BSPchannel

BSPchannel

Топовый автор
Мой телеграмм канал: https://t.me/BSPhistorychannel Моя группа в ВК: https://vk.com/bspchannel Моя группа в ОК: https://ok.ru/group/70000001006147 Мой Дзен: https://dzen.ru/bsp
Пикабушник
Дата рождения: 19 января
user4919427 user5956401
user5956401 и еще 856 донатеров
в топе авторов на 175 месте

На поддержку проекта и поездку на остров Сахалин

47 150 52 850
из 100 000 собрано осталось собрать
599К рейтинг 5845 подписчиков 30 подписок 514 постов 504 в горячем
Награды:
Ежегодное приключениеПизанская ёлкаМакаронная статуяСкуфзаводЧайкам тут не местоЗа киберзащитуЗа киноманствоПочётный респондентболее 1000 подписчиковС Днем рождения Пикабу!
533
История История

Редкие и интересные фотоматериалы с фронтов Первой Мировой Войны. 20 раскрашенных фотографий. Часть 4

Серия Подборки фотографий

Медведь с российскими офицерами в германском "Бенце", 1915 год.

За рулём автомобиля — штабс-капитан И. И. Кравцевич из XVII корпусного авиационного отряда, а на заднем сиденье — медвежонок, почти наверняка служивший талисманом этой авиационной части.

Первая мировая война стала переломным моментом в истории человечества — эпохой, когда рухнули великие империи, разгорелись революции, а технологии убийства сделали роковой рывок вперёд.

Эта глобальная трагедия, унёсшая жизни более шестнадцати миллионов человек, не просто потрясла мир — она заложила фундамент для будущих катастроф: Второй мировой войны и формирования современного международного порядка.

Сегодня предлагаю вам особую подборку — раскрашенные фотографии с фронтов и тылов Первой мировой.

Реабилитационный центр для слепых солдат. Париж, 1916 год.

В разгар Первой мировой войны, когда поток раненых не иссякал, во Франции начали создавать специализированные учреждения для восстановления бойцов, вернувшихся с фронта без зрения. Один из таких центров открылся в Париже в 1916 году — здесь слепые солдаты учились заново жить: ориентироваться в пространстве, читать по Брайлю, осваивать ремёсла и возвращать себе чувство достоинства.

Ремонтные мастерские Британского королевского танкового корпуса. Первая Мировая, 1918 год.

Первая мировая война стала кузницей многих технологических прорывов, и одним из самых революционных изобретений той эпохи стал танк. Впервые он появился на полях сражений в 1916 году — во время битвы на Сомме — и сразу же изменил ход позиционной войны, застопорившейся в окопах и колючей проволоке.

Первые танки были медленными, ненадёжными и крайне неудобными для экипажей: внутри царила духота, оглушительный шум и угарный газ, а скорость едва превышала пешую ходьбу. Тем не менее, их броня и способность преодолевать траншеи и завалы производили ошеломляющее впечатление на противника.

Британия первой запустила танки в бой под обозначением Mark I, позже последовали французские Schneider CA1 и знаменитый Renault FT — первый в мире танк с вращающейся башней, ставший прообразом всех современных машин. Германия, напротив, почти не уделяла внимания танкостроению: за всю войну она выпустила всего около 20 единиц A7V.

Несмотря на примитивность, танки Первой мировой заложили основу бронетанковых войск XX века

Американская медсестра в противогазе во время работы в окопах на передовой. Первая Мировая, 1918 год.

Развлечения британских солдат во время Первой Мировой войны, 1917-1918 гг.

Даже в условиях окопной жути, постоянной угрозы смерти и изматывающей рутины фронта британские солдаты находили способы сохранить человечность — через юмор, музыку, спорт и простые радости повседневности. В период 1917–1918 годов, когда война вступила в особенно изнурительную фазу, развлечения стали не просто отдушиной, а важным элементом психологической выживаемости.

В тыловых лагерях и в перерывах между боями солдаты устраивали футбольные матчи, играли в карты, читали письма из дома, пели песни под гитару и ставили самодеятельные спектакли (на фотографии как раз такой момент). Особенно популярны были концерты с участием приглашённых артистов — часть обширной программы поддержки морального духа армии, организованной британским командованием.

Французский танк Saint-Chamond. Первая Мировая, 1917-18 год.

Saint-Chamond — один из первых в мире танков, созданных во Франции в годы Первой мировой войны. Эта гусеничная боевая машина с комбинированным вооружением: 75-мм пушкой и четырьмя пулемётами.

Всего было выпущено 400 экземпляров; последние сошли с конвейера в марте 1918 года. Танк отличался характерной плоской крышей, двумя цилиндрическими башенками — для водителя и командира и бортовой бронёй, доходившей до самой земли и закрывавшей ходовую часть.

Его силовая установка развивала 90 л.с., экипаж состоял из восьми человек, а максимальная толщина брони достигала 17 мм. Несмотря на внушительное вооружение, Saint-Chamond уступал по проходимости своему знаменитому собрату — Renault FT, и в бою проявил себя не лучшим образом.

Немецкие войска выходят из облака ядовитого газа, 1914-1918 год.

Немецкие штурмовики, возглавляемые офицером, появляются из густого облака фосгена — ядовитого газа, выпущенного немецкими войсками для прикрытия атаки на британские окопы.

Это смертоносная газовая завеса служила не только оружием, но и маскировкой: скрывая продвижение пехоты, она создавала тактическое преимущество в условиях жестокой окопной войны.

Применение отравляющих веществ — хлора, фосгена, иприта, стало трагической нормой на фронтах Первой мировой войны, несмотря на все ужасы, которые оно несло как для солдат, так и для самой этики ведения войны.

Беженцы. Француженка со своими детьми и голландская медсестра. Первая Мировая война, 1918 год.

Офицер британского ветеринарного корпуса со своими подопечными. Греция, 1916 год.

Австралийский солдат, играющий с кенгуру перед египетскими пирамидами Снимок, который был сделан во время Первой мировой войны на окраине Каира.

Снимок сделан в 1914 году во время Дарданелльской операции — масштабной военной операции, предпринятой в ходе Первой мировой войны по инициативе Уинстона Черчилля. Целью кампании было захватить Константинополь и вывести Османскую империю из войны.

Бельгийские карабинеры ведут пулеметы, запряженные собачьими упряжками , сфотографированные во время битвы на границе в августе или сентябре 1914 года.

Немецко-австрийская оккупация Украины, 1918 год.

2 июня 1918 года Берлин официально признал независимость Украинской державы под управлением гетмана Павла Скоропадского — лидера, поставленного у власти при поддержке Германии. На деле это государство стало аграрным придатком Центральных держав и просуществовало всего семь месяцев — до момента, когда немецкие войска были вынуждены покинуть Украину после поражения в Первой мировой войне.

За время оккупации немецкие власти систематически вывозили с украинских земель огромные объёмы продовольствия и сырья. По официальным данным, за этот период было отправлено 37 000 железнодорожных вагонов с грузами: зерном, сахаром, скотом, яйцами, а также углём и марганцем. Ещё около 5 000 вагонов ушли по так называемой «личной инициативе» — фактически в рамках неформального, но масштабного мародёрства. Украина превратилась в ресурсную колонию, чьи богатства питали истощённую войной Германию и Австро-Венгрию.

Русские солдаты уходят с фронта во время Первой Мировой войны, 1918 год.

Беженцы из Антверпена. Бельгия, 1914 год.

Осенью 1914 года, во время стремительного наступления немецких войск в ходе Первой мировой войны, сотни тысяч жителей Бельгии были вынуждены покинуть свои дома. Особенно массовый исход начался после осады и падения Антверпена — одного из ключевых городов страны.

Люди всех возрастов с детьми на руках, с узелками и тележками, часто без еды и крыши над головой устремились вглубь страны или к границам с Нидерландами и Францией в поисках спасения.

Видимо, в этой ситуации именно произведения искусства оказались самыми важными — ценнее всего, что можно было спасти.

Улицы послевоенного Лилля. Франция, 1919 год.

Часовой в маске и полном доспехе, наблюдающий за ближайшей траншеей. 10 января 1915 года.

Революционно настроенные солдаты русской армии возвращаются с фронтов 1-й Мировой войны. Первая Мировая война, 1917 год.

Рентгенолог в защитной одежде и шлеме. Первая мировая война, Франция, около 1918 года.

Фотограф: Х. Дж. Хикман.

Фотограф: Х. Дж. Хикман.

Военнослужащие действующей армии стреляют из пулемета по аэроплану во время Первой Мировой войны, 1916 год.

Фотограф - штабс-капитан Мартынов

Фотограф - штабс-капитан Мартынов

Толпа наблюдает за британским дирижаблем, пролетающим над портом в Остенде во время Первой мировой войны, 1914 год.

В начале XX века дирижабли считались вершиной авиационной мысли — гигантскими «воздушными крейсерами», способными не только наблюдать за полем боя, но и нести смертоносный груз на вражеские города. В Первую мировую войну они впервые были массово применены в военных целях, особенно Германией, чьи цеппелины стали символом новой эры воздушной войны.

Изначально дирижабли использовались для разведки: над морем они корректировали огонь артиллерии, отслеживали передвижения флота, а над сушей — выявляли позиции противника. Однако уже в 1915 году Германия начала бомбардировки британских городов, включая Лондон. Эти ночные налёты вызывали панику среди гражданского населения и стали одними из первых примеров стратегической бомбардировки тыла.

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
544
Животные Животные

Удивительные и забавные фотографии с животными. Подборка 20 раскрашенных фотографий из ХХ века. Часть 6

Серия Подборки фотографий

Сотрудник Московского зоопарка И.А. Кузьминых с детенышами ирбиса (снежного барса). Москва, 1985 год.

Фотограф: В.В. Ахломов.

Фотограф: В.В. Ахломов.

Для всех, кто с теплотой смотрит в прошлое и обожает ретро-фотографии, я подготовил особую подборку — настоящую галерею очаровательных, трогательных и порой забавных моментов из жизни животных прошлого.

Эти пушистые (и не только!) герои — не просто снимки, а маленькие истории, наполненные добротой и искренностью. Пусть их улыбки, взгляды и непосредственность подарят вам тёплую улыбку и заряд позитива на целую неделю.

Слон в зоопарке. Вашингтон, округ Колумбия, 1926 год.

Кот, петух и лиса в одном вольере. Московский зоопарк, 1964 год.

Автор: А. Анжанов

Автор: А. Анжанов

В зоопарке разыгралась живая аналогия знаменитой народной сказки «Кот, Петух и Лиса» — только вместо деревенского тут двор зоопарка.

Бегемот по кличке Скиппер пьет молоко, 1941 год.

Фотограф: Альфред Эйзенштадт

Фотограф: Альфред Эйзенштадт

Редкого детёныша карликового бегемота по имени Скиппер в 1941 году нашли в Либерии — его бросила мать. Малыша перевезли в США на лодке вместе с любителем-зоологом. Из-за особенностей кожи Скиппера приходилось постоянно увлажнять, чтобы она не пересыхала и не шелушилась.

Бегемоты — третьи по величине млекопитающие на Земле после слона и белого носорога. Но существует и их неожиданно компактный родственник — карликовый бегемот, который, особенно в детстве, выглядит почти игрушечным. Именно этот контраст делает его по-настоящему очаровательным и необычным.

Яркий пример — Му Дэн, карликовый бегемот из тайского зоопарка, чьи снимки в 2024 году взорвали интернет, превратив его в настоящую вирусную сенсацию.

Маленькая девочка с ягненком, 1950-е.

Фотограф: Хайнц-Юрген Геттерт

Фотограф: Хайнц-Юрген Геттерт

Прага. 1970-е годы.

Фотограф: František Dostál

Фотограф: František Dostál

Джентльмен подкармливает белочку. Швеция, 1945 год.

Хелен Мартини, жена смотрителя львов в зоопарке Бронкса, заботится о трех тигрятах после того, как их мать отказалась их кормить, 1944 год.

Фотограф: Альфред Эйзенштадт

Фотограф: Альфред Эйзенштадт

Птенец тёмной крачки одиноко стоит на пляже, ожидая возвращения родителей с ежедневной охоты в море, 1954 год.

Фотограф: Фриц Горо

Фотограф: Фриц Горо

Одинокий птенец на пляже — как ребёнок, оставшийся в садике последним: сидит и с тревогой гадает — не забыли ли его родители.

Тюлень на фоне научно-исследовательского судна в Антарктиде, 1965 год.

Фотограф: Фред Гринберг

Фотограф: Фред Гринберг

Обезьяна Рикки и ее дрессировщик Степан Исаакян играют в шахматы. Ереван, 1965 год.

Автор: Мирослав Муразов

Автор: Мирослав Муразов

Биосферный заповедник Аскания-Нова им. Ф. Э. Фальц-Фейна в Херсонской области, Украинская ССР, 1964 год.

Фотограф: Владимир Минкевич

Фотограф: Владимир Минкевич

«Петербургское дворянство», 1992.

Фотограф: Мария Снигиревская

Фотограф: Мария Снигиревская

Жеребенок Бостон породы «русский тяжеловоз» на государственном Новоалександровском конезаводе. Украинская ССР, 1985 год.

Фотограф: Александр Лыскин

Фотограф: Александр Лыскин

Летний пионерский лагерь им. летчика-космонавта СССР Германа Титова в Подмосковье. Московская область, 1963 год.

Автор: Яков Берлинер

Автор: Яков Берлинер

Юный натуралист Лена Попова со своими питомцами - морскими свинками.

Жительница староверческой деревни Аудрини Резекненского края Я. Вобаль ухаживает за животными. Латвийская ССР, 1984 год.

Фотограф: Всеволод Тарасевич

Фотограф: Всеволод Тарасевич

«Довима со слонами». Париж, 1955 год.

Фотограф: Ричард Аведон

Фотограф: Ричард Аведон

Мальчик с цыплёнком, 1954 год.

Фотограф: Фредд Рид

Фотограф: Фредд Рид

Рысь на берегу озера в Онтарио, Канада, 1902 год.

Фотограф: Джордж Ширас

Фотограф: Джордж Ширас

Близнецы со слонами, Сарасота, США, 1947 год.

Фотограф: Луиза Даль-Вульф

Фотограф: Луиза Даль-Вульф

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
1136
Транспорт Транспорт

Интересные и местами забавные снимки на автомобильную тематику. 20 раскрашенных фотографий из ХХ века. Часть 11

Серия Подборки фотографий

Девушка и «Москвич». Московская область, 1973 год.

Автомобиль Fiat Topolino. Милан, 1948 год.

Fiat Topolino — один из самых маленьких и культовых автомобилей 1930-х годов, впервые представленный в 1936 году. Название «Topolino» (с итал. — «мышка») отражало его компактные размеры.

Несмотря на скромные габариты, Topolino стал настоящим народным автомобилем Италии, доступным, надёжным и удивительно практичным для своего времени. Он развивал скорость до 85 км/ч и потреблял всего около 5–6 литров топлива на 100 км.

Topolino был разработан как ответ на растущий спрос на недорогой транспорт для широких слоёв населения и стал одним из первых «микроавтомобилей» в Европе. Его необычный, почти игрушечный облик, передние независимые подвески и передовое для эпохи инженерное решение (например, синхронизированная коробка передач) сделали его хитом продаж.

Экспериментальный автомобиль-такси Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики "Перспективное Такси" на территории ВДНХ. Москва, 1965 год.

Фотограф: Анатолий Сергеев-Васильев

Фотограф: Анатолий Сергеев-Васильев

Идея создания специализированного такси в СССР возникла ещё в 1930-е годы, но тогда она так и не получила развития. Лишь в 1960-е, когда страна оправилась от послевоенной разрухи и уровень жизни начал расти, вопрос о современном городском такси стал особенно актуальным.

За проект взялся ВНИИТЭ — Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. После дискуссий в 1962 году было решено создать не просто автомобиль, а минивэн решение по тем временам революционное. Вдохновение, по легенде, подсказал чиновник, чья жена едва втиснулась в обычную машину из-за высокой причёски, отсюда и требование к высокой крыше и удобной посадке.

К 1964 году был готов опытный образец — ПТ («Перспективное такси»). Его кузов с несущим стальным каркасом и стеклопластиковой обшивкой поражал простором: при длине всего 4 метра внутри легко размещались четыре пассажира — трое на заднем диване и один на откидном сиденье рядом с водителем.

Особое внимание уделялось удобству: дверь по центру кузова открывалась дистанционно водителем, пол был ровным, крыша — высокой, а почти весь верх автомобиля занимали окна, обеспечивая отличный обзор. Передняя часть салона была отделена от пассажирской зоны изогнутой перегородкой из оргстекла — как в современном общественном транспорте. Багажник отсутствовал (двигатель располагался сзади), но под ногами пассажиров помещались чемоданы и даже детская коляска.

Технически ПТ базировался на агрегатах «Москвича»: 50-сильный мотор и масса 1,2 тонны позволяли развивать скорость чуть ниже 100 км/ч — достаточно для городских поездок.

Месяц испытаний в Москве показал: машина практична, удобна и заслуживает серийного выпуска. Однако, несмотря на положительные отзывы, никто не взял на себя ответственность за запуск производства. В итоге проект закрыли, и СССР так и не получил своего современного такси.

Dodge Challenger, 1972 год.

ГАЗ-М415, 1940-е.

Пикап ГАЗ-М-415 был рассчитан на перевозку либо 500 кг груза, либо восьми человек — шестеро из них размещались на откидных лавках в кузове. С 1937 по 1941 год было выпущено 5 382 таких автомобиля.

Автомобиль Buick roadster на улице в Сан-Франциско, 1918 год.

Автомобиль Davis Divan. Калифорния, 1945 год.

Фотограф: Нина Лин

Фотограф: Нина Лин

МАЗ-2000 Перестройка в центре Минска, 1988 год.

МАЗ-2000 «Перестройка» — экспериментальный советский грузовик, разработанный Минским автомобильным заводом в конце 1980-х годов в рамках масштабной программы по модернизации отечественного автопрома. Название «Перестройка» отражало дух эпохи, стремление к обновлению, инновациям и выходу на мировой уровень.

Автомобиль кардинально отличался от привычных советских грузовиков: он получил современную аэродинамичную кабину, дизельный двигатель с турбонаддувом, автоматическую коробку передач, независимую подвеску передних колёс и целый ряд решений, ранее не применявшихся в СССР. Машина проектировалась с учётом международных стандартов и даже проходила испытания за рубежом, в частности в Финляндии.

Несмотря на передовые технологии и высокие оценки специалистов, МАЗ-2000 так и не пошёл в серийное производство. Распад СССР, экономический кризис и отсутствие финансирования поставили крест на проекте.

ЗиС 110А. Москва, 1947 год.

На фотон автор дизайна Porsche 911 — Фердинанд Александр «Бутци» Порше, старший сын Ферри Порше и внук Фердинанда Порше.

Porsche 911 — легендарный спортивный автомобиль, впервые представленный на Франкфуртском автосалоне в 1963 году. Изначально оснащался 2,0-литровым оппозитным двигателем мощностью 130 л.с. и задним приводом. С момента дебюта модель стала символом немецкого инженерного мастерства, сочетая динамику, элегантный дизайн и уникальную компоновку с мотором, расположенным сзади. На протяжении десятилетий Porsche 911 неоднократно модернизировался, но сохранил свою узнаваемую форму и статус иконы автомобильного мира.

Гоночный мотоцикл «С-364», предназначенный для шоссейных кольцевых гонок со скоростью до 230 км в час, в павильоне «Промышленность товаров народного потребления» на ВДНХ. Москва, 1967 год.

Фотограф: Н. Кулешов.

Фотограф: Н. Кулешов.

В середине 1960-х годов руководство СССР решило заявить о себе на международной арене шоссейно-кольцевых мотогонок, чтобы продемонстрировать Западу спортивно-технический потенциал страны. Для этой цели были выделены средства на создание гоночного мотоцикла, и Серпуховский мотоциклетный завод приступил к разработке модели под обозначением С-364.

Машина получила передовой для своего времени четырёхцилиндровый двигатель с двумя верхними распредвалами (привод — через конические шестерни), шестиступенчатую коробку передач и сухое многодисковое сцепление. Рама конструктивно напоминала легендарную Norton Featherbed Manx.

Уже в дебюте на Гран-при ГДР — советские пилоты произвели фурор: Николай Севостьянов и эстонец Эндель Кийса заняли второе и третье места в квалификации. В гонке 500-кубовых машин Севостьянов финишировал четвёртым, уступив лишь признанным звёздам — Майку Хейлвуду (MV Agusta), Майку Даффу и Пэдди Драйверу (Matchless). Позже он повторил этот результат на этапе в Финляндии, а Кийса стал первым в истории советского мотоспорта гонщиком, поднявшимся на подиум чемпионата мира — он занял третье место в классе 350 см³.

Появление С-364 вызвало большой интерес как внутри страны, так и за рубежом, став настоящим прорывом советского мотостроения.

Замена моторного масла в компании Havoline Oil. Вашингтон, округ Колумбия, 1924 год.

Самодельный автомобиль слесаря Георгия Звонилова. Киров, 1960-е.

В 1963 году в Кирове слесарь Георгий Звонилов собрал собственный автомобиль — двухместную открытую машину под названием «Аэлита». Работу над ней он начал годом ранее, вдохновившись чертежами из журнала. Каркас он сварил из стальных труб, кузов обшил листовым металлом, а в качестве силового агрегата использовал двигатель от мотоцикла ИЖ-«Юпитер-3», разместив его сзади. Трансмиссию взяли от «Москвича-407».

«Аэлита» выделялась необычным дизайном: фары крепились на передних крыльях, а крупные колёса обеспечивали проходимость по бездорожью. Уже через год после начала работ автомобиль был готов и вскоре стал одним из самых известных самодельных авто в СССР.

Машина демонстрировалась на выставках, а по некоторым данным, даже попала в Книгу рекордов Гиннеса. Звонилов активно использовал «Аэлиту» для путешествий по стране, а в 1968 году продал её московскому коллекционеру. Сегодня автомобиль хранится в музее в Москве.

Детройт, Ford Galaxie 500, 1960 год.

Фотограф: Бальтазар Кораб.

Фотограф: Бальтазар Кораб.

ГАЗ-21 — советский экспериментальный автомобиль повышенной проходимости. В массовое производство не пошёл, хотя было изготовлено около ста машин, 1937 год.

Трёхосный ГАЗ-21, появившийся в 1937 году, не имеет ничего общего с последующей «Волгой», получившей тот же индекс. Этот пикап оснащён двумя ведущими задними мостами и на самом деле имеет десять колёс — четыре из них закреплены на днище для улучшения проходимости. До наших дней сохранился лишь один экземпляр.

Толпа зрителей вокруг Citroen DS на Парижском автосалоне в октябре 1955 года.

Citroën DS — революционный французский автомобиль, впервые представленный в 1955 году на Парижском автосалоне. Его футуристичный дизайн, разработанный итальянским дизайнером Флавио Бертони, и передовые технологии произвели настоящий фурор: за первые 15 минут выставки было оформлено 743 заказа, а за первый день — свыше 12 000.

Chevrolet Corvette с двигателем от «Чайки», принадлежащий советскому каскадеру Александру Микулину, 1960-е.

В СССР иностранные автомобили были редкостью, но среди них особенно выделялся Chevrolet Corvette 1957 года — с двигателем от советской «Чайки» ГАЗ-13. Этот необычный родстер принадлежал каскадеру Александру Микулину, известному по погоням в фильмах «Берегись автомобиля» и «Приключения итальянцев в России».

Как Corvette оказался в СССР — до конца неясно, возможно, его привезли для испытаний, а потом передали кинематографистам. Оригинальный мотор заменили на 5,5-литровый «чайковский» (195 л.с.), но из-за его габаритов пришлось прорезать дыру в капоте. В 1970-х машину доработали для лучшего охлаждения, а в 1981-м она появилась в фильме «Отпуск за свой счёт» с новым капотом, решёткой радиатора, колёсами в стиле хотрод и яркой окраской.

Трагическая история случилась в июле 2020 года: Микулин попал на этом Corvette в тяжёлую аварию на Успенском мосту в Краснодарском крае и был госпитализирован с серьёзными травмами. В этом году каскадеру исполнилось 85 лет.

Толпа смотрит на разбитый автомобиль в канаве, примерно 1910 год.

Автомобиль Варшава М-20. Польша, 1958 год.

Современная история польского легкового автомобилестроения началась в 1951 году с запуска серийного производства модели Warszawa M20 на Варшавской фабрике специальных автомобилей (FSO).

Этот автомобиль стал лицензионной копией советской «Победы» М-20, выпускавшейся с 1946 года на Горьковском автозаводе. По условиям соглашения польское правительство заплатило 380 миллионов злотых за техническую документацию, двигатель и комплект кузовных штампов от ГАЗа. Уже с 1956 года все компоненты Warszawa изготавливались исключительно на польских предприятиях.

За годы выпуска модель неоднократно модернизировалась. В 1957 году автомобиль получил обновлённый внешний вид — новую решётку радиатора, фары и доработанный двигатель. В 1961–1964 годах появились версии в кузовах седан, универсал («комби»), фургон и пикап. Благодаря сотрудничеству с французскими компаниями Etendard и Perkins, на машину начали устанавливать более мощные бензиновые и дизельные моторы — от 52 до 70 л.с.

С 1970 года Warszawa оснащалась современной четырёхступенчатой коробкой передач, заменившей устаревшую трёхступенчатую «горьковскую». Новые модификации получили индексы FSO 203/223 и FSO 204/224. Ведущим конструктором большинства обновлённых версий стал выдающийся польский инженер Станислав Лукашевич.

На базе агрегатов Warszawa в начале 1960-х были созданы популярные лёгкие коммерческие автомобили, фургоны, микроавтобусы и машины скорой помощи марок Nysa и Żuk, выпускавшиеся десятилетиями.

Warszawa оставалась на конвейере почти 23 года — до 1973 года. За это время было выпущено 254 471 экземпляр всех модификаций, из которых свыше 70 тысяч отправились на экспорт.

Интерьер завода Ford, Траффорд-парк, Манчестер, 1911–1927 гг.

Автомобили Ford Model T выстроились в длинные ряды на конвейере. Эта модель стала настоящим хитом: с 1913 по 1923 год она оставалась самым продаваемым автомобилем в Великобритании. Изначально, с 1911 года, сборка велась из импортных комплектующих, но уже к 1924 году доля британских деталей достигла 94%. В 1931 году Ford перевёл всё производство на новый, масштабный завод в Дагенхэме, графство Эссекс.

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
1704
История История

Жизнь Советской Москвы в 40-е годы. 20 раскрашенных фотографий. Часть 2

Серия СССР

Женщина-регулировщик движения на улице Охотный ряд в Москве, 1943 год.

Фотограф: Анатолий Гаранин

Фотограф: Анатолий Гаранин

Это десятилетие навсегда останется в памяти страны, как время величайшего испытания — Великой Отечественной войны. Но как жила Москва в эти годы? Как выглядела столица накануне грозы, как дышала в дни страшных бомбардировок, как сжималось сердце в битве за каждую улицу — и как, наконец, ликовала в День Победы?

Впрочем, 1940-е это не только война. Даже в годы лихолетья Москва не переставала расти, строиться и верить в будущее. Здесь продолжали копать метро, закладывали фундаменты сталинских высоток, а в 1947 году с размахом, как символ возрождения, отметили 800-летие столицы.

Расклейка афиш и плакатов на Метростроевской улице. Москва, 1948 год.

Фотограф: Капустянский Александр Борисович

Фотограф: Капустянский Александр Борисович

Соревнования судомоделистов, Москва 1948 год.

Фотограф: Валентин Хухлаев

Фотограф: Валентин Хухлаев

Соревнования судомоделистов проходили на Патриарших прудах.

Москва, 1947 год.

Фотограф: Роберт Капа

Фотограф: Роберт Капа

Детский сад в пос. Текстильщики на окраине Москвы, 1949 год.

Мокринский переулок, дом № 10. Москва, 1940-1941 год.

В начале XX века Зарядье — район, расположенный сразу за Китай-городом, вдоль Москвы-реки и вплотную к Кремлю, — был одним из самых бедных и перенаселённых кварталов Москвы. Несмотря на своё центральное положение, он напоминал не парадную часть столицы, а лабиринт трущоб, где ютились десятки тысяч горожан в антисанитарных и тесных условиях.

Здешние дома перестроенные из старинных палат и перепланированные под коммуналки, были переполнены. В одной комнате зачастую жили семьи из 6–10 человек, а то и несколько семей сразу. Воду носили из общих колонок, туалеты — на улице, канализации — почти не было. В зимнее время в домах было холодно, а летом — душно и кишели насекомыми.

Зарядье населяли преимущественно бедняки, мелкие ремесленники, извозчики, грузчики, служащие и мелкие торговцы. Здесь же находились дешёвые ночлежки, трактиры и подпольные притоны. Многие здания находились в аварийном состоянии, а узкие, кривые переулки были завалены мусором и отходами.

Несмотря на нищету, район был живым и насыщенным бытом: здесь кипели базарные торги, звучали песни под гармонь, дети играли на помойках, а дворы становились местом общественной жизни.

Разрушение Зарядья началось в 1930–1940-е годы, а окончательно его облик изменила постройка гостиницы «Россия» в 1967 году.

Ленинские горы. Москва, 1947 год.

Фотограф: Роберт Капа

Фотограф: Роберт Капа

Заготовка дров для москвичей. Москва, 1942 год.

Фотограф: Александр Устинов

Фотограф: Александр Устинов

Самой тяжёлой оказалась первая зима войны — даже при сверхнормативной выдаче и продаже дров их не хватало на полноценное отопление.

Урок был усвоен жёстко: уже летом 1942 года москвичи начали готовиться к холодам заранее. Тысячи горожан выезжали в Подмосковье на лесозаготовки, а в конце августа — начале сентября бревна и дрова доставлялись в столицу баржами и плотами по рекам.

Но и тогда обычным жителям топлива не хватило. В ноябре 1942 года, например, предприятие «Мосочиствод» выдавало своим служащим топливные брикеты из канализационных осадков, как альтернативу дровам.

Москвичи запасают дрова на зиму. Площадь Белорусского вокзала. Сентябрь - октябрь 1941 года.

Фотограф: Александр Устинов

Фотограф: Александр Устинов

В московском зоопарке. Боря Матвеев и жираф Вилли, 1943 год.

Фотограф: Сергей Васин

Фотограф: Сергей Васин

Станция "Динамо". В вагоне метро второй очереди (типа "Г"). Москва, 1940-1941 год.

Фотограф: Э. Евзерихин

Фотограф: Э. Евзерихин

Детский городок в Сокольниках, 1940 год.

Фотограф: Сергей Васин

Фотограф: Сергей Васин

Дети у яблони, посаженной Зоей Космодемьянской, 1947 год.

Фотограф: Сергей Васин

Фотограф: Сергей Васин

Каланчевский путепровод. Москва, 1948 год.

Электропоезда серии С — семейство пригородных электропоездов, выпускавшихся и эксплуатировавшихся в СССР с 1929 года. Название серии отражало их назначение: они проектировались для работы на Северной железной дороге.

Первым шагом стала электрификация участка Москва — Мытищи в июле 1929 года. Была выбрана система постоянного тока с напряжением 1500 В — решение, впоследствии ставшее стандартом для всех пригородных линий с моторвагонной тягой.

Уже 3 августа 1929 года на этом участке началось пробное движение электропоездов. К 1930 году электрификация охватила и соседние направления: Мытищи — Болшево, Мытищи — Пушкино, Болшево — Щёлково, Пушкино — Правда.

Изначально составы формировались из одной-двух трёхвагонных секций, но с ростом пассажиропотока перешли на три секции (9 вагонов). На крыше каждого моторного вагона размещались два пантографа — основной и резервный.

Первые девять трёхвагонных секций были построены в 1929 году: кузов собирался на Мытищинском вагоностроительном заводе, тяговые двигатели на заводе «Динамо», электрооборудование по лицензии британской фирмы Vickers.

Сначала вагоны носили обозначения ЭМ (электромоторный) и Э (прицепной электровагон). С 1936 года серию переименовали в Св — по названию дороги (Северная) и поставщику электрооборудования (Vickers).

Со временем, по мере износа оборудования, моторные вагоны Св модернизировали и переводили в другие подсерии: Сд, См, Смв, См3 и РС, продлевая таким образом жизнь одному из первых советских электропоездов.

Данный тип вагона можно увидеть в некоторых железнодорожных музеях в нашей стране.

Строительство высотного здания МИД, 1949 год

Фотограф: Александр Тартаковский

Фотограф: Александр Тартаковский

Это здание — одна из семи знаменитых московских высоток, заложенных 7 сентября 1947 года в честь 800-летия Москвы.

Проект разрабатывала мастерская «Горстройпроект»: над ним трудились более ста архитекторов и инженеров под руководством В. Г. Гельфрейха, М. А. Минкуса и главного конструктора Г. М. Лимановского.

В 1952 году здание передали МИДу и Минвнешторгу СССР, и с тех пор оно неразрывно связано с дипломатией.

Любопытно, что в первоначальном проекте шпиля не было — центральную часть венчала массивная башня с зубцами и обелисками. Лишь в 1951 году по решению властей здание увенчали шпилем, чтобы оно гармонировало с другими «сёстрами-высотками».

Юный авиамоделист. Москва, 1946 год.

Прожектора над городом в День Победы, 9 мая 1945 года.

Фотограф: Сергей Васин

Фотограф: Сергей Васин

Празднование восьмисотлетия Москвы у гостиницы "Москва" на Манежной площади 7 сентября 1947 года.

Это был первый по-настоящему масштабный праздник в городе после Великой Отечественной войны и Победы советского народа — отмеченный с особым размахом, радостью и облегчением.

Строительство Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена, 1944 год.

Прокладка тоннелей от станции "Павелецкая" к станции "Серпуховская". Москва, 1948 год.

Фотограф: Л. Великжанин.

Фотограф: Л. Великжанин.

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 19
4863

Интересная фотоподборка известных личностей СССР и мира в детстве и юности. 20 раскрашенных фотографий. Часть 5

Серия Подборки фотографий

19-летний В.В. Путин на тренировке по дзюдо. Ленинград, 1971 год.

С детства Владимир Путин увлекался боевыми искусствами — самбо и дзюдо. В 1973 году он стал мастером спорта по самбо, а в 1975-м по дзюдо. В 1998 году ему присвоили звание заслуженного тренера России по самбо.

Каждый из нас когда-то был ребёнком с мечтами в глазах, тетрадками в клеточку и верой в то, что всё возможно. Не исключение и звёзды, чьи лица сегодня украшают обложки журналов и экраны телевизоров. За их взрослым успехом скрываются школьные парты, первые выступления на утренниках, неуклюжие шаги к мечте и искренняя вера в чудо. Кто-то с детства знал: «Я стану знаменитым!» — а кто-то оказался на вершине почти случайно, словно по волшебству.

В этом выпуске трогательное и вдохновляющее путешествие в прошлое: какими они были в детстве, с чего начался их путь и куда он привёл сегодня. Все фотографии были раскрашены.

Игорь Николаев в юности

Творческий путь Игоря Николаева одного из самых ярких композиторов и исполнителей отечественной эстрады начался ещё в детстве в родном Холмске на Сахалине. С ранних лет он проявлял талант к стихам и музыке, поддерживаемый родителями: отец даже отправлял его стихи в местные газеты и устраивал выступления во Дворце культуры. В шесть лет мальчика отдали в музыкальную школу по классу скрипки, но настоящая страсть к музыке проявилась позже в сахалинском училище, где он увлёкся сочинением песен.

Решающий поворот наступил, когда Игорь передал свои партитуры приехавшим на остров известным композиторам. Один из них — Якушенко оценил работы начинающего автора и пригласил его в Москву. Так начался стремительный взлёт Николаева: от студенческих экспериментов к хитам, продюсированию и сольной карьере, которую он успешно совмещает с другими артистами.

Пятилетняя Моника Беллуччи (справа), 1969 год.

Сегодня Монику Беллуччи по праву считают одной из самых красивых женщин планеты — и именно поэтому так любопытно взглянуть на неё в детстве. Уже в ранние годы будущая звезда выделялась роскошной густой шевелюрой, которая до сих пор остаётся её визитной карточкой. Интересно, что вплоть до подросткового возраста родители то и дело стригли Монику «под мальчика»: её отец был убеждён, что короткие стрижки делают волосы крепче и здоровее. Более того, он с гордостью утверждает, что именно благодаря его «методу» Моника сегодня может похвастаться своей знаменитой длинной и сияющей гривой.

Мальчики с собакой. В камеру смотрят овчарка по кличке Карат и 12-летний гость из Москвы - Володя Высоцкий. Украинская ССР, г. Гайсин, 1950 год.

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Его отец, Семён Высоцкий, — полковник, служивший в армии, а мать, Нина Максимовна, — переводчик с немецкого из крестьянской семьи. Семья распалась вскоре после рождения сына, и в 1943 году родители развелись. Сначала Володя жил с матерью и отчимом, но в 1946 году по решению суда перешёл на воспитание к отцу и его новой жене Евгении Степановне, которая сыграла большую роль в его жизни, привив любовь к музыке и театру.

В 1945 году мальчик пошёл в школу №273, а с 1947 по 1949 год жил с семьёй в Германии, где учился в советской гарнизонной школе. По возвращении в Москву продолжил обучение в школе №186. Благодаря феноменальной памяти учился легко, особенно преуспевая в литературе и французском. Жизнь в послевоенном дворе Большого Каретного переулка закалила характер: среди старших ребят он освоил гитару, увлёкся театром и приобрёл уличную закалку.

Окончив школу в 1955 году с отличием, Владимир мечтал поступить в театральный вуз, но под давлением семьи сначала пошёл в инженерно-строительный институт. Уже через полгода бросил учёбу — его сердце принадлежало сцене.

Английский актёр Тим Рот в театре «Мермейд» в Лондоне, где он играет главную роль в постановке «Превращение» Кафки, 20 июня 1986 года.

Фотограф: Стив Пайк

Фотограф: Стив Пайк

Тим Рот родился в южном Лондоне в семье художницы Энн и журналиста Эрни, активного коммуниста ирландского происхождения.

Детство будущего актёра прошло в неблагополучном Брикстоне, где он сознательно перешёл на кокни, чтобы не выделяться среди сверстников. Позже семья переехала в более спокойный Далвич, но родители уже развелись — хотя продолжали вместе прививать сыну любовь к искусству: мать через рисунок и лепку, отец через театр и музыку. Тим рано проявил талант к пародиям и даже поступил в Колледж искусств Камберуэла, но вскоре оставил его, уступив страсти к актёрскому мастерству.

Первый опыт на сцене в школьном спектакле (где он играл Дракулу) едва не стал последним, из-за паники он не удержался и вынужден был играть в мокрых штанах. Однако уже в 17 лет Рот всерьёз решил стать актёром и даже написал письма таким режиссёрам, как Кубрик, Скорсезе, Трюффо и Коппола, приложив самодельные фото. Годы спустя, уже в Америке, он попал на пробы к Копполе — и тот неожиданно достал то самое письмо, которое бережно хранил всё это время.

Настоящую мировую славу Роту принёс не Коппола, а Квентин Тарантино, снявший его в «Бешеных псах», «Криминальном чтиве», «Четырёх комнатах» и «Омерзительной восьмёрке». Сегодня его называют «великим хамелеоном» кино, сам же актёр шутливо именует себя «профессиональным обманщиком».

София Ротару, 1950-е.

Элвис Пресли с родителями. США, 1938 год.

Элвис Пресли появился на свет в небогатой семье ирландских эмигрантов — Вернона и Глэдис Пресли. Его брат-близнец умер сразу после рождения, и родители с особой заботой воспитывали единственного сына. Семья была глубоко религиозной: регулярные посещения церкви и участие в церковном хоре стали неотъемлемой частью детства Элвиса.

В 11 лет, вместо желанного велосипеда, он получил в подарок гитару. Возможно именно это и повлияло на судьбу будущего музыканта.

В 1948 году семья переехала в Мемфис, где юный Пресли увлёкся современной музыкой. Он часто бывал на Бил-стрит — улице, где играли чернокожие блюзмены. Под их влиянием у Элвиса сформировался уникальный стиль, как в музыке, так и в манере одеваться.

После окончания школы 18-летний Элвис устроился водителем грузовика. На свой первый заработок он записал в студии несколько песен под гитару — в подарок матери. Владелец студии Сэм Филлипс, оценив талант парня, отправил записи на местное радио. Уже через два дня после эфира Пресли подписал свой первый контракт и началась его легендарная карьера.

Вера Алентова и Владимир Меньшов, 1969 год.

Всё началось в Школе-студии МХАТ. Вера Алентова (урождённая Быкова) — талантливая студентка, поступившая с первого раза, и Владимир Меньшов, трижды проваливавший экзамены во ВГИК, оба приехали в Москву из провинции: она — из Котласа, он — из Астрахани. Сначала они просто дружили: Вера помогала Владимиру осваиваться в столице и в учёбе. Но к третьему курсу дружба переросла в любовь, несмотря на скептическое отношение преподавателей, считавших Меньшова «бесперспективным». В 1962 году они поженились, отпраздновав свадьбу на последние 20 рублей в студенческом общежитии.

Брак был не только чувством, но и попыткой решить жилищный вопрос — однако отдельного общежития молодым не дали. Начались годы бедности, разъездов и общежитий. После выпуска Меньшова направили в Ставропольский театр, где ему обещали заняться режиссурой. Алентова осталась в Москве — её приняли в труппу Пушкинского театра. Так началась первая разлука, длившаяся несколько лет.

Вернувшись в столицу в 1967 году, Меньшов погрузился в учёбу, поступил в аспирантуру ВГИКа, начал пробовать себя как режиссёр. В 1969 году у пары родилась дочь Юлия, но быт, нищета и отсутствие поддержки со стороны родных сделали первые годы материнства крайне тяжёлыми. Вера получила отдельную квартиру, но супруги всё чаще отдалялись друг от друга: Владимир был поглощён работой, а Вера — театром. Обиды и усталость накапливались, и в начале 1970-х они решили жить отдельно, не оформляя развод.

Три года разлуки, однако, стали для них испытанием и переосмыслением. Меньшов продолжал навещать жену и дочь, Вера прописала его в своей квартире и не препятствовала общению с ребёнком. Постепенно отношения наладились, и пара воссоединилась, как раз в тот момент, когда их мечты начали сбываться.

Кульминацией стал фильм «Москва слезам не верит» (1979), главную роль в котором Меньшов доверил своей жене. На пробы приходили звёзды советского экрана, но Катю Тихомирову сыграла именно Алентова. Премьера в 1980 году вызвала ажиотаж — очереди за билетами растягивались на километры. Картина получила «Оскар», а Вера Алентова стала национальной иконой. Из «бесперспективного» студента и его верной подруги родился один из самых ярких творческих дуэтов советского кинематографа.

Ангела Каснер. Будущая Мeркель. Изучает литературу в 3 года. ГДР, 1957 год.

Молодой Михаил Боярский.

Актриса Тильда Суинтон, 1992 год.

Фотограф: Cindy Palmano

Фотограф: Cindy Palmano

Сергей Бодров в детстве, 1970-е.

Сергей Бодров-младший родился в конце 1971 года. Его родители развелись, когда ему было пять лет, но отец — режиссёр Сергей Бодров-старший — всегда оставался рядом. Позже у Сергея появилась сводная сестра Асия от третьего брака отца.

С детства он проявлял чуткость и самокритичность: в школьном сочинении признавался, что после кражи игрушечной машинки не мог играть из-за угрызений совести, а признание перед родителями обиженного мальчика стало для него одним из самых трудных испытаний. Чтение «Детства. Отрочества. Юности» Толстого глубоко потрясло его — он увидел в словах писателя отражение собственных чувств.

Бодров считал детство самым важным периодом жизни и часто говорил, что взрослым стоит учиться у детей искренности и способности радоваться без оглядки на последствия. .

Учась в школе с углублённым изучением иностранных языков, Сергей побывал с обменом в Венгрии — там его поразила свобода местных подростков. Лишь победа в футбольном матче вернула ему ощущение равенства.

Фильмы с Сергеем Бодровым до сих пор с трепетом пересматривают зрители, хотя мало кто знает, что после школы он не пошёл во ВГИК — отец убедил его, что кино строится на страсти, а не на дипломах. Посчитав, что настоящего огня в себе не чувствует, Сергей поступил на исторический факультет МГУ, где преподавала его мать. Увлёкшись итальянским искусством, он в 1991 году отправился на стажировку в Италию, а следующие три года каждое лето проводил там же — в качестве спасателя на курортах.

Настоящий старт в кинематографе дал фильм «Кавказский пленник» — сначала Сергей работал в нём ассистентом, а затем получил одну из главных ролей. Картина принесла ему всесоюзную славу и профессиональные награды, став отправной точкой яркой, хоть и недолгой актёрской судьбы.

Марокканец Хуан Морено Эррере Хименес (актёр Жан Рено), 1970-е.

Хуан Морено-и-Эррера-Хименес родился 30 июля 1948 года в Касабланке (Марокко) в семье испанских эмигрантов, бежавших от режима Франко. С детства мечтая об актёрской карьере, он учился в местной консерватории, а в 1960 году вместе с семьёй переехал во Францию. Чтобы получить гражданство, два года служил в армии, затем записался на актёрские курсы и основал с другом небольшую театральную труппу.

Параллельно подрабатывал — продавал пластинки, возил такси, работал грузчиком и упорно пробивался в кино. Первые роли приносили копейки и почти не замечались. Сначала он пытался изменить имидж, взяв псевдоним Джонатан Бран, но безуспешно. В итоге вернулся к себе: укоротил волосы, снял очки и выбрал имя Жан Рено — французскую версию своего испанского имени.

Снимался в эпизодах и второстепенных ролях: полицейского, убийцы, маркиза, но настоящий прорыв случился лишь в 1985 году. На съёмках фильма «Подземка» его заметил Люк Бессон, который был впечатлён его игрой и с тех пор стал регулярно приглашать Рено в свои проекты, положив начало его международной карьере.

Геннадий Зюганов — капитан команды КВН Орловского государственного педагогического института, 1960-е.

В Орловском педагогическом институте Геннадий Зюганов не только учился, но и ярко проявил себя вне учёбы: он играл в КВН, возглавлял команду и покорял зрителей остроумием, харизмой и быстрой реакцией. Параллельно он занимался общественной работой — был председателем профкома и секретарём ВЛКСМ института. В 1969 году он окончил вуз с отличием, получив красный диплом, и остался работать на кафедре высшей математики преподавателем.

Джек Николсон, 1973 год.

Cтудент ГМПИ им. Гнесиных Иосиф Кобзон у Большого театра, 1960 год.

Мила Йовович в возрасте 13 лет, 1988 год.

Милица (Милла) Наташа Йовович родилась 17 декабря 1975 года в Киеве. Её мать — Галина Логинова, русская актриса, выпускница киностудии им. Довженко, известная по фильмам «Тени исчезают в полдень» и «Много шума из ничего». Отец — Боги Йовович, серб украинского происхождения, приехавший в Киев из Черногории по студенческой программе обмена. Он окончил Киевский медицинский институт и проходил интернатуру по хирургии.

В 1981 году семья эмигрировала сначала в Лондон, а затем — в США, чтобы отец мог развивать карьеру врача. Галина, не сумев преодолеть языковой барьер, устроилась домработницей в дом режиссёра Брайана де Пальмы в Лос-Анджелесе. Не реализовав себя в профессии, она полностью посвятила себя дочери.

С девяти лет Милла начала заниматься актёрским мастерством и пробовать силы в модельном бизнесе. Её карьера взлетела после того, как её заметил известный фотограф русского происхождения. В 11 лет она уже украсила обложки 15 модных журналов, включая Vogue, The Face и Cosmopolitan. Некоторые фотосессии вызывали споры из-за провокационного образа, но скандалы лишь ускорили её путь к славе.

Из-за издёвок сверстников её дразнили «советской шпионкой» и нелюбви к школе, в 12 лет по настоянию матери Милла оставила учёбу, посвятив себя работе: «Моими лучшими друзьями тогда были парикмахеры и визажисты», — вспоминала она позже. Полноценное гражданство США получила только в 19 лет.

Свободно владея русским, сербским, английским и французским, Милла быстро перешла от подиума к кино. Дебют состоялся в 1988 году, сначала с эпизодической ролью в фильме «Слияние двух лун», а уже в 13 лет полноценной работой в «Ночном поезде в Катманду».

Мировую известность ей принесла роль Лилли в фильме «Возвращение в Голубую лагуну» (1991), ставшая отправной точкой яркой актёрской карьеры.

Никита Сергеевич Михалков. Москва, 1966 год.

Фотограф: Борис Кауфман

Фотограф: Борис Кауфман

Писатель Лев Николаевич Толстой (21 год), 1849 год.

Хотя снимок сделан ещё в XIX веке, я всё же решил включить его в подборку. Мало кто видел, как выглядел в молодости один из самых знаменитых русских писателей и мыслителей — по праву считающийся одним из величайших романистов в мировой литературе.

Настя Заворотнюк в детстве, 1970-е.

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
919

Подборка смешных и забавных фотографий с котами, которые поднимут настроение. 20 раскрашенных фотографий из ХХ века. Часть 4

Серия Подборки фотографий

Кот по кличке «Ниппер» ест кукурузу. Лос-Анджелес, Калифорния, 1954 год.

В 1950-е в Голливуде появился необычный гурман — двухлетний кот по кличке Ниппер, принадлежащий Дороти Бринн. Этот изысканный пушистый эстет настолько обожал кукурузу, что его заботливая хозяйка даже соорудила для него специальный шампур, чтобы любимец мог наслаждаться лакомством в полном комфорте.

С раннего детства Ниппер пристрастился к початкам — он съедалт по два в день, причём исключительно с маслом. Видимо, голливудская жизнь приучила его к изысканным вкусам: простая кукуруза без сливочного акцента уже не в счёт!

Девочка из деревни Верколы держит на руках кошку. Архангельская область, 1977 год.

Фотограф: Рудольф Кучеров

Фотограф: Рудольф Кучеров

Кошка по кличке Манни из Деухама и её приёмные поросята, 1941 год.

Кастинг чёрных кошек на главные роли в фильме Роджера Кормана в Лос-Анджелесе, Калифорния, 1961 год.

В мире четвероногих актёров собаки традиционно впереди: Лесси, Бенджи, Тото из «Волшебника страны Оз», а в более поздние времена — Марли и Скип — стали настоящими звёздами. Кошкам же путь в голливудскую славу даётся куда труднее. И дело, скорее всего, не в таланте, а в отсутствии достойных ролей.

Однако у кошек всё же был шанс, пусть и мрачный заявить о себе. Речь о культовом рассказе Эдгара Аллана По «Чёрный кот» (1843), где кот становится ключевым свидетелем преступления: его жуткое мяуканье из-за стены раскрывает убийство. Эта история легла в основу одного из эпизодов антологии ужасов 1962 года «Истории ужасов», хотя сценаристы внесли в неё заметные изменения, добавив мотивы из другого произведения По.

На кастинг заглавной роли явилось ровно 152 кота. По словам организаторов, все они вели себя «гораздо спокойнее, чем их взволнованные хозяева». Некоторых кандидатов отсеяли из-за белых лапок или носов, для образа требовалась безупречная чёрная шубка. Но даже тем, кто прошёл отбор, пришлось смириться с разочарованием: главную роль уже отдали «известному профессиональному коту». Впрочем, семерым счастливчикам всё же досталась работа, их взяли в качестве дублёров, отобрав за особенно зловещий взгляд.

Из фотокниги Ирландские путешественники. Год съемки неизвестен.

Фотограф: Ален МакУини

Фотограф: Ален МакУини

Котенок и ягненок в Чессингтонском зоопарке. Англия, 1948 год.

«Знакомство не состоялось». Челябинская область, 1970-е.

Пиппин, Мэйзи и Поппет – коты Британского музея, 1980-е.

На протяжении веков Британский музей в Лондоне хранил не только артефакты цивилизаций, но и… кошек. Да, именно кошек — пушистых, независимых и неофициальных сотрудников учреждения, чья миссия была столь же важна, сколь и древняя: борьба с крысами и мышами, угрожающими коллекциям.

История музейных котов уходит корнями в XIX век. Уже в 1830-х годах в архивах музея появляются упоминания о «кошках для ловли крыс», а к 1850-м годам их присутствие стало официальной практикой. Эти животные получали не только пропитание и укрытие, но и еженедельное жалованье в виде корма и иногда даже небольшой денежной суммы, выделяемой из бюджета учреждения. Так, в 1874 году музейный кот по имени Майк (Mike) был принят на службу с окладом в 1 шиллинг в неделю — за «усердное истребление грызунов».

Кот-поводырь Бэби и его хозяйка Кэролин Свенсон на прогулке, 1947 год.

В мире животных-помощников мы давно привыкли видеть рядом со слабовидящими людьми дрессированных собак — надёжных, преданных и выдержанных. Однако в конце 1940-х годов общественность удивил неожиданный дуэт: слепая Кэролин Свенсон и её персидский кот по кличке Бэби, который выполнял роль поводыря.

Причины такого нестандартного выбора остаются загадкой: возможно, у Кэролин была аллергия на собак, может, она боялась их, или просто не могла представить свою жизнь без любимого кота. Как бы то ни было, их связь оказалась настолько сильной, что журнал LIFE в 1947 году отправил фотографа, чтобы запечатлеть эту необычную пару.

Кэролин держала Бэби на коротком поводке — мера предосторожности, чтобы избежать внезапного рывка, если кот вдруг заметит белку или иной соблазн. И всё же Бэби проявлял удивительную сосредоточенность: он уверенно вёл хозяйку по шумным улицам, помогал переступать через пороги и дарил ей не только физическую поддержку, но и эмоциональную связь, выходящую далеко за рамки видовой принадлежности.

Местные жители были тронуты преданностью кота. В городской газете с гордостью сообщили, что Бэби получил медаль за «верную службу слепой хозяйке». На фотографиях он позировал с этим сияющим знаком отличия — настоящий герой в пушистой шубке. Хотя, судя по всему, для самого Бэби главной наградой оставалась миска любимого корма.

История персидской кошки, ставшей проводником для человека с нарушением зрения, звучит необычно — особенно в эпоху, когда в сфере помощи людям с ограниченными возможностями безраздельно господствовали собаки. Но именно Бэби напомнил миру: преданность, доверие и способность служить не зависят ни от вида, ни от стереотипов. Он стал тихим, но ярким новатором — доказательством того, что каждый питомец, будь то пёс или кот, может стать настоящим другом и опорой.

Партитура. Париж, 1982 год.

Фотограф: Эдуард Буба

Фотограф: Эдуард Буба

Мужчина демонстрирует кота. Швеция, 1941 год.

Гусь Дональд и котёнок Сэнди на руках у маленькой девочки, 1952 год.

Женщина играет на пианино для кошек разных пород, 1954 год.

Многим владельцам хочется разделить с питомцем радость от прослушивания музыки — но, увы, кошки чаще всего остаются к ней совершенно равнодушны, а порой даже проявляют раздражение. Почему так происходит? Ответ кроется в особенностях «кошачьего звукового языка».

Ещё в прошлом веке ветеринары заметили: при проигрывании определённых музыкальных нот у кошек возникают чёткие поведенческие реакции — вплоть до возбуждения. Особенно тревожное воздействие оказывают высокие тона: они напоминают крики котят в беде или звуки боли, на которые у взрослых кошек включается инстинкт тревоги. Если в вашей любимой мелодии присутствуют подобные частоты, не удивляйтесь, что питомец покинет комнату или начнёт нервничать, он не критикует ваш музыкальный вкус, он просто реагирует на сигнал опасности.

В то же время некоторые звуки способны вызывать у кошек положительные эмоции: мурлыканье, расслабленную позу, прижатые уши или даже ласковое трение о источник звука. Однако такие реакции носят исключительно инстинктивный характер, кошки воспринимают музыку не как искусство, а как набор значимых акустических сигналов. Поэтому называть их «меломанами» было бы преувеличением.

Но наука пошла дальше. Группа исследователей разработала специальную «музыку для кошек», основанную на частотах и ритмах, характерных для кошачьего общения, например: урчания, мурлыканья или призывных звуков между матерью и котёнком. Такие композиции вызывают у кошек живой интерес: они подходят к динамику, трутся о него, мурлычут. Успех эксперимента был настолько велик, что авторы даже запустили коммерческий выпуск таких треков.

Кроме того, португальские учёные обнаружили, что отдельные произведения классической музыки (в частности, спокойные пьесы) способны снижать уровень стресса у кошек. Ходят слухи, что в будущем подобные аудиозаписи могут применяться в ветеринарной практике, как элемент терапии для тревожных или больных животных.

Мужчина с котенком, 1950-е

Фотограф: Арт Шэй

Фотограф: Арт Шэй

Девушка с кошкой. Московская область, 1981 год.

Фотограф: Игорь Гневашев

Фотограф: Игорь Гневашев

Мальчик с котом. Нью-Йорк, 1954 год.

Фотограф: Вивиан Майер

Фотограф: Вивиан Майер

Актриса Анук Эме и кот Тюльпан в фильме «Во цвете лет», 1947 год.

Фотограф: Эмиль Савитри

Фотограф: Эмиль Савитри

Полосатый член экипажа. Большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ) «Аляска», 1965 год.

Фотограф: Юрий Садовников

Фотограф: Юрий Садовников

На протяжении веков корабельные коты были неотъемлемой частью морской жизни. Далеко не просто милые спутники, они выполняли важнейшую функцию: защищали суда от крыс и мышей, которые могли уничтожить продовольственные запасы, повредить такелаж и даже распространять болезни. Но их роль не ограничивалась практической пользой: моряки верили, что коты приносят удачу, предсказывают штормы и оберегают экипаж от бед.

Корабельные коты были особенно популярны в эпоху парусного флота, когда длительные плавания делали борьбу с грызунами вопросом выживания. Часто их брали на борт ещё котятами, чтобы животное привыкло к качке, звукам корабля и жизни в тесном коллективе моряков. Некоторые коты становились настоящими легендами: их имена записывали в судовые журналы, а за подвиги (или просто за удачливость) награждали особыми почестями.

Барбара Байена держит стакан молока для своего котенка, который пытается понять, как пользоваться соломинкой, 1949 год.

Рыжий Кот играет с мышкой по кличке «Белоснежка» дома, 1949 год.

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
1170

Подборка душевных и ярких фотографий деревенской жизни в СССР. 20 раскрашенных фотографий. Часть 5

Серия Подборки фотографий

Девушка убегает от коровы, 1964 год.

Фотограф: Устинов

Фотограф: Устинов

Сегодня новая подборка, посвящённая деревенской жизни в Советском Союзе. Как и всегда, я собрал и раскрасил редкие кадры из разных уголков страны — снимки, хранящие дыхание простой, но такой тёплой и искренней жизни.

Голуби над колхозными фермами. Горьковская обл., колхоз «Авангард», 1957-1960 год.

Фотограф: Всеволод Тарасевич

Фотограф: Всеволод Тарасевич

Жители деревни Астафьево, 1970-е годы.

Гужевой транспорт, 1970-е.

"Утро в деревне". Зима в подмосковном селе "Пушкино", 1979 год.

Фото: Анатолий Гаранин

Фото: Анатолий Гаранин

Семья, примерно конец 80-х.

Фотограф: Владимир Ролов

Фотограф: Владимир Ролов

В деревнях большинство семей были многодетными. Как правило, родители воспитывали не менее трёх, а то и пятерых детей. Особенно в послевоенное время.

«Разговор». Украинская ССР, Черниговская обл., пгт. Седнев, 1982 год.

Фотограф: Семен Просяк

Фотограф: Семен Просяк

Свадьба в Камышино. Омская область, 1960 год.

Село Мордово. Тамбовская область, 1970 год.

Фотограф: Сергей Васильевич Завершинский

Фотограф: Сергей Васильевич Завершинский

В 1979 году население села составляло 8 772 человека, и с тех пор оно неуклонно сокращалось. К 2021 году численность жителей упала до 5 456 человек.

Деревня Лыва, 1972 год.

В деревнях все женщины носили платки — это был не только знак скромности, но и стиль: красиво, практично и по-настоящему нарядно. Ходить по улице с распущенными волосами считалось дурным тоном.

Село в Свердловской области, 1986 год.

Фотограф: Александр Гущин

Фотограф: Александр Гущин

Деревня Пирчюпис. Литовская ССР, 1966 год.

Фотограф: Ян Тихонов

Фотограф: Ян Тихонов

Деревня с трагической историей. 3 июня 1944 года нацистские захватчики сожгли литовскую деревню Пирчюпис вместе со всеми её жителями. В пламени погибло 119 человек — женщины, старики и дети. Это был не просто пожар, а уничтожение целого села в рамках жестокой карательной операции.

После войны деревню отстроили.

Деревня Никитское. Московская область, 1971 год.

Фотограф: Борис Кауфман

Фотограф: Борис Кауфман

Гнездо аиста на острове Русне, Литовская ССР, 1966 год

Фотограф: Ян Тихонов

Фотограф: Ян Тихонов

Остров Русне в дельте реки Неман - излюбленное место обитания водоплавающих и других птиц (ныне - Русненский заповедник).

Гнёзда аистов — один из самых узнаваемых символов сельской жизни в Европе, Азии и особенно в России. Эти крупные птицы с белым оперением, чёрными крыльями и длинными красными ногами прилетают весной и строят громадные гнёзда на крышах, столбах, деревьях и специальных подставках.

Их огромные гнёзда невозможно спутать ни с чем другим — они уникальны по размеру, форме и местоположению, выделяясь на фоне крыш, столбов и деревьев как настоящие птичьи крепости.

Девушка-доярка, 1957 год.

Фотограф: Семён Фридлянд

Фотограф: Семён Фридлянд

Студенческая улица в поселке Новонадежденский. Воронежская область, 1984 год.

Фотограф: С. Соловьев

Фотограф: С. Соловьев

Все дома на этой улице были построены студентами строительного отряда Воронежского государственного университета имени В. И. Ленина.

Посещение родительского дома семьёй Мурашкиных-Соколовых. Деревня Белогорнойка Уярского района. Красноярский край, 1975 год.

Фотография из семейного альбома Мурашкиной И.П.

Фотография из семейного альбома Мурашкиной И.П.

Колхоз "Красный партизан". Пчеловод Гафар Зайнетдинов. Башкирская АССР, 1982 год.

Фотограф: Виталий Карпов

Фотограф: Виталий Карпов

Деревня в Вологодской области, 1987 год.

Жители деревни Заречье во время разлива реки Вычегда ставят у дверей дома лодки. Республика Коми, 1987 год.

Фотограф: М. Дмитриев

Фотограф: М. Дмитриев

Жители деревень и сёл издавна выбирали места для жизни рядом с реками и крупными водоёмами — вода была источником пищи, транспорта и жизни. Но за это благо приходилось платить: каждая весна приносила тревожное ожидание половодья.

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 19
184

Сбежавший кролик, 1950-е годы

Серия Подборки фотографий

Фотографии предположительно были сделаны в Нидерландах.

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 9
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества