Странный Велес — откуда ж ты такой выполз
Давай честно. Велес это одна из самых непонятных хреновин в славянской мифологии. Этот Челмедведобыкозмей о-о-очень странный. И речь даже не о его неспособности определиться с обликом. Суди сам.
Бог из Нави, который везде
Традиционные славянские боги — Макош, Сварог, Перун — ребята приземлённые. Сила их в мире живых, в Яви. Навь же это совершенно иное пространство, где обитают иные создания.
И вот Велес. Змеиный бог. Хтоническое олицетворение хтонической хтони. Принципиально навское создание с той стороны. Буквально сшитый из самой её ткани.
Но подобные сущности обычно оттуда не вылезают. А Велес успевает на земле за скотом ухаживать, торговлей заниматься, ремесленникам помогать. Не дофига ли функций на себя взвалил этот трудоголик? И при этом находит время, чтобы присматривать за вечно нищими поэтами, энергичными колдунами и хранителями эзотерической мудрости. Ну сахаровец. Ну сахаровец, я тебе говорю!
Бог мнимых парадоксов.
Самое интересное, что с точки зрения мифа, в его функциях нет противоречия. Велес — бог скота и богатства, что логично и взаимосвязано. Мудрость, магию и поэзию так же легко увязать. Но какое отношение всё это имеет к Нави? И как это собрать воедино? И почему именно за эту хтоническую неопределённость его так сильно любят исследователи?
Давай стряхнём проросшую быль с непонятных современному сознанию взаимосвязей.
Он — бог договоров. Но при этом он же — бог, нарушающий установленный порядок. Это вообще как? Просто! Он хранитель порядков, но сам стоит выше человеческих законов. Лицемерно? Ничуть. На самом деле он принципиально не может нарушить никаких законов вообще, потому что сам является источником иных законов. Его преступление лишь иллюзия нашего восприятия.
Он — дарует знание и богатство. При этом он же насылает болезни и падёж, если клятва нарушена. Опять две стороны одной медали. Он дарует, но он же наказывает.
Он защитник домашнего скота. Но главные его образы это: волк, змея и медведь — это главные враги пастуха. Это лучше всего показывает его суть. Он хозяин всей природы: и дикой, и одомашненной. Одомашненный зверь это лишь часть природы, которую он уступил человеку по договору.
Он покровительствует мудрецам. Но не имеет отношений с профессиональными волхвами. Он бог личного, тайного знания, но не публичного культа.
И... На этом всё.
Серьёзно, не будет никакой конечной мысли, связывающей все ипостаси воедино. Информация о нём просто кончается, а мы упираемся в стену. И да, есть ещё миф о противостоянии с богом-громовержцем, но там вообще ничего особенного. Просто Велес ворует что-то у Перуна, а тот за ним гоняется. Академики связывают это с переменой времён года. Есть ещё более современный взгляд, где за уши притягивают противостояние сил хаоса с порядком (это Перун-то у них порядок, серьёзно?). В общем, ничего там интересного, правда.
Объяснить Велеса изнутри славянского мифа — всё равно что собирать пазл с недостающими частями. И главный вопрос остаётся без ответа. Хм. Но что, если поискать недостающие части в другой коробке?
Так откуда ж ты такой выполз?
Вот мы и добрались до самой интересной, самой спорной и самой спекулятивной части всех разговоров про Велеса. Это то, что их на самом деле двое.
И речь не идёт о неком двуликом-многоликом всеипостасийном образе. Речь не о хитроумной хтонической философии. А о простом допущении: что, если то, что мы зовём Велесом — это два разных, древних божества, слившихся в одном имени?
Слившихся не по велению недобросовестного переписчика. Но по зову Истинной Царицы Мироздания. Владычицы мира сего — госпоже Географии.
И да, до сего момента я специально избегал всех лингвистических сравнений и деконструкций, но сейчас без них не обойтись. Так что приготовься, набери воздуха в грудь. И помни, мы заходим в дебри, где ни в чём нельзя быть уверенными, ибо дальше только гипотезы.
Велес, он же Волос, он же Велс, он же Медведь.
Корень его имени это поистине нечто, звенящее своей архаикой на огромном пространстве. Пышущее первобытным жаром дыхание индоевропейской общности "Вел" — шерсть (вълна), волосатость, волос, волна, власть, велеть, владыка. Неизменно связывается с могуществом, богатством, правом на власть. А так же с преградами, будь то забор или натянутая верёвка. Всё это подчёркивает его суть как охранителя зверей, преграждающего путь бедам.
Проверочное персидское: "Веретрагна" — происходит от того же корня "вел" в форме "вер" (преграда, запор). Божество победы и священной войны. В Авесте Заратуштра спрашивает Ахура Мазду: "Кто из божеств небесных воинственнее всех?". Ахура Мазда отвечает: "Божественный Вэртрагна". Далее является сам Вертрагна и обозначает свои функции как врага злых людей, дэвов, ведьм, колдунов, князей-тиранов и злобных карапанов (заклинателей духов читай гадалок-шарлатанок). Опять образ неизменно связанный с силой. И вместе с тем преграждающий дорогу всем врагам человека.
Проверочное индийское: "Вритра" — демон-змей, главный противник Индры в Ригведе, запирающий скот в горах. Так же "вала" — пещера, крепость. Всё тот же образ силы и преграды. Разница только в том, что у индийцев он из положительного персонажа стал отрицательным, но для них это вообще нормально (я не собираюсь касаться этой темы).
И вот это и есть тот самый первоначальный Велес.
Столь сильно отличающийся от нашего, но до боли похожий. Не просто бог зверей. Но бог-защитник скотоводов, ограждающий от бед и стерегущий законы. Дарующий человеку власть и право на одомашнивание животных. Он — та сила, которая даёт человеку богатство и право распоряжаться им. Даёт законы и понимание чтить их. Он буквально охренеть какой гигачад!
НО! Минуточку!
Вся эта концепция с богом защитником прекрасно работала у первых индоевропейцев и отлично прижилась у персов вплоть до поздних времён. Но, понимаешь ли, как бы так тебе сказать, тут такое дело, в общем. Со славянами вышла забавная штука.
Наши предки, в северной части своей зоны выживания, поимели честь сблизиться и местами сильно переопылиться с интересными соседями финно-уграми.
И вот же ж жопа!
У них тоже есть корень "вел"! Хотя они вообще не индоевропейцы! Вот тупо совпадение трёх букв. И у них это "вел" означало ни много, ни мало как "мир мёртвых", он же "подземный мир". А так же вообще всё, что может быть хоть как-то связано с загробным миром, магией и душами умерших. И да, у них конечно же тоже уже давным давно был свой бог с примерно таким же именем. И был он владыкой этого самого загробного мира, который у славян впоследствии стал Навью.
И вот.
Два божества-тёзки встретились. И вот они вообще не поняли друг друга! Вообще!
Но всем было пофиг. Потому как переопылились наши предки знатно. Что за скот без жертвоприношений предкам? Что за загробный мир без скота как главного богатства? И достаточно быстро всем стало уже окончательно пофиг, какой миф к какому богу относится. Старые боги умерли. Да здравствует новый — Велес.
Так и родился наш Челмедведобыкозмей. Не потому, что он не мог определиться с обликом. А потому, что в него вдохнули жизнь две разные, но одинаково мощные души. Одна — индоевропейская, о Силе и Законе. Другая — финно-угорская, о Тайне и Смерти.





