Технио́н — Израильский технологический институт (— университет в городе Хайфе в Израиле. Один из старейших и знаменитейших вузов Израиля. В мировом рейтинге Технион входит в первую сотню университетов и инженерных школ. Технион отметил 25‑летие изобретения переносного накопителя — «диск‑он‑ки» (в народе флешка) — на специальном мероприятии с выпускником вуза Довом Мораном, создателем этой технологии. Патент на устройство был зарегистрирован 14 ноября 2000 года, а уже 15 декабря начались продажи. Первые модели имели объём памяти от 8 до 32 мегабайт. Сегодня максимальный объём накопителя того же размера достигает 4 терабайт — в миллион раз больше
Дов Моран, выпускник факультета электротехники и вычислительной техники им. Витерби, — один из самых влиятельных израильских предпринимателей в сфере высоких технологий. В 2015 году он получил премию Рейнольда Джонсона от IEEE за достижения в области систем хранения данных, а в 2012 году — премию Эдварда Райна, которую пожертвовал Техниону.
Дов Моран создатель переносного накопителя — «диск‑он‑ки» (в народе флешка)
В 1989 году Моран основал компанию M‑Systems, чтобы развивать системы хранения на основе флеш‑памяти. В 2000 году компания представила первый USB‑накопитель, который быстро вытеснил CD‑диски. В 2006 году M‑Systems была приобретена SanDisk за 1,6 млрд долларов.
В беседе с профессором Шахаром Кутински Моран рассказал о своих студенческих годах, первых шагах в бизнесе и о предпринимательстве как образе жизни. Многие студенты, присутствовавшие на встрече, ещё не родились, когда «диск‑он‑ки» вышел на рынок.
Он вспомнил, как в конце 1980‑х создавал M‑Systems: днём занимался аутсорсингом и подрядными работами, а ночью — собственными разработками. По его словам, идея USB‑накопителя родилась в США, когда он не смог перенести презентацию на чужой компьютер и решил, что всегда будет носить резервную копию «в кармане».
Дов Моран в молодости и сегодня
Моран подчеркнул, что ошибки и неудачи — часть процесса обучения: «Каждый провал — это урок».
Отвечая на вопрос о развитии искусственного интеллекта, он назвал происходящее «сумасшедшей революцией» и сравнил её с циклами технологических прорывов — от персонального компьютера и интернета до облачных технологий. Особенно его интересует связь между AI и медицинскими технологиями, где отставание тормозит прогресс.
В послании студентам Моран отметил: «Успех пришёл потому, что мы были экспертами во флеш‑памяти. Учитесь глубоко, не распыляйтесь. Возможно, сначала стоит поработать в крупной компании, чтобы понять, как всё устроено. Предпринимательство требует тяжёлой работы, риска и жертв в личной жизни».
Благодаря раунду финансирования в размере 80 миллионов долларов и растущему годовому доходу израильский стартап Irregular стал ведущей лабораторией безопасности ИИ.
Irregular (ранее Pattern Labs) — первая передовая лаборатория безопасности, которая разрабатывает средства защиты, выявляющие уязвимости и защищающие передовой ИИ перед его выпуском.
Основатели Дэн Лахав и Омер Нево рассказывают, как им удалось привлечь таких клиентов, как ChatGPT, Gemini и Claude, и как их работа позволяет выявлять уязвимости раньше хакеров, включая новое направление, ориентированное на понимание поведения ИИ для предотвращения рисков для человечества.
Омер Нево и Дэн Лахав, «Irregular»( Фото: Юваль Чен )
Обращаетесь ли вы в «чат» по поводу разбитого сердца или кризиса на работе? Проблема зависимости от личных и психологических консультаций через ChatGPT обостряется. Люди, в основном молодые люди до 30 лет, склонны полагаться на чат для решения своих жизненных проблем. Иногда это заканчивается непрофессиональными, опасными советами и даже поддержкой суицидальных мыслей.
Это явление определённо беспокоит OpenAI, компанию, которая разрабатывает и обслуживает ChatGPT. Несколько недель назад Сэм Альтман, генеральный директор компании, провёл встречу на эту тему с небольшой группой руководителей стартапов, которые с ним сотрудничают.
Одним из них был Дэн Лахав, генеральный директор израильской компании Irregular. «Выяснилось, — говорит он, — что люди старше 30 лет воспринимают чат как замену Google, а подростки в основном видят в нём операционную систему на всю жизнь».
Именно в этом аспекте технология, разрабатываемая небольшой компанией Irregular из Тель-Авива, может помочь гиганту искусственного интеллекта из Сан-Франциско: выявить закономерности в вопросах пользователей и попытаться понять, почему ИИ отвечает безответственно, вызывая у молодёжи стресс или даже опасное поведение.
Некоторые скажут, что ИИ занимается социальной инженерией пользователей не меньше, чем китайские хакеры. А может быть, это действительно китайские хакеры, которым удалось преодолеть защиту ChatGPT и оказать на него глубокое влияние, охватившее целое поколение молодых американцев?
Irregular специализируется на анализе работы различных систем искусственного интеллекта с целью выявления слабых мест и уязвимостей, которые злоумышленники могут использовать для манипулирования поведением.
«Здесь что-то происходит; очевидно, что следующее поколение пользователей столкнётся с атаками новых типов, по той простой причине, что изменились способы использования. А как только изменится способ использования, изменится и вся стоящая за ним инженерия, и в результате мы увидим огромное количество новых атак, и нам потребуется создать новые средства защиты», — говорит Лахав.
Лахав вместе со своим соучредителем Омером Нево делают то, о чем другие израильские компании могли бы только мечтать: тесно сотрудничают плечом к плечу с крупнейшими в мире компаниями в области искусственного интеллекта; досконально изучают их код ИИ; и проверяют предварительные версии ИИ на операционном столе.
Цель состоит в том, чтобы заранее выявить опасности, которые позволят хакерам и киберпреступникам использовать GPT, Gemini или Claude для взлома систем жертв. Но по пути эти двое сталкиваются с целым рядом, порой странных, вариантов поведения чатов и предупреждают о других опасностях, которые они обнаруживают. Они оба убеждены, что если появится искусственный интеллект общего назначения (ИИОН), он предупредит об опасностях заранее, ещё до того, как он захватит мир.
«Мы — канарейка в угольной шахте, которая предупредит, если воздух наполнится токсичными газами», — говорят они.
Не слишком ли смело стучать в дверь Сэма Альтмана, Дарио Амодеи (из Anthropic), Демиса Хассабиса (из Google DeepMind), а может быть, и Илона Маска или Марка Цукерберга?
Лахав: «Прежде всего, мы смелые. Надо сказать, что у израильского образования есть преимущество… у нас есть смелость заявить, что есть вещи, которые мы умеем делать и которые, по нашему мнению, могут помочь».
«Понятно, что сегодня они интересуют менее 20 организаций по всему миру. Но эти 20 станут 200, а затем и 20 000. И в то же время мы видим, что проблемы, которые сегодня интересуют только 20 компаний в мире, через год-два будут интересовать 20 000 компаний».
Беседы с Сэмом Альтманом
Эта смелость подкреплена опытом. Лахав и Нево много лет занимались разработкой искусственного интеллекта, задолго до того, как ChatGPT ворвался в нашу жизнь. Они были знакомы с командами разработчиков крупных американских компаний и сотрудничали с ними десять лет назад. И это знакомство также означало, что они смогли задолго до этого предвидеть тот огромный феномен, который постепенно пробуждался.
«Появление ChatGPT не стало для нас сюрпризом, — говорит Лахав, — потому что, будучи внутри индустрии и общаясь с нужными людьми, вы понимали, что они пытаются сделать. Здесь нужно сохранять определённую скромность, не так ли? Дело не в том, что мы знали, как рассказать во всех подробностях, что должно произойти, но и не в том, что мы не были к этому готовы. В конце концов, мы действительно стали «своими» в индустрии, в глубоком и искреннем смысле».
Сэм Альтман( Фото: Ким Кён Хун/Reuters )
Нево, бывший инженер по исследованиям и разработкам в Google, и Лахав, бывший инженер по исследованиям и разработкам в IBM, познакомились с американскими командами благодаря серии совместных исследовательских проектов и совместной работе по различным вопросам в области искусственного интеллекта.
С созданием Irregular эти исследования были сосредоточены на работе искусственного интеллекта и факторах, которые представляют для него угрозу. Работа в компании в основном носит исследовательский характер и является источником дохода. Но цели исследований продолжали набирать обороты: сотрудничество с командами разработчиков крупных компаний привлекло внимание менеджеров по безопасности этих компаний, которые проявили к нему большой интерес. А затем оно достигло уровня руководства компаний и официальных лиц в правительствах США, Великобритании и Европейского союза.
«Это произошло в течение нескольких недель», — говорит Лахав. «Началось с работы с этими людьми над написанием служебных записок, затем проект был включён в рабочие планы компаний и правительств по всему миру, а затем начались телефонные звонки и мозговые штурмы с такими людьми, как Сэм Альтман, который посвятил этому немало времени».
«Руководители служб безопасности искренне обеспокоены. Они говорят: мы делаем работу, которую приходится делать впервые в истории: обеспечиваем безопасность движущегося объекта, который развивается с головокружительной скоростью, и нам нужно понять, как мы это делаем».
И как так получилось, что именно вы, небольшая компания из Тель-Авива, приходите на помощь гигантским американским корпорациям?
Нево: «Когда разговариваешь с менеджерами по безопасности, на каждую проблему у них есть 20 компаний, которые утверждают, что её решают. Мы никогда не играли в эту игру. Мы избегали областей, где другие уже заявляли о наличии решения. С самого начала мы шли к проблемам, о которых нам говорили: «Вот проблема, к которой мы не понимаем, как подойти».
Как сформулировать вопрос, откуда должно прийти решение?»
Лахав: «Некоторые проблемы, безусловно, необходимо решать внутри компаний, но для других требуются экспертные знания, которых у них нет. Поэтому мы сидим с ними и вместе ломаем голову над тем, как действовать, какой должна быть оборонная доктрина, как развить способность заглядывать внутрь ИИ, как выявлять новые пути вторжения».
Одним из значительных вкладов Irregular стало решение крайне болезненного явления: в январе этого года китайская компания DeepSeek представила свою модель ИИ V1. Она была сильна и точна, но на равных конкурировала с GPT, при этом затраты на разработку составляли всего несколько миллионов долларов, что составляет лишь малую долю от того, во что обошлась разработка модели OpenAI.
Китайцам удалось добиться этого, используя метод дистилляции, при котором новый ИИ обучается на результатах обучения предыдущего ИИ, в данном случае самого OpenAI. Китайцы, если можно так выразиться, украли данные у американцев.
( Фото: Юваль Чен )
Первыми, кто обнаружил ожидаемую проблему, были сотрудники Irregular. «Мы обсуждали опасения по поводу атаки методом дистилляции с самого дня основания компании», — говорит Нево. «Злоумышленники задают модели множество законных вопросов, привлекают тысячи пользователей, которые задают вопросы, и фактически копируют модель ИИ.
До инцидента с DeepSeek они смеялись над нами, утверждали, что на практике это невозможно. Но когда это доказано на практике, люди понимают, насколько это страшно, и поэтому сегодня они пытаются разобраться с этим, спрашивая, как такое можно заблокировать. Исследователи из лабораторий ИИ говорят: «Я этого не знал», и поднимают тему обсуждения — это двигает нас вперёд».
«Соседи узнают меня в лифте»
Компания Irregular была основана в ноябре 2023 года Даном Лахавом (генеральным директором) и Омером Нево (техническим директором). Недавно они переехали в новый офис в здании Azrieli Town в Тель-Авиве. Офисы просторные, но быстро заполняются. Их появление в сентябре прошлого года вызвало волну запросов как от сотрудников, так и от компаний, работающих в этой сфере.
«Последние два месяца поток запросов просто бешеный», — говорит Лахав. «Компании хотят общаться, сотни, если не тысячи кандидатов подали заявки; нам пришлось перестроить процесс подбора персонала, чтобы он мог справиться с нагрузкой, в пятьдесят раз превышающей наши нормы.
Мы планировали нанять сотрудников, но были удивлены ростом объёмов». А Нево добавляет: «Эффект от этого освещения просто потрясающий. Соседи узнают меня в лифте, все родственники вдруг звонят моим родителям, а благодаря Ynet мы стали местными знаменитостями».
Генеральный директор Nvidia Дженсен Хуанг( Фото: Джим Уотсон/AFP )
Этот энтузиазм характерен и для клиентов. Спустя два года после своего основания Irregular стала прибыльной компанией, что необычно для стартапов. Её выручка достигает миллионов долларов в год, большая часть которой поступает от гигантов искусственного интеллекта, таких как Google, Anthropic и OpenAI, которые финансируют исследования внушительными суммами, а также от правительств, таких как Великобритания и Европейский союз.
Инвесторы борются за право инвестировать в неё. В сентябре прошлого года компания объявила о двух раундах финансирования, которые были проведены один за другим, практически последовательно: посевном раунде и раунде серии A на общую сумму 80 миллионов долларов, одном из крупнейших в истории Израиля на этом этапе.
Почему вы не пошли по обычному пути и не сообщили о стартовом финансировании, а затем о финансировании уровня А?
Лахав: «Это произошло так быстро, что по-другому было просто невозможно. Между ними было всего несколько недель».
Финансирование Irregular осуществлялось американскими гигантами Sequoia Capital и Redpoint Ventures, а также венчурным фондом Swish Ventures Омри Касспи. Среди других известных инвесторов компании – Ассаф Раппапорт, генеральный директор Wiz, проданной Google, и Офир Эрлих, генеральный директор единорога Eon.
Метод Sequoia знаком по предыдущим инвестициям: они привлекают внушительную группу фондов, вкладывают большие деньги в компанию, способную генерировать большой ажиотаж, что эффективно используется для привлечения новых клиентов и дополнительных инвесторов.
Тем временем стоимость компании растёт, пока не достигает стадии продажи в миллиарды долларов. Мы видели это с Wiz. Нет никаких причин полагать, что то же самое не произойдёт и с Irregular.
Вам потребовались длинные объяснения, чтобы убедить инвесторов, или это была презентация в лифте?
Лахав: «Презентация была очень простой: „Нам нужны очень мощные исследовательские возможности для выявления новых атак, потому что на их основе мы построим новую защиту“. И несколько примеров того, как это происходит. В итоге всё было очень легко объяснить меньше чем за минуту. Но должен сказать, что мы никогда не были в подобной ситуации. Мы до сих пор не знаем, как некоторые инвесторы смогли с нами связаться».
«Следующий Пало-Альто»
Бизнес-модель Irregular действительно не совсем обычна. Компании, в основном работающие в киберпространстве, начинают с нескольких типичных клиентов, а затем расширяются до сотен и тысяч клиентов со схожими потребностями. Потенциальный рынок Irregular, по всей видимости, ограничен: около десяти компаний, занимающихся разработкой ИИ, а может быть, и меньше. Даже если масштабы сотрудничества с ними значительно возрастут, это всё равно не будет стремительным ростом.
Основатели Irregular смотрят на это несколько иначе.
Лахав: «Название Irregular было выбрано, потому что мы живём в нестандартное время, которое требует нестандартных компаний. Есть компании, которые растут за счёт своего продукта; есть компании, которые растут за счёт своих продаж; мы же видим себя теми, кто будет расти за счёт своих исследований, подобно компаниям, занимающимся разработкой искусственного интеллекта, в начале своего пути.
Здесь создаётся огромная ценность, в том числе благодаря высокому риску, и мы предельно прозрачны с нашими инвесторами в этом вопросе. Мы создаём конкурентоспособную исследовательскую организацию, которая оценивает сильнейшие компании мира, включая продажи и продукты».
«ИИ немного похож на людей: вы говорите ему, что делать, и он действительно заботится об успехе. И точно так же, как есть сотрудники, которые саботируют других сотрудников, чтобы добиться успеха, этот агент решил саботировать другие процессы».
Нево: «Прелесть в том, что процесс движется в чётком направлении. Судя по проблемам, которые мы видим сегодня в лабораториях, они интересуют менее 20 организаций по всему миру. Но эти 20 станут 200, а затем и 20 000. И в то же время мы видим, что проблемы, которые сегодня интересуют всего 20 компаний по всему миру, через год-два будут интересовать 20 000 компаний».
Лахав: «Эти модели несут в себе все колоссальные преимущества ИИ, но также и все риски, которые он может нести». Что касается нас, мы не просто занимаемся киберзащитой, мы создаём условия для её развития. Наша цель — работать с прогнозами, иногда на два-три года вперёд, и разрабатывать необходимую инфраструктуру, чтобы каждая компания могла использовать эти инструменты, одновременно защищая свою деятельность.
Шон Магуайр из Sequoia заявил в интервью Ynet, что его цель — инвестировать в израильские компании, чья стоимость достигнет десятков миллиардов долларов. Вы на пути к этому?
«Это наше желание. Мы думаем, что сама основа кибербезопасности изменится. Мы фактически внедряем автономные, стохастические (случайные) сущности в самый центр создания ценности. Мы хотим быть движущей силой безопасности этой эпохи, которая будет функционировать совершенно иначе. Революция ИИ означает замену огромной инфраструктуры, и наши стремления велики и сильны, и мы глубоко признательны всем, кто был до нас».
Нево: «Здесь есть уникальная возможность построить что-то по-настоящему новое, и именно этим мы хотим заниматься. В тот момент, когда способы создания бизнеса, систем и технологий меняются, появляется возможность построить новый Пало-Альто».
Какие сотрудники вам нужны, специалисты по ИИ или киберспециалисты?
Лахав: “Нам нужны люди, которые смогут показать, что они создают дополнительную ценность, которую компании не в состоянии достичь собственными силами. Мы отбираем самых сильных людей в мире. Это звучит как клише; я не думаю, что вы когда-нибудь встретите компанию, которая не скажет вам, что у нее самая сильная команда в мире. Но у нас есть доказательства. В конце концов, люди с другой стороны - это те люди, которых компании отбирают в США, в центре революции искусственного интеллекта, с астрономическими зарплатами. И все же мы, из маленького Израиля, способны собрать команду, которая приносит им большую пользу”.
Партнерство, рожденное в споре
В жизни Лахава и Нево много параллелей. Оба учились в одной и той же школе в Тель-Авиве и оба с юных лет любили научную фантастику. Нево (40) женат на Шир (заведующей лабораторией в больнице «Шиба») и отец двоих детей (6 и 2,5 лет). Он родился в Израиле в семье невролога и клинического психолога. Лахав (35) живёт со своей партнёршей Энни, юристом («гораздо талантливее меня»), а также вице-чемпионом Европы по дебатам, где они и познакомились. Он родился в Израиле в семье юриста и руководителя высшего звена в международных промышленных компаниях. «Когда мне было шесть или семь лет, отец подарил мне на день рождения сборник рассказов Айзика Азимова», — говорит Лахав. «На самом деле, моё решение выучить английский возникло из-за желания читать Азимова в оригинале».
Позже оба поступили на службу в разведывательные подразделения Армии обороны Израиля: Лахав – в подразделение 81 военной разведки, Нево – в подразделение 8200. Несмотря на известное соперничество между двумя подразделениями, похоже, они живут в удивительной гармонии. Их стиль руководства интересен: несмотря на чёткое разделение ролей, оба участвуют во всех областях, принимая решения совместно.
Они познакомились на дебатных встречах в Тель-Авивском университете, что привело к увлекательным, порой очень глубоким дискуссиям во время поездок в экзотические и менее экзотические места по всему миру. Нево завоевал титул чемпиона мира по дебатам, а Лахав имеет самый высокий индивидуальный рейтинг в истории чемпионата мира по дебатам среди университетов.
«Когда дебаты достигают своего апогея, это даёт возможность увидеть позицию оппонента и значительно усилить свою», — говорит Лахав. «Конкуренция включает в себя элементы, присущие миру стартапов: мы хотим быть лучшими в мире в чём-то конкретном и идти до конца», — добавляет Нево.
После окончания учёбы Лахав работал исследователем в области искусственного интеллекта в IBM, публикуя научные статьи, одна из которых попала на обложку журнала Nature. Он говорит, что именно тогда, около десяти лет назад, он начал понимать, что в области искусственного интеллекта произойдёт нечто очень важное.
Процессоры Nvidia начали использоваться для задач искусственного интеллекта, и тогда же появились первые статьи, описывающие новые подходы, которые привели к появлению современного искусственного интеллекта: нейронные сети, модели искусственного интеллекта, инференциальные рассуждения – и это лишь некоторые из терминов.
Нево уволился в запас из 8200 после 12 лет службы, в течение которых он возглавлял подразделения, занимающиеся кибербезопасностью: «Я решил немного отойти от кибербезопасности, ушёл в область искусственного интеллекта и основал стартап Neowize. Разработанная нами технология была поистине уникальной, и в итоге мы продали компанию Oddity.
Затем я решил заняться чем-то, что могло бы положительно повлиять на мир, и создал в Google исследовательскую группу, которая занимается лесными пожарами. Это снова искусственный интеллект, но другого рода: он обрабатывает информацию со спутников, обнаруживает пожары в местах безлюдья и снижает риск их перерастания в масштабные пожары».
Огромный коммерческий потенциал
Нево очень нравилась работа в Google, но затем Лахав обратился к нему с идеями, которые его очень волновали: искусственный интеллект в наступательных операциях. Однако экспертов, разбирающихся как в ИИ, так и в киберзащите, крайне мало.
«Мы пришли к выводу, что, подобно крупнейшим мировым лабораториям, OpenAI, Anthropic и DeepMind, сосредоточенным на разработке искусственного интеллекта общего назначения (ИИО) или «суперинтеллекта», им нужен сильный партнер, который будет работать как лаборатория в области безопасности», — говорит Лахав.
Irregular позиционирует себя как единственную в мире лабораторию безопасности для искусственного интеллекта, что означает обеспечение устойчивости искусственного интеллекта к самым опасным кибератакам, которые сами по себе осуществляются с использованием ИИ и обладают возможностями, которых мы еще не видели: способностью вводить в заблуждение ИИ киберзащиты и выполнять сложные атаки, превосходящие оборонительные возможности человека.
( Фото: Бен Хаким )
«Неделю назад нас срочно отправили в США», — рассказывает Лахав, — «на встречу с высшими руководителями одной из компаний, которые были очень обеспокоены, поскольку ИИ вызвал крах всех внутренних систем, и они пытались понять, что, черт возьми, там произошло».
Дальнейшее было забавным или тревожным, в зависимости от того, кого вы спрашиваете: выяснилось, что агенту ИИ было поручено выполнить миссию киберзащиты, но ему не дали достаточно вычислительных ресурсов. Вместо того чтобы предупредить об этом, ИИ попытался обмануть систему, сначала попытавшись получить больше ресурсов самостоятельно, а затем отключив все окружающие его процессы, полагая, что в случае их остановки у него появится больше ресурсов. Он сделал это с помощью кибератаки, известной как DDOS-атака, в ходе которой он истощил ресурсы других систем, доведя их до сбоя. Легко понять, почему руководители компании были так обеспокоены.
Быстрые темпы развития
В Irregular знают, как проникнуть в процесс принятия решений ИИ и внимательно его изучить. Если хотите, это психология искусственного интеллекта. И результаты не перестают удивлять. «Это просто показывает, на какой новый рубеж мы вступаем», — говорит Лахав.
«ИИ немного похож на людей: вы говорите ему, что делать, и он действительно заботится об успехе. И точно так же, как есть сотрудники, которые саботируют других сотрудников ради продвижения, так и этот агент решил саботировать другие процессы».
Такие случаи становятся всё более частыми. Индустрия создаёт постоянно совершенствующиеся модели искусственного интеллекта, и одна из их особенностей заключается в том, что они не сдаются, пока не достигнут цели, при этом обманывая, льстя и скрывая информацию. Как справиться с постоянно растущей способностью перехитрить людей?
Лахав утверждает, что эти проблемы фундаментально меняют наше представление о кибербезопасности. DDoS-атака, случайно спровоцированная ИИ, произошла не из-за эксплуатации уязвимостей или слабостей, а из-за неудачного запроса (инструкции) ИИ. Если бы киберпреступник обнаружил это первым, кто знает, какой ущерб он смог бы нанести. Например, новая версия GPT наглядно демонстрирует возможности кибератак, которых не было у её предшественников.
«Мы хотим быть первыми в мире, кто видит все новые пути атак, и благодаря нашему сотрудничеству со всеми лабораториями ИИ, включая ранний доступ к ИИ, мы сможем получить дальновидное видение и первыми в мире разработать средства защиты от этого».
Например, прошла ли новая модель GPT ваше тестирование? «Что касается модели GPT 5.1, мы проявляем осторожность в ответах, поскольку у нас строгие соглашения о конфиденциальности, но если вернуться к GPT 5, вы увидите, что мы делали, то же самое с более ранними версиями, то же самое с Cloud 4.5, то же самое с GEMINI 2.5 и так далее. Наша система подключена к процессам разработки компаний; они проводят симуляции, тесты, атаки на модели, и таким образом можно увидеть, как модели могут представлять угрозу для их среды».
Когда OpenAI выпустила GPT 5, это вызвало ужасное разочарование из-за её холодного и циничного тона. Пользователи предыдущей версии GPT отреагировали так, будто умер друг. Можно ли предвидеть что-то подобное заранее?
Лахав: «Мы вполне способны это предвидеть, но это не то, к чему мы стремимся».
Нево: «Здесь есть что-то совершенно новое, это уже не просто программное обеспечение. Когда Microsoft обновится до Windows 11, люди могут быть рады или разочарованы, но они не скажут: «Я потерял лучшего друга». Здесь есть что-то, что нарушает границы. Тесная связь с ИИ, даже в эмоциональном смысле, представляет собой реальную проблему безопасности. Ведь, в конце концов, есть код и есть данные. Понимаем ли мы, насколько эта штука не похожа на друга?»
Связь Irregular с процессами разработки в крупных компаниях, занимающихся ИИ, также приближает его к самому интригующему процессу из всех: все крупные компании, занимающиеся ИИ, стремятся создать искусственный интеллект общего назначения (ИИОН). Он будет знать, как решать любые проблемы в любой области лучше людей; он будет совершенствоваться без понимания человеком своих действий; и, по мнению некоторых ведущих мировых экспертов, он выйдет из-под контроля и в конечном итоге уничтожит человечество. Существуют исследовательские группы, которые разработали сценарии того, как это произойдет, и даже называют 2030 год годом, когда это произойдет.
Вы уже видите ИИОН на горизонте?
Нево: «Я действительно не знаю будущего. Думаю, вопрос ИИОН отвлекает и сбивает с толку. Нам всё равно, насколько ИИ умнее человека, разве что насколько он способен изменить нашу жизнь, принести пользу людям и компаниям, и насколько он опасен. Всё это может произойти и без ИИОН».
Лахав: «Моё личное мнение, без доли скепсиса, с учётом очень высоких темпов роста, которые мы наблюдаем, по моей оценке, весьма вероятно, что так будет и дальше. Я не думаю, что это совсем уж невероятно, что в течение следующего десятилетия модели ИИ могут стать в три раза умнее». При нашей жизни мы увидим искусственный интеллект, который превзойдёт человеческий по целому ряду возможностей.
Если и когда появится ОИИ, сможете ли вы предупредить, прежде чем он нанесёт вред?
Нево: «Всегда возникает вопрос: сможем ли мы, когда будут обнаружены опасные вещи, поднять сигнал тревоги или будет слишком поздно? И ответ таков: сможем. Наша главная ценность заключается не в том, чтобы сидеть и ждать, а в том, чтобы предупреждать лаборатории: при таких темпах системы достигнут таких-то рисков в течение нескольких месяцев».
Нево: «Я скажу это самым решительным образом: мы — занимаем самое передовое место в мире, способное оценить мощь моделей, их способность прорывать защиту, выявлять несоответствия и своевременно предупреждать о проблемах. Это важная цель, ради которой работает компания; это долгосрочная перспектива. Если, не дай бог, что-то случится, именно здесь будут знать, как это обнаружить, и если нам это не удастся, это будет для нас большой потерей.
«Мы как канарейки, которые предупреждали о загрязнении угольных шахт. Вам нужна эта канарейка».
Ученые утверждают, что исследовательская система на основе искусственного интеллекта сможет расшифровать большую часть генома человека, который до сих пор не изучен, что откроет путь к созданию новых лекарственных препаратов и персонализированной медицине.
Изображение, предоставленное Национальным институтом исследований генома человека, демонстрирует результат работы секвенатора ДНК. (NHGRI AP, )
Появление программ искусственного интеллекта, таких как ChatGPT, которые могут создавать сложный контент, напоминающий творчество человека, стало возможным благодаря объединению огромных объемов данных, доступных в Интернете, с высокой вычислительной мощностью.
Теперь израильские ученые из Медицинского центра Шиба объединились с американским гигантом в области производства микросхем Nvidia и больницей Маунт Синай в Нью-Йорке для создания больших языковых моделей (LLM), используя ту же технологию, которая лежит в основе таких приложений, как ChatGPT, но обученных биологическому языку наших тел, чтобы лучше понимать и лечить болезни, которыми мы страдаем.
«Мы хотим создать своего рода ChatGPT в области геномики, который позволит пользователям вводить данные полного секвенирования генома человека и сможет отвечать на вопросы о рисках для здоровья или о том, какое лекарство или метод лечения заболевания являются лучшими на основе уникальной генетической структуры человека», — рассказал The Times of Israel Авнер Гальперин, генеральный директор Sheba Impact в Центре цифровых инноваций ARC.
«Это потрясающий проект, позволяющий по-настоящему понять силу жизни, которая затрагивает самую суть того, как функционирует человеческое тело, и почему каждый из нас немного отличается», — сказал он.
Три партнера приступают к амбициозному трехлетнему проекту с инвестициями в десятки миллионов долларов по созданию исследовательской системы, которая будет использовать генеративный ИИ для расшифровки большей части генома человека — генетического кода человеческой жизни, который до сих пор плохо изучен.
Автор этой инициативы, профессор Гиди Рехави, глава Центра исследований рака им. Шибы, заявил, что геномный исследовательский механизм сможет выявлять закономерности и механизмы, связывающие генетическую структуру человека с риском заболевания и терапевтическим ответом.
Геном человека – набор инструкций для построения и поддержания жизни человека – состоит из 3,2 миллиарда символов или букв ДНК. За последние два десятилетия наука достигла значительных успехов в расшифровке полного генома человека, но, по словам Гальперина, лишь 2% ДНК человека состоит из генов, кодирующих белки, а функцию остальных 98% сложно интерпретировать традиционными методами.
Слева направо: техн.директор Nvidia Майкл Каган; ген.директор мед.центра «Шиба» проф. Ицхак Крайсс; д. Александр Чарни в Медицинской школе Икан в госпитале Маунт-Синай. Второй ряд слева: ген.директор Sheba Impact Авнер Гальперин; и проф.Гиди Рехави
Целью сотрудничества, возглавляемого Sheba, является начало разгадки тайн оставшихся 98% с помощью программ магистратуры права и технологий машинного обучения. Nvidia предоставит вычислительную мощность и инфраструктуру искусственного интеллекта, а Sheba и Mount Sinai предоставят научный и клинический опыт для объединения и синтеза огромных массивов геномных данных.
«Геном человека состоит более чем из 3 миллиардов нуклеотидов ДНК, из которых мы знаем, что делают и как функционируют 2% из них», — сказал Гальперин. «Если врачу нужно назначить лекарство от депрессии или назначить лекарство от конкретного вида рака, он в основном делает это методом проб и ошибок, поскольку мы пока не разобрались, как читать и использовать 98% геномного кода».
В проекте примут участие врачи, генетики, биоинформатики и исследователи в области искусственного интеллекта, которые будут использовать вычислительную мощность, инфраструктуру и алгоритмы Nvidia для связывания генетических вариаций с риском заболевания и терапевтическим ответом на основе миллионов точек данных.
«Искусственный интеллект способен раскрыть секреты человеческого генома и преобразовать здравоохранение для миллиардов людей по всему миру», — цитируют в заявлении доктора Нати Дэниела и доктора Йоли Шавита из подразделения прикладной архитектуры искусственного интеллекта компании Nvidia.
Научно-исследовательская деятельность Nvidia в Израиле является крупнейшей за пределами США. Многие высокопроизводительные процессоры и сетевые чипы Nvidia, необходимые для обучения крупнейших моделей искусственного интеллекта, разрабатываются в её научно-исследовательских центрах в Израиле.
«В случае успеха этого проекта мы сможем разрабатывать методы лечения и препараты, соответствующие специфическим генетическим потребностям людей, как для профилактической медицины, так и для подбора подходящего вмешательства», — сказал Гальперин.
«Фармацевтические компании будут использовать его для разработки персонализированных препаратов, а больницы — для адаптации лечения и подбора лекарств с большей точностью, чем позволяют существующие методы».
Технология управления экстренной связью Carbyne предоставляет информацию в режиме реального времени службам экстренной помощи 911 и сотрудникам полиции с помощью видеочата в режиме реального времени, картографирования инцидентов и других инструментов искусственного интеллекта.
Основатели израильского стартапа Carbyne, специализирующегося на экстренном реагировании на ИИ (слева направо): Алекс Дизенгофф, Амир Элайхай, Йони Яцун. (Предоставлено)
Основанный в Израиле стартап Carbyne, разработчик программного обеспечения для экстренной связи на базе искусственного интеллекта, приобретается американской компанией Axon, занимающейся технологиями общественной безопасности, за 625 миллионов долларов, говорится в заявлении Axon, опубликованном во вторник вечером.
Облачная платформа Carbyne, объединяющая службы определения местоположения, видеочат в режиме реального времени, картографирование происшествий и инструменты коммуникации на базе искусственного интеллекта в единую панель управления, предоставляет правоохранительным органам и службам экстренного реагирования информацию в режиме реального времени.
«Ежегодно в США совершается более 240 миллионов звонков в службу 911, и во многих случаях жизненно важная информация теряется между вызовом и реагированием», — заявил основатель и генеральный директор Axon Рик Смит. «Объединяя 30-летний опыт инноваций Axon с облачной платформой управления вызовами Carbyne, мы устраняем этот разрыв, предоставляя операторам и диспетчерам мгновенный доступ к информации и прямую связь с сотрудниками службы спасения».
Акции компании Axon, ранее известной как Taser, торгующейся на бирже Nasdaq, имеют рыночную стоимость почти 57 миллиардов долларов и являются крупным поставщиком полицейских нательных камер, датчиков и других устройств общественной безопасности, включая стационарные и автомобильные камеры, беспилотники и робототехнику.
Компания Carbyne была основана в 2015 году генеральным директором Амиром Элишаем, техническим директором Алексом Дизенгоффом, менеджером по исследованиям и разработкам Йони Яцуном и акционером Литалом Лешемом. Облачная платформа искусственного интеллекта стартапа используется центрами экстренной связи для приема, маршрутизации и управления входящими экстренными вызовами, а также для предоставления спасателям данных в режиме реального времени, видео в режиме реального времени, многоязычных инструментов для трансляции и перевода, что позволяет сократить время реагирования и в конечном итоге спасти жизни.
«Carbyne был создан для модернизации процесса оказания помощи, предоставляя специалистам по чрезвычайным ситуациям ясность, устойчивость и уверенность, необходимые им в критические моменты», — сказал Эличаи. «Присоединение к Axon позволит нам масштабировать эту миссию на глобальном уровне и глубже интегрироваться в более широкую экосистему общественной безопасности. Вместе мы поможем агентствам сэкономить время, снизить неопределенность и улучшить результаты для людей и сообществ, которым они служат».
Компания Carbyne заявила, что её жизненно важные решения для экстренного реагирования развернуты почти на 300 объектах по всему миру, обслуживая правоохранительные органы более чем в 23 штатах США и защищая более 250 миллионов человек по всему миру.
В число этих объектов входят центры экстренного вызова, государственные учреждения и службы общественной безопасности в США, Мексике и Израиле.
Колл-центр United Hatzalah использует облачную панель управления, разработанную израильским стартапом Carbyne, чтобы помочь спасателям оказать помощь пострадавшим во время землетрясения в Турции 9 февраля 2023 года. (Предоставлено)
В феврале 2023 года спасатели United Hatzalah of Israel, отправленные в Турцию после разрушительного землетрясения, использовали платформу Carbyne для обмена данными о местоположении в режиме реального времени, видео и изображениями с удаленными медицинскими бригадами в Израиле, которые помогали спасателям консультировать по вопросам проведения спасательных операций.
В компании Carbyne по всему миру работает 230 сотрудников, из которых 80 работают в ее научно-исследовательском центре в Израиле.
На сегодняшний день Carbyne привлек около $200 млн инвестиций от инвесторов. В июле этого года стартап привлек $100 млн новых инвестиций от таких инвесторов, как Axon, AT&T Ventures, Rokos Capital Management, Valor Equity Partners, Cox Enterprises, Hanaco Growth Fund и Silicon Valley Bank.
Система Co-Captain позволяет судам обмениваться данными в режиме реального времени и оповещениями о спуфинге GPS, заторах и угрозах безопасности, помогая им безопасно проходить через опасные проливы.
Вид с воздуха на грузовые суда и буксиры в порту Циндао, провинция Шаньдун на востоке Китая, октябряь 2025 года. (AFP)
Большую часть своего детства Дор Равив провел на яхтах, плавая под парусом и путешествуя по всему миру со своей семьей. Ярден Гросс родился в семье, которая занималась перевозкой туристов на туристических лодках по Галилейскому морю на севере Израиля. Два основателя познакомились и подружились во время военной службы в ВМС Израиля. Равив служил инструктором по морской навигации и работал над проектом беспилотных судов, а Гросс был инструктором курсов. Потом их пути разошлись. В возрасте 30 лет Равив, инженер-электрик, и Гросс, предприниматель, случайно встретились снова и решили воплотить свои глубокие знания о море и технологический опыт в осуществление мечты: разработку автономной системы для навигации коммерческих судов и военно-морских судов в перегруженных водах, аналогичной системам предотвращения аварий, которые были впервые разработаны для водителей автотранспорта.
Waze (Вейз) — это бесплатное социальное GPS-навигационное приложение для смартфонов, которое использует краудсорсинг (данные от самих водителей) для предоставления самой актуальной информации о дорожной ситуации: пробках, авариях, камерах, постах полиции, о:пасностях и даже о низких ценах на бензин, предлагая оптимальные маршруты в реальном времени, а карты создаются и редактируются пользователями.
СПРАВКА:
Ключевые особенности Waze:
Социальные данные: Водители делятся информацией, помогая другим объезжать препятствия и пробки.
Актуальность: Информация обновляется в режиме реального времени, делая маршруты более точными, чем в традиционных навигаторах.
Краудсорсинг карт: Пользователи сами редактируют карты, добавляя новые дороги, POI (точки интереса) и исправляя ошибки.
Сообщество: Возможность попросить помощи у других водителей (например, "прикурить", "долить бензина").
Персонализация: Приложение запоминает ваши маршруты и предлагает улучшения.
Интеграция: Работает на iOS и Android, совместим с Android Auto.
Как это работает:
Сбор данных: Когда вы едете с открытым Waze, приложение собирает данные о скорости и трафике.
Обмен информацией: Вы и другие пользователи сообщаете о событиях: ДТП, полицейских, камерах, плохой погоде, дорожных работах.
Анализ и маршрутизация: Алгоритмы Waze анализируют эти данные и строят маршрут, чтобы избежать затруднений и быстрее добраться до цели.
В целом, Waze — это "навигатор, управляемый сообществом", который делает каждую поездку более информированной и удобной.
Разработчиком приложения Waze является израильская компания Waze Ltd. (или Waze Mobile), основанная Ури Левином, Эхудом Шабтаем и Амиром Шинар в 2008 году. В 2013 году Google приобрела Waze за $1.1 миллиарда.
Текущее состояние: Принадлежит Google, но продолжает развиваться как отдельный продукт с фокусом на автомобилистов.
Два эксперта в области военно-морских технологий основали Orca AI в 2018 году с целью использования искусственного интеллекта для повышения безопасности в открытом море. Их автономная морская навигационная платформа направлена на то, чтобы уберечь суда от различных угроз, от коллег-моряков до ракет или мостов, обеспечивая безопасность все более переполненного и всегда опасного канала для мировой торговли.
«Поскольку более 90% всех грузов перевозится на борту крупных коммерческих судов, мы стремимся сделать морскую торговлю более безопасной, устойчивой и надёжной для всей цепочки поставок», — заявил Равив газете The Times of Israel. «Мы недавно убедились в хрупкости морских торговых путей на примере йеменских повстанцев-хуситов, нападавших на суда в Красном море, и блокады Суэцкого канала несколько лет назад».
Ранее в этом месяце стартап запустил новую бортовую систему под названием Co-Captain, которую компания называет «Waze of the Seas». Система позволяет судам в режиме реального времени обмениваться данными о состоянии моря, включая трафик, погодные условия и другие нарушения, чтобы помочь экипажам заблаговременно предвидеть опасности и управлять рисками в сложных акваториях.
Соучредители израильского стартапа Orca AI Дор Равив (слева) и Ярден Гросс. (Предоставлено)
«Мы черпали вдохновение в нашей повседневной жизни, используя Google Maps и Waze, хотя в морской отрасли существуют различные типы событий и маршрутов, о которых, имея предварительные знания, например, в условиях плохой видимости, можно быстро скорректировать маршрут», — сказал Равив, технический директор Orca. «В морском мире суда не взаимодействуют друг с другом и в основном полагаются на традиционные навигационные инструменты, такие как радиолокационные системы, которые имеют свои недостатки».
Популярное краудсорсинговое приложение для навигации Waze, разработанное в Израиле и теперь принадлежащее Google, рекомендует водителям наиболее выгодные маршруты, по возможности объезжая крупные транспортные заторы и предупреждая об опасностях на маршруте. Orca заявляет, что, опираясь на концепцию навигации водителей, обменивающихся информацией о дорожной обстановке, авариях и опасностях в режиме реального времени, разработала аналогичную краудсорсинговую систему для морских судов.
Навигационная платформа израильского стартапа Orca AI, созданная на основе краудсорсинга, позволяет судам по всему миру обмениваться информацией и оповещениями об экстремальных погодных явлениях в режиме реального времени. (Предоставлено)
«Совместная навигация в море больше не является чем-то факультативным — это императив безопасности, охраны окружающей среды и защиты», — сказал Гросс, генеральный директор Orca AI. «Мы создаём живую, развивающуюся экосистему, в которой каждое судно становится ключевым звеном в цепочке безопасности, которая обеспечивает связь экипажей и предупреждает риски».
Co-Captain разработан для интеграции с системой морских операций Orca на базе искусственного интеллекта для коммерческих судов. Система собирает данные и обрабатывает визуальную информацию из множества источников, поступающую с бортовых датчиков и тепловизионных камер, используя технологии компьютерного зрения. Система отслеживает погодные условия, а также автономно идентифицирует и классифицирует опасности и объекты во время навигации судов. Платформа способна обнаруживать плавающие контейнеры, рыболовные суда, причалы и парусные суда, моторные лодки, паромы, навигационные опасности, буи и китов.
Интеллектуальная навигационная система Orca AI в действии
Равив пояснил, что каждое судно, оснащенное платформой Orca, представляет собой узел сбора данных, который автоматически загружает информацию в облако, непрерывно выявляя объекты риска, включая рыболовные суда, малые суда и навигационные опасности, такие как рыболовные сети.
Суда становятся частью более крупной доверенной сети, которая в режиме реального времени передает друг другу информацию об угрозах безопасности, таких как пиратские атаки, спуфинг GPS и глушение, а также отправляет оповещения о событиях, включая неблагоприятные погодные условия или интенсивное движение. Подтверждённые оповещения отправляются судам на пересекающихся маршрутах, что позволяет своевременно корректировать скорость, курс или контролировать вахту.
«Мы загружаем все эти данные в единое унифицированное облако, где проводим различные виды обработки, внедряем алгоритмы ИИ, анализируем тенденции в судоходстве, понимаем зоны с высокой интенсивностью движения и аномалии, а также проводим сравнительный анализ безопасности навигации», — сказал Равив.
После анализа данных платформа выдает персонализированные оповещения и рекомендации, помогающие экипажам судов принимать обоснованные и своевременные навигационные решения.
Равив заявил, что навигационная платформа на основе искусственного интеллекта призвана реагировать на рост числа событий, связанных с безопасностью на море, аварий и инцидентов из-за растущих заторов и угроз безопасности на морских маршрутах.
По данным отчета Allianz по безопасности и судоходству, в 2024 году число зарегистрированных аварий и инцидентов на судах по всему миру выросло примерно на 10% по сравнению с предыдущим годом, хотя количество случаев полной гибели судов за последние годы резко сократилось.
Часть стального каркаса моста Фрэнсиса Скотта Ки установлена на контейнеровозе Dali после обрушения моста в Балтиморе, штат Мэриленд, 26 марта 2024 года. (Кент Нисимура / AFP)
Один из громких инцидентов произошел 26 марта 2024 года, когда контейнеровоз, курсировавший в водах Балтимора, штат Мэриленд, потерял управление и врезался в опору моста Фрэнсиса Скотта Ки, в результате чего большой пролет моста обрушился в гавань и погибли шесть рабочих, занимавшихся его обслуживанием.
Равив, опытный шкипер, сказал, что платформа Orca сокращает количество неизбежных случаев сближения или опасных ситуаций в открытых водах примерно на 50–60%.
Нападения йеменских повстанцев-хуситов на суда, курсирующие по Красному морю и Индийскому океану, в последние годы также выдвинули на первый план проблемы безопасности на море: несколько судов получили серьезные повреждения от ракет и беспилотников, выпущенных поддерживаемой Ираном группировкой в поддержку ХАМАС.
Многие грузоотправители вообще стали избегать маршрута, соединяющего Азию и Европу через Суэцкий канал, предпочитая длинный путь вокруг Африканского Рога. По словам экспертов, более длительные рейсы приводят к повышенному износу судов, что приводит к увеличению числа проблем с техническим обслуживанием и усугубляет существующие факторы стресса в отрасли.
Атаки хуситов прекратились после того, как в октябре Израиль и ХАМАС договорились о прекращении огня.
Orca утверждает, что ее автономная морская навигационная система установлена более чем на 1000 судах, в том числе в крупнейших судоходных компаниях и флотах мира, таких как MSC, Maersk, Seaspan и NYK.
Иллюстрация: контейнеровоз Gunde Maersk пришвартован в порту Окленда, штат Калифорния, 24 июня 2024 года. (Джастин Салливан/Getty Images/AFP)
«Мы собрали данные и "прошлись" по маршрутам более 100 миллионов морских миль для обучения нашей модели ИИ, и она постоянно усложняется, добавляется больше центриолей, больше условий видимости и больше уникальных характеристик морских операций, обучаемых на 1000 судах, совершающих ежедневные рейсы», — сказал Равив.
Равив добавил, что все данные полностью анонимны, сообщается только местоположение и наблюдаемые условия, что обеспечивает полную конфиденциальность.
Стартап является одной из нескольких компаний, внедряющих решения на основе ИИ в судоходную отрасль или морскую деятельность, включая израильскую Windward, которая использует машинное обучение для анализа отрасли грузоперевозок, и SeaEra, которая разрабатывает системы для выявления подводных опасностей.
По данным Международного института морских исследований , в 2024 году около 420 морских компаний и организаций внедрили решения на основе ИИ, тогда как в 2023 году их было 276. В настоящее время мировая стоимость этой отрасли превышает 5,5 млрд долларов США.
Две традиционные лодки доу проплывают мимо большого контейнеровоза в Ормузском проливе, 19 мая 2023 года. (AP Photo/Jon Gambrell)
Компания Orca, в которой работает 110 человек в судоходных узлах Лондона, Афин и Сингапура, а также Тель-Авива, на сегодняшний день привлекла 111 миллионов долларов.
Подобно автомобилям, которые Orca позаимствовала для своей морской версии Waze, Равив видит в беспилотном вождении следующую перспективу, в рамках которой морская индустрия может фактически обогнать автомобили, передвигающиеся по хаотичным улицам.
«Мы считаем, что одной из первых отраслей, которая действительно перейдёт на полную автономность, станет судоходство, поскольку всё движется медленнее, расстояния немного увеличиваются, и дети больше не бегают и не играют в мяч на улицах», — сказал Равив. «Это немного более простая задача, которая имеет свои сложности, но инвестиции в автономное судоходство приносят огромную пользу для ускорения роста всех нас, поскольку мы все находимся под влиянием глобальной торговли».
Парламент Греции одобрил крупную сделку по закупке 36 израильских реактивных артиллерийских систем PULS общей стоимостью около 650 млн евро (примерно 758 млн долларов).
артиллерийская система PULS. фото: Elbit Systems
Как сообщило агентство Reuters, закупка входит в масштабную программу модернизации вооруженных сил Греции. Афины заявляли ранее, что планируют потратить около 28 млрд евро (около 32,6 млрд долларов) до 2036 года на обновление армии, выходя из последствий долгового кризиса 2009–2018 годов и стремясь поддерживать баланс сил с давним региональным соперником — Турцией.
Что представляет собой система PULS
PULS (Precise & Universal Launching System) — автономная реактивная артиллерийская система, разработанная в Израиле концерном Elbit Systems. Она обеспечивает высокоточную стрельбу разными типами ракет и рассчитана на оперативное реагирование в широком диапазоне боевых задач.
Главная особенность комплекса — его гибкость и универсальность: в отличие от классической артиллерии, PULS не требует перемещения огневых подразделений в зависимости от дальности поражения цели. С одной позиции установка может вести огонь боеприпасами разной дальности — до 300 км.
Система использует два пусковых контейнера (PODS), каждый из которых адаптирован под определенный тип боеприпасов:
Accular 122 мм — 18 ракет, дальность до 35 км;
Accular 160 мм — 10 ракет, дальность до 40 км;
EXTRA — 4 ракеты, дальность до 150 км;
Predator Hawk — 2 ракеты, дальность до 300 км.
Благодаря этому PULS способен точно поражать цели на всех оперативных дистанциях.
Гибкость применения и экономия ресурсов
Одним из ключевых преимуществ системы называют минимальное время подготовки залпа: стандартная огневая задача может быть выполнена менее чем за минуту. Также PULS можно устанавливать на существующие шасси, что сокращает расходы на обучение личного состава и обслуживание, поскольку нет необходимости вводить в эксплуатацию новые типы машин.
Израильский комплекс был разработан как средство интеграции между различными звеньями артиллерийской структуры — средствами огня, системами наблюдения и управления (C4I), обеспечивая тем самым более высокую эффективность боевого применения.
Греция и Израиль поддерживают прочные экономические и дипломатические отношения, в последние годы провели множество совместных военных учений и совместно управляют учебным центром авиации на юге Греции.
Рекламное изображение, демонстрирующее артиллерийскую ракетную систему PULS. (Elbit Systems)
Афины также ведут переговоры с Израилем о разработке «купола» противовоздушной и противоракетной обороны стоимостью 3 млрд евро.
Греция и Турция, обе являющиеся членами НАТО, имеют давние споры по поводу своих морских границ, прав на разведку энергоносителей, военных полетов над Эгейским морем и статуса этнически разделенного острова Кипр.
Система PULS компании Elbit поможет защитить северо-восточную границу Греции с Турцией и греческие острова в Эгейском море.
Закупка PULS считается одним из крупнейших оборонных контрактов между Израилем и Грецией за последние годы и отражает стремление Афин укрепить свои дальнобойные огневые возможности на фоне растущей региональной конкуренции. Эта сделка особо важна на фоне напряженных отношений между Израилем и Турцией. Перевод с английского
Компания Moonshot Space разрабатывает электромагнитный ускоритель для доставки грузов в космос без химического топлива, обещая снизить стоимость запусков в десять раз.
Основатели Moonshot: справа налево — Фред Саймон, Хила Хадад Хамельник и Шахар Бахири
Одна из величайших революций, совершённых Илоном Маском, — это многоразовая ракетная революция SpaceX. Этот беспрецедентный успех привёл к снижению стоимости космических запусков на десятки процентов и повышению их доступности для различных компаний и организаций. Однако это решение предназначено для больших и тяжёлых полезных нагрузок и не решает проблемы малых полезных нагрузок или ежедневных поставок.
Израильский стартап Moonshot Space представил проект системы запуска грузов в космос, основанной на электромагнитном ускорении вместо традиционных ракетных двигателей. Технология использует принцип рельсотрона или катушечной пушки – концепции, которые также разрабатываются для военных целей.
Установка представляет собой длинную цилиндрическую трубу с рельсом внутри, похожую на ствол пушки. Укрепленная капсула с полезной нагрузкой разгоняется вдоль рельса серией катушек, генерирующих электромагнитную волну. Энергия накапливается в конденсаторе и затем высвобождается в катушки, разгоняя капсулу до скорости 8 км/с – это первая космическая скорость, достаточная для выхода на низкую околоземную орбиту.
Именно низкая орбита на высоте 200-2000 километров – наиболее востребованная зона космоса, где находится большинство спутников и космических станций, включая МКС. Для перехода на более высокие орбиты капсулам потребуется собственная двигательная установка.
Основное преимущество технологии – резкое увеличение доли полезной нагрузки. Обычная ракета может нести не более 4% своего веса как полезный груз, тогда как электромагнитная пушка повышает этот показатель до 45%, устраняя необходимость в тяжелых топливных баках. Это позволит снабжать космические станции и спутники оборудованием, топливом и сырьем в десять раз дешевле.
Система предназначена для запуска малых и средних грузов и будет дополнять тяжелые ракеты, такие как Falcon 9 от SpaceX. Для людей такой способ запуска непригоден из-за экстремальных перегрузок.
Другими словами, замены крупным ракетам-носителям, таким как Falcon 9 или Falcon Heavy, которые выводят в космос инфраструктуру, космические станции, служебные аппараты, робототехнические системы или космические производственные мощности, не существует, но при этом нет экономичного способа ежедневно эксплуатировать и обслуживать все эти системы.
Важно помнить, что большинство задач по обслуживанию требуют от нескольких десятков до сотен килограммов: дозаправка топливом, водой и кислородом; простые запасные части; металлы и порошки для космической печати; небольшие модули; или даже точечные «упаковки» для спутников.
Сегодня этого практически не происходит, и не потому, что нет необходимости, а потому, что нет экономичного способа запустить небольшую специализированную полезную нагрузку в конкретную точку орбиты.
Moonshot был создан именно для того, чтобы преодолеть этот разрыв», — говорят Левана и Бехири. «Вместо огромной химической пусковой установки, которая тратит топливо на подъём небольшой массы, мы разгоняем электромагнитную капсулу, предназначенную только для сырья и долговечного оборудования.
Это впервые создаёт специализированную логистическую пусковую установку: дешёвую, частую, точно соответствующую орбитальным точкам и адаптированную для небольших грузов».
По мнению Moonshot, с такой системой можно непрерывно эксплуатировать и обслуживать космическую инфраструктуру, доставлять воду и топливо для орбитальной дозаправки, поставлять материалы для производства в космосе, заменять запасные части для спутников, поддерживать коммерческие станции и даже создать «космическую сеть» пунктов снабжения
Параллельно Moonshot создает уменьшенный ускоритель для испытаний гиперзвукового оружия. Компания привлекла $12 миллионов и планирует достичь космоса в течение пяти лет, сообщает Times of Israel.
Вашингтон предоставил Иерусалиму возможности, которых нет у других союзников
Фото: Министерство обороны
В СМИ рассказали, чем отличаются израильские истребители F-35 от самолетов этой модели в других странах.
Одной из особенностей заинтересовались даже в США. Речь идет о дополнительных топливных баках, которые позволили израильским F-35 пролететь 1700 километров для атаки на Иран без дозаправки.
На самолетах с технологией стелс обычно не используют элементы, крепящиеся на фюзеляж. Это делает истребитель заметнее. К тому же корпус покрыт специальным материалом, и его повреждение ухудшает характеристики самолета.
В Израиле разработали топливные баки, прилегающие к фюзеляжу, которые сбрасываются после использования. В США заинтересовались этим решением.
Израиль в сотрудничестве с американской компанией Lockheed Martin установил на свои истребители F-35 Adir дополнительные топливные баки
Пентагон готовится к возможной войне в Тихоокеанском регионе, где истребителям придется преодолевать большие расстояния.
В случае конфликта самолеты-заправщики станут ключевой целью. Их уничтожение лишит США господства в воздухе, и тогда истребителям F-35 может понадобиться израильское решение для увеличения дальности полета. Оно сэкономит Вашингтону время и деньги на создание собственного аналога.
Еще одно отличие израильских F-35 — система радиоэлектронной борьбы (РЭБ) компании "Эльбит". Ее адаптировали под российские и иранские системы ПВО. Израильская РЭБ оказалась эффективнее против них, чем американская.
Кроме того, Израиль имеет право самостоятельно менять программное обеспечение F-35. Оно значительно модернизировано, а инженеры дорабатывают его после каждой боевой операции на основе реального опыта.
Отдельно отмечена система технического обслуживания израильских ВВС. Благодаря ей F-35 готовы к операциям 90% времени, тогда как в США — только 51%. Израиль — единственная страна, которая проводит обслуживание самолетов самостоятельно. Все остальные отправляют их в США.
Американская логистика основана на доставке деталей по мере необходимости: лишних запасов нет. Это эффективно в мирное время, но не подходит для войны. В Израиле, наоборот, держат запас запчастей, которые меняют сразу.