На Бескудниковском бульваре стоит скульптура, посвящённая труженикам застройки территории бывшего рабочего посёлка типовыми многоквартирными панельными домами в шестидесятых годах прошлого века.
Памятник строителям
Тогда здесь появился Бескудниковский микрорайон, и тысячи москвичей из коммуналок, подвалов и неприспособленных для жилья помещений переехали в отдельные квартиры.
Памятник строителям установлен в 1967 году, автор – Геворг Арутюнович Геворкян. На постаменте стоят мужчина и женщина монументального вида в рабочей одежде. Они с гордостью смотрят немного вверх, видимо, на только что возведённую ими «панельку». Мужчина со сварочной маской на голове левой рукой целомудренно приобнимает коллегу, а правую торжественно приподнял, как будто говоря: «Смотри, красота-то какая!». Из-за этого жеста, который можно прочитать и как знак отпора, местные жители дали скульптуре прозвища «Не трожь мою бабу!» и «На Торгаше сегодня пива нет!» («Торгаш» – расположенный поблизости торговый центр).
Дома серии К-7 (литера К от слова «каркасный»), которыми успешно застроили Бескудниково – пятиэтажные многосекционные жилые дома, больше известные в народе как «хрущёвки» или «хрущобы». Но у них есть и другое неофициальное название, которым пользуются специалисты – «лагутенковки», в честь создателя проекта. Эту серию разработал известный советский архитектор, Герой Социалистического труда Виталий Павлович Лагутенко, родной дед лидера группы «Мумий Тролль» Ильи Лагутенко.
Вот такая история. Кстати, лагутенковки в Бескудниково уже посносили, теперь вместо них другие дома, многоэтажные.
Если между домами 11 и 15 по Маросейке вы свернёте во двор, то наткнётесь на руины старого московского дома, выкрашенные в красный цвет. Что это такое?
В последней четверти XIX века здесь была словолитня Якобсона, то есть что-то вроде типографии или даже мастерской, которая производила оборудование для типографских нужд – в полуподвальных мастерских отливали металлические гарнитуры шрифтов для печати.
При советской власти – жилой дом с коммунальными квартирами. В 1990-х оставшийся неизвестным истории бизнесмен из породы «новых русских» оперативно расселил обитателей коммуналок и приобрёл здание для себя. После чего исчез навсегда. Время было такое – либо убили, либо скрылся от неприятностей в неизвестном направлении, либо ещё что.
А дом превратился в сквот, где ютились деклассированные элементы Покровки и окрестностей, и объект череды сомнительных сделок с недвижимостью.
Последний из обладателей в 1998 году решил вообще снести запущенный и обветшавший дом, возлагая надежды построить на драгоценной земле в центре Москвы что-то куда более привлекательное. И даже начал...
Но до конца разрушить дом не дали. В самый последний момент обнаружились множественные нарушения в документах, сделку сочли незаконной. С тех пор полуразрушенные стены стояли, напоминая случайным прохожим то ли о юридических нюансах, то ли о бренности бытия.
В 2017 году в рамках программы «Моя улица» руины выкрасили в защитный красный цвет и назначили арт-объектом, символизирующим то, что не всё в Москве решают деньги. Можно войти в открытый дверной проём и прислушаться к себе, задуматься…
Ирония судьбы. В фильме «Покровские ворота», который, кстати, начинается с кадров грандиозного сноса исторической московской застройки, на пятой минуте экранного времени можно увидеть этот дом, ещё целый и невредимый, только жёлтый – когда Костик со своим другом Савранским въезжает в арку на мотоцикле. Будете пересматривать, обратите внимание.
По большому секрету открою вам одну (возможно) рабочую схему, о которой даже не все жители столицы знают. И выскажу (смелое) предположение, почему район Патриарших прудов притягивает денежную энергию.
Малая Бронная улица
Сразу предупрежу, что всё, о чём я расскажу ниже, не является публичной офертой. Пользуйтесь информацией разумно, учитывая возможные риски. Никаких гарантий вам никто не даст, но лично у меня пару раз срабатывало.
Почему Патрики – средоточие богатства и славы?
Начну издалека. Хотя как издалека? Окрестности Патриарших прудов, к которым навечно прилипло прозвище «Патрики» – самый что ни на есть центр Москвы. Если не политически-географический (помним, что сердце столицы всё же Кремль), то литературный, гастрономический, развлекательно-туристический и в некотором роде финансовый.
Даже тот факт, что один единственный в этом районе городской водоём упоминается лишь в уважительном множественном числе – Патриаршие пруды, о чём-то говорит. Некоторые источники утверждают, что на этом месте было три пруда, да и название Трёхпрудного переулка по соседству как будто об этом говорит – но те три пруда были самостоятельными, в частных владениях. Патриарший пруд в Патриаршей слободе был однозначно, но почему он со временем стал прудами, история умалчивает.
Итак, вы наверняка в курсе, что Патрики – законодатели мод и трендов, место обитания сильных мира сего. Любой чего-то достигший наш современник норовит стать резидентом Патриков. Здесь живут влиятельные бизнесмены и поп-звёзды, успешные продюсеры и талантливые артисты, короче, самые богатые и знаменитые.
Фрагмент скульптурного ансамбля памятника И.А. Крылову на Патриарших прудах
В изысканных ресторанах на Патриках заключаются сделки с немыслимыми цифрами, на узких улочках рычат дорогие автомобили, которые можно увидеть только в каталогах, сюда на охоту за личным счастьем съезжаются самые красивые и самые нарядные девушки страны.
Но как так случилось, что Козье болото (так называлась Патриаршая слобода до XVII века), когда-то считавшееся городской помойкой и где казнили опальных бояр и священников, вдруг стало центром денежной энергии Москвы?
Моё, возможно, весьма неожиданное предположение – всё началось, когда появилась Спиридоновская церковь на Козьем болоте.
Храм Спиридона Тримифунтского на Козьем болоте. 1882 год.
Не буду злоупотреблять вашим вниманием и пересказывать все известные мне факты о чудотворце Спиридоне, если интересно, можете погуглить. Сконцентрируюсь на самом важном в рамках моего сегодняшнего повествования.
Спиридон Тримифунтский – тот самый святой, к кому обращаются за помощью при материальных трудностях, в поиске работы и делах денежных. Некоторые мои знакомые бизнесмены и бизнес-леди не стесняются заручиться его поддержкой в своих начинаниях и уверены, что помогает.
Первое упоминание Храма Спиридона на Козьем болоте – 1627 год. На месте, где сейчас пересекаются Спиридоновка и Спиридоньевский переулок, патриарх Гермоген построил одноглавую деревянную церковь в честь покровителя пастухов и скотоводов (но мы-то знаем!). К слову сказать, это был единственный в Москве храм в честь Спиридона Тримифунтского.
За три сотни лет церковь стала каменной, видоизменилась, пострадала во время пожара 1812 года, была восстановлена. Летом 1918 года протоиерей Неофит Любимов отслужил заупокойную обедню по убиенной царской семье, за что сам поплатился жизнью. В 1930 году большевики снесли храм.
Теперь на его месте стоит здание из экспериментального бетона со странным барельефом на фасаде.
Дом треста «Теплобетон» на Спиридоновке
Но мне всё же кажется, что щедрый чудотворец Спиридон Тримифунтский за эти столетия сумел «зарядить» соответствующей энергией район Патриарших прудов и фон благополучия, о котором я написал выше, возник исключительно благодаря ему. Убеждать не буду, повторюсь, это моё предположение.
Стоп, скажете вы. А где просить денег-то? Идти к зданию треста «Теплобетон» и, задрав голову, любоваться фигурами, олицетворяющими симбиоз техники, науки и искусства?
Нет, я не обманул вас в заголовке. Так и быть, подскажу.
Куда же теперь идти за помощью?
Чтимый образ с мощами Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, спасён их разрушенного храма и сохранён в другой московской церкви – в Храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.
Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке
Это недалеко от Патриков – надо лишь перейти Тверской бульвар и немного пройти по Тверской в сторону Манежной площади. Точный адрес: Брюсов переулок, 15/2. Прямо напротив храма – сквер Мстислава Ростроповича.
Если вам есть что попросить у Спиридона, то это можно сделать здесь.
Образ Спиридона Тримифунтского в Храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке
К иконе собирается очередь из людей очень разных социальных слоёв. Кто-то шепчет заветную молитву наизусть, другой читает с экрана смартфона самой последней марки, третий обращается к святому своими словами – Спиридонушка и простую просьбу услышит. Суеты нет, люди в очереди, как мне показалось, терпеливы и благожелательны друг к другу. Оно и понятно, всех их объединяет что-то общее.
Просят денег (Спиридон – покровитель бедных и обездоленных), поддержки в бизнесе (поможет, но тому, кто ведёт свои дела честно) и в вопросах, связанных с недвижимостью (защитник тех, кто рискует остаться без крыши над головой, и покровитель жилищ). Святитель исцелял недуги, так что больным и их родственникам тоже есть что у него попросить.
Насколько эффективно обращение к Спиридону – вопрос веры и доверия. Как я уже сказал во вступлении, никаких гарантий нет. У меня после посещения его образа дважды происходили поступления средств, которых я не ожидал. Может быть, совпадение.
В любом случае, я очень надеюсь, что вам было интересно узнать что-то не столь очевидное.
Как умудрились потерять московский Нулевой километр и что крамольного нашли в изображениях российской фауны? Почему памятный знак после всех приключений оказался не на своём месте?
Рассказываю о непростой судьбе Нулевого километра автомобильных дорог Российской Федерации. Хоть это и не про еду, но, по-моему, тоже очень интересно.
Любимый гостями столицы туристический аттракцион – подбрасывание монетки на Нулевом километре. По сложившейся традиции надо загадать желание, встать на одну ногу лицом к Иверской часовне, и левой рукой через левое плечо бросить монетку – так, чтобы она осталась в пределах круга.
Нулевой километр – это бронзовый памятный знак на мостовой возле Воскресенских ворот со стороны Манежной площади.
Архитектурный объект представляет собой восьмиконечную звезду-компас с надписью «Нулевой километр автодорог Российской Федерации», а по сторонам света расположены животные и растения, символизирующие климатические зоны нашей страны.
На севере – олень, морские котики, сова и морошка.
На западе – зубр, ужи, глухарь и дуб.
На востоке – тигр, кобра, тукан и можжевельник.
На юге – дельфин, орёл, тур и мандариновое дерево.
Вы удивитесь, но в своё время эти изображения не на шутку напугали советских административных работников. Да так, что Нулевой километр попал в опалу и… пропал.
Непростая судьба
Знак «Нулевой километр автодорог Российской Федерации» установлен в 1996 году, но изготовлен был гораздо раньше.
Автор множества интересных московских памятников (неудобно сидящий возле Библиотеки имени Ленина Достоевский, выходящий из машины Никулин у цирка, Шолохов с головами лошадей на Гоголевском бульваре и многие другие), известный скульптор Александр Рукавишников создал его по заказу городских властей ещё в советское время, в первой половине восьмидесятых.
Изначально его планировали установить на Красной площади, примерно по центру линии, соединяющий Мавзолей Ленина и ГУМ. Но до установки дело не дошло.
На худсовете, где должны были утвердить памятный знак, один из самых бдительных товарищей усмотрел в изображениях животных, птиц и рептилий зашифрованных членов Политбюро ЦК КПСС. Проект заморозили, а литьё попросту потеряли.
Только через 10 с лишним лет, уже совсем в другой стране, «нулевой километр» нашёлся. В процессе ревизии ненужного хлама в служебных подвалах ГУМа кто-то неожиданно обнаружил бронзовое литьё, составляющее запрещённый в СССР Нулевой километр.
Решили установить. Тут уж ни один член Политбюро не должен был помешать. Однако очередные принимающие решения граждане не допустили установки знака на Красной площади. Объяснили, что во время парадов военный транспорт разнесёт бронзовый знак на молекулы.
Впрочем, в этот раз не запретили, а лишь немного «передвинули» – Нулевому километру определили место на Манежной площади за Воскресенскими воротами от Красной площади – возле здания Исторического музея. Где он и сейчас радует туристов.
А вы слышали эту историю?
Ранее этот текст был опубликован в моём Дзене. Читай Беспечного Едока там, где тебе удобнее и приятнее.