Серия «Интересно 4ТО»

6

Забавные факты о танках (1941-1945)

Верблюд и немецкие танки в Африке

Верблюд и немецкие танки в Африке

  • "Находясь на североафриканском театре действий Второй Мировой войны, немецкие танкисты завели традицию переезжать кучки верблюжьего навоза «на удачу». Видя это, союзники изготовили противотанковые мины, замаскированные под эти кучки. После того, как несколько из них сработало, немцы стали избегать нетронутый навоз. Тогда союзники сделали мины, которые выглядели как кучки навоза со следами уже переехавших их гусениц."

  • наверно так могли бы выглядеть мины из г.. навоза.
  • С молотком и топором на танк: "В 1940 году англичане, опасаясь возможного сухопутного вторжения немцев и многократного их превосходства в танках, искали все возможные способы противостоять им. В одной из инструкций ополченцам для борьбы с танками рекомендовалось использовать молоток или топор. Бойцу следовало выбрать возвышение, например, дерево или второй этаж здания, и там поджидать вражескую машину, а затем спрыгнуть на нее и начать бить молотком по башне. И когда оттуда покажется голова удивленного немца, бросить внутрь танка гранату."

  • А по факту таким советом успешно воспользовался советский солдат - повар Иван Середа
  • "В годы Второй Мировой войны в СССР велась работа над созданием «летающего танка» на базе танка Т-60. В ходе лётных испытаний танкопланер А-40 буксировался самолётом ТБ-3.

  • Буксировка танкопланера А-40
  • Предполагалось, что после отцепления буксировочного троса танк планировал бы на поле боя, сбрасывал крылья и шел в атаку. После того как в ходе испытаний выяснилося значительный перегрев двигателей самого мощного из самолетов Красной Армии - ТБ-3РН и несмотря на успех испытаний проект закрыли из-за отсутствия более мощных буксировщиков, которые были необходимы для решения более важных задач." В испытаниях также принимали участие танкетки Т-27 и танки Т-37А.

  • Танкетка Т-37 подвешенная к ТБ-3
  • Несмотря на то, что в Англии и США были разработаны авиадесантные танки (как-то Locust и М7) их название следует взять в кавычки, для транспортировки танка с него снималась башня, а сам он пристегивался снизу под корпус самолёта. (Проект 8-тонного танка был выдержан в требованиях заказа, но он все еще был слишком тяжел для имеющихся мощностей транспортной авиации). Время на водружение башни на место сводило на нет эффект неожиданности и стремительность десантной операции.

Переброска М-22 планером имела успех, но "в серию" такое решение не пошло.

Переброска М-22 планером имела успех, но "в серию" такое решение не пошло.

  • Малоизвестная серия советских танков системы "НИ" представляла собой трактор "Комсомолец" обшитый листами обычного железа (не брони). Такое вынужденное решение предложили трудящиеся города Одессы во время осады румынскими (фашистcкими) частями их города. Решение имело успех еще и потому, что "бывшие тракторы" оснащались муляжами орудий.

Танк системы НИ ("на испуг")

Танк системы НИ ("на испуг")

"Второе дно" безобидных грузовиков или колесные противотанки англичан.

Колесные истребители танков "Дикон"

Колесные истребители танков "Дикон"

"Тактика применения их была очень простой, но действенной, как и у судов-ловушек, потопивших немало судов противника в ходе обеих мировых войн. Заметив одинокий грузовик, итальянцы на своей машине устремлялись на перехват, причем старались ее не столько уничтожить («это всегда успеется!»), а захватить как трофей. Подъехав поближе и дав пару предупредительных выстрелов, они заставляли «грузовик» остановиться и шли к нему за «поживой». И вот тут-то маскировка с него падала и с расстояния в 50-100 метров его пушка выпускала по итальянской бронемашине 57-мм бронебойный снаряд, а если надо, то и два, благо скорострельность ее была очень высокой. И все!

Восстановление маскировки колесной ПТ-САУ после удачной "охоты".

Восстановление маскировки колесной ПТ-САУ после удачной "охоты".

Как правило, машина итальянцев вспыхивала как свечка, оставшихся в живых брали в плен и… очень часто ехали дальше навстречу новым «приключениям». Известны случаи, когда эти необычные САУ подпускали к себе и танки противника, а затем уничтожали их первым же выстрелом. Ну, а будучи обнаруженными, они быстро разворачивались и на полной скорости уходили от врага, отстреливаясь, словно тачанка, из орудия!"

Танк "Валентайн", замаскированный под арт-тягач, перебрасывается на новую позицию на грузовике.

Танк "Валентайн", замаскированный под арт-тягач, перебрасывается на новую позицию на грузовике.

  • Союзники догадались маскировать военную технику под гражданскую не только в отношении колесных, но и гусеничных танков. Это обстоятельство в абс. большинстве случаев помогало замаскировать переброску войск, нагруженных бронетехникой и избежать уничтожения бронеколонн с воздуха. Ниже Вы видите примеры маскировки танка "Матильда" и "Черчилль" (у последнего на импровизированном "лобовом стекле" видны как бы "пыльные разводы" от дворников.

  • Схама маскировки-ловушки для танка "Матильда".Тяжелый танк "Черчилль", замаскированный под артиллерийский тягач.

- Маскировались не только танки, но и бронеавтомобили и даже не под грузовики, а... под слонов. Ниже Вы видите английские бронеавтомобили Ланчестер Mk II.

В первый патентах танков так и было записано "бронированный механический слон"

В первый патентах танков так и было записано "бронированный механический слон"

Если проявить смекалку, то… спрятать можно все, что угодно. Например, сделать так, как сделали англичане в Индии – замаскировать бронеавтомобили «Ланчестер» Мк. II под… слонов! Слоны, мол, идут, и нечего тут высматривать! И правильно, когда всюду ходят слоны, то глаз какие-то мелочи в их движении уже не различает. Тут слоны и там «слоны». Такова уж особенность человеческого восприятия. Правда, двигаться такие «слоны» должны будут медленно. Но… ведь это только при появлении воздушных разведчиков противника, а едва те улетят, как скорость «слонов» можно и увеличить!
А ещё во второй мировой были танки с двумя и даже с тремя двигателями, но об этом в другой раз..., если попросите;)
Источники: Музей фактов, М-порт, Интересно4ТО, Topwar.ru, Военные материалы, Полная Энциклопедия танков.

Показать полностью 6
8

Туннель между Америкой и Евразией и другими континентами…

Шутливое изображение туннеля между Москвой и Вашингтоном

Шутливое изображение туннеля между Москвой и Вашингтоном

В сентябре 2025 года прозвучала идея о туннеле между Россией и США (в районе Аляски) к которой (как пишет пресса) президент США Трамп прислушался. В иллюстрацию этой идеи приводились соответствующие рисунки и видео

Маршрут туннеля под Беринговым проливом

Маршрут туннеля под Беринговым проливом

Берингов пролив в узкой части 82 км + береговая часть - все 100 км, предполагаемые строки строительства - 20 лет, к месту предполагаемого строительства нет ж/д веток ни с нашей, ни с американской стороны, да и ширина колеи у них (1435) с нами (1520) разная. С другой стороны как выделить деньги на туннель, когда из-за тех же США они уходят на войну?

Непоследовательность, шарахание из стороны в сторону и волюнтаризм - «где-то мы это проходили» в середине прошлого века… с одним украинским выходцем. Пошумели журналисты - пошумели и мы, а что еще известно нам про туннели под водой, соединяющие острова, страны и континенты?

Самым «древним» принято считать японский туннель Сейкан длиной 53,9 км (в том числе подводная часть 23,3 км), соединяющий острова Хоккайдо и Хонсю строительство велось 28 лет,

Схематичное изображение японского туннеля Сейкан

Схематичное изображение японского туннеля Сейкан

в строй он вступил 13 марта 1988 года, функционирует он и сейчас. Интересно4ТО в нём рельсы не имеют стыков и сварены в единую 54 километровую плеть. Насосы ежеминутно откачивают из туннеля 16 тонн воды и выбрасывают её на поверхность. В короткий период потепления отношений между Россией и Японией в прессе публиковались статьи с предполагаемым туннелем «Сахалин-Хоккайдо».

Туннель в Японию с острова Сахалин

Туннель в Японию с острова Сахалин

(На днях японцы опять обратились к возможности заключить мирный договор, так что даже и будет "все хорошо" - едина ж/д сеть вряд ли возможна, т.к. колея у них с нами разная.

В том же контексте воскрешается из памяти проект туннеля с материковой части России на Сахалин. По карте самое узкое место всего 9,63 км и при Сталине туннель начинали строить, но пришел Хрущев и всё остановил (и не только это). Да и определиться здесь придется как дружить с Японией и Китаем одновременно...

Что же еще? Конечно, туннель из Франции в Англию (по которому кстати пешком пройти нельзя (это я к тому, что эмигранты в 2015-16 пытались). Задумывался он очень давно (без движения проект лежал 170 лет), строился тоже долго (с 1987 по 1994 год). Японскому проекту уступает на так сильно в общей длине - 50,5 км (но в подводной - 37,9 км, - превосходит). Интересно и то, что он не совсем оправдал ожидания по траффику в 20 млн чел, в 2019 году это были только 11 млн человек, что им воспользовались. До сих пор сильную ему конкуренцию создают паромы и авиакомпании лоукостеры.

Схема туннеля под Ла-Маншем

Схема туннеля под Ла-Маншем

Еще хотелось бы вспомнить подводный ж/д туннель Мармарай в Турции через пролив Босфор, что был запущен в 2013 году (9 лет строительства и 13,6 км длиной). Ожидается, что в будущем тоннель станет частью трансконтинентального железнодорожного маршрута от Великобритании до Южной Кореи. Этот туннель соединяет европейскую и азиатскую части Стамбула, но (как оказывается) в умах человечества есть и еще один туннель, соединяющий разные части света, а именно Европу и Африку и он в мечтах французского футуролога Рьедматтена должен появится в 2045 году. Вакуумный туннель позволил бы поездам развивать скорость в 500 км/ч и переправляться из Европы в Африку за 5 минут (на пароме это 2 часа). Но заманчивость такого путепровода (в самом узком месте пролив - 14км)

Туннель под Гибралтаром, который мог бы соединить Европу с Африкой

Туннель под Гибралтаром, который мог бы соединить Европу с Африкой

спотыкается о трудность прокладки. Если в случае Японии 240 м и Турции 60 м до поверхности моря, то здесь этот туннель надо строить на глубине более 300 метров. Интересно,что и проект моста труден не менее: по одному из америко-британских проектов его высота должна быть свыше 900м.

Несмотря на фантастичность затрат они всё равно осуществимы, ведь до того как появилась башня Бурж аль Халифа никто (из рядовых граждан) и предположить не мог, что можно строить выше (например) 300 метров, а она 828 метров! Мало того там же заложили здание высотою в

километр (Джидда-тауэр). Всё, оказывается, это вполне под силу человеку, если не тратить деньги на войну, но… деньги теперь тратятся на войны, к сожалению…

Показать полностью 6 1
0

Почему "Женщина на Луне" не причем в этом фильме

попросил ГигаЧат нарисовать иллюстрацию к заметке, получилось немного кринжово, но по-своему прикольно

попросил ГигаЧат нарисовать иллюстрацию к заметке, получилось немного кринжово, но по-своему прикольно

.. и причем здесь Вернер фон Браун...
Люблю кинофантастику и уже долго копаюсь в истории съемок подобных фильмов. Интересно мне сейчас проводить параллели между тем техническим прогрессом, что виден на экране и реальными техническими достижениями человечества.
Оказалось, что немецкий режиссёр Фриц Ланг знаменит не только "Метроплисом", но и фильмом

давно известно, что дизайн 3DPO вдохновлен дизайном женщины-робота из "Метрополиса"

давно известно, что дизайн 3DPO вдохновлен дизайном женщины-робота из "Метрополиса"

"Женщина на Луне". Ещё в 1927 году Фриц Ланг знал, что блондинка на корабле - верный способ поднять просмотры картины:) По фильму она студентка факультета астрономии, но главное - невеста одного из космонавтов. Несмотря на то, что:

"Ланг детально демонстрирует запуск жидкотопливной ракеты (консультантом картины был инженер Херманн Оберт, когда-то наставлявший создателя баллистической ракеты Вернера фон Брауна). "

в подобие скафандров космонавты облачаются только на Луне, а внутри ракеты передвигаются в свитерочках и галстучках.

экипаж "лунной ракеты" 1927 года (изображение с сайта КиноПоиск).

экипаж "лунной ракеты" 1927 года (изображение с сайта КиноПоиск).

и вот еще несколько интересных фактов из подборки "КиноПоиска":

  • Техническим консультантом фильма был выдающийся немецкий инженер Херманн Оберт, один из инициаторов создания ракетной техники и энтузиаст идеи космических полётов, предшественник и учитель Вернера фон Брауна. Более того: участие в этом проекте существенно помогло Оберту в экспериментах по постройке настоящей жидкотопливной ракеты.

  • В фильме впервые был показан предстартовый обратный отсчёт. Он был придуман как драматический приём для нагнетания напряжения, но оказался чрезвычайно удобным и впоследствии естественным образом вошёл в практику ракетных запусков.

  • Кадр из фильма был нарисован на нижней части корпуса первого экземпляра ракеты Фау-2.

  • Фильм поставлен по мотивам фантастического романа Теа фон Харбоу, супруги режиссёра (Фрица Ланга) на тот момент.

  • Этот фильм вошёл в список наиболее достоверных научно-фантастических фильмов по версии НАСА.

  • В павильоне, где снимался фильм, в летние каникулы 1929 года работал простым подсобным рабочим 17-летний Вернер фон Браун. Спустя сорок лет под руководством этого человека был осуществлен реальный полет на Луну по программе «Аполлон».

  • Стартовый комплекс для космической ракеты во многих деталях поразительно напоминает космодром NASA на мысе Канаверал, за исключением старта из заполненной водой шахты. Остальные обстоятельства (большие размеры ракеты, её заправка жидким топливом, вывоз из ангара в вертикальном положении, стартовые мачты, посадка экипажа с подъёмника во вторую ступень) представляют собой пример удивительно точного технического предвидения.

  • Согласно концепции фильма — невесомости в космосе нет (она наступает только в области равновесия сил тяготения Земли и Луны, т.н. "Точка Лагранжа").

Хочу сказать, что Советский Союз не так сильно и отстал от Германии - наш (технически достоверный фильм) вышел спустя 8 лет. Я говорю про фильм "Космический рейс". Вдохновение водолазными костюмами заметно и в этом фильме:

Иллюстрация к фильму "Космический рейс" (1935)

Иллюстрация к фильму "Космический рейс" (1935)

Пожалуй самым известным фактом (об этом фильме) являлется то, что его консультировал сам Константин Эдуардович Циолковский, запуск ракеты с эстакады - его идея:

Запуск космической ракеты с эстакады происходил в самой Москве (кадр из фильма "Космический рейс").

Запуск космической ракеты с эстакады происходил в самой Москве (кадр из фильма "Космический рейс").

противоперегрузочные капсулы с водой - тоже его идея:

противоперегрузочные капсулы советского космического корабля

противоперегрузочные капсулы советского космического корабля

очень и очень многое в подготовке этого фильма делает честь всей последующей советской кинофантастике кроме, пожалуй, работ Клушанцева, Тарковского и Данелии:

Монументальные конструкции ракетного старта

Монументальные конструкции ракетного старта

  • Для съёмки сцен в невесомости впервые были использованы специальные технические средства, разработанные оператором-постановщиком Гальпериным совместно <ведущим советским двигателистом> Александром Микулиным. В декорации кабины космического корабля был построен специальный операторский кран. На площадке крана, которая могла свободно двигаться в горизонтальном и вертикальном направлениях, размещались актёр и киносъёмочный аппарат с кинооператором. За счёт свободы движения и наклонов площадки удавалось отснять средние и крупные планы актёров на движущемся фоне.

  • Для съёмки имитации невесомости с вращением персонажа была построена установка, в которой подвижный фон вращался относительно неподвижно подвешенного актёра синхронно с камерой, также установленной на поворотной платформе. Трос с резиновым амортизатором, использовавшийся для подвески актёров, окрашивался в цвет фона для маскировки. Полученные кадры оказались настолько достоверными, что спустя несколько десятилетий настоящие космонавты были восхищены изображением невесомости. Космонавт Георгий Береговой сказал после просмотра фильма: «На нас потрясающее впечатление произвело «плавание» экипажа в состоянии невесомости: всё было снято настолько точно, что можно было принять кадры ... за документальные, снятые внутри «Салюта».

  • По воспоминаниям режиссера фильма Василия Журавлёва, при подготовке к созданию фильма идея пригласить Константина Циолковского консультантом пришла к нему после просмотра кинохроники о Калуге. Не зная адреса Циолковского, Журавлёв просто указал в телеграмме: «Калуга, К. Э. Циолковскому». Через несколько дней Журавлёв получил бандеролью книгу Циолковского «Вне земли» и письмо с согласием участвовать в проекте. Через две недели Журавлёв со своими коллегами поехал в Калугу, на встречу с Циолковским, который сделал для фильма 30 чертежей ракетоплана.

Так что советский и немецкий фильмы объединяет многое: не только реальные специалисты по ракетам, но и блондинки;)

P.S.: Тег "моё" так как львиная часть материала с сайта kinopoisk.ru.
PPS для задания Гига Чату был задан слудующий текст: "нарисуй цифры обратного отчета в центре картинки на заднем плане пусть будет виден запуск космического корабля. в правом углу картинки пусть будет изображение рок группы "европа" и они поют песню обратный отсчет. в левом углу картинки пусть будет видно лицо конструктора вернера фон брауна. в правом верхнем углу кадр приземления ракеты на луну из черно белого фильма 1927 года "женщина на луне" - сам я работаю в графическом редакторе очень долго и не очень красиво:(

Показать полностью 8
0

Отечественные авто в зарубежном кино ("Нива")

Интересуют отечественные марки в зарубежных фильмах. В этом киноотрывке (в частности) "Нива" (разных годов)

я долго откладывал реализацию этой идеи (возможно и не оригинальной) - лет 20, наверное и вот сейчас "дошёл". Знаю, что в "Неудержимых" есть ГАЗ-66 и ЗиЛ-130, Т-72. Знаю, что в сериале "Катла" есть КрАЗ-256. Просьба добавить в комментарии "образцы западного кино", где Вы помните ещё советскую технику. Почему именно советскую? "Несмотря на" в ней, всё же, больше оригинальности, чем в российской автотехнике последних 30 лет).
P.S.: интересно, что в фильме (по одноименному роману Гранже) "Багровые реки", в речи одного из полицейских сказано "в <нашем> районе 130 белых "Лад"". Знаю, что они туда поставлялись, но не знал, что их раскупили в таком количестве.

Показать полностью
8

74 года на плаву!

Товарищ (@Дмитрий Стулин) прислал фото с нашего прогулочного пароходика. Я, конечно, догадывался, что он старый, но чтоб настолько! Судя по надписям - ему 74 года.

Речной трамвайчик "Москвич" проекта 544

Речной трамвайчик "Москвич" проекта 544

Показать полностью 2
21

Самолёт, вертолёт и грузовик героев фильма "Мимино"

Уникальная и техника, что используют герои в этом фильме: Ми-2 (самый красивый вертолёт СССР),Ту-144 (самый быстрый в мире пассажирский самолет), КрАЗ-256 «Б» (а в чём его «фишка» читайте до конца).
На "страницах" Пикабу мне встретился материал о светильниках в фильме "Мимино" и я подумал, что материал про технику в фильме тоже "лишним" не будет. Постарался отобрать интересные факты (многие из которых оказались новыми для меня).

Краз-256Б

Фрунзик на Кразе-256Б (в арктическом исполнении (оранжевый))

Фрунзик на Кразе-256Б (в арктическом исполнении (оранжевый))

Конечно как и с любым фильмом, даже признанных мастеров экрана "прошаренные" пользователи рано или поздно собирают коллекцию замечаний, вот и грузовика товарища Хачикяна это коснулось. Вот почему он приехал получать КрАЗ в Москву? (КрАЗ производился Кременчугским АвтоЗаводом (Полтавская обл Украинской ССР) модель 256 «Б» производилась с 1966 по 1977 год) - логичнее, если бы он приехал за ЗиЛом (Завод имени Лихачева располагался в самом центре Москвы). Но как писал сам Данелия «КрАЗ» выглядел солиднее. (Как не быть солидным при 8,19 м в длину! ЗиЛ-131 был - 6,6 м, а КаМАЗ -5320 - 7,4 м в длину)

Может быть и оранжевый цвет грузовика тоже "проделки" киношников? Оранжевым красили арктические грузовики (а это другие литеры КрАЗ-256БС). Но проделки могли быть и у системы распределения. Вряд ли бы кто в Союзе удивился, если бы вместо севера КрАЗ уехал бы на юг в "солнечный Дилижан". Точку в сомнениях могла бы поставить сцена опускания дверного стекла, т.к. в грузовиках северного исполнения сделать это было нельзя (стекла были двойные и не опускались;))

Те же "знатоки" цепляются и к другим словам Рубена (кроме "Дали! 26Б дали.....") в том же номере гостиницы Хачикян говорит о том, что у автомобиля: "…такая гидравлика, с ума сойдёшь. Я так думаю". Мол лишь модель Б1 оснащалась гидравлическим механизмом опрокидывания кузова (а она вышла через год (в 1978),т.е. после фильма). Секрет мог быть в том, что гидравликой мог быть гидроусилитель руля. Первые модели КрАЗа её не имели и водители были мужики крепкого телосложения "с руками толще ног".

Один из последних доводов знатоков в пользу «северного варианта» - ночевка героев картины в кабине КрАЗа при -20 "за бортом". Мол только хорошая теплоизоляция кабины и 2 автономных отопителя - отличительный признак "северного" автомобиля, при котором для тепла в кабине не надо было оставлять двигатель работающим.

Арктический КрАЗ-256БС в зимней Москве.

Арктический КрАЗ-256БС в зимней Москве.

Интересно, что Советский Союз поставлял эти грузовики в 40 стран мира и да, не только в третьи, но и в первые. Так в Англию было поставлено 443 грузовика на которые не поступило ни одной рекламации в адрес завода. Более того эти грузовики принимали участие в строительстве тоннеля под Ла Маншем.

Мне кто-то может сказать: "да эти же грузовики проходили предпродажную подготовку", да, конечно, но касалась они лишь операций повышающих комфорт работы: установка шумоизоляции, более удобные сиденья и мягкие накладки на приборную панель.

Может быть любопытным, что в Англию КрАЗы поставлялись под маркой БеЛАЗ. Модель МАЗ-540 раньше успела завоевать репутацию у британцев (вот и решили не городить огород с маркетингом новой марки), да степень унификации КрАЗа с МАЗ-500 доходила до 70%.

Ми-2

Валико Мизандари на рабочем месте.

Валико Мизандари на рабочем месте.

- Интересно, что советские вертолеты Ми-2 производились совсем не в СССР, а в Польше.
- Техзадание на Ми-2 (как необходимость смены Ми-1) поступило в 1960 году, но уже в 1961 был готов первый полетный экземпляр, серийное же производство началось в 1963-м, а международная премьера в 1967-м, в Ле-Бурже (Франция).
- Согласно межгосударственному договору и Ми-1 и Ми-2 должны были производится в Польше. Естественно, что и документация и специалисты завозились из СССР, но по Ми-2 были только чертежи. Технологическую карту разработали сами поляки.
- В фильме герой Кикабидзе называет свой вертолет пчёлкой (пЕпела) поляки же пытались присвоить вертолету обозначение SM-3 или «Марабу» (птица падальщик), но СССР отстоял традиционное наименование.
- Всего было произведено 5400 вертолётов. Ми-2 до сих пор в строю (в России около 200 экз) и чаще всего используется в сельском хозяйстве.
- Шесть лет Ми-2 был единственным в мире серийным вертолётом с двумя двигателями. Американский аналог Bell-212 появился лишь в 1971 году.
- В кабине могло разместиться 8 пассажиров или 4 на носилках (в санитарном варианте вертолёта). По факту (с отчасти выработанным топливом) он мог перевезти и 11 человек.

На некоторых интернет ресурсах пишут, мол "корову перевозил Ми-8", но Вы же видите, что не так.

На некоторых интернет ресурсах пишут, мол "корову перевозил Ми-8", но Вы же видите, что не так.

- По скромному мнению автора данной заметки Ми-2 самый ладный, самый красивый из гражданских вертолётов СССР.

Ту-144

Ту-144 в фильме «Мимино» и… грузовик техобеспечения КрАЗ:)))

Ту-144 в фильме «Мимино» и… грузовик техобеспечения КрАЗ:)))

  • Самолеты Ту-144 никогда не летали в Тбилиси, так как по тех.условиям лишь Московский, Новосибирский и Алма-Атинский аэропорты могли принять этот самолёт.

  • Свой последний регулярный рейс Ту-144 совершил 23 мая 1978 года. (Через год после премьеры фильма). И в тот же день произошла катастрофа около подмосковного Егорьевска — разбился первый серийный самолет новой модификации — Ту-144Д. Он отличался более экономичными двигателями, поэтому должен был иметь большую дальность полёта.
    - Ту-144 летал раз в неделю, по вторникам, и за все это время перевез почти 2000 человек. Стандартный билет Москва-Алма-Ата стоил 62 рубля, а на Ту-144 он был с надбавкой и стоил 83 рубля (Средняя зарплата в СССР была ок 90 рублей - ред.). Время в пути - 2 часа (обычным самолетом более 4 часов).

    Кадр из фильма "Мимино", 5-ти рядный салон Ту-144

    - Ту-144 был немного быстрее (2,35 Маха против 2,2 Маха) "Конкорда". Первый полет состоялся в 1968 году, а до полёта "Конкорда" было ещё два месяца. Так Ту-144 стал первым в мире пассажирским авиалайнером, скорость которого превысила 2,0 Маха.
    - На рейсах 499/500 подавали рационы бортового питания по стандартам первого класса. Кроме горячего питания они включали закуски с икрой, копченой колбасой, десерт, вино и коньяк. (по нормативу (14 граммов икры, 50 мл коньяка), при этом в просторный салон первого класса (на 11 чел) пассажиров не сажали.- На Ту 144 (как и на Ту-114) нужен был трап выше обычного (от 2 до 4м) - высотой 5,7 и 5,16 метра.

    Визит Ту-144 в Германию

    - Обычные самолеты не поднимаются выше 12 тысяч метров, это как раз граница между тропосферой и стратосферой в умеренных широтах. Бизнес-джеты летают чуть повыше, а Ту-144 и Concorde могли подниматься на высоту более 18 тысяч метров! Крейсерские полеты они совершали на высотах 15-18 тысяч метров, так что пассажиры могли видеть в иллюминаторах настоящий космос!

Источники: Дзен 1 и Дзен-2, Кинопоиск, Максим онлайн, Авиафорум.ру, Лайвжурнал, Лайвжурнал-2, Fishki.net.

Показать полностью 5
5

4 прогноза на будущее с комментариями молодого пикабушника

Наверняка Вы это всё уже где-то читали, но через пару месяцев закончится первая четверть века, так что логично подводить некоторые итоги (сравнивать прогнозы и реальность).

Для ЛЛ - текст длинный без картинок (будет ещё длинней и нейронка нарисует все равно краше), авторы А.Кларк, А.Азимов, техно-писатели Редьематтен и Патури. Прогнозы приведены по 2027 (т.е. с сокращением). В конце статьи ссылки на полные тексты (или оглавления книг).

Есть материал с примерами кинофильмов. что обозревали уже наступившее будущее (ну кроме знаменитого "Назад в б.."). Если интересно - запощу.

Будущее - оно не безоблачное, а наоборот (капитан Очевидность;)

Будущее - оно не безоблачное, а наоборот (капитан Очевидность;)

Сейчас, когда полмира в войне, забавно читать подобное оптимистичное:

В 1964 году писатель-фантаст (российского происхождения) Айзек (Исаак) Азимов сделал прогноз на 2014 год. (vk.com/@interesno4totech-doma-buduschego-sposobny-ras...).
- Дома в основном будут подземными (как и большая часть пространства города). Это позволит уменьшить их обогрев зимой или охлаждение летом. Поверхность города будет отдана под огороды, выпас скота и парки.
(Слишком оптимистично, правда? Даже несмотря на всплеск интереса к покупке бункеров (в 2022 году).
- Утомительная бытовая работа будет сведена к минимуму. Тостеры, автоматические кофеварки, скороварки и т.п. — приготовление еды будет происходить по таймеру. Но небольшая кухня останется — кулинария останется для многих как хобби.
(Подобное уже есть конечно, но не на уровне «привычки»).
- Кинофильмы будут трёхмерными, в 3D формате.
(Была попытка (есть технология), но «не зашло»).
- Техника не будет иметь электрического шнура — она будет работать на долгоживущих батареях и аккумуляторах.
(Советская ядерная батарейка (радиоизотопный источник энергии) также в фильме «Как я провел этим летом»).
- Транспорт будущего станет мало соприкасаться с дорогой — он будет парить над ней на высоте полметра-метр. «Надводным», скользящим по поверхности воды, будет и речной и морской транспорт.
(С экранопланами до сих пор «засада». С аэротакси тоже «не массово».).
- Доставка товаров и материалов будет осуществляться чем-то вроде пневмопочты.
(Пневмопочта (относительно массово) прижилась только в «Магните». А вот доставка квадрокоптерами используется всё чаще).
- Население Земли достигнет 6,5 млрд. человек, а США — 350 млн.<…> Демографический взрыв заставит активнее осваивать арктические и пустынные пространства, а также колонизировать шельф (разработка подводных городов).
(В марте 2023 нас 8,02 млрд. В США на начало 2024 - 336 млн.ч.)
- В сельском хозяйстве основу прогресса составят микроорганизмы. В частности, они будут перерабатывать в продукты дрожжи и водоросли. Правда, к тому времени ещё не удастся сломить психологическое сопротивление к таким новациям.
(Так и есть, правда также, на уровне выставочных образцов, не в быту).
- Человечество будет страдать от скуки. Поэтому психиатрия станет самой важной медицинской специальностью.
(А еще важной стала профессия военного, не от скуки, правда).
- Элита общества будет немногочисленна, и она станет заниматься творческой работой.
(Те самые немногочисленные и вовсе не заняты ежедневной поездкой на работу;)

Артур Кларк в 1990 году (примерно (тогда был выведен Хаббл на орбиту) сделал прогноз на век вперёд:

2002 - Поступил в коммерческую продажу первый прибор для получения «чистой» и безопасной энергии путем низкотемпературной ядерной реакции. Окончании эры сжигаемого ископаемого топлива (Fossil-Fuel Age)
(как говорится «все ещё в разработке, но водородные топливные элементы есть)

2003 - Автопрому дано 5 лет на то, чтобы полностью заменить все двигатели внутреннего сгорания на новые, использующие энергию «холодного термояда».
(тут у нас не выполняется распоряжение правительства об обязательной газовой колонке на АЗС, 2024 год г.Энгельс - 3 электрических заправки на 230 тыс город, хотя в Китае их ещё 3 года назад стало больше бензиновых)

2004 - Появился первый официально зарегистрированный человеческий клон
(неофициальные наверняка есть… «я так думаю»)

2005 - Станция Mars Surveyor доставила на Землю первый образец марсианской почвы. (не доставили, прямо там анализировали)

2006 - В Индии закрыта последняя угольная шахта на Земле. (только лишь в Англии, да)

2007-08 НАСА запустило на орбиту орбитальный телескоп следующего поколения (наследник ныне существующего «Хаббла»). (в 2021 году запущен телескоп Уэбба)

2009 - В результате случайного взрыва атомной боеголовки полностью стерт с лица земли город в Северной Корее. ООН запрещает ядерное оружие (оно должно быть уничтожено) (Артур Кларк тоже был ангажирован…)

2010-11 Разработаны первые квантовые генераторы, «качающие» энергию прямо из космоса. <...> требующие всего нескольких киловатт внешнего питания, они могут обеспечивать энергией практически бесконечно. Закрыты все электро- и атомные станции <..> электронный мониторинг фактически «выдавил» из общества проф, преступность. (НЕТ :( )

2012-2013 Начали регулярные полеты первых аэрокосмолетов (комбинация самолета и космического корабля). (НЕТ :( )

2014 - Первая орбитальная гостиница - Hilton Orbiter Hotel. Комнаты в ней бывшие топливные баки «шаттлов», ранее они просто сгорали в атмосфере.(НЕТ :( )

2015 - В качестве <..> побочного продукта квантовых генераторов человек получил полный контроль над материей на атомном уровне. <..> цены на свинец и медь превзошли цену на золото.

2016-17 Все мировые валюты прекратили существование, а единственной мерой обмена стал мегаватт-час. (Гигабайты - валюта у ТЕЛЕ2 ;)))

2018-19 - Запущен «Спасатель» (Safeguard) - системы обнаружения и уничтожения (или отклонения) опасных метеоров и комет.

Феликс Патури (1980 г.)
1997 - «примерно в 1997 году с космических гелиоэлектростанций станет поступать на Землю первый промышленный ток». (стр.100)
2000 - примерно - транспортировка айсбергов из Антарктики как источников пресной воды.

Редьетематтен - (2005 г.)

2006 год Таблетка для увеличения продолжительности жизни.
(наверняка есть уже, у Рокфеллеров надо поинтересоваться..;)
2008 год С появлением новых способов контрацепции противозачаточные таблетки переносятся легче!
2009 год Америка и Африка заявляют — СПИД можно излечить.
(к сожалению - нет, за исключением нескольких процентов…, «мировое правительство» не забывает подкидывать новые «заразы»).
2010 год Метеорит с Марса действительно принес жизнь.
2011 год Мобильный телефон теперь можно встроить прямо в ухо!
(близко, но в 2024-м ещё не такого или даже не нужно уже…)
2012 год С помощью очков 3D доступ в интернет стал еще проще.
(есть компании, что могут сделать это, но надо ли?).
2013 год Лекарство от рака наконец-то найдено.
(опять же, у Рокфеллеров оно наверняка есть, но не у людей :(( ).
2014 год На новом рынке в Ренжи-2, продают только генетически-модифицированные продукты.
(ГМО продуктов действительно много и это плохо, но хорошо, что пока существуют не ТОЛЬКО они)
2015 год Голосовой автомобиль без приборной панели стартует сегодня утром.
2016 год Первый коммерческий полет сверхзвукового самолета. Его называют «Big Shark», он похож на акулу!
(до сих пор всё опыты, серийных нет)
2017 год Обязательное ношение бэйджа в связи с повсеместным распространением электронной дорожной пошлины!
(ещё не всё так плохо)
2018 год Свободная продажа искусственной крови открывает у спортсменов второе дыхание.
2019 год Синхронный перевод выполняет распознаватель голоса, вставленный в ухо.
(существует видео из оптовки в Чуньцине, оптовая цена такого девайса - 30 долл)
2020 год Чтобы быть модным в этом году, нужно отключиться!
2021 год Автопилот между Парижем и Лионом открывает дорогу для вождения без руля.
2022 год Летающий «дворец» А380 дарит небесное царство и ночи среди звезд.
(«дворец» слегка «приземлили», после несбывшихся надеж на электронику (автопилота))
2023 год После вступления в ЕС Швейцария становится главным научным центром Европы.
2024 год В электронной школе начинаются занятия.
(наверно этой новостью вдохновлялись в МинОбразе РФ предлагая 100% дистант)
2025 год Реактивные такси поднимают воздушный транспорт на новую высоту (много опытных экземпляров, но это ещё не наши будни).
2026 год Люминесцентная ткань вытесняет плоские ЖК-экраны и обещает осветить весь мир.
(всё ещё на уровне выставочных экземпляров пока)
2027 год Долой компьютерную клавиатуру! Оптическая шариковая ручка «МРА» — «Magic Pen Assistant» не только пишет, но и распознает буквы.
(кажется еще в 2017 такую показали)

В 2015 году тех. директор Google дал свой прогноз тех.прогресса до конца 21 столетия и вот как тот выглядит:

2019 – Провода и кабели для персональных и периферийных устройств любой сферы уйдут в прошлое.
(Не похоже, правда? До сих пор в ходу шутки про запутавшиеся провода наушников;)

2020 – Персональные компьютеры достигнут вычислительной мощности, сравнимой с человеческим мозгом.
(Чересчур смелый прогноз. Мощность велика, но даже нейросеть не сравнить )

2021
– Беспроводной доступ к интернету покроет 85% поверхности Земли.
(Сейчас, в 24-м процентов 5% уже, но всё равно слишком смело, если б на войну столько не тратили - может быть и было бы)
2022
– В США и Европе будут приниматься законы, регулирующие отношения людей и роботов. Деятельность роботов, их права, обязанности и другие ограничения будут формализованы.
(Близко к правде, в этом (24-м) году в РФ приняли «кое что»)
2024
– Элементы компьютерного интеллекта станут обязательными в автомобилях. Людям запретят садиться за руль автомобиля, не оборудованного компьютерными помощниками.
(«Элементы» и в 2015-м были, но до запрета очень далеко)
2025
– Появление массового рынка гаджетов-имплантов.
(25й -год через пару месяцев, но… Подобные импланты на единичных образцов,расслоение общества чересчур велико, чтобы говорить о массовости. Те деньги, что тратятся на войны, да в эту область).
2026
– Благодаря научному прогрессу, за единицу времени мы будем продлевать свою жизнь на больше времени, чем прошло.
(Может быть это прогноз на 2126 год?)
2027
– Персональный робот, способный на полностью автономные сложные действия, станет такой же привычной вещью, как холодильник или кофеварка.
(а вот это похоже на правду, уже один только умный пылесос с «кастомной» озвучкой вполне похож;)

Ист.: прогноз Артура Кларка, тех.директор гугл, оглавление книги Редьматтена и оглавление книги «Зодчие XXI века». даются ссылкой на мой блог (в блогспот), т.к. за минувший десяток лет некоторые ссылки на оригинальные ресурсы (оригинальных ссылок) перестали работать).

Показать полностью 1
8

Продуктовый трактор Эдуарда Успенского

В свое время были экранизированы такие замечательные произведения отечественный авторов как "Простоквашино" и "Приключения Электроника", но прошло время усовершенствовались производственные и киношные технологии, сменился уклад жизни - пора переснимать тем более что экранизировано не все интересное, что было в оригинале. Так, купив недавно ребенку книгу Успенского с удивлением узнал о двух изобретениях, которых нет и в новом мультфильме.

1) искусственное солнце (кажется в виде термофольги), что можно наклеивать на оконное стекло и оно зимой восполнит дефицит настоящего солнца;

2) т.н. продуктовый трактор, что работает на человеческой еде - это вообще взрыв мозга.

Идея с разумным трактором который использует пироги и суп вместо солярки, ради забавы пугающий кур - достойна своего сериала. Не надо даже придумывать новых персонажей (как это есть в новом "Просквашино").

При всей фантастичности у идеи продуктового трактора есть основания на которых он мог быть нафантазирован. В Бразилии бегают легковушки и трактора на этаноле (спирте). На ближнем востоке некоторые страны используют газ из биоректоров в кухонных плитах для приготовления еды. Тот же газ (с известными оговорками) можно использовать и в моторах. Этанол добывается переработкой отходов сельского хозяйства, в биоректорах перегнивают и навоз и остатки еды...

В советской экранизации Электроника за кадром осталась практически вся техника (в кадре осталась лишь подростковая романтика). Сбежавшего электролиса и прыгающую машину африканских браконьеров мы так и не увидели, а жаль. Как говорится водном старом анекдоте "а так хотелось послушать".

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!