Заметки из авиасимулятора
4 поста
4 поста
В прошлой части заметок из авиасимулятора мы с вами произвели вылет из аэропорта Сочи и забрались на эшелон полета. Сегодня рассмотрим дальнейшие процедуры - снижение, заход и посадку.
Итак, мы сейчас летим над Кавказом на высоте 36000 футов. За бортом у нас -48 градусов, и каждую секунду полета мы преодолеваем 230 метров пути.
Когда летишь на эшелоне на автопилоте, приходится выполнять не так уж много действий. Следишь, чтобы самолет правильно выдерживал маршрут полета, высоту, периодически проверяешь остаток топлива в баках, смотришь за симметричностью расхода, чтобы не было дисбаланса. Можно заварить чайку и слегка расслабиться. Диспетчеры перекидывают с одной частоты на другую - вот и все, что происходит в горизонтальном полете.
Активные действия начинаются с приближением к точке снижения. Это ключевая точка горизонтального полета.
Если начать снижаться раньше - то войдешь в плотный воздух слишком рано и потратишь лишнее топливо, авиакомпания тебя за этого по голове не погладит. Если забудешь начать снижение в нужной точке - просто не успеешь снизиться к аэропорту и придется давать лишние круги, что приведет и к перерасходу топлива, и к задержке посадки. А график у нас плотный.
Из кабины точку снижения мы видим вот в таком формате:
И когда мы ее достигнем, на панели появится указатель рекомендованной траектории снижения. Если мы будем лететь выше заданной траектории указатель будет падать вниз, если опустимся слишком сильно - указатель поднимется. Поэтому задача пилота держать этот указатель в середине шкалы.
При снижении начинает расти горизонтальная скорость, поэтому надо убавить тягу и следить за соблюдением скоростного режима, чтобы не получить повреждения самолета от слишком высокой скорости. На авиалайнерах за это отвечает автомат тяги, но на мелкомоторных самолетах приходится контролировать вручную.
Ну и не забываем следить за траекторией полета по карте, отклоняться тоже нельзя, ведь вокруг немало самолетов, а с приближением к аэропорту плотность воздушного движения еще сильнее возрастает. Столкновения в воздухе никому не нужны.
Потихоньку подбираемся к аэропорту. Здесь есть несколько интересных моментов. Начнем с того, что при полетах по приборам есть вполне определенное количество точек, через которые самолеты прибывают в воздушное пространство возле аэропорта. Конкретно для Шереметьево это вообще всего одна точка, называется KEZVU, располагается севернее аэропорта, ее надо проходить на высоте 7000 футов.
Белым показан наш путь на сегодня. В реальности диспетчер скорее всего спрямил бы траекторию, после точки EE700 пустил бы сразу на KEZVU. Голубым - траектория ухода на второй круг
Через KEZVU пролетает каждый самолет, прибывающий в шереметьево, с какой бы стороны он ни прилетал. Поэтому все траектории самолетов выстраиваются так, чтобы при снижении с эшелона прийти в эту точку. А далее диспетчер исходя из направления ветра у земли, назначает дальнейший маршрут к посадке.
Существует несколько видов заходов на посадку. Основные это визуальный заход и инструментальные ILS и RNAV способы.
В двух словах, визуальный заход - это когда пилот глазами ищет на земле полосу и направляет самолет ручками, выдерживая оптимальную траекторию. Хорошо работает днем в безоблачную погоду, часто используется в малой авиации. В ясную погоду можно и ночью заходить визуально, если полоса освещена.
ILS - летим по "лучам", которые выдает оборудование на земле. Они направляют нас по курсу и по "глиссаде" ровной прямой траекторией к торцу полосы. Крайне полезная штука в условиях облачности, когда визуальный заход вообще невозможен.
RNAV сложнее по оборудованию, там подключается GPS ориентирование, и этот вид заходов позволяет осуществлять сложные кривые траектории, особенно полезные в горных аэропортах, когда нельзя подойти прямым путем по ILS.
Возвращаемся к нашему полету. Сегодня планируем делать заход ILS на полосу 24L. Пролетев точку KEZVU получаем указание от диспетчера на заход. ИИшный диспетчер чхать хотел на то, что северная полоса сейчас не используется, и решил таки перенаправить нас на нее.
Чтож, перенастраиваем бортовой компьютер, выбираем нужную полосу и точку транзита KEZVU.
Точки маршрута немного поменялись от первоначально запланированных, но суть осталась та же. Облетаем аэропорт с запада и снижаемся
Возле точки GENSI начинаем наблюдать на панели приборов два "ромбика" - горизонтальный и вертикальный. Это и есть направления нашей траектории. Задача - выдерживать оба ромбика в середине шкалы, не отклоняясь в стороны и по высоте.
Тем временем получили разрешение на заход от диспетчера
Параллельно с этим диспетчеры просили снижать скорость, а это значит надо закрылки выпускать, чтобы не свалиться на землю.
Чтобы автопилот "поймал глиссаду" надо выбрать на панели автопилотов режим Approach
И как только вертикальный ромбик встанет по центру - самолет начнет снижение к полосе. Заметьте, сейчас мы полосу еще не видим, но самолет уже направили по нужной траектории. Инструментальные заходы это сила)
На текущем этапе полета необходимо стабилизировать заход. Чтобы самолет не бросало вправо-влево, вверх-вниз, чтобы была стабильная скорость. Включаем посадочные огни
Скорость 160, заход стабилизирован, снижаемся.
Вышли из облаков, видим полосу
Одновременно с этим диспетчер дал разрешение на посадку
Следующая ключевая точка - высота принятия решения, 200 футов над поверхностью земли. Если вдруг к этому моменту хоть что-то пошло не так - надо обязательно уходить на второй круг. То есть на высоте 200 футов мы проверяем, что заход стабилизирован, ветер нас никуда не унес, посадочная скорость соблюдена, что мы уже видим полосу как бы облачно ни было, и что в зоне видимости на полосе нет никаких препятствий.
Начинаем выравнивать самолет, снижаем вертикальную скорость, Стараемся нежно коснуться земли
Слышим:
Fifty
Fourty
Thirty
Twenty
Ten
И касание!
Есть касание. Чуть раньше обычного получилось, непросто одновременно и статью сюда писать, и идеально выдерживать траекторию :)
Включаем реверс, начинаем оттормаживаться. Ищем рулежную дорожку, на какую будем уходить с полосы
Связываемся с диспетчером руления и получаем маршрут на стоянку
Снова лезем в карту аэродрома и ищем наш путь
И неспешно катимся на нашу стоянку. Будем проезжать одно интересное место - самолетный мост
Указанный маршрут руления почему-то нас привел к грузовому терминалу, но кто мы такие, чтобы ослушиваться диспетчера :)
Остановились. Можно разрешать пассажирам отстегнуться, выключать двигатели и самолетные системы.
Вот так вот в общих словах выглядят процедуры, выполняемые пилотами. Для простоты повествования опускал множество мелких деталей, ибо формат повествования не позволяет углубиться во все нюансы (как у Петьки из анекдота).
Буду рад, если для кого-то мои рассказы станут толчком к изучению летных процедур в наших симуляторах. Или просто привлекут полетать в виртуальном пространстве.
Спасибо за Ваше внимание и теплый прием здесь на Пикабу :) До скорых встреч!
Обещался тут рассказать подробно о процедурах, которые выполняются пилотом при полетах в авиасимуляторе. Чтож, попробуем, что из этого получится.
Итак, любой полет начинается с планирования. В игре есть собственный простой планировщик полетов, однако для реальных процедур я использую SimBrief. Вбиваем в форму все что нам надо и получаем готовый полетный план со всеми необходимыми данными.
Проверили полосы вылета-прилета, выбрали схемы выхода и подхода, и с таким набором можно грузиться в симулятор. Для достоверности - в симуляторе выбираем только аэропорт вылета и грузимся на стоянке, а не на полосе.
Мы оказались в полностью выключенном самолете. Надо его оживлять
Для начала лезем на потолочную панель. И по сути нам надо протыкать почти все переключатели в правильном порядке. Детально вдаваться в подробности сейчас не будем (да простят мне профессионалы своего дела некоторую вольность), но нам из этого:
Надо получить вот это:
Мы оживили самолет, запустили питание на все системы, включили вспомогательную силовую установку и готовы продолжать.
Настроили яркость приборов, я для полетов днем выкручиваю на максимум, а ночью убавляю чтоб не слепило.
Приступим к заполнению MCU - бортового компьютера. Опять же пропущу сейчас все подробности, иначе пост до утра читать будете. В MCU вводятся координаты для инерциальной системы, маршрут полета, загрузку самолета и топлива и прочие мелочи. После ввода маршрута стоит свериться, совпадает ли рисуемое на карте с тем, как действительно планируем лететь. И не получились ли разрывы маршрута.
IRGI1T IRGID A944 GUBOR G487 ERSAR BEMES VULFI TUVGI EVZUN ZIZAR VAZLU UZZID NOKLI N72 WGD G481 OBABI T619 UMRAL P163 GOLRI L736 OLOPI OLOP3E
Вот этот непонятный набор букв - это наш маршрут. Он состоит из упоминаний точек полета, которые всегда именуются 5 латинскими буквами (кроме VOR маяков, они обычно 3 буквы). Чтобы не прописывать все точки полета используют сокращение - воздушные трассы, стандартизированные часто используемые направления, которые именуются буквой и цифрами после нее. Поэтому читать маршрут надо так:
По маршруту выхода (SID) с названием IRGI1T летим до точки IRGID, далее трасса A944 до точки GUBOR, далее трасса G487 до точки ERSAR, далее напрямую на точку BEMES, далее напрямую на точку VULFI... и так далее до конца маршрута.
Когда мы вводим это в комп, трассы полета пишутся в левый столбец, а точки полета - в правый.
На всякий случай перепроверим ближайшие к аэропорту точки, ибо в полете менять их времени не будет, в отличие от остальных точек маршрута.
Когда вбили маршрут и настроили комп, можно запросить разрешение на вылет у диспетчера.
Стенограмма переговоров. Немного коряво выглядит, ибо штатный MSFS диспетчер не идеален, здесь чисто для примера. В реальных полетах все это идет голосом без каких-то субтитров, но с помехами радиосвязи и перебивающими экипажами других лайнеров.
Здесь мы получили полосу вылета, какую высоту первоначально занимать и на какой частоте будет диспетчер вылета. Обязательный пункт "Reedback" - пилот повторяет ключевые пункты, чтобы диспетчер убедился, что пилот получил верные указания. Далее диспетчер переключает нас на "Землю" - готовимся к выталкиванию от гейта.
Самолет хорошо ездит вперед, а вот с задним ходом проблемки, приходится прибегать к помощи "толкателя"
Пока нас толкают можно запускать двигатели. Для этого на Boeing 747 отдельно включаются стартеры на верхней панели
Они первоначально раскручивают ротор двигателя. Далее включаем подачу топлива переключателями под Ручками Управления Двигателем (РУД)
И после начала подачи топлива ждем пока двигатель раскрутится до штатного режима холостого хода.
Тем временем нас вытолкали:
Запрашиваем маршрут руления по земле к полосе:
Нам сказали по каким рулевым дорожкам можно ехать к полосе. Чтобы понять на местности, как именно ехать, надо открыть карту аэродрома с указанием рулежных дорожек. Для аэропортов россии почти все можно найти на сайте VATRUS, приведу ссылку как пример для аэропорта Сочи. Еще есть удобный платный сервис от FlightHelperBot, называется Charts. Там тоже можно посмотреть все документы об аэропорте.
Зеленым пометил наш путь. Рулежная дорожка M, далее N, пересекаем полосу 20, дорожка P и останавливаемся перед полосой 24.
Начинаем ползти к полосе согласно предоставленному маршруту руления
По пути можно настроить барометр самолета, установку скорости какую будем держать после взлета, задать вертикальную скорость подъема, выбрать режим LNAV автопилота, который будет выбирать нужный курс по точкам согласно плану полета. Сам автопилот включим только после взлета.
Ползем не быстро, 20-30 узлов на прямых, и помедленнее в поворотах, чтобы не стереть шины рулевой стойки.
Через несколько минут мы доберемся до полосы. Проводим брифинг перед взлетом, проверяем готовность всех систем, включаем взлетные огни, выпускаем закрылки на нужный угол, еще раз проверяем настройки автопилота и мы готовы взлетать. Останавливаемся перед взлетно посадочной полосой
ВПП 24. Нумерация идет по первым двум цифрам курса полосы. Когда будем разгоняться по полосе, самолет будет смотреть на курс 240
Запрашиваем разрешение на взлет
Получили разрешение, приступаем. Выезжаем на полосу, выравниваемся по оси ВПП
РУДы во взлетное положение, начинаем разбег, набираем скорость!
Слышим "V1" - скорость после которой любой ценой надо взлетать, иначе самолет выкатится за пределы полосы при попытке тормозить
"Rotate" - медленно тянем штурвал на себя - отрываем носовую стойку
И отрыв! Самолет в воздухе!
После взлета убираем шасси, по мере разгона убираем закрылки
И начинаем двигаться по маршруту нашего полета.
Диспетчеры будут перекидывать нас с одного на другого по мере прохождения различных зон контроля, и будут давать команды на набор определенной высоты.
Высота недалеко от земли указывается в точных футах над уровнем моря. Далее выше определенной высоты (высота перехода) барометр настраивается на стандартное давление 29.92 дюйма, и все высоты выше именуются как Эшелоны полета, Flight level и далее 3 цифры
Неспешно забираемся на эшелон полета, в нашем случае 36 000 футов (в авиации высота в футах, скорость в узлах, давление в дюймах или гектопаскалях, вес в фунтах, привыкайте)
Море осталось далеко позади, и мы уже летим на крейсерской высоте и скорости. Можно отстегнуть ремни пассажирам и начать обслуживание. Все уже проголодались.
Как и я :) заодно и лимит картинок к одному посту подходит к концу. Так что процедуры подхода и посадки изучим в следующей серии.
Не переключайтесь!
Да простят меня труъшные симмеры за легкие вольности в соблюдении взлетных процедур, здесь моя задача показать основные ключевые моменты для широкой аудитории.
Подтверждаю, самые настоящие. И кошка и пикабушник
Мой предыдущий пост Первый полет в VATSIM достаточно тепло здесь приняли, спасибо! Можно и продолжить :)
От нескольких пользователей были вопросы "а как оно выглядит вообще?". Справедливый вопрос. Историю на эмоциях тогда написал, а картинок не добавил. Короче, исправляюсь.
Начнем с рабочего места. У меня обычный стационарный PC, монитор-клава-мышка-звук. Из специфичного для авиасимулятора - джойстик.
В наборе джойстик покупался вместе с педалями, однако они настолько громоздкие в повседневной эксплуатации, что лежат забытые в дальнем углу кладовки. Их функционал на руки легко перестраивается.
Такого набора вполне хватает, чтобы реализовать основное управление практически любым самолетом, будь то Cessna 172, какой-нибудь истребитель, или же королева небес Boeing 747.
Существуют куда более подготовленные решения по органам управления. Стоят они существенно больше, но и реализма прибавляют неслабо (наверное). Возможно когда-нибудь обзаведусь такими
Основное действие разворачивается у нас перед глазами на мониторе. На самом деле, если взглянуть со стороны - авиасимулятор покажется скучным занятием. Активных действий или Экшена крайне не много, сидишь в приборы пыришь.
Примерно так выгляжу со стороны почти всегда за симулятором. Коська - вторым пилотом рядом тусит. Или отдыхает на теплом системнике
А еще она подлянки умеет делать! У меня кнопки выключения и перезагрузки компа сверху находятся, так нажимает регулярно! Чем значительно повышает температуру в районе кресла
Так, я отвлекся :)
На экране у нас обычно что-то подобное:
Вся фишка и интересность - по сути в циферках. Скорость горизонтальная, высота, скорость вертикальная, курс, ветер, карта, тяга двигателей, остаток топлива, положение закрылков и шасси, сообщения от диспетчера. Сидишь, рулишь, контролируешь чтобы было все в порядке.
Любители техники меня поймут. Зная и понимая как оно все работает - становится значительно интереснее. Даже в окно не надо смотреть!
А если взять легкомоторный самолет, да рвануть куда-то в горы - вот здесь добавляется живописное.
Симулятор позволяет повертеть камерой в разные стороны, посмотреть из внешнего вида, а не только с места пилота.
Иногда с погодой не везет, тогда летать только по приборам приходится
Можно отрабатывать посадки в сложных аэропортах
Можно полетать над собственным домом
А можно повторить "Историческую" посадку на Васильевском спуске как это сделал 28 мая 1987 года Матиас Руст. Повторять не рекомендуется
В общем, здесь каждый сам выбирает чем заняться. В MSFS 2024 добавляли полноценную карьеру, может доберусь попробовать, пока летаю в 2020 версии, где такого нет. В свое время налетался по красивым пейзажам, и пошел упарываться в реальные процедуры полета коммерческой авиации. В последний год активно осваивал Boeing 747, все его особенности управления, построения маршрутов, авиационную радиосвязь и прочие аспекты. Мне оказалось невероятно занимательно. Может и Вы найдете что-то по душе не выходя из дома.
Конечно, до реальной авиации здесь далеко. На всех обучающих материалах написано "Не применять при реальных полетах!" Но за невозможностью полноценно летать в настоящем мире (зрение и слабый вестибулярник) приходится довольствоваться виртуальными полетушками.
В следующей серии расскажу и покажу все ключевые моменты какого-нибудь полета на авиалайнере, например перелет Сочи - Москва. Покажу подготовку полета, настройку самолета, фразы диспетчеров на всех этапах полета, какие параметры выдерживаем в полете. Не переключайтесь :)
Ууууух
Это было очень очень мощно
Microsoft flight simulator 2020, год самостоятельной подготовки и изучения всей авиационной тематики.
Сегодня совершил первый полет в VATSIM (виртуальная сеть полетов по всей планете, реальные диспетчеры, а не ИИшные команды внутри игры. По ту сторону эфира - такой же человек как ты, рулит движением в виртуальном воздушном пространстве. Все как в реальности, только в сети). Никакой помощи с самолётом, все своими руками!
Рейс Тюмень-Москва Шереметьево.
С места в карьер - загрузился сразу в "событие" - выходной день, суббота, много бортов в аэропорту вылета. А я на здоровенном Boeing 747! (Более компактного Боинга в коллекции не имею)
Выверил маршрут, загрузил план полета. Загружаюсь на стоянке, оживляю потихоньку самолёт. Ввел все что нужно. Запрашиваю диспетчера - тишина. И в эфире тишина, подозрительно. Текстом проверяю - от меня голос в эфир не уходит. Штош, технические шоколадки, перезагружаю весь комп. Заново, загрузка на перроне, полное включение самолёта из холодного состояния, голос на сей раз в порядке. И слышу и принимаю. Ура.
Запрашиваю разрешение на полет. С первым ответом повторил не все ключевые точки, диспетчер даёт заслуженное замечание. Исправляемся. Дальше первые шаги - выталкивание и запуск двигателей. Лёгкая дрожь проходит по телу. Волнительно.
Запрашиваю разрешение на руление. Диспетчер даёт маршрут руления. Но от волнения и с непривычки принял маршрут не верно, пришлось диспетчеру повторить команду. Со второго раза записал и повторил в ответ как надо. Reedback correct, Ура!
Начинаю руление. Медленно, неспешно ползу к полосе. А на дворе ночь! В Тюмени 8 вечера в ноябре, чернота вокруг. А рулежные фары освещают всего метров на 50-100 вперёд. Благо рулежные дорожки отмечены огнями.
Добрался до полосы. Встаю в очередь на взлет. Третий. Жду.
Пока есть минутка оглядываюсь - с полосы выруливает только что севший самолёт, а я перегородил ему выезд на рулежную дорожку. Потихоньку подвинулся поближе в очереди, ура, пролезает.
Один борт пошел на взлет. Второй готовится. Я следующий.
Вот и моя очередь на полосу. Запрашиваю у диспетчера разрешение на взлет - тот просит пропустить борт на посадку. Не вопрос. Очень красиво, когда перед тобой в ночи садится самолёт. Диспетчер даёт указание - как пройдет - сразу за ним выруливать на полосу.
И вот они, огни первой "взрослой" ВПП. (Полеты в офлайне после такого кажутся детским лепетом)
Прошлый борт освободил полосу - диспетчер даёт разрешение на взлет. А параллельно слышу - сзади новый борт уже заходит на посадку. Медлить нельзя. Газ в пол (руды в TA) - разбег, V1, Rotate, штурвал на себя, отрыв...
И красота! Вокруг ночь, облачности нет, первый взлет произвел! Но расслабляться некогда!
Диспетчер аэропорта переключает связь на диспетчера подхода, набираем высоту, курс - на Москву!
Неспешно забрались на эшелоне 360 (36000 футов, почти 11 километров).
И тут вижу текстовое сообщение - диспетчер Сибири ещё 8 минут назад запрашивал выйти на связь! Так и не понял чей косяк, то ли я не услышал команду на переход, то ли подход не давал команду. В общем, я уже на связи с Уралом. Иду на эшелоне.
Наверху оказывается довольно скучно. Всю зону диспетчера Урала - ни одной команды. Высота стабильна, маршрут без измерений. Так и вышел из него в неконтролируемую зону. Вижу дальше - тишина, диспетчеров в Москве не оказалось. Думаю - ну вот и пора расслабиться и садиться самостоятельно.
Не тут-то было! Через 20 минут вижу в сети появляется диспетчер Москва-контроль! А это значит посадка будет потной. Шереметьево - весьма загруженный аэропорт, как в реале, так и в онлайне. А ещё сейчас получается один диспетчер на всю Московскую область - на все крупные и не очень аэродромы.
Устанавливаю связь, идём ещё на эшелоне.
В эфире - активные указания. Но пока не мне. Диспетчеру надо все борта вокруг Москвы сажать и поднимать в воздух!
И тут выясняется - наушники разрядились! Затычки беспроводные, это мой единственный способ сделать микрофон компу. Предупреждаю диспетчера, что временно без связи, бегу ставить на зарядку!
А там уже снижаться скоро! По плану через 15 минут идти на снижение, и там связь ой как нужна будет!
Решаюсь - заряжаю 15 минут оба наушника, далее забираю один из них, сижу в одном ухе, второй будет более заряженный если первый сядет до конца.
Возвращаюсь в эфир. Запрашиваю снижение. Получаю указания, ловлю грамотную скорость снижения.
Тут диспетчер спрашивает - если что, на спрямление готовы? (Штатная схема захода даёт весьма существенную петлю. А я первый раз летаю, и менять план полета в полете непростая задача!) Отвечаю - точки менять умею, но сразу задать на них высоты - ещё не научился. А в ответ слышу - поспешил, тут по обстановке в воздухе пока без спрямлений. Фух, немного отпускаю булки.
Продолжаем снижаться. Ближе к захожу диспетчер решает таки скорректировать мне курс, меняет одну из точек. Ввожу в комп, вижу где начинаются корявости захода - удаляю лишние точки - ура, снова красиво!
На пол пути к новой точке диспетчер даёт ещё одно спрямление. Не беда, натыкал новый путь в MCU - готово, петля в итоге сильно меньше стала. Но обращаю внимание - спрямление мы сделали, теперь до полосы лететь короче, а вот снижаться быстрее я не начинал! И если так пойдет я просто перелечу аэропорт! Принимаю меры. Тормоза выпущены, горизонтальная скорость снижена, вроде успеваем. Диспетчер ещё уточняет - успеваю ли загаситься? Отвечаю - все под контролем.
Выхожу на курс посадки. 24L, Ловлю векторы курсо-глиссадной системы. Вижу полосу! Погода в Москве принимает на ура. Запрашиваю разрешение на заход. Диспетчер одобряет, но уточняет что ещё есть борт на вылет. Это значит надо быть на готове уходить на второй круг в любую секунду!
Полоса все ближе. Вижу вдали - движутся огни по соседней полосе - значит тот борт таки пошел на взлет, ура, значит нам дадут посадку. И точно, диспетчер разрешает приземление.
Заход стабилизирован, скорость 160, закрылки выпущены, шасси вниз, посадочные огни включены!
500.....
400....
300...
200.. высота принятия решения! Проверяю, все стабильно, даю сам себе разрешение на посадку.
Fifty
Fourty
Thurty
Twenty
Ten
И касание!
Реверс на всю! Тормоза пока не трогаю - полоса длинная, можно реверсом вплоть до ухода с полосы тормозить.
Ухожу на плавный поворот налево
Сообщаю диспетчеру, что полоса свободна!
А сам сижу "на очке" - я в Тюмени-то налажал с рулежкой, а в Шереметьево вообще ад для новичка!
Но на мое счастье диспетчер весьма занят и даёт команду - стоянка по выбору экипажа!
Ура) рулю к терминалу D как к ближайшему. Нахожу свободное место.
Глушу двигатели.
Всё! Я сделал это! Тишина... А руки-ноги до сих пор трясутся от волнения!
Сообщаю диспетчеру. "Москва Контроль, Аэрофлот 308 полет закончил. Мой первый полет в сети. Спасибо за сопровождение!"
В ответ удивлённое "Аэрофлот 308, это ваш первый полет?"
Подтверждаю "Да, первый полет в сети"
Сенсей одобрил "Это было Очень хорошо для первого полета! Желаю удачи!" (Там было ещё пару одобрительных слов, но дословно не запомнил уже от волнения)
Теперь можно и на заслуженный отдых.
В очередной раз восторгаюсь работой пилотов. Очень сложное и ответственное действо. Ладно тут в симуляторе - налажал - диспетчер поругает и пойдешь дальше. А в реале - ты ответственен за жизни десятков человек, что с тобой летят в одной металлическо-композитной капсуле с крыльями!
Снимаю шляпу. И как жаль, что пилоты не слышат аплодисменты, которые раздаются в салоне после посадки. Надеюсь экипаж передает им после смены, что пассажиры были довольны!
Хочу сказать спасибо Сергею Богданову - диспетчеру VATSIM Москва Контроль вечером 22.11.2025 - сопровождал меня на самом сложном участке пути. И как приятно было услышать слова поддержки после полета! От души спасибо!
Спасибо всем дичпетчерам Тюмени и Урала за сопровождение!
Спасибо всем создателям информационного контента по авиа-тематике, в первую очередь блогеру Alamar-у, который влюбил меня в самолёты и в симулятор. Игорю Малухину за создание наикрутейших общедоступных книг по системам самолёта! Благодаря нему смог разобраться в этих бесчисленных кнопочках Boeing 747. Не так уж и сложно, когда знаешь что куда и как)
Спасибо создателям Microsoft flight simulator, и пусть вы сейчас отвернулись от России, но все равно спасибо, что хоть не перерезали доступ тем, кто уже купил игру и владеет ей.
Ну и тебе, дорогой читатель, спасибо что дочитал до конца, и немного разделил со мной эйфорию первого "взрослого" полета. Пусть это и в онлайне, за компуктером, но эмоций просто через край!
Всем добра!
Добрый вечер, Инженеры. Отдельно приветствую моих первых подписчиков :)
Кракен из KSP настиг меня даже на пикабу! Пишу этот пост уже третий раз, надеюсь сейчас получится....
Первую записку про покорение космоса вокруг Земли в KSP приняли достаточно тепло, значит, продолжаем. Если кто не видел, милости прошу.
pikabu.ru/story/real_solar_system_v_kerbal_space_program_dlya_diletantov_1_5074339
Осторожно, многабукаф_и_картинок. Я вас предупредил. (◉◡◉)
В комментариях к прошлому посту отмечали неуместное использование стоковых компонентов. Да, я осознаю, что ванильные движки и баки были заточены под Кербинские масштабы, и ракеты на реальной Земле с ними получаются куда тяжелее. Но освоение реализма стоит начинать потихоньку. Через некоторое время мы доберемся до реальных движков, конфигов и прочих страшных штук. Спешить не стоит.
В сегодняшней записке начнем конструировать нашу первую ракету, обсудим основные моменты.
Постройку любой ракеты в KSP стоит начинать с корабля, который будет бесцельно бороздить просторы вселенной выполнять вполне определенную задачу. Задача корабля на сегодня - отработка технологии ракетостроения в условиях измененного масштаба мира. Поэтому главная его задача - производить управление, иметь определенную (и, желательно, легко изменяемую) массу и состоять из небольшого числа деталей. Я пришел к следующей конструкции:
Назначения управляющего модуля, солнечных панелей, батарейки и SAS, думаю, очевидны. Конусный бак сверху больше для эстетики, на нем так же размещаю антенны:
А) всенаправленная, Communotron-16s, стоковая деталь, имеет самый большой радиус действия из "неломающихся" всенаправленных, 1500km. Используется во время полета в атмосфере.
Б) всенаправленная, Communotron-32, из Remote Tech, имеет самый большой радиус действия из раскладных всенаправленных, 5000км. Для связи на низкой орбите между аппаратами и с наземными станциями.
В) направленная, Communotron DTS-M1, стоковая деталь. Радиус действия 50 000км, достанет до геостационарного спутника, уго раскрытия сигнала 45 градусов.
Сверху на баке сидит теплощит. Периодически я топлю спутники в океане, люблю наблюдать за спуском в атмосфере. В KSPшной реальности этот щит помогает спутнику не сгореть при аэроторможении. (⊙_⊙)
В самом низу находится процедурный бак для Ore. Это очень плотная субстанция в игре, такой бак удобно использовать в качестве груза.
Используя эту конструкцию, можно получить от 2 тонн веса. В нашем случае я возьму с собой целых 8 тонн, так как ракета будет применяться для вывода спутников на геостационар, а это влечет за собой дополнительные затраты топлива.
Если есть желание строить ракеты экстра-легкого класса, то следует взять детали на диаметр 1.25. Так же можно не париться со связью, взяв управляемый модуль. Но лично мне жалко кербонавтов, я ж не живодер.
Так, с кораблем вроде разобрались, ставим декуплер, кутаем в обтекатель и переходим к ступеням ракеты.
Здесь стоит обсудить показания DeltaV Status от MechJeb'a.
Здесь вывел все, что умеет он показывать. Забегая вперед, это показания для построенной в этом посте ракеты. Обсудим самое основное.
Нумерация ступеней идет в направлении от корабля к стартовым двигателям, будем придерживаться этой терминологии.
Важнейший параметр для носителя - TWR (Thrust-to-weight ratio, тяговооруженность), отношение тяги двигателей ступени к весу, который эти самые двигатели толкают. Значение приводится для тяги двигателя в вакууме.
SLT - тот же TWR, только уже в атмосфере.
Для 4-ступенчатой ракеты мною были найдены оптимальные значения тяговооруженности каждых ступеней:
1 - TWR 1.0
2 - TWR 1.2
3 - TWR не ниже 1.4
4 - SLT 1.5
При построении ракеты стоит придерживаться этих значений и будет нам счастье.
Если у вас есть личные предпочтения по тяговооруженностям - используйте на здоровье :)
deltaV - характеристическая скорость, изменение скорости толкаемой части ракеты при полной выработке топлива. Здесь нужно придерживаться суммарного значния deltaV всех ступеней в вакууме около 9500. Этой цифры мне было достаточно для вывода большинства ракет с помощью MechJeb. Тонкости вывода на орбиту обсудим в следующих записках.
Крайне важным моментом в построении ракеты является выбор двигателей. Именно поэтому мне было крайне сложно приходить в реализм на полноценных сборках. Двигателей много, их вариантов еще больше, головокружительное многообразие. В нашем случае используются привычные стоковые двигатели не по назначению.
Для ступени 1 стоит выбирать максимально эффективный двигатель. Poodle, настало твое время!
350 ISP в вакууме - максимальное значение для стоковых движков. Для работы двигателя требуется топливо, которое будет храниться в процедурном топливном баке. Это позволит оперативно менять кол-во топлива ступени в пару кликов.
Добавляем бак, щелкаем на него правой кнопкой мыши, видим параметры настройки:
Поигравшись с размерами, устанавливаем такой объем бака, чтобы TWR текущей ступени был 1.0, как сказано выше.
Собственно, результат:
Переходим к ступени 2. Здесь нужен двигатель в несколько раз мощнее, при этом все еще макисмально эффективный. Rhino идеальный кандиат:
Тяга как у 8 пуделей, эффективность не сильно ниже. Повторяем алгоритм подбора размера бака, добиваясь TWR 1.2, с той лишь разницей, что диаметр нового двигателя больше. Ставим процедурный консусный бак сверху и радуемся:
Сразу скажу, что можно сделать ракету одного диаметра по всей длине, но такой подход не всегда дает красивый результат, плюс есть некоторое неудобство при использовании двигателей другого диаметра:
Здесь двигатель на 2.5м стоит на баке 3.75м. Если будем использовать стандартный кожух двигателя, получим инвалидного уродца. Приходится сооружать к нему такой костыль в виде промежуточного обтекателя, замкнутого на бак верхней ступени. Ну, хоть что-то.
В конце поста я приведу пример "ровной" ракеты с теми же характеристиками, какие мы получим при "пузатой".
Пора приступать к постройке 3 ступени. И здесь выбор двигателя не так прост, как кажется.
На первый взгляд все легко, берем двигатель мощнее и вперед... Самый мощный двигатель в игре - Mammoth:
Но при его использовании и соблюдении ограничения на TWR, получаем слишком маленький бак на 3 ступени.
Дополнительное неудобство - на этот двигатель нельзя навесить 4 ступень снизу, а иногда очень надо. Что делать?
(╮°-°)╮┳━━┳ (╯°益°)╯彡┻━┻
Удалить KSP, выкинуть комп в окно и повеситься на кабеле от интернета
Ищем альтернативу.
Ищем...
И..... находим одну интересность в виде двигателя Vektor.
По сути, это четвертинка Мамонта. Только диаметром 1.25м. И еще с парой плюшек в комплекте.
Плюшка раз: это единственный маршевый двигатель, который можно прикрепить на любую поверхность топливного бака, а не только на точку привязки
Отлично, пошли запускать
То есть, используя симметрию, можно поставить несколько двигателей на свободную нижнюю поверхность бака вокруг одного центрального. И тут скрывается еще одна фишка:
Двигатели можно устанавливать с наложением! И никаких проблем не будет. Ни перегрева, ни спонтанных взрывов, ни расколбаса...
Что же получается, можно усеять этими двигателями всю поверхность бака и получить ракету с бесконечной тягой? Ну, в теории да. Но я стараюсь делать более-менее реальную картину.
Итак, нам нужно много тяги. Эмпирическим методом научного тыка мною было установлено, что для этой ракеты хорошо бы иметь 9 двигателей. Собственно, 1 в центре и 8 по периметру. Да, немного накладываются при таком диаметре баков, но жить можно:
Использовать 7 штук маловато. 9 в самый раз.
Повторяем шаманство с размером бака 3 ступени. При этом на всякий случай ориентируемся на SLT 1.5, вдруг нам хватит уже ступеней:
9081, мы на финишной прямой!
Можно добавить снизу еще одну ступень, но тогда мы получим концепцию советской H1, судьбу которой мы все прекрасно помним. Вместо этого вспомним про такую прекрасную вещь, как твердотопливные ускорители!
Поставив 12 штук (2 партии по 6 красиво встают), настроив запуск ТТУ одновременно с 9 Векторами, видим заветные 9575 дельты! Ура, товарищи!
Но, мы же инжерены, надо довести все до идеала! При установке ТТУшек у нас поехали значения TWR на 3 и 4 ступенях. Увеличиваем бак 3 ступени до правильных 1.5 SLT на старте:
10152 дельты! Что может быть лучше? Лучше - вывести на орбиту больше груза!
Проведем шаманство с баками нашего корабля и ракеты в следующей последовательности:
Увеличиваем вес корабля до снижения дельты в 9600 -> уменьшаем бак на ступени 1 для соблюдения TWR 1.0. Вуаля, наша красотка готова!
С выбранным нами набором двигателей и заданными значениями TWR ступеней, наша малышка может вывести почти 11 тонн! Для первой ракеты более чем достаточно.
Да уж, крупновато получилось описание. Но реальность ракетостроения в хардкорном реализме включает в себя в разы больше тонкостей! Что уж говорить о настоящих ракетах. А вы все о падающих Протонах говорите...
Прилагаю обещанную стройную близняшку:
Технически, ракеты идентичны, но эта, на мой взгляд, слишком длинной выходит. Тут уж каждый сам решайте, какую стратегию брать.
На этом закончу сегодняшнее повествование.. Время уже за 3 часа ночи, а сел писать я в 8 вечера.. Отметил закрытие сессии называется. Спасибо, Кракен!
Спасибо всем, кто дочитал. В следующей записке мы будем запускать нашу красотку.
Если расскажете, как прикреплять сторонние файлы к посту, то поделюсь крафтами. Список модов будет в комментариях.
Приветствую, господа-инженеры.
Для тех, кто не в курсе, что такое Kerbal Space Program - предлагаю ознакомиться хотя бы с Википедией (ru.wikipedia.org/wiki/Kerbal_Space_Program). Так же в сети полно видосов и туториалов на тему игры, Google/Яндекс рулит.
Эта записка будет для людей, играющих в KSP уже какое-то время, освоивших большинство операций в игре и желающих привнести в игру несколько новшевств.
Jeb давно мечтает летать не вокруг ванильного Кербо-образования, а покорять высоты орбит настоящей Земли вместе с ее впечатляющими размерами и скоростями. Есть всем давно известная сборка Realism Overhaul, есть даже ручные хардкорнейшие сборки от нашего с вами соотечественника Андрея Васильева (vk.com/ksp_rss). Но лично мне не особо хочется возиться с многообразием двигателей и их комбинациями в таких сборках. Я пытался освоить их раза 4, но меня вгоняло в печаль несколько неудобных моментов.
-4. Двигателей МНОГО, у всех разная тяга, эффективность и размеры. Ориентироваться сложно, нужно убить дофигиард минут на изучение тяговых механизмов.
-3. Существует ограничение на зажигание двигателей. Ибо реализменный хардкор, все как в настоящем ракетостроении.
-2. Баги. Куда ж без них в KSP. Даже в стоковой ванильности последних версий можно схватить кракена, что говорить о сборках с 20к+ модификаций (по словам Module Manager при загрузке сборок Андрея)
-1. Мало сделать рабочую ракету, хотелось бы ее и любоваться ей. Соответственно надо строить не просто эффективно, а еще и красиво. У меня это были взаимоисключающие понятия.
Соглашусь, мне просто не хватало опыта разбираться в over100500 тонкостях реализменных построек. Можно посидеть несколько недель в инженерных изысканиях, но терпение не бесконечно. А поиграть на реальной Земле хочется, ибо на Кербине ракеты строю уже с закрытыми глазами.
Здесь еще можно сказать, что стоит исследовать всю систему Кербола (местное Солнце). В свое оправдание скажу, что в этой игре каждый сам себе выбирает задачу. Лично мне нравится ракетостроение, запуск на орбиту, маневры в пределах планеты.
Итак, Задача: Сделать играбельным Real Solar System используя стоковые движки и максимум стоковых компонентов.
Поделюсь собственным решением, которое еще находится в процессе формирования:
0. Покупаем KSP, если вдруг у вас его еще нет, устанавливаем. Обзаводимся менеджером модов CKAN (github.com/KSP-CKAN/CKAN/releases).
1. Через CKAN ставим в первую очередь Real Solar System, выбираем текстуры для него. Обладателям мощных компов с оперативкой over 16гигов можно без опаски ставить самые качественные текстуры 8192х4096. Я на свой ноут поставил пока что самые маленькие 2048х1024, ибо сначала хочется плавности работы.
2. Ставим дополнительные модификации, к которым привыкли на стоке. Мой набор полностью приведу в комментах. Главные: MechJeb 2, Remote Tech, SCANsat, BetterBurnTime. А для RSS - добавляются Procedural Parts и KSC Switcher. C помощью первого можем использовать баки, ускорители и разделители нужных нам размеров. Двигателей в этом наборе нет, что нам (мне) на руку. Второй мод позволит осуществлять запуск на орбиту с различных космодромов (Байконур, Плесецк, Мыс Канаверал, Куру, Восточный и еще с десяток точек запуска). Удобно при использовании орбит разного наклонения.
3. Запускаемся, создаем игру. Я предпочитаю песочницу для полета фантазии. Когда надоест - перейду на карьеру.
4. Полюбуемся планетой и солнечной системой и немного подумаем о предстоящих приключениях.
4.1 Вспомним, что для выхода на орбиту нам надо теперь практически вдвое больше deltaV, чем в стоке. При строительстве ракет я ориентируюсь на цифру 9500 суммарно в вакууме. Этого значения хватает для выхода на круговую орбиту 400х400км с любого космодрома. Чем ближе к экватору космодром, тем больше остается запас дельты на косячные маневры при выходе на орбиту. Карту дельты для RSS можно найти в инете, добавлю в комментарии.
4.2 В нашем списке модов присутствует Remote Tech, а это значит, что нам просто необходима система спутниковой связи для беспрепятственных маневров на любых орбитах. С нее и начнем наши приключения, запустим несколько спутников на низкую орбиту, штуки 3 на геостационар. Остальное - по желанию. На земле присутствуют несколько десяток точек связи, но они не охватывают весь диапазон орбит, ибо бывают места, откуда не видно ни одну вышку. Яркий пример - Тихий океан.
5. Приступим к построению ракет. Пожалуй, сделаю это в следующей записке. Оставим текущее словоблудие как вступление к большой серии статей про RSS KSP для дилетантов ракетостроения. Обсудим всю механику и особенности маневров около земли. Надеюсь, получится что-то интересное. Список используемых модификаций я оставлю в комментариях, если будут изменения - обязательно упомяну.
Во второй части записок обсудим имеющиеся детали для постройки ракет, покажу используемые мной приемы компоновки, возможно вставлю описание запусков, если получится не сильно объемно. Текст буду подкреплять скриншотами, так что не пугайтесь, картинки будут.
Свои пожелания к материалу записок оставляйте в комментариях, постараюсь угодить всем.
Актуально для станции Владыкино с ее переходом на МЦК
Мы построили вестибюль вокруг вестибюля, чтобы ты мог выйти из метро пока выходишь из метро.