"Нехорошо, Шурик! Совсем нехорошо!". 11 ноября 1974 года на экраны вышел "Свой среди чужих, чужой среди своих"
11 ноября, в 70-е гг., с интервалом в 5 лет на экраны вышли сразу 2 легендарных советских фильма с громоздкими, но звучными названиями: "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974) и "Место встречи изменить нельзя" (1979). Сегодня подробно остановимся на первом.
"Свой среди чужих, чужой среди своих". Таково название одного из лучших фильмов про чекистов всех времён; оно раскрывает нам сущность госбезопасности: работа своих среди чужих (разведывательная и подрывная деятельность в стане врага) и выявление чужих среди своих (контрразведывательная и контрподрывная работа у себя дома).
Название фильма было на слуху с детства, однако саму картину я впервые посмотрел относительно недавно. Первое впечатление оказалось скомканным: ничего не понятно – кто, где, за кого, почему. К тому же меня разочаровала (и до сих пор разочаровывает) явно непроработанная, непродуманная сцена, где герой Богатырёва убивает героя Михалкова.
Однако именно послевкусие от фильма было очень сильным: сразу же захотелось пересмотреть его ещё раз. Сделав это и досконально разобравшись, что к чему, я полюбил эту картину и включил её в 10-ку своих любимых фильмов, где она пребывает до сих пор.
Чтобы больше не возвращаться к негативу, сразу разберу тот самый разочаровывающий эпизод: Егор Шилов какое-то время висит над обрывом, держась за небольшой кустик, затем он без посторонней помощи каким-то образом выбирается оттуда, после чего запросто убивает атамана выстрелом из револьвера.
Явная неправдоподобность, я бы даже сказал, лживость этой сцены усугубляется тем, что перед этим атаман Брылов сам стрелял в ротмистра Лемке и делал это куда менее удачно – при том, что во-первых, стрелял из пулемёта; во-вторых, стрелял по статичной мишени (Лемке был связан), да ещё и почти в упор; в третьих, стрелял в совершенно спокойной ситуации. И при всём при этом лишь не самым значительным образом ранил Лемке в плечо и в ногу.
Шилов же стрелял, во-первых, из пистолета; во-вторых, стрелял не просто по движущемуся, а по удаляющемуся объекту; в-третьих, стрелял в крайне стрессовой ситуации. И застрелил.
После провисания на краю пропасти (а до этого Шилову пришлось ещё и длительное время грести по реке ) руки у него дрожали бы так сильно – от физического и нервного напряжения – что даже просто держать пистолет Егору было б очень трудно, а тем более точно стрелять по движущейся мишени, с каждым промахом уходящей всё дальше.
К тому же целился Шилов очень долго (Брылова он достал с четвёртого выстрела), а чем дольше ты целишься, тем тяжелее становится рука, тем больше напряжение, тем меньше у тебя контроля над ситуацией и меньше шансов попасть.
Я не любитель цепляться к фильмам или книгам на предмет того, что в реальной жизни такого, как там, быть не могло: конечно, без художественного вымысла ни фильм не снять, ни книгу не написать. Но в данном случае – это не художественный вымысел, а халява и явная недоработка создателей фильма.
Данный эпизод искусственного притягивания к нужному финалу (злодей Брылов убит, золото вернулось к Шилову) не то чтобы портит фильм, но несколько удешевляет его.
Логическое объяснение этого косяка у меня только одно: считается, что Михалков снимал фильм под впечатлением от американских вестернов. А американское кино – будем откровенны – рассчитано на тупых людей.
Отсюда в нём огромное количество тупой стрельбы, тупого мордобоя, тупых спецэффектов, тупых погонь, никак логически не вытекающих из смысла фильма – потому что смысла в этих фильмах тоже нету.
Создатели американских фильмов – в отличие от создателей фильмов советских – никогда не напрягались по поводу художественного и нравственно-воспитательного аспектов, по поводу продуманных сюжетов, глубокого раскрытия образов героев, работы консультантов над кино. Вот драки, порнография, стрельба, погони и были призваны маскировать пустоту, духовную нищету голливудских фильмов.
После снятия "Своего среди чужих..." пройдёт всего лишь полтора десятилетия, в СССР отменят киноцензуру и наши фильмы в подавляющем большинстве станут такими же ущербными, как и заокеанские.
Но тогда, в начале 70-х, проникновение в наш кинематограф пиндосовского духа, снятие пусть и не целого фильма, а только его фрагмента по пиндосовским лекалам – это был тревожный звонок!
Итак, к фильму! Отгремели выстрелы Гражданской войны. Победа осталась за большевиками; но борьба отнюдь не закончилась. Предстоит грандиозное восстановление страны из руин; враг же никуда не делся, а просто ушёл в подполье. Чем-то такая борьба даже хуже войны: там врага ты знаешь в лицо, а здесь – чужие среди своих.
Именно для выявления таковых трое из пяти наших героев, ковавших победу в Гражданской войне, уходят на службу в ЧК. Это Степан Липягин (Н. Пастухов), Егор Шилов (Ю. Богатырёв) и Николай Кунгуров (А. Пороховщиков). Василий Сарычев (А. Солоницын) становится председателем местного исполкома. Андрей Забелин (С. Шакуров) загружается кабинетной, бумажной работой.
При этом Кунгуров и Сарычев, став начальниками, успели изрядно облысеть – в сравнении с начальной сценой, в которой наши герои празднуют победу. Кстати, в густых париках и омолаживающем гриме идентифицировать Пороховщикова и Солоницына не так-то просто.
Не все довольны своим новым положением. Импульсивный, неусидчивый Забелин то и дело пытается дезертировать с бумажного фронта, который ему явно не по душе. Не чувствует гармонию и Кунгуров: "Не могу я на это должности, Василий! Мне бы в армию или на завод".
У героя Пороховщикова такое недовольство – скорее минутная слабость: когда Забелин предлагает ему поменяться должностями, Кунгуров такой вариант категорически отвергает.
Что же касается героя Шакурова, то как же мудро поступили большевики, определив его именно на бумажный фронт работы. Представьте, сколько дров Забелин с его горячностью и невыдержанностью наломал бы в ЧК, куда он порывался.
Ну а дальше начинаются события, имеющие вполне реальную историческую основу: "светочи" демократии и человеколюбия из Лиги наций отказывают голодающим Поволжья в помощи: хлеб молодая Советская республика может купить только за золото, отправку которого и приказывает ускорить директива из Москвы. Выполнение операции возлагается на местную ЧК.
Тут в дело и вступает Чужой среди своих, срывая отправку золота. Причём дважды. Сначала белобандиты похищают Шилова – главного ответственного за выполнение операции. А когда красные, полагая, что Шилов убит, всё же отправляют поезд – но только без шума и охраны – белые офицеры грабят его и похищают золото: благодаря своему человеку в ЧК эта информация не была для них тайной.
Создатели фильма сразу дают возможность умеющим читать между строк зрителям, кто есть "крот": герой Н. Засухина (лже-Никодимов) и до отправки поезда – на заседании губкома, и после его ограбления – в ЧК, вроде бы ненавязчиво, но упорно пытается вызвать у коллег недоверие к Шилову, кивая на то, что его родной брат – казачий сотник, воевавший против Советской власти.
А громче всех "Кричи вора!" кричит известно кто. Затем зрителю подаётся информация, что рабочей рукой лже-Никодимова является левая; но об этом – позже.
Однако после успешной операции белых происходит совсем непредвиденное: уже на другой поезд, в котором они везут украденное золото, совершает налёт банда местного атамана; трое офицеров убиты (ещё один был застрелен чекистами при ограблении первого поезда), золото перепохищено.
В этих двух эпизодах ограбления, в сжатой форме, показаны такие исторические явления, как белый террор и террор зелёный – явления преступные и бессмысленные: убийства ради убийств, ради наживы; насилие ради насилия.
Красный же террор всё-таки имел и позитивный смысл – борьбу с теми, кто не хотел построения первого в мире социального государства – государства, в котором к минимуму было сведено социальное расслоение, активно функционировали социальные лифты и действовали широкие социальные гарантии для населения; борьбу с теми, кто мешал большевикам строить великое государство, которое через два с половиной десятилетия выиграет самую страшную войну в мировой истории, а ещё через полтора – первым запустит человека в Космос.
Ну а похитители Шилова поступают тонко: накачивая его наркотиками и удерживая у себя, они затем не убивают, а отпускают частично потерявшего память чекиста. Подозрение в "сливе" информации о поезде с золотом падает на него, и следствие уходит по ложному следу. Друзья Шилова сердцем понимают, что он невиновен. "А я в это не верю! Не верю! Нет, не верю, не верю... Не верю!" – приговаривает Сарычев.
Но что такое коммунизм, быть коммунистом? Это когда общие интересы ставятся выше личных, а если нужно, то и в ущерб личным – в противовес идеологии капитализма, при которой на железное первое место выходит не общее благо, а личное, в подавляющем большинстве случаев – в ущерб общему.
Наши друзья в ситуации с Шиловым отбрасывают личное, дружеское, и поступают с ним, как и с любым другим подозреваемым: закон должен быть един для всех. Общее дело требует разоблачения Чужого среди своих, возврат утерянного золото и закупку хлеба для голодающих – ради этого дела можно пожертвовать личными отношениями.
Шилов арестован. Оснований быть довольным у Егора нет, но наверняка он понимает, что на месте своих соратников поступил бы так же. И тут Шилов проявляет всю свою чекистскую находчивость и предприимчивость.
Сначала он сбегает из-под конвоя. Затем – приходит к железнодорожнику Ванюкину (умели в советских фильмах давать отрицательным героям звучные фамилии!), связному белобандитов, который и удерживал у себя Егора всё это время. Силой авторитета и кулака чекист принуждает его фактически добровольно явиться с повинной в ЧК – проверить факт явки Шилов не мог.
Далее, он внедряется в банду и подавляет уже находившегося там ротмистра Лемке силой кулака, а атамана Брылова – силой личности: главарю банды ничего не стоило "шлёпнуть" Шилова, не скрывавшего, что он чекист, да ещё и конкурент в борьбе за золото; но, видимо, шиловская харизма сказала своё веское слово.
Тем временем соратники Шилова, дёрнув за веревочку, коей оказался повинившийся Ванюкин, начинают распутывать дело по выявлению Чужого в своих рядах. Тем более, что он сам себя выдаёт, убив Ванюкина в камере и оставив чекистам великолепную улику в виде следа от удара на лице убитого, нанесённого левой рукой.
"Крот" и тут пытается действовать изобретательно, подбросив в камеру мундштук Забелина, отбывшего на операцию по ликвидации банды Брылова; но этот ход не срабатывает. Выяснив, что среди имевших доступ в камеру – только один левша, чекисты выявляют его.
Первоначально, услышав про левшу, уже незнающий, кого подозревать, Сарычев бросает Кунгурову спичечный коробок, но видя, что тот ловит правой рукой, понимает, что герой Пороховщикова тут ни при чём.
Интересно, что этот тонкий, интеллектуальный трюк с коробком приходит в голову не председателю ГубЧК, которому по должности полагается предпринимать тонкие, нестандартные ходы, а партийному работнику. Равно, как и изобретательное решение отправить золото простым вагоном, оставив бронированный у всех на виду приходит на ум Сарычеву, а не Кунгурову.
Если бы фильм был детективным и посвящался работникам госбезопасности, эти эпизоды можно было считать нестыковками; но так как фильм всё же не шпионско-чекистский, а приключенческий, и чекисты в нём фигурируют, как говорится, постольку-поскольку – то всё в порядке.
Начав копать под "крота", чекисты выясняют, что настоящий рабочий Никодимов был убит несколько лет назад, а работавший всё это время под его именем человек и есть агент белых в ЧК. Как именно чекисты это выяснили – осталось за рамками фильма, ибо, ещё раз надо подчеркнуть, шпионско-детективная линия картины полностью поглощается приключенческой.
Кстати, лишь недавно заметил киноляп в сцене разоблачения Чужого, заканчивающейся его ликвидацией – при попытке применить оружие. Эпизод, длившийся по факту несколько минут, судя по кинокадрам, тянулся несколько дней: в начале действа герой Засухина гладко выбрит и одет в классическую крестьянскую рубаху без пуговиц, а конце сцены он уже зарос щетиной и наряжен в рубашку также белого цвета, но уже с пуговицами и вертикальными полосками.
А в начале сцены, когда Кунгуров приезжает с вестью об убийстве Ванюкина в камере и в её конце – когда он заканчивает умываться водой из бочки и проходит проверку "на левшу" от Сарычева – герой Пороховщикова тоже одет в разные рубашки. Возможно, эпизод со спичечным коробком пришёл авторам в голову уже после основных съёмок.
Тем временем, дела у Своего среди чужих тоже идут в гору: Шилов ликвидирует Брылова и тащит на себе вновь обретённое золото в придачу с раненным Лемке. Кстати, это тема для отдельного разговора, но фильм "Свой среди чужих, чужой среди своих" носит в себе достаточно глубокий идейно-политический смысл.
В частности, в ходе диалога между чекистом Шиловым и ротмистром Лемке последний очень ёмко и точно выразил всю гнилую сущность капитализма. "Это должно принадлежать одному, а не всем" – говорит Лемке, уговаривая Шилова присвоить золото себе. Это фраза потрясающе точно объясняет то, почему Россия при всех своих возможностях живёт так плохо – именно потому что её многочисленные ресурсы принадлежат одному, а не всем.
Не всему народу, а горстке паразитов, жирующих и не знающих куда девать деньги. Тогда как основная масса населения живёт в нищете и бедности, в лучшем случае – в кредитно-ипотечной яме, считая дни до зарплаты. Капитализм – зло, преступная идеология и преступное явление!
По законам киножанра Егор с гостинцами выходит прямо к Сарычеву, Кунгурову и Забелину, которые уже отчаялись найти и золото и Шилова, и готовы "отвечать перед Партией по всем законам нашего сурового времени".
Друзья вновь вместе празднуют победу, но их дружба уже не будет прежней: сними нет Липягина, а эпизод с недоверием Шилову, пожалуй, должен только укрепить дружбу, а не расколоть её.
Итак, в фильме есть всё, чтобы можно было назвать его удачным и даже шедевральным: яркий, красиво закрученный сюжет; сильное музыкальное сопровождение (отличная "Песня о корабле" на стихи Н. Кончаловской, прекрасно исполненная А. Градским, а также – главная музыкальная тема фильма); удачная актёрская подборка и индивидуально сильная игра.
Очень гармоничны в роли первых чекистов (т.е. рабочих и крестьян, мобилизованных на работу в ЧК) Ю. Богатырёв и особенно Н. Пастухов – с их простолюдинской внешностью. Украшает фильм образом придурковатого железнодорожника А. Калягин – мастер исполнять на высоком уровне самые разнообразные и противоположные роли.
Как обычно, хорош в роли аристократического подлеца А. Кайдановский, бывший одним из главных специалистов по игре не просто отрицательных персонажей, а глубинных злодеев, склонных к предательству, к тому, чтобы ударить ножом в спину. Удачно смотрится в образе бравого красноармейца С. Шакуров. А украшает фильм – в его начальной сцене – симпатичная девушка Екатерина Шадрина; почему-то, это её единственная роль в кино.
Отдельно хочется сказать про А. Пороховщикова, сыгравшего председателя местной ГубЧК. Пороховщиков часто исполнял в кино роли милицейских и чекистских начальников. И зря: не его это роли! Внешность у Пороховщикова безобидная, даже детская, а главное, голос совсем тихий, невнятный для силовика.
Особо нелепо это выглядит в фильме "Живая мишень", где Пороховщиков играет полковника милиции, у которого бандиты похитили дочь; и вот, сидит он у бандитов в гостях, угощается чаем и застенчиво, даже стыдливо, приговаривает "Спасибо, спасибо!", когда же разговор заходит о его дочери, выдавливая из себя, тихонько грозит главарю банды: "Тебе не жить, тебе не жить!".
Из-за такой, неудачной подборки актёров был, например, подпорчен очень неплохой фильм "Выгодный контракт", где А. Пороховщиков и А. Ромашин исполняют ну абсолютно не свои роли – майора и подполковника КГБ, соответственно. Если уж режиссёры так упорно видели в Пороховщикове сотрудника органов госбезопасности или внутренних дел, то озвучивать его должен был другой актёр.
Или ещё вариант – фильм "Ринг", где майор милиции в исполнении Пороховщикова в основном не говорит, а боксирует. В фильме "Свой среди чужих..." Пороховщикова озвучил Кваша – посредственный актёр, который по голосу, конечно, никакой не председатель ЧК, но за саму мысль создателям фильма – плюс.
И, наконец, А. Солоницын в роли председателя губкома. В лучших фильмах о первых чекистах часто встречается образ председателя ЧК, как вроде бы неприметного, невыразительного, а на самом деле – вдумчивого, рассудительного и укладывающего врага на лопатки в интеллектуальной схватке.
Таковы Ю. Назаров – в "Покушении на ГОЭЛРО", Э. Романов – в "Без видимых причин", В. Кенигсон – в "Сотруднике ЧК". Солоницын продолжает этот ряд. Пусть в фильме он не чекист, но содержательно, как было замечено выше, интеллектуальную, тонкую работу за председателя ГубЧК проделывает именно он.
И, в завершении, не могу не сказать об исторической нестыковке, связанной с героями Пороховщикова и Солоницина: оба в фильме носят галстук. В начальной и в финальной сценах фильма наши герои пускают под откос карету – символ буржуазного мира.
Так вот, галстук в те годы также считался одним из символов буржуазности. Под запретом галстуки, конечно, не были (вспомним хотя бы Молотова), но всё равно их тогда почти не носили. Тем более, речь идёт о главе местной партийной организации и главе местных органов госбезопасности.
Одичалые
Самые крутые анонсы с TGA 2025
Декабрь для игровой индустрии всегда особенный — именно в это время проходит The Game Awards, где разработчики показывают свежие трейлеры и делятся новыми проектами.
В этом году вечер оказался богатым на громкие анонсы. Capcom подтвердила возвращение Леона С. Кеннеди в Resident Evil Requiem, загадочная статуя оказалась тизером новой Divinity от Larian Studios, а студия Arcanaut Кейси Хадсона представила Star Wars: Fate of the Old Republic. И это лишь часть того, что показали на сцене.
The Free Shepherd
Студия Frame Interactive из Берлингтона, штат Вермонт, открыла презентацию своим новым проектом. В основе игры лежит идея управления стадом овец, где игроку предстоит взять на себя роль пастуха и направлять животных.
Decrepit
Свежий проект в жанре мрачного фэнтези, который объединяет боевую систему в духе soulslike с атмосферой классических подземелий. Игра делает ставку на напряженные сражения и исследование локаций, где каждый шаг может обернуться неожиданным испытанием.
Audio Mech
Динамичный шутер в яркой неоновой стилистике, созданный автором Audiosurf. В основе игры лежит необычная механика: ваши атаки формируются из музыкальных ритмов, превращая звук в оружие. Каждый выстрел — это энергия, рождающаяся из мелодии, которая задает темп всему происходящему на экране.
Bradley the Badger
Молодая команда Day 4 Night Studio представила свой первый проект. Это трехмерный платформер, где главным героем выступает забавный барсук. Авторы решили выделиться необычным подходом: уровни вдохновлены известными игровыми мирами, среди которых можно заметить отсылки к киберпанку и атмосфере Bloodborne, а также другим популярным сеттингам.
Stupid Never Dies
Студия GPTRACK50 из Осаки представила свою первую игру. Это динамичный экшен от третьего лица, где в центре событий — необычный дуэт: мальчик‑зомби и девушка‑человек. Вместе они сражаются с монстрами, а все действие сопровождается энергичной музыкой в стиле ска, задающей особое настроение происходящему.
Star Wars: Fate of the Old Republic
И все-таки свершилось. Arcanaut Games вместе с Кейси Хадсоном представили проект под названием Star Wars: Fate of the Old Republic. Это одиночная игра, действие которой разворачивается во вселенной Старой Республики, знакомой поклонникам «Звездных войн».
Divinity
Странная скульптура, появившаяся без объяснений, а затем утечки с упоминанием торговых марок, стали первыми намеками на новый проект Larian Studio. Теперь разработчики официально подтвердили: речь идет о Divinity — продолжении их культовой серии, с которой когда‑то начиналась история студии.
4Loop
На сцене появился дуэт, который сразу привлек внимание публики: Джей Джей Абрамс, известный по сериалу «Остаться в живых», и Майк Бут, один из создателей Left 4 Dead. Вместе они представили новый проект под названием 4Loop — кооперативный шутер, рассчитанный на командную игру и совместное прохождение.
Coven of the Chicken Foot
Мрачная фэнтези-история, где в центре внимания пожилая колдунья и ее верный зверь-спутник. Игра стала дебютной работой студии Wildflower Games, которую возглавляет Брюс Стрейли, ранее занимавший должность сорежиссера таких проектов, как The Last of Us и Uncharted.
Ontos
Frictional Games, известные по Amnesia: The Dark Descent, вместе с Kepler Interactive анонсировали новый проект. Игра заявлена как идейный наследник Soma и должна выйти в 2026 году.
Судя по первому трейлеру, разработчики решили не щадить зрителей: ролик получился неприятным и местами даже отталкивающим, что, впрочем, отлично вписывается в традицию студии создавать атмосферу, давящую на нервы. Если вы помните, как Soma умела играть с ощущением тревоги и безысходности, то здесь явно готовят нечто в том же ключе, но с новым научно‑фантастическим антуражем.
Order of the Sinking Star
Новая головоломка от Джонатана Блоу, автора культовой Braid. В проекте вас ждет тысяча неповторяющихся задач, распределенных по четырем отдельным мирам, каждый со своей атмосферой и правилами.
Dungeons & Dragons: Warlock
Wizards of the Coast вместе с Invoke Studios представили неожиданную новинку. В центре проекта лежит идея разнообразных магических направлений, а главным героем станет персонаж, которому голос подарила актриса Триша Хелфер.
Control Resonant
Новый этап в серии Remedy Entertainment. На этот раз события выйдут за пределы Старейшего Дома и перенесут вас в мистическую версию Манхэттена. Главным действующим лицом будет Дилан Фейден — брат Джесси, знакомой вам по первой части. История покажет его путь в окружении сверхъестественных явлений, где привычный город превращается в арену паранормальных столкновений.
Gang of Dragon
Первый самостоятельный проект Тосихиро Нагоси, известного как создателя серии Yakuza, наконец показали публике.
Tomb Raider Catalyst и Legacy of Atlantis
На недавней презентации разработчики показали сразу два новых проекта во вселенной Tomb Raider. Первым из них стала Tomb Raider Catalyst — свежая история о Ларе Крофт, которая открывает для игроков совершенно новое приключение.
Следующим проектом стала обсуждаемая Tomb Raider: Legacy of Atlantis — полноценный ремейк первой части, вышедшей еще в 1996 году.
Forest 3
Следующий проект в серии, и его первый показ сразу зацепил внимание игроков сеттингом далекого будущего. На экране появился мрачный лес, утопающий в густом тумане, где атмосфера напоминала заброшенное и пугающее место. Среди деревьев мелькали странные чудовищные создания, напоминающие гидру, и именно они задали тон всей демонстрации — тревожный и напряженный.
No Law
Новый проект студии Neon Giant, авторов The Ascent. Это шутер от первого лица, в центре которого история одного человека, решившего отомстить после нападения в собственном доме.
Total War: Warhammer 40K
Франшиза Total War готовится к расширению: к серии присоединяется вселенная Warhammer 40K. Об этом стало известно благодаря кинематографичному трейлеру, который представил актер Дэвид Харбор, знакомый многим по «Очень странным делам».
Ace Combat 8: Wings of Theve
На сцене TGA неожиданно появился новый проект от Bandai Namco. Серия, давно ставшая символом динамичных воздушных боев, готовится вернуться в 2026 году с новой частью, где снова будут головокружительные маневры и напряженные схватки в небе.
Star Wars Galactic Racer
Поклонники вселенной снова смогут оказаться за рулем гоночного пода. Вас ждут гонки по разным планетам и локациям, где можно прочувствовать атмосферу «Звездных войн» в динамичном формате.
Mega Man: Dual Override
Capcom решила удивить поклонников и представила совершенно новый проект во вселенной Mega Man. Игра готовится к выходу в 2027 году. Для многих это стало неожиданностью, ведь серия долгое время не радовала свежими релизами, а теперь разработчики явно намерены вернуть интерес к культовой франшизе.
Новые подробности уже анонсированных ранее игр
Pragmata
Capcom наконец поделилась свежими подробностями о научно‑фантастическом шутере от третьего лица с элементами головоломок. В новом показе разработчики вновь вернули нас к футуристическому городу, который впервые мелькнул в дебютном ролике еще в 2020 году. Теперь стало известно, что релиз назначен на 24 апреля 2026 года: игра выйдет сразу на консолях и ПК, включая новую Switch 2.
Resident Evil Requiem
В свежем ролике грядущей части Resident Evil Requiem зрители впервые увидели Леона С. Кеннеди. Его появление стало заметным событием для поклонников серии, ведь персонаж долгое время оставался в стороне от этой главы франшизы. Теперь же разработчики показали, что культовый герой снова возвращается в центр внимания, и именно его дебют стал ключевым акцентом нового трейлера.
Exodus
Archetype Entertainment совместно с Wizards of the Coast показали первые кадры игрового процесса Exodus. В ролике зрителям представили главного персонажа по имени Джун, а также загадочного героя С.С. Орлева, которому голос подарил актер Мэттью Макконахи.
Street Fighter (2026)
На сцене появилась часть актерского состава новой экранизации Street Fighter, премьера которой запланирована на 2026 год. Вместе с ними зрителям показали первые кадры будущего фильма, дав возможность оценить атмосферу проекта и увидеть, как культовая серия игр будет выглядеть в формате живого кино.
Lego Batman: Legacy of the Dark Knight
Трейлер новой части серии Lego Batman уже показали публике, и он сразу напомнил, за что фанаты любят эту франшизу. В ролике снова сочетаются фирменные шуточные вставки и динамичные сцены, где привычный мир супер героев оживает в формате конструктора. Атмосфера узнаваемая: легкая и ироничная, но при этом насыщенная действием, которое строится вокруг привычных для серии механик. Игра выйдет 29 мая 2026 года.
007: First Light
В свежем ролике IO Interactive, посвященном истории становления Джеймса Бонда, зрителям показывают поездку агента в Мавританию. Именно там он сталкивается с одним из ключевых противников — Баумой, роль которого исполнил Ленни Кравиц. Релиз назначен на 26 марта 2026-го.
Lords Of The Fallen 2
Игру впервые показали публике этим летом на Gamescom Opening Night Live, а уже в декабре проект вновь вышел на сцену — теперь на The Game Awards. Именно там зрителям представили первый ролик с реальным геймплеем, дав возможность увидеть, как игра выглядит в действии.
Saros
На презентации студии Housemarque показали свежий материал по их новому шутеру. В ролике появились новые герои, противники и другие детали, которые раньше не демонстрировались. Кроме того, зрителям показали фрагменты игрового процесса и сообщили дату выхода — 30 апреля 2026-го.
Phantom Blade Zero
Студия S-Game готовит к выходу свой новый экшен, выполненный в стиле souls-like с примесью боевых искусств и необычной эстетики. Дата релиза назначена на 9 сентября 2026 года, что стало известно из свежего трейлера. В ролике показали новые элементы геймплея: разные боевые техники и схватки с огромными противниками, которые явно станут серьезным испытанием для игроков.
Переходите на ggsel.net — торговую площадку, где вы найдете игры для ПК и консолей, DLC, сможете пополнить баланс популярных игровых и неигровых сервисов, купить и продать игровой аккаунт. И все это — по низким ценам!
Реклама ООО «Ай Ти Инвест», ИНН: 02405202310226
Как я построил бизнес, который работает без меня и теперь управляю всем между тренировками
В 2005 году я продал свои первые гитары через форумы в интернете. За 19 лет нам удалось вырасти до 35 магазинов по всей стране. В статье расскажу как все началось, сколько приносит сегодня музыкальный магазин и что делает гендиректор, чтобы бизнес развивался.
От школьной рок-группы к своему музыкальному магазину
Музыкой я увлекался с детства, играл в школьной группе.
В середине нулевых дефицита не было, но некоторые вещи все равно достать было непросто. На музыкальном форуме я познакомился с американцем, он помог мне купить хорошую гитару в США за 300 долларов. У нас такая стоила тысячу.
Новость быстро разлетелась по друзьям и знакомым. Люди стали обращаться за помощью в покупке инструмента. Стало ясно: на этом нужно сделать бизнес.
Сначала продавал гитары через объявления на музыкальных форумах как частное лицо. Поставлял их мне тот же знакомый.
В 2005-м сделал первый сайт на 10 товаров. В 2009 открыл сервис покупок за рубежом Shopozz.ru. Допустим, вам нужно купить что-то в зарубежном магазине и оплатить российской картой. Вы платите в сервисе, мы выкупаем ваш заказ и доставляем в страну.
Ввозим так товарку из Америки, Европы и ОАЭ. Сначала у сервиса был большой успех, потому что по тем временам это было в новинку. Потом в нише появились сильные конкуренты. Но мы продолжаем так работать, даем возможность клиентам покупать товары в иностранных магазинах.
Первый офлайн-магазин открыл в 2009 году. Это было помещение 17м² в самарском ТЦ «Мелодия». Накопил 250 тысяч, 500 тысяч взял в кредит. На ремонт потратили 150 тысяч. Аренда — 60 тыс. в месяц.
Магазин сразу начал приносить деньги: в первый месяц вышли в плюс на 50 тыс руб. Дальше развивался на доходы от продаж. Через год переехали в большое помещение в центре города, где развиваемся по сей день.
Сколько стоит и сколько зарабатывает музыкальный магазин
Сегодня у нас 35 магазинов в 34 городах страны и более 100 сотрудников.
Магазин SKIFMUSIC
Чтобы открыть новый магазин, нужны инвестиции. Для простоты приведу пример для города с населением до 1 млн человек:
Нам понадобится помещение 50-100 квадратов на первом или цокольном этаже. Стараемся выбирать помещения с витринными окнами. По цене аренды ориентируемся на средние значения по городу, но не дороже 1000р/м2.
В магазинах работают менеджеры по продажам и мастера.
Менеджеров по продажам мы называем музыкальными экспертами. Это активные люди, у них есть базовые знания в музыкальных инструментах. Обучаем ребят по продуктам и продажам.
Вторая позиция это гитарный мастер. Человек, который починит и настроит ваш инструмент в мастерской. Мастера к нам приходят уже опытные.
Успешный магазин сети SKIFMUSIC приносит примерно 0.5 млн чистой прибыли в месяц за первый год работы, дальше больше.
Интернет-магазин
Гипермаркет на 150000 товаров. Третий в индустрии по посещаемости сайт после «Музторг» и Pop-Music.
Маркетплейсы
На маркетплейсах у нас бюджетные товары с высокой маржинальностью. Дорогой товар могут повредить или потерять. За дорогим инструментом человек не пойдет на маркетплейс, потому что там нет экспертизы. Высокая маржинальность нужна, чтобы после уплаты всех комиссий оставалась еще какая-то прибыль.
55% продаж приносит онлайн, 45% оффлайн
У нас 35 магазинов в 34 городах, интернет-магазин и маркетплейсы. Чем больше точек, тем сложнее понимать, где какой товар лежит. Своя IT-разработка связывает все каналы продаж.
25 миллионов в год
Тратим на развитие IT-инфраструктуры
Складской учёт пытались реализовать сами, не получилось. Используем МойСклад — интегрировали в нашу систему. Видим остатки по всем магазинам. Когда товар заканчивается в одном городе, проверяем наличие в другом. Формируем заказы поставщикам на пополнение.
Когда компания становится большой, разделить обязанности становится трудно. Я гендиректор, у меня всего 3 основные задачи:
определять долгосрочную стратегию — куда идем?
управлять ресурсами — как идем?
управлять командой топ-менеджеров — с кем идем?
Расскажу чуть подробнее, чем я занимаюсь.
Что я как гендиректор делаю, чтобы бизнес рос
Определяю стратегию
До прошлого года мы были дилером. То есть закупали товар у крупных поставщиков и продавали через розничную сеть. Потом усилились санкции, компании потеряли возможность легально продавать нам свой товар и прервали поставки. Стали думать, что с этим делать.
Во-первых, увеличили долю азиатских поставщиков. Было 60%, стало 70-80%.
Во-вторых, организовали контрактное производство в Китае. Для этого разработали собственные торговые марки и заключили контракты на их производство с китайскими заводами. Подробно рассказывал об этом здесь.
Теперь мы меньше зависим от западных поставок, лучше контролируем рынок и цены. Продолжаем закупать у крупных поставщиков и производим свои инструменты.
Это пример стратегического решения, которое сильно влияет на всю компанию. Вообще стратегию условно можно разделить на глобальную стратегию и план на год.
Моя задача — описать будущее компании. Я ставлю глобальную цель. Думаю о том, что будет с компанией через 3-5 лет.
Например, сегодня у нас:
35 магазинов, вторая сеть в стране
Цель на ближайшие пять лет:
172 магазина, первая сеть в стране и вторая в мире
Правда хотим стать первой музыкальной сетью в России. Это амбициозная цель, но реальная. Если ставить фантастические цели, то команда просто в них не поверит. Стараемся держать баланс между амбициями и реальность.
Но как сделать так, чтобы вся сеть способствовала цели, которую я поставил? Для этого мы используем методику objectives and key results или OKR. По-русски звучит как «цели и ключевые результаты». Работает это так.
Сначала ставим амбициозную цель. Амбициозную в том плане, чтобы для ее достижения нужно было что-то сильно улучшить в работе. Например, увеличить долю компании на рынке в 2 раза — хорошая цель, подходит. А поднять продажи на 5% — нет.
Потом выбираем ключевые результаты, по которым будем определять насколько достигли цели. Это цели поменьше, промежуточные. Главное, чтобы их можно было измерить в цифрах.
Например:
Затем оцениваем насколько получилось выполнить цель: 10%, 20%, 50%. В OKR достижение цели на 70% считается хорошим результатом.
Составляете так список целей:
Теперь понятно что нужно сделать и как оценивать результат. По каждой цели потом записываем прогресс в таблицу. Определять так можно разные цели: для компании целиком, для отдела, для себя.
Вместе с командой ставим цели на год
Когда уже есть цель на 3-5 лет, компания планирует свою работу на год. Это происходит на стратегической сессии в январе. Это офлайн мероприятие, где мы отчитываемся о результатах за прошлый год и ставим цели на новый.
Я предоставляю отчет о работе компании за год. Топ-менеджеры отчитываются о результатах своей работы.
Затем я делаю базовые предложения на год. Например:
Повысить выручку на 20%
Снизить операционные расходы на 5%
Дальше мы вместе оцениваем цели, риски, наши возможности и недостатки.
На год ставим одну основную цель, которая должна помочь достичь глобальной цели на ближайшие годы. Это может быть достижение оборотов, прибыли, открытие новых точек. Например:
Увеличить количество магазинов сети вдвое за год
Глобальная цель
На сессии каждый топ-менеджер пытается понять, что он может сделать, чтобы компания достигла цели. Он ставит себе задачи сам. Вместе на сессии мы их обсуждаем и корректируем.
Каждый топ-менеджер выходит со стратегической сессии с персональной картой целей и задач. Дальше только выполнять.
Слежу за прогрессом
Отчетные встречи проходят раз в месяц в Zoom. Длятся 2-3 часа. Дата фиксированная: каждый первый четверг месяца. Все в курсе даты и времени. За день до ОКР топы предоставляют промежуточные цифры результатов по своим задачам.
Встреча проходит так:
Каждый топ-менеджер выступает с 5-минутным докладом по самым важным и волнующим его вещам в отделе. Далее время на вопросы и обсуждения. Регламент: до 15 минут на человека. Но порой идут бурные обсуждения важных вопросов, выдержать время не всегда получается.
Синхронизация работы команды
Главная цель этих собраний
ОКР — это отличный способ коммуникации между отделами. Благодаря этим встречам каждый понимает, чем заняты другие отделы, какие в компании сейчас внедряем процессы и технологии.
Управляю ресурсами
Одна из главных моих рабочих задач. Ресурсы бывают разные: деньги, время и социальный капитал.
Деньги
Я ищу инвесторов. Для запуска проектов вроде СТМ нужны десятки миллионов рублей. Их можно получить через инвестиции от физлиц или компаний, либо банковские кредиты.
Банки сейчас неохотно кредитуют предпринимателей из-за высоких рисков. Ставки для бизнеса достигают 30-35% годовых. При таких условиях работать невыгодно. Эту проблему мы решаем через привлечение инвесторов в нашу партнерскую сеть.
Время / планирование
У меня много рабочих задач. Чтобы активно работать и все успевать, нужно хорошо себя чувствовать. В этом году я запустил для себя так называемую систему «Борис 3.0», в которую включил 3 основных компонента: питание, спорт, сон.
Связь с планированием прямая:
8-9 часов мне требуется на здоровый сон
3-5 раз в день нужно поесть
4-5 тренировок полноценных в неделю
Это база, которая определяет личную эффективность.
Когда пишу себе расписание, сначала расставляю в календарь эти базовые вещи. Потом вписываю все необходимые встречи/зумы. Получается расписание на каждый день, оно состоит из конкретных задач:
Когда нет возможности для голосового разговора, я готов отвечать на вопросы в чате. Это позволяет мне эффективно управлять временем и оставаться на связи. Так как у нас много удаленных сотрудников, все к этому привыкли и нормально работает.
Социальный капитал
Это полезные связи и репутация. Люди, которые вас знают и готовы помочь советом, ресурсом или рекомендацией. Это позволяет решать вопросы быстрее.
Например, нам нужно пригласить музыканта для съемки на youtube канал. С помощью знакомств я напрямую выхожу на концертного директора и быстро договариваюсь по условиям напрямую.
Социальный капитал также помогает находить сотрудников, партнеров и инвесторов.
Чтобы такой капитал нарастить, я участвую в бизнес-клубах. Это такие клубы по интересам, где интерес участников — делать бизнес. Клубы организуют нетворкинг встречи, мастер-классы, закрытые вечеринки. Предприниматели там общаются, обмениваются опытом, делятся инсайдами.
Я состою в клубе "Атланты" уже третий год.
Участвую в найме топ-менеджеров
Команду управленцев я собираю сам. Выглядит это так:
Сначала HR создает профиль кандидата. Затем ищет и проводит первичный отбор по телефону. Заполняет таблицу с базовой информацией:
Я ее просматриваю, выбираю кандидатов для собеседования. Затем назначаем созвон в Zoom на 30 минут: я, HR и кандидат.
Успешные претенденты проходят 2-3 месяца испытательного срока. От топ-менеджеров мы ждем опыт и знания в конкретной области, коммуникабельность, умение работать с поколением Z.
Я занимаюсь предпринимательством 19 лет. За это время научился быстро оценивать людей, но ошибки все равно случаются. Бывают кандидаты, которые на собеседовании проявляют себя хорошо, красиво говорят. Но потом не показывают результатов. Трудно оценить реальные навыки за короткое время.
Для этого испытательный срок. Мы оцениваем сотрудника, какой он человек и хорошо ли работает. Сотрудник оценивает компанию, комфортно ли ему работать с нами.
Сбор эффективной команды может занять до 3 лет
Не стоит переживать, если не получается сделать это быстро.
Сейчас вопрос команды стоит остро. У нас дефицит кадров и рост зарплат. Ищем способы справиться с этой ситуацией. Это один из главных вызовов для нашего бизнеса сейчас.
Выводы
Ставьте амбициозные, но реалистичные долгосрочные цели для вашего бизнеса. Планируйте на 3-5 лет вперед.
Пользуйтесь OKR. Так вы сможете эффективно ставить и отслеживать цели на всех уровнях компании.
Проводите регулярные стратегические сессии и ежемесячные отчетные встречи для синхронизации работы команды.
Диверсифицируйте источники поставок. Если есть возможность, создавайте собственные торговые марки. Это снизит зависимость от поставщиков.
Заботьтесь о личной эффективности. Соблюдайте баланс между работой, отдыхом и здоровым образом жизни.
Развивайте социальный капитал через участие в бизнес-клубах и нетворкинг-мероприятиях.
Инвестируйте в автоматизацию процессов, в долгосрочной перспективе это окупается.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана для блога МойСклад на основе интервью с основателем сети музыкальных магазинов SKIFMUSIC Борисом Колесниковым.
Титры
Мы ведем блог для малого бизнеса. Рассказываем новости для предпринимателей, ошибки и лайфхаки в учете, инструменты продвижения, обновления сервиса МойСклад.
Реклама ООО «Логнекс». ИНН: 7736570901. Erid: 2SDnjbydUkX











































