Удивительная техника из СССР
10 постов
10 постов
5 постов
10 постов
Военная история знает немало парадоксов. Один из самых дорогих и вопиющих — это японский авианосец "Синано". Хотя его судьба — закономерный итог того, что бывает, когда гигантскую амбицию пытаются слепить из того, что было. В дикой спешке и общей панике.
Изначально, перед Второй Мировой войной Япония строила неведомые доселе корабли. По размерам, массе и вооружению. То были линкоры типа "Ямато". "Синано" должен был стать третьим таким монстром.
Надо сказать, что "Ямато" — самые большие в истории человечества линейные корабли. Судно такого класса по водоизмещению почти на 40 % превосходило печально известный "Титаник". Хоть и нелепо сравнивать пассажирский круизный лайнер и боевой линкор. Но для наглядности пойдет.
Так вот, "Синано" заложили в мае 1940 года, и все шло по плану. Пока в июне 1942 года японский императорский флот не получил по зубам от американцев у Мидуэя, потеряв четыре лучших авианосца.
Тут в японский штабах началась та самая "творческая паника". Решение было гениальным в своей простоте: "А давайте недоделанный линкор быстро-быстро переделаем в авианосец!". Как будто можно взять бронированный танк, и на коленке сделать из него топливозаправщик для аэродрома. Классическая импровизация на грани фола...
Работали в атмосфере безумия. Переделывали о оснащали корабль днем и ночью, под свист американских бомб. Главная проблема была в том, что корпус линкора — это вам не каркас авианосца. Это – тяжелая, неповоротливая крепость на плаву, напичканная броней. Чтобы втиснуть туда ангары, топливо и боеприпасы для самолетов, пришлось резать водонепроницаемые переборки, варить швы кое-как и почти наугад ставить системы вентиляции.
Экипаж набрали в последний момент. Моряки не знали корабль и друг друга. В общем, готовили боевую единицу по принципу "и так сойдет". Понадеявшись на японское "Авось"...
На бумаге это был инженерный шедевр. При полном водоизмещении в 71 890 тонн корабль стал крупнейшим авианосцем времен Второй мировой и на 15 лет после нее. Только в 1960 году его превзойдет размерами авианосец США "Enterpris". Но тот уже будет атомным.
Броневые плиты полетной палубы у "Синано" могли выдержать попадание 500 фунтовых авиабомб. Корабль мог нести до 47 боевых самолетов.
28 ноября 1944 года, после всего десяти дней испытаний, "Синано" получил приказ срочно идти своим ходом из порта базирования в безопасное место. Подальше от американских авианалетов. Командование знало, что в море тоже неспокойно. Там рыщут подлодки США, но верило в толстую броню судна и скорость в 20 узлов.
"Он же большой и бронированный, америкосам его не взять!" – наверное вслух думали адмиралы, щуря узкие глаза. В этом и была роковая ошибка. Правда, "Синано" все же дали тройку эсминцев для прикрытия.
В походе, в ночь с 28 на 29 ноября его выследила американская подлодка USS Archer-Fish под командованием Джозефа Энрайта. "Синано" действительно шел быстро – почти на 20 узлах. И субмарина почти "выдохлась", пытаясь его догнать.
Но тут на авианосце стал греться подшипник одного из гребных валов, и японцы снизили скорость. Это решило исход дела. Выйдя на дистанцию залпа, в 3:17 ночи подлодка выпустила шесть торпед. Четыре попали в правый борт, примерно в его центральную часть. Здесь на корабле и вскрылись все недоделки с переделками. Подвели некачественные переборки. Необученная команда не смогла бороться за живучесть. А вода хлестала внутрь. Как на грех, насосы для откачивания еще не поставили...
"Синано", этот стальной колосс, продержался на плаву всего 7 часов, и примерно в 10:55 29 ноября утонул в 65 милях от ближайшего побережья. Часть команды удалось поднять на эсминцы сопровождения. А вот почти полторы тысячи моряков впоследствии были объявлены пропавшими без вести.
Самый большой авианосец в мире не был побежден в честном бою. Корабль словно отправили на убой. Его недолгий путь из дока прямо на дно океана — памятник не воинской доблести, а стратегическому просчету. Теперь "Синано" навсегда остался символом того, как гигантомания, рожденная наспех и в панике, обречена на полный провал.
Если вам любопытно каждый день узнавать об интересной технике и ее истории, приглашаю по ссылке на канал "ТехноДрама"
В Кембриджском университете, этом оплоте британской учености, была своя священная реликвия. Нет, не древний манускрипт. А самая обычная кофеварка, стоявшая в коридоре компьютерной лаборатории.
Именно она стала причиной появления первого в мире устройства, которое мы теперь называем веб-камерой. И история эта – не про гениальное озарение. А про простую человеческую лень и раздражение на коллег, допивающих последний кофе.
1991 год. Группа ученых под руководством доктора Квентина Стаффорд-Фрейзера усердно работает над сетевыми технологиями. А кофеварка, источник жизни и смысл офисного существования любого программиста, стоит на этаже выше.
И вот типичная ситуация: поднимается уставший айтишник за порцией живительного напитка, а там ..."борода".
"Ни хера себе, – наверное, думает в эту минуту очередной обделённый гений. – Это что же, опять какой-то гад выпил всё до последней капли?"
Это нарушало рабочий процесс, вызывало закономерное раздражение и, вероятно, желание придушить того, кто допил последний кофе. И тогда программисты, доведенные до отчаяния, поступили по-своему оригинально.
Они не стали дежурить у кофейника с дубиной. А вместо этого подключили к компьютеру видеокамеру Acorn, написали софт, который транслировал изображение по локальной сети, и направили объектив на злополучную кофеварку.
Черно-белая картинка обновлялась три раза в минуту. Так, в муках и кофейных парах, родилась первая веб-камера.
В 1993 году Даниэль Гордон и Мартин Джонсон додумались подключить эту систему к интернету. И понеслась! Трансляция пустого и полного кофейника стала культовым явлением в сети. Камера проработала аж до 2001 года, став символом раннего интернета.
Когда же руководство университета, эти бездушные бюрократы, решило отключить легенду, поднялась такая волна протестов, будто закрывали величайший культурный объект. Даже The Guardian возмущенно написала: "Конец эпохи!"...
В итоге та самая кофеварка была продана на eBay за £ 3 350! Вот что значит мировая слава.
Часто великие технологические прорывы рождаются не из желания изменить мир, а из простой человеческой лени, жадности или желания узнать, не слил ли твой коллега последний кофе.
А Кембриджским программистам повезло тем, что они были ленивы, но талантливы. А то бы так и бегали по лестницам, как угорелые. До самой пенсии...
Если вам любопытно каждый день узнавать об интересной технике и ее истории, приглашаю по ссылке на канал "ТехноДрама"
Всем известно, что Америку открыл Колумб. И это, конечно же, правда лишь отчасти. На самом деле это сделали викинги, почти на 500 лет раньше итальянца. Причем случайно, особо не планируя. Но в итоге все просрали со скандинавским размахом. Наверное, даже стыдно им сейчас это вспоминать...
IX—XI века. По всей Европе от Ирландии до Руси доминируют бородатые мужики на драккарах. Они занимаются тремя "достойными" делами того времени: торговлей, охотой и грабежом. Примерно в 860 году они заплывают на какой-то холодный остров и, не мудрствуя лукаво, называют его "Ледяной страной", т.е. Исландией.
Дальше — больше. Около 900 года один викинг по имени Гуннбьёрн напился в плавании. Или просто плохо смотрел на звезды... Его корабль сбился с курса. И уперся в еще более холодную и неприветливую землю. Ничего, подумали викинги, и записали это в копилку "мест, куда лучше не соваться".
Но нашелся еще более упёртый парень. Эрик Рыжий. Его из Норвегии выгнали за буйный нрав (видимо, кого-то зарубил топором в пьяной драке). А куда деваться изгнаннику? Правильно, плыть открывать новые земли! Он доплыл до той самой земли Гуннбьёрна, посмотрел на ледники и камни, и с непроницаемым лицом назвал ее Гренландией — "Зеленой страной". Летом 986 года Рыжий привел туда целую партию таких же отмороженных голов, где с ними начал осваивать то "зеленое" местечко.
А дальше начинается самое интересное. Один из поселенцев, Бьярни Херьюльфссон, плыл к Эрику, попал в бурю, сбился с пути и увидел землю с холмами и лесами. Это, скорее всего, и была Америка. Но Бьярни был деловой парень: "Не до открытий мне сейчас, в Гренландию надо, там дел по горло!". И поплыл мимо.
Затем его рассказом загорелся сын Эрика Рыжего — Лейф Эриксон. Около 1000 года он собрал команду и поплыл смотреть. Что он увидел? Сначала какую-то "страну валунов" (Баффинова Земля), потом "лесную страну" (Лабрадор). А потом они наткнулись на место, где рос дикий виноград. Лейф назвал его Винланд — "Винная страна". Вот она, радость! Викинги там перезимовали, наверное хорошо отметили открытие, и вернулись назад.
Но потом скандинавы решили, что этого мало. Брат Лейфа, Торвальд, в 1002 году вернулся и даже попытался основать поселение.
"Это чё за уроды?" — наверное, подумали местные индейцы, увидев верзил в рогатых шлемах. И отправились добывать рыжие скальпы...
В итоге Торвальда убили, а его товарищи с позором свалили обратно в Гренландию.
Были еще две жалкие попытки колонизации. Одна — под руководством невестки Эрика, Гудрид. Она даже какое-то время торговала со скрелингами (так называли индейцев), но в итоге махнула рукой и уплыла.
Вторая — во главе с дочерью Эрика, Фрейдис. Та, судя по сагам, была дамой с характером. Не поладила с индейцами так, что пришлось ей потом экстренно эвакуироваться. В общем, поселение в Америке просуществовало всего несколько десятков лет. После чего храбрые викинги предпочли забыть эту историю, как страшный сон.
Долгое время все это считалось красивой сказкой. Даже "Карта Винланда", которую выставляли как доказательство, оказалась поздней подделкой. Но в 1960 году на канадском острове Ньюфаундленд археологи нашли-таки реальные остатки поселения викингов Л’Анс-о-Медоус. Вот тогда всем пришлось признать: да, эти сумасшедшие с Севера Европы были тут первыми.
Мораль сей истории проста. Можно быть крутым бойцом и мореплавателем, но коли не можешь договориться с местными, а только и знаешь, что рубиться топором, то твоя колония не протянет долго.
500 лет спустя, правда, испанцы тоже не особо церемонились с индейцами. Но у европейцев уже было огнестрельное оружие и мощная поддержка за спиной в лице государства и короля. Потому и результат оказался иным...
Если вам удобно читать тоже самое (и даже больше!) в Телеграм, то приглашаю по ссылке на свой канала "ТехноДрама"
Есть такое стойкое подозрение, что настоящая, пахнущая химическими опытами и чертежами наука закончилась где-то в середине XX века.
А вот после началась эпоха постмодерна. И здесь главное — не открытие истины, а виртуозное словоблудие, похожее на научный бред. Физики с умным видом рассуждают о струнах в 11-мерных пространствах, а философы пишут тексты, от которых плавится мозг. Например как объяснить значение фразы "трансгрессии дискурсивных практик"...
Как же вышло, что наука, призванная объяснять мир простому человеку сама стала нуждаться в переводчике на русский с языка "бреда" ученых.
От Эйнштейна до "квантовой магии": как физика ушла в запредельные миры
Современная физика напоминает мистический трактат сумасшедшего монаха из Средневековья. Возьмем, к примеру, теорию струн. Ее математический аппарат настолько сложен, что проверить его могут лишь несколько десятков человек во всем мире. Теория словно существует для некой секты избранных. А сами эти "струны" якобы существуют в измерениях, которые невозможно ни представить, ни обнаружить. Практического подтверждения теории нет уже полвека, но статьи продолжают плодиться, как грибы после дождя.
Философы же и вовсе ушли в чистый язык. Когда-то Карл Поппер требовал, чтобы научная теория могла быть опровергнута. Сегодня многие труды по социогуманитарным наукам принципиально нефальсифицируемы. Их нельзя проверить, а значит, и опровергнуть. Они создаются как бы в параллельной реальности, где главное — не соответствие фактам, а внутренняя красота словесных конструкций. Словно поэзия для узкого круга шизофреников.
Мистификация Сокала: как физик проник в цитадель постмодерна
В 1996 году американский физик Алан Сокал провел дерзкий эксперимент. Это было смело. Сокал действовал будто агент под прикрытием. Ученый написал статью под заумным названием "Нарушая границы: к трансформативной герменевтике квантовой гравитации". В ней он намеренно смешал реальные научные понятия с абсолютно бессмысленной ахинеей.
Статья была успешна принята к публикации в авторитетный журнал Social Text. Когда же Сокал раскрыл мистификацию, разразился скандал на весь научный мир. Но ученый практически и по-научному (методом эксперимента) доказал главное: в гуманитарных науках сегодня ценится не истина, а правильный набор модных слов.
"Гравитация — это социальная конструкция", — заявил он в своей показательно-бредовой статье. И это благополучно прошло рецензирование в знаковом научном журнале.
Интеллектуальные уловки: словарь псевдонауки для чайников
Вместе с Жаном Брикмоном Сокал потом разобрал типичные приемы таких псевдонаучных текстов в совместной книге "Интеллектуальные уловки: критика современной философии постмодерна".
Авторы в ней показали: чтобы звучать "глубоко", достаточно надергать терминов из математики и физики без всякой связи с их реальным смыслом.
"Топология власти", "квантовый скачок в сознании", "нелинейность исторического процесса"... Все эти фразы создают иллюзию глубины, за которой не стоит ровным счетом ничего. Ученые, по мнению авторов, часто злоупотребляют сложным языком. И не потому, что сложная тема того требует, а чтобы скрыть простую банальность своей мысли или полное отсутствие здравого содержания.
Наука или ритуал шамана?
Создается впечатление, что некоторые научные публикации сегодня — это своеобразный ритуал для посвященных. Ученые пишут для узкого круга своих, используя особый язык, понятный только им. Проблема в том, что за этим языком часто теряется суть. Наука рискует превратиться в закрытый клуб, где важно не то, что ты сказал, а то, как ты это оформил.
Не всегда человек с умным видом, вещающий о многомерности бытия, является гением. Возможно, он просто хорошо освоил псевдонаучный жаргон.
Наука прошлого отвечала на простой вопрос: "Как устроен этот мир?" Именно в этой честной простоте и была ее главная сила.
А что сейчас есть современная наука? Ответ – где-то там, в непроходимом лабиринте абсурда и бредогенерации...
Если вам удобно читать тоже самое (и даже больше!) в Телеграм, то приглашаю по ссылке на канала "ТехноДрама"
Из чего его делали неясно до сих пор. Кто-то говорит, что это была гремучая смесь из нефти, серы, селитры и какого-то масла. Другие с умным видом доказывают, что там присутствовали битум, сера, зола, горная соль и даже пирит.
Но одно известно точно — это было жуткое, дьявольское оружие. Особенно для тех "славных" времен, когда было принято махать мечом и метать копье. А тут, на тебе, технологическое превосходство в самой подлой его форме...
По легенде, адскую смесь изобрел в VII веке некий сириец по имени Калинник. Был он, якобы, архитектор и химик. Сейчас уже не понять, каков он был архитектор. Однако химик из него вышел для своего времени отменный. Прямо-таки "Доктор Зло" раннего Средневековья. Этот Калинник не только придумал состав, который горел даже на воде, но и сконструировал для него специальный сифон — медный ствол на носу корабля, извергающий поток жидкого пламени.
История гласит, что изобретатель сбежал от арабов в Константинополь. Там он и предложил свою "горячую" идею императору Византии. Тот, будучи не дурак, быстро оценил потенциал. Особенно после морской битвы при Кизике в 673 году. Когда от первых же залпов арабский флот вспыхнул, как бумажный, и пошел ко дну.
"На судах с греками сам Шайтан!", — наверное, думали тогда в ужасе уцелевшие арабы, отплывая прочь на обломках.
Греческий огонь стал главным козырем Византии на море на протяжении семи веков. Его состав хранили в тайне, как величайшее государственное сокровище. Разглашение рецепта каралось смертью. Сифоны устанавливали на специальные суда — дромоны, превращая их в плавучие огнеметы.
Против этого оружия не было спасения. Вода только разбрызгивала огонь и усиливала горение. Песок и уксус помогали слабо. Единственной тактикой против было держаться на максимальной дистанции и молиться, чтобы ветер не переменился. Это была абсолютная форма морского террора.
Греческий огонь отметился не только в битвах с арабами. Его испепеляющую мощь на себе испытали и воины древней Руси. И случилось это во время походов князя Игоря на Царьград.
941 год. Киевский князь Игорь Рюрикович, воодушевленный успехами предшественников, собрал внушительную флотилию. По разным данным, это было от нескольких сотен до тысячи ладей. Это внушительная сила для того времени. Цель была такова: надавить на Византию, возобновить или расширить выгодные торговые договоры... А заодно, по тогдашней традиции, "погулять" по богатым прибрежным землям.
Византийцы, узнав о приближении русского флота, не стали паниковать. У них был свой "козырь" в медных сифонах на бортах. Когда ладьи Игоря вошли в узкий пролив Босфор, их уже ждали.
Быстрые и легкие русские ладьи пошли на сближение для абордажа. А византийцы, сохраняя дистанцию, привели в действие свои трубы. Из медных горловин вырвались струи жидкого пламени...
Эффект был сокрушительным и психологически ужасающим. Горящая смесь, которую нельзя было потушить водой, облепляла борта, паруса и самих воинов. Деревянные ладьи вспыхивали, как факелы. На воде разливалось огненное море. Паника была абсолютной. Сражение превратилось в избиение.
Князю Игорю с остатками флота чудом удалось вырваться, но поход был позорно провален. Это было поражение и шок. Столкнулись две эпохи: традиционная доблесть в ближнем бою и безжалостная "огневая мощь" нового поколения.
Игорю еще повезло. Князь уцелел и сделал правильные выводы. Уже в 944 году он предпочел заключить с Византией договор, но уже с дипломатической миссией, а не с огнем и мечом.
А греческий огонь еще долго был в ходу. Его позднее испытали на себе норманны, крестоносцы и в 1453 году турки – при осаде Константинополя. Но греков уже это не спасло. Константинополь пал, а Византии пришел конец.
На заре технологий замаячил порох, и о греческом огне забыли. Так и канул в Лету рецепт этого дьявольского состава, оставив в истории лишь воспоминания былого ужаса и легенды о "непобедимом" пламене, побежденном лишь временем.
Если вам удобно читать тоже самое (и даже больше!) в Телеграм, то приглашаю по ссылке на канала "ТехноДрама"
Думаете, что Теория о Плоской Земле — это пик безумия конспирологов? Как бы не так! У них еще есть история покруче: наша планета на самом деле пустая, как пасхальное яйцо, а внутри сидят сверхлюди, питаются ананасами и, возможно, загорают под внутренним солнцем.
С незапамятных времен люди верили, что под землей "тусуются" лишь души умерших. Древние греки называли это царством Аида, а вот современные конспирологи — убежищем для беглых нацистов из Третьего Рейха.
Наука, конечно же, утверждает, что Земля — это слоеный пирог из коры, магмы и раскаленного железного ядра. Но кому нужна эта скукота, когда можно верить в нечто поинтереснее?
В XVII веке серьезные ученые внезапно начали нести околесицу. Астроном Эдмунд Галлей, тот самый, что открыл знаменитую комету, заявил, что Земля — это "матрешка" из нескольких сфер, вращающихся внутри друг друга. Мол, этим он объяснял странности магнитного поля. "Классический научный бред сивой кобылы", — сказали бы его коллеги, если бы не боялись сгореть на костре.
Но идея оказалась живучей. Особенно ее полюбили в XIX веке. Джон Кливс Симмс-младший, неудавшийся торговец из США, объявил всему миру, что на Северном и Южном полюсах есть огромные дыры, ведущие в подземный мир. Эти дыры потом так и прозвали — "дыры Симмса". Мужик даже требовал от Конгресса США денег на экспедицию к Северному полюсу, чтобы найти вход. Денег, конечно же, ему не дали.
"Фиг тебе, — наверное, думали тогда здравомыслящие конгрессмены. — Это что же, нам финансировать поиски дыры, в которую кто-то хочет провалиться?".
Все стало еще веселей, когда за теорию взялись фантасты. Жюль Верн написал "Путешествие к центру Земли" в 1864 году. И понеслось. Писатели один за другим стали описывать подземные миры с динозаврами, высокоразвитыми расами и райскими садами.
А потом подключились конспирологи. Современные адепты теории полой Земли верят, что:
· Северное сияние — это не что иное, как свет от внутреннего солнца, которое висит в центре планеты и освещает подземный мир.
· Гитлер не застрелился в 1945-м, а сбежал через одну из полярных дыр в подземный город Агарту.
· Внутри живут гигантские сверхлюди или инопланетяне, которые мудрее и духовно развитее нас, поверхностных...
Самое забавное, что находятся "свидетели". Разные мореплаватели и летчики (часто приукрашивая) рассказывали, что видели входы в этот подземный рай. А один американский контр-адмирал Ричард Бёрд и вовсе писал в дневниках, что пролетал над зеленой землей за Северным полюсом. Скорее всего, он просто увидел мираж, но конспирологи до сих пор трясут этими записями, как священной реликвией.
Так что, если вам надоела серая повседневность, всегда можно поверить, что где-то там, под ногами, кипит другая жизнь. Гораздо более интересная, с инопланетянами и вечным летом. Не повезло же нашим предкам. Они верили лишь в духов и царство Аида.
Не было у них той фантазии, что у нас ныне...
Если вам удобно читать тоже самое (и даже больше!) в Телеграм, то приглашаю по ссылке на свой канала "ТехноДрама"
Век великих географических открытий обошел нашу державу посуху и издалека. Пока британцы с французами вовсю бороздили океаны, открывая новые земли, русские моряки едва ли доплывали до Англии, и если повезет – до Средиземного моря.
К концу XVIII века до правительства наконец дошло, что пора... А то эти жадные морские державы (а недавно к ним еще присоединились какие-то штаты Северной Америки – сброд колонистов!) задавят нас на Дальнем Востоке.
Начали снаряжать первую "кругосветку". Возглавить ее должны были Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский. Теперь они наши национальные герои. И надо сказать, слава их абсолютно заслуженна. Ибо те суда, на которых они "взяли" большое плавание, годились разве что на рейсы в акватории Балтийского моря. И то вблизи берега.
История первой русской кругосветки началась с загадки. Почему-то Российско-Американская компания (РАК), у которой деньги конечно же были, решила покупать суда за границей. В Российском флоте нашлось бы с десяток приличных судов, а местный корабельный мастер Данило Масальский так и вовсе брался построить качественный фрегат с нуля. Но нет, дирекция РАК с упрямством, достойным лучшего применения, снарядила Лисянского в Европу – мол, ищи, голубчик, там нам продадут что-нибудь эдакое.
В сентябре 1802 года Лисянский с корабельным мастером Разумовым отправились в Гамбург. Не найдя там ничего путного, поехали в Англию. И вот тут-то и случилась темная история. Офицеры экспедиции потом говаривали, что Лисянский, видимо, вступил в сговор с продавцом. Ибо купленные им два шлюпа – 16-пушечный "Леандр" (будущая "Надежда") и 14-пушечная "Темза" (ставшая "Невой") – оказались, мягко говоря, не первой свежести.
"Надежда" была старой, построенной аж в 1795 году, побывавшей во французском плену, с поврежденной картечью мачтой и гнилыми элементами корпуса. "Нева" выглядела чуть получше. Даже ходила когда-то в Индию. Но на судне требовалась замена всей веревочной оснастки.
"Экую хрень нам пригнали!, – наверное, подумал тогда Крузенштерн, увидев покупки. – Это что же, на этих посудинах вокруг Света тащиться? Мы ж на них даже до экватора не дойдем!"
В Кронштадте, куда корабли прибыли 5 июня 1803 года, их плачевное состояние стало очевидным даже для сухопутных чиновников. "Надежда" в шторм протекала так, что грозила превратиться в подводную лодку. Позже на Камчатке всерьез обсуждали, не оставить ли ее там мирно догнивать у причала.
Интересно, что негодные мачты пришлось менять уже по ходу плавания в Бразилии. Видимо, чтобы не дискредитировать на родине Лисянского и не выносить сор из избы. За ремонт, естественно, заплатила РАК, хотя уже в Англии на "первоочередные ремонтные работы" потратили 5 000 фунтов.
Стоимость покупки тоже вызывала вопросы. Крузенштерн утверждал, что заплатили 17 000 фунтов, а по данным МИДа вышло все 25 000. В пересчете на наши деньги – от 1,5 до 2,2 миллиона фунтов. Целое состояние!
Так и началось Великое Плавание. С покупки за границей того, что можно было построить дома. Что, впрочем, типично для многих российских проектов. Особенно когда в деле замешаны большие деньги и великие амбиции.
Но наши моряки доказали, что могут и не на таком плавать. "Надежда" и "Нева" таки обогнули земной шар, открыли неведомые прежде острова и нанесли на карту то, что не смогли иностранцы.
Вот только возникает один простой вопрос: а сколько бы они открыли и нанесли на карту, если бы им дали не "гнилые корыта", а настоящие корабли?
Возможно, вся история русских географических открытий — это история преодоления. В первую очередь — "родного" чиновничьего произвола и извечной коррупции.
Которые, как известно, куда опасней любого океана.
Если вам любопытно каждый день узнавать об интересной технике и ее истории, приглашаю по ссылке на канал "ТехноДрама"
Рок-опера "Юнона и Авось" по накалу страстей не уступит "Ромео и Джульете". А в чем-то и превзойдет. Для тех, кто подзабыл или не знал, вкратце ее сюжет таков...
Высокопоставленный чиновник и представитель Российско-американской компании (была такая у нас, она занималась освоением Аляски) Николай Резанов полюбил красавицу Кончиту – дочь коменданта Сан-Франциско.
На дворе 1806 год. Резанов явился в Калифорнию (на тот момент она принадлежала Испании) во главе небольшой эскадры российских кораблей. Коих и звали "Юнона" и "Авось". Его цели просты – пополнить запасы, дать отдых команде и закупить провиант для русских колоний на Аляске.
А вот тут и Кончита...
Резанову в ту пору 42 года. Он богат и успешен, напорист и вдов. Жгучей красотке испанских кровей – всего 15. Но замуж она уже идти способна и готова на это. Физически и морально. На совершеннолетие тогда не смотрели. Не было такого понятия в отношении невест. Но вот беда. Она – католичка, а он – православный христианин.
Резанов – порядочный дворянин. Заручившись разрешением на брак у отца Кончиты, он по возвращению в Россию ринулся через Камчатку и Сибирь в Санкт-Петербург испросить разрешение на брак у священного Синода.
Но времена тогда еще те... Проще было обогнуть Земной шар на паруснике, чем добраться в столицу Российской Империи с ее восточных окраин. Резанов умирает в дороге в Красноярске в 1807 году.
Об этом Кончита узнает лишь в 1842 году. А до этого долго и безрезультатно ждет его, ни за кого не выходя. После печальной новости красавица дает обет молчания, сменив светские платья на рясу монахини...
Ну, а теперь перейдем к главным "виновникам" этой драмы — кораблям. Ибо без них бы никакой романтики не случилось.
"Юнона"
Бригантину "Юнону" построили в Охотске по заказу промышленника из США. Под зведнополосатым флагом она и плавала. Пока ее не отжали у американцев на Аляске. Те привезли на ней провиант в Новоархангельск (русское поселение). А там не очень было с продуктами. Охота "подкачала", неурожай и прочее. Люди, короче, были голодные и злые. А американского присутствия тогда не особо боялись даже на Аляске...
Янки потом говорили, что бригантину там у них купили. Ну пускай будет так. В итоге, на "Юноне" взвился Андреевский флаг.
"Авось"
Тендер "Авось" меньше и поизящнее "Юноны". Это было быстроходное одномачтовое судно, этакий курьер и разведчик. Но вот его происхождение — "темный лес". По одной из версий, его построили на одной из русских верфей. Где точно – неизвестно.
Название "Авось" – это вообще шедевр. Оно идеально отражает суть русского мореплавания той эпохи. "Авось, проскочим! Авось, шторм переждем! Авось, Калифорния нас накормит!". В этой лихой дерзости и надежде на удачу и заключалась вся стратегия.
В "Песне моряков" из рок-оперы на музыку А. Рыбникова и слова. А. Вознесенского так и поется:
"В море соли и так до чёрта,
Морю не надо слез.
Наша вера вернее расчета
Нас вывозит "Авось"!
Вот на этой парочке кораблей Резанов и отправился с Аляски покорять Калифорнию. Плавание в то время – не круиз с аниматорами. Это холод, цинга и шторма в суровых широтах. "Юнона" и "Авось" стали такими же участниками драмы, как Резанов и Кончита. Без них – скрипучих, пропахших соленым ветром и смолой никакой великой любви не случилось бы. Они тоже стали легендой. Но, к сожалению, малоизвестной.
Что же в итоге стало с нашими героями? Бригантина "Юнона" закончила свой век на Аляске, где ее разобрали на дрова, или она просто сгнила у причала. "Авось" и вовсе исчез из документов. Он растворился в морской мгле, что стало закономерно, исходя из его имени.
Если вам любопытно каждый день узнавать об интересной технике и ее истории, приглашаю по ссылке на канал "ТехноДрама"
