Серия «Обучение и здоровьесбережение»

22

Дети с СДВГ — что делать и как помочь им учиться? Рассказывает школьный психолог с пятилетним стажем

Я произвожу здоровьесберегающую мебель для детей. К нам часто обращаются родители, чтобы узнать, есть ли у нас специальная мебель для детишек с СДВГ.
Наш HR специалист Юлия проработала 5 лет школьным психологом.

По моей просьбе она рассказала, почему сейчас дети более гиперактивные и что может помочь им гармонично развиваться.

Что такое СДВГ и как его определить?

СДВГ или синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это нарушение развития неврологическо-поведенческого характера. При нем ярко выражена гиперактивность малышей наряду с дефицитом внимания. Это нарушение диагностируется психологами и врачами.

Симптомы для установления диагноза:
— сложность концентрирования внимания
— повышенная активность и импульсивность, не поддающаяся управлению

Детям с этими симптомами часто не могут правильно выполнить учебные задания или решить задачи, так как совершают ошибки по причине собственной невнимательности и непоседливости (гиперактивности). Они могут не слушать объяснения учителей или просто не обращают внимание на их объяснения.

Неврология рассматривает данное расстройство в качестве устойчивого хронического синдрома, способа излечения которого до сих пор не найдено. Медики полагают, что СДВГ уходит бесследно по мере взросления малышей или, будучи взрослыми, они приспосабливаются с ним жить. Специалисты Медико-генетического научного центра РАМН и факультета психологии МГУ установили, что «большинство исследователей сходится во мнении, что единую причину возникновения заболевания выявить не удается и, похоже, не удастся никогда» (Генетика гиперактивности и дефицита внимания // Химия и жизнь – 2008 - №1 – С 5.)

Почему сейчас детей с СДВГ больше, чем раньше?

Вообще детей с СДВГ насчитывается от 5 до 15 процентов, то есть не так много, как кажется многим родителям. Тогда возникает вопрос. А почему часто мы слышим от родителей: «Мой ребенок гиперактивный». Почему раньше дети были спокойнее?

Здесь все просто.

Несколько десятилетий назад темп жизни был медленнее, не было такого количества информации, которое сейчас обрушивается на детей. Фактически дети сейчас не живут в покое, а так как они просто не умеют сами регулировать свои эмоции и количество получаемой информации, то в результате мы получаем детей излишне возбудимых, эмоциональных и активных.

Что делать с такими детьми?

  1. Ограничить информационный шум: уменьшить количество мультфильмов и любых передач, убрать от ребенка смартфоны и любые гаджеты или хотя бы ограничить их.

  2. Давать возможность ребенку играть в спокойные развивающие игры (межполушарные доски, конструкторы, паззлы и т.д.)

  3. И наоборот — давать ребенку больше двигаться, поскольку он не способен по природе своей усидеть на месте. К примеру, сейчас популярны балансборды с лабиринтами — это хорошее сочетание развивающей и активной игры. Здесь и развитие памяти, внимания и мышления, и достаточная двигательная активность. Балансборд и подобные балансировочные доски — это та самая «развивашка», которая поможет мамам отвлечь ребенка от гаджетов, даст ему возможность выплеснуть эмоции и энергию. К тому же, дети учатся работать с планом, прогнозировать свои действия, получает опыт преодоления препятствий, нахождения выхода из различных ситуаций и достижения цели.

Как учиться детям с СДВГ?

Когда ребенок идет в школу, он испытывает стресс, так как приходится сидеть целый урок. Поначалу это 30 минут, затем больше. Но вот ведь беда, еще недавно он не сидел за столом в статичной позе более 10-15 минут на занятии в саду, а тут сразу 30 минут…

Это очень много, а дети в принципе не способны в 6-7 лет усидеть более 15 минут.

Здесь на помощь приходит мебель для занятий стоя. Причем подойдет она всем, а не только гиперактивным. Каждые 15 минут дети меняют позу — сначала они работают сидя, потом стоя и не отвлекаются от работы с учителем. Профессор Базарный не зря проводил исследования и доказал, что возможность смены динамической позы влияет на ребенка благотворно. Это помогает не только сохранить его физическое здоровье, но и психологическое тоже.

Расскажу на примере, который я помню из своего детства (80-е годы).

Моя бабушка была учителем начальных классов. Она рассказывала, что в нашем районе (Малосердобинский район Пензенской области) в селе Топлое одна учительница прочла исследования Базарного. Ей очень понравилось, что дети имеют возможность двигаться, но при этом не отвлекаться от урока. Так как она набирала первый класс, то пришла к председателю колхоза и попросила сделать парты с возможностью работать сидя и стоя. Парты сделали, поставили в класс. Результат действительно был — дети учились лучше, меньше отвлекались, были более сосредоточены. Самое интересное, что потом, когда эти дети ушли в 5 класс, они долго просили вернуть им любимые парты и даже приходили в свой класс постоять.

Спустя много лет я училась в университете на факультете психологии, и наш преподаватель педагогики Ю.А. Кривов вспомнил про этот эксперимент и очень хвалил и учителя, и результаты им полученные.

Конторки и столы для работы стоя — решение для большинства детей и спасение для родителей.

Если интересно, в группе Вконтакте рассказываем об обучении, воспитании, здоровьесбережении.

Показать полностью
25

Как применяются здоровьесберегающие технологии в сельской гимназии: рассказывает учитель начальных классов

Я занимаюсь производством здоровьесберегающей мебели, в частности, конторками. Это высокий письменный стол с наклонной столешницей для работы стоя. Делаю по технологии Владимира Базарного, который разработал методику здоровьесбережения в школах. В конце 20-х эти технологии начали повсеместно внедрять в школы, но в начале 2000-х остановили.


У нас довольно большая аудитория учителей, многие из которых которые интересуются здоровьесбережением и применяют технологии Базарного в классе. Обычно они пишут нам сами, и мы просим их рассказать о том, как у них всё организовано. Публикую историю Натальи Геннадьевны Вахрушевой о том, как сберечь здоровье учеников, даже если у школы нет средств на правильную мебель.

Пишет Наталья:


Я учитель начальных классов, а также репетитор по подготовке к школе. Занимаюсь скорочтением, чистописанием, коррекцией почерка. Работаю в Якшур-Бодьинской сельской гимназии. Это село находится в Удмуртской республике, недалеко от её столицы.


Сейчас у меня второй класс, в классе 24 ученика, и мы с ними занимаемся с использованием здоровьесберегающих технологий.


Я заинтересовалась ими лет девять тому назад, когда мой сын пошёл в первый класс. В этот период я познакомилась с одним удивительным учёным, офтальмологом, и скажем так, реформатором — Владимиром Филипповичем Базарным.


У него я подчерпнула очень много интересных приёмов, которые сохраняют здоровье ребёнка. И одним из них является здоровьесберегающая мебель, к которым относится конторка.

Но, как обычно, на это не хватало финансовых средств, поэтому я начала внедрять другие приёмы.


Карточки на стенах


Во время подготовки к урокам и на самих уроках мы использовали стены нашего класса. Я развешивала карточки, с которыми можно было взаимодействовать — писать на них, снимать, перевешивать. В итоге дети не просто сидели на своём месте, а двигались по классу и при этом изучали или повторяли учебный материал.


Сенсорно-дидактические кресты


Следующим шагом стало использование сенсорно-дидактических крестов, которые подвешиваются к потолку класса. На них можно вешать любой наглядный материал — карточки со словами, цифрами, буквами, картинки и многое другое. Благодаря ним тоже создаётся повышенная подвижность во время урока. Дети не просто сидят, опустив головы — они вынуждены поднять голову, таким образом снимается синдром склонённой головы. Они могут подойти к этим карточкам, потрогать, снять. Ещё я использую их как билетики на выход с урока... То есть это мини-самостоятельная работа по теме урока, которую дети снимают с креста, решают, сдают мне и могут идти на переменку.

Офтальмологический тренажёр


По мере изучения темы я увидела еще один тренажёр. Это большой офтальмологический тренажёр, который размещается на потолке классной комнаты. Попросила родителей нарисовать, и вот, мы до сих пор им пользуемся. Он успокаивает нервную систему и снимает зрительное утомление. Во время уроков я провожу музыкальную разминку — так двигаются не только глаза, но и всё тело.


Конторки для работы стоя


Затем появились в моём кабинете конторки для работы стоя. Первоначально это были конторки, которые тоже сделали родители учащихся. А для этого я провела большое родительское собрание, где познакомила их с пользой. Родители прониклись этой идеей, приняли её, и сделали конторки. Правда не для всего класса и даже не для половины. Я разделила детей на три группы, и в течение урока они три раза могли перемещаться с парты для работы сидя за конторку для работы стоя.


Обязательное условие — когда сидим или стоим, ноги находится на массажном коврике. Делаем их вместе с ребятами и их родителями.


И вот, в прошлом учебном году я познакомилась с удивительным человеком — Алексеем Анатольевичем Севериковым, директором АНО «Информационно-аналитический Центр» и активным популяризатором здоровьесберегающих технологий Базарного. Алексей приезжал к нам в школу, побывал у меня в кабинете и очень обрадовался, что я так здорово применяю различные приёмы здоровьесберегающих технологий. Он и убедил директора нашей гимназии Татьяну Сергеевну закупить в мой кабинет новую мебель. Так у меня появилось 12 конторок для работы стоя и в пару к ним 12 парт для работы сидя.

Дети с удовольствием занимаются за конторками. Есть ребятки, которые готовы стоять за конторками целый день, и говорят «Мы не устаём. Давайте мы еще постоим» или «Мы уже устали сидеть, давайте мы поменяемся уже местами».


Как дети занимаются за конторками


Им нравится, они чувствуют себя комфортно. Они не стоят как солдатики за конторкой. Они могут наклониться, повернуться, облокотиться на конторку, постоять то на одной ноге, то на другой. Появляется свобода движений, которая ни в коем случае не мешает учиться.


Как мы работаем за конторками? Начинаем с 10 минут в первом классе, когда для ребят это еще непривычно и необычно. Это комфортное время. Его достаточно, чтобы ученики устали и были готовы присесть или наоборот встать. Затем время увеличивается до 15, а иногда до 20 минут, в зависимости от структуры урока. Меняем позу мы с ребятами сейчас в зависимости от этапа урока. Один этап заканчивается, и мы меняемся местами, либо проводим физкультминутку и продолжаем работать дальше.

Тренажёр «Бегущие огоньки»


Вместе с конторками пришёл ещё один тренажёр. Называется он «Бегущие огоньки». В углах класса ближе к потолку устанавливаются четыре плафона. Они попеременно включаются, а ребята должны следить за огоньком и поворачиваться к нему. При этом они могут присесть, хлопнуть или подмигнуть. Данный тренажёр очень хорошо использовать на первом уроке, когда ребята еще не совсем проснулись.


Вот таким образом я использую разнообразные тренажеры и приёмы, которые позволяют сохранить здоровье учеников.


Родители относится к этому положительно, потому что во время родительских собраний я показываю, как мы это делаем и для чего, объясняю пользу. И они, конечно же, идут навстречу и пытаются помочь мне ещё больше. Я выражаю им огромную благодарность за ту поддержку, которую они мне оказывают.


И я считаю, что все учебные успехи, которых добиваются ребята в моем классе — большая заслуга здоровьесберегающих технологий. Бывает у одного-двух учеников тройки, но все остальные — ударники и отличники!


Стаж работы Наталья Геннадьевны — 26 лет. Она является почетным работником сферы образования РФ. В 2018 году победила в республиканском конкурсе Учитель здоровья Удмуртской республики, и в этом же году приняла участие во всероссийском конкурсе Учитель здоровья России. А в 2019 году стала лучшим учителем Удмуртской республики.

Показать полностью 3
37

4 заболевания, которыми страдают 97% школьников

Активный, жизнерадостный ребёнок с горящими глазами приходит в первый класс и… выпускается из школы с букетом различных «школьных» заболеваний. Школьными болезнями называют отклонения в состоянии здоровья детей от 7 до 17 лет, связанные с большой нагрузкой и нарушениями условий обучения.


Рассказываем о четырёх самых распространённых из них.


1. Искривление позвоночника


80% школьников страдают искривлением позвоночника - сколиозом, реже лордозом и кифозом. Проблемы опорно-двигательного аппарата возникают из-за неправильных рабочих столов, которые ошибочно называют партами.


Я как детский ортопед смотрю детей всегда перед школой. У них плановый медосмотр. Очень-очень редко нахожу какую-то патологию среди будущих первоклашек. Процент мизерный очень. Но когда осматриваю детей после 1-го или даже 2-го класса, то там процент зашкаливает за 50. И уже сколиозы, то есть структурные изменения в позвоночнике. Это серьезное расстройство, при 3-й-4-й стадии сколиоза мы даем больному инвалидность. Сколиоз вызывают в первую очередь столы. Посмотрите, как ребенок вынужден сидеть за этим столом, когда пишет или читает. Он склоняется и сидит буквой «зю», - рассказывает травматолог-ортопед Евгений Холмогорцев.

По требованиям СанПиНа, общеобразовательные школы должны быть оборудованы партами, которые подстраиваются под рост ребёнка, и с наклоном столешницы. Как видите, требования эти соблюдать не торопятся - в классах стоят плоские столы, за которыми дети горбятся и сидят криво.

2. Психические расстройства


Если вы считаете своего ребёнка слишком маленьким для того, чтобы иметь собственные проблемы, посмотрите на статистику. У 70% школьников наблюдаются явные или скрытые неврозы, повышенная тревожность, депрессия, резкие перепады настроения, бессонница. Школьная нагрузка в большинстве школ не соответствует академическим требованиям. Дети испытывают стресс, напряжение, страдают от повышенной учебной нагрузки.


Особенно тяжело многие младшеклассникам, которым сложно адаптироваться к школьным условиям, из-за этого возникают конфликты с учителями, одноклассниками, появляются неврозы.


В отсутствии школьного психолога справиться со стрессом помогут только родители. Ни в коем случае не кричите на ребёнка и не заставляйте часами страдать из-за уроков. Создайте спокойную и приятную атмосферу в доме, чтобы он почувствовал себя в безопасности.

3. Миопия


Самое распространённое офтальмологическое заболевание - миопия или снижение остроты зрения. Миопия встречается у 62% школьников, а количество близоруких детей увеличивается в 3 раза к окончанию школы. По мнению врачей, это можно считать эпидемией. В основном, проблемы со зрением возникают из-за неправильной поверхности для письма и чтения.

Посмотрите на положение своего смартфона прямо сейчас - вы держите его параллельно взгляду, а не параллельно столу. Читать так гораздо удобнее, правда?


А дети учатся писать и читать на плоской поверхности. Из-за чего ем приходится вытягивать шею и наклонять голову, чтобы увидеть текст прямо, а не в перспективе. Врачи настоятельно рекомендуют заниматься на поверхности под наклоном 17° и больше, чтобы сохранить зрение.

4. Гастрит


Деформация позвоночника при сколиозе, стресс, постоянные переживание и расстройства питания приводят к гастриту. К гастриту относят многие острые и хронические заболевания желудка с воспалением его слизистой оболочки. Из-за недостатка времени на переменах дети часто не успевают получить полноценный обед - приходится кусочничать и питаться снеками.


Чтобы остановить развитие болезней желудка, как минимум нужно делать организованное питание не только в начальной школе, но и в старших классах. А как максимум, полностью пересмотреть школьную программу, но это уже совсем другая история…

Какие ещё болезни вы замечали у школьников?

Показать полностью 4

8 факторов, которые гробят здоровье вашего ребёнка в школе

Ваш ребёнок ненавидит школу? Это естественно, особенно если он посещает общеобразовательную районную школу.


Что же делает школы такими стрессовыми для физического и эмоционального здоровья детей?

8 факторов, которые гробят здоровье вашего ребёнка в школе

1. СТРЕССОВАЯ ОБСТАНОВКА


Боязнь тестов и экзаменом, невозможность получить достаточно внимания от учителя, слишком большое количество одноклассников, прилюдное оглашение оценок - всё это может развить у вашего ребёнка комплекс неполноценности.


2. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА


Когда вашего ребёнка заставляют целый урок сидеть прямо и внимательно слушать учителя или весь урок непрерывно писать - это не ОК. Из-за отсутствия чередования видов деятельности, разминок, упражнений для зрения и простого отдыха, ребёнок теряет концентрацию и сильно устаёт.


3. ОТСУТСТВИЕ НОРМАЛЬНЫХ ТУАЛЕТОВ И ПЛОХИЕ ПАРТЫ


Первоклассники и старшеклассники сидят за одними же и теми партами - это тоже ненормально. Из-за отсутствия регулировки по росту и наклона столешницы у детей портится осанка и зрение.


Туалеты - боль всех школьников из обычных школ. Кому-то приходится звать с собой друга, чтобы подержать дверь, кому-то - терпеть до дома, чтобы сходить по-большому. А потом дети страдают от болезней кишечника.


Плохая освещённость классов. Желтоватый свет, мигающие лампы, издающие фоновый шум - это сильно влияет на зрение и концентрацию во время урока.


Качество питания. Если ваш ребёнок в школе поел макароны с котлетой, это не значит, что он питается нормально. Вы точно уверены, что фарш был качественным?


4. ДЕФИЦИТ АКТИВНОСТИ


На уроках двигаться нельзя, а что же на переменах?

На переменах обычно запрещается бегать, в школах отсутствуют спортивные площадки, в спортивный зал не пускают. Что остаётся детям? Да, сидеть на подоконниках и пялиться в смартфоны.


5. СЛИШКОМ БОЛЬШАЯ УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА


В ваши годы вы со всем справлялись? Но это уже не ваши годы, а ваши дети - не вы. Школьная программа перенасыщена знаниями, а каждый учитель считает свой предмет самым важным. Отсюда горы домашних заданий, недосыпы, стресс и ненависть к учёбе.


6. ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ


Не смейте зевать на уроке! В туалет надо было идти на перемене! Не поняли тему - выучите дома!

Знакомо? И как тут ребёнку быть эмоционально здоровым, когда к нему так относятся авторитетные взрослые?


7. ОТСУТСТВИЕ МЕДИЦИНЫ В ШКОЛЕ


Медсестра даст таблетку и забинтует руку. А если сотрясение? А если перелом? Если подавленное состояние, но ничего не болит? Если ударили в живот, но ребёнок боится в этом признаться? Если ребёнок боится идти в класс, потому что его обещали избить?


Здесь речь идёт не только об оснащении медкабинетов оборудованием - школам нужны профессиональные врачи, которые смогут не только помочь физическому здоровью, но и психологическому.


8. ТРАВЛЯ


Психологический климат в школе - один из важнейших факторов, влияющих на здоровье детей. Эмоциональное и физическое. Бывает, что вашего ребёнка травят травят одноклассники, учителя занижают оценки, а вы даже не знаете об этом, потому что ваш ребёнок не готов делиться с вами своими проблемами.


А если какого-то ребёнка затравят до такой степени, что он придёт в школу с оружием? Всё же у молодых людей, которые устраивали в школах стрельбу, были психологические проблемы.


С чем согласны, а с чем нет?

Показать полностью 1
3

Сколько стоит здоровье 1 школьника? Стоимость оснащения классов в Гатчине

В Ленинградской области внедряют конторки!


Почему знак восклицания? Потому что в России с каждым годом всё больше сторонников здоровьесберегающих технологий.

Сколько стоит здоровье 1 школьника? Стоимость оснащения классов в Гатчине

Ещё в СССР исследователи выяснили, что здоровье детей ухудшается из-за неправильной организации учебного процесса. Тогда педагог-новатор Владимир Базарный создал систему здоровьесберегающих технологий, которая направлена на укрепление здоровья детей с первого класса.


Подробно о здоровьесберегающих технологиях писали в статье.


Один из элементов здоровьесберегающих технологий - это конторки для чередования занятий стоя и сидя.


КТО ПЛАТИТ ЗА ПРАВИЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЯ ШКОЛ?


Гатчинская гимназия им. Ушинского


В 2019 года педагог дополнительного образования Гатчинской гимназии им. К. Д. Ушинского Алексей Севериков обратился к губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко и к председателю районного комитета образования Елене Глыбиной с просьбой выделить средства на оснащение девяти классов для трёх школ в Гатчине.


На удивление, власти поддержали инициативу.


Мы планируем вводить эту технологию в новых школах, три из которых в ближайшие годы появятся в Гатчинском районе. В них уже предусмотрены классные помещения размером около 60 квадратных метров, куда можно поставить конторки и парты, но на данный момент просто поменять все парты в школах Гатчинского района невозможно, так как размеры кабинетов не позволят этого сделать. Тем не менее, в начальной школе у нас уже установлены современные парты, в которых можно менять угол наклона. В наших планах — обучение учителей работе с технологией В.Ф. Базарного, обсуждение новой системы с родителями школьников и создание условий для внедрения технологии в образовательный процесс, - сказала Елена Глыбина.


Какой результат?


- комитет образования Гатчинского района выделил 420 тысяч рублей на оснащение здоровьесберегающим оборудованием первого пилотного класса в Гатчинской гимназии


- 200 тысяч рублей средств меценатов было привлечено для закупки отдельных элементов для других трёх классов.


Коммунарская школа № 2


Директор Благотворительного фонда «Счастливое будущее» Анна Оснач также заинтересована в правильном физическом развитии детей.


Одна из задач нашего фонда — обеспечить благополучие и успешное развитие детей, в том числе физическое. Поэтому для нас очень важно, чтобы окружающая их среда, будь то в школе или дома, максимально способствовала сохранению здоровья, - сказала Анна Оснач.


Узнав о конторках и системе В.Ф. Базарного, Анна Оснач поделилась этой информацией с депутатом Законодательного собрания Ленинградской области Александром Перминовым.


Какой результат?


- фракция «Справедливая Россия» в областном парламенте выделила 250 тысяч рублей на оборудование конторками одного класса в Коммунарской школе № 2. В классе появилось 15 конторок и 15 парт.


- комитет образования Гатчинского района выделил 150 тысяч рублей на оборудование одного из классов в средней школе. Там появилось 30 парт и 6 конторок.


Семринская начальная школа


Депутат Сусанинского поселения Дмитрий Кононов изъявил желание оснастить здоровьесберегающими технологиями Семринскую начальную школу.


Депутаты Сиверского поселения также написали коллективное письмо на имя главы районной администрации с просьбой оснастить новыми классами школы поселения.

Надеемся, у них всё получится.


СКОЛЬКО РЕАЛЬНО ДЕНЕГ НУЖНО НА ОБОРУДОВАНИЕ ОДНОГО КЛАССА


Помимо парт-конторок технология включает в себя 144 элемента. В России нет ни одной школы, отвечающей всем требованиям.


Для этого классы должны быть оснащены:

- специальными стульями

- массажными ковриками

- досками для письма

- письменными принадлежностями – перо и перьевые ручки

- шведскими стенками с турником для разминки на переменах

- и многим другим


Инициаторы предупреждают, для того чтобы полностью переоборудовать один класс нужна сильная политическая воля и несколько миллионов рублей. Начать решили с малого, но самого необходимого для детей.


Примерные цифры:


Оборудование класса здоровья на 30 человек в базовой комплектации обойдется в 250 тысяч рублей, в полной комплектации с дополнительными элементами — до 500 тысяч рублей. И это не считая ремонта помещения для создания правильной эргономики пространства: заменить освещение, убрать прямые углы в кабинете и другие.


Получается, на 1 школьника в идеале будет потрачено около 17 000 рублей. Много ли?


В некоторых регионах эти затраты полностью берет на себя бюджет, также спонсорами выступают предприниматели, предприятия, депутаты, заинтересованные в здоровье своих детей родители.


Так, в городе Каспийске один предприниматель за свой счёт полностью переоборудовал два кабинета начального обучения в школе, где учатся его дети.


Депутат Законодательного собрания Ленинградской области Александр Перминов:


Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в школах Ленинградской области – вопрос по-настоящему важный. Это не просто современный взгляд, это забота о здоровье наших детей. Будем и дальше поддерживать подобные инициативы и надеяться, что опыт Гатчинского района распространится на всю область.

Источник: https://gtn-pravda.ru.


Как думаете, стоит ли оборудование классов таких денег?

Показать полностью 1
1

Обучение по методике Базарного - забытый тренд или бред сумасшедшего? Рассказывает врач-ортопед

Методику «здоровьесберегающей педагогики» разработал Владимир Филиппович Базарный — изначально врач-офтальмолог, на официальном сайте которого о нем пишут как об «ученом, враче и педагоге-новаторе».

В конце 80-х Базарный представил систему обучения, которая сохраняет физическое и эмоциональное здоровье с первого класса. Один из элементов - обучение стоя.


Как это - заниматься стоя? Рассказывает врач-ортопед


Врач-ортопед Елена Адулас поддерживает систему и рассказывает о её пользе.


Методика Базарного изначально предполагала, что в течение урока дети будут менять позы, вставать, садиться, даже ложиться, стоять без обуви на массажных ковриках. По методике Базарного урок должен быть построен так, чтобы, выполняя различные задания педагога, дети могли постоянно двигаться, вставать. Это как раз то, что необходимо детям в раннем школьном возрасте.

Конторка Базарного:

Базарный не рекомендует стоять или сидеть дольше 25 минут, а средним — но необязательным — интервалом называет промежуток в 15 минут. «Самым важным здесь является воспитать у ребенка способность слышать потребности своего тела. Он и только он должен и может решать сам, сколько минут ему следует постоять за конторкой, а сколько посидеть за столом», — говорится в рекомендациях.


Почему многие родители против внедрения конторок в школы?


Конторки Базарного, если стоять за ними правильно, очень эргономичны. Согласно методике, они должны быть настроены с учетом роста ребёнка, у парты должен быть определенный наклон, также зависящий от роста. Тогда нагрузка на позвоночник ребёнка действительно перераспределяется и уменьшается.

Однако врач выделяет проблемы:


1. Согласно исследованиям, здоровье каждого следующего поколения ухудшается, поэтому дети 20–30 лет назад могли без ущерба заниматься по методике Базарного, а современные ученики не всегда имеют такую возможность.


2. Ребёнок не сможет долго стоять, если у него слабые позиционные мышцы кора, которые включаются в вертикальном положении, чтобы неподвижно удерживать тело.


Мышцы кора:

3. Если ребёнку тяжело стоять, он будет искать способ скомпенсировать неудобства — встанет криво, ляжет на конторку, напряжет мышцы надплечья, пошире расставит ноги.


4. Многие дети приходят в 1-й класс, уже имея нарушения осанки, мышечные дисбалансы, плоскостопие, проблемы со зрением. У многих есть дисплазия соединительной ткани, то есть излишняя подвижность суставов, — это дети со слабым связочным аппаратом. Мышцы их стоп не смогут долго выдерживать статичную вертикальную позу.


5. Для работы по методике Базарного ребёнок должен быть относительно здоров. У него не должно быть не только ортопедических нарушений, но и проблем с витаминно-минеральным обменом, функционированием внутренних органов - в частности, кишечника, печени и желчного пузыря). Это тоже может вызывать слабость определённых мышц, участвующих в поддержании баланса и равновесия, и перегружать мышцы ног.


Но как же тогда применять методику Базарного в обучении?


Рассказываем!


1. Перед внедрением любых новшеств в жизнь и обучение вашего ребёнка, обследуйтесь у специалистов. Только врач может выявить проблемы со здоровьем и дать правильные рекомендации. Возможно, он сам предложит занятия стоя, а может и выявит проблемы со здоровьем.


2. Для работы за конторками, то есть стоя, нужно задействовать множество стабилизационных мышц. Они часто устают, поэтому дети сами должны решать, когда поменять позу. Ни в коем случаем не заставляйте ребёнка стоять насильно!


3. Вне зависимости от методов обучения, вашему ребёнку нужно укреплять мышцы. Для укрепления мышц кора для занятий сидя-стоя, существует специальная гимнастика. Только если вы сами занимаетесь с вашим ребёнком, режим смены поз поможет сохранить и улучшить здоровье.


Подводим итог


Внедрение режима смены поз в обучение очень полезно для растущего организма ребёнка, если внедрять его правильно. Ваш ребёнок должен сам решать, когда ему сесть или встать; у вашего ребёнка не должно быть серьёзных проблем со здоровьем; помимо работы сидя-стоя вы должны физически развивать вашего ребёнка.


И, конечно, занятия по методике Базарного - это не панацея от всех болезней, а профилактика и укрепление здоровья. Лечат только врачи!

Показать полностью 2
2

Нужны ли в школах здоровьесберегающие технологии?

Что происходит с активным, жизнерадостным ребёнком, когда он приходит в первый класс? Его садят за неудобную парту, заставляют сидеть прямо целый урок, пытаются учить, когда малышу хочется играть.

Учитель с первого урока погружает целый класс в процесс обучения, пропуская этапы знакомства и адаптации детей.

Хочешь научиться плавать? Прыгай с лодки в воду!

Это работало в СССР, когда детей готовили к девятичасовому дню на заводе. Теперь нужен другой подход.


Но даже тогда учёный Владимир Базарный обратил внимание на ухудшение здоровья детей и разработал систему для его сохранения. Это система здоровьесберегающих технологий — мер по укреплению физического, психического и социального здоровья ребёнка.


Итак, мы выделили 5 основных направлений:


1. Разминочные упражнения во время урока

Деятельность ученика не должна быть монотонной — во время урока нужно проводить разминку разных групп мышц. Дети обязательно должны вставать и делать лёгкие физические упражнения: прыжки, разминка шеи, спины, ног. Если ученики много пишут, разминка пальцев рук и кистей также обязательна. На уроках чтения и письма нужно внедрять разминку для глаз для сохранения зрения.


2. Создание положительного психологического климата в классе

Чтобы детям было комфортно учиться и в школе не было “изгоев”, нужно укреплять классный коллектив и учить школьников взаимоуважению. Этому способствуют командные задания и игры, где ребята взаимодействуют друг с другом. От учителей современные нормы требуют демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.


3. Смена поз на уроке

Многочасовое сидение за школьной партой приводит не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии, заболеваниям ЖКТ и другим болезням. Учителям сложно следить за правильным положением каждого школьника за партой, поэтому режим смены динамических поз является обязательным направлением внедрения здоровьесберегающих технологий в школе.


Это методика ведения уроков и выполнения заданий со сменой положений тела школьника: стоя, сидя и иногда лёжа. Во время занятий стоя ребята выплёскивают свою энергию, двигаясь, переминаясь и пританцовывая. А когда садятся, тело отдыхает, мозг продолжает работать.


4. Состояние и оснащение учебного класса

Для эффективного обучения очень важно, в каком помещении проходят занятий. Нужно следить за чистотой кабинета, обеспечить хорошее освещение и чистый воздух, комфортную температуру, отсутствие посторонних звуков и запахов.


А главное — необходимо оборудовать класс удобной мебелью, которая соответствует росту и возрасту детей.


Сейчас почти во всех школах стоят столы с плоской столешницей, а нужны парты с наклонной столешницей для чтения и письма, ведь только так дети сохранят зрение и правильную осанку!


Также лучше приобрести хотя бы несколько конторок, чтобы дети могли чередовать занятия стоя и сидя.


5. Беседы о здоровом образе жизни

Нужно стремиться к тому, чтобы учителя на уроках периодически поднимали вопросы, касающиеся здоровья и здорового образа жизни. На уроках литературы можно разбирать рассказы о здоровье и безопасности, на окружающем мире и географии обсуждать медицину и здоровью жителей разных стран, например.


Что также значимо — это беседы о здоровье учеников с их родителями: начиная от полезных ссылок в родительских чатах, заканчивая выступлениями медицинских работников на классных часах. Каждый родитель должен понять, что лучше вложить силы в сохранение здоровья своего ребёнка сейчас, чем в будущем скитаться по врачам.


В идеале, нужно меня систему образования. Но надо же с чего-то начинать :) Как считаете?

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!