Открыл для себя замечательнейшего публициста и литературного критика – Писарева Дмитрия Ивановича. Данный очерк он написал в 1863 г. Цитировать можно много отрывков. Последовательность мысли идет плавно, с простыми и обыденными примерами. Сама история представляется не столь строго в виде академического характера, как например труд Исторического материализма. Тем и ценно на самом деле, для ознакомления основ Истории с точки зрения влияния труда и отношения к результатам труда. Считаю что статью было бы здорово преподавать в старших классах по литературе или истории. Это всего лишь один из отрывков.
Портрет Писарева Д.И. (2 (14) октября 1840, село Знаменское, Орловская губерния — 4 (16) июля 1868, Дуббельн, Лифляндская губерния)
Начинается очерк так. Занимает чуть больше 100 страниц
Считаю данное произведение важным и заслуживающим широкое распространение. Как с точки зрения анализа, так и просто, ради удовольствия читать красивых слог.
Конец. Были до этого еще вкусности, в частности обращение к Китайскому народу в свое 90-летие, но как то много Дюбуа в ленте.
В целом полезно, посмотреть глазами человека жившего как в 19, так и в 20 веке, видя его эволюцию от простого национального вопроса, к вопросу классовому.
Читая Дюбуа невольно вспоминаются слова Ленина про свободу слова: В. И. Ленин о "свободной" буржуазной литературе:
«…Господа буржуазные индивидуалисты, мы должны сказать вам, что ваши речи об абсолютной свободе одно лицемерие. В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть «свободы» реальной и действительной. Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? от вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в романах и картинах, проституции в виде «дополнения» к «святому» сценическому искусству? Ведь эта абсолютная свобода есть буржуазная или анархическая фраза (ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность).
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания.
И мы, социалисты, разоблачаем это лицемерие, срываем фальшивые вывески, — не для того, чтобы получить неклассовую литературу и искусство (это будет возможно лишь в социалистическом внеклассовом обществе), а для того, чтобы лицемерно–свободной, а на деле связанной с буржуазией, литературе противопоставить действительно–свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу. Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды.
Это будет свободная литература, потому что она будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность. Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата, создающая постоянное взаимодействие между опытом прошлого (научный социализм, завершивший развитие социализма от его примитивных, утопических форм) и опытом настоящего (настоящая борьба товарищей рабочих)».
«Партийная организация и партийная литература», 1905 г.
В сносках жизненный итог Дюбуа, он пришел к материалистическому анализу
Выведен корень проблем расового вопроса, метко назван "Основного зла". Сразу вспомнилась одна из фраз И.В. Сталина, вначале поста