сен-Мару было приказано подготовить специальную камеру с несколькими последовательно закрывающимися дверьми, чтобы полностью изолировать заключённого от посторонних звуков и чужих глаз. Комендант лично должен был обслуживать узника, принося ему еду, и имел право видеть его только один раз в день. Самым суровым был приказ немедленно убить арестанта, если он попытается снять маску или заговорит с кем-либо о чём-либо, не касающемся его насущных потребностей.

Первые годы заключения Доже провёл в строжайшей изоляции. Однако позже, из-за болезни камердинера другого знатного узника, Николя Фуке, Сен-Мар получил от Лувуа разрешение временно использовать Доже в качестве слуги. Это разрешение было дано с оговорками: Доже мог прислуживать только в отсутствие Ла Ривьера (постоянного слуги Фуке) и ни в коем случае не должен был контактировать с другим знатным заключённым, маркизом де Лозеном, который ожидал скорого освобождения и мог бы разгласить тайну.

Заключение на острове Сент-Маргерит

После смерти Никола Фуке в 1680 году и освобождения маркиза де Лозена в 1681 году тюрьма Пиньероль частично опустела, но для Эсташа Доже и его тюремщика Сен-Мара настало время перемен. В 1687 году Сен-Мар получил новое назначение - комендантом крепости на острове Сент-Маргерит, что у побережья Канн. Туда он перевёз и своих самых важных узников, включая Доже. Переезд был осуществлён с привычной секретностью: узника везли в закрытом паланкине, а его лицо по-прежнему скрывала знаменитая маска. Остров Сент-Маргерит был идеальной естественной тюрьмой: окружённый морем, отрезанный от материка, он делал побег практически невозможным. Узника поместили в камеру с зарешёченным окном, выходившим на море. Комната была обустроена относительно неплохо - там была кровать, стол и всё необходимое для жизни, но главным её элементом была дверь с небольшим окошком, через которое ему подавали еду, не заходя внутрь. Легенда гласит, что именно здесь он предпринял одну из самых известных попыток коммуникации с внешним миром: выцарапал на тарелке какую-то надпись и бросил её в море в надежде, что её найдут рыбаки. Тарелку действительно нашли, но она сразу же попала в руки властей, что лишь ужесточило режим его содержания. Сен-Мар, верный инструкциям, продолжал лично присматривать за ним, обеспечивая его существование.

Перевод в Бастилию

Следующий и последний этап его заключения начался 18 сентября 1698 года, когда его под усиленной охраной перевезли в Бастилию. Этот перевод был организован новым губернатором Бастилии, которым как раз стал его старый тюремщик Сен-Мар. Это назначение показывает, насколько король ценил верность и умение хранить секреты, доверяя ключевую тюрьму страны именно тому, кто уже много лет бдительно охранял главную государственную тайну. В Бастилии для него была подготовлена камера в башне Бертодьер. Условия здесь могли показаться даже лучше, чем на острове: ему разрешили иметь собственные столовые приборы, ему шили хорошую одежду, а его рацион, судя по сохранившимся документам, был качественным и обильным, включал мясо, дичь, свежий хлеб и даже деликатесы вродe устриц. Ему даже разрешали играть на музыкaльном инструменте - лютне. Однако вся эта кажущаяся забота лишь подчёркивала его абсолютное одиночество. Маска стала неотъемлемой частью его быта. Он, по некоторым свидетельствам, даже спал в ней. Его единственным контактом с человечеством оставался Сен-Мар, приносивший ему еду и следивший, чтобы никто из охраны даже не взглянул на его лицо. Легенда о его высоком происхождении, вероятно, родилась именно здесь, в Бастилии, благодаря этому почтительному, но жёсткому обращению и полному отсутствию какой-либо информации о нём.

Его жизнь в Бастилии была рутинной и монотонной, лишённой каких-либо событий. Он тихо смирился со своей участью, ни на что не жаловался и, судя по всему, посвящал время чтению (ему разрешали иметь книги), молитвам и музыке. Его здоровье, подорванное десятилетиями заключения в сырых каменных казематах, начало медленно угасать. Он умер 19 ноября 1703 года, унеся свою тайну в могилу. После его смерти все его личные вещи, мебель и даже одежда были немедленно уничтожены, стены его камеры очищены и заново оштукатурены, чтобы не осталось ни намёка на какую-либо надпись. Его тело было похоронено на кладбище Сен-Поль под вымышленным именем «Марчиали».

Так кем же все же был легендарный узник в «железной маске»?

Одной из самых ранних и, благодаря популяризации, самой известной стала версия о том, что под маской скрывался родной брат Людовика XIV, возможно, даже его близнец. Эту идею впервые высказал Вольтер в своих трудах, а затем в дальнейшем развил Александр Дюма в романе «Виконт де Бражелон». Согласно этой теории, король, опасаясь притязаний брата на престол, приказал навечно скрыть его от мира. Однако большинство историков считают эту версию маловероятной, поскольку нет никаких достоверных свидетельств о рождении у Анны Австрийской близнецов, а за каждым шагом королевы пристально следили, и вторая беременность не могла бы остаться незамеченной.

Другая версия, также связанная с королевской семьёй, гласит, что узником мог быть незаконнорожденный сын Людовика XIV от связи с мадемуазель де Лавальер, граф Вермандуа. Согласно некоторым источникам, он мог совершить проступок (например, нанести оскорбление наследнику престола), за что и был тайно заключён. Однако и эта гипотеза имеет слабые места, включая несовпадение дат смерти графа и появления узника.

Среди более реалистичных версий выделяется предположение о том, что человеком в железной маске был Эрколе Антонио Маттиоли, итальянский авантюрист и министр герцога Мантуанского. Маттиоли участвовал в секретных переговорах о продаже Франции крепости Казале, но затем раскрыл тайну сделки другим державам, что вызвало международный скандал и гнев Людовика XIV. Король приказал похитить Маттиоли и заключить его под маской, чтобы скрыть последствия этого провала. Однако и здесь есть несостыковки: некоторые данные указывают, что Маттиоли умер в 1694 году, ещё до перевода узника в Бастилию.

Были и другие, более экзотические предположения. В одной из версий под маской скрывался сам Людовик XIV, подменённый двойником. Так же существует версия, что узником был внебрачный сын королевы. А еще одна версия предполагает, что узником вообще была женщина. Однако эти версии не нашли серьёзного подтверждения в документах.

Таким образом, несмотря на множество гипотез, загадка человека в железной маске остаётся неразгаданной. Наиболее вероятно, что это был кто-то, кто обладал опасными для государства секретами, возможно, незнатного происхождения, но чья тайна была настолько важна, что потребовала крайних мер секретности. Ирония истории в том, что меры, призванные навсегда скрыть личность узника, лишь подогрели интерес к ней, превратив его в одну из самых известных и вечных загадок.

P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка очень важна! И пишите в комментариях - по каким событиям вы бы хотели еще увидеть статьи)

Показать полностью 4
1110
Лига историков
Серия Исторические обзоры

Топ-5 профессий, представители которых в Средние века становились изгоями общества

Здравствуйте читатели! На протяжении всей истории человеческой цивилизации существовали профессии, которые порицались обществом. Так же можно сказать и про нашу современнось. «Почетную» данную нишу сейчас занимают так называемые риелторы (на мой субъективный взгляд). Их навязчивость и их условия (очень часто 100% комиссия) выводят меня из себя каждый раз, когда я начинаю «барахтаться» на рынке недвижимости (без негатива и агрессии, если что). Но данный пост не про современные профессии, а про профессии Средних веков. Я составил топ-5 наиболее порицаемых профессий Средневековья, представители которых довольно часто становились изгоями общества. И начинаем с 5 места.

5 место. Мясник

И начинается сегодняшний топ с одной из самой древней профессий человечества, и нет, не об этой профессии речь!)..речь идёт о профессии мясника. Изначально на заре Средних веков заготовкой мяса занимались непосредственно крестьяне или специальные слуги в поместьях. Однако с ростом городов между XI и XIII веками возникла острая потребность в централизованном снабжении горожан продовольствием. Так мясники стали одной из первых и самых мощных ремесленных гильдий в любом средневековом городе. Их работа требовала значительного стартового капитала (для закупки скота), специальных знаний и мощной инфраструктуры - боен, лавок, ледников для хранения. Это была не просто работа с ножом, а сложная логистика и торговля, что делало гильдию мясников одной из самых богатых и влиятельных.

Круг обязанностей мясника был широк и далеко не ограничивался выкладыванием товара на прилавок. Работа мясника начиналась с закупки скота на городских рынках или у окрестных крестьян. Затем следовал убой - процесс, который по городским законам часто нужно было проводить в специально отведенных местах, обычно у реки, чтобы кровь и отходы сразу смывались водой. Мясник должен был не только разделать тушу на отрубы, но и знать методы сохранения мяса: засолку, копчение, вяление. Кроме того, в его обязанности входила продажа, где он выступал как искусный торговец, умевший оценить спрос и предложение.

Важно отметить, что мясники часто контролировали всю цепочку - от выпаса скота до лавки. Они были предпринимателями в полном смысле этого слова. Их гильдия строго регламентировала качество продукции, вес, цены и даже поведение членов, чтобы избежать конкуренции и поддерживать высокие стандарты.

Несмотря на всю важность профессии, положение мясников было неоднозначным. С одной стороны, мясники были экономической и политической силой. Их гильдии часто были кредиторами городских советов или даже королей. Они строили внушительные дома, их дети женились на отпрысках благородных семей, обедневших, но с громкими фамилиями. Без их труда город просто не мог бы существовать - они поставляли основной и самый ценный продукт питания. Но с другой стороны, их профессия делала их социальными маргиналами. В обществе, где религия пронизывала все сферы жизни, постоянное пролитие крови (пусть и животной) считалось деянием, оскверняющим душу. Так же бойни и лавки мясников были местами, наполненными запахами крови, внутренностей и смерти. От самих мясников, их одежды и домов часто исходило это специфический запах, что делало их физически отталкивающими для других горожан. Их часто старались селить в определенных кварталах, обычно у воды и на окраинах. К тому же мясников часто обвиняли в обмане - использовании неверных гирь, продаже тухлого мяса или мяса больных животных. Их считали жестокими и алчными по самой природе их работы. Распространенным был стереотип о мяснике как о грубом, вспыльчивом и физически сильном человеке, что лишь усиливало страх и неприязнь к нему.

Таким образом мясники в Средневековье, с одной стороны, были столпами городской экономики, но и в тоже время социальными изгоями из-за своего кровавого ремесла.

И мы плавно переходим к 4 месту топа.

4 место. Цирюльник-хирург

Профессия цирюльника-хирурга родилась на свет в начале 13 века, после Четвёртого Латеранского собора созванного папой Иннокентием III. На этом соборе, в 1215 году, духовенству запретили заниматься хирургией под предлогом того, что «пролитие крови» противно христианской церкви. Но только в основном духовенство, наиболее образованный слой общества в те годы, имело медицинские знания и возможности для проведения хирургических операций. Данное решение повлекло отделение хирургии от официальной «христианской» медицины и перешла в руки ремесленников. На освободившуюся нишу цирюльники идеально подходили - они были повсеместно распространены, их инструменты (бритвы, ножницы, скальпели) были острыми и, что важно, чистыми. Они постоянно работали с острым металлом и умели обращаться с ранами, даже самыми мелкими, вроде порезов при бритье.

Круг обязанностей цирульников - хирургов по итогу стал чрезвычайно широк и далеко выходил за рамки стрижки и бритья. Условно всех хирургов-ремесленников того времени можно было разделить на две категории. Наивысшее положение занимали «длиннополые» хирурги (носившие длинную одежду, подобную докторской), которые имели право проводить сложные операции - трепанацию черепа, удаление камней или грыж. Но большинство цирюльников-хирургов принадлежали к категории «короткополых» хирургов и занимались так называемой «малой хирургией». В их повседневные обязанности входило кровопускание - процедура, которая в те времена считалась панацеей от многих болезней. Цирюльники пускали кровь с помощью надрезов, пиявок или медицинских банок. Так же они лечили и обрабатывали раны, накладывали повязки и шины. Особенно важна была их роль на поле боя, куда они часто отправлялись вместе с армией, чтобы оказывать помощь раненым - делать ампутации, извлекать стрелы и пули. А так же они работали стоматолагами - удаляли зубы у страдающих жителей Средневековья

Обучение будущих цирюльников-хирургов происходило по цеховой системе через ученичество, которое могло длиться годы, и лишь затем подмастерье мог сдать экзамен на звание мастера.

Несмотря на жизненную необходимость их труда, цирюльники-хирурги занимали двойственное и чаще всего низкое положение в социальной иерархии. С одной стороны, их услугами постоянно пользовались, а в рамках своего цеха они могли достичь уважения и признания. С другой стороны, официальная, «ученая» медицина, представленная образованными членами духовенства, относилась к ним с большим пренебрежением. Духовенство считали себя «чистыми медиками», а работу с кровью и внутренностями - нечистым, плебейским ремеслом, которое сближало цирюльников с мясниками.

Постепенно, благодаря практическим успехам, авторитет хирургии начал расти. Ключевую роль в этом сыграли выдающиеся практики, вышедшие из среды цирюльников, самым знаменитым из которых пожалуй был Амбруаз Паре (1510–1590) - личный хирург четырех французских королей. Не имея университетского образования, он переосмыслил подход к лечению огнестрельных ран, отказавшись от их прижигания кипящим маслом, и внедрил более гуманные и эффективные методы. Процесс профессионализации привел к тому, что в 1745 году в Англии гильдии хирургов и цирюльников официально разделились, а парикмахеры продолжили заниматься исключительно вопросами стрижки и бритья.

Таким образом, фигура цирюльника-хирурга в Средние века была очень неоднозначной. Жители в большинстве своем их не любили (ну а кто любит стоматологов?)), но без их услуг мало кто мог обойтись. А мы переходим к середине топа.

3 место. Кожевник

А в середине топа у нас находятся кожевники. Профессия кожевника в Средневековье была одной из самых важных для экономики, но при этом одной из самых презираемых в социальном плане. Возникновение этого ремесла уходит корнями в глубокую древность, но в контексте средневекового города оно оформилось в строгую и часто монополизированную гильдейскую структуру. С ростом городов и развитием ремёсел потребность в коже была колоссальной. Из неё изготавливали практически всё: от простой обуви, ремней и конской сбруи до дорогих переплётов для книг, доспехов (кожаные куртки, элементы лат) и предметов роскоши. Однако сам процесс превращения сырой, разлагающейся шкуры животного в прочный и долговечный материал был настолько отталкивающим, что навсегда закрепил за кожевниками клеймо «нечистых».

Деятельность кожевников была связано с долгим, многоэтапным и физически тяжелым трудом. Всё начиналось с получения сырья - шкур с боен или от павших животных. Эти шкуры сначала нужно было очистить от остатков мяса и жира, а затем предотвратить их разложение. Этот процесс назывался мездрением и для его облегчения шкуры на несколько дней замачивали в чанах с едкой щёлочью, которую получали, смешивая воду с пеплом или известью. После мездрения начинался самый зловонный этап - удаление волосяного покрова. Шкуры обрабатывали настоями собачьего или голубиного помёта, а иногда и мочой, которые благодаря высокому содержанию аммиака разъедали волосяные луковицы. Именно на этом этапе в воздухе над кожевенной мастерской начинал витать тот самый непередаваемый смрад, который становился визитной карточкой всего ремесла. После очистки следовал ключевой процесс - дубление. Шкуры дубили в растворах дубильной кислоты, получаемой из коры дуба или ивы, или же, что было дешевле, солями алюминия. Готовую кожу затем мяли, растягивали и мягчили, чтобы придать ей гибкость.

Именно из-за ужасающих запахов, сопровождавших работу ремесленников, отношение людей к профессии кожевника было крайне негативным. Кожевенные мастерские по городским законам всегда располагались на самом окраине поселения, обязательно ниже по течению реки, чтобы их отходы не отравляли воду для остальных жителей. Кожевников откровенно сторонились их труд считался оскверняющим, а сами они были социальными изгоями, несмотря на то, что их ремесло часто приносило стабильный и немалый доход. Им мог быть закрыт вход в некоторые таверны, их могли не пускать в общественные бани, а их дети с трудом находили себе супругов из семей «чистых» ремесленников. Это была цена, которую они платили за то, чтобы снабжать общество незаменимым материалом, оставаясь в тени и в буквальном смысле на обочине городской жизни.

2 место. Палач

А теперь переходим к лидерам топа и на 2 месте располагается профессия палача.

Возникновение профессии связано с трансформацией судебной системы. В раннее Средневековье, когда правосудие часто сводилось к системе денежных компенсаций потерпевшим от преступления, потребности в профессиональном палаче не было. Даже смертные приговоры приводились в исполнение коллективно. Однако к XIII веку ситуация кардинально изменилась: центральная власть, стремясь сосредоточить монополию на насилие в своих руках и положить конец частным распрям, ввела инквизиционный процесс с его сложными пытками и изощренными видами казней. Для квалифицированного проведения таких процедур, как колесование, сожжение и четвертование, потребовался постоянный специалист, состоящий на государственной службе. Первые упоминания о палачах как муниципальных служащих с фиксированным жалованьем появляются в городских хрониках, например, в Аугсбурге в 1276 году.

Круг обязанностей палача был гораздо шире, чем простое лишение жизни. Прежде всего, он должен был в совершенстве владеть различными способами казни, выбор которых зависел от статуса осужденного и тяжести преступления. Обезглавливание мечом считалось «благородной» казнью для аристократии, повешение - для простолюдинов, а сожжение на костре - для еретиков и ведьм. Чистота и быстрота исполнения высоко ценились, а неудачная казнь могла привести к гневу толпы и наказанию самого палача. Помимо этого, одной из ключевых задач было проведение дознаний с применением пыток. От палача требовалось не просто причинять боль, но и быть тонким психологом, чтобы определить главный страх жертвы, а также обладать знаниями в области анатомии, чтобы не убить подследственного до окончания допроса. Поскольку казни были нечастым событием, палачи выполняли и другие поручения города: содержали публичные дома, удаляли падаль, очищали улицы от бродячих животных, а также собирали налоги с маргинальных групп населения, например, с прокаженных. Парадоксально, но многие палачи, благодаря своему практическому знанию анатомии, работали также и целителями. К ним, несмотря на социальную брезгливость, тайно приходили горожане, которые не решались обратиться к официальным докторам. Известно, что к примеру известный нюрнбергский палач Франц Шмидт (1555–1634), исполнив за свою карьеру около 400 казней, вылечил значительно большее число пациентов.

Положение палача в средневековом обществе было двойственным и трагическим. С одной стороны, он был государственным служащим, но его профессия считалась «нечистой» и позорной. Его касание считалось оскверняющим, поэтому на рынке он часто указывал на товар палочкой, а деньги из его рук многие отказывались брать. Палачи жили на окраинах города, им запрещалось входить в церковь, а их дети часто не принимались в обычные школы. Браки заключались в основном между семьями палачей, что порождало целые династии, из которых было почти невозможно вырваться. Чтобы компенсировать социальное отчуждение и удержать людей в этой профессии, власти предоставляли палачам существенные материальные льготы. Они получали высокое фиксированное жалованье, имели право на бесплатное жилье и освобождались от налогов. Также они имели право забирать себе вещи казненного ниже пояса, а иногда и получали дополнительные деньги от родственников осужденного за быстрое исполнение приговора.

Таким образом, средневековый палач был инструментом власти, который сам становился ее жертвой, будучи обреченным на пожизненное одиночество и презрение тех, чей покой он охранял.

1 место. Золотарь или говночерпий

И на 1 место топа выходит профессия золотаря.

Профессия золотаря в Средневековье была одной из самых неприглядных, но при этом жизненно необходимой для существования городов. Эти люди занимались очисткой выгребных ям и удалением человеческих нечистот, а их работа была окружена сложной смесью брезгливого презрения и вынужденного уважения.

С ростом средневековых городов остро встала проблема утилизации отходов человеческой жизнедеятельности. Канализации в современном понимании не существовало, а туалеты представляли собой простые дырки в полу, ведущие в выгребные ямы или прямо на улицу. Эти ямы имели свойство заполняться, и их содержимое начинало угрожать не только комфорту, но и здоровью горожан, становясь причиной антисанитарии и эпидемий. Именно для решения этой проблемы и появилась профессия золотаря.

Работа золотаря была тяжелой, грязной и опасной. Обычно они трудились по ночам, чтобы их деятельность меньше беспокоила жителей. Процесс очистки был ручным и примитивным: с помощью ковшей и вёдер они вычерпывали нечистоты из выгребных ям, наполняли ими бочки, установленные на телегах, и увозили этот груз за черту города. Иногда для работы в узких местах использовали детей, которые могли пролезть в самые укромные уголки подобия канализации. Помимо выгребных ям, в их обязанности входила уборка улиц от нечистот и конского навоза, которые горожане часто выливали прямо из окон. Риски для здоровья были огромны: золотари постоянно находились в зоне риска заражения кишечными инфекциями и гельминтами.

Отношение к представителям этой профессии в обществе было все же неоднозначным. С одной стороны, их презирали и старались избегать, считая их занятие «нечистым». От них постоянно исходил стойкий неприятный запах, из-за чего им часто предписывалось жить в специально отведенных районах на окраинах. Они были социальными изгоями, и их труд считался малопрестижным.

С другой стороны, их услуги были абсолютно незаменимы, а сами золотари могли диктовать свои условия и брать за работу высокую плату. Горожане, не желавшие тонуть в собственных нечистотах, вынуждены были соглашаться на их условия. Более того, с золотарями предпочитали не ссориться, так как обиженный работник мог «случайно» облить двор обидчика содержимым своей бочки. Благодаря их работе удавалось сдерживать страшные эпидемии, периодически вспыхивавшие в городах. Существовала даже шутливая версия, что их прозвали «золотарями» именно из-за высоких доходов, которые делали их якобы одними из богатейших людей в городе. Другие версии связывают название с тем, что нечистоты в шутку называли «ночным золотом», так как они были ценным удобрением для полей.

Профессия золотаря просуществовала вплоть до начала массового строительства централизованной канализационной системы в городах. До этого их труд оставался основным способом поддержания санитарного состояния городов. С появлением канализационных труб и ассенизаторских машин необходимость в ручном труде золотарей отпала, и некогда распространенная профессия канула в небытие, оставив после себя лишь красноречивое название.

Такими были пять профессий, которые в Средневековье могли сделать вас изгоями. Пишите в комментариях согласны ли вы с моим топом или нет, а так же про профессии, которые так же могли войти в этот топ.

P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка очень важна! И пишите в комментариях - по каким событиям вы бы хотели еще увидеть статьи)

А на ваш взгляд какая профессия из данного топа должна занимать 1 место?
Всего голосов:
Показать полностью 5 1
Отличная работа, все прочитано!