Слышали выражение «Маленькая ложь рождает большое недоверие»? Мы сейчас расскажем вам три истории об удивительных изобретениях. В каждой истории есть «маленькая ложь», позволяющая догадаться, что и вся история целиком – не правдива. Что это за «маленькая ложь»? Читайте внимательно, смотрите иллюстрации и попробуйте догадаться.
1. Алюминиевая корона
Рассказывают, что в I веке, во времена правления императора Тиберия, жил в Риме некий мастер-кузнец. Однажды он преподнёс императору в подарок корону, изготовленную из неизвестного металла – блестящего, как серебро, прочного, но очень лёгкого! Кузнец надеялся, что получит щедрое вознаграждение за своё изобретение, но император неожиданно нахмурился.
– Кто ещё знает секрет этого металла? – мрачно спросил он.
– Никто, только я! – с гордостью воскликнул мастер.
Тиберий удовлетворённо кивнул:
– Отрубить ему голову!..
Загадочная корона была уничтожена, кузница несчастного мастера сожжена, а тайна удивительного лёгкого металла – алюминия – оставалась неразгаданной ещё почти две тысячи лет... А всё почему? Наверное, императору показалось, что новый материал нарушит привычное равновесие вещей в мире: обесценит золото и серебро, вызовет ненужные интриги и войны.
Тиберий Юлий Цезарь Август (42 г. до н.э. – 37 г. н.э.)
2. Вечные спички
Первые в истории спички изготовил в 1805 году французский химик Жан Шансель. Это было неудобное и опасное изобретение: эти спички не загорались, а буквально взрывались, разбрасывая искры и обжигая руки! Их неоднократно пытались усовершенствовать, но спички по-прежнему оставались крайне «огнеопасными», а кроме того, были ядовиты. Только в 1855 году шведский химик Йохан Лундстрем изобрёл безопасные спички, дошедшие до нашего времени почти без изменений.
Встречали выражение «шведская спичка»? Например, так называется один из рассказов А.П. Чехова. Кроме изобретателя Лундстрема, новая спичка была обязана своим названием ещё одному шведу: промышленнику и финансисту Ивару Крюгеру, который сосредоточил в своих руках производство и торговлю изобретением соотечественника.
«Спичечный король» Ивар Крюгер (1880-1932)
У «шведских спичек» был всего один недостаток: каждую из них можно зажечь только один раз.
Те самые «шведские спички». Как видим, практически не отличаются от наших
Австрийский химик Фердинанд Рингер решил это исправить. И ему это удалось! В 1933 году Рингер продемонстрировал спичку, которая могла зажигаться чуть ли не тысячу раз! Секрет своего изобретения Рингер открывать не стал. Он отклонил предложение «спичечного короля» Крюгера продать патент; построил фабрику и сам начал выпускать «вечные спички». Крюгер был в бешенстве. В ход пошли угрозы, подкуп чиновников, попытки ограбления изобретателя и даже покушения на его жизнь.
В конце концов Рингер не выстоял в этой войне. В 1936 году его фабрика закрылась, а дальнейшая судьба самого изобретателя с тех пор неизвестна. Как и секрет его изобретения…
3. Несгораемое яйцо
В 1990 году в эфире английского общественного телевидения человек по имени Морис Уорд продемонстрировал своё изобретение – сверхжаропрочный пластик. Он предложил ведущему телепрограммы нанести тонкий слой изобретённого им материала на сырое куриное яйцо. Затем вручил ведущему паяльную лампу и предложил хорошенько нагреть яйцо. Яйцо держали в огне лампы несколько минут, а когда разбили, оно оказалось по-прежнему сырым!
Так выглядел эксперимент с яйцом
Изобретением тут же заинтересовалось министерство обороны Великобритании. В ходе проведённых исследований выяснилось, что материал выдерживает температуру в 10 тысяч градусов по Цельсию! Алмаз удалось расплавить при температуре в два с половиной раза меньшей… Однако раскрывать состав и технологию изготовления материала Уорд не стал. За возможность увидеть и изучить свой суперпластик он брал плату, а исследования требовал проводить только в своём присутствии. Властям так и не удалось договориться с капризным изобретателем о полноценном анализе и возможном производстве сверхжаростойкого пластика. В 2011 году Уорда не стало. Считается, что он унёс тайну своего изобретения в могилу...
Ну, как успехи? Удалось найти «маленькую неправду» в каждой истории?
Это была статья из журнала «Лучик». Приобрести его можно на Wildberries и в «Озоне», оформить подписку – на сайте Почты России (с 3 по 13 декабря будет последняя в этом году скидка на подписку на следующий год). Скачать БЕСПЛАТНО номера за 22-24 годы можно по ссылке: https://lychik-school.ru/view
Иногда удивительное научное открытие можно сделать, просто гуляя по улицам. В 1947 году хорватский инженер (а ещё – страстный футболист и археолог-любитель) Иосип Бепо Бритвич решил прогуляться по улицам родного городка с красивым названием Синь.
Город Синь, Хорватия
Проходя мимо старинного, построенного ещё в 19-м столетии особняка, Бритвич обратил внимание на украшающую его древнеримскую скульптуру с портретом мальчика.
Древнеримские памятники в Хорватии – дело обыкновенное. Две тысячи лет назад это была богатая и процветающая римская провинция Далмация, столицей которой был город Салона (современный Сплит) на побережье Адриатического моря. Римские богачи охотно покупали себе в этих краях загородные дома и виллы, а в 305 году нашей эры здесь был даже выстроен роскошный дворец императора Диоклетиана (он, кстати, сохранился до нашего времени).
Городок Синь, по улицам которого гулял Бритвич, находится от Сплита в каких-то 20 километрах, так что древнеримская скульптура в качестве украшения особняка Перковичей по адресу улица Врличка, дом 10 никого особо не удивляла. Скульптуру эту учёные откопали ещё в середине 19-го века на горе Гардун, где давным-давно стояла римская крепость Тилуриум.
Особой художественной ценности скульптура не представляла и археологов с историками не заинтересовала совсем. Дескать, обыкновенная памятная плита 2-го века нашей эры, такие каждый год находят десятками что в Хорватии, что в Италии, ничего особенного в ней нет. Вот так и получилось, что скульптура не попала в музей, а была за невеликие деньги продана местному жителю. А тот пристроил её на стену своего особняка в качестве украшения. Висит себе – и висит.
Скульптура изображает древнеримского ребёнка, мальчика. Надпись под изображением гласит, что мальчика этого звали Гай Лаберий и что ему было 7 лет. Больше нам ничего не известно – кто были его родители? Почему он жил в Тилуриуме? Отчего он умер, что с ним случилось?
Мы знаем, что в крепости располагалась римская когорта, то есть воинская часть. Вероятно, Гай Лаберий был сыном римского военачальника – возможно, отец мальчика считал, что суровая жизнь среди солдат будет для сына полезнее жизни с матерью в «изнеженном» Риме; такие случаи в истории были, например, император Гай Цезарь (Калигула) ребёнком жил в армейском лагере и даже носил специально сделанный для него костюм легионера... Кто знает...
Однако вернёмся в 1947 год. В руке у Гая Лаберия неизвестный скульптор изобразил небольшой мяч – наверное, любимую игрушку ребёнка. Вот на этот-то мяч и обратил внимание Иосип Бритвич. Издалека кажется, что мяч в руке мальчика гладкий. Однако при внимательном осмотре на поверхности мяча были обнаружены линии, образующие известную каждому современному мальчишке правильную сетку из пятиугольников. Бритвич понял, что видит нечто удивительное. На скульптурном портрете, относящемся ко 2-му веку нашей эры, оказался изображён… самый настоящий футбольный мяч!
Надгробие Гая Лаберия
Неужели футбольный мяч изобрели в Далмации? Больше 20 лет Иосип Бритвич потратил на то, чтобы доказать скептикам, что скульптура на стене – не подделка, не чья-то глупая шутка и не мистификация. Что на портрете изображён настоящий мяч, а не случайная фантазия скульптора. Наконец, в 1969 году теорию Бритвича признали официально – журнал Всемирной футбольной ассоциации (ФИФА) даже вышел с изображением Гая Лаберия на обложке и подзаголовком «Археология и футбол».
А в городе Синь местные энтузиасты даже изготовили из ткани и кожи модель мяча со скульптуры и стали устраивать регулярные костюмированные фестивали, в которых изображают игру древнеримских легионеров и их далматинских союзников в самый древний в мире футбол. В 2017 году они издали книжку с цветными картинками, которую назвали «Легенда о Гае Лаберии».
Сама по себе игра в мяч вряд ли может считаться чьим-то отдельным изобретением. В импровизированный «мяч» из яблока или клубка ниток с удовольствием играют не только люди, но и животные – кошки, собаки. Так что вряд ли можно говорить всерьёз о том, кто первый изобрёл мяч. Мяч – из травы, из каучука, из кожи, из тряпок, из бычьего пузыря – известен многим народам мира очень давно. О существовании какой-то игры в мяч упоминают древние китайские летописи. Игра в мяч была популярна у индейцев доколумбовой Америки. Причём для индейцев игра в мяч была во многом ритуальным, священным действием – и проигравшую команду могли в полном составе принести в жертву!
Игра в мяч у древних майя
Однако именно в качестве развлечения, отдыха, массового спорта игра в мяч впервые «прописалась» в Древней Греции и Риме. Древние римляне знали несколько разновидностей мячей для игры: мяч размером поменьше они называли «пила», мяч побольше – «фоллис», а мяч, набитый перьями (скорее всего, чем-то напоминающий баскетбольный) – «паганика». Вот что пишет древнегреческий писатель Афиней Навкратийский, живший, кстати, в том же самом 2-м веке, что и мальчик Гай Лаберий из крепости Тилуриум:
Игра же в мяч, называемая «арпастон», мне нравится больше всего. Она требует значительных усилий в борьбе за мяч и весьма изнурительна: нередко играющие не на шутку выкручивают друг другу шеи и душат...
Древнегреческий «футболист»
А вот как описывает игру в мяч древнегреческий поэт Антифан:
С весёлым смехом он проворно мяч схватил,
Своим отдал, от этих ускользнул легко,
Того с пути отбросил, этого – поднял,
Все заревели: «Дальше! Рядом с ним! Закинь!
Над головою! Низом! Верхом! Подойди!
Отдай в борьбу!
Древние греки называли эту игру «арпастон», а римляне – «гарпаст». К сожалению, мы не знаем правил этой игры – да и вообще вопрос, были ли у этой игры какие-то написанные правила. Название «арпастон» происходит от греческого слова со значением «отнимать, захватывать» – вполне возможно, что изначально игра была чем-то вроде весёлого «ну-ка отними!» на школьной переменке. Мяч разрешалось хватать, бросать руками, бить ногами, вырывать из рук – в общем, игра была довольно жестокой, но популярной.
Гарпаст. Древнеримская фреска из города Помпеи (фрагмент)
Вот как хвалил гарпаст знаменитый древнеримский врач Гален:
Игра эта лучше, чем борьба или бег, потому что развивает все мускулы тела, не отнимает много времени и не требует денег.
Обратите внимание на последние слова! Заниматься спортом тогда было не самым дешёвым занятием – далеко не каждый мог позволить себе завести скаковых лошадей, посещать гимнастический зал (палестру) или покупать дорогие масла и мази для занятий борьбой. Для гарпаста же годилась любая улица, требовался только мяч, который стоил очень дёшево.
Игра эта годилась и для взрослых, и для детей любого возраста, потому-то она и была так распространена. Нетрудно догадаться, что гарпаст был любимым времяпровождением римских легионеров на отдыхе – и вместе с римскими солдатами эта игра стала известной и популярной во всех уголках империи.
Наверняка и семилетний Гай Лаберий с удовольствием «гонял мяч» с отдыхающими солдатами по внутреннему двору крепости Тилуриум почти две тысячи лет тому назад...
Римская империя распалась в результате непрерывных войн с варварами – однако не исчезла бесследно. На её месте возникали графства, княжества и королевства, которым в будущем предстояло превратиться в современные Италию, Германию, Францию, Англию... Однако от древней империи сохранилась христианская церковь. Сохранился латинский язык. Сохранились многие города и постройки... И игра в мяч сохранилась тоже!
В своей книге «История бриттов», написанной в 9-м веке, средневековый писатель Ненний упоминает о неких «мальчиках, играющих в мяч» (по латыни – «пилэ лудус», помните, римляне называли мяч «пила»?). А из 12-го века до нас уже дошло описание самой настоящей игры в футбол в окрестностях Лондона. Сделал это описание Уильям Фиц-Стефен, священник из свиты Фомы Бекета, архиепископа Кентерберийского:
После обеда вся молодёжь города выходит в поля, чтобы принять участие в игре в мяч. У школьников из каждой школы есть свой мяч; работники из городских мастерских тоже несут свои мячи. Пожилые горожане, отцы и богатые горожане приезжают верхом, чтобы поглядеть на состязания своих детей и вспомнить свою молодость: видно, как сильно переживают они, глядя за игрой, как захватывает их забава беззаботных подростков.
Судя по записям средневековых хроник, тогдашняя игра в мяч по своей жестокости мало чем отличалась от древнеримского гарпаста. Нередки были случаи, когда игроки погибали во время игры. Недовольна была церковь – игра в мяч отвлекала молодёжь от «более благочестивых занятий». Недоволен был и король – игра в мяч отвлекала всё ту же самую молодёжь от тренировок в стрельбе из лука и военных упражнений.
И вот в 1314 году английский король Эдуард 2-й издаёт вот такой вот прелюбопытнейший указ:
Поскольку в городе творится великий шум, вызванный бестолковой беготнёй за большими ножными мячами в общедоступных полях, отчего происходит много зла, запрещённого Господом, мы приказываем и запрещаем под страхом тюремного заключения проводить в будущем в городе такие игры.
А что такого особенного в этом указе? – спросите вы. А то, что в нём впервые были употреблены английские слова «ножной мяч», то есть «фут бол»!
Популярность футбола (теперь мы уже можем называть эту игру именно так), несмотря на королевские указы, нисколько не уменьшалась. Английские монархи были просто в ярости – шла война с Францией, а вместо того, чтобы стрелять из лука и вообще заниматься военной подготовкой, подданные вовсю гоняют мяч!
За триста лет, с 1314 по 1667 год, в Англии было принято больше 30 законов, запрещающих игру в футбол. Но ничего не помогало – в футбол продолжали играть, несмотря на все запреты и штрафы. К концу 15-го столетия футбол в Англии уже стал походить на современный – игрокам запретили выходить на игру с оружием (!), и ударять по мячу уже разрешалось только ногами. Однако других правил не было, и игра, несмотря на всю свою популярность, продолжала регулярно калечить игроков.
Например, в ходу была такая песенка о «Прелестях футбола»:
Синяки и шишки, сломанные кости,
Игроки, готовые лопнуть от злости,
Станешь скоро жалким и хромым калекой,
Вот футбола прелести – горе человеку!
Древнеримская игра в мяч сохранилась не только в Англии. Она была популярна и во Франции – правда, там она стала в итоге больше напоминать современный теннис, а не футбол. Зато в Италии футбол уже в 15-м веке стал одним из любимейших видов спорта для аристократов. Назывался он «жоко дель кальчо фиорентино» или просто «кальчо» – то есть «удары ногами», «пинки». В эту игру любили играть даже римские папы – например, Климент 7-й или Лев 11-й.
Игра в кальчо во Флоренции в 1688 году
Во Флоренции матчи происходили на центральной площади города – пьяцца Санта-Кроче. От каждого городского квартала выходила одна команда, а всего их было четыре – «синие», «красные», «белые» и «зелёные». Игра была настоящим событием, а болельщики были ничуть не менее активны и азартны, чем в наше время. Например, известен случай, когда футбольный матч состоялся во время осады города войсками императора Карла 5-го – только подумайте, футбол не могла отменить даже война!
Правила у итальянской игры были, само собой, не такими, как в Англии – но в одном «кальчо» ни капельки не отставал от своего британского «собрата»: игра была очень жестокой, силовой. В современном футболе категорически запрещается атаковать игрока, не владеющего мячом – в средневековых вариантах футбола такого правила не существовало. Разрешалось наносить удары руками и ногами, толкать соперников, сбивать их с ног – лишь бы «расчистить» путь для игрока с мячом, чтобы забить долгожданный гол.
Французский король Генрих 3-й, будучи в Венеции, посетил устроенную в его честь игру в мяч, после которой сказал:
Для настоящей войны это слишком мелко, но для игры – слишком жестоко.
Кстати говоря, устраивать футбольные матчи в честь какого-то торжественного события или почётного гостя было в те времена вполне в порядке вещей. Например, в 1615 году король Англии и Шотландии Яков 1-й совершал поездку по стране, и в графстве Уилтшир деревенские жители, согласно хроникам, «для развлечения его величества устроили футбольный матч».
Современный футбол, как вы знаете, – это прежде всего строгие правила, в том числе касающиеся безопасности игроков; с точки зрения средневекового и античного футбола современный футбол – игра чересчур «джентльменская», «интеллигентная». А потому многие любители острых ощущений пытаются в наши дни возродить средневековые виды футбола. Например, во Флоренции сейчас регулярно проводятся матчи по футболу «кальчо»; есть подобные энтузиасты-реконструкторы и в Англии, и во Франции, и в Шотландии, и в Хорватии.
Современная игра в кальчо
Однако всё-таки современный футбол лучше – хотя бы потому, что в нём есть единые правила для всех команд из разных стран. Только представьте себе, какая война начнётся, если каждая команда начнёт приезжать на соревнования со своими собственными правилами!
Скажите, вам приходилось когда-нибудь слышать выражение "безумная Грета"? Нет, речь не о норвежской девочке, ставшей орудием в лапах политиканов и закулисных мировых махинаторов. Эта Грета "потепления" не боялась...
Тенирс Давид Младший (1610–1690). "Безумная Грета"
Про Тиля Уленшпигеля знают все, а про неё – почему-то немногие. Хотя жили они приблизительно в одно время (16-17 века) и в одном месте (Нидерланды). Первым из живописцев безумную Грету изобразил великий Брейгель. Его картину мы показывать не будем (найдёте в интернете – поймёте почему). Посмотрим лучше на полотно его соотечественника Тенирса Давида Младшего, написанное столетием позже.
Странная картина – жутковатая и одновременно потешная. Похожая на иллюстрацию к какой-то сказке, правда?
Тётушка Грета всю жизнь была очень несчастна и терпелива. Война, нищета, голод и болезни, жестокий муж-пьяница, гибель детей… И вот как-то раз нищая женщина не нашла своей единственной сковородки. Грета слыхала, что черти в аду поджаривают грешников на сковородах, и отправилась в пекло. Разогнав нечисть, Грета отняла у чертей подходящую ей сковородку, а заодно и всякую другую утварь, и вернулась домой. Жизнь у тётушки была такая, что в преисподней её ничего не испугало.
Взгляните на саблю – странноватую в женской руке. Дело в том, что созданию картины предшествовала так называемая Тридцатилетняя война (1618–1648), в которую были вовлечены почти все страны Европы.
Аугусто Феррер-Далмау Ньето. "Битва при Рокруа"
Война эта была очень странной. Армии, сражавшиеся за то или иное государство, формировались не из граждан этих государств, а из людей любых национальностей и вероисповеданий, причём попадали в них, как правило, оставшиеся без средств к существованию жители бедствующих городов и сёл.
Клятва верности давалась не государству или королю, а знамени, и если знамя захватывал неприятель, то воин имел право последовать за ним. Кроме того, солдат служил по контракту, и, когда срок контракта заканчивался, он вполне мог добровольно перейти в другую армию.
Аллегорические изображения Тридцатилетней войны на гравюрах того времени
Война была просто «работой», и эта «работа» накладывала отпечаток на тех, кто ею занимался.
Проявляя бессмысленную жестокость, солдаты сжигали деревни и убивали скот, который не могли увести с собой. В жажде наживы наёмники раскапывали могилы в поисках спрятанных сокровищ и прочёсывали леса, где укрывались крестьяне, убивали на месте тех, кого находили.
Вдобавок ко всему чума и голод косили истощённых людей. Люди ели жёлуди и корни. На дорогах лежали неубранные трупы умерших от голода, а наёмники продолжали грабить и убивать. Они поджигали дома и храмы, просто чтобы посмотреть на огромные костры.
Писатель Ханс Гриммельсхаузен в романе «Симплициссимус» описывает ужасы и зверства той войны. Но детям этот роман читать, конечно же, не мы советуем. Лучше прочесть роман Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле». Похожее время, похожая война (Нидерландов с Испанией), похожие лишения. И именно тогда возникла легенда о безумной Грете, чья жизнь была тяжела настолько, что она не побоялась напасть на ад...
Эта картина французского художника Пьера Огюста Ренуара называется «Завтрак гребцов».
Группа молодых людей собралась на лодочную прогулку (поэтому они и гребцы). Внимание, вопрос. Что на картине происходит неправильно?
Обычный стул сконструирован так, чтобы сидеть на нём, опершись спиной на спинку. Потому она так и называется – «спинка». Вот если бы она называлась «грудка стула» или «животик», тогда на картине Ренуара всё было бы правильно…
Неизвестно, когда и кому первому пришло в голову сесть на обычный стул задом наперёд. Возможно, этот человек был чем-то сильно взволнован. А может быть, хотел показать свою удаль: посмотрите, я нарушаю правила, я герой! Если бы такую манеру взял один человек, то никакой истории стула-перевёртыша не вышло бы. Но сложилось так, что множество людей взяли манеру садиться на стулья задом наперёд. И были это, кто бы мог подумать, чопорные англичане!
Трудно сказать, почему именно англичане 18-го века решили объезжать стулья, как арабских скакунов. Может быть, потому, что многие из них были мореплавателями и даже пиратами? Вот это очень может быть. Пираты – они всё ведь делают не по правилам!
А мебельщик Томас Чиппендейл (вам ничего не напоминает его фамилия?) был не только искусным дизайнером, но и коммерсантом. Есть спрос? Пожалуйте предложение! И вот во втором издании своего мебельного каталога в 1762 году он предлагает почтенной пиратской публике несколько моделей стульев со спинками, сильно зауженными снизу.
На таких удобнее было сидеть задом наперёд. Не нужно слишком широко расставлять ноги, чтобы обхватить коленями спинку… При этом называются они «стулья для зала». Только представьте себе зал, полный людей, и все сидят на стульях задом наперёд!
Проходит пара десятков лет, и привычка сидеть неправильно укореняется настолько, что великий изобретатель мебели Томас Шератон в 1793 году изобретает «стул для беседы».
Это уже не стул, на котором можно сидеть и так, и эдак. Нет, на таком стуле удобно будет сидеть только лицом к спинке, сама спинка уже больше напоминает подлокотник и вообще имеет довольно странную форму навершия. А дело в том, что эти стульчики предназначены не только для бесед, но и для игр, и навершия спинок представляют собой коробочки для фишек.
А спустя несколько лет Шератон совершенствует свой стул для бесед, приделав к ножкам… колёсики! Теперь, сидя на этом стуле, можно не только беседовать и играть в игры с применением фишек, но и ездить, как на велосипеде Карла Дреза – перебирая ногами по паркету.
Хотелось бы посмотреть, как английские леди и джентльмены (в том числе, разумеется, и пираты) ездили по залам на таких стульях, при этом беседуя и играя в какие-то игры с фишками...
Томас Шератон, талантливый инженер и дизайнер, был человеком скромным и религиозным. Жил и умер в бедности, но никогда не стеснялся своей нищеты. Говорил: «Хоть я и изобретал всю жизнь образцы самой роскошной мебели, мне самому достаточно грубого стула, а питания достаточно такого, какое может собрать нищий, идя с сумой по миру». Конечно, такой человек не стал бы изобретать стул для всяких там неприличных занятий. Вершиной его изысканий в области сидения на стуле задом наперёд можно считать «стул для чтения».
Предмет весьма удобный, полезный и благонамеренный. Ведь правда, так и хочется сесть на такой стульчик, установить пюпитр, зажечь свечи, упереться локтями в подлокотники и открыть какую-нибудь книгу, например, про пиратов или про индейцев, которые дерутся и скачут, скачут и дерутся…
И, тем не менее, именно благочестивый и умеренный во всём (кроме изобретения мебели) Шератон невольно изобрёл стул, на котором скакали, прыгали, да не просто, а азартно и с воплями! Шератон не виноват! А случилось это так. Англичане частенько проводили время на петушиных боях. Петушиные бои – это очень жестокий спорт, вроде корриды. Кроме того, это тотализатор: делаются ставки, каждый зритель «болеет» за несчастную птицу, на которую поставил свой шиллинг. Ор, топот, ругань… К счастью, в большинстве стран петушиные бои запрещены. Запретили их и в Англии – в 1849 году. Сразу после этого вошёл в моду футбол...
И вот англичане в первой половине 19-го века совершили чудовищное преступление против высокого искусства краснодеревщиков! Они взяли великолепный стул для чтения, убрали пюпитр со свечами, укрепили ножки, связав их между собой, чтобы не разъехались при прыжках, и… получили «стул для наблюдения за петушиными боями»! Так и родился на свет стул-хулиган.
Ни одна другая модель стула не была в состоянии выдержать азартного зрителя петушиного боя. А переделанный шератонов стул для чтения выдерживал самое бурное поведение болельщика, включая раскачивания и подскоки. Теперь вы знаете, что если уж использовать стул в качестве «скакуна», то лучше специальный «стул для наблюдения за петушиными боями». Обычные стулья, которые стоят в наших квартирах, вряд ли выдержат.
В 1869 году на улицах США появились прелюбопытнейшие рекламные плакаты – «Неферментированное вино доктора Уэлча!», «Неопьяняющее вино Уэлча для детей и взрослых!», «Пейте вино доктора Уэлча!», ну и так далее. Если бы мы с вами решились купить бутылку этого «вина» и попробовать, то очень удивились бы – потому что в бутылке был самый обыкновенный виноградный сок!
Впрочем, «самый обыкновенный» – это сейчас и для нас с вами. Ещё в середине XIX века мир вообще не знал такого напитка, как «сок», и даже само слово «сок» не имело значения «фруктовый или ягодный напиток». Недаром доктор Уэлч сперва назвал своё изобретение «неферментированным вином». Но обо всём по порядку.
Казалось бы, получить сок из фруктов или ягод очень легко – нужно просто порезать их на кусочки и раздавить с помощью специального пресса (или даже просто руками). Но вот беда: получить свежевыжатый сок очень просто, а вот сохранить его – очень сложно. Такая смесь воды, сахара и ароматических веществ – просто идеальная среда для размножения самых разных микроскопических грибков и бактерий!
В итоге сок уже через несколько часов скисает или начинает бродить. Конечно, свежий сок можно сохранить в холодильнике – только холодильники изобрели совсем недавно, в начале XX века. Так что единственным способом сохранения сока, известным нашим предкам, была ферментация, или брожение – то есть превращение виноградного сока в вино. В северных странах, где виноград вызревал плохо, из яблочного сока точно так же делали другой алкогольный напиток – сидр. Короче говоря, сок многие тысячи лет вообще не считался самостоятельным напитком – это было сырьё для изготовления вина.
Первым безалкогольным соком, завоевавшим Европу, стал лимонный. С древних времён в Индии, на родине лимонов и сахарного тростника, делают напиток, который называется «Шиканджви» или «Нимбу пани», то есть «лимонная вода». Он делается из холодной воды, свежеотжатого лимонного сока и тростникового сахара. В конце I тысячелетия нашей эры этот напиток попал в страны арабского востока, где назывался «катармизат», а уже от арабов – в Европу, прежде всего в Италию. Итальянцы назвали вкусную освежающую новинку словом «лимонад». Во Франции XVII века даже была основана «Компания лимонадьеров», то есть торговцев лимонадом. Чуть позже был введён в обиход похожий напиток из апельсинов – «оранжад». Однако лимонад и оранжад приходилось готовить прямо «на месте употребления», долго храниться эти напитки не могли – так что были очень дорогими, намного дороже вина.
Все изменилось в 1869 году, когда американский врач Томас Уэлч предложил разливать свежеотжатый виноградный сок в бутылки, которые затем герметично закупоривались и пастеризовались в кипящей воде. Это убивало бактерии и дрожжи и не давало соку скиснуть или забродить, то есть начать превращаться в вино – отсюда и название «Неферментированное вино».
Новый напиток пришелся по вкусу и детям, и взрослым, он был доступным, дешёвым, совершенно не содержал алкоголя – и стал быстро завоёвывать популярность по всему миру. Следом за виноградным соком на рынке появился яблочный (тот самый, из которого делали сидр), а затем – апельсиновый. В 1917 году в США был изобретён томатный сок – а в нашей стране он впервые появился только в 1937 году. Так что, покупая в магазине упаковку или бутылку сока, имейте в виду – это вкусное изобретение, по историческим меркам, совсем молодое.
Непромокаемые картонные пакеты ещё не изобрели! 70-е годы прошлого века
У каждого времени есть свои, особые драгоценные камни. Например, две тысячи лет назад невероятно дорого ценились «читающие камни».
«Читающим камнем» древние называли очень крупные, равномерно слабо окрашенные, отполированные и прозрачные – «чистейшей воды», как говорят ювелиры, – экземпляры самоцветов, чаще всего горного хрусталя и особенно изумруда. За один такой камень античные богачи готовы были отдать целую гору золота!
Вот что пишет об изумрудах («смарагдах») древнеримский учёный Плиний Старший в книге «Естественная История»:
«Они же обычно вогнутые, так что сосредотачивают зрение. А те смарагды, у которых плоская форма, по тому же основанию, что и зеркала, воспроизводят изображения предметов перевёрнутыми. Принцепс [император] Нерон на сражения гладиаторов смотрел в смарагд».
«Погодите-погодите! – скажет самый догадливый. – Это же линза!». Абсолютно верно. Самые первые линзы делались из драгоценных камней – других материалов для линз в древности не было! Тогдашнее стекло было очень мутным.
«Читающий камень» тысячи лет был единственным средством для людей со слабым зрением разглядеть что-то вдали или, например, почитать книгу. Водить таким камнем по строкам было, конечно, неудобно – однако других способов помочь слабовидящим людям попросту не было. Так продолжалось до тех пор, пока в конце XIII века в Италии не изобрели очки.
В те годы очки воспринимались людьми как настоящее чудо. Доминиканский монах Джордано да Пиза в 1306 году писал так:
«Не прошло и двадцати лет с тех пор, как возникло искусство делания глазных стёкол, которые улучшают зрение. И так недалеко время, когда оное новое искусство, доселе небывалое, было изобретено. Я лично видел человека, который сделал это изобретение и говаривал с ним».
Кстати, неизвестный нам изобретатель очков сперва держал своё изобретение в секрете! Его секрет раскрыл другой итальянский монах, Алессандро делла Спина:
«Стёкла для глаз, которые сперва придумал некто, кто не хотел никому раскрывать секрета, достопочтенный брат Алессандро делла Спина стал делать и раздавал всем желающим с добрым и радостным сердцем».
Первое известное нам изображение очков – это портрет кардинала Гуго де Сен-Шера, епископа Остии, знаменитого книжника и библиотекаря, написанный в 1352 году.
Однако очки того времени делались исключительно с выпуклыми линзами – то есть помогали только при дальнозоркости. «Минусовые» очки, то есть очки от близорукости, появились только через 300 лет, в 1604 году, благодаря работам знаменитого астронома и математика Иоганна Кеплера.
Полвека назад в телевизионном «Кабачке “13 стульев”» показывали сценку: пан Гималайский (артист Рудольф Рудин) привёз верблюдов и сопроводительное письмо: «Hаправляем вам двух одногорбых верблюдов и Гималайского». У пана Гималайского допытывались, где же третий верблюд, гималайский? Согласно документу!.. В этой сценке и прозвучала впервые фраза: «Докажите, что вы не верблюд».
Пан Гималайский и пан Вотруба (Виктор Байков) в "Кабачке "13 стульев"
Документы у людей появились с развитием меновой торговли и путешествий. Знать всех в лицо уже невозможно, а это может быть очень опасно.
Например, под видом странствующего купца в город может проникнуть разбойник или шпион из враждебного племени. Или, скажем, появляется некто, утверждающий, что он – сын погибшего вождя и хочет быть новым вождём. Вот тут и возникал вопрос – «чем докажешь?».
"Усы, лапы и хвост - вот мои документы!"
Самым древним видом документов является татуировка на теле. Технологию нанесения несмываемого рисунка на кожу люди освоили ещё в каменном веке, и татуировка тысячи лет исправно работала в качестве «удостоверения личности».
Очень сложную систему татуировки использовали жители Полинезии – даже само слово «тату» мы заимствовали из полинезийских языков. Например, у коренных жителей Новой Зеландии – маори – глядя на татуировку, каждый мог легко сказать, к какому племени принадлежит тот или иной человек, к какому клану, является ли он пленником, свободным человеком, уважаемым воином или великим вождём.
В Месопотамии в качестве удостоверений личности служили цилиндрические печати – прокатывая такую печать по табличке из мягкой глины, получали уникальный рисунок, «подпись», идентифицирующую владельца. Такие печати переходили из поколения в поколение, и «подписанные» таблички служили важнейшим доказательством в решении юридических споров.
Ассирийская цилиндрическая печать и оттиск с неё
В Древнем Риме со времён царя Сервия Туллия в Риме каждые 5 лет проводилась перепись населения («ценз»), которую вели специально выделенные чиновники – цензоры. В цензорские записи заносились все без исключения римские граждане, и если кто-то пытался самовольно зачислить себя в граждане Рима, ему отрубали голову, так что всё было более чем серьёзно!
Древний Рим знал и другие «документы» – например, на девятый день жизни каждому родившемуся в семье римского гражданина мальчику вешали на шею особый шарик на верёвочке – «буллу». Девочкам вешали другой амулет – «лимулу» в форме полумесяца.
Древнеримская булла и изображение ребёнка с буллой на шее
Каждый, кто видел перед собой мальчика с буллой на шее, знал, что перед ним – ребёнок полноправного римского гражданина, который охраняется законом во всей строгости (в отличие от детей рабов). По достижении 14-летнего возраста булла снималась, и вместо неё юный римлянин начинал носить тогу – этот вид одежды разрешалось носить, опять же, только полноправным гражданам Рима.
Наконец, документом служило само имя человека – только потомственный гражданин мог носить знакомое нам по учебнику истории тройное имя, скажем, Гай Юлий Цезарь (из рода Юлиев) или Публий Корнелий Сципион (из рода Корнелиев). Двойное имя (например, Иосиф Флавий) говорило о том, что этот человек – не римлянин, является вольноотпущенником, а его патроном (покровителем) является гражданин из рода Флавиев. У рабов имена были «одинарные», иногда просто клички: «Одноухий», «Толстый», «Македонец» или «Болтун».
Бумажные документы, похожие на современные, впервые появились в Китае, во времена династии Цинь (III век до нашей эры). Именно там возникли первые документы, которые можно было бы назвать «паспортами» – на куске бумаги было написано не только имя предъявителя, но и его год рождения, возраст и даже внешность.
Поскольку фотографии в те времена не существовало, внешность описывалась словами. Помните описание Гришки Отрепьева в сыскной грамоте, в трагедии Пушкина «Борис Годунов»? «А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая».
Похож? Прижизненный портрет Григория Отрепьева
Позднее в Китае появился ещё один род документов – так называемая «пайцза» (牌子). Это была деревянная или металлическая дощечка с изображением и текстом, которую обычно вешали на шею. В дальнейшем китайские пайцзы заимствовали монголы – и долгое время успешно использовали. Предъявляя пайцзу, человек тут же обозначал свой статус в Монгольской Империи.
Китайская (вверху) и монгольская пайцза
А вот в Европе документы современного образца появились довольно поздно – впервые упоминание о подобных бумагах содержится в акте, изданном английским парламентом в 1414 году. Само слово «паспорт» образовано от двух латинских слов: «passare», то есть «проходить», и «porta», то есть «двери, ворота», так что «паспорт» дословно означает «пропуск, подорожная».
Знаете ли вы, друзья, кто совершил первое в мире кругосветное путешествие?
– Что за вопрос! Конечно! Знаменитый испанский мореплаватель Фернан Магеллан!
– Так, да не так...
Дело в том, что капитан-адмирал Магеллан в Испанию не вернулся. Он погиб 28 апреля 1521 года на Филиппинских островах, в битве при Мактане. А от Филиппин до Испании – по прямой 12 тысяч километров, это если лететь самолётом. А уж извилистого морского пути – раза в три больше...
Так что сам Магеллан кругосветного путешествия, увы, совершить не успел. Из пяти кораблей, отплывших 20 сентября 1519 года из Испании («Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго», всего 270 матросов и офицеров), обратно вернулся только один – «Виктория». На борту было 18 человек – измученных голодом, жаждой и болезнями. Командовал кораблём Хуан Себастьян Элькано – так что на самом деле звание «первого моряка, обогнувшего земной шар» принадлежит ему.
Испанский император, кстати, присвоил Элькано личный герб с нашлемником в виде земного шара и латинским девизом «Примус циркумдэдисти мэ», то есть «Первый, обогнувший меня».
Кстати. Многие думают, что экспедиция Магеллана была исследовательской. Это совсем не так. Экспедиция эта была целиком и полностью коммерческой, её целью было получение прибыли! Целью Магеллана было не кругосветное путешествие, а легендарные Острова пряностей (Молуккские острова). Именно там произрастали драгоценные в то время пряности – мускатный орех и гвоздика, именно эти пряности были целью экспедиции.
В наши дни, когда любые приправы можно недорого купить в гипермаркете или на рынке, страсть тогдашних купцов к пряностям выглядит нелепой. Но в те времена пряности стоили не просто дорого, а очень дорого!
Сохранились тогдашние «прейскуранты», в одном из них, датированном 1393 годом, стоимость 1 фунта (около 400 граммов) мускатного ореха равнялась стоимости 7 «жирных здоровых быков». За 1 фунт шафрана можно было купить боевого коня (ну, это как сегодня автомобиль «представительского класса», судите сами, сколько он стоит). За 1 фунт имбиря – хорошую овцу.
В те далёкие времена обыкновенный чёрный перец считался лучшей в мире валютой и ценился не меньше золота и серебра. Перец отдавали в приданое богатым невестам, в перце делали банковские вклады, города держали в перце свою казну! Фунт самого дешёвого перца стоил 4 шиллинга серебром. Квалифицированный ремесленник (кузнец или столяр) зарабатывал в месяц 8-9 шиллингов, а простой слуга или свинопас – 1-2 шиллинга.
А экзотические гвоздика или мускатный орех ценились в разы дороже перца!
Впрочем, настоящие, качественные специи с тех пор не сильно подешевели. Вот эта баночка шафрана (два грамма полезного продукта) продаётся в интернете за 3120 рублей! А значит, без упаковки 400 граммов почти на полмиллиона рублей потянут!
Вы думаете, когда император Испании даровал личный герб капитану Элькано, он делал это только из соображений «интересов науки и географических открытий»? Потрёпанная морями и океанами «Виктория» (она была в таком скверном состоянии, что её практически сразу же разобрали на дрова) привезла в Испанию 520 квинталов (около 26 тонн) одной только гвоздики. А ещё в трюмах корабля были корица, мускатный орех, сандаловое дерево. Только груз гвоздики был оценён в гигантскую сумму – почти 8 миллионов мараведи. Чистая прибыль от экспедиции (несмотря на колоссальные потери в людях и судах) составила не менее 350 000 мараведи!
Само по себе кругосветное путешествие случилось совершенно непреднамеренно, «по ошибке географа». Помните рассеянного чудака Паганеля из книжки «Дети капитана Гранта»? Так вот, в данном случае «рассеянный географ» был самый настоящий. Отправиться разыскивать Молуккские острова на восток, вокруг Африки, испанская экспедиция не могла, потому что папа римский во избежание войн «поделил» земной шар между испанцами и португальцами следующим образом: Восточное полушарие – португальцам, Западное – испанцам. Значит, испанская экспедиция Магеллана могла плыть только на запад. Но вот как далеко плыть? Этого никто не знал…
Никто, кроме португальского астролога, астронома и географа Руя Фалейру, друга и соратника Магеллана.
Пользуясь какими-то неизвестными нам формулами, он рассчитал, что Острова пряностей находятся «совсем недалеко от западного побережья Америки». На самом деле «совсем недалеко» – это примерно 17 тысяч километров, но это мы с вами знаем, а тогда «кто же знал»?
Магеллан и Фалейру рассчитывали обогнуть Америку с юга (что удалось успешно сделать), за пару недель переплыть «Южное море», достичь вожделенных Молукк, закупиться под завязку пряностями и быстренько вернуться с прибылью домой... Однако неожиданно для многих учёный Фалейру, подбивший Магеллана на экспедицию и подготовивший для него все карты, сам плыть наотрез отказался – дескать, и здоровье у него слабенькое, и составленный им гороскоп предсказывал ему смерть в этой экспедиции, и вообще – «чего-то я расхотел плыть».
Из-за "ошибки" Фалейру морякам Магеллана пришлось пройти в районе мыса Горн (на самом деле, это не мыс, а остров) – а это одно из самых бурных и опасных мест в Мировом Океане!
«Небольшую ошибку» в картах географа Фалейру моряки Магеллана ощутили на собственной шкуре – когда вместо уютного маленького «Южного моря» им пришлось плыть через весь огромный Тихий океан. Вот как писал об этом Антонио Пифагетта, спутник Магеллана и главный историограф экспедиции:
В среду 28 ноября 1520 г. мы вышли из пролива и вступили в обширное море, названное нами «Тихим», по которому мы плыли в течение трёх месяцев и двадцати дней, совершенно не имея свежей пищи. Сухари, которыми мы питались, представляли собой не хлеб, а пыль, смешанную с червями и загаженную мышами и издававшую поэтому невыносимое зловоние.
Вода, которую мы принуждены были пить, была гнила и также вонюча. Чтобы не умереть с голода, мы ели кожу, которою покрывают снасти, чтобы верёвки не перетирали дерева. Эта кожа под действием воды, ветра и солнца так затвердела, что её нужно было размачивать в морской воде в течение четырёх, пяти дней. Затем мы пекли ёе на угольях и ели. Часто питались древесными опилками, и даже мыши, столь противные человеку, сделались изысканным блюдом, что за них платили по полудукату за штуку.
Можно только позавидовать предусмотрительности астролога Фалейру, решившего в экспедицию не отправляться, – интересно, простили бы озверевшие от голода и жажды моряки этому «Паганелю» такую вот «небольшую научную ошибку»?
"Опасности мореплавания" Гравюра 1599 года
Кстати, изначально никакого кругосветного путешествия вовсе не планировалось! С Островов пряностей экспедиция собиралась возвращаться назад, то есть плыть на восток, огибать Америку с юга и плыть в Испанию через Атлантический океан. Но «маленькая географическая оплошность» учёного Фалейру привела к тому, что судам пришлось плыть слишком долго и далеко. Люди были измучены, корабли были в очень плохом состоянии («Консепсьон» вообще пришлось сжечь).
Кроме того, между Испанией и Португалией началась война – и кораблям экспедиции теперь нужно было прятаться от португальцев – флагманский корабль «Тринидад», пытаясь достичь Америки, поплыл на восток и был захвачен в плен; матросы и офицеры были отправлены португальцами в Индию, на каторгу, где почти все погибли. «Виктории» под командованием капитана Элькано ничего не оставалось, кроме как плыть на запад, через Индийский океан, огибать мыс Доброй Надежды и возвращаться в Испанию вокруг Земли...
Кстати! Знаете ли вы, что пряность под названием гвоздика никакого отношения к цветам не имеет? Точно так же, как и пряность перец (перец «горошком») не имеет отношения к овощной культуре с таким же названием…
Это перец. Так он выглядит в магазине.
А так выглядит перец «у себя дома», на дереве! Гроздьями – чёрный, «врастопырку» – душистый.
А теперь полюбуйтесь на гвоздику...
...и мускатный орех.
Это была статья из «Лучика» – журнала для любознательных детей и их родителей.