Серия «История информатики.»

11
Вопрос из ленты «Эксперты»

Никогда нельзя недооценивать предсказуемость тупизны (с)

Все мы знаем, как тяжела жизнь универовского препада. Начальство с одной извилиной в стиле прапорщика Задова, студенты-балбесы, подмены эти внезапные: "выйдешь в субботу с 16:00 до 19:30".
Но есть и свет в конце туннеля. Есть свет! И свет этот даёт человечеству искусственный разум. Железный болван, который ещё тупее балбесов-студентов.

Итак, технология:
1. Общаемся в вольном стиле с железным дураком. Находим, где он ошибается.
2. Выясняем почему и как он ошибается. Насколько стабильна ошибка. Насколько повторяема.
3. Даём массовое задание студентам.
4. Бинго!!! 60-70% потока - кандидаты на пересдачу.

Давайте разберём три примера-гроба, причём последний - уже сами.
Классические задания по плюсам:

  1. Отсортируйте буквы предложения "Жаба любила ежа и называла его 'Мой Ёжик'."
    Гроб старый. Ему - лет двадцать, любой робот даст вам код, который будет сортировать неверно. Элементарная задача из книжки Страуструпа становится непреодолимым барьером для студентов. А ведь секрет прост - она была написана тогда, когда в России царила 866-я таблица, все буквы были однобайтными, а заглавная Ё - находилась на своём месте.

  2. Реализуйте оригинальный алгоритм решета Эратосфена.
    Тут ещё проще, хоть это и молодой гроб, примерно десятилетний. Амерский переводчик-гуглист с греческого на математический ( надеюсь ещё кто-то помнит зачем "облизывать гениталий мыши и убивать погонщиков") немножко не понял смысла Никомаховских высказываний и родил свою версию не только перевода, но и алгоритма, а также куска кода ))). Роботы всего мира сожрали это дерьмо, не подавившись.

  3. Ну, а здесь уже сами:

Алгоритм быстрой статистической сортировки по Соломону придумал:
Всего голосов:

А теперь спросите об этом Алису ))))))))))))))))

Показать полностью 1
4

История ИИ. Учителям информатики и старшеклассникам

КДПВ

КДПВ

История развития Искусственного Интеллекта

• 1206-1799 - Первые автоматоны и механические вычислители.
• 1800-1899 - Механические компьютеры и программирование.
• 1900-1929 - Этика и мораль "искусственного человека".
• 1930-1949 - Теоретические исследования основ ИИ.
• 1950-1960 - Переход от теории к практике. Первые успехи.
• 1960-1970 - Первая волна практического внедрения.
• 1970-1990 - Доклад Лайтхилла и осмеяние идеи ИИ. «Зима ИИ».
• 1990-2005 - Интернет - большие данные. Вторая волна внедрения ИИ.
• 2006-2015 - Распределённые вычисления. Третья волна внедрения.
• 2016-2025 - Очевидная польза ИИ. Четвёртая волна.

13-18 век. Автоматы и механические вычислители.
• 1206: Аль-Джазари - программируемые автоматы (будильник, автоматоны).
• 1642: Блез Паскаль - механический калькулятор «Паскалина».
• 1671: Исаак Ньютон – уравнение линейной регрессии.
• 1673: Готфрид Лейбниц - арифмометр "Ступенчатый вычислитель».
• 1703: Готфрид Лейбниц - формализация двоичной системы в математике.

19 век. Механические программируемые компьютеры.
• 1804: Жозеф Мари Жаккар - программируемый ткацкий станок на перфокартах.
• 1805: Адриен-Мари Лежандр - метод наименьших квадратов.
• 1822: Чарльз Бэббидж - компьютер для дифуравнений: «Машина различий».
• 1842: Ада Лавлейс - первая программа для : «Машины различий».
• 1847: Джордж Буль - булева алгебра, как основа цифровой логики.

1900-1930. Этика и мораль ИИ.
• 1907: Анри Бергсон «Творческая эволюция» - труд о бесполезности «сильного ИИ».
• 1920: Карел Чапек «R.U.R.» - вопросы рабства, бунта машин и потере человечности.
• 1925: И. Иванов - создание расы человекообезьян с «новым» интеллектом .
• 1927: Вильгельм Райх «Функция оргазма» - вопрос механистичности эмоций.
• 1927: Фриц Ланг - Фильм «Метрополис» - вопрос цифрового рабства.

1930-1950. Теория ИИ.
• 1930: А. Ходжкин и Э. Хаксли – исследования нейронов гигантского кальмара.
• 1933: Владимир Котельников - теорема дискретизации аналогового сигнала.
• 1936: Алан Тьюринг – «Машина Тьюринга».
• 1936: П.С. Александров и А.Н. Колмогоров - топологические основы нейросетей.
• 1943: Уоррен Маккалок и Уолтер Питтс - математическая модель нейрона.
• 1945: Джон фон Нейман - архитектура фон Неймана, электронные компьютеры.
• 1948: Норберт Винер – «Кибернетика».
• 1948: Клод Шеннон - теория информации.

1950-1960. Первые шаги.
• 1951: Марвин Минский – SNARC. Первая нейросеть со стохастическим обучением.
• 1952: Грейс Хоппер - первый компилятор A-0.
• 1956: Дартмутская конференция. Джон Маккарти - термин «AI - (ИИ)».
• 1957: Фрэнк Розенблатт - перцептрон (первая обучаемая дискретная нейросеть).
• 1957: Ноам Хомский идея "порождающей грамматики" и машинного перевода.
• 1958: Борис Соколов - первая в мире OCR-нейросеть в Московском почтамте.
• 1959: А.А. Расплетин – аналоговая нейросеть на цепях Маркова.

1960-1970. Первая волна.
• 1960: Б. Уидроу и М. Хофф - дельта-правило обучения нейронных сетей.
• 1961: General Motors - Unimate. Первая промышленная робот-рука.
• 1961: А.А. Расплетин - аналоговая нейросеть для ЗСУ-23-4 «Шилка».
• 1964: Дж. Вейценбаум (MIT) – ELIZA: первый чат-бот (имитация психотерапевта).
• 1966: Ч. Розен, Н. Нильссон – SHAKEY: первый автономный мобильный робот с ИИ.

1970-1990. Зима ИИ.
• 1972: Т. Шортлиф, Б. Бьюкенен – MYCIN: экспертная система диагностики болезней.
• 1973: Дж. Лайтхилл - Правительственный отчёт о бесполезности ИИ-технологий.
• 1975: Джон Холланд - генетические алгоритмы.
• 1974: Александр Галушкин - метод обратного распространения ошибки.
• 1984: Колмогоров, Курышев - алгоритмы свёртки методом БПФ.
• 1988: Владимир Паронджанов - гибридный ИИ для МТКК "Буран".
• 1988: Ян Лекун - нейросети на алгоритмах Колмогорова-Курышева (CNN).

1990-2005. Вторая волна. Эскапизм и Большие данные.
• 1992: Дж. Тезауро - TDGammon: Нейросеть, играющая в нарды на уровне чемпиона.
• 1995: В. Вапник и К. Кортес - метод опорных векторов (SVM), как классификатор.
• 1997: IBM Deep Blue - сомнительная победа над Каспаровым в шахматах.
• 1999: Ян Лекун, Корнелия Фергюс, Ян Саакян - создание MNIST dataset.
• 2000: Джеффри Хинтон и Ян Лекун - работы по глубокому обучению
• 2001: Йошуа Бенжио - Вероятностные модели (цепи Маркова и др.) в ИИ.
• 2001: Йоав Фройнд, Роберт Шапире - ансамблевый метод обучения AdaBoost.
• 2002: Пол Виола, Майкл Джонс - Первая успешная система распознавания лиц.
• 2004: Д. Хеффельфарбер - алгоритмы для Ограниченных машин Больцмана (RBM).
• 2005: Alphabet - создание YouTube. Эра получения чужих данных для обучения ИИ.

2006-2015. Третья волна. Распределённые вычисления.
• 2007: Иэн Бак, Дэвид Кирк - NVIDIA CUDA 1.0 - многопроцессорная система для ИИ.
• 2007: Эндрю Ын - Google Brain (кластеризация кошек и собак, проблема фоссы).
• 2009: Руслан Салахутдинов - Многослойные помехоустойчивые автокодировщики.
• 2010: Фей-Фей Ли - создание базы данных ImageNet 14 млн. изображений.
• 2010: ABBYY FineReader - нейросетевые алгоритмы распознавания документов.
• 2010: ЦРТ (Говорящая мышь) - первый нейросетевой синтез речи (TextToSpeech).
• 2012: А. Крижевский, И. Суцкевер, Дж. Хинтон - сеть глубокого обучения AlexNet.
• 2013: Д. Хассабис, Ш. Легг - самообучающаяся нейросеть для игры в Atari-игры.
• 2014: Ян Гудфеллоу - Генеративно-состязательные сети (GAN).
• 2015: И. Суцкевер, О. Виньяльс - Модель преобразования (sequence2sequence).

2016-2025. Четвёртая волна. Практическое применение.
• 2017: Ашвин Васувани - архитектура Transformer (текст в картинку).
• 2017: PROMT - безконтекстный переводчик (смерть гуртовщиков мыши).
• 2018: Алек Рэдфорд (OpenAI) - нейросеть GPT-1.
• 2018: ЦРТ (Говорящая мышь) - голосовой ассистент «Маруся».
• 2019: Юрий Буров, Дмитрий Ветров - Байесовское глубокое обучение.
• 2020: Том Браун (OpenAI) - нейросеть GPT-3.
• 2020: PROMT - гибридная нейросеть для смыслового перевода любых языков.
• 2021: Илья Суцкевер - Codex (основа GitHub Copilot).
• 2022: Компания Cognitive Pilot - роевой интеллект для наземных агродронов.
• 2023: Сэм Альтман, Илья Суцкевер- нейросеть GPT-4.
• 2024: Элон Маск (xAI) – нейросеть Grok-1.5.
• 2025: Компания Cognitive Pilot - роевой интеллект для сельскохозяйственных БЛА.

Текущее состояние. Что умеет ИИ.
• Высококачественный перевод в реальном времени.
• Полноценное распознавание и синтез речи.
• Полноценное распознавание документов.
• Распознавание лиц и голосов.
• Управление автономным транспортом.
• Глубокий поиск в сети и энциклопедических базах.
• Создание простых связанных текстов.
• Обобщение информации для генерации отчётов.
• Создание простейших компьютерных программ.

• Решение узкоспециальных задач
• Защита важных информационных систем
• Управление роем сельхоздронов
• Поиск и анализ аномалий по фото
• Экономический анализ
• Прогнозирование

Прогноз развития. 2026-2030. Чего ждать от новых ИИ.
• Мультимодальность - распознавание и генерация всех видов информации.
• Миниатюризация и удешевление ИИ, (сейчас ИИ для трактора стоит 1,5 млн. руб.).
• Индивидуализация чат-ботов. Модели GPT 5+ это личные предпочтения и эмоции.
• Специализация ИИ - помощников. Личные репетиторы, ассистенты, советники.
• Решение основных морально-этических и юридических вопросов. Новые законы.

Показать полностью 1

Чёт ностальгнулось прям

За пет-проекты пост.
Ностальгнулось, глянул чё как. Наткнулся на картинку моего пета давней давности.
Делалось для среднего такскать класса.
Не у всех была возможность купить двухлазерный привод за охренилириард баксов с технологией ДискТату или ЛэйблФлэш. Да и болванки под них стоили x20 от обычных.
Бедненький, он ведь так и остался без красивого интерфейса.
Жаль его. Так и помер в силу неактуальности дисковых носителей.

Да. Это картинка лазером на рабочей стороне компакт-диска. Не ДискТату и не ЛэйблФлэш.

Да. Это картинка лазером на рабочей стороне компакт-диска. Не ДискТату и не ЛэйблФлэш.

Не оставляйте своих петов без красивого интерфейса. Даже если знаете, что они помрут.

44

Ковокс? Нет. Раньше

Если меня спрашивают, когда на ПК появилась полноценная реалистичная музыка, я уверенно говорю: "спектрумы, середина восьмидесятых".
Мне в ответ начинают затирать про IBM-PC, параллельные порты, кубик плейер и скримтрекер.
Не верьте этим людям. Они выросли в период аудиокассет и не знали иных носителей цифровой информации.
Сегодня я вам расскажу, с чего начиналась ПК-музыка и почему демосценщики готовы сжечь ковоксеров живьём, а затем, изнасиловать их пепел и снова сжечь.
Итак, восьмидесятые. 84-85 год. По миру победоносно шествует господин Синклер со своим домашним персональным компьютером за 102 рубля. Напомню, МК-85 тогда стоил 140.
Магнитофоны. А их тогда нет. Дефицит. Да, бобинники на 19 есть у меломанов и в студиях. Но дома у большинства обычные вертушки и куча затёртых пластинок с кукарачей и хафананой, купленных в магазине мелодия.

Да-да ребятки, ДиДжей Бобо с его БэЛэЭм-апскёртами и чивавой, как и Бой Джордж с песней о НКР появились гораздо позже.

Итак ...
Восьмидесятые.
В СССР начало развала. Экономика, подорванная антиалкогольной реформой и афганской войной начинает умирать. Везде плакаты про нетрудовые доходы, пищевые отходы и выключайте свет.
Но компьютер спектрум - дёшево. "ааааа привези мне из англии", "привези мне из японии", "говорят в таллине в магазинах продаются"... Тысячи оригиналов, миллионы копий, десятки миллионов копий с копий.

Персональный компьютер Бейсик, Владивосток, завод Радиоприбор, 80-е - 90-е. Цена 240 руб.

Персональный компьютер Бейсик, Владивосток, завод Радиоприбор, 80-е - 90-е. Цена 240 руб.

Но магнитофоны ...
Их нет. Дефицит головок. Никто не хочет железо в головках (режет высокие).
Все хотят пермаллой. СССР заказывает головки в японии.
Япония не справляется. Цены на магнитофоны уже серьёзны.

Магнитофон ВЭФ-287. Госцена - 380 руб. У спекулянтов - 500. Напомню: з/п инженера - 120.

Магнитофон ВЭФ-287. Госцена - 380 руб. У спекулянтов - 500. Напомню: з/п инженера - 120.

Но у людей есть вертушки. Не у всех, конечно корветы, но массово - есть.

Проигрыватель виниловых (и шеллачных) пластинок. Корвет-001. Топ Советской аудиотехники.

Проигрыватель виниловых (и шеллачных) пластинок. Корвет-001. Топ Советской аудиотехники.

Такая проблема (магнитофоны вместо винила) реально имела место не только у нас.
Весь мир в неё упал.
Ну, не весь, конечно. Япония, Англия и ФРГ такой проблемы не имели, поскольку приорат местного бизнеса - превыше всего. А вот остальной мир: США, латиносы, канада и прочие очень хотели программ для новых компьютеров, которые уже купили.
Как оказалось, в тетрис не слишком интересно играть, если перед этим нужно два часа без ошибок набирать код на бейсике.
Конечно-ж решение проблемы было найдено.
И нашли его производители грампластинок.
Ведь программа это звук, а звук-это программа. Когда мама инструктирует тебя на тему покупки картошки в магазине, разве не программа это?

Такой вот он - компьютерный звук.

Такой вот он - компьютерный звук.

Практически все тогдашние* компьютеры имели встроенный аудиоканал и программное обеспечение для приёма кода. Да медленно. Да, не без помех. Но он был. И да - успешно работал. Погуглите прерывание 15H на IBM-PC.

Операционная система Free DOS для IBM-PC.

Операционная система Free DOS для IBM-PC.

Винил с кодом и музыкой пополам?
Было и такое. Загружаешь программу с пластинки в компьютер и вуаля, у тебя на телеке мегаспецэффекты под полноценную музыку с винила.
Наоборот? Да легко. Грузишь с пластинки игрушку, а пластинка тебе саундтрек под неё рисует.
Да, была рассинхронизация. Да иногда ты проходил уровень, раньше, чем заканчивалась композиция. Но боже мой, как-же это было круто.

Виниловые пластинки с компьютерными программами, играми и музыкой для ZX Spectrum.

Виниловые пластинки с компьютерными программами, играми и музыкой для ZX Spectrum.

Конечно, аудиокассеты быстро (лет за пять, спасибо японцам они умеют в быстро и много) вытеснили винил, ведь пластинку не положишь в нагрудный карман, не спрячешь на ней секстетрис от родителей. Но это был отдельный, особый период:

Ты.
Компьютер.
Вертушка.
Полноценный тяжёлый (очень тяжёлый) саундтрек и маленький киберноид, который плюётся огненным ядом в непослушных растений.

И вы мне тут будете про ковоксы и саундтреки из борды рассказывать?
Нет уж. Это я вам расскажу.
А заодно фильму посоветую. Нравится она мне. Cмотрите, не обляпайтесь:

Показать полностью 6 2

Краткая история информатики

Для тех, кто любит поподробнее, но не слишком.

0045 г. н. э. ⦁ Апостол Пётр (др. Рим) – сформулировал постулат о важности длительного хранения и резервирования данных, издал «соборное послание», объясняющее порядок ведения церковных метрических книг и их дубликатного резервирования. На сегодняшний день собрание метрик (церковных книг), хранящихся в Ватикане, является крупнейшей в мире базой данных по популяционной статистике человечества. Ежегодное чествование Петра в христианском мире отмечают 29 июня.

0620 г. н. э. ⦁ Исидор Севильский (вгот. Испания) – ввёл понятия физического эталона, каталогизации данных, литературной ссылки и энциклопедической гиперссылки. Считается святым покровителем сети «Интернет». В его честь 4 апреля (4.04) отмечают «Всемирный день Интернета».

1206 г. ⦁ Аль-Джазари (араб. Артукиды) – представил изобретения, ставшие прообразом современных кодовых замков (арабский замок), маятниковых часов и программируемых автоматов (роботов). Построил первые в мире программируемые часы, способные бить в заданное время (будильник) и несколько человекоподобных роботов, исполнявших простейшие музыкальные произведения по заранее заданной программе.

1645 г. ⦁ Блез Паскаль (Франция) – изобрёл и создал первый механический калькулятор: счётную машину Паскаля, позволявшую складывать и вычитать большие целые числа без ошибок. В его честь назван один из языков программирования (Паскаль).

1673 г. ⦁ Готфрид Лейбниц (Германия) – изобрёл и создал первый полноценный механический калькулятор: «Арифмометр», позволявший выполнять основные четыре операции (сложение, вычитание, деление, умножение) над целыми числами и дробями без ошибок. Арифмометры серийно выпускались во всём мире до середины 1970-х годов. В 1703 году опубликовал книгу «Объяснение двоичной математики», показавшую, что любые вычисления могут быть сведены к двоичной форме записи.

1804 г. ⦁ Жозеф Жаккар (Франция) – изобрёл перфокарты и создал первое программируемое промышленное устройство: ткацкий станок, плетущий рисунок на ткани по заданной программе. В его честь, ткани с плетёным рисунком называют Жаккардовыми тканями. Перфокарты были стандартными носителями данных в вычислительных системах 40-х – 70-х годов прошлого века.

1822 г. ⦁ Чарльз Бэббидж (Англия) – разработал и построил первый механический компьютер: «Малую разностную машину Бэббиджа», предназначенную для вычисления астрономических и математических таблиц. В 1833 году разработал конструкцию первого механического компьютера с изменяемой программой: «Аналитической машины».

1832 г. ⦁ Павел Шиллинг (Россия) – изобрёл и продемонстрировал электромагнитный телеграф, передающий сигналы в виде двухбитовых последовательных кодов, технология Шиллинга была украдена и запатентована в США Самуэлем Морзе (1840). Систему кодирования алфавита двухбитными звуковыми кодами переменной длины, традиционно называют «Азбукой Морзе».

1842 г. ⦁ Ада Лавлейс (Англия) – написала программу для «Аналитической машины Бэббиджа». Считается первым в мире программистом. В её честь назван язык программирования «Ада».

1847 г. ⦁ Джордж Буль (Англия) – развивая идеи Лейбница, изобрёл формальную двоичную логику и доказал, что любые математические действия могут быть выражены в двоичном виде при помощи восьми простейших логических (не арифметических) операций. В его честь двоичную логику называют «Булевой алгеброй».

1860 г. ⦁ Антонио Меуччи (США) – в 1860 году изобрёл и в 1871 году запатентовал устройство для передачи голоса по проводам: «Телефон». Переданные им, с целью массового производства, в «Американскую Телеграфную Компанию» чертежи были похищены 1873-м году Александром Беллом (США). В 1876 году после того, как Меуччи отказался продлевать патент, Белл запатентовал телефон на своё имя и организовал массовое производство и использование телефонных аппаратов.

1872 г. ⦁ Жан Бодо (Франция) –изобрёл телеграфный аппарат, передающий и принимающий параллельный пятибитовый сигнал со скоростью 760 букв в минуту, что было в 10-12 раз быстрее, чем при использовании «азбуки Морзе». В его честь названа основная единица скорости информационного потока: «Бод (Baud)– количество букв передаваемых за секунду». Разработанная Бодо таблица пятибитовых телеграфных кодов: «код Бодо», является основной для современных кодовых таблиц.

1882 г. ⦁ Эмиль Берлинер (США) – изобрёл и запатентовал аппарат для записи и воспроизведения звука – граммофон и его основной носитель – граммофонную пластинку. В период 60-х – 70-х годов XX века граммофонные пластинки были распространённым средством хранения цифровой информации в малых и средних вычислительных системах.

1890 г. ⦁ Григорий Игнатьев (Россия) – разработал устройство, позволявшее использовать существующие телеграфные провода для телефонной связи на дальние (до 1000 км) расстояния. Игнатьев считается автором международной телефонной связи.

1895 г. ⦁ Гульельмо Маркони (Италия) – изобрёл и в 1897 году запатентовал передающую и приёмную радиоаппаратуру. В 1897 году построил первую, постоянно работающую радиостанцию. В 1901 году провёл первый сеанс радиосвязи между Европой и США на расстояние 3200 км. С этого момента начинается эпоха межконтинентальной беспроводной передачи данных.

1922 г. ⦁ Борис Речеулов (СССР) – изобрёл и запатентовал устройство для записи и воспроизведения звука – магнитофон и его основной носитель – магнитофонную ленту. С 60-х годов XX века магнитофонная лента - основной носитель информации в больших вычислительных системах. На конец 2020 года ёмкость стандартной кассеты составляла 580 ТБайт. В 80-х – 90-х магнитная лента также была самым распространённым средством хранения данных для персональных компьютеров.

1933 г. ⦁ Владимир Котельников (СССР) – сформулировал и доказал «Теорему Котельникова»: основной математический алгоритм оцифровки аналоговых сигналов. Этот математический принцип используется для работы современных компьютеров со звуком и изображениями.

1936 г. ⦁ Алан Тьюринг (США) – полностью описал простейший, полноценно программируемый компьютер: «Машину Тьюринга». В 1941 году создал первый в мире программируемый компьютер, предназначенный для взлома шифров германского командования. Автор «теста Тьюринга» на искусственный интеллект и понятия «Тьюринговской полноты» (полноценности компьютера). Логотип компании Эппл служит напоминанием о том, как американские чиновники довели этого гения до самоубийства.

1939 г. ⦁ Говард Эйкен (США) - изобрёл и реализовал архитектуру ЭВМ с использованием электронного арифметико-логического устройства с раздельной системой хранения данных и команд, названную позднее “Гарвардской архитектурой”. В 1944-м году изобрёл для хранения данных перфоленту – аналогичный перфокартам носитель информации. Процессоры с его архитектурой (SHARC-ADSP) используют для сверхбыстрой цифровой обработки звука и изображения.

1945 г. ⦁ Джон фон Нейман (США) - изобрёл и описал общедоступную архитектуру ЭВМ с объединённой системой хранения команд и данных арифметико-логического устройства. “Принстонская архитектура” втрое медленнее Гарвардской, однако требует меньшего количества физического оборудования. Она является основой современных персональных компьютеров.

1948 г. ⦁ Норберт Винер (США) – сформулировал, доказал и опубликовал основные положения кибернетики (науки о самоорганизующихся и самоуправляющихся автоматических системах). Его работы стали основой для развития современной вычислительной электроники.

1948 г. ⦁ Клод Шеннон (США) – сформулировал понятия объёма информации, бита (как минимальной информационной единицы) и информационной мощности. Вывел основные уравнения информационной мощности, насыщенности, достаточности и информационной энтропии.

1952 г. ⦁ Грейс Хоппер (США) - разработала первый в мире компилятор: программу, переводящую написанное на языке близком к естественной речи и стандартной математической записи в двоичные машинные коды. Считается автором идеи человекочитаемых языков программирования.

1956 г. ⦁ Джек Волдер (США) - разработал и опубликовал «Алгоритм Волдера», позволяющий быстро вычислять в двоичной системе сложные тригонометрические функции (sin, cos, tg). Этот алгоритм является одним из двух основных алгоритмов работы современных математических сопроцессоров (FPU).

1956 г. ⦁ Израиль Акушский и Давлет Юдицкий (СССР) - разработали и опубликовали алгоритм, позволяющий быстро вычислять в двоичной системе сложные логарифмические и показательные функции (log, ln, exp, x^y). Этот алгоритм является одним из двух основных алгоритмов работы современных математических сопроцессоров (FPU).

1957 г. ⦁ Ноам Хомский (США) – сформулировал основные языковые принципы «романской группы» языков. «Порождающая грамматика Хомского» на сегодняшний день является единственным методом, позволяющим полноценно переводить человеческую речь, в доступные вычислительным системам, примитивные понятия.

1957 г. ⦁ Леонид Куприянович (СССР) – изобрёл устройство для беспроводной голосовой связи: карманный мобильный телефон и обеспечивающее его работу оборудование (сотовые базовые станции). С 1964-го до 2011-го года мобильная сотовая связь по системе «Алтай» была доступна на территории СССР для членов правительства и аварийных служб.

1957 г. ⦁ Фрэнк Розенблатт (США) – изобрёл и реализовал первую в мире модель обучаемой нейронной сети: «перцептрон», ставшую основой для дальнейшего развития технологий искусственного интеллекта.

1958 г. ⦁ Борис Соколов (СССР) – изобрёл и реализовал первую в мире систему роботизированной сортировки почты на основе нейронной сети распознающей текст. Почтовые роботы-сортировщики повсеместно использовались в СССР до 1990 года, когда были уничтожены приказом М.С. Горбачёва в качестве жеста доброй воли по отношению к европейским почтовым сервисам.

1958 г. ⦁ Джек Килби (США) - изобрёл «чип» (интегральную микросхему), описав принципы объединения электронных компонентов на общей полупроводниковой подложке, что заложило основы для современного фабричного процесса проектирования и производства микрочипов.

1958 г. ⦁ Анатолий Китов (СССР) – разработал и реализовал самый мощный в мире суперкомпьютер «М-100». С 1959 года продвигал идею реализации глобальной компьютерной сети (интернета) на всей территории СССР и полной компьютеризации страны. В 1962 году разработал основные принципы и алгоритмы работы с большими данными (Big Data) и машинного обучения (Data Science). В настоящее время его идеи стали очень популярны.

1960 г. ⦁ Марвин Минский (США) – году сформулировал, реализовал и опубликовал первую модель обучаемой (программируемой методом проб и ошибок) системы искусственного интеллекта (нейронной сети). В 1980 году сформулировал и реализовал идею о размножении компьютерных программ, как генетических агентов (компьютерные вирусы).

1960 г. ⦁ Бернард Уидроу и Маршиан Хофф (США) – разработали первый в мире алгоритм целенаправленного обучения нейронной сети: «дельта-правило», ставший основой для обучения искусственного интеллекта до появления алгоритма Галушкина.

1961 г. ⦁ Джеймс Бьюи (США) - изобрёл практическую реализацию архитектуры безрегистровых электронных вычислительных систем, основанную на электрических вентилях и двоичной логике Буля: “FPGA – архитектуру”. В отличие от Принстонской и Гарвардской архитектур, вычисления в FPGA-схемах произвдятся мгновенно, однако, будучи единожды запрограммированным, их функции не могут быть изменёны.

1964 г. ⦁ Пол Баран (США) – в 1964 году, развивая идеи Китова, предложил сетчатую структуру расположения узлов проводной связи и разработал принципы пакетной передачи данных, что стало основой для формирования архитектуры «Интернета».

1964 г. ⦁ Виктор Глушков (СССР) – разработал и реализовал идею автоматизированных промышленных производств и промышленных роботов. В 1965 году создал первый в мире персональный компьютер «МИР».

1966 г. ⦁ Джеймс Рассел (США) – изобрёл и разработал устройство для хранения цифровых данных на сменных оптических дисках «CD-ROM», «компакт-диск», «DVD». В период 1990-х - 2000-х годов оптические накопители являлись самыми популярными сменными носителями в информационно-вычислительных системах.

1967 г. ⦁ Алан Шугарт (США) – изобрёл и реализовал метод хранения информации на сменных гибких магнитных дисках - дискетах и соответствующее оборудование. В 80-х – 90-х годах прошлого века дискеты были основным средством хранения и обмена информацией для персональных компьютеров.

1968 г. ⦁ Дуглас Энгельбарт (США) – продемонстрировал сразу пять своих изобретений: компьютерную мышь, интуитивный оконный графический интерфейс, текстовый редактор, видеоконференцию и цифровую реализацию гиперссылок Исидора Севильского – гипертекст (текст с возможностью расстановки ссылок на другие, мгновенно доступные тексты). Его изобретениями мы пользуемся до сих пор.

1968 г. ⦁ Маргарет Гамильтон (США) – разработала первую отказоустойчивую программу для автоматического полёта человека на луну. Добилась признания программирования отдельной профессией. Сформулировала принципы отказоустойчивости компьютерных программ.

1973 г. ⦁ Гарри Бун (США) - запатентовал микропроцессор: интегральную схему, объединяющую арифметико-логическое устройство (АЛУ), несколько ячеек памяти (регистры), электрические линии адресации и доступа к памяти и внешним устройствам (системная шина и порты ввода-вывода).

1973 г. ⦁ Винтон Серф и Роберт Канн (США) – разработали и реализовали набор правил обмена данными в компьютерных сетях, получивших название TCP/IP (Протоколы Соединения и Передачи и Межсетевые Протоколы). Эта разработка до сих пор используется для связи компьютеров в сети «Интернет». Серфа и Канна называют «отцами Интернета».

1973 г. ⦁ Кеннет Хоттон (США) – изобрёл и разработали устройство для хранения данных на жёстких магнитных дисках «винчестер», «жёсткий диск». С 1980-х до 2010-х годов жёсткие диски были основными внутренними устройствами хранения данных для персональных компьютеров.

1974 г. ⦁ Александр Галушкин (СССР) – разработал и реализовал основной метод обучения нейронных сетей: «Обратное Распространение Ошибки». Все современные алгоритмы обучения искусственного интеллекта основаны на этом методе.

1975 г. ⦁ Деннис Хэйес (США) – изобрёл, разработал и стал выпускать устройство для связи компьютеров и передачи данных по телефонной линии: «модем». Стандартные современные модемы и их систему команд называют Хэйес-совместимыми.

1976 г. ⦁ Билл Гейтс и Пол Аллен (США) – основали компанию Microsoft, занимающуюся разработкой компьютерных программ: операционных систем MS-DOS (1977), MS-Windows(1985), Windows NT (1993), офисного пакета MS-Office (1990). На сегодня, программные продукты компании Microsoft являются самыми популярными в мире.

1977 г. ⦁ Стив Джобс, Стив Возняк и Рональд Уэйн (США) –создали первый серийный образец и организовали массовое конвейерное производство (продано 6 млн. штук), доступных среднему классу ($1250), персональных компьютеров Apple II, с цветной графикой и цифровым звуком.

1980 г. ⦁ Фудзи Масуока (Япония) – изобрёл и разработал устройство хранения данных на быстродействующих твердотельных накопителях «SSD-память», «SSD-диск». С 2010-х годов и по сей день твердотельные накопители являются самыми популярными внутренними носителями во всех современных информационно-вычислительных системах.

1982 г. ⦁ Клайв Синклер (Великобритания) – организовал разработку и серийное производство самого доступного и массового в мире персонального компьютера: ZX Spectrum ($150 против $1250 за Apple II и $3005 за IBM-PC). Доступность этого компьютера, цветная графика и цифровой звук сделали его основой индустрии компьютерных развлечений 1980-х годов. Для этого компьютера было создано более 20 000 игр. Создание «Демок» - компактных программ для Spectrum, воспроизводящих впечатляющие изображения и полноценный звук, до сих пор является популярным «спортом» среди программистов.

1984 г. ⦁ Том Дженнингс (США) – создал программное обеспечение и разработал принципы организации частных компьютерных сетей, при помощи модемов и телефонных линий, а именно, всемирную сеть «Фидонет», включавшую сервисы электронной почты, форумов, новостных каналов и публичного распространения файлов. До появления широкополосного «Интернета» (1996) эта сеть была основным средством цифровой связи в мире.

1984 г. ⦁ Национальный научный фонд (США) – создал общедоступную компьютерную сеть «NSFNET», которую в дальнейшем (с 1996 года) и стали называть «Интернетом». Теперь эта сеть является основным средством цифровой связи в мире.

1985 г. ⦁ Владимир Паронджанов (СССР) – разработал высоконадёжный визуальный язык программирования «ДРАКОН», предназначенный для ядерной, космической и военной отрасли. Беспилотный полёт космического корабля «Буран» в 1988 году подтвердил высокое качество языка. На сегодняшний день все визуальные языки и среды визуального программирования без создания программного кода (No Code - языки) используют логику и принципы языка «Дракон».

1987 г. ⦁ Владимир Пентковский (СССР, США) – разработал процессор «Эль-90», явившийся прототипом линейки процессоров «Intel Pentium Pro». C 1993 года эмигрировал в США. На основе разработанной им архитектуры процессоров «Pentium» до сих пор выпускаются основные процессоры большинства персональных компьютеров.

1988 г. ⦁ Ян Лекун (Франция) – разработал методы обучения нейронных сетей основанные на выделении характерных особенностей входных данных: «Свёрточные нейронные сети». Совместно с Хинтоном и Бенжио считается создателем искусственного интеллекта.

1996 г. ⦁ Джеф Хокинс (США) – разработал полноценное независимое вычислительное устройство миниатюрного размера «карманный компьютер», «наладонник». Первые карманные компьютеры имели небольшой объём памяти и низкое быстродействие, однако работали до трёх недель на одном комплекте батарей. В 1990-х – 2010-х они стали весьма популярны до появления смартфонов.

1999 г. ⦁ Амир Бан, Дов Моран и Оран Огдан (Израиль) – разработали сменный внешний накопитель данных на твердотельных интегральных схемах – «флеш-диск», «флешка». С конца 1990-х и по настоящее время «флешки» являются самым распространённым носителем для обмена информацией.

2001 г. ⦁ Кампания NOKIA (Финляндия) – разработала устройство полноценно объединяющее мобильный телефон и карманный компьютер: «смартфон». С начала 2000-х смартофоны стали весьма популярны и на сегодня являются самыми распространёнными вычислительными устройствами в мире.

2006 г. ⦁ Кампания NVIDIA (США) – разработала технологию CUDA и выпустила, векторный (шейдерный) процессор GeForce со 128 вычислительными ядрами. Выпуск этого процессора сделал возможным параллельные вычисления на персональных компьютерах, что послужило развитию технологий и алгоритмов нейронных сетей и систем искусственного интеллекта.

2007 г. ⦁ Джефри Хинтон (США) – опубликовал и применил, основанный на алгоритмах Галушкина, метод «Параллельного Обратного Распространения Ошибки». Совместно с Лекуном и Бенжио считается создателем искусственного интеллекта.

2009 г. ⦁ Йошуа Бенжио (Канада) – опубликовал и применил, основанный на идеях Лекуна и Хинтона, метод «Глубинного обучения нейронных сетей». Совместно с Лекуном и Хинтоном считается создателем искусственного интеллекта.

2014 г. ⦁ Ян Гудфеллоу (США) – разработал, опубликовал и применил, алгоритмы «Генеративных нейронных сетей». Считается создателем «творческого» искусственного интеллекта, способного писать тексты и рисовать изображения.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!