17

Ответ на пост «Правительство "подложило свинью" под ёлочку простым покупателям. У нечистых на руку продавцов теперь больше шансов избежать ответственности»

По поводу этих правок, в частности на Пикабу, все выставляют однобоко, в том числе автор поста, и вся суть поста в комментарии: #comment_377128163

Я понимаю, что большая часть аудитории, да и в принципе людей, считают так же, отчасти обосновано. Но выскажу непопулярную точку зрения.

В целом добросовестные потребители ничего не теряют, суды и раньше по ст. 333 ГК РФ урезали размер неустойки, редко когда присуждали неустойку более 100% от стоимости товара, а иногда и меньше, если продавец приводил хотя бы какие-то доказательства о том, что не злонамеренно затягивал сроки и др. подобные обстоятельства.

Далее - на рынке есть отдельные люди и, что самое печальное, организованные группы лиц, которые целенаправленно приобретают товар, в том числе и на вторичном рынке, (с действующей гарантией) злонамерено его уничтожают (да, в таких группировках есть вполне себе специалисты) и затем предъявляют претензии продавцу. Более того товар они зачастую не сдают до обращения в суд. А после решения суда не возвращают, поскольку исковые требования оформлены на какого-то левого гражданина, не имеющего отношения ни к продавцу, ни к этой группе. И да, потом с этих граждан продавец пытается выбить товар, но товара у него нет, а сознаться, что их "попросили за мелкое вознаграждение воспользоваться своими персональными данными" они не могут, поскольку это уже статья. И вот получает какая-нибудь Фекла Никична требование по исполнительному листу вернуть товар на полмиллиона рублей, а у нее нет товара. Поэтому или имущество арестовывается, или нужно подавать на банкротство.

Самое смешное, что даже судьи большинство из них знают, поскольку эти представители ходят в суд зачастую на ПОЛНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ судьи, и так может быть почти КАЖДЫЙ день. Но ничего не делают - у них лапки.

А нормальные продавцы вынуждены за это все платить. И другим потребителям это все вредит, поскольку продавец настороженно относится к остальным, добросовестным потребителям и, например, не сразу меняет товар или возвращает деньги.

В общем можно еще подробней расписать про этих мошенников, но не думаю что хоть кому-то это сильно интересно и как/ на чём конкретно они зарабатывают.

Еще раз резюмирую: потребитель все так же может получить плюсом 100% от стоимости товара за просрочку исполнения его требований; потребитель так же может требовать обмена на точно такой же товар (а по соглашению с продавцом и другой товар со схожими характеристиками) без доплаты;

недобросовестный продавец по-прежнему может поплатится двойной, а скорее тройной стоимостью товара за: неустойка; проведение экспертизы; оплата услуг представителя; моральный вред; госпошлина; оплата за свое представительство (это или сотрудник из штата; оч. редко наемный юрист). А вот мошенникам это становится не сильно выгодно, что большой плюс для всех.

Показать полностью
2790

Правительство "подложило свинью" под ёлочку простым покупателям. У нечистых на руку продавцов теперь больше шансов избежать ответственности

И нет. Речь пойдёт не про НДС или Квартиру Долиной. А про новый законопроект. Который изменяет некоторые статьи Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 О защите прав потребителей (далее ЗоЗПП), а так же других ФЗ. При этом серьёзно ущемляя эти права в пользу недобросовестных продавцов и исполнителей услуг.

Полный текст изменений опубликую в конце поста. Разберу лишь те пункты, которые непосредственно касаются обычных покупателей. Ссылка на законопроект для любителей пруфов. По факту осталась только подпись президента.

Перед началом хотел бы напомнить, что в декабре 2024 года вступил в силу Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства N 6 "О единых правилах в области защиты прав потребителей" (принят в г. Минске 06.12.2024) (далее Единые правила). Который является международным договором и имеет высшую юридическую силу, чем местное законодательство (ЗоЗПП и ГК). Часть пунктов Единых Правил прямо противоречит этим поправкам. Поэтому буду их указывать в тексте.

Первое изменение:

Сейчас это выглядит так:

Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей

Т.е. если сейчас при нарушении прав потребителей всегда взыскивается штраф 50% от той суммы, которую присудит суд. То по новому законопроекту появляются исключения. И если норма при уклонении потребителя от возможности продавца удовлетворить его требования добровольно негласно действует и сейчас. То вторая часть уже развязывает руки нечистым на руку продавцам.

Которые при нарушении прав потребителей. Например, относительно сроков передачи товара, будут просто "рисовать на коленке бумажку", что ООО "Рога и Копыта" не поставило им вовремя товар, поэтому они нарушили сроки, и суд не должен назначать штраф. Я, конечно, сильно упрощаю, но это будет действовать примерно так. Так же совершенно непонятно, чем будет руководствоваться суд в части, добросовестно был выбран контрагент или нет.

Что же касается Единых правил. То там указано, что при нарушении штраф взыскивается. Но не указано в каком процентном соотношении.

Статья 8. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, представителя, поставщика, импортера, агрегатора) за нарушение прав потребителей

Пока неясно. Как суды будут это всё трактовать.

Что касается третьей части, где указано про процедуру медиации. Данная процедура у нас в потребительских спорах не сильно распространена. Поэтому данные изменения не особо повлияют на споры в рамках защиты прав потребителей.

Второе изменение:

Тут имеются в виду изменения касательно уступки права требования по договору цессии. Что-то конкретное не могу сказать по этим изменениям. Т.к. не сталкивался с цессией. Возможно более осведомлённые люди пояснят в комментариях.

Третье изменение:

Самое серьёзное изменение в ЗоЗПП. Которые существенно снижает ответственность продавца за нарушение прав потребителя.

Тут надо разбирать по абзацам.

2) в пункте 1 статьи 23:

а) дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:

«Если иное не установлено законом, сумма неустойки (пени), определенной в соответствии с настоящей статьей, не может превышать сумму, уплаченную потребителем по договору купли-продажи товара. Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.»;

Сейчас неустойка ничем не ограничена. И она может составлять и 100%, и 200%, и 300%, и так далее. Всё зависит от срока между днём нарушения требования и днём его добровольного исполнения или исполнения в судебном порядке. А т.к. суды у нас длятся по полгода и больше. То и неустойка там может набегать довольно серьёзная. В Постановлении Пленума Верховного суда №17 от 28 июня 2008 года. В пункте 34 указано, что суд может снизить неустойку по 333 ГК РФ только в исключительных случаях и только по заявлению ответчика.

Это же изменение не только ограничивает неустойку 100% от цены товара, но и позволяет суду её снижать без всяких ходатайств со стороны ответчика и на своё усмотрение. Фактически в противоречие Постановлению Пленума Верховного суда.

И теперь продавец, понимая, что даже по суду он не заплатит неустойку свыше 100% цены товара, а заплатит вероятнее всего ещё и меньше, т.к. суд просто возьмёт и уменьшит её. Будет ещё более наплевательски относиться к требованиям потребителя.

Что же касается Единых правил. То там никаких ограничений нет, и фактически они снова противоречат этим поправкам. И суды должны руководствоваться именно Едиными правилами. Но как это будет на практике пока непонятно.

Статья 24. Ответственность продавца (изготовителя, представителя, поставщика, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя

«При возврате технически сложного товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, И ценой аналогичного по техническим и эксплуатационным характеристикам, обладающего такой же степенью износа и того же года выпуска соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования или, если добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.

Этот абзац наиболее бредовый. Как будет определяться степень износа и стоимость. Если экспертизой, то опять же за чей счёт? Да и как можно точно определить стоимость товара с таким же износом, если по факту износ во всех случаях может быть разный. Тот же телефон может иметь износ батареи в 10% за полгода, а может и в 30%. А уж что касается машин, то там десятки факторов, и пробег далеко не самый важный из них.

Что опять же противоречит Единым правилам!

Статья 26. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества

Ну и третий абзац довольно странный. Кто должен доказывать умысел? А если неумышленно был введён в заблуждение, то не применяется положения в первом абзаце?)

Положения в части определения такой разницы, установленные настоящим абзацем, не применяются, если при заключении договора потребитель был умышленно введен продавцом в заблуждение относительно технических и эксплуатационных характеристик, степени износа и года выпуска товара, что привело к приобретению потребителем товара, характеристики которого существенно отличаются от характеристик, указанных в договоре купли-продажи. В таком случае применяются положения, установленные абзацем первым настоящего пункта.».

Четвёртое изменение:

Довольно интересное изменение. Полагаю, что этот законопроект только начало какого-то глобального пиздеца. Который нам подготовило правительство в виде нового перечня товаров с ограничением неустойки и штрафа. Как это сейчас сделано для застройщиков. А именно, при нарушении застройщиком требований к результату отделочных работ, работ по установке оконных и дверных блоков, сантехнического оборудования общая сумма, взыскиваемая через суд, не может превышать 3% от цены договора, если уплата денежных средств в большем размере не предусмотрена договором участия в долевом строительстве.

Т.е. говоря простыми словами. Что в этом перечне неустойка и штраф за нарушение прав при продаже авто может быть 5% от цены договора. И на требования потребителя можно будет совсем положить болт. Ведь проще заплатить 5%, чем что-то устранять и вести себя добросовестно....

Вот такой вот подарочек простым людям положили под ёлочку.

Всем спасибо за внимание!

Полный текст ФЗ:

Показать полностью 17
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества