Серия «Книжные обзоры»

15

Цванг, Элиза. «Ни вчера, ни завтра»

Цванг, Элиза. «Ни вчера, ни завтра»

Апокалипсис – это лучшая часть книги. Нет, я серьёзно.

Жёсткий и жестокий, мрачный и величественный, он ставит точку в истории, даруя читателю катарсис, сводя воедино все идеи, темы и смыслы, что автор заложил в книгу. И как все дороги ведут в Рим, так и все линии сходятся к нему. И в конце читателя ждёт осознание неотвратимости грядущего. Того, что обязательно наступит после финала книги.

Что же собой представляет «Ни вчера, ни завтра»? В основе повествования лежит мрачная история Четвёртой и последней Империи, в которой под началом Великой Германии оказалась Объединённая Европа в недалёком уже две тысячи тридцать девятом году от Рождества Христова.

Уже на первых страницах автор обещает шпионский триллер, ведь: «В шесть ноль-ноль Француз не приходит. Не появляется он и в шесть десять. Как и в шесть пятнадцать. На часах шесть сорок. […] Значит, пора для запасного плана. Как договаривались.»

Но почти сразу дополняет его классической любовной линией. Тут не только: «[здесь по смыслу есть «я» – С.Х.] …осторожно целую её в щеку, и она отвечает взаимностью. Я обнимаю её, она прижимается и ещё раз говорит, что очень скучала. Очень-очень», но и: «…Лина переставляет кружку на стол и говорит, что справится сама. Она открывает шкаф с посудой, берёт две суповые тарелки и перекладывает в них лапшу с рыбой. Вытаскивает из пакета пузырьки с соусом и заправляет. Каждому из каждого», и даже: «Я шепчу, что всё будет хорошо. А Лина рыдает взахлёб и прижимается ещё сильнее. Она зарывается лицом в свитер и тихо-тихо воет, а я целую её в лоб, в щёку, в ухо, в шею».

Не остановившись на любовной лирике, автор бросает в общий котёл щепотку киберпанка, в котором «Весь путь назад Лина поглядывает на полицейского и женщину-кинолога, что идут напротив. Они при карабинах и с механической собакой на проводе. Но не детекторной, а боевой: в бронеплитах, с прошипованными копытами и пустым пулемётным гнездом на капотном хребте перед плавником радиатора», а корпорации владеют целыми городами.

И словно бы смеясь над шаблонами (как будто предыдущего было мало), помещает в текст философские размышления на тему бога и разума, того, что делает человека человеком, а машину – самой человечной из людей. Но не чурается автор и полемики с адептами постмодерна, «…ведь постмодернизм всего лишь тушевал неудачу европейской мысли, что почти объединилась под знамёнами третьей империей. Он сластил привкус гнили от лекарства, что отбивала собственность у призрака общего. Он готовил побег в ничто, где не будет конца частного. Он маскировал фашизм».

Плохо ли то, что автор смешивает жанры? Не думаю. Красному графу ведь никто не запрещал рассказывать трогательную и нежную историю любви одиноких сердец, кружащихся в вихре Гражданской Войны – постапока, говоря современным языком. Так почему же антиутопия не имеет право на нечто подобное?

Отношения влюблённых, пускай и укладывающиеся в заезженный троп «воссоединение после долгой разлуки», он же «судьба решила за них», на самом деле отлично работают на развитие и раскрытие истории, и заставляет задуматься – кто же на самом деле главное действующее лицо книги? Генрих Рихтер – герой войны и богач, от лица которого ведётся повествование, или же рыжая лиса Лина, рождённая в простой семье и вынужденная выживать в лицемерно-религиозной христианской общине, в которой давным-давно уже молятся не Ему, а Злату?

А потом внимательный читатель получает ответ – да, главный герой книги — это отнюдь не ветеран-мясник, истово ненавидящий Империю, сделавшую его героем войны на уничтожение, и готовый на всё, лишь бы увидеть её гибель. Истинный протагонист романа - обычная девушка, мечтавшая стать врачом.

Почти обычная, ведь её сны имеют обыкновение сбываться. Ведь Лина, сама того не осознавая, видит будущее, которое пока что не понимает. И в этом образе лично мне видится важный символизм, ведь быть Кассандрой в стране без завтра – это приговор, но одновременно с тем и намёк на то, что ничего ещё не кончилось, что шансы есть, что это самое «завтра» где-нибудь да настанет.

Но чтобы понять это, не следует пропускать подобные мелочи! И потому – да – читателю придётся быть внимательным - книга не прощает наплевательского к себе отношения и наказывает за чтение по диагонали. Стоило мне на секунду отвлечься в диалоге, иносказательно повествующем о крахе СССР, как фраза об общих потерях (включая демографические и эмиграционные) c тысяча девятьсот девяносто первого года («Восемьдесят три миллиона с их стороны») трансформировалась в мысль о жертвах войны начала тридцатых годов двадцать первого века.

Книгу эту следует читать внимательно, запоминая имена, события и даты, ведь автор не вываливает на читателя экспозицию в первой же главе, а подобно художнику мазок за мазком наносил на полотно страниц краску слов, медленно, спокойно, без спешки, столь модной сегодня, творя картину страшную в своей поразительной безнадёжности, и предоставляя читателю возможность по крупицам частного собирать общее.

И потому для текста важно, что бюргер «…салютует водителю по-германски», а «…бродяга – враг Германии», и потому европейской литературе нужно показать, «…что такое немецкая кровь и германская почва», а выпускник «…должен выйти из школы законченным немцем! Ибо его предназначение – нести свет в загибающийся от левоты мир».

В мире книги, мире недалёкого будущего, свершилась тысячелетняя мечта десятков и десятков истинных европейцев, почти исполненная сперва Артиллеристом, а после - Художником. Объединённая Европа, раскинувшаяся от мыса Даннет-Хед и до Межи, этой великой засечной черты имени Керзона, наконец-то едина и счастлива, ведь благородные победители наконец-то избавились от химеры левизны в каждой из стран, а из французского Пантеона «…вынули всех левых, всех гуманистов, всех активистов, всех бойцов и всех героев сопротивлений и революций. Эбуэ – вон, Шёльшеров – вон, Карно – вон, Золя – вон, Жореса – вон, д’Оверня – вон, Грегуара – вон, Бодена – вон, Аруэ – вон. Всех вон».

И с первых же страниц книги в лицо читателю демонстративно пихают омерзительное мурло истинного фашизма, того, что меряет не только черепа, но и толщину кошелька. Потому как в чудесной Европе из «Ни вчера, ни завтра» правит бал социал-дарвинизм, достигший своего пика и отказывающий слабому в праве на существование. Здесь каждый вдох и выдох, каждый заработанный пфенниг и каждая потреблённая калория сосчитаны и приносят выгоду, а описанная великим Золя война толстых и тощих дошла до своего логического финала.

Толстяки победили и с истинно германской рачительностью позволяют нищим старикам, счастливо улыбаясь, умирать на хрустящих пластиковых простынях от смертельной инъекции, предварительно оплатив собственную гибель, конечно же. Ведь даже смерть – это услуга, на которую выставлен прайс. А новые валькирии поведут их в Валгаллу, не забыв предварительно списать стоимость перехода через Радужный Мост.

И то, что хорошо для Рейнметалл или Байер – хорошо для каждого европейца, а любой, кто осмелится даже подумать иначе, очень скоро окажется в месте, которое охраняют люди, чьи любимые слова по меткому замечанию Ремарка: «я выполнял приказ» и «я ничего не знал». Там, где живой щепой топят печи крематориев.

А всё потому, что владыки Объединённой Европы решили не просто переписать историю, нет. Они возжелали остановить маятник истории и обрушить на подконтрольные земли вечное «сегодня». Именно потому «Ни вчера, ни завтра» написан в настоящем времени, что играет на общую тему романа – гибели прошлого и будущего, которые будут принесены в жертву ради «здесь и сейчас», что продлится до самой тепловой смерти. Всем же недостаточно понятливым объяснят, что так было всегда, и так было правильно.

И потому красной строкой через всю книгу идёт мысль о сокрушительном и разрушительном влиянии пропаганды на мозги граждан, почти столь же важная, как и тема вечного сегодня. Той самой пропаганде, что во времена Художника за десять лет превратила в зверей народ Шиллера и Гёте. И потому Мартин Урхарт – главный пропагандист Партии – это такое же действующее лицо, как и Анна с Максом и Стасом, пускай он ни разу и не разговаривает ни с кем из героев, а лишь вещает с телевизионных экранов, по радио или со страниц книг. И потому едва ли не в каждой сцене где-нибудь обязательно проскочит пропагандистский материал, убеждающий, запугивающий, мотивирующий, и – обязательно – рассказывающий, кто же главный враг европейца. И потому европеец вновь освобождён от химеры, именуемой совестью.

Впрочем, замечу, что автор не слишком много придумывал. Да, пока что нет региональных версий классических кинолент, переснятых с другими актёрами и сюжетами, пока ещё нельзя рассказать о том, что «совгады умаслили германскую армию на совместные учения под Сталинградом, как сбросили на него три ядерные бомбы и как обвинили в этом нас», нельзя и приписать Стейнбеку повесть о «Красном Волке», в котором автор станет сокрушаться: «проехавший весь союз, посмотревший во всякие глаза, обомлевший от азиатских зверств, могу точно сказать лишь то, что прав был мой дорогой друг, сказавший однажды, что будь Россия в руках людей – она была бы Европейской Калифорнией». Но будем честны, до этого и безо всякой Партии осталось недолго. К тридцать девятому, авось, управятся, в чём им помогут многочисленные доброжелатели что правого, что центристского, что левого толка, успевшие вовремя эмигрировать в Благословенные Дали и отрабатывающие свои три десятка монет.

Кстати, полагаю, что за эту книгу левые, особенно из той их части, что именуется «истинными» или «настоящими», вполне могут подвергнуть автора обструкции и пожелать тому публичного сожжения на костре из собственных книг, потому как он безо всякой жалости и снисхождения, демонстрирует их ущербность и убогость, неспособность ни на что за пределами скулежа в стремительно угасающей сети Сети, всё больше и больше заполненной брейнротом.

Увы, но наши левые давно уже превратились в субкультурку для своих, в которой прав тот, кто лучше знает Священное Писание и больше раз сумеет в одном предложении употребить фразы вроде «эксплуатация», «диалектика» и «пролетариат». И качество написанного при этом не будет иметь ровным счётом никакого значения, потому что кто смотрит на него в наши дни, верно? Главное же – быть в правильной тусовочке.

Это, кстати, касается не только левацкой маргинальной субкультурки, но и литературной тусовочки, для которой «Ни вчера, ни завтра», боюсь, тоже окажется чужой, причём не потому, что книга написана плохо. Я, говоря честно, давно не встречал в современной отечественной прозе столь умелой работы со Словом, не крутящейся, как это модно в голландско-штурвальной среде нашей «большой литературы», вокруг нормы, афедронов, летних пионерских галстуков в пищеблоках и, конечно же, широко открытых глазах кулаков-нацменов.

Как-то так получилось, что современные писатели – люди, которые, по идее, должны любить Слово, всё чаще уродуют и поганят его, но у нас здесь другой случай. Книга написана с огромной любовью к классической русской литературе, её устоям, нормам и правилам, хотя временами и кажется, что автор ненавидит читателя, кажется, будто бы он объявил войну всем любителям простеньких массовых книжек, стараясь добавить в текст столько сложных, редких и необычных слов, что просто диву даёшься. Все эти «бесцентонный», «самопаянный», «сапапьерка», «штифтомозаика», «нейрогеографический», «прометизм» и многие, многие другие не упрощают работа. А уж про шестую часть романа с её «машинотипичностью предпринятого отбора», «приматированием неполноценности сверхсоциализации», «затрицикливанием для самоочужения» и другими столь же замечательными конструкциями может показаться откровенным издевательством. Но лично я после прочтения книги придерживаюсь иной точки зрения и думаю, что автор не считает читателя идиотом и не стесняется общаться с ним сложно, не боится играть словом и со словом. Что хочет поделиться своей любовью к Слову с читателем и показать тому – не обязательно жрать серенькое, ровненькое, гладенькое с кормовой лопаты. Что «прол» и «оранус» – это отнюдь не синонимы и что любому человеку надлежит стремиться к качественному и сложному.

Правда, это всё сыграло с книгой злую шутку, сделав «Ни вчера, ни завтра» излишне флегматичной и медленной, что, конечно же, будет воспринято в штыки многими читателями, причём заслуженно.

Потому что, будем честны, не каждый захочет погружаться в созерцательную, временами даже медитативную работу, каждый абзац которой следует пропускать через себя, наступив на горло СДВГ.

Да, не каждый найдёт на это достаточно времени, крутясь, как белка в колесе и читая лишь в автобусе или метро. Но если он этого не сделает, то сам не заметив, окажется в мире, где «…в двадцать восьмом году издательства дошли не только до стратификации аудитории по маршрутам, но и до специальных книг для метро, электричек и трамваев, где главы точно были подогнаны под остановки».

Да, не каждый пожелает напрячь извилины и подумать, ибо во мраке будущего таится кошмар, который с ненулевой вероятностью в состоянии постучать к нему в дверь лет этак через пять-десять.

Да, не каждый простит автору превращение шпионского триллера через любовный роман в какую-то оруэлловско-хаксливскую антиутопию, а после – в философское размышление, где воедино смешались рассуждения о постмодерне, материализме и трансгуманизме, потому что читатель не любит метаний и хочет, чтобы автор, заявив начале повествования одну тему и один жанр, не соскакивал с них. А больше даже, чем постоянства, он хочет пресловутой гладкости, серости и ровности. Комфорта и понятности. Впрыска очередной порции дофамина, делающего унылое существование не столь тяжким. Читатель жаждет текстоморфина! Его и только его! И ради новой дозы он пойдёт на всё.

Увы, но автор, явно считая читателя равным себе, не подумал о том, что тот имеет полное право набрать полный рот той самой нормы, которую я упоминал выше, и вернуться в уютное болотце простенькой, комфортненькой, приятненькой литературки, почёсывающей у него за ушком, бросив смелое, необычное, сложное и неординарное произведение.

И да, читатель, пройдя мимо «Ни вчера, ни завтра» будет неправ и совершит ошибку, потому что эта книга – в чём-то спорная, в чём-то дискуссионная, в чём-то пугающая, а в чём-то даже наивная (ну не верю я в победу новых левых и воскрешение «Союза», пусть и в куда более жестоком воплощении, и всё тут), – честна с читателем и не пытается льстить ему, ластиться и, склонившись в халдейском угодливом поклоне вопрошать: «чего изволите-с?» А это, определённо, заслуживает уважения.

В завершении мне бы хотелось повторить слова Толстого об Андрееве: «он пугает, а мне не страшно», но не выходит, потому как у автора получилось меня напугать, причём – качественно. Потому что я вижу, как прямо сейчас разрозненные фрагменты книги, точно детали хитроумного, бесчеловечного механизма, встают на свои места, из фантазии переходя в реальность.

И могу лишь надеяться на то, что мы, подобно Андреевским безумцам, не отправимся гулять по миру, заливаясь красным смехом.

Ведь Апокалипсис, он же ἀποκαλύπτω — это не только гибель всего, но и открытие, откровение, явление. Именно поэтому он – лучшая часть подразумевающая, прямиком в соответствии с законами диалектики так не любимых в книжной Четвёртой Империи бородатых евреев, рождение нового через гибель старого.

Он – и ужас, и надежда на лучшее. На то, что вчера останется самим собой, а завтра всё же настанет.

Показать полностью 1
13

Жгулёв Пётр цикл «Город гоблинов», книги 6-9, промежуточные выводы

Итак, как и обещал, хочу немного поговорить о прочитанных книгах и выразить некоторое беспокойство о судьбе книжной вселенной, которая мне очень нравится и которой желаю только процветания.

В целом, у автора пока что получается. Читать (пусть и с парой оговорок) интересно, события развиваются и идут по нарастающей, протагонист открывает всё новые и новые тайны мира, временами появляются интересные персонажи, которых можно даже отнести в категорию топ-вайфу цикла.

Стану ли я читать «Город гоблинов» дальше? Безусловно! Это даже не обсуждается.

На сегодня книги товарища Жгулёва, пожалуй, едва ли не лучшая реалка из тех, что я встречал на АТ. Естественно, может так быть, что где-нибудь в недрах сайта таятся и более интересные представители жанра, но я их не знаю, а потому лидер у нас остаётся неизменным (но эта, если чё, можете смело писать названия в комменты). Чтобы скинуть этого короля с трона, думается мне, сетераторам придётся изрядно постараться и не факт, что у них выйдет. Сугубое ИМХО и вкусовщина? Да, и что вы мне сделаете?

Но всё ли так хорошо, как может показаться со стороны?

А вот в этом я, говоря честно, не до конца уверен.

В обзоре на пятый том несколько лет назад я писал, что цикл, в общем-то закончен, и продолжать его – необязательно. И по завершению девятой книги могу сказать, что испытываю к этой точке зрения диалектическое отношение.

С оной стороны – я хочу, чтобы автор продолжал, с другой же – начинает появляться нехорошее ощущение, что цикл стагнирует.

Возможно, я переживаю раньше времени, но вот те же бесконечные унылые описания прокачки на 4-5 глав подряд – это какой-то тихий ужас. А ведь их хватает и в седьмой и восьмой книгах, просто я не стал про это писать. В шестой же и девятой… ну там прям плохо.

Не исключаю, впрочем, что и раньше было так, но я просто не обращал на это внимание. Но тогда это значит, что цикл попросту перестал цеплять меня так, как раньше, а соннный хомяк просто не осознал ещё проблему.

Нет, конечно, может всё дело в том, что мне не нравится культиваторщина, но всё же не настолько. Это не истории про вампиров, не космоопера и даже не боярочка, так что столь мощному отторжению взяться неоткуда.

Короче говоря, по завершению девятого тома я нахожусь в смешанных чувствах. С одной стороны – большая часть прочитанного нравится. С другой же – что-то не в порядке, но что именно – сказать не могу.

Искренне надеюсь, что дальше ситуация станет ясней, а потому не прощаюсь – мы обязательно вернёмся ещё в «Город Гоблинов». Причём не через три года, а не позже весны двадцать шестого.

И на этом всё. Хомяк устал и уходит спать в кубло. Надеюсь, новый вариант обзоров вам понравился. Если да, можно будет попробовать написать ещё про пару циклов в схожей манере. До следующего раза!

Показать полностью
10

Жгулёв Пётр цикл «Город гоблинов», том 9

Жгулёв Пётр цикл «Город гоблинов», том 9

Итак, сегодня мы обсудим последнюю (или всё же крайнюю?) из прочитанных мною частей «Города Гоблинов», девятую.

Обсудим сюжет этого тома, кратко пробежимся по основным моментам, отметим пару локальных проблем, а уже завтра отрефлексируем прочитанное в отдельной небольшой статейке у меня в бложике.

Ну-с, поехали, Императору помолясь.

!!!! Внимание, в тексте присутствуют спойлеры. Если вы не читали данную книгу и/или страдаете от острых приступов спойлерной болезни, будьте осмотрительны !!!

Капелька сюжета

Итак, герой вернулся в родной мир, где ему уже успели отгрохать памятник… но никто не заметил пропажи, потому что в самом начале седьмого (или всё же конце шестого?) тома добрый боженька Каин организовал двойника-клона с весьма и весьма неслабыми параметрами.

Но естественно, по возвращению оригинала клон ушёл в божественный домен, пусть и не без оговорок, а наш протагонист резко начал готовиться к войне.

Тут какая штука – в прошлых томах боги немножечко перетёрли за жизнь, по результатам чего в паре миров образовался вакуум власти, который, естественно, следует немедленно перераспределить в правильную сторону.

Вот только для оного – перераспределения, в смысле – одних высокоуровневых героев маловато, придётся обратиться к старому проверенному принесению демократии посредством пятисоткилограмовых ФАБ-ов и танковых клиньев.

А ещё неплохо бы эволюционировать, перейдя на новый ранг развития, чтобы иметь шансы прожить подольше.

Ну и да, можно убрать человека из культивации, но нельзя убрать культивацию из человека. В смысле, что Васенька обязан вернуться в Башню, по которой он гулял два прошлых тома, и исполнить клятву.

Какую клятву?

Ну, всего лишь сбегать наверх (на помощь Пэймон, как я надеюсь) и разобраться, что там за хрень творится, а после – подключить этот важнейший узел к Системе, чтобы её продвижение в галактике Млечный Путь снова ускорилось.

Фигня вопрос, дайте два. Ибо зачем нужны герои, если не для подобной самоубийственной хрени, правда же?

Мир, магия, боги персонажи

Эти четыре пункта мы рассмотрим вместе. Причина банальна – в девятом томе нет чего-то особо нового и удивительного, как в том же седьмом.

Девятый том – это своеобразная передышка, совмещённая с расширением территории (бгггг) и пожинанием плодов предыдущих побед. Эх, всего четыре слова с буквы «п», маловато. Давайте так: пожинанием плодов предыдущих побед прогрессивного причудливо порядочного попаданца.

Во, уже лучше.

А если серьёзней, то тут у нас классическое «возвращение в мир-хаб» с парой забегов по слабым локациям, нужных для того, чтобы нафармить левелов и годноты перед походом на очередного босса. А то главному герою не очень понравилась надпись «You Died» на экране.

И потому было бы глупо ожидать от девятой книги переворачивающих мир вотэтоповоротов. Она получилась спокойной и выдержанной, пускай и не без пары занятных моментов, связанных с миростроем.

За и против

Ладно, переходим к самому главному. Итак, что же мне понравилось в девятом томе?

В первую очередь – почти полное отсутствие волшебных кунгфуистов. Шутка.

А если серьёзно то, пожалуй, вторжение землян на мир насекомых стало самым интересным для хомяка эпизодом книги. Автор хорошо показал, что хоть протагонист и прокачался почти до уровня полубога, он всё ещё не one man army и не в состоянии решать все проблемы в одно лицо. Более того – никто не может заниматься таким и даже боги обязаны пользоваться силами смертных. Да, про это говорилось и ранее, но тут, ИМХО, получилось очень наглядно.

Понравился сюжет в целом – следить за эскалацией конфликта было занятно.

Тема с клоном весьма любопытная и обещающая проблемы нашему герою в будущем.

Можно похвалить и неплохой юмор, за который тут отвечает наш любимец Легион, да и сам ГГ, и то, что автор не забыл про старых персонажей, и то, что продолжает планомерно развивать историю…

Плохо, что ли? Хорошо!

И всё же, есть одна вещь, с которой хомяка натурально трясло, которая изрядно подожгла его седалище.

Имя ей – прокачка на пять глав. Да-да, тут, как и в шестой книге, одну главу за другой наш Васенька распределяет очки, поднимает статы, улучшает скиллы и вот это вот всё. А чтобы никому не было скучно, к этому добавляется ещё и эволюция в полубога (хотя она и занятная, этого не отнять), и много-много интересных вещей, которые, говоря честно, спокойно можно вырезать из текста без особой потери качества.

Возможно, фанатам жанра это важней всего, но меня в какой-то момент начало потряхивать.

Искренне надеюсь, что дальше количество подобных глав всё же пойдёт на спад. А то это уже какой-то Эребор, ну вот серьёзно!

Заключение

Тут я пока что ставлю цикл на паузу. Думаю, что вернусь к нему через полгодика и, если будет желание, организую такой же «потомный» обзор. Но там будет видно.

И на этом всё. Хомяк устал и уходит спать в кубло. Послезавтра мы подведём итоги и попробуем сделать парочку выводов.

Показать полностью 1
9

Жгулёв Пётр цикл «Город гоблинов», том 8

Жгулёв Пётр цикл «Город гоблинов», том 8

Итак, мы обсудили седьмой том и переходим к восьмому, который логически продолжает злоключения Василия в Башне, в которую тот умудрился забраться всего лишь разочек умерев.

Обсудим же его.

!!!! Внимание, в тексте присутствуют спойлеры. Если вы не читали данную книгу и/или страдаете от острых приступов спойлерной болезни, будьте осмотрительны !!!

Капелька сюжета

Итак, герои победили, пограбили, распределили лут, после чего – быстрым шагом свинтили из центральных регионов Башни в одну из Внешних Зон – особых мест, в которых расположены порталы, ведущие на свободу.

Казалось бы – вы оказались буквально в шаге от спасения, валите побыстрей… Увы, всё не так просто – во Внешних Зонах есть Хранители – младшие боги, имеющие огромную власть на этих территориях и способные неслабо так поднасрать всем, кто находится на их земле без разрешения.

И один такой хранитель очень хочет пообщаться с отрядом Василия. В первую очередь с Пэймон – лидером этой группы игроков.

Нетрудно догадаться, что переговоры пошли не так удачно, как хотелось, и по их результатам во Внешнюю Зону набежала орава практиков – врагов Системы, тех самых культиваторов, о которых я говорил раньше.

Причём если большая их часть ничем особо не отличалась (недостаточно они прочищали друг-дружке даньтян и слабо заботились о меридианах, что поделать), то вот несколько, увы, заметно опережали по могуществу беглецов, оставшихся без своей тентаклевой госпожи, и тоже имеют виды на игроков.

Виды, как легко догадается, не самые весёлые.

И теперь игрокам, застрявшим в этом негостеприимном местечке, придётся каким-то невообразимым образом не только договариваться с Хранителем, считающим их всех говном, но и разбираться с практиками.

И всё ради того, чтобы свалить, наконец, отсюда куда подальше!

Мир

Итак, в новой большой локации (Башня) появилась подлокация (Внешняя зона). Странно даже, что нигде не бродит одна общага им. 25-го Баама.

Но это я так, мысли вслух озвучиваю.

В целом же структура и суть Башни стали несколько яснее.

На её верхних этажах творится какая-то содомия - что-то поломалось, и каждая из сторон жаждет решить проблему в свою пользу.

Системе неплохо бы восстановить контроль над нею, дабы ускоренно распространиться дальше. Практики же мечтают, чтобы их боги-культиваторы (бессмертные) вернулись к последователям.

А они пропали на вершине и непонятно, что там вообще произошло.

Впрочем, чаяния нашего героя куда проще – ему очень хочется закосплеить Эрика Картмена с его легендарным screw you guys, I’m going home.

Вот только выбраться из Внешней Зоны крайне не просто даже когда у тебя на хвосте не сидит толпа дебилов, летающих на мечах.

Хотя никто и не обещал, что будет легко, да.

Магия и боги

Тут нам рассказали чуть больше про культиваторщину и проращивание всяческих непонятных хреней внутри себя.

Скворечник по имени Василий, кстати, тоже решил принять участие в фестивале (благо ци качать начал ещё в первой арке) и обзавёлся парой новых мистических энергий, а заодно и сердцем дракона (где-то в этот момент горестно закричал одинокий Клеванский).

Ну ладно, не сердцем, а артефактом, и там всё не так просто, да и не столь важно. Есть и есть, чего бухтеть-то.

Ещё нашлось место продолжению божественных разборок за пределами Башни, да и в ней самой, но это уже будет чересчур спойлерно.

Персонажи

По персонажам особо ничего не скажу. Запомнились разве что Хранитель Внешней зоны Ишкур – бог родом из Древней Месопотамии, служащий Системе, и один из высших иерархов демонического культа Фоб – тварь, вполне способная справиться с ослабленным Хранителем.

В целом, и всё.

За и против

Что же мне понравилось в восьмой книге, а что – нет? Любопытный вопрос, потому что она в целом зашла мне больше седьмой, хотя события происходят примерно в тех же местах.

Что именно так приглянулось хомяку? Пожалуй, общая атмосфера гонки со временем, когда понятно, что победить – не вариант, что нужно убегать любой ценой, спасая столько товарищей, сколько получится.

Враг неизмеримо сильней, ты – на его территории, и даже условный союзник – ни разу не друг, а главная боевая единица пропала и непонятно, жива ли она вообще.

Это здорово напомнило первые книги и изрядно порадовало хомяка.

Понравилось и то, что автор продолжил развивать и раскрывать свой мир, добавляя новые элементы, разъясняя детали и открывая ранее неизвестное.

И, конечно же, я с огромным удовольствием читал интерлюдии, подготавливающие нас к мощным зарубам, которые будут иметь место в девятой книге.

Также среди положительных моментов отмечу правильное на мой взгляд решение автора не тянуть эту арку до победного конца, а добавить привычное уже возвращение домой, во-многом (по моему скромному мнению) предопределившее успех оригинальных книг.

Удачное сочетание приключений в фэнтезийных локациях разной степени паршивости и борьбы за Землю – это крайне удачная фишка книги и товарищ Жгулёв правильно поступил, что не стал нарушать своё же правило.

К тому же это позволило разбавить культиваторщину, которая лично для меня никогда не была в пятёрке любимых жанров.

Что же сказать по поводу минусов?

А знаете, один назову. Прямо серьёзную такую беду книги, на которую следует обратить пристальное внимание и исправить упущение.

Итак… Пэймон пропадает где-то в первой трети текста. Это вот как вот? А как же её отношения с Василием?

Недопустимо! Искренне надеюсь, что автор в будущем уделит их отношениям пристальное внимание.

Заключение

Восьмая книга закончилась возвращением героя домой и этакой паузой в истории. Хороша ли она? В целом, неплоха. Развивает ли сюжет? Пожалуй, да.

Довольны ли мы? (с)

О да, мы довольны. Более чем.

И на этом всё. Хомяк устал и уходит спать в кубло. Продолжение ждите послезавтра.

Показать полностью 1
5

Жгулёв Пётр цикл «Город гоблинов», том 7

Жгулёв Пётр цикл «Город гоблинов», том 7

Итак, за шестым томом, как ни странно, следовал седьмой.

И вот он-то уже полноценно открывал новую арку. Именно в нём оказалось масса нового и интересного.

Об этом сейчас и поговорим.

!!!! Внимание, в тексте присутствуют спойлеры. Если вы не читали данную книгу и/или страдаете от острых приступов спойлерной болезни, будьте осмотрительны !!!

Капелька сюжета

Итак, в конце шестого тома Васенька очищал гоблинский мир, которому надлежало стать частью растущей империи господа своего Каина, да так хорошо, что в итоге схлестнулся с аватарой одной эльфийской богини и немножечко так – на полшишечки - умер.

Но тут как в анекдоте «убили меня, внучок», а потому наш протагонист, завалив вообще все спасброски (не баг, а фича, если что) возродился в новом и непонятном месте.

Некой Башне – колоссальной мета структуре (почти Гигахрущёвке, только без самосбора… наверное), в которую постоянно поступают умершие игроки высоких рангов, получающие последний шанс – жизнь в обмен на участие в сражении, ведущемся уже тысячи, а то и десятки тысяч лет.

Вот только есть один нюанс – воины Системы уже проиграли это сражение и шансов на победу почти нет, а потому максимум, на что они могут рассчитывать – это свалить прочь из Башни, вернуться в родные места.

Сделать это далеко не так просто, потому что для начала нужно тупо выжить, а после – не стать жертвой других игроков, ведь друзей тут нет. Но даже если первые два пункта выполнены, остаётся третий – надо каким-то образом попасть во внешние зоны Башни, а оттуда уже добраться до порталов.

Всё бы ничего, вот только местные жители как бы это сказать помягче… немного против и считают всех игроков – слугами Тьмы.

Как легко догадаться, Василию, оказавшемуся в этих условиях, быстро придётся принимать участие в серьёзной зарубе, нравится ему это или нет.

Вот только очень быстро наш герой выяснит массу интереснейших событий о башенке, в которую его занесло.

Мир

И вот в этом томе появилось крайне много ценной информации по поводу мира, в котором происходят события.

Локация, как нетрудно понять, сменилась и всё перенеслось в колоссальную мета структуру под названием Башня.

Именно тут в незапамятные времена те, кто противился приходу Системы в нашу галактику, дали бой её адептам и даже разнесли ретранслятор, замедлив неизбежную поступь творения неведомого Демиурга. Если я правильно понял авторский замысел, то это отсрочило приход Системы на Землю на добрые тысячи лет и разорвало связи с другими мирами, которые имели месть быть в древности.

Но возникает вопрос – а кто же бросил вызов невероятной мощи Системы?

А сделали это, ВНЕЗАПНО, старые-добрые культиваторы. Ну, те, которые проращивают меридианы, качают даньтян, летают на мечах и лупят друг-дружку Муримскими кунг-фуйствами.

Кто они такие? В седьмом томе однозначного ответа на этот вопрос нет (в восьмом, впрочем, тоже), но есть предположение, что сила, дарованная практикам (они же культиваторы) может быть реликтом предыдущей кальпы, сиречь дня Брахмы, то есть – прошлой итерации бытия, закончившегося тепловой смертью предыдущей вселенной.

Вполне может быть, что сила практиков – это наследие Системы, победившей тогда, неизбежно вошедшее в конфликт с Системой нынешней.

А может и нет.

Важно другое – появилась могучая сила, противостоящая Системе, замедлять её и даже побеждать.

Это, я считаю, крайне важное расширение мира и его правил.

Магия и боги

Ну, собственно, тут у нас продолжаются весёлые истории Каина, про которые не стану рассказывать лишнее, дабы не спойлерить сверх всякой меры.

Также появляется магия кунгфуйств, которая чётко отличается от системных даров.

Во-первых, чтобы её получить, придется, как я говорил выше, сотни лет культивировать, жрать травки всякие, пилюли и вот это вот всё.

Во-вторых, она гораздо медленней. Система обучает почти мгновенно, тут же придётся вызубривать материал по старинке. При этом практик вполне может стать игроком, наоборот, как я понял, нельзя. Хотя никто не запрещает брать игроков в рабство и заставлять работать на себя.

В-третьих, вся эта культиваторщина не шибко способствует развитию, а потому за тысячи и десятки тысяч лет ребятки из Башни так и не додумались до огнестрела.

Зато у них есть аналог некронов, да. Достижение. В смысле, некоторые практики, стремясь добиться бессмертия, помещали свои души во что-то вроде филактерий и заменяли слабую плоть мощной сталью.

Где-то на заднем фоне слышится яростный двоичный стон шестерёнок из Адептус Механикус.

Персонажи

Героев в книге тоже появилось немало, что и логично. Василий у нас попал в новое место, стало быть, надо добавить ему камрадов.

Жаль только, я почти никого из них не запомнил.

Есть прикольный бибизян Самый Умный, который, как показала практика, действительно не дурак.

Есть развратная тёмная эльфийка Лиана, желающая совратить нашего невинного и целомудренного героя. В принципе, от друкхари иного и не ожидалось, если так подумать.

А ещё есть Пэймон – восхитительная десятиметровая слайможена, знающая толк в тентаклевых обнимашках и очень не любящая, когда её предают.

Считаю эту милашку топ вайфу всего тайтла и очень надеюсь на то, что она станет законной супругой Василия, подвинув Еву. Ибо нефиг!

В книге имеются и другие персонажи, но мне они не сильно интересны, да и выживаемость у ребят ниже среднего, а потому я никого больше не запомнил.

За и против

Что мне понравилось в седьмом томе, а что нет?

Понравилась смена локаций. Как ни крути, а циклу нужно было как-то меняться, и товарищ Жгулёв эти самые изменения обеспечил.

Понравилась Пэймон. Она прелестна и её экранное время в цикле должно быть пересмотрено в сторону радикального увеличения (об этом ещё поговорим в статье, посвящённой восьмому тому).

В целом, мне импонирует концепция «Игра+», которая позволяет отдохнуть от проевшихся уже приключений из первой арки и попробовать что-нибудь новое.

Беготня по лабиринту, забитому местными некронами (хорошо ещё, что не свежевателями) – весьма занятна, равно как и бой за город.

Но это, пожалуй, и всё.

Седьмой том написано ровно, хорошо, но увы, мне он не зашёл.

В чём проблема? Пожалуй, в том, что я не очень жалую культивацию. От неё у людей растёт палатка из паха и начинается ручной труд.

Может быть, мне помешал карманный утёнок, который несмотря на все разговоры о том, что циклу объективно нужна смена обстановки, желал видеть то же самое, что и раньше.

Может, что-то ещё.

Тем не менее, увы, но седьмую книгу я мучал достаточно долго, хотя и не могу назвать её плохой.

Заключение

Скажу честно, седьмой том я читал долго, он откровенно не зашёл мне. И не потому, что написано плохо или что-нибудь в этом духе. Нет. Просто я не оценил уся/санся, а может, ещё и не слишком обрадовался новым локациям (что бы ни говорил до этого).

И ведь автор на самом деле поступил верно – герой слишком усилился, ему будет не слишком интересно приключаться на нубских локациях, а читателям окажется столь же не интересно следить за избиением низкоуровневых.

И тем не менее, привыкание к новым условиям вышло болезненным. К счастью, уже восьмой том понравился мне больше, но об этом мы поговорим в следующий раз.

И на этом всё. Хомяк устал и уходит спать в кубло. Продолжение ждите в понедельник.

Показать полностью 1
10

Жгулёв Пётр цикл «Город гоблинов», том 6

Жгулёв Пётр цикл «Город гоблинов», том 6

В последний я раз брал в руки «Город гоблинов» почти три года назад, когда делал обзор на пятый том, завершающий первую сюжетную арку.

Так уж получилось, что я решил взять паузу и подождать, пока автор добьёт вторую сюжетную арку.

Я ждал, ждал, ждал, а арка всё не кончалась и не кончалась.

Наконец, в этом году хомяк принял важное решение – читать дальше, потому что ну реально ж интересно, как оно там.

И вот, я прочёл четыре тома и по завершению принял ещё одно – не менее важное – решение.

Для «Города Гоблинов» (а в будущем, возможно, и для некоторых других циклов) я отхожу от привычной формы обзоров. Раньше делал либо статью по одной книге, либо же довольно здоровый разбор нескольких романов сразу.

Сейчас же я хочу попробовать серию обзорчиков. Каждый из них будет не слишком длинным, зато я стану выкладывать их через сутки. Поглядим, что получится.

И раз со вступлением покончено, приступим, итак, том за номером шесть…

!!!! Внимание, в тексте присутствуют спойлеры. Если вы не читали данную книгу и/или страдаете от острых приступов спойлерной болезни, будьте осмотрительны !!!

Капелька сюжета

События шестого тома разворачиваются сразу же после завершения пятого и в целом эта книга – что-то вроде перехода от первых пяти романов первой арки к N книг арки второй.

Герои возродили бога, который стал главой земного пантеона, обеспечив весьма неслабую защиту планете, только-только познавшей прелести Системы. Но ведь обороной войны не выигрываются, и новый бог это отлично понимает.

Это понимает и его аватар Василий – протагонист всего цикла.

А что из этого следует?

Правильно. Что сперва нужно разобраться окончательно с миром гоблинов, а после… после – отоваривать наглые хари, собирать союзников, качать игроков, и вообще заниматься стандартными системными делами.

Вот только вряд ли партнёры по опасному трансцендентному процессу будут в восторге от наглеца, покусившегося на уже почти завоёванный мир, да и те силы рангом пониже, что поставили на них, тоже расстроятся.

А потому, Васенька, можешь ненавидеть гоблинов столько, сколько тебе влезет, но будь добр взять ноги в руки и заняться полезными делами. Ты ж программ… тьфу, ты ж аватар, вот и соответствуй.

Знал бы только Василий, чем ему это аукнется… Хотя нет, даже если бы и знал, не отступил бы, потому что слишком хорошо понимает, что происходит с теми, у кого хватает глупости сойти с дистанции в этой гонке.

В любом случае, скучать ему не придётся.

Мир

Тут никаких особых изменений.

Есть Земля, есть планета гоблинов, есть немножечко других планет, но в целом, всё те же, всё там же (ждём седьмой том, да).

Магия и боги

А вот тут появились изменения, причём – важные. Может быть, конечно, я просто забыл и про это говорилось в первых книгах, а может и нет. Не суть важно.

Главное, мы узнаём, что боги тут бывают отнюдь не только системными. Есть ещё и, так сказать, естественные, зародившиеся ДО прихода Системы (такое себе открытые, если сама игра началась из-за того, что некая трансцендентная сущность решила сотворить Систему, но всё же).

То есть во вселенной книги существует не только невообразимое количество разных разумных видов, но и разумные создания, познавшие бытие до того, как началась безумная игра великого демиурга.

Кстати, демиурги тоже упоминаются парой строчек. Они, как я понял, что-то совершенно запредельное по могуществу. Возможно даже, они – сущности, видевшие рождение вселенной. Или существовавшие до гибели старой.

Почему это важно? А об этом поговорим в обзоре на седьмой том.

Также в сюжете появился бог Каин, которого ГГ сотворил в конце пятого тома, изрядно поплясав с бубном, чтобы самому не обрести божественность. И через Каина (а иногда и Великого Ы, как его составной части) раскрываются крайне важные для сюжета моменты, а потому интерлюдии в шестом томе особенно важны и полезны.

Персонажи

Тут тоже обошлось без изменений.

Герои всё те же, делают всё то же.

Как я и говорил, том получился переходным.

Ну, разве что, тут развиваются отношения Василия и его супруги Евы, ну как бы и всё, что можно упомянуть.

За и против

Что ж, теперь давайте-ка прикинем, что понравилось этому хомяку в книге, а что – нет.

В первую очередь мне понравилось дальнейшее развитие идей первых пяти томов и расширение мироздания.

Постепенно начала появляться новая информация о законах книжной вселенной, новые сведения о богах, новые задачи и цели.

При этом шестой том откровенно выполнен «на движке» первой арки, а потому в нём нет резких и внезапных изменений, к ним нас лишь подводят.

Автор оставил то, за что лично мне нравится его цикл – противостояние цивилизаций и крупных военных контингентов, объединённое с прокачкой в игровом стиле, интригами, божественными плясками, смешение средневековых системных средств уничтожения и тактик с современным оружием. Вот только теперь всё происходит на куда более высоком уровне.

У нас тут уже не зашуганные нубы, не понимающие, что происходит, режущие гоблинов в руинах древнего города, а имеет место быть вполне себе полноценное вмешательство во внутренние дела гоблинских королевств, сражения настоящих армий, зачистка планеты от неугодных.

Ставки стали выше, равно как и левела, но возросла и цена ошибки.

Причём даже если ты не ошибаешься, заплатить всё равно придётся, о чём Василий узнал в конце тома и что плавно переводит к событиям седьмой и восьмой книг. Но об этом мы поговорим уже после.

Что мне не понравилось?

Лишь одна вещь, но, блин, с неё я горел (и, замечу, продолжу гореть позже).

Не знаю, может, и раньше такое было, и я просто подзабыл, но блин, герой там раскидывает статы и качает навыки четыре или пять глав подряд!

Буквально! То есть глава начинается, ГГ забирает очки у гоблинов, ГГ раскидывает их на умения, ГГ дальше забирает очки у гоблинов и раскидывает их на умения, потом ещё немного забирает очки у гоблинов и раскидывает их на умения, потом слегка разносит статы, что тоже описывается пипец как подробно… и только после этого идёт на финал книги.

То есть буквально несколько глав тупо пролистываются!

ИМХО, это перебор.

К остальному претензий не имею.

Заключение

Итак, что можно сказать о шестом томе цикла?

Вышла книга, как я писал раньше, на «движке первой арки», задающая вектор движения. Плохо ли это? Не думаю. Хорошо ли? Определённо.

Шестой том мне понравился, и я с удовольствием начал читать седьмой.

И на этом всё. Хомяк устал и уходит спать в кубло. Продолжение ждите послезавтра.

Показать полностью 1
17

Бирюшев Руслан цикл «Ветер с Востока» или те, что спят на дне

Бирюшев Руслан цикл «Ветер с Востока» или те, что спят на дне

Ну что, господа-товарищи. Регулярная рубрика «Хомяк хвалит Руслана Бирюшева объявляется открытой?

Что поделать, что поделать, нравятся мне книги автора, и хочется их хвалить.

А потому к третьему тому «Ветра с Востока», завершающему историю Николая и Анастасии я подходил с твёрдой уверенностью, что всё будет хорошо.

И что же, моя уверенность оказалась напрасной? Или же нет?

Попробуем разобраться в сегодняшнем обзоре.

Капелька сюжета

Итак, с момента окончания второй части прошло какое-то время. Николай Петрович теперь работает в Третьем Отделении и помогает своей возлюбленной разбираться со всякими шпионскими делами во славу Империи. 

Получается у него довольно неплохо, хотя до матёрой шпионки бывшему драгуну далеко. Тем не менее они на хорошем счету у начальства, а потому оное, как начальству и положено, решает: «о, на другом континенте творится какая-то хтонь, а давайте-ка вытащим специалистов по Средней Азии и отправим их через море, пусть разберутся».

Не, ну действительно, отправить оперативников, отпахавших кучу времени в конкретном регионе за половину мира, в совершенно незнакомые места, что может пойти не так?

А уж если добавить к этому то, что цель их задачи – разобраться, что за хренотень творит бывший подданный Его Императорского Величества, эмигрировавший в Конфедерацию – местный аналог США – и устроивший там какую-то чертовщину, то ситуация быстро превращается в шизофреничную. 

Добавим же к этому агентов британской разведки и щепотку трансцендентности, отдающей Древними, что спят в Р’льехе, чтобы понять – задание окажется странным и необычным даже по меркам наших героев.

Мир

Действие книги происходит в том же мире, но на другом континенте.

Тут история пошла несколько иначе, а потому Соединённых Штатов Америки нет, зато вместо них наличествует Конфедерация.

Что там у неё с добычей хлопка, я не знаю, но, кажется, отнюдь не он – главный источник дохода государства.

В конфедерацию входит центральная и западная часть континента, Техас, как я понял, весьма автономен (хех, когда через пару неделек сделаю обзор на одну книгу, там будут весьма занятные параллели) и готовится в случае чего принять на себя первый и самый страшный удар Британии, сумевшей застолбить за собой северо-восток Америки.

Вашингтон, впрочем, имеется, но, как я понял, он расположен где-то в другом месте. Где именно – не запомнил, увы, простите.

Отношения местных СШП и Британки, которая гадит, естественно, крайне напряжённые и балансируют на грани войны.

В центре континента индейцы, бандиты и ковбои, и весь этот ваш Старый Запад, которого больше нет (несмотря на то, что, напоминаю, временные линии нашей Земли и книжной – параллельны), на западе континента уже полноценная цивилизация, ну а юго-восток, как я и говорил – это форпост Земли Свободных, готовый в любой момент схлестнуться с гадящей англичанкой.

Эту милую картину дополняют культисты, жаждущие принести в материальный мир толику беспредельного космического ужаса из пустоты, способного свести человека с ума одной тенью своей тени и прочая лавкравтианская хтонь, щедро рассыпанная по страницам книги и превращающая авантюрно-приключенческий роман в нечто большее, нечто, проникнутое уважением к мастерству творца ужасов.

Персонажи

Главных героев всё так же двое. И если шпионка Анастасия Егоровна Агафьева за прошедшие годы не изменилась, то бывший офицер Николай Петрович Дронов – поменялся весьма значительно.

Он стал лучше следить за сказанным и несказанным, подмечать детали, познал основы оперативной работы, научился помогать Насте во всех её хитрых начинаниях.

Они стали настоящей парой, что, впрочем, не мешает шпионке использовать особые методы получения информации, временами вызывающие приступы ревности у Николая.

Настя всё та же непоседливая женщина с тысячью лиц, прячущая своё истинное «Я» под масками. Но по крайней мере, Николая она любит по-настоящему.

Наверное.

Так-то в книге ещё много персонажей, но я не слишком хочу раскрывать их, потому как роман и без того коротенький, а если расписать каждого героя, то пропадёт интрига.

Скажу лишь, что тут фигурирует Сотейра. Да-да, та самая, что из Дертского цикла. Так что действия всех книг Руслана происходят в единой мультивселенной. Теперь официально.

Осталось лишь выяснить, что и как там по временным линиям. Но насчёт этого, видимо, информация появится уже в будущем.

За и против

Что же мне понравилось в третьем «Ветре с востока»?

В первую очередь, сохранившийся дух паропанковской авантюрщины в лучших традициях Жюля Верна. События всё также несутся вскачь одно за другим, повествование не провисает, герои перемещаются по локациям, распутывая странный и страшный клубок потусторонних тайн.

Тайны эти, к слову, следующее достоинство романа.

У нас тут фхтагн, смешанный с походами по миру снов, отсылками на Реаниматора и множество других работа Лавкрафта, наслаивающийся на паропанк, что порождает интереснейшее сочетание и держит в напряжении до самого конца.

Таинственные силы, жаждущие прорваться на Землю и сделать всем плохо, непознаваемы и безжалостны, а их сбрендившие фанатики пойдут на что угодно, лишь бы угодить благодетелям.

Нельзя сказать, что на пути у этих сил стоят два агента, но, будем справедливы, даже спецслужбы не совсем понимают, что происходит и что стоит на кону.

Финал книги, кстати, это отдельное достоинство, на которое нельзя не обратить внимание.

Он вполне уместен, заканчивает историю (по крайней мере – этих героев), но при этом открывает широкие возможности для самых разных продолжений. Такой подход всецело одобряю.

Следующее, что хочется похвалить – это невероятное количество отсылок, немалую часть которых я тупо не выкупил. Автор расстарался, запихнув в эту махонькую книжечку столько всевозможных пасхалок, сколько возможно.

Вестерн – это тоже хорошо. Жанр официально мёртв, он никому не интересен, но стал ли он от этого хуже? Я так не думаю.

А потому, искренне рад наличию ковбоев в индейцев в книге, немалая часть которой посвящена борьбе с потусторонней нечистью.

А ещё тут есть корабли, да. Много кораблей. И корабли – это отсылка сами по себе. Я, правда, её вообще не понял, ибо флотом не особо интересуюсь, но те, кому будет любопытно, могут задать вопрос автору. Думаю, он не разочарует.

Есть ли что-то за что я желаю поругать книгу?

Ну, она до невозможности короткая. Едва-едва насчитывает жалких десять авторских листов. Заканчивается всё не просто быстро, а невероятно быстро. 

Это огорчает.

А так-то в целом и докопаться особо больше нечего.

 

Заключение

В принципе, не думаю, что удивил кого-то этим обзором. Но я и не ставил перед собой такую задачу.

Книга на мой взгляд получилась достойной, всем, кому понравились первых два тома, читать обязательно.

Те же, кто прошёл мимо «Ветра с востока» вполне могут заценить этот цикл прямо здесь и сейчас. Возможно, вам он понравится так же, как и мне.

И на этом всё. Хомяк устал и уходит спать в кубло. В следующий раз мы поговорим о ненависти к гоблинам, ненависти к эльфам, ненависти к некронам, ненависти к культиваторам, ненависти к клонам, ненависти к насекомым, ненависти к богам и любви к прекрасным десятиметровым слаймо-жёнам. Разговор, возможно, окажется более продолжительным чем обычно, ибо у хомяка появилось желание поэкспериментировать. Оставайтесь на линии, будет интересно.

Показать полностью 1
13

Тепеш Влад. «Парень в шагающем саркофаге» или Факторио недалёкого будущего

Тепеш Влад. «Парень в шагающем саркофаге» или Факторио недалёкого будущего

Вслед за первой книгой Тепеша я сразу же прочёл и вторую, тем более что она тоже числилась в цикле «Старкрафтер».

Но только оказалось, что единый цикл подразумевал не одинаковых персонажей, а, скорее, одно и то же место действия.

В смысле, галактику.

Да и то неточно.

Впрочем, книга прочитана, следует сказать о ней пару слов.

Итак…

Капелька сюжета

Конец двадцать первого века, человечество готовится к колонизации первой планеты за пределами Солнечной Системы, используя корабли, способные преодолевать световые годы.

Вот только главному герою книги, парню, имени которого я не запомнил и которое не шибко нужно (будем звать его Танкредом), на это всё плевать. Он в одночасье превратился в калеку, оставшегося без ног и руки, не способного толком о себе заботиться. Калеку, лишившегося девушки и, скорее всего, обречённого доживать свой век на нищенскую пенсию по инвалидности.

Ему нет дела до космоса, зато космосу до него – есть. Вернее, космической программе Российской Федерации конца двадцать первого века.

Тут какая штука – самые развитые и богатые страны Земли наперегонки готовят колонизационные корабли для того, чтобы заселить Аврору – планету земного типа, расположенную относительно недалеко от Солсистемы. Так уж вышло, что вылетают все одновременно.

Но победитель будет только один – в этом сомнений нет. На другой планете останется лишь одна устойчивая колония, которая передаст сигнал на Землю.

И когда это произойдёт, крайне высока вероятность ядерной войны, потому что, ну а хули б и нет, если наши ребята сидят на другой планете и значит, что хоть какие-то жители нашей страны останутся в живых.

Странное фантастическое допущение…

Ну да ладно, пусть будет.

Итак, та из экспедиций, что закрепится на другой планете и отправит сигнал – победит, а сам сигнал почти гарантированно означает ядерную войну.

И всё бы ничего, да вот только наша экспедиция отстаёт. Не успевает подготовить корабль, на котором можно будет отправить полноценный отряд – слишком отстают по технологиям.

И тогда гениям из Роскосмоса приходит отличная идея: а давайте мы отправим не двести астронавтов-колонистов, а одного чувака в экзоскелете, напоминающем дредноута из Вархаммера 40к, который будет не колонию возводить, а создавать исключительно оружие, после чего - отхреначит всех остальных колонистов, чтобы никто никакой сигнал никуда не отправил.

Чувак должен быть предельно кибернитезирован, потому что делать ему всё предстоит в гордом одиночестве, а плоть, как известно, слаба. Он должен быть психически устойчив, потому что его миссия растянется на годы и возвращение, как легко понять, не планируется.

А ещё – ему должно быть нечего терять.

И, собственно, наш Танкред – идеальный кандидат. Ему даже заплатят миллион баксов, которые тот может до отлёта потратить так, как хочет.

И ГГ такой: «Не, ну а чоб и нет, служу России!».

И вот так начинается история смертника, обязанного убить не одну сотню человек на другой планете, чтобы спасти Землю…

Мир, фантастика и технологии

Думаю, что Землю 21-го века особо обсуждать не будем и сразу перейдём к другой планете.

Итак, Аврора…

Мир земного типа со схожей продолжительностью суток, силой тяжести, атмосферой и таблицей Менделеева.

При этом всё же он здорово отличается от Земли. В первую очередь – живностью. Чем ниже – тем опасней. Именно поэтому люди предпочли забраться повыше, там и климат получше и тварей поменьше.

Если честно, чем-то особо фантастическим (кроме некоторых особенностей флоры и фауны) планета не отметилась, к тому же повествование в книге вращалось больше вокруг автоматических производственных цепочек, возводимых Танкредом, нежели вокруг исследований неизведанного мира.

Технологии тоже не то, чтобы впечатляют, но их приземлённость, ИМХО, идёт книге на пользу.

Что у нас тут? Космические корабли (одноразовые), способные переместиться до нужной точки пространства, автоматические производственные линии, шагоход с заключёнными в него остатками человека, мощные аккумуляторы, базы данных и всё в этом духе.

Если честно, смотрится это местами неказисто, зато запоминается и очень неплохо играет на сюжет.

Персонажи

А вот тут всё достаточно интересно.

Итак, у нас есть Танкред, настоящего имени которого я так и не запомнил.

Обычный русский парень, ставший инвалидом. Любитель Вахи, фантастики и прочих занятных эскапистских вещей. Спокойный, интроверт практически без друзей.

Идеальный кандидат на суицидальную миссию без возврата…

И на этом как бы всё.

Нет, безусловно, по ходу сюжета он взаимодействует с другими командами, а ещё в сюжете появляются персонажи, с которыми он даже разговаривает, вот только все они дико спойлерные, а потому особо про них ничего и не расскажешь.

Ну а раз так, то и не будем тратить время и двинемся дальше.

За и против

Что мне понравилось в книге?

Явные вайбы великолепных Factorio и Civilization: Beyond Earth.

Не знаю уж, действительно ли автор вдохновлялся этими играми или так просто кажется, но книга посвящена борьбе колоний на другой планете между собой с одной стороны, и медленному, но уверенному формированию и улучшению цепочек для автоматических производственных линий с другой. Так что прийти к сравнению получилось очень легко и естественно.

Тем не менее, мне это реально понравилось.

Автор свёл к минимуму общение, диалоги и вот это вот всё, зато основное внимание уделил одиночеству героя, вынужденного год за годом в одиночку производить и улучшать орудия уничтожения, которые придётся использовать на ни в чём не повинных людях.

В результате с одной стороны мы имеем изрядную медитативность повествования, а с другой – без шуток – некоторую даже… глубину, что ли?

При этом само построение фабрик, поставка генераторов, выработка электроэнергии, создание пороха и более продвинутых взрывчатых веществ, создание дронов, постепенное расширение базы…

Следить за этим было без дураков интересно и круто.

В целом, мне понравился и инопланетный мир. Как я уже говорил выше, автор не перебарщивал с алиенщиной и фантастикой, сделав другую планету пусть и иной, но достаточно похожей на землю. Колонизируемой.

При этом ни о какой лёгкости и тепличных условиях говорить не приходится. Местная экосистема крайне многообразна и опасна для земля, а потому протагонисту приходится бороться не только со сложными и капризными механизмами, стремясь опередить соперников в гонке, не только с тяжелейшим моральным выбором (убить сотни ни в чём неповинных людей, чтобы отсрочить апокалипсис), но и с окружением, отнюдь не желающем помогать ему и идти навстречу.

Что не понравилось?

Всего две вещи.

Первое – крайне странное фантастическое допущение (назовём это так). Нет, серьёзно, вот, значит, одна из фракций формирует устойчивую колонию, создаёт антенную, способную переслать сигнал на Землю, те его принимают и… радостно выпилываются? А нахрена?

Ну да, ок, ваши соотечественники колонизировали другой мир. И чё?

Зачем ядерную войну начинать-то?

Нет, какие-то объяснения были, но звучали они максимально странно и натянуто. Такое ощущение, что автору просто нужно было как-то обосновать сюжет и он не придумал ничего лучше вот этого.

Ну… такое.

Вторая проблема – финал.

Вот честно, чего я не ожидал, так это того, что было. Нет, Deus Ex Machina – это, конечно, увОжаемо, но, говоря честно, хотелось бы чего-то другого. 

Недокрутил автор, недокрутил, да.

Хотелось бы сказать на эту тему чуть больше, но тогда мы ухнем в пучину спойлеров, а это нехорошо. Потому предлагаю заканчивать.

Заключение

Итак, что можно сказать насчёт этой книги?

Не назвал бы её особо выдающейся, но и к откровенному мусору тоже не отнесу.

Как ни крути, а наблюдать за похождениями Танкреда было интересно.

Кому можно порекомендовать «Парня в шагающем саркофаге»? Ну, в первую очередь любителям Факторио и Цивы. Во вторую – фанатам прогрессорства. Пусть тут протагонист и не приводит к светлому будущему фэтезийное королевство, используя технические знания Земли, но, как ни крути, а занимается он именно что прогрессорством.

И на этом всё. Хомяк устал и уходит спать в кубло. В следующий раз мы поговорим о ковбоях, индейцах, древних кошмарах, богах, девицах разной степени развратности, а также – отсылках-отсылочках. Оставайтесь на линии, будет интересно.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!