Серия «Святые»

23

Продолжение поста «Как в РПЦ меняется биография Петра и Февронии»2

В 1998 году священник РПЦ Дмитрий Смирнов сказал проповедь о Петре и Февронии,
я процитирую фрагмент:

"Сегодня Святая Церковь празднует память двух святых, Петра и Февронии – он был князем Муромским, а она дочерью крестьянина.
Петр заболел проказой.
Эта болезнь и сейчас почти неисцелима, а тогда, в тринадцатом веке, и подавно.
Медицина была только народная, никаких средств облегчения болезни не знали.
И Бог открыл, что исцелить его может только Феврония.
Послали за ней, и она его действительно исцелила.
И она была так хороша собой, так мудра, так благочестива, была таким прекрасным человеком, что Петр предложил ей руку и сердце.
Он, князь, предложил ей, простой крестьянке.
Феврония согласилась выйти за него замуж, но бояре забеспокоились, что крестьянка будет княгиней, и изгнали Петра.
Сказали: либо ты с ней разводись, либо бросай княжество.
И Петр совершил безумный поступок: он оставил жену себе и бросил княжество.
<...>
Он отказался от княжества и ушел за женой, совершил безумный поступок.
И что же в результате?
Господь Сам вмешался в это дело, и весь Муром был наказан.
Тогда жители поняли, что это за изгнание князя, пошли пали ему в ноги и вернули Петра и Февронию, и Господь город спас.
А почему так случилось?
Потому что человек совершил благородный поступок, а благородный поступок – это всегда безумие.<...>

Крестовоздвиженский храм, 8 июля 1988 года
Память святых Петра и Февронии Муромских, Проповеди. Книга 4 (2005 г.) - протоиерей Димитрий Смирнов | часть 16 из 20

Память святых Петра и Февронии Муромских, Проповеди. Книга 4 (2005 г.) - протоиерей Димитрий Смирнов | часть 16 из 20
Источник: Проповеди / Протоиерей Димитрий Смирнов. - Москва : Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 2001-. / Кн. 4. - 2005. - 319 с.


А вот как рассказана история Петра и Февронии в "Повести о Петре и Февронии..." Ермолая-Еразма;

"И послал он [князь Пётр ]одного из слуг своих, чтобы тот спросил: «Скажи мне, девица, кто хочет меня вылечить? Пусть вылечит и получит богатую награду».
Она же без обиняков ответила: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его».
И вернулся человек тот и передал князю своему, что сказала ему девушка.

Князь же Петр с пренебрежением отнесся к словам ее и подумал: «Ну как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жены!» И послал к ней, молвив: «Скажите ей — пусть лечит, как умеет. Если вылечит, возьму ее себе в жены». Пришли к ней и передали эти слова. Она же, взяв небольшую плошку, зачерпнула ею квасу, дунула на нее и сказала: «Пусть истопят князю вашему баню, пусть он помажет этим все тело свое, где есть струпья и язвы. А один струп пусть оставит непомазанным. И будет здоров!»

И принесли князю эту мазь; и повелел он истопить баню.
<...>
Потом князь Петр пошел в баню мыться и, как наказывала девушка, мазью помазал язвы и струпы свои. А один струп оставил непомазанным, как девушка велела. И когда вышел из бани, то уже не чувствовал никакой болезни. Наутро же глядит — все тело его здорово и чисто, только один струп остался, который он не помазал, как наказывала девушка, и дивился он столь быстрому исцелению. Но не захотел он взять ее в жены из-за происхождения ее, а послал ей дары. Она же не приняла.

Князь Петр поехал в вотчину свою, город Муром, выздоровевшим. Лишь оставался на нем один струп, который был не помазан по повелению девушки. И от того струпа пошли новые струпья по всему телу с того дня, как поехал он в вотчину свою. И снова покрылся он весь струпьями и язвами, как и в первый раз.

И опять возвратился князь на испытанное лечение к девушке. И когда пришел к дому ее, то со стыдом послал к ней, прося исцеления. Она же, нимало не гневаясь, сказала: «Если станет мне супругом, то исцелится». Он же твердое слово дал ей, что возьмет ее в жены. И она снова, как и прежде, то же самое лечение определила ему, о каком я уже писал раньше. Он же, быстро исцелившись, взял ее себе в жены. Таким-то вот образом стала Феврония княгиней."
Повесть о Петре и Февронии - Ермолай-Еразм
https://azbyka.ru/fiction/povest-o-petre-i-fevronii/#ch_0_2


Дмитрий Смирнов говорит, что Пётр решил оставить власть княжескую ради жены Февронии, чтобы не расставаться с ней.
Обращаю внимание читателя, что в "Повести..." князь Пётр на собственном опыте познал силу Февронии вылечить человека и силу снова вернуть болезнь исцелённому.
Если бы Пётр решился на развод с женой чтобы не потерять власть, то вернула бы Феврония Пётру мучительную болезнь в качестве наказания за развод или смирилась бы с разводом?
Как бы она поступила?
Мог Пётр думать о таком?


В официальной Православной энциклопедии РПЦ написано, что "главным источником сведений о жизни и кончине супружеской четы П. и Ф. является их Житие <...>созданное Ермолаем (в иночестве Еразм) (далее - Ермолай-Еразм), агиографом и публицистом XVI в., намного позже описываемых событий и содержащее крайне мало исторических данных.<...>Исторические источники Повести неизвестны.<...>
https://www.pravenc.ru/text/2580394.html

Продолжение поста «Как в РПЦ меняется биография Петра и Февронии»

Мои посты о Петре и Февронии

О Петре и Февронии в энциклопедиях

Любовь

Как в РПЦ меняется биография Петра и Февронии

Чем закончился брак Петра и Февронии

Пётр и Феврония в "Повести..." Ермолая-Еразма

Показать полностью 1
5

Православный подвижник боролся со своим половым влечением к женщине таким способом (не повторять!)

Внимание! Уголовный кодекс России в 2025 году осуждает за такие деяния.

Есть разные книжки православные, которые называются "Патерик" - в этих книжках собраны всякие истории, написанные православными писателями с целью научения христиан.

В книжке, называемой "Древний патерик, изложенный по главам" в пятой главе приведено такое деяние- назидание православным людям, которому следовать не будет ни один здравомыслящий человек, и которое карается законом России.
Один экземпляр книги «Древний патерик, изложенный по главам», изданной в 1874 году, хранился в библиотеке Козельской Введенской Оптиной пустыни - православного мужского монастыря.

Книгу ""Древний патерик, изложенный по главам" Церковь сохранила со средних веков до наших дней двадцать первого века.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Предисловие составителя Патерика
В сей книге описаны доблестные подвиги, образ чудной жизни и изречения святых и блаженных отцев, дабы соревновали им, учились у них, и подражали им те, которые желают вести жизнь небесную, и идти путем, ведущим в царство небесное.

<...>

25. Был один подвижник в скиту.
Враг приводил ему на память одну женщину, весьма красивую собой, и сильно возмущал его.
По усмотрению Божию, пришел в скит другой брат из Египта;
он между разговором сказал, что умерла жена такого-то.
А это была та самая женщина, которою возмущался брат.
Услышав об этом, брат взял ночью свой хитон, и пошел в Египет; открыл гроб умершей, отер хитоном гниющий труп ее, и возвратился с ним в свою келью;
положил этот смрад возле себя, и, сражаясь с помыслом, говорил: вот предмет, к которому ты имеешь похоть, – он пред тобою, насыщайся!
Таким образом он мучил себя сим смрадом, доколе не кончилась его борьба.
//Глава 5. Разные повести к укреплению против восстающих на нас блудных браней
Глава 5. Разные повести к укреплению против восстающих на нас блудных браней – Древний патерик | часть 5 из 24


В начале 21 века была издана книга "Древний патерик, или тематическое собрание изречений-апофтегм отцов-пустынников".
Святой Русской Православной Церкви епископ Феофан Говоров, которого православные знают под прозвищем Феофан Затворник, живший в 19 веке в Российской империи , приложил немало усилий для перевода поучений этой книги на русский язык, чтобы русские православные люди читали и брали пример с православных подвижников.
Издатели книги написали: "Предлагаемый читателю текст «Древнего Патерика» предназначен не только для монашествующих, кои по своему положению призваны подражать деланию и подвигам древних отцов-подвижников и для которых книга сия могла бы быть замечательным практическим пособием. Эта книга несомненно будет полезна и мирянам."

Делая свой перевод, святой православный Феофан сохранил историю подвижника, вскрывшего гроб с трупом женщины.

Епископ Феофан Говоров. Литография П.Ф. Бореля. 1860 г.

Епископ Феофан Говоров. Литография П.Ф. Бореля. 1860 г.

42. Был в Ските один брат – ревностный подвижник, которому враг влагал воспоминания о некоторой жене, весьма благообразной, и сильно томил его.
По устроению Божию пришел из Египта в Скит другой брат, который между прочим в беседе сказал, что жена такого-то умерла, а то была женщина, воспоминаниями о коей борим был подвижник.
Услышав сие, ночью брат взял левитон свой, пришел к могиле умершей и, открыв гроб, отер левитоном своим разлагающиеся останки ее.
Возвратясь и положив то в келлии своей, имел он сие зловоние пред собою и борол помысл свой, говоря: вот похоть, которой ищем!
Она пред тобою, – насыться!
Так он мучил себя зловонием сим, пока не утишил брани своей.

Глава V. Разные повествования к укреплению против восстающих на нас блудных браней. О блуде – что от него должно блюстись со всяким тщанием и страхом – Древний патерик, свт. Феофан Затворник | часть 5 из 27

Источник: Древнiй патерикъ, или Тематическое собранiе изреченiй-апофθегмъ отцевъ-пустынниковъ = Древний патерик, или тематическое собрание изречений-апофтегм отцов-пустынников / Пер. с древнегреч. еп. Феофана (Говорова). - Святая Гора Афон : Изд. Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 2009. – VI, 614 с. : ил.


"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.07.2025)

УК РФ Статья 244. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения

1. Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, за исключением случаев, предусмотренных статьей 243.4 настоящего Кодекса, -

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. Те же деяния, совершенные:

б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
УК РФ Статья 244. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения \ КонсультантПлюс

Показать полностью 1
8

Православный дворник Иван Филиппов объявил о чудесном обретении иконы

14 (01) июля 1901 года

"Курьер"

ТЕЛЕГРАММЫ.

ПЕТЕРБУРГ, 30 июня.
Вчера в Петербурге распространился слух, что на Песках по 8-й Рождественской ул., старший дворник одного из домов нашел в отдушине печки в дворницкой образ свв. Гурия, Симона и Авива.
Вернувшись с работы дворник (Филиппов) будто бы увидел свет в форточке трубы, исходивший от иконы.
Дворник рассказывает, что эти образа он видел во сне и святые просили, чтобы он взял их икону из неподобающего места. [...]
Настоятель Рождественской церкви о. Николай взял икону и отнес в церковь. Сегодня перед явленной иконой будет отслужен молебен. [...]
Среди обывателей Песков, по словам "Бирж. Вед.", многие относятся скептически к этому чуду. Про дворника Филиппова рассказывают не особенно для него лестно.
Он прогнал свою жену и живет с любовницей, занимается лечением дурных болезней, за что взимает непомерную плату.


Событие 26 июня 1901 года с иконою святых мучеников Гурия, Самона и Авива в С.-Петербурге С прил. жития сих святых мучеников (1901) | НЭБ [000200_000018_v19_rc_1734031]
Событие 26 июня 1901 года с иконою святых мучеников Гурия, Самона и Авива в С.-Петербурге С прил. жития сих святых мучеников. — Санкт-Петербург : А.А. Холмушин, 1901. — 32 с..
Код документа в НЭБ: 000200_000018_v19_rc_1734031


Событие 26 июня 1901 года с иконою свв. муч. Гурия, Самона и Авива в Санкт-Петербурге

Событие 26 июня 1901 года с иконою свв. муч. Гурия, Самона и Авива в Санкт-Петербурге

Новая информация для музея храма: захватывающая, почти детективная, история, основанная на реальных событиях, произошедших в Санкт-Петербурге в 1901 году на Песках на Рождественской стороне города.
Эта история, рассказанная дворником Иваном Филипповым по горячим следам событий, описана в книге «Событие 26 июня 1901 года с иконою свв. муч. Гурия, Самона и Авива в С-Петербурге с приложением жития сих святых мучеников».

"Один благочестивый человек, дворник Иван Филиппов, при необыкновенный условиях обрел икону свв. мучеников Гурия, Самона и Авива. Он был человек трезвый и вполне хорошего поведения (со слов полиции). Жил на 8 Рождественской улице в доме №28, занимал маленькую комнатку —дворницкую.

В апреле 1901 года в сонном видении явились ему какие-то лица в сиянии, которые постоянно повторяли: «Возьми нас, возьми из грязи». Филиппов был очень озадачен этими странными снами, не зная, кого он должен взять. Наконец было и указание, что взять он должен икону свв. муч. Гурия, Самона и Авива из кучи мусора на заднем дворе дома. Вооружившись лопатой и заступом, в куче мусора, лежащей под снегом после пожара, он нашел икону.

Это был маленький образок, на котором изображены три лика святых. Образок написан на бумаге и наклеен на доску. Об этой находке он рассказал домовладелице. Выяснилось, что икона принадлежит мещанке Васильевой, проживающей в том же доме в кв.5. Икона пропала во время прошлогоднего пожара и по требованию Васильевой была возвращена. На этом пока сны прекратились.

Прошло немного времени, как Филиппов снова видит такой же сон, и тот же голос говорит: «У тебя в дворницкой… возьми нас». Затем сны стали повторяться. Явление второй иконы произошло 26 июня (ст. стиль), в аккурат на Тихвинскую. Придя с работы, дворник открыл отдушину печи и увидел свет. Видит — стоит икона в сиянии. Долго ли так было — неведомо. Перекрестившись, он вынул икону: на иконе были изображены свв. муч. Гурий, Самон и Авив.

Чудны дела, Твои, Господи! В одном городе, на Рождественской стороне, почти одновременно были обретены две иконы одних и тех же святых мучеников!

О своей находке дворник снова сообщил хозяйке дома. Весть об обретении второй иконы разнеслась по Пескам. Утром следующего дня около дома собралась толпа в несколько сотен человек. Такое количество людей обратило на себя внимание полиции. Об этом событии сообщили настоятелю храма Рождества Христова на Песках, протоиерею Николаю Смирягину. Священник убедил Ивана Филиппова отдать икону в храм.
Выслушав рассказ дворника, отец Николай попросил позвать Васильеву (собственницу первой найденной иконы).
На небольшого размера иконе были изображены те же святые — Гурий, Самон и Авив.
И эту икону отдали в храм. Священник положил найденные иконы на грудь под рясу и в окружении собравшейся толпы привез их в храм Рождества Христова на Песках.
Маленькую икону оставили в алтаре, а вторую икону установили в храме.
Народ не расходился.
Настоятель храма поехал с докладом к митрополиту Антонию (Вадковскому), который благословил поставить вторую икону в храме и служить перед ней молебны.

У священника спросили, как он объяснит тот факт, что обе обретенные иконы были найдены одним человеком-дворником Иваном Филипповым?
Священник ответил, что Иван — глубоко верующий человек, в деревне у него осталась семья — жена и дети. Сейчас он живет в городе в грехе, и обретение иконы является ему напоминанием и предупреждением, ведь святые Гурий, Самон и Авив считаются покровителями супружества. К ним с молитвою обращаются супруги за помощью в сложных семейных обстоятельствах.

Вот так разъяснил эту ситуацию прот. Николай Смирягин, настоятель храма Рождества Христова, что на Песках, в Санкт-Петербурге."

Статья подготовлена к 28 ноября — дню, когда Православная Церковь празднует память мучеников и исповедников Гурия, Самона (299-306) и Авива (322).


Показать полностью 3
7

О Петре и Февронии в энциклопедиях

Все тексты из энциклопедий цитируются как они есть в августе 2025 года.

Большая Российская энциклопедия

ПЁТР И ФЕВРО́НИЯ (в монашестве Давид и Ефросиния), муромские князья, супружеская пара, русские православные святые.
Вопрос историчности П. и Ф. остаётся открытым: средневековые книжники и некоторые историки отождествляли их с муромскими князьями, жившими в 12 – начале 13 вв. (так, царствование Ивана IV Васильевича, Петра отождествляли с упоминаемым в летописях князем Давидом Юрьевичем, см. в статье Муромское княжество);
ряд исследователей считают их вымышленными литературными персонажами,
о принадлежности мощей выдвигаются различные гипотезы.
Единственный источник сведений о П. и Ф. – «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная в конце 1540-х гг. Ермолаем-Еразмом<...>
ПЁТР И ФЕВРОНИЯ • Большая российская энциклопедия - электронная версия


Православная энциклопедия. Официальная энциклопедия Русской Православной Церкви.

ПЕТР И ФЕВРОНИЯ

Пётр и Феврония

Главным источником сведений о жизни и кончине супружеской четы П. и Ф. является их Житие («Повесть от жития святых новых чюдотворец муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго во иноческом чину Давида, и супруги его, благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя во иноческом чину Еуфросинии», далее - Повесть), созданное Ермолаем (в иночестве Еразм) (далее - Ермолай-Еразм), агиографом и публицистом XVI в., намного позже описываемых событий и содержащее крайне мало исторических данных.<...>

Исторические источники Повести [Ермолая-Еразма] неизвестны.

<...>

До XVI в. летописные сведения о П. и Ф. отсутствуют,
в «Книге степенной» царского родословия назван один П. во вводном родословии в числе муромских князей: «Юрьевичь Петр, во иноцех Давид чюдотворец»,
упоминаний о Ф. нет
(ПСРЛ. Т. 21. С. 3; в издании Степенной книги по древнейшим спискам эта родословная роспись также отсутствует, см.: Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам / Отв. ред.: Н. Н. Покровский, Г. Д. Лёнхофф. М., 2007. Т. 1).

В «Описании о российских святых» XVIII в. указаны П. и Ф. и дата их кончины - 6745 (1227) г. (Описание о российских святых. С. 242),- возможно, дата возникла под влиянием Степенной книги, отождествившей П. из Повести с сыном муромского кн. Юрия Владимировича кн. Давидом Юрьевичем (правил с 1203 по 1228).

В Лаврентьевской летописи, восходящей к великокняжескому своду нач. XIV в., ничего не сообщается ни о 2-м имени, ни о св. жизни Давида Юрьевича и точно названа дата его кончины - пасхальная неделя 1228 г., Пасха была 26 марта: «Умре сын (!) Давидов Муромьскаго месяца априля святыя недели праздныя. Тоя же недели преставися и сам Давид Муромскыи в черньци(х) и в скиме»
(ПСРЛ. Т. 1. Стб. 450; о Давиде см.:
Там же. Стб. 402 (известие о том, что он был послан в 1186 вместе с братом Владимиром вел. кн. Всеволодом (Дмитрием) Юрьевичем Большое Гнездо под Коломну),
Стб. 405 (в 1186/87 присутствовал во Владимире на свадьбе дочери Всеволода Юрьевича и черниговского кн. Ростислава Ярославича),
Стб. 413 (об участии князя в походе Всеволода Юрьевича в 1197 на Чернигов),
Стб. 430-432 (об участии во главе муромского войска в походе Всеволода Юрьевича в 1207 на Чернигов, об отправлении владимирским князем Давида на переговоры с рязанскими князьями и об активном участии в осаде Рязани)).

В Повести, Прологе и Службе годы жизни и смерти святых отсутствуют, к.-л. очевидные временные признаки тоже.
В Повести указана только дата кончины (25 июня), под к-рой обычно и размещаются памятные тексты о П. и Ф.
Игум. Никита (Добронравов) даже предположил, что 25 июня произошла не кончина святых, а перенесение их мощей.

Недостаток фактов породил неск. гипотез о том, когда жили П. и Ф. и можно ли говорить о них как об исторических личностях.

В 60-х гг. XIX в. архиеп. Филарет (Гумилевский) поддержал версию Степенной книги и «Описания о российских святых», соединив данные Повести с данными летописей о муромских князьях Давиде (в иночестве Петр, по мнению архиеп. Филарета) и его старшем брате, Владимире (в Повести назван Павлом) (Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 351-353).

Большинство исследователей с теми или иными оговорками признали вслед за Филаретом в образе П. муромского кн. Давида Юрьевича (Ключевский, Макарий (Булгаков), Голубинский, архиеп. Сергий (Спасский), Н. П. Травчетов, Дмитриева и мн. др.).
Голубинский при этом предполагал, что Ф. (Евфросиния) - это не названная по имени сестра кн. Давида, жена Святослава Всеволодовича, кн. Юрьев-Польского, ушедшая в мон-рь (Голубинский. Канонизация святых. С. 84; Он же. История РЦ. Т. 1. Ч. 2. С. 667).
Н. Д. Квашнин-Самарин писал о том, что святые жили в XIV в., а П.- это брат Василия, деда Владимира Даниловича, боярина блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского (Квашнин-Самарин. 1906. С. 317).
Квашнину-Самарину возразил Травчетов: отстаивая свою позицию, он утверждал, в частности, что Петр-Давид Юрьевич имел 2 христ. имени, у его брата было тоже 2 имени - княжеское Владимир и христианское Павел (Травчетов. 1909. С. 17).
Скрипиль предположил, что П. и Ф.- это известные только по агиографическим источникам муромские князья, жившие в XIII-XIV вв.
Плюханова отметила, что Повесть не «исторична» и «прославляет не просто двух святых заступников, а два начала... змееборчество и Премудрость» (Плюханова. 1995. С. 232, 268 и др.). автор: О. В. Гладкова


Особенностью почитания П. и Ф. на раннем этапе (до написания их пространного Жития) является вариативность их семейного статуса. Так, в их древнейшем проложном Житии (Pont. Ist. Orientale. Slavo 5. Стишной пролог. Л. 156, нач. XVI в.) они фигурируют как сын и мать (Турилов. 1995. С. 24-27; Он же. 2002. С. 120-121; Он же. 2003. С. 21-23; Джурова, Станчев. 1997. С. 24).<...>

Характеристика П. и Ф. как сына и матери известна и в гимнографических текстах, причем уже достаточно поздних. Таковы тропарь и кондак в месяцеслове Псалтири с восследованием сер. XVI в.: РГАДА. Ф. 181. № 716. Л. 375 об.- 376 об. (Каталог славяно-рус. рукописных книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2014. Вып. 2: (Лествица - Пчела). С. 313). Происхождение кодекса не установлено.

Вопрос о первичности/вторичности характеристики семейного положения П. и Ф. в давно известных и недавно открытых житийных и гимнографических текстах едва ли поддается однозначной оценке, особенно если вспомнить, что Ермолай-Еразм, к-рому атрибутируют пространное Житие, происходил из Пскова. Представляется, однако, более вероятным, что версия «муж-жена» является исходной, а версия проложного Жития, несмотря на более раннюю рукописную традицию, возникла из-за скудности сведений месяцеслова, не без влияния общеизвестной семейной модели - «св. царь Константин и св. царица Елена» (менее вероятно влияние таких семейных пар, как чешская - кн. Вячеслав и кнг. Людмила и русская - кн. Владимир и кнг. Ольга; в обоих случаях представлены внук и бабка).
<...>
До сих пор в Муроме бытует множество легенд о святых, напр. о сыне П. и Ф., похороненном вместе с родителями и удостоившемся местного почитания, о существующем по сей день ореховом кусте в Ласкове, возле к-рого молилась Ф., и о пеньке, оставшемся от проросших деревьев на погосте близ с. Ефанова (Навашинского р-на Нижегородской обл.).
О. В. Гладкова


Википедия русскоязычная

Пётр и Феврония (в иночестве Давид и Евфросиния[1][2]) — русские православные святые.

Жития Петра и Февронии не существует.
Единственный источник сведений о святых — произведение далёкое от агиографического жанра, из-за использования сказочных сюжетов и фольклора (светская полуязыческая легенда по выражению Е. Е. Голубинского) — «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная Ермолаем-Еразмом в конце 1540-х годов[2][3][4].

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года в качестве местночтимых святых. Днём их памяти является 25 июня (8 июля); 25 декабря 2012 года Священный Синод установил ещё одно празднование святым — в воскресенье перед 6 (19) сентября (перенесение их мощей в 1992 году).

Летописи не знают муромского князя Петра и его жены Февронии[5][6].
Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давыдом Юрьевичем (ум. 1228) и его супругой. По другой версии, Пётр и Феврония являются персонажами народных легенд[2].

Самый ранний сохранившийся список Жития Петра и Февронии в составе Пролога именует Петра и Февронию не супругами, а сыном и матерью; эта же версия представлена и в некоторых гимнографических источниках. Другая проложная редакция по списку XVI в., также созданная раньше «Повести» Ермолая-Еразма, не упоминает о Февронии вообще[7].


Православная энциклопедия "Древо"

ПЕТР И ФЕВРОНИЯ - Древо

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича.
Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить.
В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласково Рязанской губернии. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе с святой Февронией.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Прославление святой четы последовало на Московском Соборе в 1547 году.


Рувики
Пётр и Феврония — день памяти, житие, почитание — РУВИКИ

Пётр и Феврония (в иночестве Давид и Евфросиния[1][2]) — русские православные святые.

Жития Петра и Февронии не существует. Единственный источник сведений о святых — произведение, не соответствующее канонам агиографии, из-за использования сказочных сюжетов и фольклора (светская полуязыческая легенда по выражению Е. Е. Голубинского) — «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная в конце 1540-х годов[2][3].

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года в качестве местночтимых святых. Днём их памяти является 25 июня (8 июля); 25 декабря 2012 года Священный Синод установил ещё одно празднование святым — в воскресенье перед 6 (19) сентября (перенесение их мощей в 1992 году).

Летописи не знают муромского князя Петра и его жены Февронии[4][5]. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давыдом Юрьевичем и его супругой. По другой версии, Пётр и Феврония являются персонажами народных легенд[2].


Википедия русскоязычная

Давы́д Ю́рьевич (Давид,[2] ум. 2 апреля 1228 года[3]) — князь Муромский (1203/1205[1]—1228), сын князя Юрия Владимировича Муромского, внук Владимира Святославича, первого великого князя Рязанского. Существует гипотеза, что этот князь и его супруга являются канонизированными и почитаемыми православной церковью святыми Петром и Февронией.<...>

Лаврентьевская летопись текстом «Оумре сн҃ъ Дв҃двъ Муромьскаго. мс̑ца. априлѧ. ст҃ъıӕ нед̑лѧ празднъıӕ» и «Тоє же нед̑ли престависѧ и сам̑ Дв҃дъ Муром̑скъıи в черньцих̑ и в скимѣ»[5]
сообщает об одновременной кончине на Пасху 1227/1228 года князя Давыда Юрьевича, постриженного в великую схиму (имя в постриге не указано), и его младшего сына Святослава Давыдовича. Хотя летописные свидетельства о пострижении в иночество и времени кончины супруги князя отсутствуют, церковное предание синхронизирует их с заключительными вехами в жизни князя. Также, согласно Кормчей книги («Аще же составлящуся браку, или муж един или едина жена внидет в монастырь да разрешится брак» гл. 42, также гл. 44, 48[6]), лишь одновременное пострижение супругов в иночество, могло расцениваться снисходительно в качестве повода для расторжения брачного союза[7].

Одновременная кончина членов муромской княжеской династии выпала на время служения в Муроме епископа Муромского и Рязанского Евфросина I Святогорца (1225—1239), который, предположительно, явился совершителем иноческого пострижения княжеской четы, а также их христианского погребения.

В 1547 году, по инициативе митрополита Макария, на Московском поместном соборе состоялась канонизация князя и его супруги в лике местночтимых святых. В этой связи писателем иноком Ермолаем-Еразмом на основе муромских народных сказаний было составлено их житие[8].


Моё примечание. Лаврентьевская летопись сообщила, что в1228 году в месяце апреле умер сын князя Давыда и тогда же, в апреле, умер сам князь Давыд, приняв перед смертью монашество.
Летописец не говорит о жене Давыда ничего, он её не упоминает.
Зато летописец поведал, что дочь Давыда Евдокия захотела стать монахиней и муж её - Святослав, великий князь владимирский, отпустил её в монастырь.
Принятие монашества одним из супругов или двумя супругами означает не только принятие монашеских обетов но и расторжение брака.


В официальной Православной энциклопедии РПЦ написано: "Большинство исследователей с теми или иными оговорками признали вслед за Филаретом в образе П. муромского кн. Давида Юрьевича (Ключевский, Макарий (Булгаков), Голубинский, архиеп. Сергий (Спасский), Н. П. Травчетов, Дмитриева и мн. др.)."

Василий Осипович Ключевский писал так: "Легенда о Петре, под которым, по–видимому, разумеется умерший в 1228 году в иночестве муромский князь Давид Юрьевич, не может быть названа житием ни но литературной форме, ни по источникам, из которых почерпнуто ее содержание; в истории древнерусской агиобиографии она имеет значение только как памятник, ярко освещающий неразборчивость, с какой древнерусские книжники вводили в круг церковно–исторических преданий образы народного поэтического творчества."
Древнерусские жития святых как исторический источник - профессор Василий Осипович Ключевский - читать, скачать
Источник: Древнерусские жития святых как исторический источник / Исследование В. Ключевского. - Изд. К. Солдатенкова. - Москва: Тип. Грачева и К°, 1871 - III, 465, IV, III с. (Из книг А.Д. Корнеева).
Источник: Православие в России / Василий Осипович Ключевский. - М. : Мысль, 2000. - 623 с. ISBN 5-244-00953-2


Муром

МУРОМ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
Большая Российская энциклопедия:
"Зимой 1239/40 М. был сожжён во время монголо-татарского нашествия.
В 1281 и 1293 городецкий кн. Андрей Александрович дважды сжигал город.
В 14 в., по-видимому, восстановлены дерев. укрепления кремля (350×120–160 м).
В 1392 вел. кн. московский Василий I Дмитриевич получил от хана Тохтамыша ярлык на Муромское кн-во, после чего город официально вошёл в состав Московского вел. кн-ва.


Википедия ру:
"Сожжённый дотла монголами, Муром в 1293 году исчез со страниц русских летописей.
Новое упоминание о Муроме относится только к 1351 году и связано с последним муромским князем — Юрием Ярославичем, которого в 1355 году согнал со престола Фёдор Глебович.
В 1392 году великий князь московский Василий I Дмитриевич присоединил Муромское княжество к Москве."

Показать полностью 12
5

Старик невестку убил за то, что она не пожелала вступить с ним в половую связь

Святой епископ Русской Православной Церкви Феофан Затворник рассказал верующим историю о смерти молодой женщины по имени Фомаида от рук свёкра.
В этой истории, помимо людей, действующими лицами являются дьявол и христианский Бог Иисус Христос.
Дьявол каким-то способом возбуждал в старике половую страсть к невестке, однако женщина не захотела вступать в половую связь с отцом мужа своего и "тогда диавол совсем овладел стариком, и он, в ярости гнева, взмахнув мечем, поразил ее в чресла и рассек надвое."
Здесь внезапно свершилось чудо православное: Иисус Христос ослепил свёкра женщины.
Почему Иисус Христос не ослепил злодея до того как старик ударил женщину мечом?
Ответа на этот вопрос в этой истории нет.
Такой вопрос здесь даже и не задаётся.
Читатель читает и удивляется.


В этой трагедии злодей не какой-то язычник или еретик, а - православный христианин.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

82. <...>У одного аввы Октодекаты Александрийской был сын, который был рыболовом и имел молодую жену – лет восемнадцати.

[Октодекат - так назывался мужской монастырь, авва - в переводе на русский: отец; так называют в православной литературе монахов. А́вва - 1) изначально ласковое обращение к отцу – «папа»; 2) благоговейное обращение к монашествующим
Авва - значение слова в православной энциклопедии «Азбука веры»]

Авва жил с сыном, и враг душ наших диавол возбудил в нем плотскую брань на невестку его, и он искал удобного случая, дабы быть с нею, но не находил.
Авва часто целовал ее, она же принимала то от него, как от отца.
Однажды ночью пришли рыболовы и позвали молодого ловить рыбу, и, когда сын ушел, отец начал домогаться жены его.
Она стала говорить ему: это дело диавольское, отче!
Пойди, перекрестись!
Несмотря на все его усилия, она не уступала ему.
Тогда он, желая устрашить ее, обнажил висевший над кроватью меч, и сказал: если не послушаешь меня, я поражу тебя мечем сим.
Она ответила ему: если должно мне быть и на части иссеченной, не сделаю беззаконного дела сего никогда.
Тогда диавол совсем овладел стариком, и он, в ярости гнева, взмахнув мечем, поразил ее в чресла и рассек надвое.
Но в ту же минуту Бог ослепил его, так что он ходил туда-сюда, ища двери, и не находил. На рассвете пришли другие рыболовы звать сына его; отец ответил, что сын ушел, а он не может найти дверь.
Открыв ее и войдя, они увидели совершившееся злодеяние, старик же сказал: схватите меня и предайте суду, ибо я совершил это убийство, – что и было исполнено, согласно законам.<...>
Глава V. Разные повествования к укреплению против восстающих на нас блудных браней. О блуде – что от него должно блюстись со всяким тщанием и страхом – Древний патерик, свт. Феофан Затворник | часть 5 из 27

Источник: Древнiй патерикъ, или Тематическое собранiе изреченiй-апофθегмъ отцевъ-пустынниковъ = Древний патерик, или тематическое собрание изречений-апофтегм отцов-пустынников / Пер. с древнегреч. еп. Феофана (Говорова). - Святая Гора Афон : Изд. Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 2009. – VI, 614 с. : ил.


Святая Фомаида. Убита свёкром за то, что не захотела вступать с ним в половую связь. Трагедия произошла в христианском обществе: Свёкр, ставший убийцей, - православный христианин, как и убитая им невестка.

Святая Фомаида. Убита свёкром за то, что не захотела вступать с ним в половую связь. Трагедия произошла в христианском обществе: Свёкр, ставший убийцей, - православный христианин, как и убитая им невестка.


В более художественном варианте эта история рассказана святым православным митрополитом Димитрием Ростовским

Память святой мученицы Фомаиды. – Жития святых свт. Димитрия Ростовского | часть 330 из 1156

Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.


моё - первая часть поста.

Показать полностью 1
6

О молитве великого старца, результатом которой стала смерть человека

В сборнике всяких историй, которые святой РПЦ Феофан Затворник перевёл на русский язык для воспитания русского православного читателя, есть история о молитве великого старца, результатом которой стала смерть человека
Эта история прошла сквозь столетия, бережно хранимая православными людьми.


32. Ученик одного великого старца, увлеченный блудною страстию, пошел в мир и женился.
Огорченный тем, старец молился Богу так: Господи Иисусе Христе! Не попусти рабу Твоему оскверниться.
И тот, легши с женою своею, предал дух, не осквернившись.
Глава V. Разные повествования к укреплению против восстающих на нас блудных браней. О блуде – что от него должно блюстись со всяким тщанием и страхом – Древний патерик, свт. Феофан Затворник | часть 5 из 27

Источник: Древнiй патерикъ, или Тематическое собранiе изреченiй-апофθегмъ отцевъ-пустынниковъ = Древний патерик, или тематическое собрание изречений-апофтегм отцов-пустынников / Пер. с древнегреч. еп. Феофана (Говорова). - Святая Гора Афон : Изд. Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 2009. – VI, 614 с. : ил.


Я думаю, что эта история выдумана людьми, которым не нравится, что кто-то может оставить великого старца и жить счастливо в супружестве.



1) Автор лживой истории естественное, природное половое влечение мужчины к женщине именует "блудною страстию", т. е греховным влечением,
2) супружеский секс мужа с женой автор считает осквернением.
3) Великий старец, выдуманный автором, умоляет Иисуса Христа, чтобы Иисус не допустил супружеского секса мужика с женой своей.

Ужасные нравственные ценности у автора этой лжи.
Считаю вредной эту историю из православной книги.



Недавно мне встретилась лживая история, выдуманная православными, о том как Бог убил мужика за то, что мужик не захотел признать святым Серафима Саровского.
Я сделал пост, который называется
Богу приписали убийство

Показать полностью
11

Чем закончился брак Петра и Февронии

На рисунке монах Давид и монахиня Ефросиния, до монашества: Пётр и Феврония.

На рисунке монах Давид и монахиня Ефросиния, до монашества: Пётр и Феврония.

Супруги Пётр и Феврония в старости развелись, расторгли свой брак, приняли монашество, взяв себе новые имена и, через некоторое время, умерли.
Принимая монашеский постриг Пётр взял себе имя Давид, а Феврония в монашестве взяла имя Ефросиния.
Русская Православная Церковь объявила их святыми под именами Пётр и Феврония.
Русская Православная Церковь объявляет святыми тех людей, которых считает примером поведения для русских православных христиан.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


"Следование примеру святых – обязанность любого христианина:" - написано на сайте РПЦ Православие ру


"Для православного христианина святые — не столько посредники между ним и Богом, сколько живые носители истинного христианства, чья жизнь служит высоким нравственным примером." - написано на другом сайте православном.


"Церковь канонизирует святых как пример для других христиан: путь этого человека угоден Господу, вы можете научиться у него." - написано на православном сайте Фома ру журнала "Фома"
Почему мы почитаем святых? - Православный журнал «Фома»

Этому "журналу присвоен гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви».
Журнал «Фома»: все самое важное о нас - Православный журнал «Фома»


О смерти бывших супругов

В 2025 году на сайте Русской Православной Церкви Патриархия ру написано так: "Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе."

Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы / Патриархия.ru


На сайте РПЦ Православие ру написано так: "В преклонных летах по благочестивому обычаю Петр и Феврония приняли монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния."
Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские / Православие.Ru


В сочинении «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанном в 16 веке Ермолаем-Еразмом рассказывается о последних днях русских святых так:

"Когда приспело время благочестивого преставления их, умолили они Бога, чтобы в одно время умереть им.
И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, и велели сделать из одного камня два гроба, имеющих меж собою тонкую перегородку.
В одно время приняли они монашество и облачились в иноческие одежды.
И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией.
<...>

После преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе,
у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения честного и животворящего креста, говоря, что, так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб.
И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста.
Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы.
Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни.
Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии, пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили.
И снова утром оказались святые в едином гробе.
И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами — в едином гробе, который Бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление.
https://azbyka.ru/fiction/povest-o-petre-i-fevronii/

Давид и Ефросиния, вышивка на такни, XVI в. Муромский историко-художественный музей.

Давид и Ефросиния, вышивка на такни, XVI в. Муромский историко-художественный музей.


О монашестве и его обетах

Вот что говорит митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай о монашестве и его обетах:

Монашеские обет

Основные монашеские обеты

Последование монашеского пострига содержит обеты [1], своего рода обязательства перед Богом новопостриженного; это последование продолжается облачением и заканчивается благодарением и славословием Господу, зачастую с совершением Божественной литургии.
<..>

1] Первый обет, исполнить который призывается будущий монах, касается отречения от мира, то есть отрицания всех мирских привязанностей и наслаждений. <...>
Как говорится в соответствующей молитве, отречение значит: забыть своих родителей, своих братьев, родственников, друзей, мечту о супружестве, заботу о личном имуществе, перспективу приобретения профессии и прибыльной работы; забыть об удобствах и удовольствиях, о любой тщетной славе и наслаждениях и даже о самой жизни. И не только это, – отречение означает подготовку к духовной борьбе, чистоте души, добровольному уничижению и нищете и святому плачу.<...>

2] Существует и второй.
Это обещание пребывания в монастыре и в постничестве до самого конца. Связь с духовным отцом, старцем, игуменом и всей братией должна стать нерушимой. Не существует малейшей возможности разрыва данной связи.
<...>

3] Третий обет – это послушание вплоть даже до смерти, и прозрачное изложение помыслов и «исповедание сердечных таин» духовному отцу. <...>

4] Как четвертый обет следует принимать терпение в скорбях. <...>

5] Последний обет – это обещание девства, целомудрия и благоговения, то есть страха Божия. Девство, чистота всей жизни души, ума и тела, является еще одним нерушимым условием борьбы монаха. <...>

//Практические аспекты хранения монашеских обетов в современных условиях. Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай.
Практические аспекты хранения монашеских обетов в современных условиях

https://monasterium.ru/doklady/xxvi-mezhdunarodnye-rozhdestv...

Вопросы при монашеском постриге

Вопрос I: Отрицаеши ли ся мира и сущих в мире по заповеди Господней?
Вопрос II: Пребудеши ли в монастыре сем и в постничестве, даже до последнего твоего издыхания?
Вопрос III: Сохраниши ли даже до смерти послушание к настоятелю, и ко всей во Христе братии?Вопрос IV: Претерпиши ли всякою тесноту и скорбь иноческого жития, Царствия ради Небеснаго?Вопрос V: Сохраниши ли ся в девстве, и целомудрии и благоговении?


По благословению Высокопреосвященнейшего Константина,
митрополита Петрозаводского и Карельского, главы Карельской митрополии
УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ В БРАТСТВО МОНАСТЫРЯ — Важеозерский монастырь (Vasojärven luostari)

36. Безусловно запрещается принимать в братство монастыря:
1. Лиц несовершеннолетних,
2. Мужа при живой жене, законно с ним не разведенной;
если же поступить в монастырь пожелают оба супруга, то надлежит принять во внимание, не имеют ли они малолетних детей, требующих родительского призрения, и, если препятствий нет, то оба супруга должны быть пострижены в один день, разумеется, в разных обителях: мужской и женской (Василия Великого Правило 18).



Троице Сергиева Лавра

4. Условия принятия в братство Лавры

36. Безусловно запрещается принимать в братство Лавры:
1. Лиц несовершеннолетних,
2. Мужа при живой жене, законно с ним не разведенной; если же поступить в монастырь пожелают оба супруга, то надлежит принять во внимание, не имеют ли они малолетних детей, требующих родительского призрения, и, если препятствий нет, то оба супруга должны быть пострижены в один день, разумеется, в разных обителях: мужской и женской (Василия Великого Правило 18).

Часть II. Из жизни Лавры после ее открытия в 1946 г., Троице-Сергиева Лавра за последние 100 лет - протодиакон Сергий Голубцов | часть 2 из 3
Источник: Троице-Сергиева Лавра за последние сто лет : Монашество и его пробл. События и лица. Устав лавры (Обзор и исслед.): Для любящих Лавру и ее историю и для всех, ищущих спасения в монастырях: Приложен Акафист Преподобному Сергию (с пояснениями) / Протодиакон Сергий Голубцов. - Москва : Изд-во Правосл. братства Споручницы грешных, 1998. - 223 с., [4] л. портр. : ил.



О святых в Русской Православной Церкви

Канонизация есть причтение Церковью какого-либо усопшего подвижника благочестия к лику ее святых. Слово «канонизация» (лат. Canonizatio – брать за правило), заимствованное из западного богословского языка, употребляется в Русской Церкви наряду с выражением «причтение» к лику святых («вмещение», «вчинение» в лик святых). В греческой агиологии используется термин означающий «провозглашение» (святым).
Канонизация святых в Русской Православной Церкви - Православный портал «Азбука веры»


"Канонизация - причисление христианской церковью подвижника веры к лику святых решением высшей церковной власти. Этим актом церковь удостоверяет святость подвижника и определяет его деяния в качестве примера для христиан." - написано на сайте ТАСС


"Канониза́ция (лат. canonisatio), в христианстве причтение Церковью почившего подвижника к лику святых [в практике греческих церквей употребляется термин ἀνακήρυξις – провозглашение (святым)]. Канонизацией Церковь удостоверяет святость подвижника и определяет его деяния в качестве примера для христиан."-написано в Большой Российской энциклопедии.


Новое имя при монашеском постриге



"Монах приобретает не второе имя, а имя новое. Прежнего мирского человека с прежним именем больше не существует. " - говорит православный священник Михаил Воробьев
Просмотр вопроса


"При постриге будущий монах дает обеты бедности, целомудрия и послушания духовному наставнику. Уходу из мира с древности усвоен образ смерти: прежний человек, живший по обычаям мира, умирает. Родившийся для иной жизни получает новое имя." - говорит иеромонах Иов Гумеров
Почему при постриге в монахи, принятии схимы даются новые имена? / Православие.Ru


"При постриге будущий монах дает три обета: послушания, целомудрия и нестяжания. Он отрекается от всего мирского и начинает новую духовную жизнь. Это своего рода рождение нового человека. А ведь всем новорожденным мы даем имена, так и здесь, вступив на монашескую стезю, человеку дается новое имя."- говорит иеромонах Кирион, заведующий канцелярией Саввино-Сторожевского мужского монастыря
По какому принципу даются имена монахам при постриге? | Аргументы и Факты


Суммируя всё вышеприведённое, следует такой вывод:
поскольку бывшие супруги объявлены святыми РПЦ постольку верные чада РПЦ обязаны брать с них пример - делать как они.


Лично я считаю, что никто не обязан брать пример с Петра и Февронии.


Пётр и Феврония в "Повести..." Ермолая-Еразма

Показать полностью 12 2
0

Чернокожие людоеды в житии апостола Матфея

В житийном тексте о святом евангелисте и апостоле Матфее, опубликованном святым Дмитрием Ростовским, рассказано про племя людоедов чернокожих, которые уверовали во Христа, покрестились, и в результате крещения стали добрыми белокожими людьми.
В житии белый цвет кожи стал наградой за веру в Иисуса Христа, за прекращение злодеяний.
Получается, что автор жития считает чёрный цвет хуже белого цвета.
В истории не известно ни одного реального случая, чтобы чернокожий человек, покрестившись стал белокожим.
В реальности среди белых людей есть людоеды, и эти людоеды белокожие чернокожими не становятся, также не становятся чернокожими люди белокожие, которые совершают другие, разные, злодеяния, а добрые чернокожие люди не становятся белокожими после крещения.

Природный цвет кожи не зависит от нравственности человека, и не меняется при крещении.

Вывод: история, рассказанная святым Дмитрием Ростовским - ложь.


А это чернокожий православный священник Марк Мванги. 2012 год. Африка.


Житие и страдание святого Апостола и Евангелиста Матфея

Память 16 ноября [ житие 1007 из 1156]

"Святой Апостол и Евангелист Матфей, сын Алфея, иначе называемый Левием (Мк. 2:14. Мф. 9:9. Лк. 5:27), жил в Галилейском городе Капернауме

<...>

Удалившись из Иерусалима, святой Апостол Матфей проповедовал Евангелие во многих странах. Благовествуя Христа, он прошел Македонию, Сирию, Персию, Парфию и Мидию и обошел всю Эфиопию, на которую ему пал жребий, и просветил ее светом разума Евангельского.
Наконец, наставляемый Духом Святым, пришел он в землю людоедов, к чернокожему звероподобному народу, вошел в город, называемый Мирмены, и там, обратив несколько душ к Господу, поставил им епископом спутника своего Платона и создал небольшую церковь; сам же восшел на находившуюся вблизи гору и пребывал на ней в посте, усердно молясь Богу об обращении того неверного народа.
И явился ему Господь во образе прекрасного юноши, имея в правой руке жезл, и приветствовал его. Протянув правую руку и отдавая святому жезл тот, Он повелел ему сойти с горы и водрузить жезл при дверях устроенной им церкви.

– Жезл этот, – говорил Господь, – силою Моею вырастет в высокое дерево, и дерево то принесет обильный плод, величиною и сладостью превосходящий все другие садовые плоды; а от корня его истечет источник чистой воды.
Омывшись в воде источника, людоеды получат благолепие лица, и всякий, кто только вкусит от того плода, позабудет зверские нравы и станет добрым и кротким человеком.

Матфей, приняв жезл из руки Господней, сошел с горы и пошел в город исполнить то, что ему было повелено.

У князя того города, именем Фульвиана, жена и сын были одержимы бесами. Встретив на пути Апостола, они вопили на него дикими, угрожающими голосами:

– Кто послал тебя сюда с этим жезлом на нашу пагубу?

Апостол запретил духам нечистым и изгнал их; исцелившиеся поклонились Апостолу и кротко последовали за ним. Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром, и святой Матфей, вошедши в город и приблизившись к церкви, сделал, как ему было повелено: водрузил данный ему от Господа жезл, – и тотчас, в виду всех, жезл сделался великим деревом, простирающим многолиственные ветви, и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, и источник воды истек от корня.
Все видевшие это были поражены изумлением; весь город сошелся на такое чудо, и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. А святой Апостол Матфей, стоя на высоком месте, проповедовал собравшимся людям слово Божие на их языке; и тотчас все уверовали в Господа, и крестил их Апостол в чудотворном источнике.
И все крестившиеся людоеды, согласно слову Господню, выходили из воды благолепные лицом и белые кожей; они получали не только телесную, но и душевную белизну и красоту, отлагая ветхого человека и облекаясь в нового человека – Христа."

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjaty...

Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.


В 2023 году 2 сентября в интернете опубликована звукозапись Жития святого апостола и Евангелиста Матфея из книги святого Дмитрия Ростовского, на рутуб-канале "Свято-Eлисаветинский монастырь". Этот Свято-Елисаветинский женский монастырь расположен в Республике Беларусь, в городе Минск, в Минской епархии Белорусской Православной Церкви

Показать полностью 3 1
Отличная работа, все прочитано!