Первобытный человек кормит мамонтёнка?
Это процарапанные на плоском камне изображения человека и молодого мамонта.
То, что это не взрослый зверь — показывают его бивни, они ещё небольшого размера.
Мы видим, что древний художник изобразил какие-то кусочки на кончике хобота животного.
Хотя можно возразить, что это просто выемки на скальной поверхности, тем не менее, положение кончика хобота точно повторяет хватательное действие современных слонов.
Фигура мамонта изображена достаточно точно, имеет чёткие линии и силуэт.
А изображение человека более схематичное, хотя вполне понятно, как он выглядел.
На голове у мужчины, скорее всего, какая-то шапочка, и сам он в одежде. Одежда напоминает парку жителей Севера. Это куртка без разреза спереди, накидывается через голову.
Кажется, что у него горб на спине, но возможно, что это воротник или капюшон.
То, что это одежда — видно по линии рукавов на руках.
Если это действительно сцена кормления мамонтёнка — то это очень трогательный момент, оставленный нам сквозь тысячелетия.
Могли ли люди взаимодействовать с мамонтами?
Возможно. Почему бы и нет?
Мамонты были родичами современных азиатских слонов, которых люди приручили более пяти тысяч лет назад.
Эти слоны социальны, к людям доверчивы, потому что сложились тогда, когда охотников ещё не было. Их инстинкт осторожности не срабатывал на людей.
То же можно отнести к мамонтам, которые были больше современных слонов.
Эти изображения были обнаружены на полу пещеры в Ла Марше, в регионе Люссак-ле-Шато у западного побережья Франции. В Ла Марше еще в 1937 французский археолог Леон Пенкар открыл целый пещерный комплекс эпохи палеолита.
Там были обнаружены изображения львов, медведей, антилоп и лошадей, а также 155 наскальных рисунков людей. Предполагаемый возраст этих наскальных портретов — 18-15 тысяч лет. Они были процарапаны в плитах песчаника, которые затем закрепили на земле. Доктор Раппенглюк считает, что первобытные люди хранили на полу пещер самые ценные изображения.
Пещера Ла Марш (La Marche) — это известный палеолитический памятник во Франции, знаменитый своими уникальными гравированными изображениями на камнях, в основном фигурами людей с выразительными чертами (маски, лица), относящимися к солютрейской и мадленской культурам (верхний палеолит), и представляющими редкий пример детализированного изображения человеческого облика в палеолитическом искусстве, в отличие от более известных животных в пещерах Ласко или Альтамира.
В чём особенность этой пещеры для нас?
«Лица и маски»: Главная особенность Ла Марш — серия гравированных панелей с изображениями человеческих лиц и масок, что делает ее уникальной в контексте пещерного искусства, где доминируют животные.
Культурная принадлежность: Гравировки датируются периодом позднего палеолита, от солютрейской до мадленской эпохи (примерно 15-18 тысяч лет назад).
Тип искусства: В отличие от живописи Ласко, здесь преобладают гравировки (нанесение рисунка путем процарапывания) на камнях, которые были частью стены пещеры.
Значение: Изображения людей в Ла Марш дают бесценные сведения о внешности, одежде (вероятно, меховых нарядах) и, возможно, ритуалах древних людей.
Находки: Помимо «лиц», здесь были найдены и другие изображения, включая животных, но именно человеческие фигуры принесли пещере мировую известность.
Таким образом, Ла Марш является важнейшим археологическим объектом, дополняющим наше представление о палеолитической культуре, и фокус здесь — на изображениях именно людей.
Эта пещера показывает последние столетия Ледникового периода.
Как раз в 15 тысячелетии льды начинают стремительно таять, а ледниковая фауна уходить на Север и массово вымирать.























