На обзоре противоречивый фильм, посвящённый одному из самых известных русских классиков
Лермонтов (2025)
Проснулся, погулял, поговорил, уснул снова и навсегда
По сюжету:
Пятигорск, подножие горы Машук, утро 15 июля 1841 года. Всего два дня назад Лермонтов и Мартынов были друзьями, а теперь стали непримиримыми врагами. До дуэли остаются считанные часы и родственники, друзья и знакомые отчаянно пытаются ей помешать.
Что в итоге?
Новый фильм о Лермонтове умудряется совершить почти невозможное: превратить одну из самых драматичных страниц русской литературы в испытательный марафон для зрителя. Формально, здесь хроника последнего дня поэта, а по факту будет набор случайных сцен, будто выхваченных из рутины, где события идут своим чередом, не предлагая драматургического развития, а только финал, который всем известен и от которого ничего нельзя получить.
Создатели сознательно избегают ярких акцентов: кажется, будто драматургия для них лишняя деталь. И это решение находит своих сторонников: многие зрители действительно увидели в новой картине режиссера Бакура Бакурадзе попытку взглянуть на происходящее иначе. Но, к сожалению, я разделить этот энтузиазм не могу, просто не за что зацепиться.
Главный спорный момент это образ самого Лермонтова. Очень многие не увидели в нем того, кто стал "героем нашего времени", а лишь капризного, неприятного типа. Побывав на экскурсиях в Пятигорске многие гиды отмечали тот факт, что Михаил Юрьевич был очень сложной личностью, но умеk очаровывать людей харизмой, несмотря на неброскую внешность.
Да, все верно, сама картина и не планирует этого показывать и не стоит от нее этого требовать, но молодая аудитория, далёкая от классики, скорее всего вынесет отсюда лишь искажённое впечатление о человеке, чьё имя знакомо им только по школьной программе, либо вообще ничего.
Операторская работа едва ли не единственный элемент, который помогает фильму обрести характер. Она подчёркивает отстранённость, холодность происходящего, создаёт визуальную атмосферу, но при этом делает дистанцию между зрителем и героями ещё заметнее.
Интересно, как на фоне этого многие пересмотрели своё отношение к «Пророку» с Юрой Борисова, где Лермонтов появился лишь эпизодом. Если условная «вселенная русских поэтов» действительно будет расширяться, то хочется надеяться, что она куда более живой интерес и предложит зрителю не только исторический факт, но и эмоциональное переживание, ради которого мы вообще приходим в кино.
Подписывайтесь на мой ТГ канал Много шума из-за кино
Стараюсь вести его интересно, с различными рубриками и полезной информацией.
Рейтинг Кинопоиска здесь







