Серия «Чукотка»

45

Заброшенная Чукотка. Одинокий Ан-2 на Русском Севере

Около полугода назад, мне посчастливилось побывать на краю земли, а именно на Чукотке, в городе Анадырь. Самый восточный город России, однако располагается в зоне вечной мерзлоты. Когда в Анадыре ещё 9 утра, в Самаре поздний вечер.

Анадырь сверху

Анадырь сверху

Но чем же так хороша столица Чукотки?

Немного интересной информации о городе:

1) Анадырь - единственная столица субъекта РФ, находящаяся в пограничной зоне. Погранцы на вас будут радостно смотреть у трапа самолета или у выхода с корабля.

2) Климат в городе субарктический, морской – очень холодное быстротекущее лето, и нежная зима.

3) Аэропорт Угольный и город Анадырь разделены заливом, а транспортное сообщение в межсезонье возможно лишь посредством вертолета

4) Расстояние до первого города на Аляске в США почти в 1,5 раза меньше, чем до ближайшего города в России.

5) Во - времена СССР Анадырь являлся едва ли не самым закрытым городом в государстве, прямо здесь базировался ядерный запас СССР, способный уничтожить всю Америку.

По заброшкам – здесь рай для индустриального туриста. В самом городе есть законсервированная база техники, остатки тропосферной станции и телерадиоцентра, заброшенные баржи и локации ПВО. Через залив еще больше интересных вещей, но есть сложности с тем, чтобы добраться до локации.

Главный герой сегодняшней публикации – знаменитый самолёт Ан-2. Как раз Ан-2 находится через залив, в заброшенном посёлке Шахтёрский. Местные часто отмечают при разговоре, что заброшенный самолёт Ан-2 находится в Анадыре.

«Кукурузник» - легендарный эсэсэсэровский самолет. Если обсуждать его преимущества и достижения по сравнению со всеми другими крылатыми братьями того и даже современного времени, то наша «Аннушка» - это Apple или Tesla в мире воздушного флота. И не важно, что Ан-2 постоянно ругали за его внешность. То, на что он горазд, просто исключительно. Вот уж на самом деле, гордость берет за совдеповских самолётостроителей.

«Кукурузник» много лет назад сняли с производства: в Советском Союзе еще в 1971 году. Но один тот факт, что в Польше продолжали изготавливать вплоть до 2002 года, а в Китае производят до настоящего времени, заставляет задуматься и взглянуть на невероятно старомодный по всем характеристикам Ан-2 и постараться понять: а для чего его до сих пор делают и что в нем такого особенного?

Задайте любому хорошему пилоту вопрос, что он расскажет об Антоше, и он вам ответит следующее: «Это самолет, который, чтобы разбить, нужно невероятно постараться».

Кстати, эта же система двойных крыльев гарантирует самолету потрясающую управляемость: минимальная скорость полета "Кукурузника", всего 40 км/ч! Ближайший по этому показатель самолёт Цессна становятся неконтролируемыми уже при 80 км/ч.

У «Аннушки» весьма «волшебные» авиакрылья. Благодаря крыльям «Аннушка» может ... зависать на месте и даже лететь хвостом вперед!

В Шахтёрском около заросшего аэродрома стоит старенький заброшенный Ан-2, ставший местной достопримечательностью. Это буквально говорят местный памятник, на который съезжаются чтобы посмотреть и увидеть вживую легенду. Его можно не только фотографировать, но и залезть внутрь, пощупать и даже посидеть в кресле пилота. Стоит «аннушка» давно, лет десять, а может и больше. Говорят купил её местный житель, да что-то не срослось у него с полётами. А ведь могла бы "аннушка" до сих пор летать по Чукотке, дюже не прихотливая машина. Самолёт когда-то был приписан к Дальнереченскому авиаотряду (Приморский край).

Спасибо за внимание!

Показать полностью 10
66

Постапокалиптический рай: заброшенные корабли на берегу Анадырского лимана

Это была моя первая поездка в Анадырь с целью отдохнуть и полазить по заброшкам. Поехал я туда в 2022 году. Чукотка известна своими постапокалиптическими пейзажами – оставленная техника, строения-призраки. Настоящий рай для индустриального туризма.

Заброшенные здания были почти на каждом шагу, я не успевал менять забитые фотографиями карты памяти на фотоаппарате.

Казалось, заброшки сами находили меня. Так одна из обычных прогулок по берегу Анадырского лимана дабы «проветриться» счастливо обернулась мне интересной находкой.

Там было целых три неподвижно стоящих в воде корабля. Они украшали Анадырскую пристань №7. Остатки от двух больших кораблей – лишь днище с изобилием растений на поверхности.

Третий малый корабль с виду был более живым, но не менее уставшим - за годы судно решило прилечь на покрытый ржавчиной бок. Я так и не придумал, как же мне попасть на эти сросшиеся между собой корабли в заливе пристани.

Дальше прогуливаясь по берегу встретилась бывшая военная техника!

Ранее я уже рассказывал ранее про находку с другой стороны берега – большой танкер в угольных копях, который стоит на мели. Так же про старый добрый самолёт АН-2 и подземную ядерную хранилку «Гудым».

Рекомендую эти публикации к ознакомлению!

Показать полностью 11
365

Нашли заброшенный ржавый сухогруз на берегу лимана Берингова моря

Этот сухогруз стоит здесь с середины 90-х годов. Анадырский рыбозавод, владеющий судном, поставил его на мель, скорее всего из-за не рентабельности капитального ремонта, прямо вдоль берега поселка Шахтёрский. Посёлок давно ликвидирован, дома сожжены, жители переселены в Угольные копи.

Танкер серии СТ-802 проекта 2760 последние годы эксплуатации использовался для транспортировки сыпучих строительных материалов, для строительства дорог в Анадыре и Угольных Копях.


Силовые агрегаты у судна расположены в кормовой части. Двигателей конечно внутри уже нет, как и сопутствующего оборудования теплохода.

Сухогруз имеет два грузовых отсека с двойным дном. Оно необходимо на случай, если судно получит повреждение, при этом вода затопит только зазор между грузовыми отсеками и самим дном, а груз при этом не зальёт, и судно не утонет.


Снаружи, да и внутри сухогруз выглядит ржавым. Он находится прямо напротив завода, но когда я залез на него, никто даже не поинтересовался, зачем я это делаю. Я тогда подумал: «Видимо очередная достопримечательность местная и это в порядке вещей».

Завод изготовитель судна Каширский СЗ, год постройки 1967.
Сухогруз имеет длину 67 м, ширину - 8 м. Осадка доходит до 2,5 м. Водоизмещение 1000тн.

Что же касается его внутренностей, то здесь нет вообще ничего интересного, потому что за такое время отсюда сняли всё, что представляет хоть какую-то ценность. Теплоход настолько проржавел, что кажется он сейчас просто упадёт на бок и сложится.
Штурвалы и входные двери на палубу еще остались, но внутри все перекрытия сгнили, проходить пришлось очень аккуратно. В машинном отделении вода почти под потолок.

Находится сей рыжий теплоход, на другом берегу Анадырского залива в заброшенном посёлке Шахтёрский.

Спасибо за внимание!

Показать полностью 8
102

Заброшенная Чукотка. Остатки узловой станции тропосферной связи, оставленные военными

Вблизи города Анадырь, на ближайшей «горе св. Михаила» действовала узловая станция тропосферной сети связи «Юкон» (армейское подразделение №74239), входящая в систему линии связи «Север», и еще областной штатский телерадиоцентр. С эволюцией мобильной и спутниковой связи, потребность обслуживания такого дорогущего субъекта утратила естественным путём, и в начале двухтысячных станция «Юкон» была с концами прикрыта. Телерадиоцентр прожил больше на 10 лет, в своём прямом назначении.

Былой изящество уже, конечно же нет, но вот заброшенные сооружения виднеются даже издалека, и привлекают как и местных жителей, так и любителей индустриального туризма со всей России, наряду с подземным хранилищем ядерных ракет «Гудым» про которую я рассказывал ранее в публикации.


Предполагалось, что содержанием и обеспечением работоспособностью станции «Юкон» займутся невоенные радисты, но действительность оказалась тяжкой. Тяжёлые домашние, общеклиматические и местные условия, в которых находились сооружения, плюс ко всему особая секретность, и в итоге это имущество вручили служивым. По факту получилось то что, военных отпустили со службы с нашей тропосферной станции «Юкон», а само оборудование тупо забросили и оставили.

Государство у нас огромное, а потребность в скоростном предоставлении информацию была постоянно важна, тем паче важнейшего стратегического назначения. На крайнем севере климат суровый, плюс вечная мерзлота, а расстояния огромные на тот момент, соответственно и речи не могло быть о прямой прокладке линий кабеля. Так вот к всеобщему благу, учёные создали комплексную тропосферную радиорелейную линию соединения «Север» (ТРРЛ «Север»).

Чем же являлась эта ТРРЛ «Север»? Прежде всего, она состояла из 46 установок ТРРЛ типового строения, расположенных преимущественно вдоль берега Северного Ледовитого и Тихого океанов, а также в длину крупнейших сибирских рек: Енисей, Лена, Обь и т.д.. Общая протяжённость тропосферной линии 13 тысяч километров. Линию возвели полностью к концу 60-х, основная функция обеспечение связью воинские части и гражданское население Дальнего Востока и Крайнего Севера. Расстояние между станциями было 150-500км, станции возводились в отдельных военных поселений с полной автономностью для жизнедеятельности проживающего обслуживающего персонала. Вообще, система связи использовалась и вполне себе в мирных целях, но в советские времена заставить гражданских работать в таких скотских сложных географических условиях было непросто: Анадырская станция одна из самых доступных, поскольку расположена близко к городу. Некоторые промежуточные звенья располагаются в сотнях километрах от ближайшей жилой деревни.

Сам принцип работы тропосферной радиорелейной системы заключается в том, что радиоволны отражаются от верхних слoёв атмосферы. Это даёт возможность возводить радиорелейные линии с дальностью между станциями до 300 - 450 км.


Тропосферная станция показанная в посте, входила в Анадырский центр «Юкон-1», помимо наше были в сетке еще 8 станций: «Агат», «Янтарь», «Хрусталь», «Гранат», «Редуктор», «Казань», «Орёл» и «Горький».

Конечно же, есть и минусы, тропосферная связь не являлась сильно надёжной. Тропосферная связь очень сильно зависела от внешних условий, а так же на правильное позиционирование антенн и работу оборудования.


Фотографии в данной публикации которые Вы посмотрели дотированы на середину 2022 года. Интересно пообщаться с людьми кто занимался обслуживанием и работой на данной тропосферной станции, или схожих. Возможно именно у Вас сохранились архивные фотографии со службы?

Спасибо за внимание!

Показать полностью 11
389

Заброшенная база автомобильной техники в тундре

Путешествуя по отдалённым местам нашей страны, я часто вижу большое количество различной брошенной техники.

И это техника, которая осталась здесь с советских времен. Самая крупная когда-то автобаза в Анадыре, здесь даже сейчас можно понаблюдать на хорошо сохранившиеся экспонаты автопрома.


На самом деле, это автомобильное кладбище нашли совершенно случайно, когда шли с сопки Мыса Михаила. С пригорки, огромное здание базы - напоминало точно покинутым местом, двери были на распашку … Много легковых машин японского происхождения дали дополнительный стимул к исследованию локации.

В гаражном помещении монолитного здания базы, стояли ЗИЛ, ПАЗ, ГАЗ. Раздербаненые машины находятся тут, судя по состоянию, больше десятка лет. Без движков, с раскинутыми мостами. Такое ощущение, что сюда заходит каждый и берёт то что ему нужно?

На внутреннем дворе базы, есть интересный экспонат кунг П-80 и остатки советского бронетранспортера МТ-ЛБ.

Крайний север, такое место…


Здесь навсегда остаётся металлом, его некуда сдать или применить, поэтому эти брошенные машины будут десятилетиями гнить на этой автобазе в столице Чукотки…

Спасибо за внимание!

Показать полностью 18
3616

Огромная подземная база хранения ядерного оружия Советского союза

Советский город-призрак Гудым — ядерная крепость за 200 км от США, о которой мало кто слышал даже сейчас.


Среди всего многообразия брошенных военных городков на постсоветском пространстве секретная база Анадырь-1, она же Гудым, пожалуй, самая крутая. Во-первых, база была расположена наиболее близко к идеологическому врагу — Соединённым Штатам Америки.

Самое грозное оружие, базировавшееся в Гудыме — передвижные ракетные комплексы РСД-10 «Пионер», по классификации НАТО SS-20 Saber. Дальность стрельбы составляла до 5000 км.


Именно ради его уничтожения здесь находились на постоянном боевом дежурстве ракеты, полностью покрывавшие Аляску, штат Вашингтон, Калифорнию и даже частично Южную Дакоту.

Общественный транспорт до Гудыма, как вы понимаете, не ходит. Нужно искать колёса. Ни про какую аренду машин на Чукотке не знают, да и какой прокат, если дорог вокруг просто нет? Мы нашли УАЗ Буханку за 5 тысяч рублей в день, но узнав, куда мы собираемся, водитель отказался. Согласился другой, уже за семь тысяч, зато гарантировавший нам попадание в секретный город. Утром, когда мы увидели наше “такси”, поняли, что не прогадали. «Прокачанный” УАЗ с колёсами 22 размера: шашечки на дверях и крыше смотрятся как прикол. Но нет, всё всерьёз, такие уж на Чукотке такси, суровые.

Подземный объект «С» №955 – «Магадан-11» был возведён внутри горы в 1958 году, и в 1961 году заступил на боевое дежурство.


С 1986 года в соответствии с техническим заданием о РСМД с подземного хранилища было вывезено весь ядерный арсенал, а возведённые подземные помещения стали применять как базу хранения военного гарнизона Чукотки.

Рассказывают, что “Объект С” был ядром, окружённым несколькими кольцами охраны. Ведь именно здесь хранились боеголовки для ракет, способных уничтожить множество самых разных объектов на западе США. Вокруг ракетных частей стоял авиаполк, прикрывавший ракетчиков, город Анадырь и морской порт. Аэродромы на земле прикрывал танковый батальон, а кроме них, земля и воздух были под защитой зенитчиков и артиллеристов. Ну и ещё пехота, связисты, инженеры и строители. Моряки со своими кораблями и подлодками, плюс пограничники. И на всякий случай, войска РХБЗ: тут ведь и ядерное топливо весьма ядовито, и если Анадырь был бы атакован, пришлось бы кому-то ликвидировать последствия. В общем, вокруг Анадыря было сосредоточено такое количество военных, целый букет из всех родов войск.

Весь сыр-бор был из-за трёх-четырёх ядерных ракет РСД-10 “Пионер”. Другое дело, эти ракеты могли уничтожить половину континента. Располагались они не в шахтах, а на базе шестиосных автомобилей МАЗ-547, способных доставить баллистическую ракету по любой дороге и обеспечить пуск. Можно было произвести запуск прямо из гаража с раздвижной крышей, или с обычной бетонной площадки подходящего размера. Площадки такие как раз и были во взорваном “втором городке”. Ещё говорят, но это на уровне слухов, что в “норе” хранились захваченные архивы нацистской организации Аненербе.

Подземный объект тоже пребывает далеко не в лучшем состоянии, из-за постоянной сырости стены покрылись грибком и плесенью, на полу лёд.


Затем, как из подгорного хранилища увезли ядерное оружие, важность стоящих рядом военных частей уменьшилась. А потом и, разрушился Советский Союз. После гибели СССР объект использовался еще пару лет. Начиная с 1990 по 1998 гг., шло расформирование военных частей, а в начале 2000-х весь военный городок был окончательно оставлен военнослужащими.

Вход на oбъекте №955 Гудыма сильно похож как на oбъекте №820 в Балаклаве, где также хранился ядерный арсенал для подводных лодок.

Самый свежий материал.

Спасибо за внимание!

Показать полностью 15
Отличная работа, все прочитано!